Научная статья на тему 'Исследование этнопсихологических особенностей родительства'

Исследование этнопсихологических особенностей родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
586
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование этнопсихологических особенностей родительства»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Овчарова Раиса Викторовна

д-р психол. наук, проф., заслуженный работник

Высшей школы РФ

Мальтинникова Наталья Петровна

соискатель ученой степени канд. психол. наук

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА

1. Модель исследования этнопсихологических особенностей феномена родительства

В соответствии с данными теоретического анализа была разработана и реализована программа эмпирического исследования. Эмпирические данные, подвергнутые математико-статистической обработке, анализировались по трём направлениям: 1) сравнительный анализ содержательных особенностей компонентной структуры феномена родительства с целью выявления универсальных и культурно-специфическиххарактеристик; 2) анализ объективных и субъективных характеристик эт-

нопсихологических особенностей родительства; 3) качественный анализ особенностей принятия и реализации родительской роли в зависимости от специфики социокультурной ситуации, в которой формируется феномен родительства.

Системный анализ объекта исследования позволил определить основные элементы и связи модели влияния этнопсихологических особенностей на процессы формирования и осуществления индивидуального родительства (рис.1).

Принятие и реализация родительской роли рассматривается нами как результат формирования индивидуального родительства, изучение которого предполагает анализ объективных и субъективных показателей ценностного отношения к нему.

Национально-этнические стереотипы, диспозиции и экспектации относительно исполнения родительской роли представляют собой обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности и могут рассматриваться как область внешних побуждений в формировании индивидуального родительства.

Субъективные показатели связаны с отражением внешних условий в сознании индивида и представляют собой осознанные и неосознаваемые переживания идентичности, объединяющие ценностное отношение личности к родительству, национально-этнической группе, к которой принадлежит родитель, и социуму, в который он включен.

Выдвинутое нами теоретическое предположение было операционализировано в следующую гипотезу: особенности принятия и реализации родительской роли зависят от влияния внешних и внутренних побуждений, представляющих собой отношения личности родителя к нормативным требованиям общества и к себе как представителю этноса (культуры), что обусловливает характер ценностных переживаний.

Условия формирования родительства

Социокультурные

особенности микросообщества: моно- или поликультурная среда

Существующая в культуре модель родительского поведения

Индивидуальные особенности

Ролевые: родительство ( отцовство, материнство)

Личностные: (компоненты феномена) 1) семейные ценности 2) родительские установки и ожидания 3) родительское отношение

4) родительские чувства

5) родительские позиции

6) родительская ответственность 7) стиль семейного воспитания

Этнопсихологические категории

Объективно: стереотипы, диспозиции и экспектации относительно исполнения родительской роли

Результаты формирования индивидуального родительства

Принятие и реализация родительской роли

Субъективно: переживание культурной, социальной и личностной идентичности в роли родителя

Ценностное отношение к родительству

Рис.1. Модель исследования этнопсихологических особенностей феномена родительства

Сначала изучались культурно-специфические особенности феномена родительства, а затем систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей с учётом локальной культурной ситуации.

Для психологического исследования культурно-специфических особенностей феномена родительства использовались следующие методики:

• Тест культурно-ценностных ориентаций, созданный К.Клахкон и адаптированный Л.Г.Почебут, позволяющий определить основные тенденции формирования и становления культуры.

• Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ), разработанный И.ГСениным (1991). Этот опросник позволил выявить взаимосвязь ценностных ориентаций с иными компонентами родительства.

• Модифицированный вариант Р.В.Овчаровой (2000), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири, адаптированный Л.Н.Собчик (1990), позволивший изучить особенности актуального проявления родительских позиций и представления о родительских позициях, характерных для культурной модели родительского поведения.

• Методика "Представления об идеальном родителе", разработанная Р.В.Овчаровой, позволяющая изучить характерные для родителей установки и ожидания.

• Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), ориентированный на изучение системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним.

• Опросник для диагностики составляющих родительской любви, предложенный Р.В.Овчаровой (2000) и позволяющий исследовать фундаментальные установочные ориентации, компонентный состав и типологию родительских чувств.

• Опросник социально-ролевой адекватности (В.С.Торохтий), который позволяет определить степень инициативности и ответственности родителя за выполнение тех или иных ролей в семье.

• Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Э.Г.Эйдемиллер), позволяющий исследовать воспитательный потенциал семьи, диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.

Проблема валидности используемых в кросскультур-ном исследовании методик решалась на основе принципов гносеологического подхода:

- при сборе материала исследователь и испытуемый принадлежали в одной и той же культуре;

- в процессе опроса и тестирования содержание вопросов, вызывавших затруднения в понимании, адаптировалось к особенностям национального языка;

- в процессе интерпретации сопоставлялись и сравнивались лишь существенные и равнозначные проявления феномена родительства.

Однородность выборки обеспечивалась следующими условиями: все обследованные семьи - полные, однонациональные, воспитывающие более одного ребенка (в том числе подросткового или юношеского возраста). Одним из важных условий для отбора данных явилось проживание респондентов в сельской местности, сроком не менее 20 лет на регистрируемой территории (не переселенцы). Для участия в исследовании семьи разных национальностей были отобраны таким образом, чтобы не было значительных различий в уровне образования родителей и их социальном статусе.

