дискриминированными по сравнению с предпринимателями-мигрантами и нередко переносят свое негативное отношение на национальность в целом. Фрустрированное восприятие экономического неравенства, порождающее у местного населения чувство несправедливости, способствует формированию негативных этнических стереотипов восприятия мигрантов и при определенных обстоятельствах может стать источником напряженности и конфликтов в межэтнических отношениях.
Однако, подводя итог исследованию данного аспекта, считаем возможным констатировать, что в регионе отсутствует конфликтогенное поле, провоцирующее межэтнические противоречия и разногласия. В Поволжье в целом межнациональная ситуация не создает опасного уровня конфликтогенности среди людей различных наций, не стимулирует в их среде состояние фрустрации, социально-психологической агрессивности ни по отношению к титульной нации, ни по отношению к другим этносам. Именно поэтому можно наблюдать сбалансированное развитие двух противоположно направленных тенденций: ассимиляции и обособления этносов. На момент проведения нашего исследования (2007 г.) каждый четвертый из респондентов - представителей малых этносов - считает себя русским, в то же время каждый четвертый хотел бы жить среди людей своей национальности.
Таким образом, в Среднем Поволжье сохраняются психологические перспективы для межэтнической и межкультурной интеграции населения. В регионе отмечается существенное число граждан, толерантных к иной культуре, что определяет их готовность к межэтническому взаимодействию и сотрудничеству. У данной категории граждан не популярен экстремизм; для них характерно позитивное восприятие прошлого советского опыта межэтнических контактов, что является перспективной психологической составляющей урегулирования межэтнических и межкультурных противоречий современной России.
Примечания
1 См.: Ведерникова Т. И. Культурно-этнографическая специфика Самарской Луки // Мир культуры. Человек, наука, искусство : тезисы докл. международ. науч. конф. (Самара, 21-24 мая 1996 г.). Самара, 1996. С.32-35.
2 См.: КуропятникА. И. Мультикультурализм : идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 3, № 2. С. 53-67 ; ОффеК. Этнопо-литика в восточноевропейском переходном процессе // Политические исследования. 1996. № 2. С. 27-46 ; № 3. С. 86-93.
УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА
Т. Ф. Рудзинская
Саратовский государственный университет E-mail: tanzilyaff@yandex.ru
В статье рассматриваются социально-психологические характеристики составляющих феномена родительства: отцовства и материнства. Проводится анализ основных проблем отцовства и материнства в современном обществе; указываются социально-психологические причины кризиса родительства в современном обществе.
Ключевые слова: родительство, проблема материнства и отцовства, ценностно-нормативная трансформация родительства, кризис родительства.
Social and Psychological Aspects of the Phenomenon of Parenthood
T. F. Rudzinskaya
The article deals with socio-psychological characteristics of the components of the phenomenon of parenthood: fatherhood and
motherhood. The analysis of the major challenges of fatherhood and motherhood in contemporary society; indicate the social and psychological causes of the crisis of parenthood in contemporary society.
Key words: parenthood, issue of motherhood and fatherhood, value-normative transformation of parenthood, parenting crisis.
Понятие «родительство» объединяет вокруг себя исследователей разных научных областей: философии, психологии, социологии, педагогики, культорологии и многих других. Подобная консолидация научных интересов подчеркивает особую значимость данной проблемы для современного этапа развития человеческого общества. Родительство, по мнению М. О. Ермихиной, Т. А. Гурко, Р. В. Овчаровой1, представляет собой
© Рудзинская Т. Ф, 2012
Т. Ф. Рудзинская. Социально-психологические аспекты феномена родительства
сложное образование, включающее отцовство и материнство, но при этом находится на более высоком, надличностном уровне определения. В феномене отцовства и материнства на первый план выходят качественные характеристики отдельной человеческой личности. Согласно Р. В. Овчаровой, «родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек - отца и мать»2 .
