Соииапьно-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ И ИХ ПОДЧИНЕННЫХ
Б. А. Вяткин, А. Г. Денисенко
В статье представлены результаты изучения влияния агрессивности младших командиров на личность и поведение курсантов военного института внутренних войск МВД России. Делается вывод о необходимости отбора, коррекции, обучения сержантского состава конструктивному использованию энергии агрессии в период выполнения служебно-боевых задач.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, метаэффект, младший командир (сержант), подчиненный (курсант), свойства индивидуальности.
Термин «агрессивность» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте. Исследователи по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории»; стремление к господству; реакцию личности на враждебную окружающую действительность. Так, Л. Берковиц определяет агрессивность «как относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях... и рассматривает как предрасположенность к агрессивному поведению»1. Фундаментальная современная разработка проблемы агрессии и агрессивности представлена в работе Р. Бэрона и Д. Ричардсона. Авторы определяют агрессию как «.поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения»2. Под агрессивностью мы вслед за представленными исследователями понимаем свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность может проявляться в различных формах: физической, косвенной, вербальной и др. Цель нашего исследования - изучение особенностей проявления агрессивности и ее источников в условиях военного вуза.
Специфика деятельности военнослужащих внутренних войск заключается в том, что она связана с ситуациями, имеющими непредсказуемый исход, сопряжена с повышенной ответственностью, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, выдерживать психические и физические нагрузки, требует решительных действий, способности пойти на риск и т. д. При этом агрессивность, неизбежно возникающая у личного состава в этих условиях, может проявляться как в форме настойчивости, упрямства (недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная), влияя на эмоциональное состояние и поведение личности. Рассматривая источники агрессивности в армейских условиях, можно выделить следующее:
1) сама специфика службы уже предполагает проявления агрессивности. Ненормированный рабочий день, бытовая неустроенность, частые переезды на новое место службы и командировки, низкая оплата труда и социальная незащищенность, противодействие со стороны граждан - факторы, которые отрицательно сказываются на поведении военнослужащих;
2) особенности социальной среды (ближайшее окружение), т. е. зависимость военнослужащего от социального окружения, в котором на первом месте стоит его непосредственный начальник.
Сержант ближе всех других командиров, он днем и ночью находится в контакте со своими подчиненными, видит каждый их шаг, действия и поступки. Он имеет возможность осуществлять целенаправленное воздействие и является связующим звеном между своим подчиненным и старшим начальником. Именно поэтому офицеры опираются в своей практической деятельности на сержантов и через них проводят в жизнь задачи по поддержанию боевой готовности, дисциплины и здоровой морально-психологической атмосферы. Форма общения связки «сержант - рядовой» предполагает высокую степень взаимодействия между командиром и подчиненным. Взаимодействие поддерживается целенаправленным характером совместной деятельности, наличием общих целей и согласованностью действий в достижении этих целей. Постепенно подчиненные овладевают неким эталоном (образцом) в деятельности и поведении, который заставляет их действовать в определенном, заданном направлении, и то, что ранее воспринималось как внешнее, со временем переходит во внутреннее состояние, входит в привычки военнослужащего. Все это позволяет высказать предположение, что
агрессивность младших командиров перцептируется подчиненными и оказывает влияние на особенности личности и поведение военнослужащих.
Организация и методики исследования
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано эмпирическое исследование. В ходе него был изучен уровень агрессии младших командиров Пермского военного института ВВ МВД России (52 сержантов) и их подчиненных (97 курсантов). В этих целях использовались методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки и методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера3, а также “НаМЧеБ!” - проективная методика исследования личности Вагнера4.
При изучении свойств различных уровней интегральной индивидуальности применялись: методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла (16 РЕ форма А) - для изучения свойств личности5; методика диагностики уровня субьективного контроля Д. Ж. Рот-тера - для изучения социально-психологических свойств6; опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова - для изучения психодинамических свойств7; опросник Я. Стреляу - для изучения нейроди-намических свойств8.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Агрессивность младших командиров Показатели агрессивности сержантского состава по ряду методик были сопоставлены между собой. Коэффициенты ранговой корреляции между их показателями (Р < 0,01) свидетельствуют, что используемые методики валидны. На основании совпадения результатов по трем методикам из 52 испытуемых были отобраны две полярные группы: «более агрессивные» (9 человек) и «менее агрессивные» (8 человек), которые заметно различались по показателям агрессивности всех методик (табл. 1).