2. Анализ этнопсихологических особенностей родительства

Анализ и интерпретация этнопсихологических особенностей родительства выполнен на основе проведенного сравнительного анализа средних значений, выявления различий в уровне исследуемого признака с помощью критерия Крускала-Уоллиса и корреляционного исследования компонентной структуры родительства и национально-этнических характеристик родительской роли.

Анализ культурно-специфических особенностей феномена родительства

Рассмотрение феномена родительства на индивидуальном уровне предполагает анализ его структуры, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания (Р.В.Овчарова, 2002).

На уровне личности феномен родительства существенно различается у казахских, татарских и русских родителей практически по всем компонентам структуры. Перечислим их.

Семейные ценности. Значимые различия на уровне достоверности p<0,01 зафиксированы в ценностях общественного признания, расширения межличностных связей, стремления к развитию своих индивидуальных способностей и защите собственных взглядов, мнений и убеждений (рис.4).

Обращает на себя внимание крайне низкое внимание русских родителей к профессиональной сфере и сфере образования как к источникам реализации той или иной терминальной ценности, а также отсутствие стремления к сохранению собственной индивидуальности (в том числе этнокультурной).

Родительские установки и ожидания. Межкультурные различия касаются недоверчиво-скептического (ЛИРИ, IV октант, p<0,05), покорно-застенчивого (V октант, p<0,001) и зависимо-послушного (VI октант, p<0,05) типов межличностных отношений, характеризующих образ идеального родителя в культуре - родители русской национальности затруднились в оценке степени выраженности данных параметров. Кроме того, родительство у респондентов казахской и татарской национальностей в большей степени, чем у русских, связано с компромиссным поведением и причастностью к интересам большинства (сотрудничающий-конвенциальный тип, VII октант, p<0,01).

Реальные представления респондентов относительно своей родительской роли и ожиданий окружающих, связанных с её исполнением, различаются по всем параметрам интерперсонального взаимодействия на уровне достоверности p<0,05. Это означает, что родительское поведение определяется системой внутренних культурно обусловленных социально-психологических диспозиций и экспектаций относительно исполнения родительской роли.

Родительское отношение. Межкультурные различия в родительском отношении связаны с авторитарной гиперсоциализацией, в большей степени присущей казахским и татарским родителям (ОРО, p<0,05).

Родительские чувства. Составляющие родительских чувств также более выражены в семьях, принадлежащих к восточным культурам. Отличительной особенностью русских родителей, особенно отцов, является сдержанность в проявлении индивидуально-психологических переживаний по отношению к своим детям ^<0,001).

Родительские позиции. Культурно-специфические

особенности феномена родительства также проявляются в поведении отца и матери в тех или иных способах воспитательных воздействий и характере обращения с ребёнком в семье ^<0,001). В частности позиции русских родителей можно характеризовать как более адекватные и динамичные по сравнению с консерватизмом, отмечаемым в казахских семьях.

Родительская ответственность. Как видно из диаграммы на рис.6, родители казахской национальности в сравнительно большей мере возлагают на себя ответственность за судьбу ребёнка. В татарских семьях эта обязанность ложится преимущественно на мужчину-отца, а в русских семьях - на женщину-мать ^<0,01).

Стиль семейного воспитания. Используемые родителями типичные воспитательные стили достоверно различаются в зависимости от национальной принадлежности ^<0,01) в отношении тенденций гиперопеки (Г+), уровня ограничений или запретов (З+, З-) и использования наказаний или наложения санкций (С+, С-).Среди причин нарушений семейного воспитания различия на уровне достоверности p<0,01 зафиксированы в уровне расширения сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтения в ребёнке детских качеств (ПДК) и фобии утраты ребёнка (ФУ), в большей степени характерных для казахских и татарских родителей. Хотя наиболее предпочитаемым среди родителей является стиль доминирующей гиперпротекции в сочетании с эмоциональным отвержением, степень выраженности данных компонентов в казахских и татарских семьях значительно выше, чем в русских ^<0,01), при отсутствии достоверных различий по типам повышенной моральной ответственности и гипоо-пеке.

Проведенное исследование позволило также выделить ряд универсальных параметров, характерных для личности родителя независимо от национальности. Прежде всего, это касается обращения к факторам постановки и решения определённых жизненных задач, стремления к творческому преобразованию окружающей действительности и руководство морально-нравственными принципами (ОтеЦ). Кроме того, системы ценностей казахских и татарских родителей в целом существенно не отличаются вследствие близости культур.

При специфичности культурных моделей родительского поведения, их объединяют установки, связанные с наставничеством и организаторством, доминированием и настойчивостью, ответственностью и альтруистичностью в межличностных отношениях (ЛИРИ), характерные для всех родителей и обеспечивающие успешное осуществление воспитательных функций.

Универсальность феномена родительства также проявляется в тенденциях к симбиотическим отношениям с ребенком (ОРО) и в стиле семейного воспитания, связанным с требовательностью родителей и стремлением к удовлетворению потребностей ребёнка, выражающихся в гиперопеке (АСВ).

