НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
■ ■ ■ МЕДИАКОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Автор: НИГМАТУЛЛИНА Т.А.
НИГМАТУЛЛИНА Танзиля Алтафовна, доктор политических наук, доцент, директор Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академии труда и социальных отношений». Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Адрес: 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, проспект Октября, 74/2. Тел.: +7 (347) 241-42-04. Е-таН: bist-atiso@rambler.ru
Аннотация: автор акцентирует внимание на вопросах формирования гражданско-полити-ческой активности молодежного сообщества, на том, что создание правового государства, развитие гражданского общества невозможно без привлечения значительной доли молодежи к участию в общественно-политической жизни страны. Автор полагает, что в этом вопросе особое внимание следует уделить медиакоммуникативным средствам распространения информации, которые являются не только индикаторами гражданско-по-литической активности молодежи, но и полноправными трансляторами политической повестки дня. В статье представлены результаты регионального исследования гражданско-политической активности молодежи в Республике Башкортостан с определением ее медиакоммуникативных особенностей и собственно информационных пристрастий молодежного сообщества. На основании этих результатов автор приходит к выводу, что можно условно объединить молодых людей в несколько групп: а) имеющих сформированную гражданско-политическую позицию и активно участвующих в жизни общества; б) настроенных отрицательно к происходящим в стране переменам; в) пассивно относящихся к любым общественным событиям. Автор выявляет причины низкой гражданско-политиче-ской активности и делает вывод, что взгляды и позиции молодых людей вполне могут быть регулируемыми со стороны государства, но в то же время, что принципиально важно, -определенными политическими силами, особенно в случаях дестабилизации политического положения. Необходимо грамотно выстроить политику информационной ориентации молодежи, предоставлять возможность получать достоверную и объективную информацию, быть услышанными органами государственной власти и управления.
Ключевые слова: молодежная политика, гражданско-политическая активность, регион, коммуникации, СМИ.
Создание принципиально новой системы политико-правовой культуры населения и политической социализации обусловлено происходящими изменениями в политической и экономической сферах общества, кризисом ценностной системы. В настоящее время перед Российской Федерацией стоит приоритетная задача расширения границ представления молодежи об отведенной ей роли в политической сфере жизнедеятельности, повышения уровня их сознательной гражданско-политической активности во благо страны [5].
«Гражданско-политическая активность», согласно исследованиям Е.А. Ануфриева и Ю.М. Резника, - это форма самореализации и самодеятельности личности, как полноценного члена и субъекта политики, выражающаяся в ее осознанном и целенаправлен-
ном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов [2].
По мнению А.Б. Мискевича, этот термин следует употреблять в значении различной степени интенсивности и участия населения в политических процессах [4].
«Гражданско-политическая активность» - это, по сути, субъективно мотивированный процесс, в котором воплощаются различные виды политической деятельности; вся совокупность форм действий политических факторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных интересов и позиций. Под термином «гражданско-политическая активность» мы понимаем целенаправленную и осознанную деятельность граждан в социально-политическом пространстве по защите прав и интересов посредством индивидуальных или коллективных действий.
Палитра форм и видов гражданско-политической активности, по мнению А.А. Кля-гиной [3], состоит из институциональных и неинституциональных форм.
Институциональные формы ориентированы на привлечение организационно-административных, информационных ресурсов таких акторов политического процесса, как политические партии, профсоюзы, органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества и т.д. Следует отметить, что подобные четкие публичные проявления не характерны для неинституциональных форм.
Можно выделить следующие виды гражданско-политической активности: анонимная, непредвиденная и информационно-коммуникационная.
Анонимная гражданско-политическая активность - это скрытая форма участия граждан в политической сфере, определяемая личностными характеристиками индивидов.
Непредвиденная гражданско-политическая активность представляет собой проявления недекларированной, не навязанной никем гражданской позиции.
Информационно-коммуникационная гражданско-политическая активность представлена следующими видами: общение с правительством и чиновниками в сети интернет, в режиме on-line, выражение гражданской позиции на интернет-форумах и в социальной сети, создание собственных форумов и интернет-страниц для обсуждения проблем политического характера и т.д. [3].