Как видим, в группе «более агрессивные» показатели выше, чем в группе «менее агрессивные». По результатам наблюдений, сержантов, отличают вспыльчивость, грубость, выражение негативных чувств через крик, использование шуток и угроз, особенно в отношении военнослужащих, имеющих какие-либо отклонения, и это проявление возможно в присутствии офицерского состава. Высокие показатели негативизма предполагают и оппозиционную форму поведения, которое может перерасти от пассивного сопротивления до активной борьбы против уставного порядка, что характерно при смене руководителей подразделений, увольнении и призыве молодого пополнения. Данной группе свойственна тенденция к агрессии, в том числе и к ее самооправданию, у них более высокая мотивация поддержания на высоте своего статуса, они менее гибки в поведении.
Наблюдение за повседневным поведением в группе с менее выраженной агрессивностью показало, что оно в некоторых ситуациях существенно отличается (табл. 2).
Итак, психологический портрет более агрессивного сержанта выглядит следующим образом: он достаточно самоуверен, часто проявляет неуравновешенность, жесткое отношение к другим военнослужащим с целью достижения успеха в служебной карьере, склонен к личностным конфликтам с сослуживцами. Кроме того, он фиксирован на самозащите, его усилия менее направлены на разрешение ситуации, более дезорганизованы наличием каких-либо препятствий, сильно выражена мотивация поддержания на высоте своего статуса, слабо инициативен и гибок, не способен переждать неблагоприятную ситуацию. Более эмоционален, нестабилен, тревожен, напряжен, слабо развит самоконтроль.
Психологический портрет менее агрессивного сержанта представлен следующим образом: практически не подвержен состоянию фрустрации и агрессии, менее подозрителен, раздражителен, не склонен к негативизму,
Таблица 1
Достоверность различий средних показателей агрессивности у сержантов разных групп
Методики Показатели Сержанты Достоверность различий
более агрессивные менее агрессивные Т Р
А. Ассингера Агрессивность 6,45 2,90 6,56 < 0,001
А. Басса и А. Дарки Индекс агрессивности 7,82 2,71 8,56 < 0,001
Индекс враждебности 7,40 3,25 8,77 < 0,001
Физическая агрессия 6,38 3,24 3,74 < 0,01
Косвенная агрессия 6,98 4,11 3,66 <0,01
Р аз дражигельно сть 6,23 3,26 4,02 < 0,001
Негативизм 6,24 3,36 3,60 <0,01
Обида 6,80 3,82 3,94 < 0,001
Подозрительно сть 7,17 4,27 3,04 <0,01
Вербальная агрессия 7,39 2,91 8,16 < 0,001
Чувство вины 6,53 4,03 3,05 <0,01
Тест руки (НапсНеБ!) Зависимость 6,43 3,63 2,77 <0,05
Аффектация 5,83 4,20 2,28 <0,05
Эксгибиционизм 6,12 4,36 2,18 <0,05
Общий показатель агрессии и директивности 5,90 2,93 3,55 < 0,01
его усилия в большей степени направлены на разрешение конфликтных ситуаций и в меньшей - на самозащиту. Он способен быстро оценить обстановку, меньше стремится к первенству, более гибок и инициативен, склонен не придавать значения препятствиям и способен переждать неблагоприятный момент. Менее агрессивный сержант эмоционально стабилен и предсказуем, менее тревожен, отличается более выраженным самоконтролем.