Таким образом, характеризуя качественное своеобразие родительства как социально-психологического феномена, можно говорить о его специфичности в зависимости от существующих в культуре моделей родительского поведения и универсальности, связанной с общностью целей родительской деятельности.

Анализ этнопсихологических особенностей исполнения родительской роли

Анализируя культурно-специфические особенности феномена родительства, мы понимали, что в настоящем исследовании трудно говорить о чистом типе казахской, татарской или русской культуры - формирование роди-

тельства у респондентов, воспитывающих детей подросткового и юношеского возраста, происходило в одинаковых социокультурных условиях советского общества, что определило общность аксиологических установок, выявленных с помощью теста КЦО (Л.Г.Почебут).

Для родителей, принявших участие в исследовании, независимо от национальности характерна ориентация на ценности современной культуры, сосредоточенных на человеке, его правах, призвании, развитии способностей, самореализации, и традиционной культуры, в которой значимыми являются родственные отношения и семейные связи, зависимость от ближайшего социального окружения. Большое значение придаётся общественному регулированию поведения человека и формализованно-сти отношений между людьми в соответствии с их статусом и ролью в социальной системе.

Следует отметить основные тенденции в динамике культурно-ценностных ориентаций респондентов в зависимости от их возраста. В возрасте от 34 до 50 лет родители придают наибольшую значимость современным им событиям, принятие индивидуальных решений относительно планов на будущее осуществляется ими в процессе согласования взаимных потребностей и интересов в семье. К 55 годам актуальными становятся исторически сложившиеся традиции, родители стремятся осуществлять постоянный надзор за действиями, поступками и даже мыслями младших членов семьи, требуют признания приоритетности мнения старших. Современные им события теряют свою значимость, люди начинают жить прошлым, ища опору в "проверенной временем" традиционности. Но к 60 годам прошлое, настоящее и будущее становится равнозначным, что, в соответствии с теорией эпигенетического развития Э.Эриксона, знаменует период интеграции личности.

Ценности динамично развивающейся культуры, культивирующей индивидуальность, независимость и автономность от социального окружения, не имеют тенденций к преобладанию в менталитете родителей, принявших участие в исследовании, тем не менее относительную значимость они приобретают в 30, 45 и 60 лет. Именно с ориентацией на будущее связаны основные межкультурные различия в ценностях респондентов разных национальностей.

Стремление к построению краткосрочных планов и их скорейшей реализации в большей степени характерно для родителей казахской национальности и в меньшей степени для татарских семей, у русских родителей - в большей степени для женщин, чем для мужчин (КЦО, динамически развивающаяся культура, KW-H (150)=28,47, p<0,001).

Для решения задачи изучения объективных и субъективных показателей ценностного отношения к ро-дительству нами разработана методика, основанная на культурно-психологическом (М.Коул, Дж.Верч) и интерак-ционистском (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Шибутани) подходах.

Опираясь на положения символического интерак-ционизма, мы рассматриваем родительство как конвенциональную роль, в отношении которой у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителя данной роли. В соответствии со взглядами культурных психологов, идентичность индивида рассматривается нами как результат попытки соединить те социальные роли, которые он выполняет, и его психологические диспозиции с теми моделями личности, которые считаются одобренными в культуре, к каковой принадлежит конкретный индивид.

В разработке методики мы исходили из того, что куль-

турно-психологический подход предполагает разделение социального мира на систему культуры, систему общества и систему личности. Кроме того, мы учитывали тот факт, что структура родительской роли имеет ряд отличительных особенностей - на её формирование существенное влияние оказывает модель поведения собственных родителей, она стереотипна в исполнении и устойчива при принятии, а важность родительской роли и подготовка к ней не соответствуют друг другу. Таким образом, опросник позволяет составить представление о степени выраженности компонентов родительской роли: стереотипности, устойчивости, присвоении примера родителей и внезапности перехода к исполнению роли, а также аспектов идентификации человека в роли родителя: культурного, социального и личностного.

Проверка методики осуществлялась по двум видам валидности: критериальной и конструктной. Для валиди-зации методики было проведено пилотажное исследование выборки, состоящей из 24 родителей казахской, 22 татарской и 28 русской национальности (всего 37 женщин и 37 мужчин).

Проверка критериальной валидности компонентов родительской роли проводилась методом контрастных групп, где в качестве критерия использовались национальные различия. Проанализировав результаты этнопсихологических исследований полоролевой стереотипи-зации (А.И.Егорова,1997, В.С.Агеев,1987, И.И.Лунин, Г.В.Старовойтова,1991), мы пришли к выводу, что основные данные, характеризующие структуру родительской роли, должны существенно отличаться у родителей, принадлежащих к различным культурам. Оценка статистической значимости различий в дисперсиях проводилась с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса.

Для проверки критериальной валидности аспектов этнической идентификации в качестве критерия использовались различия в социокультурном контексте. По данным Т.Г.Стефаненко (1999), этническая идентичность более четко осознается в полиэтнической среде. Исходя из этого, мы предположили, что показатели этнической идентификации должны различаться у родителей, проживающих в условиях монокультурной и поликультурной среды.