На развитие институциональных форм гражданско-политической активности молодежи непосредственное влияние, безусловно, оказывают властные институты и институты гражданского общества, а также такие агенты гражданско-политической активности, как негосударственные и неполитические организации, консультативные органы, общественность, средства массовой информации, в частности, всевозможные социальные сети, форумы, блоги и пр. Большую роль в этом процессе играет и качество жизни, основными показателями которого выступают все более увеличивающаяся урбанизация, развитое промышленное производство, благосостояние, высокий уровень грамотности населения. Большинство ученых сходится во мнении, что в современных условиях снижение уровня жизни, обусловленное экономическим кризисом в развитых странах, приведет к росту общественных организаций, в задачи которых входит политическое регулирование доступа к благам, предотвращение возможных ограничений прав и свобод, соблюдение принципов демократии в принятии стратегических решений [6].
Уровень гражданско-политической активности молодежи определяется не столько характеристиками политических процессов, сколько конкретными условиями его развития. Для повышения гражданско-политического участия молодежи страны в полити-
ческой жизни требуется формирование следующих качеств: политической компетентности, самоорганизованности, самостоятельности, гражданской культуры, осознания эффективности политического участия в жизни государства.
Характер развития гражданско-политической активности молодежи обусловлен не только историческими традициями государства. Необходимо обозначить ряд объективных процессов, к которым в первую очередь относится модернизация политических основ современного российского общества. Модернизация современной России невозможна без конкурентоспособного, мобильного, коммуникативного - «высокоресурсного» гражданина. Такой гражданин, обладающий высоким уровнем развития гражданской активности, адекватно отвечающий вызовам политической системы, без сомнения, окажет заметное влияние на процесс модернизационного обновления российского общества. Эффективность и успешность процесса формирования гражданских и политических институтов во многом зависит от уровня и стабильности гражданской активности населения.
На степень гражданско-политической активности влияет система информационных и культурных установок, которая включает когнитивные, аффективные и ценностные ориентации.
Когнитивные ориентации - это знания о политической системе, ее ролях, включающих в себя концепции, модели, теории, идеологии.
Аффективные ориентации - это чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет.
Ценностные ориентации включают представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями [1].
В основе формирования мотивации гражданско-политической активности лежит информированность, заинтересованность в информации о политике, осознание способности оказывать влияние на ход политического процесса. Механизм политической активизации молодежи может быть вертикальным, т.е. инициируемым государством (электоральная, партийная активность) или горизонтальным, т.е. инициируемым обществом. Многообразные формы политической активности различаются по степени законности действий на конвенциональную (законную) и неконвенциональную активность.
Формами проявления гражданско-политической активности, по нашему мнению, являются:
- электоральная активность, т.е. деятельность, направленная на оказание воздействия на итоги выборов: продвижение конкретных кандидатов, голосование на выборах и др.;
- институциональная активность - участие в общественно-политической жизни общества путем вступления в общественные движения, молодежные политические объединения и деятельности в них с целью воздействия на принятия политических решений;
- организационно-групповая активность - создание и продвижение молодежных организаций и групп, ориентированных на использование политических технологий или на решение политических вопросов;
- протестная активность традиционного и нетрадиционного характера, выражающая политические ориентации протестного мнения.
Важнейшей отличительной чертой гражданско-политической активности в России является тенденция к реализации через институциональные формы права на участие граждан в принятии важных политических решений. Гражданско-политическая актив-
ность реализуется посредством политического функционирования и участия, а толчком к расширению ее институциональных границ является увеличение количества факторов, влияющих на политический процесс, которые играют роль медиатора между гражданским обществом и государством.
С целью изучения гражданско-политической активности молодежи Республики Башкортостан и выявления ее медиакоммуникативных региональных особенностей нами было проведено социологическое исследование.