В современной социально-психологической литературе подробно рассматривается проблема материнства (исследования Р. В. Овчаровой, А. Р. Михеевой, Т. В. Скрицкой и др.)3 и менее подробно проблема отцовства (работы Е. В. Кричев-ской, И. С. Кона и др.)4 как отдельных явлений. В последнее десятилетие в работах Н. В. Богачевой, О. В. Гнезденевой, А. В. Гумницкой, С. Ю. Девятых, М. О. Ермихиной, Н. П. Мальтинниковой, Е. А. Нестерова, Р. В. Овчаровой, Е. Г. Смирновой и др. активно развивается целостный подход к изучению отцовства и материнства5. Сторонники целостного подхода отмечают индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность феноменов отцовства и материнства. Гендерным эмоционально-поведенческим характеристикам отцовского и материнского отношения к ребенку посвящены исследования И. С. Кона, И. А. Ильина6.
О полоролевых различиях говорил еще Э. Фромм, подчеркивая безусловный характер материнской любви (абсолютное принятие ребенка) и, наоборот, условный характер отцовской любви (она может быть заслужена или временно утеряна)7. Р. В. Овчарова акцентирует внимание на индивидуально-психологических (особенности личности, ценности, взгляды и т.д.) и социальных (социокультурное развитие современного общества, социальный и жизненный опыт личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) аспектах отцовства и материнства8. Социальную детерминированность родительства отмечают и другие исследователи (Т. В. Скрицкая, Е. В. Шамарина)9. Указывая на культурно-исторический характер феномена материнства, Э. Бадинтер считает, что отношение матери к ребенку находится в прямой зависимости от отношения самого общества к феномену материнства10. По мнению И. С. Кона, отцовство по сравнению с материнством является еще более социально обусловленным феноменом, поэтому специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре11.
Теоретический анализ проблемы родитель-ства приводит к следующему предварительному
выводу: отцовство и материнство как составляющие феномена родительства представляют собой различные способы реализации индивидуальных, гендерных и социокультурных родительских ролей. На настоящем этапе развития общества происходит видоизменение, если не сказать, деформация родительского пространства. Кризис семьи плавно перерос в кризис родительства. Имеется тенденция к ухудшению количественных («дефицит родительской любви»)12 и качественных (трансформация социальных, гендерных и индивидуальных стереотипов матери и отца) характеристик детско-родительских взаимоотношений. Особую тревогу вызывают на фоне обозначенной тенденции низкий уровень психолого-педагогической культуры многих родителей, отсутствие интереса к воспитанию собственных детей. Размытость половых ролей, их смешение в современном обществе привело к снижению социальной значимости материнства и отцовства (Р. В. Овчарова, В. А. Рамих, И. С. Кон)13.
Т. А. Гурко отмечает, что необходимость сочетать профессиональные, супружеские и родительские роли заставляет современную женщину все чаще проявлять мужские качества, тем самым подрывая социальную функцию отцовства14. Данную позицию поддерживает А. Р. Михеева, подчеркивающая, что образ жены «в осуществлении роли "кормильца" и "добытчика" снизило роль мужчины в семье, привело к ослаблению функции социального отцовства, ослаблению чувства ответственности за воспитание, социализацию своих потомков»15. В. Н. Дружинин полагает, что декларируемое государством равноправие обоих родителей по отношению к ребенку в действительности отчуждает отца от семьи16.
Более подробно гендерный аспект современного родительства изучается в работах К. Н. Белогай17, свидетельствующей о том, что женщины-респонденты считают, что в содержание их материнской роли входят: любовь, забота, ласка и тепло, а уже потом - воспитание, знания, навыки, образование и т.п. Что касается мужчин, то здесь вариантов получается гораздо больше: отцы полагают, что должны давать своим детям любовь, знания, нравственное воспитание, умение выжить, защиту (редкий ответ), дорогу в будущее, крепкий характер, деньги и уважение к себе. Исследователь объясняет подобную разноплановость представлений тем, что рамки отцовской роли в современном социуме очерчены слабее, чем материнской. Результаты исследования К. Н. Белогай на практике подтверждают положение, согласно которому гендерные роли матери и отца в современном социуме сближаются.
