практич. психологии; НПО "Модэк", 1995. - С. 348.
8.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.
9.Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
10.Птичкина Е.Л. Внутриличностные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Автореф. дис....канд. психол. наук. - М.: Психол. ин-т РАО, 2001. - 25 с.
11.Ромицына Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семье подростков, больных неврозами: Автореф. дис. ..канд. психол. наук. - СПб.: НИИ им. В.М.Бехтерева, 1998. - 18 с.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
13.Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. - 218 с.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
Н.П.Мальтиникова, Р.В.Овчарова
Теоретический анализ положений феноменологического, культурно-исторического, интеракционистского и культурно-психологического подходов к рассмотрению родительства в этнокультурном контексте позволил сформулировать ряд положений:
1. Представляя собой относительно самостоятельное, динамически развивающееся с течением времени образование, родительство является подсистемой в конкретной культурно-исторической системе взаимоотношений людей, связанных между собой брачными, родственными и социальными отношениями.
2. Его формирование находится под влиянием культурных моделей родительского поведения и обусловлено как внешней необходимостью поддержания социального статуса, так и внутренними потребностями человека, в удовлетворении которых заключается смысл его психологических и социальных функций.
3. Регуляторное влияние этнопсихологических характеристик личности на процессы формирования родительства осуществляется на культурном, социальном и индивидуально-личностном уровнях.
4. В основе понимания и интерпретации этнопсихологических особенностей феномена родительства лежит система индивидуальных и коллективных представлений о должном поведении, правах и обязанностях, целях родительской деятельности и средствах их реализации, объединённая существующим в культуре ценностным отношением к родительству.
Организация и методы психологического исследования. Для понимания родительства как феномена исторического и культурного сознания, содержание которого связано с этническими переживаниями человека, мы использовали метод научного моделирования, призванный служить источником гипотез о сущности специфических обстоятельств, сопровождающих принятие и реализацию родительской роли с целью их дальнейшей эмпирической проверки. Системный анализ объекта исследования позволил выделить основные элементы модели и связи этнопсихологических особенностей с процессами его формирования (рис.1).
На индивидуальном уровне родительство представляет собой совокупность личностных и ролевых характеристик, в результате проявления которых данный феномен находит своё качественное своеобразие. Формиро-
вание родительства происходит в контексте сложившихся в культуре моделей родительского поведения, а также особенностей реальной социокультурной ситуации, в которой оно осуществляется. Результаты формирования индивидуального родительства проявляются в особенностях принятия и реализации родительской роли.
Факторы объективного характера, влияющие на формирование феномена родительства на индивидуальном уровне, - это те условия и обстоятельства, которые предположительно образуют независимые от родителя предпосылки его деятельности. На наш взгляд, такими предпосылками являются стереотипы, диспозиции и экспек-тации относительно исполнения родительской роли. Факторы субъективного характера связаны с отражением внешних условий в сознании индивида и, на наш взгляд, сопровождаются переживаниями идентичности, объединяющей ценностное отношение к родительству личности, национально-этнической группы и социума.
В соответствии с предложенной моделью операци-онализированы выдвинутые в исследовании гипотезы:
1) если психическая реальность, с которой связано понятие родительства, культурно-исторически обусловлена, то в каждой культуре должна существовать своя социально-психологическая модель феномена роди-тельства;
2) если объективные параметры родительской роли детерминированы этническими стереотипами, диспозициями и экспектациями относительно её исполнения, а субъективные переживания - особенностями этнической идентификации, то степень выраженности данных компонентов и их сочетание должны различаться у родителей разных национальностей;
3) если этнопсихологические особенности родительства влияют на принятие и реализацию родительской роли, то специфика переживаний при её осуществлении в монокультурной среде должна качественно отличаться от тех, которые возникают в условиях поликультурности.
Для исследования этнопсихологических особенностей родительства была сформирована выборка, состоящая из 25 казахских, 25 татарских и 25 русских полных, однонациональных семей, воспитывающих более одного ребенка, постоянно проживающих в сельской местности (в России и в Казахстане). Отнесение респондентов к выборке, находящейся в условиях монокультурной или поликультурной среды, проводилось по сочетанию показателей: 1) соответствие декларируемой родителем национальности доминирующему этносу; 2) соответствие используемого языка общения в социальной среде родному национальному языку; 3) соответствие языка, на котором родитель думает, языку общения в социальной среде.