Исследование проводилось в 2013 г. среди наиболее активной части молодежи -студенчества. Респондентами стали студенты Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» - всего 300 человек. Возраст респондентов - от 17 до 24 лет.
Результаты проведенного исследования представлены ниже.
Согласно опросу, половина респондентов (50%) регулярно следит за политическими событиями. Поэтому, по нашему мнению, утверждение о том, что отсутствие интереса к политическому процессу у молодежи носит массовый характер, не совсем верно. Треть опрошенных (34%) интересуются политикой лишь «факультативно», т.е. «от случая к случаю», и интерес к политике у этой категории респондентов очень низок. 10% молодых людей вовсе не интересуются политикой, а 6% респондентов затруднились ответить (см. диагр. 1).
Диаграмма 1. Интерес мо-
Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в политической жизни нашей страны?
лодежи к политической жизни страны, %
1Да, внимательно слежу за развитием ситуации
I Слежу за развитием событий, но мне это не очень интересно : Нет, меня это не интересует
I Затрудняюсь ответить
При этом молодежь оценивает происходящие в стране перемены неуверенно. Об этом свидетельствуют данные, представленные в диагр. 2.
Как Вы оцениваете происходящие в стране перемены?
Диаграмма 2. Оценка молодежью происходящих в стране перемен, в %
Как видим, в целом большая часть молодежи положительно относится к переменам, происходящим в России, но, тем не менее, около половины
---Затрудняюсьответить рвСПОНДвНТОВ НвувервНЭ
в позитивном результате этих перемен. Около трети респондентов отрицательно отнеслись к происходящим в стране изменениям или затруднились ответить. Данная позиция молодежи объясняется, с одной стороны, нерешенностью социально-политических проблем, с другой - невостребованностью молодых людей на рынке труда.
г 13 6
11
1 49 |
1 Л
| Положительно
■ Скорее положительно, нем отрицательно
] Скорее отрицательно, чем положительно
I Отрицательно
Согласно нашему исследованию, наиболее политически активной, по мнению молодежи, является возрастная группа от 30 до 45 лет (34%), на втором месте по политической активности молодежь считает людей, относящихся к возрастной категории до 30 лет (31%). Далее, по их мнению, политически активной является возрастная категория от 45 до 60 лет - 29%, наименее политически активная - это категория граждан старше 60 лет - по мнению 3% респондентов (см. диагр. 3).
Диаграмма 3. Мнение молодежи о политической активности возрастных групп, в %
Респонденты назвали целый ряд форм участия молодежи в политической жизни страны: принимает активное участие в голосовании на выборах, участвует в государственных молодежных объединениях и организациях, влияет на политику через различные общественные организации, политические партии, оказывает влияние на проведение государственной молодежной политики, работает в органах государственной власти и местного самоуправления.
Отдельная часть респондентов выделяет роль молодежи в активизации протестной активности, радикализации и криминализации общества: участвует в митингах, акциях протеста, используется радикальными организациями для давления на политическое руководство государства, участвует в столкновениях и беспорядках со своими сверстниками (см. табл. 1).
Таблица 1. Роль молодежи в политической жизни страны, %
№ п/п Какую роль, по Вашему мнению, играет в политической жизни России молодежь? %
1 Не оказывает серьезного влияния на политическую жизнь страны 9
2 Принимает активное участие в голосовании на выборах 14
3 Влияет на политику через различные общественные организации, политические партии 11
4 Участвует в митингах, акциях протеста 13
5 Работает в органах государственной власти и местного самоуправления 5
6 Используется радикальными организациями для давления на политическое руководство государства 4
7 Оказывает влияние на проведение государственной молодежной политики 8
8 Участвует в государственных молодежных объединениях и организациях 12
9 Служит в вооруженных силах Российской Федерации 16
10 Участвует в столкновениях и беспорядках со своими сверстниками 3
11 Другое 0
12 Затрудняюсь ответить 5
Как Вы считаете, какая возрастная группа является наиболее политически активной?
