ИССЛЕДОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
THE STUDY OF WELL-BEING IN RUSSIAN PSYCHOLOGY
Л.В. Карапетян L.V. Karapetyan
Субъективное благополучие, психологическое благополучие, адаптация, удовлетворенность жизнью, счастье, компоненты благополучия. Исследование благополучия в России началось сравнительно недавно, однако в настоящее время является одним из перспективных направлений в психологии. В статье представлены результаты обзора и систематизации отечественных исследований, посвященных психологическому анализу проблемы благополучия. На основании трудов отечественных ученых показана роль благополучия в развитии личности. Обобщение данных разных исследований позволило автору описать уровни, функции и структуру благополучия человека. Автор статьи показывает особенности, характерные для отечественных исследований по проблеме благополучия, и раскрывает перспективы изучения данного феномена.
Subjective well-being, psychological well-being, adaptation, life satisfaction, happiness, well-being components.
The study of well-being in Russia has started relatively recently, but now it is one of the most promising directions in psychology. The article presents the results of the review and systematization of Russian studies devoted to the psychological analysis of the problem of well-being. Based on the works of domestic scientists, the article shows the role of well-being in the development of the personality. The generalization of data from different studies allowed the author to describe the levels, functions and structure of human well-being. The author of the article shows the features characteristic of domestic studies on the problem of well-being, and reveals the prospects for studying this phenomenon.
В отечественной психологии изучение проблемы благополучия человека началось сравнительно недавно. Изучением данного феномена занимались Р.М. Шамио-нов, А.В. Воронина, В.А. Петровский, И.А. Джи-дарьян, Д.А. Леонтьев, С.А. Шапиро, П.П. Фесен-ко и др. Наряду с понятиями «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» нередко применяются близкие по смыслу понятия «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье», «субъективное качество жизни». Однако, на наш взгляд, эти понятия хотя и пересекаются, но не являются синонимичными. Например, нам близка позиция Р.М. Шамионова, который рассматривает понятия «счастье» и «субъективное благополучие» как родственные, но далеко не тождественные [Шамионов, 2008].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение благополучия дает Л.В. Куликов, который представляет данный психологический феномен как «слаженность психических процессов
и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия», а духовное благополучие - как «ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание и переживание смысла своей жизни» [Куликов, 2000, с. 126]. Рассматривая благополучие как ин-тегративное образование, Л.В. Куликов выделяет материальное, физическое, психологическое и духовное благополучие. Физическое (телесное) благополучие определяется им как «хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, удовлетворяющий индивида физический тонус». Материальное благополучие предполагает удовлетворенность материальной стороной жизни (отдых, материальный комфорт, уровень дохода, одежда, жилье и т.д.) [Там же].
В настоящее время достаточно много отечественных работ посвящено исследованию
субъективного благополучия. Наибольший интерес у исследователей вызывают корреляты субъективного благополучия, его социально-психологические факторы, структура, уровни выраженности, а также специфика субъективного благополучия у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Шамионов, 2008; 2010; Яремчук, 2013]. Обобщая множество исследований, Р.М. Шамионов дает следующее определение субъективного благополучия: «это понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде, и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [Шамионов, 2010, с. 238].
Л.В. Куликов отмечает, что «все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут действовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности». Подчеркивая субъективную природу благополучия, Куликов тем самым указывает на то, что в психологическом описании нет необходимости всякий раз к термину «благополучие» добавлять определение «субъективное», так как в большинстве случаев ясно, что речь идет о субъективном благополучии [Куликов, 2000, с. 125].
Е.В. Бородкина считает, что в сравнении с такими понятиями, как «психологическое благополучие», «удовлетворенность жизнью» и «счастье» использование понятия «субъективное благополучие» является наиболее перспективным, поскольку видит в нем отраженность «воздействия внешних факторов на переживание благополучия через субъективное восприятие, субъективную интерпретацию и субъективную оценку, опосредованные особенностями личности». К основополагающим факторам субъективного благополучия она относит осмысленность жизни и жизнестойкость человека [Бородкина, 2009, с. 90].