Согласно заключению С. Ю. Девятых, ценностно-нормативную трансформацию современного родительства обусловливают такие социальные факторы, как: общая либерализация и
Психология социального развития
63
демократизация общественной жизни, трансформация семьи от социального института с жестко заданными нормами бытования до малой психологической группы, изменения распределения власти в семье, изменения детско-родительских
отношений и социально-экономические условия
18
жизни .
Необходимо отметить, что идеальная модель
гармоничного родительства, существующая в
научных (социологических, психологических,
педагогических, культурологических) и бытовых
(у обычных людей, не имеющих научных знаний в
данной области) представлениях общества, - это
19 тт
полная семья с несколькими детьми . И это несмотря на то обстоятельство, что реальным типом родительства в современной России становится неполная материнская семья, и все-таки в общественном сознании такие неполные послеразвод-
ные или изначально одинокие материнские семьи
20
«воспринимаются как отклонение от нормы» . Последнее вселяет некоторую надежду на позитивное будущее российского родительства, несмотря на то, что, по мнению В. Н. Дружинина, реальная модель современной российской семьи выглядит достаточно мрачно: «ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с ребенком эмоционально. Мужчина "выброшен" за пределы семейных отношений. Для него существует единственный путь реализации себя как мужа и отца: бороться за мужские права и эмансипацию, как боролись
и борются за свои права с мужчинами феминист-
21
ки"» .
В результате теоретического исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, понятие «родительство» является фундаментальной категорией социально-психологического знания, раскрывающего характеристики поведения человека в семье и обществе. В отечественной науке сформировался социльно-психологический подход понимания феномена «родительство», базирующийся на изучении материнства и отцовства как интегральных психологических образований личности, включающих в себя специфические социальные родительские роли и нормативные предписания культуры. Во-вторых, будущее российского родительства представляется весьма сложным, так как традиционные модели становятся невостребованными, все чаще используются трансформированные индивидуалистические стратегии родительского поведения. Более того, в настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства, который характеризуется неготовностью многих взрослых россиян к выполнению родительских обязанностей. Природа данного кризиса связана с политическими, экономическими и социальными преобразованиями последних лет, однако кризис родительства, в первую очередь, обусловлен низким значением
ценности семьи с детьми по сравнению с ценностью личного самоутверждения в сознании наших современников.
Таким образом, мы видим, что кризисные явления в области российского родительства связаны, в первую очередь, с кризисом современного отцовства и материнства, который, на наш взгляд, обретает свое начало в кризисе личности, характерном для нашей эпохи.
Примечания
1 См.: Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 24 с. ; Гурко Т. А. Трансформация института родительства в постсоветской России : автореф. ... д-ра социол. наук. М., 2008. C. 18.
2 См.: ОвчароваР. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. С. 41.
3 См.: МихееваА. Р. Брак, семья, родительство : социологические и демографические аспекты : учеб. пособие. Новосибирск, 2001. 60 с. ; Скрицкая Т. В. Материнство как социально обусловленный феномен. URL: http:// hpsy.ru/public/x2472.htm (дата обращения: 15.10.2012).
4 См.: КричевскаяЕ. В. Историко-культурные представления о роли отца в российской семейной традиции : автореф. ... канд. пед. наук. СПб, 2009. 24 с. ; Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографиче-ской перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 31-38.
5 См.: Богачёва Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе : автореф. ... канд. социол. наук. Казань, 2005. 24 с. ; Гнезденева О. В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России : социологический анализ : автореф. ... канд. социол. наук. М., 2007. 24 с. ; Гумницкая А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях : автореф. . канд психол. наук. СПб., 2006. 24 с. ; Девятых С. Ю. Особенности представлений о роди-тельстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. ... канд. психол. наук. М., 2006. 24 с. ; Ермихина М. О. Указ. соч. ; Мальтиннико-ваН. П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахской, татарской и русской семьи) : автореф. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. 24 с. ; Нестерова Е. А. Формирование эффективного родительства через развитие личной зрелости родителей младших школьников : автореф. ... канд. психол. наук. Казань, 2005. 24 с. ; Овчарова Р. В. Указ. соч. С. 41 ; Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье : автореф. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.