I До 30 лет 130-45 лет ] 45-60 лет Ют 60 лет
: Затрудняюсь ответить
Значительная часть респондентов (71%) являются членами различных организаций и объединений: научных и творческих объединений, спортивных организаций, национальных объединений, политических объединений, объединений болельщиков спортивных команд, фан-клубов звезд шоу-бизнеса, ролевых клубов, религиозных объединений. Однако ни в какие организации и объединения вообще не входят достаточно большое число респондентов (см. табл. 2).
Таблица 2. Членство в различных организациях и объединениях
№ п/п Являетесь ли Вы членом какой-либо организации? %
1 Да (укажите название): 71
2 политическое объединение 6
3 национальное объединение 10
4 спортивная организация 12
5 объединение болельщиков спортивных команд 5
6 фан-клубы звезд шоу-бизнеса 4
7 клуб по интересам (авиамоделирование, автолюбители и пр.) 6
8 научные, творческие объединения 16
9 виртуальные объединения (игроков компьютерных игр, знакомств) 5
10 религиозные объединения 2
11 ролевые клубы 3
12 другое 2
13 Нет 29
Более того, согласно опросу, среди респондентов есть молодые люди, которые не желают принимать никакого участия ни в работе каких-либо организаций, ни вообще в каких-либо проектах. Достаточно большое число (12%) еще не определили для себя: интересно им это или нет, следовательно, их общественная, а значит, и политическая активность тоже пока нулевая (см. диагр. 4).
Диаграмма 4. Желание молодежи принять участие в творческих, социальных и научных проектах, в %
Свое желание принимать участие в работе органов молодежного самоуправления высказала большая часть молодых людей - 73%. органов молодежного само-
Хотели бы вы принять участие в каких-либо научных, социальных или творческих проектах
И^^^^Ч 12 Г 6
Я 82
■Да ■ Нет
Затрудняюсь ответить
Остальные опрошенные либо отказались войти в состав управления, либо затруднились ответить (см. диагр. 5).
Диаграмма 5. Желание молодежи принимать участие в работе органов молодежного самоуправления, в %
Основным источником информации молодежи о политических событиях, согласно нашему исследованию, является интернет, который стремительными темпами вытесняет другие источники информации и служит самым популярным средством массовой коммуникации среди молодежи. Ежегодно более мобильными становятся и формы получения информации через интернет: !РИопе, !РаЬ, сотовый телефон, планшет и т.д.
На втором месте находится такой источник информации, как телевидение. Телевидение в настоящее время также становится более разнообразным и совершенным. Вполне доступны для потребителей спутниковое, кабельное телевидение с множеством каналов по самым различным тематикам.
На третьем месте - радио. В этой категории массовой коммуникации молодежь в большей степени использует Fm радио.
Менее значимыми формами получения информации являются печатные СМИ и неформальные источники - коллеги, друзья, родители (см. диагр. 6).
Диаграмма 6. Источники информации молодежи о политических событиях, %
Молодежь чаще всего получает информацию через общероссийские и местные, региональные телевизионные каналы. Меньшая часть молодежи пользуется коммерческими формами телекоммуникации - кабельным и спутниковым телевидением (см. диагр. 7).
Диаграмма 7. Категории телекоммуникаций получения информации молодежью, в %
Большая часть респондентов (92%) принимает участие в обсуж-
коммуникология - соммимсоюоу
дении политических событий. Основными собеседниками респондентов в обсуждении политических тем являются друзья, коллеги и сокурсники, члены семьи. Данные представлены в диагр. 8.
Диаграмма 8. Участие молодежи в обсуждении политических событий, %
Однако предпочтение молодежь отдает музыкальным и развлекательным передачам. Менее интересуют молодежь новостные, информационные передачи (см. диагр. 9).
Диаграмма 9. Тематическое разнообразие теле-, радиопередач, предпочитаемых молодежью, в %
Мониторинг показал, что на первом месте среди политических тем и событий, обсуждаемых молодежью, стоит тема, связанная с коррумпированностью власти; второе место занимают политические события в государстве; на третьем месте - политические события в регионе.