Различия в степени выраженности этнической идентичности между родителями, проживающими в условиях моноэтнической и полиэтнической среды, значимы на уровне достоверности 1% по параметрам культурного (^-Н(74) = 12,268, p<0,001) и личностного компонентов (^-Н(74) = 8,600, p<0,01).

Таким образом, по результатам проверки на критериальную валидность можно сделать вывод о том, что по основным диагностическим конструктам методика достаточно хорошо дифференцирует испытуемых, находящихся в разных этнопсихологических и социокультурных условиях.

Конструктная валидность методики проверялась в процессе изучения компонентной структуры феномена ро-дительства на выборке, состоящей из 150 родителей русской, татарской и казахской национальностей в равных долях (75 мужчин и 75 женщин) в возрасте от 32 до 60 лет.

Проверка конструктной валидности опросника была направлена на выявление этнопсихологических диспозиций личности родителя и степени согласования выполняемой роли с моделью родительства, одобренной в культуре, к которой он принадлежит. Этот вид валидиза-ции проводился путём сопоставления результатов, полученных с помощью авторской методики, с результатами методик ОтеЦ (И.Г.Сенин) и Т.Лири в модифицирован-

ном варианте. Тестирование по данным методикам проводилось сразу после тестирования по нашему опроснику. По результатам высчитывались коэффициенты линейной корреляции Пирсона.

Анализ объективных характеристик этнопсихологических особенностей родительства

Объективные характеристики ценностного отношения к родительству зависят от особенностей культурных моделей родительского поведения и отражают стереотипность восприятия родительских функций, устойчивые представления о содержании родительской роли, следование присвоенным формам родительского поведения в соответствии с общепринятыми ожиданиями членов семьи и этнокультурной группы.

У родителей разных национальностей наблюдается различная степень выраженности выделенных нами в методике компонентов в структуре родительской роли.

Особенно это характерно для параметров устойчивости родительской роли (KW-H (150) =14,360, p<0,01) и присвоения примера собственных родителей в её осуществлении (^-Н (150) =16,083, p<0,01).

Отсутствие значимых различий в параметре стереотипности можно объяснить общностью менталитета. Тем не менее различия по данному параметру наблюдаются в зависимости от того, в какой среде проживают родители - поли- или монокультурной (KW-H (150) =6,499, р=0,01).

Хотя гендерных различий в проявлении объективных характеристик родительской роли в нашем исследовании не выявлено, мужчинам и женщинам присущи содержательные различия в показателях. У женщин стереотипность родительской роли отражает устойчивые представления о ценности родительства как сферы деятельности, необходимой для самореализации человека, направленность которой противоречит профессиональным целям и требует тесного сотрудничества супругов в воспитании детей. У мужчин стереотип родительства подразумевает установки на ответственное поведение и выражается в необходимости принятия и реализации человеком конкретных норм поведения в семье. Эта деятельность требует уверенности, независимости и реалистичности в суждениях относительно воспитания детей. В детско-родительских отношениях отцовству стереотипно приписывается симбиотически-авторитарный стиль, связанный со строгим контролем поведения ребёнка вследствие его личной и социальной несостоятельности.

В целом стереотипное выполнение родительских ролей связано с инертностью родительских позиций, поверхностностью в восприятии индивидуальных особенностей ребёнка и затруднениями в предвидении перспектив его развития.

Показатель устойчивости родительской роли имеет ряд отличительных особенностей в содержательном значении, связанных с национальной принадлежностью родителей.

У русских родителей этот параметр связан с семейными ценностями, направленными на материальное обеспечение потомства всем необходимым и отношением к профессиональной деятельности скорее как к источнику доходов, а не способу творческой самореализации. Для женщин ведущее значение приобретает поддержание социального статуса семьи.

У казахских родителей устойчивость родительской роли отражает установки, связанные с идеальными представлениями о необходимости сотрудничества супругов в области воспитания детей, оказания поддержки друг другу, взаимозаменяемости в выполнении родительских обязанностей. Тем не менее способность соответствовать

КОМПОНЕНТЫ ФЕНОМЕНА

характеристики РОДИТЕЛЬСТВА характеристики

РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ

Рис. 2. Взаимосвязь объективных характеристик родительской роли с компонентами феномена родительства

этим представлениям в реальных семейных взаимоотношениях в большей степени характерна для женщин, чем для мужчин.

У татарских родителей представления об уверенном, настойчивом поведении в достижении воспитательных целей у мужчин проявляются в требованиях дисциплины и послушания от детей, чрезмерности санкций за проступки, предпочтением в ребёнке мужских качеств, расширением сферы родительских чувств и их неразвитостью. А у женщин они связаны с доверием по отношению к ребёнку, гипоопекой и минимальностью предъявляемых требований-запретов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень развития гиперсоциальных установок в построении ролевого родительского поведения отражает параметр присвоения примера собственных родителей. У мужчин он связан со стремлениями к одобрению и признанию со стороны значимых людей. Семейная жизнь в данном случае воспринимается как необходимый компонент социально-желательного поведения.

