Научная статья на тему 'Феноменологический анализ эмоционально-личностного благополучия'

Феноменологический анализ эмоционально-личностного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
865
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING / ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / FACTORS OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / CONDITIONS OF FORMATION OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карапетян Л. В.

Одной из важных теоретических и экспериментальных проблем в современной психологии является феномен благополучия. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований, автор статьи формулирует понятие эмоционально-личностного благополучия. Благополучие рассмотрено в статье как основание внутренней гармонии человека, позволяющей ему эффективно функционировать и развиваться. Автор описывает данный феномен как многофакторный конструкт, включающей три группы факторов: позитивные, ориентированные на внутренний мир (счастье, везение, оптимизм), позитивные, ориентированные на внешний мир (успешность, компетентность, надежность), и негативные (пессимизм, несчастливость, зависть). В данной работе автор показывает, что счастливый, успешный, компетентный, везучий, оптимистичный, надежный человек является олицетворением эмоционального благополучия. Напротив, несчастливые, пессимистичные, завистливые люди не могут наслаждаться жизнью и ощущать радость бытия, следовательно, их эмоционально-личностное благополучие находится на низком уровне. Опираясь на данные теоретического анализа, автор выделяет внешние и внутренние условия, обеспечивающие эмоционально-личностное благополучие человека. В качестве результата анализа автор представляет схему формирования благополучия, отражающую факторы благополучия и их составляющие, а также условия формирования эмоционально-личностного благополучия. Предложенная структура эмоционально-личностного благополучия позволяет эмпирически изучать данный феномен, а схема его формирования может методологическим основанием не только для изучения, но и для развития данного конструкта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING

One of the important theoretical and experimental problems in modern psychology is a phenomenon of well-being. The analysis of Russian and foreign research lets the author to formulate a concept of emotional and personal well-being. Well-being is considered in the article as the basis of the inner harmony of man, allowing it to function effectively and to develop. The author describes this phenomenon as a multifactorial construct, consisting of three groups of factors: positive, focused on the inner world (happiness, luck, optimism), positive, focused on the outside world (success, competence, reliability) and negative (pessimism, unhappiness, envy). In this paper, the author shows that a happy, successful, competent, lucky, optimistic, trustworthy person is the personification of emotional well-being. On the contrary, unhappy, pessimistic, envious people cannot enjoy life and feel the joy of life, therefore, their emotional and personal well-being is at a low level. The author highlights the external and internal conditions, providing emotional and personal well-being. As a result of the analysis, the author presents a diagram of forming well-being, reflecting factors of well-being and their components, as well as the conditions of formation of emotional and personal well-being. The proposed structure of the emotional and personal well-being allows empirically study this phenomenon, and the scheme of its formation may methodological basis not only for learning but also for the development of this construct.

Текст научной работы на тему «Феноменологический анализ эмоционально-личностного благополучия»

27 - IX - 2005 г. правильно выполняет рекомендованные упражнения. Рекомендовано приступить к упр. для вызывания звука псевдоголоса стоя и лежа.

10 - X - 2005 г. систематически выполнял рекомендованные упражнения самостоятельно и два раза в неделю посещал логопеда. Звук псевдоголоса образован, имеет возможность произнесения псевдоголосом упражнений 1-2.

17 - X - 2005 г. псевдоголосом выполняет упражнения 1 - 2.

Катамнестические наблюдения: 5 - II - 2006 г. работает на прежней работе. Затруднений при общении по работе и в микросреде не испытывает. Ухудшение голоса отмечается только в очень жаркие и душные дни. С понижением температуры воздуха общее состояние и псевдоголос улучшается.

Больная М.А.Г., 39 лет, солистка, перенесла ножевое ранение горла с поражением голосовых связок. При обращении 26 -X - 2009 г. больная общалась плохо понятным, грубым голосом, переходящим на шёпот.

29 - X - 2009 г. больная приступила к курсу дыхательных упражнений. Проводился массаж артикуляционного аппарата. Обнаружено - голосовые связки малоподвижны, особенно правая голосовая связка.

Библиографический список

5 - XI - 2009 г. проводились внутренний и внешний массаж с произношением фонем. Проводилось постукивание правой гортани, также массаж неба, массаж валика пассавана, массаж голосовых складок.

30 - XI - 2009 г. Отмечались улучшения соотношения выдоха и вдоха, удлинение фонационного выдоха, его нормализация.

12 - XII - 2009 г. Проведены занятия, где больная выступала перед студентами-практикантами сольными номерами. Голос полностью восстановлен.

Катамнестические наблюдения: в марте 2010 г. выступила в качестве солистки концерта посвященному 30 летнему юбилею факультета педагогики и психологии ДГПУ.