В исследовании использовался комплекс диагностических методик: "Опросник терминальных ценностей" (И.Г.Сенин), "Тест межличностных отношений" (Т.Лири), "Представления об идеальном родителе" и "Опросник для диагностики составляющих родительской любви" (Р.В.Овчарова), "Опросник родительского отношения" (А.Я.Варга, В.В.Столин), "Опросник социально-ролевой адекватности" (В.С.Торохтий), опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (Э.Г.Эйдемиллер), "Тест культурно-ценностных ориентаций" (К.Клахкон, адаптированный Л.Г.Почебут), авторская методика анкетного опроса для изучения этнопсихологических особенностей принятия и реализации родительской роли.
Возникшая в процессе реализации программы кросс-культурного исследования проблема валидности используемых методик решалась на основе принципов
Условия формирования родительства
Социокультурные
особенности микросообщества: моно- или поликультурная среда
Существующая в культуре модель родительского поведения
Индивидуальные особенности
Ролевые: родительство (отцовство, материнство)
Личностные:
(компоненты феномена) 1) семейные ценности 2) родительские установки и ожидания 3) родительское отношение
4) родительские чувства
5) родительские позиции
6) родительская ответственность 7) стиль семейного воспитания
Этнопсихологические особенности
Объективно: стереотипы, диспозиции и экспектации относительно исполнения _родительской роли_
Результаты формирования индивидуального родительства
Принятие и реализация родительской роли
Субъективно: переживание культурной, социальной и личностной идентичности в роли родителя
Ценностное отношение к родительству
Рис.1. Модель этнопсихологического исследования феномена родительства
гносеологического подхода: 1) при сборе материала исследователь и испытуемый принадлежали к одной национальной культуре; 2) в процессе опроса и тестирования содержание вопросов, вызывавших затруднения в понимании, адаптировалось к особенностям национального языка; 3) в процессе интерпретации сопоставлялись и сравнивались лишь равнозначные проявления феномена родительства.
Интерпретация полученных результатов. Рассмотрение компонентной структуры феномена родительства, включающей родительские ценности, установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность и стиль семейного воспитания, проведённое на основе сравнительного анализа, позволяет утверждать, что процесс формирования родительства на индивидуальном уровне универсален в той его части, которая касается обеспечения успешной социализации детей. В любой культуре способность родителей к достижению воспитательных целей предполагает развитие социально-психологических характеристик личности, связанных с настойчивостью, ответственностью, альтруистичностью, умением продуктивно решать жизненные задачи на основе морально-нравственных принципов. Тем не менее, в каждой культуре существует своя социально-психологическая модель родительства, отражающая типические проявления индивидуальных особенностей её представителей в реализации способов, форм и методов достижения воспитательных целей. Проведённое исследование позволяет содержательно описать такие модели, реализуемые в казахской, татарской и русской культурах.
В казахской культуре сферы семейной и общественной жизни являются наиболее значимыми. Ценности родителей связаны со стремлением к достижениям и ожиданием социального признания своей деятельности, установки отличаются бескорыстием и сверхобязательностью. Отношение к ребёнку строится с учётом его индивидуальных способностей, привычек и чувств, при этом родители строго контролируют его поведение. Их позиции отличаются консерватизмом, а чувства представляют собой сферу глубоких личностных переживаний, которая включает осознаваемое "ощущение родительской любви". В типе семейного воспитания удачно сочетаются высокая требовательность и бережное отношение
к ребёнку. Ответственность за судьбу семьи и детей в равной мере берут на себя оба родителя.
