Научная статья на тему 'Исповедники Вятского Севера'

Исповедники Вятского Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исповедники Вятского Севера»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Казаков Дмитрий Николаевич г. Киров, историк

ИСПОВЕДНИКИ ВЯТСКОГО СЕВЕРА

Север Кировской области - Лальский, Подосиновский и Лузский районы - вошли в нее из состава бывшей Архангельской губернии только в 1941 году. К этому времени на их территории уже не было действующих храмов: все были закрыты в конце 1930-х годов. Параллельно с этим прошли и репрессии духовенства. Интересно, что следственные дела на этих людей сохранились в архиве ГАСПИ КО, хотя они тогда еще не имели отношения к Кировской области.

Особенно много процессов прошло в страшном 1937 году. Рассмотрим некоторые из этих дел. В Лальском районе были арестованы священники - братья Баклановские. Старший из них - Александр Александрович - служил в кладбищенской церкви города Лальска. Согласно «анкете арестованного», родом он был из семьи священника села Лойма современной республики Коми, а родился 1868 г. В молодости он получил среднее образование, имел свое хозяйство, довольно справное, т.к. нанимал работников до 5 человек. Потеряв все имущество в советское время, Александр Баклановский, видимо, и стал священником, был назначен в город Лальск. Впрочем, вскоре Лальск потерял городской статус, став обычным селом. В 1933 г. батюшка был штрафован 500 рублями «за порчу церковного имущества». В следственном деле про него сообщалось: «Проживая в селе Лальске Баклановский среди прихожан вел контрреволюционную агитацию: распространял слухи о войне, голоде и гибели советской власти, клеветал на большевистскую партию и советское правительство». Сам он го-

ворил на допросе: «Посещать квартиры кого бы то ни было опасно, т.к. может вызвать подозрение со стороны органов НКВД. Всякая власть есть от Бога в т.ч., и советская, в этом деле никакой заслуги большевиков нет, разница между царской и советской властью та, что советская власть дана за грехи народа. В 1937 году советская власть должна погибнуть. После этого будет жестокая война. Коммунисты зашли в тупик, хвастали, что они построят коммунизм, а теперь видят, что ничего не выходит, и начали сдавать свои позиции, восстанавливать в правах всех кулаков. Опомнились, но поздно. Конец неминуем, и его не предотвратить никакими уставами и реформами». Разумеется, после такого он остаться на свободе просто не мог.

В заключении по делу священника Баклановского говорилось: «Баклановский Александр Александрович священник, имевший до революции земли 20 десятин, коров 4, лошадь 1, дом, амбар, скотный сарай, занимался эксплуатацией чужого труда, держал постоянно 2 человек и се-зонно 4-5 человек работников. Занимая должность священника кладбищенской церкви в с.Лальск Баклановский систематически занимался контрреволюционной агитацией среди прихожан своей церкви, распространял контрреволюционные слухи о гибели советской власти, о голоде и о войне. Клеветал на партию и на правительство, призывал к подрыву мощи советской власти».

17 октября 1937 года решением Тройки НКВД он был осужден на

10 лет лишения свободы в исправтрудлагере.

***

Младший Баклановский - Авенир Александрович - был арестован в том же 1937 году и осужден 23 ноября также на 10 лет. Он тоже родился в селе Лойма в 1885 г. В молодости получил среднее образование, имел до революции собственный дом, лошадь, 3 коровы и землю, о чем указывал в своей арестной анкете. В 1930-е годы служил в церкви села Алешево Лальского района; в 1930 году был судим на 1 год лишения свободы. Перед арестом имел с матушкой Юлией Харитоновной семью с 4 детьми.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Лальский собор. Современное фото.

В заключении по делу Авенира Баклановского сообщалось: «Являясь враждебно настроенным лицом к советской власти, занимался контрреволюционной агитацией против мероприятий партии и советской власти, высказывал клевету на новую сталинскую Конституцию.... Священник Алешевской церкви Баклановский на протяжении ряда лет поддерживал связь с духовенством Лальского района в контрреволюционных целях. Получил контрреволюционную директиву епископа Клементьева, в которой высказывалась клевета на мероприятия советской власти, и по ознакомлении переслал другим священникам. Помимо этого в 1936-1937 годах проводил агитацию против колхозов и клеветал на новую советскую Конституцию. Допрошенный в качестве обвиняемого Баклановский Авенир Александрович признался только в том, что он действительно знакомился с контрреволюционной директивой епископа Климентьева и переслал ее другим священникам, в остальном свою виновность отрицает».

96

Здесь следует указать, что дело против второго Баклановского было сделано с нарушением законности и на основе доносов бывших сослуживцев по церкви, сводивших этим самым личные счеты. В 1939 году матушка Юлия Харитоновна направила имя народного комиссара внутренних дел следующую жалобу: «...Суханов Я.Г., единоличник с. Алешева, будучи церковным старостой, церковные деньги расходовал на свои нужды, и муж мой был против этого и принуждал его возвратить деньги. За все вышеизложенные личные счеты Горячевский и Суханов неоднократно грозили моему мужу доносом в НКВД. За все это они имели злобу и ненависть на моего мужа; нам приходилось лишь огорчаться что за ложное свое показание, сделанное против моего мужа они, Горячевский и Суханов почему то до сих пор находятся на свободе.