Таким образом, депрессивные состояния, возникающие у больных при нарушениях голоса, крайне пагубно сказываются на лечении и восстановлении пациентов. В этой связи мы видим необходимость концентрации усилий в этом направлении на первоначальном этапе лечения. После первой психотерапевтической беседы, целью которой является убедить больного в возможности восстановления голоса и возвращения к трудовой деятельности, следует направлять этих обучающихся на консультацию к врачу-психоневрологу. Иногда психоневрологические беседы может проводить и логопед.

1. Снежневский А.В. Депрессии. Вопросы клиники, психопатологии и терапии. Москва, 1970.

2. Spiegelberg U. J. Psychiater. Med. Psychol. 1966. Bd 16: s. 1 - 13.

3. Белов В.П. Нервно-психические нарушения при психосоматических болезнях пищеварительного аппарата. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1970.

4. Lopes Leme G. Ln.: Masked Depression Bern. 1973: p. 212 - 213.

5. Жислин С.Г. Труды 3-го Всесоюзного съезда невропатологов. Москва, 1950: 259 - 263. References

1. Snezhnevskij A.V. Depressii. Voprosy kliniki, psihopatologii i terapii. Moskva, 1970.

2. Spiegelberg U. J. Psychiater. Med. Psychol. 1966. Bd 16: s. 1 - 13.

3. Belov V.P. Nervno-psihicheskie narusheniya pri psihosomaticheskih boleznyah pischevaritel'nogo apparata. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1970.

4. Lopes Leme G. Ln.: Masked Depression Bern. 1973: p. 212 - 213.

5. Zhislin S.G. Trudy 3-go Vsesoyuznogo s'ezda nevropatologov. Moskva, 1950: 259 - 263.

Статья поступила в редакцию 22.01.17

УДК 159.942.5+159.942.22

Karapetyan L.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: karapetyanl@mail.ru

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING. One of the important theoretical and experimental problems in modern psychology is a phenomenon of well-being. The analysis of Russian and foreign research lets the author to formulate a concept of emotional and personal well-being. Well-being is considered in the article as the basis of the inner harmony of man, allowing it to function effectively and to develop. The author describes this phenomenon as a multifactorial construct, consisting of three groups of factors: positive, focused on the inner world (happiness, luck, optimism), positive, focused on the outside world (success, competence, reliability) and negative (pessimism, unhappiness, envy). In this paper, the author shows that a happy, successful, competent, lucky, optimistic, trustworthy person is the personification of emotional well-being. On the contrary, unhappy, pessimistic, envious people cannot enjoy life and feel the joy of life, therefore, their emotional and personal well-being is at a low level. The author highlights the external and internal conditions, providing emotional and personal well-being. As a result of the analysis, the author presents a diagram of forming well-being, reflecting factors of well-being and their components, as well as the conditions of formation of emotional and personal well-being. The proposed structure of the emotional and personal well-being allows empirically study this phenomenon, and the scheme of its formation may methodological basis not only for learning but also for the development of this construct.

Key words: emotional and personal well-being, factors of emotional and personal well-being, conditions of formation of emotional and personal well-being.

Л.В. Карапетян, канд. психол. наук, доц. Уральского федерального университета, г. Екатеринбург, E-mail: karapetyanl@mail.ru

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Одной из важных теоретических и экспериментальных проблем в современной психологии является феномен благополучия. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований, автор статьи формулирует понятие эмоционально-личностного благополучия. Благополучие рассмотрено в статье как основание внутренней гармонии человека, позволяющей ему эффективно функционировать и развиваться. Автор описывает данный феномен как многофакторный конструкт, включающей три группы факторов: позитивные, ориентированные на внутренний мир (счастье, везение, оптимизм), позитивные, ориентированные на внешний мир (успешность, компетентность, надежность), и негативные (пессимизм, несчаст-ливость, зависть). В данной работе автор показывает, что счастливый, успешный, компетентный, везучий, оптимистичный, надежный человек является олицетворением эмоционального благополучия. Напротив, несчастливые, пессимистичные,

завистливые люди не могут наслаждаться жизнью и ощущать радость бытия, следовательно, их эмоционально-личностное благополучие находится на низком уровне. Опираясь на данные теоретического анализа, автор выделяет внешние и внутренние условия, обеспечивающие эмоционально-личностное благополучие человека. В качестве результата анализа автор представляет схему формирования благополучия, отражающую факторы благополучия и их составляющие, а также условия формирования эмоционально-личностного благополучия. Предложенная структура эмоционально-личностного благополучия позволяет эмпирически изучать данный феномен, а схема его формирования может методологическим основанием не только для изучения, но и для развития данного конструкта.