Р.М. Шамионов, описывая собственную структурно-функциональную модель субъектив-
ного благополучия, отмечает, что субъективное благополучие выполняет как минимум четыре функции: регулятивную (или функцию адаптации), функцию управления когнитивными процессами, функцию развития и «поведенческую» функцию. Функция адаптации заключается в «регуляции внутреннего самоотношения, самочувствия, а также взаимоотношения с внешним миром, усиливающих адаптационные возможности человека в социуме, а также в восприятии себя и своей жизни». Функция управления когнитивными процессами реализуется в консолидации и интеграции опыта, в соотнесении актуальных и имеющихся в «арсенале» знаний и чувственного опыта. Функция развития описывается как «обеспечивающая творческое движение как в сторону саморазвития, так и в сторону обеспечения внешних условий для удовлетворения высших потребностей и приведения всей системы в равновесие». «Поведенческая» функция заключается в «выборе стратегий поведения в зависимости от локуса благополучия и направленности личности» [Шамионов, 2008, с. 100].
Согласно Р.М. Шамионову, субъективное благополучие зависит от результатов социализации и от того, что является для субъекта наиболее важным, ценным, какова степень стремления к чему-либо. Соответственно, пишет автор, «различным типам ценностных ориентаций и мотивационной структуры можно выделить и определенные типы субъективного благополучия, своего рода его модусные комплексы» [Шамионов, 2008, с. 102]. Кроме того, Р.М. Шамионов указывает на то, что оптимизация разных типов субъективного благополучия зависит от актуальной жизненной ситуации, а «невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере часто замещается активностью и достижениями в другой. Личность вместе с тем стремится к "глобальному" благополучию, которое для нее принимает совершенно очевидные очертания в процессе своего становления» [Шамио-нов, 2008, с. 105].
На сегодняшний день появляется все больше работ отечественных психологов, посвященных исследованию различных аспектов психоло-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
гического благополучия: предикторы, факторы и детерминанты, динамика, структура, психологические корреляты, возрастной аспект проявления. Психологическое благополучие активно изучается в качестве основного фактора оптимального функционирования человека в различных сферах жизнедеятельности: родительство, занятость, экстремальные, трудные условия жизни. Достаточно много исследований психологического благополучия в образовательном пространстве [Шамионов, 2008; Куликов, 2000; Ше-веленкова, Фесенко, 2005; Жуковская, Трошихи-на, 2011; Водяха, 2013].
Согласно Л.В. Куликову, в структуре психологического благополучия целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты. Когнитивная составляющая психологического благополучия связана с наличием у человека относительно непротиворечивой картины мира, с пониманием текущей жизненной ситуации. Эмоциональный компонент проявляется как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью / неуспешностью субъекта в тех или иных сферах активности. Л.Г. Пучкова выделяет также мотивационно-поведенческий компонент, который включает контроль над обстоятельствами и наличие цели в жизни [Куликов, 2000, с. 127].
А.В. Воронина разработала модель психологического благополучия, содержащую четыре иерархических уровня, располагающихся в следующем порядке - психосоматическое здоровье, социальная адаптация, психическое здоровье и психологическое здоровье. Она выдвигает предположение, что на каждом следующем уровне, формирующемся в процессе развития и воспитания, у человека вырабатывается новое видение себя, мира и себя в этом мире и, как следствие, появляются новые возможности для осуществления замыслов, творческой активности, повышается число степеней свободы выбора адекватного поведения [Воронина, 2002].
О.А. Идобаева определяет психологическое благополучие личности как функционально-динамическое образование, понимание которого предполагает рассмотрение разви-
вающейся личности на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смысловом уровнях. Автор пишет, что «индивидуально-типологические особенности личности, соответствующие возрасту психологические новообразования и ведущий тип деятельности, механизмы психологической защиты, адаптационный ресурс, опосредованные социальной ситуацией развития и образующие различные варианты взаимосвязей, ин-тегративно будут проявляться как психологическое благополучие или неблагополучие личности» [Идобаева, 2013, с. 50]. В контексте разработки психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия О.А. Идобаева считает, что «основным индикатором психологического благополучия подростка является его эмоциональное благополучие (низкий уровень тревожности, депрессивности), которое выступает показателем того, насколько объективные условия социальной ситуации развития вступают в противоречие с ценностями и интересами подростка» [Там же].
