Научная статья на тему 'Формирование сферы услуг в автомобильном бизнесе'

Формирование сферы услуг в автомобильном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1151
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / AUTOMOBILE BUSINESS / SPHERE OF SERVICES / ENTREPRENEURSHIP / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Сергей Александрович

В статье анализируется процесс формирования сферы услуг в автомобильном бизнесе, разбираются основные аспекты развития сервисных услуг в экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPHERE OF SERVICES IN AUTOMOBILE BUSINESS

The article analyzes the process of formation of sphere of services in the automobile business, studies the main aspects of the development of the service services in the economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование сферы услуг в автомобильном бизнесе»

УДК 685.5

Гусев Сергей Александрович

Gusev Sergey Alexandrovich

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента в сфере услуг Российского государственного торгово-экономического университета тел.: (916) 196-87-59

Candidate of Economics, associate professor of the chair of management in sphere of service, Russian State Trade and Economy University tel.: (916) 196-87-59

ФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В АВТОМОБИЛЬНОМ БИЗНЕСЕ

FORMATION OF SPHERE OF SERVICES IN AUTOMOBILE BUSINESS

Аннотация:

The summary:

В статье анализируется процесс формирования сферы услуг в автомобильном бизнесе, разбираются основные аспекты развития сервисных услуг в экономике России.

The article analyzes the process of formation of sphere of services in the automobile business, studies the main aspects of the development of the service services in the economy of Russia.

Ключевые слова:

автомобильный бизнес, сфера услуг, предпринимательство, организация.

Keywords:

automobile business, sphere of services, entrepreneurship, organization

Сфера услуг в постиндустриальной экономике затрагивает практически все виды деятельности. Услуги оказывают не только традиционно сервисные, но и промышленные предприятия, осуществляющие сервисное обслуживание производимого продукта, транспортировку, информационную поддержку и т.п. В связи с этим необходимо отметить актуальность более широкого истолкования понятия «сфера услуг», которая «рассматривается уже не как единая отрасль, но как масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами» [1, с. 91].

Широко употребляемый термин «сфера услуг» не является однозначным. Так, сферу услуг можно рассматривать «в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими отношениями и связями в обмене» [2, с. 18]. Также существует ряд определений сервисной сферы, учитывающих ее функциональное назначение. Условно их можно разделить на две категории:

- в рамках первой это понятие объединяет услуги, предоставляемые как частным лицам, так и организациями трактуется как «широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом» [3, с. 24].

- в основе второй категории определений лежит предпосылка предоставления услуг только населению: «Сфера услуг - совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается производстве и реализации услуг и духовных благ для населения» [4, с. 5].

Сфера услуг в настоящее время выполняет экономические и социальные функции [5]. К экономическим можно отнести:

- обслуживание сферы материального производства, которая нуждается в услугах транспорта, связи, техническом обслуживании, рекламе и т.д.;

- воспроизводство рабочей силы - осуществляется через предоставление услуг, оказываемых населению образовательными, оздоровительными, спортивными и культурными учреждениями;

- создание дополнительных материальных благ - осуществляется при производстве на заказ предметов длительного пользования или восстановлении ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции сферы услуг следующие:

- удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг (эту функцию выполняют организации, обслуживающие население);

- снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания;

- рациональное использование высвобождающегося свободного времени населения (данная функция реализуется различными культурно-зрелищными учреждениями);

- деятельность, связанная с обеспечением безопасности государства и охраной общественного порядка.

В выполнение столь разнообразных функций вовлечено значительное число отраслей, подотраслей и видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаторов, используемых как в международной, так и в национальной практиках. Например, в рамках классифика-

ции Всемирной торговой организации (ВТО) выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать следующих секторов [6, с. 24]:

- деловые услуги;

- услуги связи;

- строительные и связанные с ними инженерные услуги;

- дистрибьюторские услуги;

- образовательные услуги;

- услуги, связанные с защитой окружающей среды;

- финансовые услуги;

- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

- туристические и связанные с ними услуги;

- услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

- транспортные услуги;

- прочие услуги, не вошедшие в перечисленные выше.

Помимо классификации ВТО в мировой практике используются классификация Организации экономического сотрудничества и развития, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и другие, также включающие перечни отраслей и видов сервисной деятельности.

В России сервисная деятельность наряду с промышленностью и сельским хозяйством отражается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Также в нашей стране услуги классифицируются с помощью Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), который включает целый ряд услуг, оказываемых населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями. Данный классификатор включает в себя следующие группы услуг [7, с. 25]:

- бытовые услуги;

- услуги пассажирского транспорта;

- услуги связи;

- жилищно-коммунальные услуги;

- услуги учреждений культуры;

- туристские и экскурсионные услуги;

- услуги физической культуры и спорта;

- медицинские, санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги;

- услуги правового характера;

- услуги банков;

- услуги в системе образования;

- услуги торговли и общественного питания, рынков;

- прочие услуги населению.