Проводивший следствие следователь РО НКВД Т. всячески угрозами принуждал моего мужа подписать материал следствия и муж мой был вынужден подписать материал, но подписывая, он указал, что в пре-дьявленном ему обвинении виновным себя не признаю. Следователь также отклонил просьбу моего мужа о вызове его свидетелей, о допросе их, и отклонил просьбу об очной ставке моего мужа и свидетелей Горячев-ского и Суханова».

Жалоба не помогла, как не возымело действия и прошение священника о пересмотре дела. 5 августа 1940 г. по пересмотру дела было вынесено следующее решение в г. Архангельске:

«Обвиняемый Баклановский, будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, на протяжении ряда лет систематически вел среди населения антисоветскую агитацию, высказывал клеветнические измышления о проводимых мероприятиях советским правительством, вел контрреволюционную агитацию, направлению против колхозов и клеветал на Сталинскую конституцию.

23 ноября 1937 г. обвиняемый Баклановский особой тройкой УНВД АО к заключению в ИТЛ, сроком на 10 лет. Осужденный Баклановский 24/2 -39 подал заявление на имя народного комиссара внутренних дел СССР с ходатайством о пересмотре дела, в связи с чем 19 апреля 1940 г. дело было возвращено к доследованию.

В процессе доследования установлено: обвиняемый Баклановский в апреле месяце 1937 г. в беседе с церковным сторожем Горячевским запретил ему работать в колхозной кузнице, лишь в силу того, что он служил в церкви.

Кроме этого, когда Горячевский без разрешения Баклановского сдал в сельпо льноволокно, он его за это ругал и при этом заявлял: «Почему помогаешь советской власти, ты сторонник ее или церкви».

Священник Образцов показал, что в августе месяце 1937 г. обвиняемый Баклановский в беседе с ним о сталинской конституции дискредитировал таковую и, якобы от конституции ничего хорошего ждать нельзя.

Принимая во внимание, что контрреволюционная деятельность обвиняемого Баклановского доказана и решением тройки при УНКВД АО по его делу соответствует содеянному им преступлению, а поэтому -

Руководствуясь приказом НКВД СССР и прокурора СССР от 23 апреля 1940 г. № 0165 постановил:

В ходатайстве обвиняемому Баклановскому А.А. об отмене решения тройки УНКВД АО и пересмотре его дела - отказать».

Дальнейшая судьба братьев Баклановских неизвестна.

***

В это же время в селе Утманово Подосиновского района служил священник Николай Андреевич Вотчинский. Биография его в «следственном деле» изложена довольно скупо - родился 9 июня 1889 г., сын служителя церкви, образование среднее. До 1935 года имел имущественное положение «выше среднего», после 1935 года имущество было распродано за неуплату налогов.

Из «Справки на согласование ареста»:

«Подосиновское РО УНКВД СО располагает данными, что служитель культа (поп) Вотчинский систематически занимается религиозными обрядами, хотя на территории данного сельсовета церковь закрыта.

Вокруг себя группирует церковников, производит тайные сборища по вопросам агитации среди населения с распространением религиозного

дурмана и за открытие церкви, группируемой массе дает инструктажи об агитации против советской власти и мероприятий.

В 1936 и 1937 годах неоднократно собирал тайные сборища верующих, среди которых занимался контрреволюционной агитацией, направленной против ВКП (б) и советской власти, против работы в колхозе, агитировал за открытие церкви, призывал массы объединиться и действовать организованно, распространял контрреволюционные измышления против советской власти и о том, что в колхозе плохо и работать не надо».

Церковь села Утманово. Фото 2009 г.

Выдал свою «справку» и Утмановский сельский совет: «Выдана Утмановским с/с Подосиновского района на Вотчинского Николая Андреевича в том, что семейное положение женат, по социальному положению в прошлом и настоящем служитель культа верующих (поп), проживал на территории Утмановского с/с с 1914 года. Общественно-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

политическим трудом не занимается, а занимается распространением среди населения религиозного дурмана. С начала 1935 года до последнего времени исполнял религиозные обряды на кладбище, стягивал население до 200 человек, а также систематически ходил по деревням с/с в квартиры

__^ ТЛ С

колхозников, распространял религиозный дурман. В результате его действий население, введенное в заблуждение, крестило детей в возрасте 3 и более лет».

Под давлением таких «фактов» и, видимо, физических, священник Вотчинский признал свою вину: «Да, виновным я себя признаю. На протяжении всех лет существования советской власти я был недоволен мероприятиями ВКП (б) и советской власти. В частности, после закрытия церкви в Утманово, где я служил священником, чтобы не потерять верующих людей, тем самым доход, я начал сколачивать вокруг себя церковный актив, который агитировал за открытие церкви и сам принял в этом активное участие. Я так же был недоволен с политикой ВКП(б) по вопросу раскулачивания кулака и ликвидации его как класса. »

Всего на территории севера Кировской области было репрессировано несколько десятков служителей Церкви, но уже на изложенных биографиях трех людей можно убедиться, за что именно они преследовались и несли свой крест.

Источники

1. ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп.4 д. 5793 (судебно-следственное дело священника Авенира Баклановского);

2. ф. Р-6799 оп.5 д. 6326 (судебно-следственное дело священника Александра Баклановского);

3. ф. Р-6799 оп.4 д.СУ-5741 (судебно-следственное дело священника Николая Вотчинского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.