2. Исследование влияния агрессивности сержантов на личность и поведение их подчиненных
По показателям исследования агрессивности курсанты в количестве 97 человек, как и сержанты, были распределены на две группы - «более агрессивные» и «менее агрессивные» (29 и 27 курсантов соответственно). Обнаружено, что у менее агрессивных командиров менее агрессивны и курсанты (20 из 27). У более агрессивных командиров из 29 обнаружено 7 менее агрессивных курсантов и 22 более агрессивных подчиненных.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у более агрессивных командиров подчиненные также более агрессивны. Вероятно, агрессивность вторых в какой-то степени обусловлена агрессивностью первых. Таким образом,
можно предположить, что агрессивность сержантского состава, видимо, является социальным источником агрессивности их подчиненных. Налицо эффект метаиндиви-дуального влияния на курсантов агрессивности их младших командиров. Под метаэффектом индивидуальности сержанта следует понимать реальные изменения в структуре личностных свойств и поведении его подчиненных, вызванные непосредственным влиянием сержанта9. Для доказательства этого влияния сопоставлялись особенности личности курсантов разных групп командиров в зависимости от выраженности агрессивности (табл. 3).
Как видим, в разных группах различаются свойства личности курсантов (факторы Н, Ь, О, 02, 04). Так, наиболее низкие значения по фактору О (самоуверенность -склонность к чувству вины) наблюдаются у курсантов, где менее агрессивные командиры, а более высокие -у курсантов, подчиняющихся более агрессивным командирам. Следовательно, курсанты более агрессивных командиров характеризуются как более напряженные, беспокойные в повседневной жизни. Для противоположной группы характерны жизнерадостность, спокойствие, уверенность в себе.
Таблица 2
Особенности поведения сержантского состава в различных ситуациях
Ситуация Более агрессивные командиры Менее агрессивные командиры
Реагирование на приказы, распоряжения Может отказаться выполнить приказ, мотивируя наличием причин либо отсутствием таковых Беспрекословное выполнение. Возможно обсуждение приказов после его выполнения
Учебные занятия по физической подготовке, спортивные мероприятия, утренняя физическая зарядка Демонстрация силы, физического превосходства, завышенные требования к сдаче нормативов Индивидуальный подход к подчиненным, оказание помоши физически слабо развитым
Конфликт в период несения службы в карауле Один из способов разрешения - с помощью физической силы и оружия Проявление выдержанности и решение проблемы в соответствии с уставом
Поведение вне службы Склонен к нарушению дисциплины в личное время, в период отпуска и увольнения Постоянный самоконтроль поведения
Особенности взаимоотношений с подчиненными Анализ негативного отношения подчиненных к службе, к нему лично и стремление их исправить неуставными методами. Использование своей власти в личных и корыстных интересах. Разделение подчиненных на «сильных» и «слабых», где основная нагрузка по выполнению работ ложится на безропотных, застенчивых военнослужащих. Невнимание к жалобам в отношении здоровья и личных проблем Решение проблем путем личного обшения и законными, уставными мерами. Использование должностного положения в служебных целях. Равномерное распределение нагрузки среди подчиненных и одинаковая требовательность к ним. Проявление эмпатии, сопереживания
Таблица 3
Значимые различия личностных особенностей курсантов, подчиненных сержантам с разным уровнем агрессивности
Показатели личности (по Р. Кэттеллу) Курсанты - подчиненные Достоверность различий
более агрессивных командиров менее агрессивных командиров г Р
Н- робость / смелость в общении 13,68 15,92 -2,58 <0,01
Ь -доверчивость /подозрительность 10,77 8,98 3,09 <0,01
О - самоуверенность / склонность к чувству вины 12,53 9,50 4,12 <0,001
Q2 - зависимость / самостоятельность от группы 9,79 8,56 2,11 <0,05
04 - расслабленность / напряженность 12,02 10,36 2,23 <0,05
Различия по фактору Н (робость - смелость в общении) обнаруживают более высокие значения по этому фактору у курсантов, подчиненных менее агрессивным командирам. Это свидетельствует о том, что они характеризуются как более общительные, дружелюбные. Для противоположной группы характерны сдержанность, осторожность, враждебность в отношениях с окружающими.