Е.Б. Весна, О.С. Ширяева определяют психологическое благополучие как совокупность необходимых личностных ресурсов, обеспечивающих субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект - среда» [Весна, Ширяева, 2009]. Изучив психологическое благополучие личности в экстремальных природных условиях (Камчатка), а также проанализировав отечественную и зарубежную литературу, авторы в качестве составляющих психологического благополучия определили пять компонентов: аффективный (эмоциональная насыщенность жизни, преобладание позитивных эмоций, отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов), метапотребностный (возможность реализации базовых потребностей в автономии, компетентности во времени, связи с другими; личностный рост), мировоззренческий (наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл, чувство осмысленности своего прошлого и настоящего), интрарефлексивный (осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и недостатков; способность непосредственно
выражать чувства; внутренним контроль; позитивная самооценка, оценка своей жизни в целом; самопознание), интеррефлексивный (компетентность в отношениях с окружающими, средой; гармоничные отношения с миром; осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой) [Весна, Ширяева, 2009, с. 35]. Опираясь на субъектно-средовой подход С.К. Нартовой-Бочавер, Е.Б. Весна и О.С. Ширяева описывают психологическое благополучие личности через процесс простраивания внутреннего («Я», субъективные переживания) и внешнего («Я» в окружающем мире) пространства. Индикаторами гармонии системы «субъект - среда» выступают субъективные и объективные критерии благополучия личности в той или иной среде. Объективные критерии определяются по социальным индикаторам и статистическим показателям, как индивидуальным, так и социальным. Субъективными критериями психологического благополучия выступают удовлетворенность жизнью, преобладающий положительный эмоциональный фон [Весна, Ширяева, 2009, с. 33].
Еще один подход к пониманию психологического благополучия разработан Т.Д. Шевелен-ковой и П.П. Фесенко. В этом подходе психологическое благополучие предстает как выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью, целостное переживание, связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Психологическое благополучие рассматривается Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко как субъективное явление, переживание, которое тесно связано с системой внутренних оценок самого носителя данного переживания. Психологическое благополучие в понимании Т.Д. Шевелен-ковой и П.П. Фесенко базируется на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности. Основываясь на теории К. Ryff, они предложили рассматривать психологическое благополучие личности как сложное переживание человеком удовлетворенности своей жизнью, где одновременно отражены акту-
альные и потенциальные аспекты жизни личности. «Изучая переживание человеком психологического благополучия, отметим, что для любого переживания характерно сравнение определенного переживания с нормой, стандартом, идеалом, присутствующими в сознании переживающего человека как некий вариант самооценки, самоотношения» [Шевеленкова, Фесенко, 2005, с. 101]. Авторы выделяют «актуальное психологическое благополучие» и «идеальное психологическое благополучие» [Шевеленкова, Фе-сенко, 2005, с. 103]. Причем представление человека об «идеальном» становится важнейшим инструментом оценки им своего существования.
В отечественной психологии, наряду с понятиями «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие», активно используются и такое понятие, как «личностное благополучие» (Батурин, Башкатов, Гафарова и др.). Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова в результате теоретического анализа понятий «благополучие человека», «субъективное благополучие», «психологическое благополучие», «материальное и финансовое благополучие», «социальное и межличностное благополучие» пришли к выводу об ограниченности данного арсенала понятий. Авторы предлагают использовать понятие «личностное благополучие». Личностное благополучие определяется авторами как «системное образование психики» [Батурин, Башкатов, Гафарова, 2013, с. 9]. Базой личностного благополучия «является, с одной стороны, позитивное функционирование, позволяющее человеку проявлять позитивную активность в различных сферах жизнедеятельности, с другой - наличие позитивных субъективных оценок внешних факторов благополучия; а следствием является субъективное благополучие как обобщенное отображение факторов всех уровней в виде эмоций, оценок и суждений, позволяющих человеку испытывать удовлетворенность жизнью» [Там же].
Модель структурно-уровневой организации системы личностного благополучия представляет собой четырехуровневое образование, включающее внешнее внеличностное, психологическое,
<С £
d pq
0
ь
к
1 W Р2 Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
межличностное и субъективное благополучие. Предполагается, что функционирование всех этих структурных компонентов в виде теоретической модели должно осуществляться в соответствии с основными принципами системного подхода: целостности, иерархичности строения, структуризации.