У женщин этот компонент связан с альтруистическими установками, сверхобязательностью, склонность следовать социально одобряемым представлениям о способах родительского поведения и проявлениях родительских чувств. Пример собственных родителей, полученный в детстве, очевидно, позволяет отцам преодолевать свою воспитательную неуверенность, а у матерей препятствует проецированию на ребёнка собственных нежелательных качеств.

Внезапность перехода к родительской роли связана с противоречивостью установок в отношении должного родительского поведения.

У мужчин эти установки колеблются от мягкосердечия и конформизма до деспотизма и склонности занимать обособленную позицию в обществе. Стремление к

доминированию, умение формировать и упорно отстаивать своё особое мнение - тенденции, приемлемые в профессиональной деятельности, - в детско-родительс-ких отношениях приводят к конфликтам, возможность преодоления которых видится в покорности, терпении и послушании домочадцев. У женщин этот компонент связан с самодовольством и нетерпимостью к критике, оборотной стороной которого является минимальность предъявляемых к ребёнку требований и потворствование детским прихотям.

Таким образом, анализ наиболее значимых взаимосвязей характеристик родительской роли с компонентной структурой феномена родительства показал, что объективные параметры ценностного отношения к ро-дительству зависят от гендерных особенностей, базируются на системах ценностей, установок, ожиданий супругов и реализуются в определённом стиле семейного воспитания. Этнокультурные особенности принятия и реализации родительской роли в большей степени связаны с параметром устойчивости, который существенно различается у родителей разных национальностей, как в содержании, так и в степени выраженности.

Анализ субъективных характеристик этнопсихологических особенностей родительства

Субъективные проявления этнопсихологических особенностей родительства, объединяющие ценностное отношение к родительству личности, национально-этнической группы и социума, рассматриваются нами в трёх аспектах:

1) с точки зрения устойчивых духовных ценностей этноса, формирующих образ родительства, его понимание и отношение к нему, и лежащих в основе переживания родителем своей культурной идентичности;

2) с точки зрения существующих в данный момент времени общепринятых норм и ценностей, связанных с социально-экономическими и политическими условиями жизни, предполагающих широкий спектр отношений человека к реализации родительской роли и лежащих в основе его социальной идентичности;

3) с точки зрения внутреннего мира отдельного индивида, связанного со спецификой индивидуальных потребностей и диспозиций родителя, важнейшим компонентом которого является ощущение собственной принадлежности к определённому этносу - личностной идентичности.

Культурный компонент идентичности (КИд) в большей степени связан с духовным бытием личности, способностью переживать единство с определенной общностью людей при бережном отношении к собственной этнокультурной индивидуальности. На наш взгляд, этот компонент отражает неосознанное состояние готовности человека действовать в качестве родителя на основании социально-психологического архетипа определенной народности, а также образовывать и закреплять его в своих потомках. Это подтверждается значимыми корреляционными связями с семейными ценностями, установками и ожиданиями родителей, а также родительской ответственностью.

Социальный компонент идентификации (СИд) в большей степени связан с присвоением общественных норм и установок, адекватных требованиям современных социально-экономических и политических условий.

Этот компонент отражает стремление человека строить своё родительское поведение в соответствии с социальными представлениями, ожиданиями и оценками своего ролевого статуса и статуса своей семьи. Об общей направленности переживаний родителя вовне свидетельствуют положительные корреляционные связи с ценностями высокого материального положения, с гибкостью, адекватностью и прогностичностью родительских позиций, а также с повышением моральной ответственности в стиле семейного воспитания и гипоопекой. Показательными являются также отрицательные корреляционные связи с симбиотическим родительским отно-

шением, ценностью сохранения собственной индивидуальности и действенным компонентом родительских чувств.

Личностный аспект идентичности (ЛИд) связан с толкованием культурных ценностей на основе индивидуальных социально-психологических и национальных установок. Он отражает систему смысловых компонентов "Я" и особенности формирования ролевого родительского образа. Связь данного компонента с феноменом роди-тельства наблюдается по показателям ценностей достижений и собственного престижа, родительских установок и наиболее очевидно проявляется в родительском отношении и стиле семейного воспитания.

Следует отметить, что степень выраженности субъективных компонентов родительской роли значительно различается в зависимости от национальной и гендерной принадлежности родителей (культурная идентичность: ^-Н (150) = 16,28, р<0,01; социальная: = 47,22; личностная: = 21,44, р<0,001).

Казахские родители в исполнении своей родительской роли главным образом руководствуются сложившимися в культуре воспитательными подходами и приписываемыми родительству значениями в жизни человека. Татарские родители стремятся к согласованности этнокультурных взглядов и современных социальных требований к осуществлению родительской роли. У русских родителей, особенно женщин, наблюдается тенденция конструировать родительский образ в соответствии с собственными жизненными установками и смыслом.

Таким образом, анализ наиболее значимых взаимосвязей параметров идентичности с компонентной структурой феномена родительства показал, что субъективные характеристики ценностного отношения отражают особенности восприятия и освоения родительской роли в соответствии с этнокультурными традициями, современными социальными условиями и системой смысловых компонентов личности.