6 См.: Кон И. С. Указ. соч. С. 31-38 ; Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1996. 223 с.
7 См.: Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2001. 256 с.
8 См.: Овчарова Р. В. Указ. соч. С. 213.
64
Научный отдел
М. С. Ткачева. Особенности функционирования познавательных психических процессов
См.: Скрицкая Т. В. Указ. соч. ; ШамаринаЕ. В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли : автореф. ... канд. философ. наук. Барнаул, 2008. 24 с.
10 См.: Бадинтер Э. Мужская сущность / пер. с англ. И. О. Крупичевой, Е. Б. Шевченко. М., 1995. 196 с.
11 См.: Кон И. С. Указ. соч. С. 41.
См.: МошковаИ. Н. Укрепление семьи - общецерковная задача // В начале пути : сб. материалов. М., 2002. С. 49.
13 См.: ОвчароваР. В. Указ. соч. С. 41 ; РамихВ. А. Материнство как социокультурный феномен : дис. . д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 124 ; Кон И. С. Указ. соч.
14 См.: Гурко Т. А. Указ. соч. С. 22. См.: МихееваА. Р. Указ. соч. С. 62.
16 См.: Дружинин В. Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995. С. 52.
17 См.: Белогай К. Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения : материалы Первой науч.-практ. интернет-конференции «Психология и семья». URL: http:// papaland.ru/library /explorers/psychology/69. html (дата обращения: 30.06.2012).
18 См.: Девятьх С. Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. ... канд. психол. наук. М., 2006. С. 19.
19 См.: Лопин Р. А. Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей // Семья - культура - образование в изменяющейся России. Саратов, 2009. С. 45-47.
20 См.: ОвчароваР. В. Указ. соч. С. 254.
21 См.: Дружинин В. Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995. С. 57-61.
УДК 159.9:796
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА
М. С. Ткачева
Саратовский государственный университет Е-mail: tkachevam @mail.ru
В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии спорта, касающиеся функционирования познавательных психических процессов спортсмена в зависимости от особенностей вида спорта. Подчеркивается единство восприятия, внимания и мышления в деятельности спортсмена.
Ключевые слова: спорт, познавательные психические процессы, восприятие, внимание, мышление.
Peculiarities of Functioning Cognitive Psychic's Processes in Sport's Different Kinds
M. S. Tkacheva
In the article there is analysis of Russian and foreign sports' psychology researchers' points of view about functioning of cognitive psychic's processes in dependence from features of sport's kind. The unity of perception, attention and thinking in athlete's activity is accented. Key words: sport, cognitive psychic's processes, perception, attention, thinking.
Данная статья посвящена анализу познавательных психических процессов в спорте через призму теории помеховлияний. Психологическая теория спортивной деятельности как единства двух противоположных начал - помеховлияния и помехоустойчивости - разрабатывается сара-
товскими психологами с 1975 г. (В. И. Страхов, А. В. Милехин, М. С. Ткачева и др.). Существенное место в ней занимает рассмотрение внимания спортсмена к помеховлияниям различного происхождения (от действий соперников, партнеров по команде и тренера, зрителей, внешних условий соревнований, самого спортсмена), разной продолжительности и силы действия. Кроме того, внимание квалифицируется основателем данной теории спортивно-соревновательной деятельности В. И. Страховым как психологическая основа помехоустойчивости: центральным звеном последней является антиципирующая направленность внимания, способствующая предвидению возникновения помеховлияния, быстрый анализ его вероятных последствий и оперативность принятия решения о способах преодоления его негативного действия1. Данные умения складываются у спортсмена, в первую очередь, на основе анализа разнообразных соревновательных ситуаций, в том числе собственного опыта, что предполагает необходимость развития у него и возвратной формы интеллектуального внимания. Таким образом, высокий уровень сформированно-сти интеллектуального внимания является одним из профессионально важных качеств спортсмена.
© Ткачева М. С., 2012