Для татарских родителей сфера семьи имеет такое же значение, как и мир собственных увлечений. В семейных ценностях преобладающее значение имеют стремление к достижениям и материальному благополучию. В установках и ожиданиях отцов преобладают тенденции доминирования и превосходства, а у матерей -покорность и самоуничижение. Межличностные отношения с ребёнком строятся на основе глубоких родительских чувств и связаны со стремлением удовлетворять все потребности ребёнка, строго контролируя его действия и ограждая от трудностей жизни. Родительские позиции характеризуются своей динамичностью и адекватностью запросам ребёнка, при этом используемый родителями тип семейного воспитания достаточно противоречив: потворствование сочетается с гиперпротекцией, а чрезмерность требований-запретов - с минимальностью санкций. Большую часть ответственности за судьбу семьи и детей в татарских семьях берёт на себя мужчина-отец.
У русских родителей на фоне преобладающей ценности собственного престижа наблюдается крайне низкая значимость профессиональной и образовательной сфер. Установки и ожидания связаны с наставничеством, тяготением к организации домочадцев, готовностью помогать и сочувствовать им, при отсутствии стремления к сохранению собственной индивидуальности. В родительском отношении наблюдается низкое доверие к ребёнку, склонность приписывать ему личную и социальную несостоятельность, потребность ограждать его от "дурных влияний". Чувства имеют глубокую эмоциональную основу, однако присутствует сдержанность в их проявлении (особенно у отцов). Позиции характеризуются гибкостью и адекватностью: воздействия на ребёнка изменяются в связи с его возрастными особенностями и сменой условий взаимодействия. Тип семейного воспитания связан с некоторой воспитательной неуверенностью: эмоциональным отвержением на фоне потворствования, недостаточностью требований-запретов на фоне чрезмерности налагаемых за провинности санкций. Мужчины в большей степени, чем женщины, ориентируются в восприятии индивидуальных особенностей ребёнка, предвидении перспектив его развития и построении дальнейшего
взаимодействия с ним, хотя ответственность за судьбу семьи и детей в большей мере возлагается на женщину-мать.
При изучении этнопсихологических особенностей принятия и реализации родительской роли в качестве объективных характеристик рассматривались параметры стереотипности, устойчивости, присвоения примера родителей и внезапности перехода к родительской роли. В качестве субъективных характеристик - культурный, социальный и личностный аспекты идентификации в ней. Выявленные в ходе исследования достоверные различия между казахскими, татарскими и русскими родителями указывают на этнокультурную специфичность в принятии и реализации родительской роли, которая в большей степени связана с содержанием параметра устойчивости. В русских семьях это проявляется в направленности на материальное обеспечение потомства, в татарских семьях связано с настойчивым достижением воспитательных целей, в казахских предполагает сотрудничество супругов в воспитании детей и взаимозаменяемость в выполнении родительских обязанностей. При этом казахские родители в исполнении своей родительской роли главным образом руководствуются сложившимися в культуре воспитательными подходами и приписываемыми родительству значениями в жизни человека. Татарские родители стремятся к согласованности этнокультурных взглядов и современных социальных требований к осуществлению родительской роли. У русских родителей наблюдается тенденция конструировать родительский образ в соответствии с собственными жизненными смыслами и установками.
В целом стереотипность родительской роли связана с экспектациями относительно реализации отцовских или материнских функций, воспринимаемых мужчинами как "груз ответственности", а женщинами - как "предназначение". Присвоение примера собственных родителей в реализации родительской роли способствует формированию гиперсоциального ролевого образа. Мужчины, ориентирующиеся на полученный в детстве опыт, воспринимают родительство как необходимый компонент социально желательного поведения, а женщины стремятся следовать социально одобряемым представлениям о способах родительского поведения и проявлениях родительских чувств.
При анализе сочетания параметров родительской роли особое внимание привлекла ситуация, характерная для русских родителей: при высокой стереотипности и достаточно высокой устойчивости данной роли наблюдаются тенденции отказа от примера собственных родителей в её исполнении. Это позволяет сделать вывод о том, что семьи, идентифицирующие себя как "русские" в этническом смысле или как "постсоветские" в суперэтническом смысле, испытывают наибольшие затруднения в формировании родительства.