Следующий блок тем, обсуждаемых молодежью, - это вопросы национальных отношений и политических событий в мире.
Кроме того, молодежью обсуждаются и анализируются отдельные политические акты и участие в протестных акциях. Данные - в табл. 3.
Таблица 3. Темы, затрагиваемые молодежью, при обсуждении
№ п/п Какие темы чаще всего Вы затрагиваете при обсуждениях? %
1 Обсуждение политических событий в государстве 24
2 Обсуждение политических событий в мире 7
3 Обсуждение политических событий в регионе 17
4 Одобрение или неодобрение политического акта 6
5 Национальные вопросы и отношения 8
6 Об участиях в акциях протеста 6
7 О коррумпированности власти 32
8 Другие 0
При обсуждении тем, касающихся политики, респонденты чаще всего говорят о Президенте Российской Федерации, местной власти, российском парламенте, правительстве Российской Федерации. Менее всего респонденты ведут речь о различных партиях и движениях (см. диагр. 10).
Диаграмма 10. Упоминание молодежью различных ветвей государственной власти, партий и движений при обсуждении политических тем, %
Современное молодое поколение волнуют вопросы реализации жизненных планов. В целом данную проблематику можно подразделить на три основные категории: социальная (невостребованность молодежи на рынке труда, общая социально-экономическая ситуация в стране, отсутствие действенной государственной политики по поддержке молодежи), на которую обратили внимание около половины опрошенных молодых людей; неподготовленность молодежи к жизни (менталитет современной молодежи, низкая активность, недоступность качественного образования, дискриминация молодых людей со стороны старшего поколения); и, наконец, низкая информированность (см. табл. 4).
Таблица 4. Причины, препятствующие реализации жизненных планов молодежи, в %
№ п/п Как Вы считаете, что мешает реализации жизненных планов молодежи в нашей стране? %
1 Дискриминация молодых людей со стороны старших поколений 6
2 Невостребованность молодежи на рынке труда 21
3 Менталитет современной молодежи, низкая активность 23
4 Общая социально-экономическая ситуация в стране 15
5 Недоступность качественного образования 6
6 Отсутствие действенной государственной политики по поддержке молодежи 12
7 Незнание, где и как приложить свои силы 13
8 Другое 1
9 Затрудняюсь ответить 3
Результаты опроса показывают: большая часть молодежи (66%) считает, что правовую защиту можно получить со стороны общественности или правоохранительных и государственных органов. К протестной или неформальной правовой защите склонны прибегнуть 15% респондентов. Остальные респонденты заявили о своей неуверенности или пассивности в защите своих прав (см. табл. 5).
Таблица 5. Формы возможной реакции молодежи в вопросах правовой защиты, в %
№ п/п В случае нарушения Ваших прав, что Вы готовы предпринять? %
1 Ничего, так как уверены в безуспешности каких-либо действий 13
2 Обратиться в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру, ФСБ) 23
3 Обратиться за помощью в органы власти 11
4 Участвовать в акциях протеста 11
5 Использовать личные связи и вознаграждения 4
6 Привлечь внимание общественности (обратиться в СМИ, общественные организации) 32
7 Другое 1
8 Затрудняюсь ответить 5
Согласно полученным в результате данным (см. табл. 6), среди общероссийских печатных СМИ наибольшей популярностью пользуются информационные общественно-политические издания - «Комсомольская правда», «АИФ»; популярны среди молодежи федеральные спортивные издания «Советский спорт» и «Спорт-экспресс».
Государственные и деловые общественно-политические федеральные издания: «Российская газета», «Коммерсантъ», «Известия» - представляют для молодежи меньший интерес.
Развлекательно-информационные издания: «Я-молодой», «Совершенно секретно» - также присутствуют в обзоре СМИ среди молодежи. Но доля тех респондентов, которые читают эту категорию изданий, сравнительно невысока.