Ключевые слова: эмоционально-личностное благополучие, факторы эмоционально-личностного благополучия, условия формирования эмоционально-личностного благополучия.

Благополучие как совокупность объективных обстоятельств, определяющих оптимальное течение жизни человека, отражает наличие необходимых ему благ или указывает на субъективную оценку овладения этими благами. Субъективное ощущение благополучия является основанием внутренней гармонии человека, позволяющей ему эффективно функционировать и развиваться. Учитывая семантическую широту и неоднозначность понятия благополучия, в настоящее время исследователи сосредотачиваются на различных сторонах данного феномена. В зарубежной психологии различаются понятия субъективного и психологического благополучия. Термин «субъективное благополучие» связан с одним конструктом и инструментарием (Bradbum), а термин «психологическое благополучие» связан с другим конструктом и инструментарием (Ryff, Keyes). Работы отечественных авторов посвящены анализу таких аспектов благополучия, как эмоциональное благополучие (Александрова, Данилова, Калина, Пахалкова, Одарущенко), психоэмоциональное благополучие (Петунова, Подольский, Карабанова, Идобаева, Хейманс, Бережнова, Склярова, Склярова, Карташова), личностное благополучие (Батурин, Башкатов, Гафарова), а также материальное, физическое, психологическое, духовное, социальное благополучие (Л.В. Куликов, А.В. Воронина, Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова) [1; 2; 3].

Таким образом, большинство авторов сосредотачивается либо на анализе благополучия как отражения эмоционального комфорта индивида, либо на личностных особенностях субъекта, позволяющих достичь этого состояния. Следовательно, наиболее полно сущность данного феномена будет отражать понятие эмоционально-личностного благополучия.

Для изучения благополучия необходимо проанализировать данный феномен, выделить его структуру, понять механизм и условия его формирования. Анализ работ, посвященных изучению благополучия, позволили нам совместно с Г.А. Глотовой выделить структуру данного психологического конструкта, состоящую изсовокупности факторов, различных по своим функциям: 1) блок, связанный с позитивными переживаниями благополучия во внутреннем мире; 2) блок, связанные с позитивными переживания благополучия во внешнем мире; 3) блок, связанный с негативными переживаниями (переживаниями неблагополучия).

Позитивные по отношению к благополучию факторы, ориентированные на внутренний мир человека, связанны с отношением индивида к своей жизни, к своему прошлому и будущему, чувством защищенности / незащищенности. Эти факторы имеют особое значение в субъективном ощущении психологического благополучия, внутреннего равновесия и психологического комфорта (в единстве его эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющей). К этой группе факторов относится представление о себе как об «оптимисте», «счастливом» и «везучем» человеке.

Одним из важнейших факторов психологического благополучия личности и его субъективным показателем является ощущение «счастья». По изменению данного фактора можно судить о перемене в уровне благополучии индивида. Более того, слово «счастье», нередко рассматривается как синоним «психологического благополучия» в целом ^уТТ, Czapinski) [4; 5; 6].

Лексико-семантический анализ слова «счастье» указывает на словообразующую основу «часть» и раскрывает это понятие как нечто «прибывшее, притекшее» извне, а также дает возможность увидеть родственный характер слов «счастье», «участь», «участник», «причастность», «причастие». Следовательно, понятие «счастье» в данном контексте можно понимать, как соединение с некоей частью, со своей долей, то есть постижение собственной судьбы, собственного места и назначения. В таком понимании счастье становится возможным, когда в жизни человека присутствует смысл, цель, предназначение.

Для анализа понятия «счастье» использовались философские и лингвистические работы таких авторов, как В.О. Татар-

кевич, М.В. Бахтин, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, И.Б. Русакова, Г.И. Урбанович, К. Нешев и др. Психологический подход к пониманию счастьяначал разрабатываться в рамках гуманистической и позитивной психологии (А. Маслоу, Э. Фромм, М. Аргайл, М. Селигман). В основу психологического представления о счастье легли воззрения К. Роджерса и А. Маслоу о самоактуализации, В. Франкла о поисках смысла. В работах зарубежных психологов М. Аргайла, М. Селигмана, М. Чиксентмихайи и др. в качестве основной задачи позитивной психологии рассматривается изучение путей и возможностей достижения человеком достойной жизни. В отечественной психологии основы философ-ско-психологической концепции счастья заложил С.Л. Рубинштейн, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский исследовали различные аспекты проблемы счастья [3, 7].

Обобщая работы, посвященные анализу данного фактора, можно сказать, что ощущение себя счастливым проявляется в позитивных эмоциях, удовольствии и удовлетворении жизнью, обусловлено ценностным отношением индивида к жизни и отражает скорее внутреннее состояние, чем внешние влияния. Счастье предполагает внутренние усилия и некоторую квалификацию для его обретения, связано с рефлексивными способностями и мудростью личности.