Качественный анализ проявлений феномена родительства в монокультурной и поликультурной среде показал, что принятие и реализация родительской роли детерминированы действием психологических факторов, отражающих систему смысложизненных ориентаций человека: самореализация в родительстве, приверженность существующим нормам и предписаниям, культурно-историческая миссия родительства, манкирование родительских функций. Для отцов и матерей, осуществляющих свою родительскую роль в монокультурной среде, основной смысл родительства связывается с благополучием детей, ради которых они готовы идти на любые жертвы и стремлением к сохранению и передаче последующим поколениям национальных культурных ценнос-
тей. В случае затруднённой адаптации к роли, пассивное следование поддерживаемому в обществе стереотипу родительского поведения позволяет человеку успешно осуществлять свои функции в семье, не нарушая его жизнедеятельности. В полных семьях, успешно осуществляющих свои воспитательные функции в поликультурной среде, родительство подразумевает трансляцию из поколения в поколение семейных ценностей и воспитание детей, достойных своих родителей. Для мужчин основной смысл родительства связан с принятием на себя моральной и материальной ответственности за благополучие ребёнка. Для женщин наиболее характерными являются представления о родительстве как необходимой сфере деятельности, позволяющей человеку состояться как личности. Восприятие родительства как ограничения для саморазвития связано с ориентацией на достижение успеха в профессиональной сфере.
3. Таким образом, свобода выбора человеком целей деятельности и стратегии поведения в роли родителя детерминирована системой факторов, на которых базируется общество, в котором он живет. При этом основой и одновременно результатом родительского поведения является культура, которая, оставаясь незаметной, играет важнейшую роль в его развитии и функционировании. Ценностный смысл родительства, выбор его как желаемого и должного, определяется неким идеальным образом общественной и личной жизнедеятельности. При доминировании в культуре определенных архетипи-ческих образов родительства их носители, делая то, что для них внутренне значимо, получают в то же время поддержку со стороны общества. Если же присущий родителю поведенческий паттерн в обществе осуждается, то человек вынужден подавлять в себе естественные склонности, что приводит к ощущению собственной фальши в данной роли и существенно ограничивает возможности родителя делать то, что для него действительно важно. В данном случае успешное формирование родительства скорее является результатом индивидуального осмысления того влияния, которое оказывает выполнение данной роли на жизнедеятельность человека, его развитие и отношения с другими людьми, а значит, предполагает реконструкцию ценностно-смысловых ориентаций в родительстве.
4. Мы предлагаем осуществлять коррекцию и развитие ценностного отношения к родительству посредством формирования родительской идентичности. Привычная форма взаимодействия образовательных учреждений с семьёй в рамках систематических родительских собраний может быть использована для достижения данной цели в полном объёме. Обычно на таких собраниях психологу просто "предоставляется слово", мы же предлагаем всё взаимодействие выстраивать на основе содействия идентификации в родительской роли.
5. В идентичности в единое целое соединяется прошлое, настоящее и будущее, внутренний и внешний мир отдельного человека, причём каждый элемент этого целого сохраняет свою уникальность и неповторимость. Объектами родительской идентификации выступают: 1) собственные родители и прародители, являющиеся источниками этнокультурной информации и олицетворяющие собой "прошлое" в структуре родительской идентичности; 2) институты социализации, разделяющие с родителями воспитательную ответственность и олицетворяющие собой "настоящее"; 3) собственный ребёнок - объект метаиндивидной представленности родителя, олицетворяющий "будущее".
Технологию такого взаимодействия мы назвали "Мен-
талитет родителя". Её основной целью является обретение родителями опыта положительной самоидентификации в родительской роли. Назначение: исследование ролевого образа, коррекция личностного отношения к родительской роли, преодоление внутриролевых конфликтов. Формы реализации: проблемные семинары, семинары-тренинги, ролевые игры. Показатели результативности: повышение уровня воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, гармонизация взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением.
Структура программы
«Мы - «Я и моя «Я и про- «Я и мой
Уров ни родите- родитель- блемы ребёнок»
ли» ская семья» воспита-
ния»
тематика занятий
Семинар Детско- Роди- Семинар
«Легко ли родитель- тельский «Возрас-
1 быть ро- ский семи- семинар тные кризи-
уро- дителем» нар «Исто- «Мой ре- сы - пре-
вень рия нашей бёнок одолевать
семьи» вырос -что дальше?» или использовать?»
