ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 137-148.
Tretyakova М. V. Age and gender features of accentuations of personality traits and aggressive behavior of teenagers as components of personal security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 137-148. (InRuss.)
УДК 159.9
M. В. Третьякова
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК КОМПОНЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Третьякова Маргарита Васильевна — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
E-mail: [email protected]
На основе прикладного социально-психологического исследования рассматриваются понятия «акцентуации характера» и «агрессивное поведение», реализация которых предполагает решение задачи по обеспечению возможности выработки механизмов адаптации и бесконфликтного общения.
Методом психологического тестирования были определены особенности акцентуаций характера и видов агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Ключевые слова: возрастные особенности подростков, акцентуации характера, агрессивное поведение, тендерные особенности поведения.
М. V. Tretyakova
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia
AGE AND GENDER FEATURES OF ACCENTUATIONS OF PERSONALITY TRAITS AND AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS AS COMPONENTS OF PERSONAL SECURITY
Tretyakova Margarita V. — Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy.
E-mail: [email protected]
On the basis of applied social-psychological research we consider such terms as accentuations of character and aggressive behavior, their demonstration and age and gender features that provide opportunities for mechanisms of adaptation and non-conflict communication.
We carried out a series of psychological tests and determined main features of accentuations of character and different types of aggressive behavior of teenage boys and girls.
Key words: age peculiarities of teenagers, accentuations of character, aggressive behavior, gender peculiarities of behavior, personal security.
© Третьякова M. В., 2019
В современном обществе повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет, что вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, недостаточным вниманием школы к нервно-психическому состоянию учащихся. Свою лепту вносят и средства массовой информации, пропагандирующие культ насилия.
Рост теоретического интереса к изучению подростковой агрессии обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств и ценностей. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.
В последние годы научный интерес к проблемам подростковой и юношеской агрессивности существенно возрос, но имеющиеся работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время исследований агрессивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрасте относительно немного. Как показал анализ литературы, зарубежные психологи (А. Бандура, А. Басса, Л. Берковиц, Р. Бэрон, и др.) исследовали феномен агрессии, ее виды, причины возникновения на протяжении более чем столетия. В отечественной психологии этой проблеме посвящены работы Л. М. Семенюк, Н. А. Дубинко, И. М. Никольской, Р. М. Грановской и т. д.
Проблема агрессивности подростков рассматривается в разных контекстах, в частности, повышения их психосоциальной адаптивности (Е. Е. Копчёнова). Внимание именно к подростковому возрасту в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни.
Новизна данной работы состоит в том, что даже при наличии большого количества исследований, посвященных изучению природы подростковой агрессивности, практически отсутствуют материалы, посвященные изучению агрессивности и акцентуаций характера с учетом тендерного аспекта.
Цель исследования: изучить тендерные особенности акцентуаций характера и проявлений агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: акцентуации характера и агрессивное поведение в подростковом возрасте как компоненты безопасности личности.
Предмет исследования: тендерные особенности проявлений агрессивности и акцентуаций характера подростков как компонентов безопасности личности.
Гипотезы исследования:
— существуют различия в характерологических свойствах и проявлениях агрессивности с учетом возрастного аспекта (учащихся 8 и 10 классов);
— существуют различия в характерологических свойствах и проявлениях агрессивности с учетом тендерного аспекта.
Главное содержание старшего школьного возраста составляет его переход от детства к взрослости. Заметным становится рост сознания и самосознания подростков, что находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Старший школьный возраст исследуется и характеризуется в аспекте социализации человека, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей.
Развитие в старшем школьном возрасте имеет несколько течений [8]:
1. Пубертатное развитие.
2. Когнитивное развитие.
3. Преобразования социализации, проходящие в двух направлениях:
— освобождение от родительской опеки;
— вхождение в группу сверстников, где появляются конкуренция и кооперация.
4. Становление идентичности.
Обзор литературы по проблеме взросления позволяет говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального психофизического самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен.
Д. Б. Эльконин отмечает основные новообразования старшего школьного возраста [10]:
1. Стремление к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей, существенное возрастание независимости, «автономности» в суждениях и самооценке.
2. Осознание и принятие социальных норм.
3. Высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей.
4. Зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях.
5. Качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению.
В контексте данной работы нас интересуют проявления агрессивности в старшем школьном возрасте в зависимости от их характерологических особенностей [11].
