УДК 159.97+376.4
Ефимова Нина Юрьевна
Старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
исследование агрессивности подростков
с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья являются ключевыми в вопросах организации для них системы специального образования. Необходимым условием для развития социально адаптированной личности служит её умение налаживать продуктивные взаимоотношения с окружающими людьми, что в свою очередь зависит от комплекса её личностных предпосылок и психофизических особенностей. Статья посвящена исследованию проявлений агрессивности умственно отсталых подростков в повседневной жизни как одного из признаков интолерантности, наличие которого тормозит развитие навыков социального поведения. Исследование также коснулось возможности применения традиционных методик для диагностики уровня агрессивного поведения.
Ключевые слова: агрессивное поведение, индекс агрессивности, индекс враждебности, школьники с умственной отсталостью.
Efimova Nina Yurievna
Senior Lecturer of the Department of Corrective Pedagogy and Psychology of Institute of Childhood of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
study of aggressive adolescents with disabilities
Abstract: The problems of social adaptation of children with disabilities are key issues in providing them the special education system. Prerequisite for the development of socially adapted personality is its ability to establish productive relationships with others, which in turn depends on a complex personality of its preconditions and psychophysical characteristics. The article investigates the manifestations of aggressive mentally retarded adolescents in everyday life as one of the signs of intolerance, whose presence inhibits the development of social behavior skills. The study also touched on the possibility of using traditional methods to diagnose the level of aggressive behavior.
Keywords: aggressive behavior, aggressiveness index, the index of hostility, students with mental retardation.
Характеристика агрессивности лежит в сфере субъектных отношений, её оценка не может быть однозначной. С одной стороны, оценка окружающими агрессивных качеств личности может быть негативной, с другой -расцениваться как необходимый компонент созидательной деятельности, где от человека требуется умение отстоять свою точку зрения, выполнить задачу, преодолеть препятствие.
Агрессивное поведение может отличаться по степени выраженности и мотивации, вызвавшей его. Агрессивное отношение к окружающим не всегда является деструктивным, оно может существовать само по себе и не приносить видимого вреда за исключением дискомфорта в общении. Но мотивы, вы-
зывающие такое поведение, могут наносить значительный вред окружающим и принимать социально опасные формы. Отсутствие злого умысла и его наличие могут обретать схожие формы внешнего проявления.
Агрессия может быть мотивационной, в этом случае она становится свойством личности и интерпретируется как самоценность. В других случаях она может выступать в роли инструмента и являться средством. Агрессия может носить как произвольный, так и непроизвольный характер и сопровождаться эмоциональными переживаниями.
Необходимость исследования агрессивности учащихся с лёгкой умственной отсталостью возникла в рамках изучения проблемы толерантности. С этой целью была
выбрана методика Басса-Дарки. В обследовании участвовало 18 человек: учащиеся 7-9 классов в возрасте 14-17 лет. В соответствии с рекомендованной методикой ответы группировались по восьми шкалам, приведённым в таблице 1. Норма (Ж) оценки по каждому из видов реакций зафиксирована в третьей колонке таблицы 1.
В случае если сумма баллов по некоторым категориям ниже заявленной нормы, это го-
Таблица 1. - Результаты обработ,
ворит о редком проявлении или о полном отсутствии соответствующих психологических качеств личности. Тогда правомерным будет предположение, что испытуемый обладает определенной степенью пассивности и конформности.
Если же сумма баллов по отдельным видам реакций участников исследования превышает норму, это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняю-
данных по методике Басса-Дарки
Шкала < N N 4-6 б > N Краткий анализ показателей
Физическая агрессия 1ч. 6% 11ч. 61% 6ч. 33% Ср. балл по группе - 6. Уровень соответствует верхней границе нормы: поведение 33% учащихся носит агрессивный характер; 61% группы не являются инициаторами агрессии, но могут по необходимости применить силу.
Вербальная агрессия 1ч. 6% 4ч. 22% 13ч. 72% Ср. балл по группе - 7,5, высокий показатель. Группа обладает высоким уровнем вербальной агрессии: 72% учащихся активно выражают негативные чувства в повседневном общении.
Подозрительность 8ч. 44% 8ч. 44% 2ч. 11% Ср. балл по группе - 4,3, средний показатель нормы. 44% учащихся обладают повышенным уровнем доверчивости, что делает их уязвимыми, подверженными асоциальному влиянию.
Раздражение 4ч. 22% 11ч. 61% 3ч. 17% Ср. балл по группе - 5,2, средний показатель нормы. Для 61% учащихся характерно нормативное поведение, преобладает настрой на взаимодействие. Для 17% характерна склонность к раздражению, при малейшем возбуждении - готовность демонстрировать вспыльчивость, резкость, грубость.
- < N N 4-5 б > N -
Косвенная агрессия 5ч. 28% 7ч. 38% 6ч. 33% Ср. балл по группе - 4,3, средний показатель нормы. Для группы характерно: 38% нормативное поведение с минимальной долей косвенной агрессии, необходимой для достижения коммуникационных целей; 33% - это учащиеся с выраженной косвенной агрессией, используемой для достижения целей, заменяющей прямое Я-высказывание.