Еще один позитивный внутренне ориентированный фактор эмоционально-личностного благополучия, который мы находим в литературе, - это «везение». Везение в психологии рассматривается в синонимическом ряду со словами «удача» и «успех». При анализе данного понятия мы обратились к работам С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Д.В. Моховикова, Л.А. Мулляр, О.В. Чибисовой, А.А. Товбаза, Н.В. Лейфрид, J.J. Ray, 1980; P.R. Darke, J.L. Freedman, L. Day, J. Maltby, D. Pritchard, M. Smith, Pritcharda, Smith [8].

Анализ данных работ позволил нам рассматривать везение как опцию, сопряженную с оптимизмом и счастьем, возникающую случайно, вне активности индивида, его желаний и цели деятельности. Интернальный характер везения связан с субъективной оценкой личности как обладающей возможностью сосредоточить на себе «полезные» для себя условия и обстоятельства, а не предпринимать усилия для достижения цели.

Третьим позитивным внутренне ориентированным фактором эмоционально-личностного благополучия, широко представленным в психологических исследования, является «оптимизм». В современных толковых и энциклопедических словарях понятие «оптимизм» является достаточно распространенным (Ожегов, Шведова, Ушаков, Лопатин, Лопатина, Кузнецов, Брокгауз и Ефрон и др.) и понимается как «бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». В качестве противоположного понятия указывается «пессимизм» [8].

В психологии эмпирические исследования оптимизма появились, прежде всего, благодаря работам М. Селигмана, а дальнейшее развитие прикладных и научных исследований стало возможным благодаря такому направлению в психологии, которое получило название «позитивная психология» (Greenberg, Jenson, Селигман, Чиксентмихайи). В настоящее время за рубежом широко распространены эмпирические исследования оптимизма (Bain, Day, Maltby, Grant, Baldwin, Gibson, Iwanaga, Segerstrom, Windschitl, Yamawaki). В России оптимизм также стал активно изучаться, в том числе в связи с другими личностными характеристиками (Муздыбаев, Замышляева, Посохова, Джидарьян, Боднар, Глотова, Перунов, Перова, Ениколопов, Гордеева, Осин, Циринг, Эвнина, Новикова и др.) [9].

Таким образом, оптимизм можно понимать как специфичное мировоззрение, господствующее настроение, как личностную характеристику, устойчивую диспозицию личности, атрибутивный (когнитивный) стиль или копинг-ресурс личности. Оптимизм позволяет видеть в любой ситуации её положительные стороны

и возможности. Он связан с энтузиазмом, жизнестойкостью, способностью к принятию происходящих событий и их последствий. Оптимизм не столько отражает события ушедшие, сколько указывает на ожидание позитивного (благополучного) стечения обстоятельств. Высокий уровень оптимизма положительно коррелирует с психологическим благополучием и является не только предиктором, но и детерминантой благополучия.

В целом ощущение себя как человека счастливого, везучего и оптимистичное отношение к жизни являются индикаторами психологического благополучия, с одной стороны, и позволяют спрогнозировать благополучие в некотором будущем, с другой стороны. Иными словами, позитивные факторы, ориентированные на внутренний мир человека, отражают «потенциал благополучия» личности на некоторое время. При этом данные факторы указывают на субъективную оценку благополучия (получения, наличия жизненных благ), отражают ценности и амбиции индивида и сигнализируют о стремлении и возможности человека обрести внутренний комфорт скорее через работу над собой, чем в процессе изменения окружающего мира.

Не менее важное значение для благополучия человека имеют позитивные факторы, ориентированные на внешний мир, которые указывают на ощущение психологического комфорта, обусловленное внутренними ожиданиями и амбициями индивида, с одной стороны, а с другой стороны, - интерпретацией жизненных событий и обстоятельств, их соответствием ожиданиям субъекта. К этой группе факторов благополучия относится представление о себе как об успешном, компетентном и надежном человеке.

Тема «успеха» в настоящее время становится все более актуальной. Средства массовой информации систематически указывают на «успешность» как один из важнейших показателей, демонстрирующих человеку его личностную и социальную состоятельность.

Лексико-семантический анализ слова «успех» показал, что в русском языке эксплицированы следующие значения слова «успех»: 1) это «удача» как исход дела, возможно, - стечение обстоятельств, достижение некоторой цели за счет удачи (благоприятного стечения обстоятельств, везения); 2) личностный формат достижений (достижение цели за счет целенаправленной деятельности); 3) признание со стороны социума (общественное признание) [8].