Анализ наиболее значимых взаимосвязей субъективных характеристик ценностного отношения с компонентной структурой феномена родительства позволил выявить содержательные особенности параметров иден-

КОМПОНЕНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

КОМПОНЕНТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Родительские чувства

Родительская ответственность

Родительские позиции

Родительское отношение

Родительские установки и ожидания

Семейные ценности

Стиль семейного воспитания

Рис. 3. Взаимосвязь субъективных характеристик родительской роли с компонентной структурой феномена родительства

тичности.

Культурный компонент связан с духовным бытием личности, способностью переживать единство с определенной общностью людей при бережном отношении к собственной этнокультурной индивидуальности, что подтверждается значимыми корреляционными связями с семейными ценностями, установками и ожиданиями родителей, а также родительской ответственностью. На наш взгляд, этот компонент отражает неосознанное состояние готовности человека действовать в качестве родителя на основании социально-психологического архетипа определенной народности, а также образовывать и закреплять его в своих потомках.

Социальный компонент отражает стремление человека строить родительское поведение в соответствии с социальными представлениями, ожиданиями и оценками своего ролевого статуса и статуса своей семьи. Об общей направленности переживаний родителя во вне свидетельствуют положительные корреляционные связи с ценностями высокого материального положения, повышенной моральной ответственностью в стиле семейного воспитания, а также с гибкостью, адекватностью и прогностичностью родительских позиций. Этот компонент в большей степени связан с присвоением общественных норм и установок, адекватных требованиям современных социально-экономических и политических условий.

Личностный аспект идентичности связан с толкованием культурных ценностей на основе индивидуальных социально-психологических и национальных установок. Он отражает систему смысловых компонентов "Я" и особенности формирования ролевого родительского образа. Связь данного компонента с феноменом родитель-ства наблюдается по показателям ценностей достижений и собственного престижа, родительских установок и наиболее очевидно проявляется в родительском отношении и стиле семейного воспитания.

3. Качественный анализ сходства и различия в реализации родительской роли в монокультурной и поликультурной среде

Задачей данной части исследования является доказательство предположения о том, что этнопсихологические особенности принятия и реализации родительской роли имеют свою специфику в зависимости от социокультурной ситуации, в которой формируется феномен родительства. Для решения данной задачи использовались методы факторного и кластерного анализа.

Проведённый на предыдущем этапе корреляционный анализ позволил выделить наиболее значимые связи показателей ценностного отношения к родительству с компонентной структурой феномена. Факторизация проводилась по 42 переменным, характеризующим структуру индивидуального родительства в выборках родителей, находящихся в условиях поликультурной и монокультурной среды.

Отнесение респондентов к той или иной выборке проводилось по сочетанию трёх показателей:

1)соответствие декларируемой родителем национальности доминирующему этносу;

2)соответствие языка общения в социальной среде родному национальному языку;

3)соответствие языка, на котором родитель думает, языку общения.

О принадлежности респондентов к выборке, находящейся в монокультурной среде, свидетельствовало совпадение по всем трём параметрам.

В результате к данной категории родителей были

отнесены 64 человека, в том числе 31 мужчина и 33 женщины, из них 37 - казахской, 11 - русской и 16 - татарской национальности. К выборке родителей, находящихся в условиях поликультурной среды, были отнесены 86 человек, в том числе 44 мужчины и 42 женщины, из них 13 -казахской, 39 - русской и 34 - татарской национальности.

Обработка проводилась с использованием статистического пакета Statistica 6.0. Вращение производилось методом Варимакс с нормализацией Кайзера.

В условиях поликультурной среды в структуре принятия и реализации родительской роли выявлены 4 фактора, совокупный процент дисперсии которых составляет 86,8%.

I фактор обозначен нами как "вынужденное роди-тельство". Значимые веса в нём имеют 9 показателей, связанных с внезапностью наступления родительской роли, ориентацией на достижение успеха в профессиональной сфере, критичностью по отношению к стереотипам и общественным представлениям относительно репродуктивной деятельности как своего этноса, так и доминирующей культуры. В отношении воспитательной практики этот фактор отражает направленность на партнёрские взаимоотношения с детьми.

II фактор обозначен нами как "самореализация в родительстве". Значимые веса в нём имеют 10 показателей, связанных с устойчивостью, стереотипностью родительской роли, преобладанием семейных ценностей над профессиональными, стремлением к сотрудничеству в воспитании детей, самостоятельностью и принятием на себя ответственности за благополучие семьи.

III фактор обозначен нами как "альтруизм". Значимые веса в нём имеют 6 показателей, связанных с приоритетом ценностей семейной сферы, отказом от собственных интересов и собственной индивидуальности (в том числе и этнокультурной) ради удовлетворения потребностей детей, конформными установками и стремлением к соответствию родительских позиций требованиям современных социальных условий.

IV фактор обозначен нами как "ответственность за продолжение рода". Значимые веса в нём имеют 8 показателей, связанных с использованием культурных традиций в воспитании детей, самостоятельностью в построении семейных отношений и их значимостью, традиционной авторитарностью воспитательных воздействий и бережным отношением к личности ребёнка.