Уровень внешних (внеличностных) факторов представлен блоком из трех группобобщен-ных составляющих: биологических, социальных и материальных благ. Все внешние блага выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на личностное благополучие в виде их субъективной значимости (оценок). Следующий уровень - уровень личностных факторов - представлен свойствами темперамента, базовыми свойствами личности и позитивными чертами характера. Все эти иерархически организованные составляющие обеспечивают позитивное психологическое функционирование, которое является психологической (внутриличностной) основой личностного благополучия. Уровень межличностных факторов представлен блоком из трех групп обобщенных составляющих межличностных благ в виде результатов позитивной межличностной активности: позитивные поступки и действия, достигнутые благоприятные межличностные отношения и совокупность социально значимых достижений. Результаты позитивной межличностной активности становятся фактором, обеспечивающим личностное благополучие, будучи одобренными и оцененными со стороны значимых других людей и получив высокую положительную оценку самого субъекта. Уровень субъективно-личностных факторов представлен аффективным, когнитивно-аффективным, когнитивным компонентами, которые позволяют сформировать обобщенные и относительно устойчивые переживания субъективного благополучия в виде эмоций, оценок и суждений по поводу результатов своей активности, а также субъективного уровня своих внешних внеличностных факторов благополучия [Батурин, Башкатов, Гафарова, 2013, с. 10-11]. Несомненно, данная модель представляет теоретико-экспериментальный и научно-
педагогический интерес, поскольку для исследования каждого уровня и его компонентов подобран соответствующий психодиагностический инструментарий.
В отечественной психологии встречаются и такие термины, как «эмоциональное благополучие» (Александрова, Данилова, Калина, Пахалкова, Одарущенко и др.), «психоэмоциональное благополучие» (Подольский, Карабано-ва, Идобаева, Хейманс и др.), «эмоционально-психологическое благополучие» (Дмитриева, Долина и др.), используемые в разных контекстах и исследуемые с помощью различного психодиагностического инструментария. На наш взгляд, соотношение этих понятий между собой в настоящее время не является однозначным и затрудняет научное понимание данного феномена, а громоздкость инструментария препятствует проведению эмпирических исследований.
Таким образом, в отечественной психологической науке существуют различные подходы к пониманию благополучия, при этом наибольшее число исследований (как теоретических, так и практических), касается субъективного и психологического благополучия. При этом у авторов нет согласия относительно операционализации понятий «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие». Так, ряд ученых, среди которых Н.К. Бахарева, Л.В. Куликов, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, Г.Л. Пучкова, рассматривают психологическое благополучие как часть субъективного. Согласно А.Е. Созонтову, А.А. Лебедевой, субъективное благополучие является индикатором психологического благополучия. Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова рассматривают субъективное благополучие как структурообразующий фактор личностного благополучия. Е.Б. Весна, О.С. Ширяева предлагают рассматривать субъективное благополучие в качестве одного из основных критериев психологического благополучия. В работах Е.Н. Паниной, Е.Е. Бочаровой можно найти трактовку этих понятий как синонимичных [Бочарова, 2005; Панина, 2006].
В целом исследования благополучия в современной отечественной психологии носят преимущественно теоретико-методологический
характер и в основном опираются на абстрактно-логические обобщения. Перспективными направлениями изучения данной проблемы являются разработка более компактного психодиагностического инструментария, проведение эмпирических исследований благополучия в связи с личностными особенностями и объективными условиями развития человека, а также выделение индикаторов благополучия, анализ факторов и динамики его формирования.
Библиографический список
1. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. 2013. Т. 6, № 4. С. 4-13.
2. Бородкина Е.В. Жизнестойкость как фактор субъективного благополучия // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов междунар. науч. заочной конф. Липецк, 2009. С. 12-15. URL: http:// www.science-conf.ru/files/arhiv/psyped1_2.pdf
3. Бочарова Е.Е. Стратегии поведения и субъективное благополучие личности // Вопросы общей и социальной психологии. Саратов, 2005.
4. Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 2 (8). C. 31-41.
5. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70-74.
6. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск: ТГУ, 2002. 28 с.
7. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия С. Ryff // Психологический журнал. 2011. № 2. С. 82-93.
8. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 389 с.
9. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.
10. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и психологического благополучия личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
11. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237-249.
13. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 2008. 296 с.
13. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
14. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 85-95.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
Н U
W М