Различия по фактору Ь (доверчивость - подозрительность) означают, что для курсантов, подчиненных более агрессивным командирам, характерны проявления раздражительности, подозрительности, недоверчивости во взаимоотношениях. Они склонны к соперничеству, завышенной самооценке своей персоны, высокомерны. Курсантов у менее агрессивных командиров характеризуют терпимость, умение прощать, понимать и проявлять эмпатию по отношению к другим, во взаимоотношениях они доверчивы.
Обнаруженные различия по фактору Q2 (зависимость - самостоятельность от группы) свидетельствуют, что курсанты - подчиненные более агрессивных командиров более самостоятельны, независимы от мнения коллектива, чем курсанты, подчиненные менее агрессивным командирам, которые привязаны к задачам, стоящим перед коллективом, и живут его жизнью, увязывают с ним свои действия и поступки.
Различия по фактору Q4 (расслабленность - напряженность) позволяют сделать вывод, что курсанты более агрессивных командиров значительно напряжены, на что показал уже фактор О (самоуверенность - склонность к чувству вины), по сравнению с курсантами менее агрессивных командиров, которые более расслабленны, сдержанны и поэтому уверенней будут действовать в различных ситуациях.
Показатели индивидуальных свойств подчиненных двух групп позволяют предположить, что у курсантов образовались личностные свойства, имеющие тенденцию, связанную с агрессивным поведением, исходящую непосредственно от младших командиров. Группу лиц. подчиненных более агрессивным командирам, можно охарактеризовать как «конфликтно-агрессивные», что, предположительно, свидетельствует о склонности оценивать многие действия как угрожающие и о стремлении отреагировать на это собственными агрессивными действиями. Группу лиц, подчиненных менее агрессивным командирам, характеризуют как эмоционально-уверенную. Они предполагают оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные, что ведет к подавлению агрессивности.
Различающаяся в связи с этим структура личностных особенностей курсантов, подчиненных сержантам с разным уровнем агрессивности, будет способствовать различному состоянию морально-психологической подготовки подразделений. Полученные результаты позволяют рассматривать личностные особенности курсантов, подчиненных менее агрессивным командирам, как про-
фессионально важные для будущих командиров подразделений внутренних войск. В свою очередь агрессивные, конфликтные отношения в коллективе, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны сослуживцев и непосредственного начальника, невозможность открытой, доброжелательной коммуникации с ними, на фоне напряженных условий профессиональной деятельности отрицательно проявят себя в ходе выполнения служебно-боевых задач.
Результаты исследования показывают, что вокруг каждого конкретного сержанта (индивидуально своеобразного и неповторимого) в конкретной социальной группе (отделении курсантов) образуется особая психологическая атмосфера. Она проявляется, во-первых, в субъективном отклике курсантов на индивидуальность командира; во-вторых, в том влиянии, которое сержант оказывает на сознание, личность и деятельность подчиненных. Вероятно, свойства личности курсантов, длительное время систематически взаимодействующих с одним и тем же сержантом, за годы обучения в военном вузе претерпевают определенные изменения, связанные с доминирующими личностными особенностями сержанта, которые определяют своеобразие его жизнедеятельности, стиль деятельности, стиль общения, т. е. выступают как его характеристика метаиндивидуальности10.
Положительное конструктивное проявление агрессивности в деятельности сотрудников правоохранительных органов должно возникать в ситуациях, направленных на выполнение учебно-воспитательных задач, в процессе непосредственного соприкосновения с преступником и правонарушителем. В коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а о выяснении и устранении причин, вызывающих ее проявления11.
1 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. С. 44.
2 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. С. 53.
3 Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райго-родского. Самара, 1998. С. 22-30.
4 Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности “НаМ-тест” : методическое руководство. СПб., 2000. 50 с.
5 Батаршев А. В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла : практическое руководство. М., 2002. 96 с.
6 Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райго-родского. С. 22-30.
7Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000. 560 с.
8 Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райго-родского. С. 22-30.
9 Денисенко А. Г. Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2004. С. 14.
10 Вяткин Б. А. Психология метаиндивидуальности учителя начальных классов : монография. Пермь, 2008. С. 42.
11 Денисенко А. Г. Указ. соч. С. 14.