В условиях монокультурной среды в структуре принятия и реализации родительской роли выявлены 5 факторов, совокупный процент дисперсии которых составляет 78,3%.

I фактор обозначен нами как "следование стереотипам". Значимые веса в нём имеют 6 показателей, связанных с конформными установками, стремлением "жить как все", слабой ориентацией в пространстве культуры своего этноса, противоречивостью и необоснованной строгостью стиля воспитания.

II фактор обозначен нами как "самореализация в родительстве". Значимые веса в нём имеют 3 показателя, связанные с самостоятельностью в построении родительского поведения, устойчивостью данной роли и склонностью разрешать в родительстве проблемы своего личностного развития.

III фактор обозначен нами как "самопожертвование". Значимые веса в нём имеют 7 показателей, связанных с представлениями о "предназначении" родителя, которое заключается в безусловном приоритете потребностей ребёнка и перспектив его социализации над личностными интересами родителя.

IV фактор обозначен нами как "трансляция культуры". Значимые веса в нём имеют 3 показателя, связанные с установками на сотрудничество и дружелюбие в отношениях с детьми, почитанием культурных традиций на фоне адекватного восприятия социальных изменений современности.

Классификация особенностей принятия и реализации родительской роли проводилась с помощью кластерного анализа методом К-средних. Исходя из типологии стилей родительского поведения (авторитарного, авторитетного, либерального и индифферентного) и результатов предварительно проведённого иерархического анализа со случайно отобранной выборкой наблюдений, мы предположили, что оптимальным будет образование четырёх кластеров, но чтобы они были настолько различны, насколько это возможно. Начальные значения центров кластеров также были взяты из предварительно проведённого иерархического анализа. В результате были выделены 4 типа стратегий реализаций родительской роли в поликультурной среде и 4 типа - в монокультурной.

Особенности принятия и реализации родительской роли в поликультурной среде (данные о кластерных центрах и их графическое представление изображены на рис.4).

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4

---КЛАСТЕРЫ ФАКТОРЫ " -- 1 2 3 4

1 - «вынужденное родительство» -1,03 0,62 2,00 -1,93

2 - «самореализация» -0,23 1,12 -0,91 -0,29

3 - «альтруизм» 0,97 0,19 -0,60 -0,99

4 - «продолжение рода» -0,26 -0,21 0,12 0,57

Рис.4. Средние значения факторов каждого кластера для выборки родителей, находящихся в условиях поликультурной среды

Кластер 1-18 объектов (стратегия самопожертвования). Для представителей данного кластера характерна ориентация на семейную жизнь, принятие на себя полной моральной и материальной ответственности за благополучие ребёнка, реализация родительской роли в соответствии с общепринятыми взглядами о воспитательной функции родителей в отношении своих детей.

Кластер 2-19 объектов (стратегия самореализации в родительстве). Для родителей, отнесённых к данной категории, характерны устойчивые представления о том, что родительство являются той единственно необходимой сферой деятельности, позволяющей человеку состояться как личности, которая выражается в необходимости принятия и реализации супругами стереотипизирован-ных норм поведения в семье.

Кластер 3-15 объектов (стратегия вынужденного принятия роли). Представители данного кластера ориентированы на достижение успеха в профессиональной сфере и склонны воспринимать родительство скорее как ограничение для саморазвития. Не отрицая важности репродуктивного поведения, в воспитательной практике такие родители стремятся с раннего детства прививать детям самостоятельность и строить партнёрские взаимоотношения, для того чтобы свести к минимуму все возможные хлопоты.

Кластер 4-12 объектов (стратегия продолжения рода). Этот кластер характеризуется осознанным планированием семьи, направленностью родительского поведения на трансляцию из поколения в поколение семейных ценностей и воспитание детей, достойных своих родителей.

Особенности принятия и реализации родительской роли в монокультурной среде (данные о кластерных центрах и их графическое представление изображены на рис.5).

2

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4

...................................................... КЛАСТЕРЫ ФАКТОРЫ ^^^^^^^^ 1 2 3 4

1 - «следование стереотипам» 1.11 -1.02 0.62 0.38

2 - «самореализация» 1.38 0.09 0.01 -0.97

3 - «самопожертвование» 0.66 0.32 -0.36 -0.50

4 - «трансляция культуры» -0.63 0.08 0.95 -0.93

Рис.5. Средние значения факторов каждого кластера для выборки родителей, находящихся в условиях монокультурной среды

Кластер 1-11 объектов (стратегия самореализации в родительстве). Для родителей, отнесённых к данному кластеру, характерно "использование" родительства для обретения определённого социального статуса.

Кластер 2-33 объекта (стратегия самоотдачи). Для представителей данного кластера характерно стремление жить жизнью ребёнка, главным является благополучие детей, ради которых родители готовы идти на любые жертвы.

Кластер 3-23 объекта (стратегия сохранения нации). Для родителей, отнесённых к данному кластеру, характерно стремление к сохранению и передаче последующим поколениям национальных культурных ценностей. В построении ролевых взаимоотношений родители опираются на сложившиеся в этносе стереотипы.