Обида 5ч. 28% 7ч. 39% 6ч. 33% Ср. балл по группе - 4,5, средний показатель нормы. У 39% учащихся поведение носит нормативный характер, преобладает настрой на взаимодействие. 33% - проявляют негативные чувства к окружающим, вызываемые чувством гнева.
Чувство вины 4ч. 22% 4ч. 22% 10ч. 56% Ср. балл по группе - 5,6, выше нормы. У 56% учащихся снижена самооценка, считают, что любое действие ими будет выполнено неправильно, они потерпят неудачу, свойственна аутоагрессия.
- < N N 2-3 б > N -
Негативизм 3ч. 17% 9ч. 50% 6ч. 23% Ср. балл по группе - 2,6, средний показатель нормы. 50% учащихся проявляют негативизм в незначительной степени соответственно ситуации, преобладает настрой на взаимодействие, учащиеся соблюдают требования дисциплины. 23% учащимся свойственно неподчинение педагогу, демонстрационное поведение, нарушение дисциплины.
щем сотрудничество, сознательную кооперацию и провоцирующем конфликтность.
Для получения удобных для сопоставления чисел (нормированных показателей), характеризующих индивидуальные и групповые результаты, ответы в соответствии с ключом подсчитываются по 8 шкалам, и затем общий балл умножается на коэффициент. Результаты обработки данных носят обобщённый характер, но позволяют выделить доминирующие характеристики:
- физическая агрессия (1119),
- чувство вины (1100),
- вербальная агрессия (1080).
Предварительный анализ выявил, что
показатели разных форм агрессии доминируют. Такая характеристика учащихся с лёгкой умственной отсталостью укладывается в представления об особенностях этой категории детей и подростков. Нарушения эмоционально-волевой сферы, словесно-логического мышления значительно тормозят развитие коммуникативных навыков, именно поэтому применение физической агрессии кажется учащимся самым эффективным способом взаимодействия. Быстрота и сниженная дифференцированность эмоций не оставляют ребёнку времени для обдумывания иных возможных вариантов реакции на раздражитель. Кроме того, большую роль играют волевые барьеры, призванные тормозить волну агрессии, которые также отстают в своём формировании.
Наличие в первой тройке высоких показателей такого компонента, как чувство вины несколько изменяет общий профиль агрессивности и может указывать на её происхождение. К 7 классу учащийся с лёгкой умственной отсталостью уже начинает осознавать свой дефект, в результате чего значительно падает его личностная самооценка. Постепенно он убеждается, что многого не может в сравнении со своими здоровыми
сверстниками. Большую роль в формировании комплекса вины играют родители, которые, часто не желая «принимать» ребёнка с его особенностями, применяют агрессивные методы воспитания (как физические, так и психологические), винят его самого в его проблемах.
Выявление восьми показателей комплекса агрессивности является промежуточной задачей опросника. Целевым продуктом методики будут индекс агрессивности и индекс враждебности. Индекс агрессивности складывается из следующих шкал:
1. Физическая агрессия - открытое использование физической силы.
2. Раздражение - возникновение негативное реакции при незначительном возбуждении.
3. Вербальная агрессия - крик, визг, проклятия, угрозы.
Методика обработки теста рекомендует рассчитывать индекс агрессивности по формуле: Физ.А + Верб.А + Косв.А. Учитывая заданные методикой уровни агрессивности рассчитаем индивидуальные индексы агрессивности каждого ученика и общий по группе. Ранжируем индивидуальные индексы агрессивности по уровням: 1-16 - низкий уровень; 17-25 - средний уровень; 26-32 -высокий уровень. Полученный анализ представлен в таблице 2.
Несмотря на то, что в первой половине анализа было отмечено доминирование агрессивных показателей, в обследуемой группе выявлены низкий и средний индексы агрессивности. Низкие показатели определяются баллами от 1 до 16, им соответствуют 7 учащихся (39%). Средний уровень наблюдается у 11 (61%) человек, их показатели определились в диапазоне от 17 до 25 баллов. Высокого уровня агрессивности не отмечено. Средний индекс агрессивности по группе на уровне нижней границы среднего уровня - 17,8 балла, что соответствует ниж-
Таблица 2. - Сравнительный анализ индивидуальных показателей индекса агрессивности
распределение уровней индекса агрессивности внутри группы
индекс агрессивности количество респондентов % к общему числу Средний индекс агрессивности по группе (Ы = 21+4)
низкий 7 39% 17,8
средний 11 61%
высокий 0 0
всего 18 100%
ней норме в границах 17-25 баллов.
Предположим, что отсутствие высокого уровня агрессивности кроется в соотношении уровней разных видов агрессивности. Зададимся вопросом, каким образом индекс агрессивности отражает нижнюю границу нормы при том, что вербальная агрессия выражена у 72 % учащихся, а косвенная - присуща 33 % исследуемых. Обратим внимание, что именно основной показатель «физическая агрессия» в рамках нормы удерживает 61 % исследуемых. Из 72 % учащихся, проявляющих вербальную агрессию, только 33 % переходят к проявлению её опосредовано через окружающие предметы и прямую физическую агрессию по отношению к человеку. При этом 6 % (1 ученик) не проявляет признаков агрессии ни в какой форме, 4 человека (22 %) не проявляют агрессию косвенно, но могут себя защитить и словом, и прямым физическим воздействием по необходимости.