Рассмотрим далее факторы, способствующие возникновению агрессивного поведения личности [2]. В связи с многообразием проявлений агрессии и большим количеством теорий агрессии в настоящее время нет единого универсального определения этого явления.
Личностная агрессивность как устойчивое личностное качество не всегда реализуется в агрессивном поведении. Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.
С другой стороны, агрессия, лишенная личностной враждебности, может быть и продуктивным фактором социальной адаптации, способствуя развитию личности и конструктивному «обновлению среды». При правильном воспитании конструктивная агрессивность усиливается, стимулируя личность к творческому и гармоническому совершенствованию, а при ошибках воспитания — трансформируется в делинквентное поведение. Исходя из сказанного, очевидно, что изучение особенностей агрессивных проявлений в детском и подростковом возрасте является важной частью вклада психологии в развитие личности [3].
А. Басс предлагает собственную категоризацию агрессивности, вводя последовательно деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использование в каждом случае системы органов: с одной стороны — речевые средства, а с другой — остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки [1]. Таким образом, по мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Данная классификация кажется нам наиболее подходящей для нашей работы, поскольку описывает разные формы проявления агрессии, что позволяет более глубоко и дифференцированно изучать данный феномен и его взаимосвязь с особенностями
характера в старшем школьном возрасте. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессии.
Как отмечает А. А. Реан, уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. А. А. Реан показывает, что уровень физической агрессии подростков четырнадцати — семнадцати лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [8].
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всем протяжении данного этапа развития. Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Часто агрессивность, патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой. Проблема характера — одна из самых малоразработанных и противоречивых в психологии. Основополагающими вопросами при изучении характера являются вопросы его структурных компонентов, динамики, соотношения с другими индивидуальными психическими образованиями [9].
В психологии понятие «характер» означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии (Э. Кречмер, Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых).
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении жизни человека проявляет себя как более или менее устойчивый психический феномен.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, проявляются ярко. Крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, называются акцентуациями характера [5].
Акцентуация характера, по А. Е. Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией [6].
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
В данной работе мы берем за основу типологию характеров, предложенную А. С. Прутченковым и А. А. Сияловым [7]. Классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: параноик, эпилептоид, гипертим, истероид, шизоид, психастеноид, сен-зитив, гипотим, конформный тип, неустойчивый тип, астеник, лабильный тип, циклоид.
Как отмечает И. С. Кон, оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой [4].
Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в чрезвычайных ситуациях.
Акцентуация становится всё более устойчивым образованием в структуре подростковых характеров. То, что раньше считалось аномалией, сейчас вошло в критерий нормы: 90 % подростков имеют определенный тип акцентуации характера. Поэтому изучение данного явления в подростковом возрасте является актуальной проблемой современности.
Данное исследование проводилось с февраля по март 2019 г. на базе МАОУ СОШ № <Н> г. Перми. В исследовании принимали участие сорок два учащихся в возрасте четырнадцати — шестнадцати лет, из них двадцать два учащихся 10 класса (восемь мальчиков и четырнадцать девочек) и двадцать учащихся 8 класса (двенадцать мальчиков и восемь девочек).
Исходя из цели и задач исследования, нами была организована и проведена диагностика подростков в групповом и индивидуальном режиме. Опросники предъявлялись респондентам в письменном виде с соответствующими бланками ответов.
На этапе сбора эмпирических данных были использованы для исследования следующие психодиагностические методики: тест акцентуаций характера «Чертова дюжина» (авторы — А. С. Прутченков и А. А. Сиялов) и модифицированный опросник А. Басса — А. Дарки «Тест эмоций» под редакцией Г. А. Цукерман и Г. В. Резапкиной.
Тест акцентуаций характера «Чертова дюжина» нас заинтересовал тем, что в модель психотипов включены такие параметры: доминирующие черты характера, привлекательные черты, отталкивающие черты характера, «слабое звено» — уязвимое место характера, особенности общения, отношение к учебе.
После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, советы учителям и родителям, как себя вести в конкретных случаях проявления особенностей психотипа, и психотехнические упражнения для развития сильных сторон характера, которые могут помочь подростку в значительной степени смягчить проявление отрицательных черт психотипа и способствовать успешной адаптации.
«Тест эмоций» предназначен для диагностики таких агрессивных и враждебных реакций, как а) физическая агрессия, б) косвенная агрессия, в) раздражение, г) негативизм, е) подозрительность, ж) словесная агрессия, з) обидчивость.