В последнее время появляется все больше работ, посвященных исследованию представлений об успешном человеке, успехе и успешности, а также о влиянии этих представлений на профессиональный успех и академическую успеваемость (Клоч-кова, Нефедова, Галюк, Голдберг, Шмелев, Чирикова, Клямкин, Батыгин, Диттмар, Улыбина, Артамошина, Тропотяга, Русс, Бель-цова, Котовский и др.). В.И. Верховин и С.Б. Логинов отмечают, что в понятии «успех» присутствует оттенок пассивности, везения, когда цель достигается за счет благоприятного стечения обстоятельств [10].

Исследователи рассматривают представления человека о себе и о мире как верный предиктор объективного успеха. Успешность рассматривается исследователями не только как свойство личности, но и как результат основанной на целеполагании, эффективно организованной деятельности человека, существенно превысивший социальные или личностные нормативы, и оцененный положительно самим человеком или другими людьми. Одним из важных факторов психологического благополучия может являться когнитивная и эмоциональная оценка человеком своей «успешности» с точки зрения соответствия или несоответствия критериям успешности, принятой в той части социума, с которой он наиболее тесно связан, с которой он себя идентифицирует.

В работах авторов, исследующих благополучие, отмечается значимость фактора «(компетентность» в формировании благополучия, ощущения себя способным влиять на субъективное восприятие и переживание своего благополучия или неблагополучия.

Ряд авторов рассматривает компетентность в соотношении с деятельностью человека, в том числе, профессиональной. Кроме этого, выделяются различные виды компетентности -профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность и др. Б.Б. Коссов рассматривает компетентность как общий уровень умений [9].

В социоэкономическом контексте «компетентность» рассматривается с точки зрения общественной значимости: 1) знания, опыт в той или иной области; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они

обладают правом принятия решений, а также как фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.) и как статусную позицию работника, атрибут его позиции внутри конкретной организации [8].

В психолого-акмеологических исследованиях «компетентность» представлена с позиции обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Существует целый ряд подходов, посвященных проблеме профессиональной компетентности специалиста. Общая феноменология профессиональной компетентности специалистов отражена в исследованиях Н.В. Кузьминой, Е.В. Бондарев-ской, В.А. Адольфа, Н.Ф. Ильиной, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Т.Н. Щербаковой и др. [3].

Исследователи компетентности однозначно указывают на то, что уровень профессиональной компетентности зависит от личностных качеств субъекта деятельности, его интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, мотивации профессиональных и личностных достижений. Кроме того, компетентность всегда связана с внешней деятельностью и её результативностью. Тем самым подчеркивается интегратив-ный характер данного феномена, а также его прогностическая функция в отношении жизненного успеха и психологического благополучия индивида.

Еще одним внешним позитивным фактором эмоционально-личностного благополучия, исследуемым в литературе, выступает «надежность». Представление о надежности человека эксплицировано в многочисленных словарях (Словарь церков-но-славянского и русского языка, Ожегов, Шведова, Ефремова, Ушаков и др. [8].

В психологической литературе слово «надежность» изначально характеризовало функционально-деятельностно-лич-ностные показатели индивида, а позднее оно перешло и в психологию труда (Крук). Согласно В.Д. Небылицыну, среди личностных факторов, обусловливающих надежность специалиста, необходимо выделять интеллектуальные, волевые и характерологические особенности человека. Б.Ф. Ломов выделял две группы качеств, определяющих надежность специалиста: поддающиеся и не поддающиеся целенаправленному воспитанию. Обе группы качеств играют ключевую роль в обеспечении надежности специалиста, а перспективным направлением обеспечения надежности, в свою очередь, является контроль, в том числе и со стороны самого человека.

Профессиональная надежность, согласно Э.Ф. Зееру, проходит эволюционный путь, обусловленный процессом профессионализации субъекта трудовой деятельности. В.М. Крук описывая различные виды надежности, предлагает помимо функциональной и профессиональной надежности выделять личностную надежность. Личностная надежность связана с понятиями «человеческий фактор», «личный фактор» и, соответственно, определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые могут стать причиной «ошибки», «нарушения» [8].

Следовательно, надежность является системным психическим свойством личности, формируемое и развиваемое под влиянием установок, возникающих в рамках определенного вида деятельности. Именно социальная среда и процесс овладения профессиональной деятельностью влияют на развитие свойств и качеств личности, способствующих успешному решению профессиональных задач в любых, даже усложненных условиях её реализации. На степень выраженности профессиональной надежности влияют степень развития его профессионально важных качеств и психическое состояние функциональных систем организма. Профессиональная и личностная надежность включает в себя ряд интегральных личностно-деятельностных характеристик, являющихся показателями профессионального развития, выражающегося во всех компонентах профессиональной компетентности.