Вторым компонентом агрессивности, по А. Бассу, является враждебность. Норма враждебности задана в границах от 3 до 10 баллов, что соответствует среднему уровню. В структуре враждебности, согласно тесту, определяются следующие категории:
1. Обида - негативное отношение к окружающим, искажённая интерпретация их действий.
2. Подозрительность - разной степени недоверие к окружающим.
Принцип расчёта индекса враждебности тот же, что и в первом случае. Ранжируем данные индекса враждебности в таблице 3.
Таблица 3. - Сравнительный анализ уровней индекса враждебности
Индекс враждебности Средний
показатель
уровни испытуемые % по группе (норма 6-7+3)
низкий 1 6%
средний 11 61% 8,8
высокий 6 33%
всего 18 100%
В границы соответствия норме попадают 11 человек, это 61 %. Один испытуемый показал низкий уровень враждебности, высокий уровень отмечен у 6 человек, что составляет 33 %. Средний показатель по группе
также попадает в пределы нормы, но стремится к верхней её границе - это 8,8 балла.
Присутствие низкого и высокого уровней индекса враждебности находит объяснение с точки зрения специальной психологии. Ребёнок с умственной отсталостью имеет такую психическую особенность, которая препятствует позитивному восприятию нового и незнакомого, вызывая страх, отторжение, отказ от контакта, что вполне может проявляться в форме враждебности. По мере ознакомления с новым объектом тревожность уходит и становится возможным процесс познания этого «нового». Динамику перехода можно наблюдать практически у каждого учащегося коррекционной школы. В случае нашего исследования (при повышенном индексе враждебности) чувство враждебности, обусловленное индивидуальными психофизическими нарушениями, не затухает, и учащийся постоянно находится в этом состоянии даже в знакомой и благоприятной ситуации.
Вместе с тем, некоторым школьникам с проблемами в развитии свойственны противоположные качества: излишняя доверчивость, отсутствие чувства опасности, внушаемость. В таком случае враждебность не возникает и ребёнок готов к близкому контакту с незнакомым объектом, что так же, как и повышенное чувство враждебности, говорит об отклоняющейся динамике этого качества.
По результатам исследования можно сделать вывод, что средние показатели враждебности и агрессивности находятся в пределах нормы, отражают её средний уровень. Уровень враждебности несколько выше, чем уровень агрессивности. Что в целом соответствует характеру взаимоотношений умственно отсталого подростка, когда агрессивные проявления переходят на уровень вербальной агрессии, негативных чувств и суждений, но не проявляются в форме активной деятельности в связи с чувствами страха, неуверенности в себе, ведомости, комформности.
Для наглядности проведём сравнительный анализ индивидуальных индексов агрессивности и враждебности и выявим количество респондентов с показателями соответствующими норме одновременно по двум критериям.
Таких респондентов оказалось 6, которые составляют 33 % от группы. Это означает, что 2/3 учащихся в разной степени и разной форме либо активно проявляют, либо никак не проявляю агрессию в отношении окружающих. Исходя из анализа данных для одного учащегося (5,5 %) характерны черты конформности и склонность к полному подчинению. Один учащийся (5,5 %) также подчиняется окружающим, но при этом демонстрирует выраженную враждебность. Пять учащихся (28 %) не проявляют агрессию, даже в условиях достижения цели или при угрозе нарушения их автономности, при этом показывают допустимый (норма) уровень тревоги. Пять исследуемых (28 %), наоборот допускают разумную ситуативную агрессивность, но повышенный уровень враждебности.
Опросник не свободен от мотивацион-ных искажений и требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов при помощи личностных тестов психических состояний или методами наблюдения.
Библиографический список
1. Агавелян О. К., Иванова М. В. Особенности распознавания эмоциональных контекстов по голосу подростками с проблемами в развитии. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 02. - С. 449-452.
2. Бородина В. Н., Кошкаров В. И. Психолого-педагогические проблемы становления идентичности личности в критических ситуациях // Сибирский педагогический журнал. - 2013 . -№ 5. - С. 246-249.
3. Быструшкин С. К. Психофизиологические аспекты агрессивного поведения личности // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №3. -С. 266-268.
4. Добрин А. В. Теоретические основы исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с психологическими и психофизиологическими параметрами.// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Т.1. -№ 21. - С. 5-10.
5. Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info (дата обращения: 18.01.2014)
6. Николаева Е. И., Колчева Н. И. Теоретические основы исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с психологическими и психофизиологическими параметрами // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т.1. - № 1. - С. 50-60.
7. Психологические тесты для профессионалов. - Минск: Соврем.Школа. - 2007. - 496 с.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва: Просвещение. -1986. - 192 с .
9. Сафронова М. В. Школьная сомоорганиза-ция как условие психосоциального благополучия учащихся // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 252-255.
10. Соколова Е. В., Гуляева К. Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей. - Новосибирск. - 2003. - 594 с.