Перечисленные классификации различаются не только принципом объединения услуг в категории, но и отнесением отдельных видов экономической деятельности к сфере услуг или промышленному производству. Это зачастую порождает противоречия и неточности в статистической отчетности, а также усложняет обмен информацией и анализ хозяйственной деятельности, в том числе и на международном уровне.

Автомобильный бизнес, несомненно, входит в группу торговых услуг. Под автомобильным бизнесом в настоящем исследовании понимается вид предпринимательской деятельности, связанной с продажей автомобилей, а также с их техническим обслуживанием и ремонтом. Субъектами автомобильного бизнеса выступают заводы-производители автомобилей и связанные с ними аффилированные структуры, с одной стороны, дилерские организации и независимые сервисные станции - с другой. Объектами автомобильного бизнеса являются автомобили, запасные части и сервисные услуги.

При этом предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В целом автомобильный бизнес представляет собой цепочку последовательных действий различных организаций, начальным звеном которой является производство новых автомобилей и запасных частей, а конечным - оказание услуг конечному пользователю автомобиля. В этом отношении автомобильный бизнес затрагивает две сферы: сферу производства и сферу услуг.

К сфере производства можно отнести:

- проектирование новых автомобилей;

- испытание новых автомобилей;

- производство новых автомобилей.

К сфере услуг относится:

- продажа автомобилей;

- доставка автомобилей;

- сервисное обслуживание автомобилей;

- страхование автомобилей;

- прочие услуги.

В настоящем исследовании будет в дальнейшем рассматриваться только та часть автомобильного бизнеса, которая относится к сфере услуг. Соответственно в дальнейшем под термином «автомобильный бизнес» будет пониматься совокупность сервисных услуг.

Автомобильный бизнес - одна из наиболее динамично развивающихся частей сферы услуг. Число хозяйствующих субъектов за пять лет (в период с 2005 до 2010 г.) увеличилось почти в два раза и составило 72,6 тыс. ед. [8, с. 525].

Лучшую динамику роста показали организации, осуществляющие торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями - по сравнению с 2005 г. их число выросло на 132 %. В общей структуре организаций в 2010 г. практически равное количество (28 и 29 %) занимают организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, и торговлю автотранспортными средствами. Самую большую долю (34 %) занимают организации, осуществляющие торговлю автомобильными узлами, деталями и принадлежностями. Количество организаций, занимающихся розничной торговлей моторным топливом, в общей структуре занимает 8 %.

Оборот организаций автомобильного бизнеса в период с 2005 по 2009 г. увеличился более чем в два раза и составил 1 396,2 млрд. руб. [9, с. 526]. Наибольшую долю в 2009 г. (48 %) занимал оборот организаций, осуществлявших торговлю автотранспортными средствами. Оборот организаций, реализующих в розницу моторное топливо, составил 31 %. Оборот организаций, осуществляющих торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, составил 14 %. Организации, специализирующиеся на техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, привнесли в общий оборот предприятий автомобильного бизнеса лишь 7 %.

По результатам анализа сферы услуг можно сделать вывод, что автомобильный бизнес как вид предпринимательской деятельности является важной частью сферы услуг.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М., 2005.

2. Кликич Л.М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход. М., 2004.

3. Демидова Л. Сфера услуг в России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и мировые отношения. 2008. № 2. С. 38-50.

4. Рутгайзер В.М., Корягина Т.И., Арбузова Т.И. и др. Сфера услуг: новая концепция развития. М., 1990.

5. Плешивцев А.В. Диалектика развития сферы услуг в процессе ее перехода к рыночной экономике: дис. ... канд. эконом. наук. М., 1992.

6. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. М., 2010.

7. Там же.

8. Российский статистический ежегодник. 2000: стат. сб. М., 2001.

9. Там же.

1. Avanesova G.A. Servisnaya deyatel'nost': is-

toricheskaya i sovremennaya praktika, predprini-matel'stvo, menedzhment. M., 2005.

2. Klikich L.M. Evolyutsii sfery uslug: neravnovesniy podkhod. M., 2004.

3. Demidova L. Sfera uslug v Rossii: trudniy put' mod-ernizatsii // Mirovaya ekonomika i mirovye otnosheni-ya. 2008. No. 2. P. 38-50.

4. Rutgayzer V.M., Koryagina T.I., Arbuzova T.I., et al. Sfera uslug: novaya kontseptsiya razvitiya. M., 1990.

5. Pleshivtsev A.V. Dialektika razvitiya sfery uslug v protsesse ee perekhoda k rynochnoy ekonomike: dis. ... kand. ekonom. nauk. M., 1992.

6. Balaeva O.N., Predvoditeleva M.D. Upravlenie organ-izatsiyami sfery uslug. M., 2010.

7. Ibid.

8. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2000: stat. col. M., 2001.

9. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.