Итак, позитивные внешне ориентированные факторы отражают благополучие личности, связанное с оценкой и осмыслением реально существующих событий. Представление человека о себе как об успешном, компетентном и надежном сигнализирует о его стремлении и возможности обрести внутренний комфорт и гармоничные отношения с окружающим миром через изменение окружающих условий и обстоятельств, не меняя свой внутренний мир. Ощущение внутреннего комфорта и благополучия связано с согласованием ожиданий индивида и получаемых от жизни благ, во многом определяется индивидуальной системой ценностей, смыслов, установок и амбиций.

Кроме этого, анализ литературных источников показывает, что выделяются не только позитивные, но и негативные факторы эмоционально-личностного благополучия, предполагающие индикацию и прогнозирование психологического неблагополучия личности. В качестве негативных факторов эмоционально-личностного благополучия рассматриваются пессимизм, несчастли-вость, зависть. Рассмотрим их более подробно.

Фактор «пессимизм» (от лат. pessimus - наихудший) как негативный фактор психологического благополучия основан на плохом настроении, отражает подавленное состояние, негативное восприятие мира, ощущение своего неблагополучия. Лекси-ко-семантический анализ данного понятия позволяет выделить такие определения пессимизма: 1) мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в будущее; 2) склонность видеть во всем только плохое; 3) отрицательная оценка жизни [8].

Исследование пессимизма как психологического феномена началось сравнительно недавно и отражено в работах зарубежных и отечественных авторов (Held, Palgi, Friedman, Robbins, Armbruster, Pieper, Klotsche, Hoyer, Зелигман, Муздыбаев, За-мышляева, Перова, Ениколопов, Арскиева, Зайцева, Джида-рьян). Примечательно, что в психологии пессимизм, как правило, рассматривается в связи с оптимизмом и, соответственно, реже изучается как самостоятельный феномен. К.Муздыбаев указывает на то, что пессимисты отличаются от оптимистов отношением к людям [9; 11].

Анализ исследований пессимизма показал, что данный фактор отражает негативное отношение к миру, связан с состоянием уныния, безнадежности, внутреннего дискомфорта. Однако оптимизм не рассматривается в психологии как явный антагонист оптимизма, может в равной степени проявляться (или не проявляться) вместе с ним и часто носит защитную функцию в ситуации неопределенности. Пессимизм предполагает у его носителя укороченную временную перспективу, сосредоточенность на настоящем и отсутствие желаемых ожиданий, целей, планов на будущее, что отражает индикаторную и прогностическую функцию пессимизма относительно благополучия.

«Несчастность» как фактор эмоционально-личностного благополучия редко описывается в психологической литературе. «Несчастье» трактуется в русском языке как антоним понятию «счастье», а слово «несчастливый» толкуется следующим образом: 1) не знающий, лишенный счастья, радости; 2) такой, которого преследует неудача, неудачливый. Еще в древности мыслители указывали на связь счастья и несчастья, придавая большую значимость роли последнего как средства духовного развития, как средства формирования нравственности [1].

И.А. Джидарьян реконструирует образ несчастливого человека, опираясь на представления и оценки обыденного сознания. Результаты исследования показали, что при описании несчастливого человека на первом месте оказались доброта и трудолюбие, а также общительность. Также относительно высоко оцениваются у несчастливых людей и такие качества, как общая образованность, эрудированность и внешняя красота. Главное, что отличает счастливого от несчастливого в оценках и восприятии окружающих людей, - это чувство оптимизма, а также целеустремленность и уверенность в себе. По результатам исследования было выявлено, что в обыденном сознании образ несчастливого человека менее четок и чаще связывается с женским полом. В то же время счастливые и несчастливые люди не являются полярными типами по большинству характеристик и практически не отличаются по своим основным социально-этическим качествам. Автор делает вывод, что на уровне обыденного сознания образ несчастливого человека не связывается с какими-либо чертами социальной ущербности или личностной непривлекательности [5].

Таким образом, «несчастье нужно понимать именно как отсутствие счастья, субъективного благополучия, но не наличие страдания, хотя, известно, что отсутствие благополучия может усиливать негативные переживания» [1, с. 27].

В качестве еще одного негативного фактора эмоционально-личностного неблагополучия в научной литературе рассматривается «зависть». В философской и психологической литературе зависть в основном рассматривается как чувство, которое проявляется в неприязненном, враждебном отношении к успехам, достоинствам другого лица (Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, С. Кьеркегор, Ларошфуко, Б. Мандевиль, Ф.Ницше, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр, А.Ю. Согомонов, Полле, Е.П. Ильин, А. Донцов и др.) [10].

В русских лингвистических словарях зависть описывается как «свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежеланье добра другому, а одному лишь себе» или «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого», «желание обладать тем, что есть у другого» [8].