Таблица 6. Печатные СМИ, читаемые молодежью, в %
Издания % Издания %
Общероссийские 36 Местные 46
«АИФ» 6 «Республика Башкортостан» 7
«Комсомольская правда» 9 «Уфимская неделя» 6
«Спорт-экспресс» 4 «Молодежная газета» 4
«Известия» 1 «Евразия» 3
«Коммерсантъ» 1 «Вечерняя Уфа» 7
«Культура» 0 «Уфимские вести» 2
«Российская газета» 2 «Курьер» 1
«Советский спорт» 9 «Бонус» 7
«Сегодня» 0 «Наш мегаполис Уфа» 2
«Совершенно секретно» 2 «Доброе утро» 2
«Экспресс-газета» 0 «Уфимские ведомости» 1
«Я-молодой» 2 «Действие» 4
Как видим, чаще всего молодежь читает местные газеты (46 %) и реже - общероссийские (36%).
Мы полагаем, что предпочтение региональным печатным СМИ было отдано респондентами по следующим причинам.
1. На местном рынке СМИ присутствуют издания, ориентированные на критический анализ деятельности региональных и местных органов власти, позиционирующие себя как оппозиционные, многим из них свойствен креативный подход к подаче информации («Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», Уфимские ведомости», «Уфимские вести»). Поэтому информация этих изданий привлекает внимание молодежи. Данная категория СМИ является наиболее популярной и привлекательной для молодых людей. Ее популярность среди наших респондентов составляет 26% («Республика Башкортостан» - 7%, «Вечерняя Уфа» - 7%, «Уфимская неделя» - 6%, «Молодежная газета»» - 4%, «Уфимские вести» - 2%).
2. На местном рынке СМИ присутствуют издания, бесплатно распространяемые по почтовым ящикам, предприятиям и вузам (газеты «Бонус», «Евразия», «Наш мегаполис Уфа», «Курьер»). Поэтому доступность получения информации через эту категорию СМИ достаточно высокая - 15% («Бонус» - 7%, «Евразия» - 3%, «Наш мегаполис Уфа» - 2%, «Доброе утро» - 2%, «Курьер» - 1%).
3. Государственные издания и газеты, финансируемые из регионального или муниципального бюджетов, чаще всего распространяются по подписке, которая организуется, как правило, административным путем на предприятиях и в учебных заведениях. К этой категории СМИ относятся газеты «Уфимские ведомости», «Действие». Доля молодежи, получающая информацию через эту категорию СМИ, незначительна - 5% («Действие» - 4%, «Уфимские ведомости» - 1%).
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Утверждение о том, что отсутствие интереса к политическому процессу у молодежи носит массовый характер, по нашему мнению, не совсем верно. Половина респондентов регулярно следит за политическими событиями. Более трети молодых людей интересуются политикой, но лишь «от случая к случаю». 6% респондентов затруднились ответить. Часть молодых людей на сегодняшний день совсем не интересуется политикой, таковых среди опрошенных оказалось 10%).
2. В молодежной среде можно условно выделить несколько групп:
2.1. Первая группа, составляющая наибольшую часть молодежи (более 50%), обладает активной жизненной позицией, интересуется политикой, имеет свое мнение по поводу происходящих в стране перемен и роли молодежи в политической жизни страны. Эти молодые люди считают, что отдельные социальные причины препятствуют реализации их жизненных планов. В случае нарушения их прав они готовы обратиться к общественности через средства массовой информации или привлечь органы государственной власти, правоохранительные органы. Данная категория молодежи участвует или желает участвовать в различных творческих, научных и социальных проектах, состоит в различных организациях и объединениях по интересам.
2.2. Вторая группа молодежи к происходящим в стране переменам настроена отрицательно. Хотя эта группа имеет активную гражданскую позицию, состоит в различных организациях и объединениях, участвует в творческих, научных и социальных проектах, тем не менее, она склонна к протестной активности. Причиной тому являются препятствия в реализации жизненных планов, недоверие к органам государственной власти и правоохранительным органам, нерешенность социальных проблем, а также недоверие к политической системе.