Первичная обработка результатов исследования позволила выявить, что 60 % учащихся 10 класса имеют выраженные акцентуации характера, а у 15 % из них встречаются от двух до шести психотипов (из тринадцати шкал), для 56% характерны высокие показатели по агрессивности, 30 % из них имеют по два-четыре вида агрессивных и враждебных реакций (из семи шкал данной методики).
Для учащихся 8 класса характерно то, что 78 % имеют акцентуации, у 25 % из них от двух до семи психотипов, 85 % учащихся проявляют агрессивность, 51 % свойственно наличие от двух до семи видов агрессивных и враждебных реакций.
Рассмотрим результаты диагностики акцентуаций характера и поведенческих реакций подростков обеих групп, которые представлены в виде сравнительных гистограмм на рисунках 1-10.
Из рисунка 1 видно, что среди учащихся 10 класса больше обладателей паранояльной, циклоидной и лабильной акцентуаций. Им свойственны сосредоточенность на чем-то одном, серьезность, стремление во что бы то ни стало достичь желаемого, готов-
ность взять на себя руководство, энергичность, хотя они быстро выдыхаются после выплеска энергии; эти школьники изучают тщательно лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем; у них возможна резкая смена настроения. Учащиеся 8 класса характеризуются ярко выраженным психотипом «гипотим» с отрицательным знаком. Авторы методики интерпретируют результаты следующим образом: если же одна или несколько шкал имеют значение более 10 баллов (-10), то это означает, что проявляется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным характером, в данном случае — «гипертим». Абсолютному большинству восьмиклассников свойственны большая шумливость, общительность, даже смелость, склонность к озорству, им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми. Кроме этого, в классе 30 % «сензитивов», 15 % «истероидов», у 15 % — «конформный тип», это те, кто соглашается со всем, что ему предлагает ближайшее окружение, но стоит ему подпасть под влияние другой группы, у него возникает противоположное мнение. В 10 классе конформистов нет, можно предположить, что к данному возрасту формируется свое мнение и отношение к окружающей действительности.
□ 10 класс С 3 класс
Акцентуации характера
Рис. 1. Сравнительная характеристика результатов дагностики акцентуаций характера учеников 8 и 10 классов, %
Сравнивая результаты по выраженности акцентуаций характера у девочек и мальчиков 10 и 8 классов, мы обнаружили различия (рис. 2 и 3). Так, для девочек 10 класса характерно наличие большего количества акцентуаций: 35 % — лабильный тип, 27 % — циклоидный, 22% — сензитив и параноик, около 15 % — гипертим и психастеноид, до 10% — все остальные. У юношей выявлено меньше видов акцентуаций: параноик, истероид, сензитив, циклоид и лабильный тип, они представлены в 10-12 % случаев.
В выборке девочек 8 класса все типы акцентуаций с частотой встречаемости от 12 до 38 % с преобладанием сензитива и лабильного типа. У мальчиков преобладают гипотимы (48 %) и сензитивы (25 %), 15 % — конформистов.
Акцентуации характера
Рис. 2. Сравнительная характеристика результатов дагностики акиентуагпт характера девочек и мальчиков 10 класса, %
Акцентуации характера
Рис. 3. Сравнительная характеристика результатов дагностики акцентуаций характера девочек и мальчиков 8 класса, %
Сравнивая частоту встечаемости акцентуаций в выборках девочек (рис. 4) можно видеть заначительное превышение их у восьмиклассниц (от 13 до 38 %) с преобладанием сензитива и лабильного типа. Это позволяет предположить, что с возрастом акцентуации сглаживаются. Учитывая преобладающие типы акцентуаций, можно сказать, что для девочек обеих выборок характерна крайняя изменчивость настроения по ничтожным поводам. От душевного состояния в данный момент зависит все: аппетит, сон, самочувствие, общение и желание учиться и т. п.
Акцентуации характера
Рис. 4. Сравнительная характеристика результатов дагностики акцентуаций характера девочек 8 и 10 классов, %
У мальчиков обеих выборок частота встречаемости и типов акцентуаций меньше (рис. 5).