Психологические исследования появляются во второй половине XX века. В многочисленных теоретических и эмпирических психологических исследованиях зависть рассматривается как противоречивый, многогранный феномен (Муздыбаев, Silver, Sabini, Бескова, К. Хорни, Бондаренко, Лукан, Котова, Муздыбаев, Соколова, Шамионов, Ильин) [1].

Таким образом, зависть рассматривается в психологии как особая форма тревоги, основывается на «недобром созерцании более счастливых людей». Обычно различается с ревностью, при которой имеется третье лицо, как правило, любимый человек» [8]. Неосознаваемая (вытесняемая) зависть маскируется под «плохое настроение», раздражительность, неудовлетворенность жизнью, депрессию, и может приводить к неврозам, неадекватным поступкам, личным и семейным драмам. Зависть сопровождается мучительными переживаниями, ощущением своего неблагополучия. Следовательно, зависть является не только индикатором, но и детерминантой неблагополучия личности.

Можно сказать, что описанные негативные факторы психологического благополучия в целом связаны как с внутренним миром человека, так и с внешним миром и понижают общий уровень субъективного благополучия. Представление о себе как о пессимисте, несчастливом и завистливом человеке являются индикаторами психологического неблагополучия, с одной стороны, и позволяют спрогнозировать неблагополучие в некотором будущем, с другой стороны. При этом негативные связаны с субъективной оценкой неблагополучия (недостаточного получения, отсутствия жизненных благ), отражают ценности и амбиции индивида и сигнализируют о субъективном восприятии отсутствия возможностей обрести внутренний комфорт через работу над собой или в процессе изменения окружающего мира.

Итак, анализ литературных источников дал нам основания считать, что эмоционально-личностное благополучие - это целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Результатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагополучия.

Принимая во внимание сложную природу факторов благополучия, а также исследования, посвященные анализу структуры благополучия, выделим составляющие компонентов данного феномена. Согласно Л.В. Куликову, в структуре психологического благополучия целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты. Когнитивная составляющая психологического благополучия связана с наличием у человека относительно непротиворечивой картиной мира, с пониманием текущей жизненной ситуации. Эмоциональный компонент проявляется как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью / неуспешностью субъекта в тех или иных сферах активности. Л.Г. Пучкова выделяет также мотивационно-пове-денческий компонент, который включает контроль над обстоятельствами и наличие цели в жизни. Таким образом, исходя из природы эмоционально-личностного благополучия, наиболее целесообразно выделить в структуре данного феномена четыре основных составляющих: когнитивную, аффективную, регулятивную и поведенческую. Формирование благополучия может начинаться с любой из составляющих, постепенно вовлекая другие [2].

Для целостного понимания феномена эмоционально-личностного благополучия необходимо проанализировать условия его формирования. Большинство исследователей благополучия сходятся во мнении о том, что благополучие не является результатом только внешних условий, но представляет собой также и результат отношения человека к его жизни, окружению, самому себе. Следовательно, для оценки благополучия важно учитывать как внешние, так и внутренние условия его формирования.

Среди внешних условий необходимо рассмотреть физические, экономические, социальные и культурные условия. Физическая среда, влияющая непосредственно на жизнь индивида и его благополучие, определяется такими особенностями его существования, как место проживания и работы, перемещение в пространстве, состояние здоровья и т. д.

Рис. 1. Схема формирования эмоционально-личностного благополучия

Экономическая среда жизни человека: величина и регулярность дохода, надежность источников дохода, возможность удовлетворения потребностей, экономическая ситуация в регионе, в стране, в мире.

Социальная среда обеспечивает формирование и поддержание благополучие индивида в связи с его межличностными отношениями, адаптационными возможностями.

Культурная среда позволяет человеку ощущать свое благополучие на основе принятия и разделения социальных норм, ценностей, смыслов. Своеобразным индикатором благополучия человека в культурной среде является организация им своего образа жизни, досуга, стиля (одежды, поведения, достижения успеха, самопрезентации и т. д.).

Внутренними условиями, обеспечивающими формирование эмоционально-личностного благополучия человека являются его психические процессы, состояния и свойства личности.

Психические процессы, обладая селективным характером, определяют формирование субъективного благополучия еще на этапе отражения действительности. Создающаяся на основе этого отражения картина мира задает соответствующую саморегуляцию и активность индивида, направляя поведение, деятельность и динамику личности на достижение благополучия, которое всегда представляет собой неоформленную положительную валентность в мотивационной сфере субъекта.

Психические состояния, характеризующие тонус функциональной активности индивида,в первую очередь организуют психику на адаптацию и социализацию индивида в обществе. Эмоционально-личностное благополучие обеспечивается не только адекватностью восприятия и ответной активности личности на раздражители среды, но и особенностями эмоционального отношения личности к происходящему.