коммуникология - соммимсоюоу
2.3. Третья группа молодежи является пассивной, с точки зрения гражданской и политической активности. По нашим наблюдениям, к данной группе относятся мало информированные и менее подготовленные к жизни молодые граждане. Они практически не участвуют ни в каких проектах, не состоят в организациях и объединениях, проявляют пассивность в отстаивании своих прав, не знают, где и как приложить свои знания и силы.
3. Низкая гражданско-политическая активность и невысокий интерес части молодого поколения к политике объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:
3.1. Ориентацией молодых россиян на приобретение высокого социального статуса и перспективы социальной мобильности, стремление занять престижные социальные позиции.
3.2. Уровнем противоречий современной российской молодежи с властью и с социальными институтами.
3.3. Социокультурными конфликтами, связанными с особенностями молодежных субкультур.
4. Мы предполагаем - с учетом того факта, что молодежь пользуется политической информацией в сетях интернет, телекоммуникации и печатных СМИ, а также обсуждает политические темы в кругу своего общения, что взгляды и позиции молодых людей вполне могут быть регулируемыми со стороны государства, и в то же время - особенно в случаях дестабилизации политического положения - определенными политическими силами.
5. В целом гражданско-политическая активность молодежи зависит от ее информационной ориентации, возможности получать достоверную и объективную информацию, возможности быть услышанными органами государственной власти и управления.
Список литературы
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. «Полис». 1992. №4. С. 125-131.
2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. 396 с.
3. РезникЮ.М. Человек и общество. Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3.
4. Клягина А.А. Гражданская активность россиян в условиях современного политического процесса: Автореф. дис. канд. полит. наук. Ставрополь, 2012.
5. МискевичА.Б. Общественно-политическая активность: сущность, проблемы развития. Минск, 1991.
6. Нигматуллина Т.А. Волонтерское движение как фактор роста социально-политической активности молодежи в современной России. Вестник ВЭГУ. 2013. № 5. С. 59-66.
7. Нигматуллина Т.А. Политические настроения российской молодежи как индикаторы демократии. Перспективы науки. 2013. № 8 (47). С. 209-213.
С. 94.
■ ■ ■ MEDIACOMMUNICATION CHARACTERISTICS OF CIVIL-POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Author: NIGMATULLINA
NIGMATULLINA Tanzila Altafovna, Doctor of political Sciences, Associate Professor, Director of the Bashkir Institute of social technologies (branch) of the Educational establishments of trade unions of higher professional education «Academy of labor and social relations». Honorary Worker of the Russian Higher Education.
Address: 74/2, October prospect, Ufa, The Republic of Bashkortostan, 119571. Tel.: +7 (347) 241-42-04. E-mail: bist-atiso@rambler.ru
Abstract. The author focuses on the formation of civil-political activity of youth, on that the rule of law, civil society development is impossible without attracting a significant share of young people to participate in public and political life of the country. The author believes that in this issue special attention should be paid to mass media means of dissemination of information, which are not only indicators of civil and political activity of youth, but a full translation of the political agenda. The article presents the results of a regional study of civil-political activity of youth in the Republic of Bashkortostan with the determination of its media communication features and informational preferences of the youth. Based on these results, the author concludes that it is possible to subdivide young people in several groups: a) having formed a civil-political position and actively participating in society; b) disposed negatively to changes that are happening in the country; c) passively relating to any public events. The author reveals the reasons for the low civil-political activity and concludes that the opinions of young people may be regulated by the state, but at the same time, which is fundamentally important, by certain political forces, especially in case of destabilization of the political situation. It is necessary to correctly build a policy that addresses information orientation of young people, to provide access to reliable and objective information, to be heard by the bodies of state power and control.
Keywords: youth policy, civil and political activity, region, communication, media.
References
1. Almond G., Verba S. Grazhdanskaya kultura i stabilnost demokratii. 1992. №4. S. 125-131. [Almond G., Verba S. (1990) The Civic culture and democratic stability. Polis, N 4, pp. 125-131].