60 Т-
50 4-
г
га
9- 30
I
I
м ш
с" #
¿г
^ ^ / у / / у
# ^ ^ У ^ / У
^ /
«ЖГ
с/ ^ / / ^ ^
у
Акцентуации характера
Рис. 5. Сравнительная характеристика результатов дагностики акцентуаций характера мальчиков 8 и 10 классов, %
О ю
О 8
Из гистограмм частоты встречаемости акцентуаций подростков на рисунках 1-5 видно, что наиболее явные отличия проявляются в выборке учащихся 8 класса по таким акцентуациям характера, как гипертим, сензитив и лабильный тип. В каждой возрастной выборке больше акцентуаций у девочек, чем у мальчиков Таким образом, можно говорить, что акцентуации характера имеют различия с учетом возрастных и тендерных особенностей испытуемых.
Перейдем к описанию результатов по проявлению агрессивности и враждебных реакций подростков. Из рисунка 6 видно, что для учащихся 8 класса характерны все виды агрессивного поведения. В 56 % случаев проявляется словесная агрессия, в 35 % — физическая, в 30 % — косвенная агрессия и подозрительность. У учащихся 10 класса чаще встречаются только негативизм (22 %) и раздражение (32 %).
60 | —
I
40 4-------
I
Iю I 310
41I ~
Физическая аг. Косвенная аг. Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность Словесная аг.
Вид агрессии
Рис. б. Сравнительная характеристика результатов дагностики агрессивности учеников 8 и 10 классов, %
Девочки 10 класса почти в 50 % случаев проявляют раздражение, в 35% — негативизм и словесную агрессию, в 20 % — подозрительность, нет физической агрессии, в то время как юноши только в 10-15% случаев проявляют физическую и словесную агрессию, раздражение, негативизм (рис. 7).
Девочки 8 класса характеризуются большей по сравнению с мальчиками частотой встречаемости физической, косвенной агрессии, раздражения и обидчивости, подозрительности, мальчики чаще используют только словесную агрессию (рис. 8).
Восьмиклассницы чаще, чем десятиклассницы, используют словесную агрессию, физическую и косвенную, подозрительность. Для десятиклассниц характерно раздражение, негативизм и отсутствие физической агрессии (рис. 9). Можно предположить, что с возрастом вырабатываются более приемлемые формы реагирования в конфликтных ситуациях.
Физическая аг. Косвенная аг. Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность Словесная аг.
Вид агрессии
Рис. 7. Сравнительная характеристика результатов дагностики агрессивности девочек и мальчиков 10 класса, %
[V
гИ 1
|| и
Физическая аг. Косвенная аг. Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность СлоЕеснаяаг.
Вид агрессии
Рис. 8. Сравнительная характеристика результатов дагностики агрессивности девочек и мальчиков 8 класса, %
Сравним реакции восьми- и десятиклассников (рис. 10). Юноши 10-го класса не используют физическую агрессию, используют словесную агрессию, раздражение и негативизм, а для восьмиклассников характерно проявление в 55 % словесной агрессии, в 32 % — физической агрессии, в 25 % — косвенная агрессия, раздражение и негативизм.
I
$10 ?8
Физическая аг. Косвенная аг. Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность Словесная аг.
Вид агрессии
Рис. 9. Сравнительная характеристика результатов дагностики агрессивности девочек 8 и 10 классов, %
ОЮ
О 8
Физическая аг. Косвенная аг. Раздражение
Обидчивость Подозрительность Словесная аг.
Негативизм Вид агрессии
Рис. 10. Сравнительная характеристика результатов дагностики агрессивности мальчиков 8 и 10 классов, %
Диагностика агрессивных и враждебных реакций подростков 8 класса показала, что на пике профиля у них находится показатель словесной, физической и косвенной агрессии, у учащихся 10 класса — раздражение. Практически все показатели проявления агрессивности в выборках юношей ниже, чем в выборках девушек.
С помощью сравнительных гистограмм мы подтвердили гипотезу исследования о том, что существуют различия в характерологических особенностях и проявлениях агрессивности у подростков с учетом возрастного и тендерного аспекта.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут использоваться в консультационной, психопрофилактической и коррекционной работе, в практике психолого-педагогической и социальной работы с данной категорией подростков.
Библиографический список
1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Москва, 2000.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Санкт-Петербург, 2011.
3. Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань, 2014.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва, 2003.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Санкт-Петербург, 2009.
7. Прутченков А. С., Сиялов А. А. «Эй ты, параноик!!!» (О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им). Москва, 1994. Серия «Учитель как практический психолог».
8. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 2006. № 5. С.3-18.
9. Реан А. А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск, 2014. С. 11-15.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва, 2004.
11. Эриксон Э. Идентичность: подростковый возраст. Санкт-Петербург, 2013.