Кластер 4-19 объектов (родительство по инерции). Этот кластер характеризует восприятие родительства как неизбежного явления в жизни человека, смысловое содержание которого можно определить как пассивное следование устоям общества - "так уж заведено".

В результате проведённого качественного анализа было выявлено, что независимо от социокультурных условий в принятии и реализации родительской роли можно выделить четыре типа стратегий, отражающих иерархию индивидуальных потребностей личности, в удовлетворении которых заключается смысл психологических и социокультурных функций человека.

При доминировании статусно-нормативных потребностей, в осуществлении родительской роли присутствуют тенденции самоотверженного выполнения существующих норм и предписаний относительно родительского поведения. Если для родителя наибольшее значение приобретает потребность в самоутверждении, то выполнение родительской роли связывается с возможностью самореализации. При преобладании потребностей в защищённости и стабильности в старческом возрасте, а также метаиндивидной представленности в детях, основным смыслом родительской роли становится продолжение рода. Существует также стратегия реализации родительской роли, связанная с пренебрежением человека по отношению к своим родительским функциям, которая наблюдается при затруднениях в ролевой адаптации личности.

Различия в особенностях принятия и реализации родительской роли в зависимости от специфики социокультурных условий фиксируются в содержательных характеристиках определённых нами стратегий (табл.1).

Таблица 1

Сходства и различия в стратегиях исполнения родительской роли в различных социальных условиях

Поликультурная среда Монокультурная среда

% дисперсии в выборке Характеристика стратегий принятия и реализации родительской роли % дисперсии в выборке

муж. жен. муж. жен.

45,4% 9,6% Самопожертвование Самоотдача 35,7% 40,9%

12,1% 48,4% Самореализация (личностный аспект) Самореализация (социальный аспект) 14,3% 11,4%

36,4% 32,3% Продолжение рода Сохранение нации 26,2% 29,5%

6,1% 9,7% Вынужденное принятие роли Родительство по инерции 23,8% 18,2%

Сравнительный анализ факторного содержания особенностей принятия и реализации родительской роли в поликультурной и монокультурной среде, несмотря на значительную степень сходства, позволяет выделить специфические особенности ценностного отношения к ро-дительству, которые заключаются в следующем:

1.Специфика ценностного отношения к родитель-ству, характерная для монокультурной среды, в большей степени связана с установками на сотрудничество супругов в области воспитания детей, их зависимостью от семейных и родственных отношений, покорностью в принятии и реализации родительской роли, адекватностью родительских позиций потребностям возрастного развития ребёнка.

2.Специфика ценностного отношения к родитель-ству, характерная для поликультурной среды, в большей степени связана с самостоятельностью и независимостью в построении ролевого родительского поведения, установками на компромиссное поведение, неустойчивостью родительских позиций и стиля семейного воспитания.

В результате проведённого качественного анализа

в принятии и реализации родительской роли было выявлено четыре типа стратегий, различия в которых фиксируются в их содержательных характеристиках и связаны с ценностно-смысловыми ориентациями, одновременно принадлежащими и внутреннему, и внешнему пространству личности и пространству социокультурному.

ВЫВОДЫ

Таким образом, эмпирическое исследование позволило, с одной стороны, выявить сходства и различия в этнокультурных проявлениях феномена родительства, а с другой стороны, определить каким образом этническое самосознание и условия социокультурного саморазвития влияют на принятие и реализацию родительской роли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ содержательных особенностей компонентной структуры феномена родительства в казахской, татарской и русской культурах выявил специфичность его проявлений в зависимости от существующих в культуре моделей родительского поведения и универсальность, связанную с общностью целей успешного осуществления воспитательной деятельности. Родителей разных национальностей объединяют установки, связанные с наставничеством и организаторством, доминированием и настойчивостью, ответственностью и альтруистичностью; стремления к гиперопекающему стилю воспитания и симбиотические тенденции в отношениях с ребенком.

Исследование также показало, что независимо от национальности, личность, стремящаяся к успешной реализации родительской роли, характеризуется склонностью руководствоваться в своей жизнедеятельности морально-нравственными принципами, стремлением к творческому преобразованию окружающей действительности, а также умениями постановки и решения определённых жизненных задач.

Этнопсихологические особенности имеют в своей основе сознательное и неосознанное присвоение человеком общественных ценностей, существующих в данный момент времени и влияющих на формирование индивидуальной системы жизненных целей и ценностных ори-ентаций. Для родителей, принявших участие в исследовании, независимо от национальности характерна общность аксиологических установок (менталитета), что связано с некогда едиными политическими, экономическими и социокультурными условиями советского общества.

Обращают на себя внимание основные тенденции в динамике культурно-ценностных ориентаций респондентов в зависимости от их возраста. Ценности современной культуры, в которых большое значение придаётся общественному регулированию отношений между людьми в соответствии с их статусом и ролью в социальной системе, являясь наиболее значимыми на протяжении всего периода, теряют свою актуальность к 55-ти годам на фоне возрастающей значимости исторически сложившихся традиций и неприятия ценностей развивающейся культуры, культивирующей индивидуальность, автономность и независимость. Равнозначность прошлого, настоящего и будущего характерна для родителей 30-и 60-летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.