2. Anufriyev Ye.A. Sotsialny status i aktivnost lichnosti. M., 1984. 396 s. [Anufriev Ye.A.(1984) Social status and activity of the person. Moscow, 396 p.].
3. ReznikYu.M. Chelovek i obshchestvo. Lichnost. Kultura. Obshchestvo. 2000. T. 2. Vyp. 3. [Resnick, Yu.M (2000). 'People and society'. // Personality. Culture. Society. T. 2, vol. 3].
4. Klyagina A.A. Grazhdanskaya aktivnost rossiyan v usloviyakh sovremennogo politicheskogo protsessa: Avtoref. dis. ... kand.polit.nauk. Stavropol, 2012. [Klagina A.A. (2012) Civil activity of the Russians in the modern political process, Abstract of Ph.D. dissertation in political science, Stavropol.]
5. MiskevichA.B. Obshchestvenno-politicheskaya aktivnost: sushchnost, problemy razvitiya. Minsk, 1991. S. 94. [Miskevich A.B. (1991) Political activity: essence and problems of development. Minsk, p. 94].
6. Nigmatullina T.A. Volonterskoye dvizheniye kak faktor rosta sotsialno-politicheskoy aktivnosti molodezhi v sovre-mennoy Rossii. Vestnik VEGU. 2013. № 5. S. 59-66. [Nigmatullina T.A. (2013) 'Volunteer movement as a factor in the growth of socio-political activity of youth in modern Russia'. Vestnik of VEGO, 2013, N 5, pp. 59-66].
7. Nigmatullina T.A. Politicheskiye nastroyeniya rossyskoy molodezhi kak indikatory demokratii. Perspektivy nauki. 2013. № 8 (47). S. 209-213. [Nigmatullina T.A. (2013) 'Political mood of the Russian youth as indicators of democracy'. Science Prospects, N 8 (47), pp. 209-213].
коммуникология - соммимсоюоу
■ ■ ■ ИМИДЖ ДАГЕСТАНЦЕВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И СМИ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Автор: ЛАНДА К. Г.
ЛАНДА Камиль Газимагомедович, доктор политических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС).
Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (499) 956-97-23. Е-таН: kamzes@hotmail.com
Аннотация: автор в статье затрагивает самую актуальную тему на сегодняшний день для российских кавказцев, особенно тех, которые проживают за пределами своих республик. Речь идет об имидже кавказцев, создаваемым СМИ в российском обществе. Информация, зачастую надуманная, негативная, насаждаемая обществу, провоцирует на вражду и к конфликтам, размежеванию людей между представителями разных национальностей и разделению российских граждан по национальному признаку. Россиянам из Кавказа становится очень проблематичным найти жилье в российских городах, создавать свой бизнес, арендовать помещения, устроиться на работу в частные компании и на государственную службу, на средние и высшие муниципальные должности, не говоря о занятии более высоких государственных постов. Автор указывает на негативное восприятие российским обществом участия в этих процессах представителей высших эшелонов власти; одним из доводов прекращения травли дагестанцев в СМИ России считает начавшиеся военные события на Украине. Необходимо остерегаться, что все может повториться с завершением украинского кризиса. Отмечаются меры, принимаемые государством для стабилизации национальной политики и урегулирования межнациональных отношений в российском обществе.
Ключевые слова: СМИ, имидж, Кавказ, кавказские народы, дагестанцы, межнациональные конфликты, стратификация, двойные стандарты, национальная политика, национализм, скинхеды, Новороссия, события на Украине.
Имидж (от англ., image - «образ», «изображение») - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации, различными формами психологического воздействия. Часто имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и не существующие, приписываемые [1].
Национальная политика во всех сферах общественной жизни связана с определенными интересами различных национальностей в обществе и властными ресурсами. При осуществлении национальной политики в Российской Федерации главными субъектами этой деятельности являются органы федеральной, региональной и муниципальной власти с участием хозяйствующих субъектов, где не последнее участие принимают СМИ. Трудности проведения эффективной национальной политики связаны с тем, что нередко интересы одной национальности по отношению к другой, тем более, если ис-