Семинар- Игровой Семинар- Семинар-
2 тренинг «Успеш- детско-родитель- тренинг «Отцы и тренинг «Что я знаю
уро- ный ро- ский тре- дети: но- о своём
вень дитель» нинг «Воспитание родителя» вое решение старых проблем» ребёнке»
3 Консультации и тренинги для родителей, испыты-
уро- вающих затруднения в реализации родительской
вень роли
В качестве содержательной основы для дискуссионного обсуждения используется актуальная для родителей тематика, касающаяся возрастного развития ребёнка, его воспитания, взаимодействия в семье и в социуме. Реализация 3 блока подразумевает работу по индивидуальным и групповым запросам родителей.
Список литературы
1.Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи: Дис....канд. филос. наук. - М., 1973. - 198 с.
2.Бойко В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: Дис....д-ра психол. наук. - Л.,1981. - 632 с.
3.Егорова А.И. Внутриэтническиеразличия в полоролевыхстереотипах супружеских пар народа Саха: Автореф.дис... .канд. психол.наук. -Иркутск, 1997. - 27 с.
4.Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. - М., 1979. - С.252.
5.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - 498 с.
6. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полороле-
вых установок в разных этнокультурных средах //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - М, 1991. - С. 6-16.
7. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования
родительства в поликультурной среде (на примере казахских, татарских и русских семей): Дис....канд. психол. наук. - Курган, 2005. - 131 с.
8.Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
9.Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. - 320 с.
10.Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека //Вопросы психологии, 2001. - №5. - С. 60-73.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЗИТИВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА
Р.В.Овчарова, Е.А. Падурина
Родительские чувства - это чувства, которые выражают эмоциональное отношение родителя к ребенку
В основе возникновения родительских чувств, как считают большинство отечественных психологов, лежит удовлетворение психологических и социальных потребностей [1-5, 7-10]. Так, например, в основе чувства родительской любви лежит удовлетворение потребности в любви и привязанности - аффилиативной потребности [6]. Можно предположить, что в основе чувства уверенности в себе и чувства собственного достоинства родителя лежит удовлетворение потребности в самоуважении. В основе чувства гордости родителя лежит удовлетворение потребности в признании и уважении другими людьми (родителями).
В связи с тем, что сфера родительских чувств достаточно противоречива, впрочем, как и вся эмоциональная сфера, в зависимости от ситуации, родительские чувства могут содержать в себе как любовь, симпатию, нежность, так и раздраженность, неприязнь, усталость, чувство вины и прочие. Таким образом, в сфере родительских чувств можно выделить позитивные и негативные родительские чувства.
В основе разделения родительских чувств на позитивные и негативные лежит их роль в жизни родителя и ребенка. Роль родительских чувств оценивается именно с личностных позиций: способствует ли данное чувство или его отсутствие гармоничному развитию личности ребенка, формированию положительного отношения к себе как родителю, нарушает оно или нет благоприятные дет-ско-родительские отношения и т.д.
Таким образом, под позитивными родительскими чувствами мы понимаем те чувства родителя, которые оказывают положительное влияние и на родителя, и на ребенка. Мы подчеркиваем, что позитивные родительские чувства оказывают положительное влияние не только на родителя, но и на ребенка, так как позитивные родительские чувства без восприятия их ребенком не имеют смысла.
Соответственно негативные родительские чувства - это чувства родителя, которые оказывают негативное влияние либо на ребенка, либо на родителя, либо на них обоих вместе. Таким образом, в нашем исследовании преодолевается физиологическое деление чувств на положительные и отрицательные, в основе которого лежит принцип удовольствия-неудовольствия. То есть в физиологии чувство злорадства будет считаться положительным, а чувство сострадания - отрицательным.
Задачей данного исследования было доказательство влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника. Решение данной исследовательской задачи осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе, опираясь на выделенную типологию самооценок, испытуемые - дети-дошкольники были объединены в следующие группы:
1) по критерию "общая самооценка" были выделены три группы дошкольников, из них одна группа детей с адекватной самооценкой и две группы детей с неадекватной общей самооценкой (критерием адекватности является соответствие самооценки дошкольника завышенной самооценке, характерной для детей дошкольного возраста): дети, имеющие адекватную возрасту завы-