Психические свойства личности характеризуют индивида как представителя социума, отражают его взаимоотношения с миром, обществом, самим собой. Психические свойства, основанные на органических и функционально-динамических особенностях нервной системы индивида, проявляются в активности и саморегуляции индивида и определяют формирование личностных факторов его благополучия.

Внешние и внутренние условия не только имеют различную природу, но и оказывают неоднозначное влияние на благополучие человека. Обращаясь к идее Гельцберга, внешние условия носят объективный, конкретный и конечный характер. Их действие опосредовано психической активностью индивида. Их влияние на формирование благополучия насыщаемо: когда внешняя среда достаточно благополучна для существования человека, улучшение внешних условий уже не имеет значения для благополучия. Внутренние условия - субъективны, эмоциональны, интуитивны и обладают способностью к развитию и самодетерминации, могут компенсировать недостаточность внешних условий.

Библиографический список

На основании феноменологического анализа эмоционально-личностного благополучия была составлена схема формирования благополучия, представленная на рис. 1. На данной схеме отражены факторы благополучия и их составляющие, а также условия, обеспечивающие формирование эмоционально-личностного благополучия.

Таким образом, проведенный анализ феномена благополучия позволил сделать следующие выводы.

1. Эмоционально-личностное благополучие - это целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Результатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагополучия.

2. Являясь сложным интегративным образованием, ощущение благополучия охватывает всю личность человека целиком, определяет его мышление, отношение к миру, другим людям и самому себе, влияет на его поведение и деятельность.

3. Структура эмоционально-личностного благополучия включает ряд факторов, связанных с эмоциональной и личностной сферами человека. Позитивные факторы благополучия, ориентированные на внутренний мир (счастливый, везучий, оптимист), связаны с отношением человека к своей жизни, к своему прошлому и будущему, чувством защищенности/незащищенности. Позитивные факторы благополучия, ориентированные на внешний мир (успешный, компетентный, надежный), отражают отношения индивида с другими людьми, а также установки по отношению к собственной деятельности. Негативные факторы благополучия связаны как с внутренним, так и с внешним миром человека (пессимист, несчастливый, завистливый) и понижают общий уровень субъективного благополучия.

4. Структура эмоционально-личностного благополучия представленачетырьмя основными составляющими: когнитивную, аффективную, регулятивную и поведенческую. Формирование благополучия может начинаться с любой из составляющих, постепенно вовлекая другие.

5. Благополучие формируется в результате влияния внешних и внутренних условий. К внешним условиям, оказывающим влияние на эмоционально-личностное благополучие, относятся физическая, экономическая, социальная и культурная среда. Внутренними условиями, обеспечивающими формирование эмоционально-личностного благополучия человека являются его психические процессы, состояния и свойства личности.

6. Внешние условия носят объективный, конкретный и конечный характер. Их влияние насыщаемо и опосредовано психической активностью индивида. Внутренние условия - субъективны, эмоциональны, интуитивны и обладают способностью к развитию и самодетерминации, могут компенсировать недостаточность внешних условий.

1. Шамионов РМ. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации. Известия Саратовского университета. 2007; Т. 7, Сер. Философия. Психология. Педагогика; Вып.1.

2. Глотова Г.А. Структура и индикаторы субъективного благополучия. Международная научная школа психологии и педагогики. Ежемесячный научный журнал. 2014; Часть 2; № 7 (15).

3. Карапетян Л.В. Субъективное благополучие как условие ощущения психологической безопасности в чрезвычайной ситуации. Безопасность личности в современном коммуникативном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. 23-24 октября. Екатеринбург, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ryff C.D. Psychological Well-Being in Adult Life. Current Directions in Psychological Science. 1995; Vol. 4; № 4.

5. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. Москва: Институт психологии РАН, 2013.

6. Аргайл М. Психология счастья. Санкт-Петербург: Питер, 2003. Available at: http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/psihologija-schastja

7. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2004.

8. Коллекция словарей и энциклопедий. Available at: http://slovari.bibliofond.ru/Default.aspx

9. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2005.

10. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования. Психологическая диагностика. 2005; 3.

11. Пономаренко Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук Новосибирск, 1998.

References

1. Shamionov R.M. Vzaimosvyaz' sub'ektivnogo blagopoluchiya s 'emocional'noj napravlennost'yu i cennostnymi orientaciyami lichnosti v raznyh usloviyah professional'noj socializacii. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2007; T. 7, Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika; Vyp.1.

2. Glotova G.A. Struktura i indikatory sub'ektivnogo blagopoluchiya. Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola psihologii i pedagogiki. Ezhemesyachnyj nauchnyj zhurnal. 2014; Chast' 2; № 7 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.