Русская Церковь в советский период
Священник Георгий Тарасов, С.А. Тарасова
ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1933-1935 гг. «КИРОВСКИЙ ПОТОК» РЕПРЕССИЙ
1933-1935 гг. — время наиболее жестоких антирелигиозных репрессий. Между тем этот период до сих пор изучен явно недостаточно. Статья знакомит научную аудиторию с этим периодом в жизни Церкви на примере Тамбовской епархии. В процессе решения этой задачи в научный оборот были введены еще недавно совершенно недоступные архивные материалы. Особое значение среди этих документов приобрели следственные дела, относящиеся к судебным процессам над духовенством периода 1930-х гг.: дело архиепископа Вассиана (Пятницкого), дела «мефодиевцев» и «иосифовцев» и др.
Ключевые слова: Тамбовская епархия, архиепископ Вассиан (Пятницкий), епископ Уар (Шмарин), репрессии духовенства и мирян, контрреволюционные церковно-монархические организации.
События начала и середины 1930-х гг. в истории России и церковной истории — уникальное явление. Период создания колхозов, раскулачивания и высылки — все это отчасти ускорило процесс разрушения православных общин. Обстоятельства вынуждали верующих избегать репрессий, вступая в колхозы, где религиозной жизни не было отведено должного места, отрекаясь от веры в Бога, чтобы получить работу и кусок хлеба. Религиозная жизнь замирала и в городах, где также проводились репрессии по отношению к населению и духовенству. Тамбовская епархия, как и вся Церковь, также понесла в этот период существенный урон: репрессии в отношении архиереев, духовенства, церковнослужителей, масс верующих мирян; уничтожение храмов, бездуховность.
На январском объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 1933 г. И.В. Сталин заявил, что «уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления». Он поставил задачу «развеять в прах последние остатки умирающих классов», дав подробный
Священник Георгий Тарасов — магистр богословия, настоятель прихода храма преп. Сергия Радонежского с. Дубровка Тамбовского района Тамбовской области Тамбовской епархии Русской Православной Церкви (ier.georgii@mail.ru).
Тарасова Светлана Александровна — кандидат исторических наук, методист Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества».
список подлежавших арестам и физическому уничтожению. Формулировки вождя были самыми широкими: «частные промышленники и их челядь, частные торговцы и их приспешники, бывшие дворяне и попы, кулаки и подкулачники, бывшие белые офицеры и урядники, бывшие полицейские и жандармы, всякого рода буржуазные интеллигенты шовинистического толка и все прочие антисоветские элементы». По всей стране органы ОГПУ всемерно усилили фабрикацию дел, а всего за 1933 г. было осуждено 283 тысячи «контрреволюционеров»1.
Периодическое напоминание от первого лица государства о скрытой контрреволюции, в том числе среди духовенства, подстегивало поиски «врага народа». Одной из масштабных акций стал арест в конце ноября 1932 г. — феврале 1933 г. большой группы священно- и церковнослужителей, а также наиболее религиозных мирян из числа «кулаков», «середняков» и даже «бедняков» (более 100 человек) в разных уголках Тамбовщины: городах Тамбове и Мичуринске, Мучкапском, Никифоровском, Жердев-ском, Токаревском, Уваровском районах. Всех их обвинили в создании единой контрреволюционной церковно-монархической организации «Союз братства и сестричества», ставящей своей целью свержение советской власти. На время следствия, длившегося до мая 1933 г., все арестованные содержались в Тамбовской фабрично-заводской исправительно-трудовой колонии (ФЗИТК)2.
Известно, что тогда в следственных изоляторах и тюрьмах к «служителям культа» применялись насильственные меры. Так, арестованный в этом потоке иеромонах Севастиан (Фомин) (исповедник Карагандинский) на допросе в Тамбовском ГПУ был оставлен на ночь на февральском морозе в одной рясе, к нему приставили стражу, которую сменяли каждые 2 часа, добиваясь его отречения от веры3. Однако предложения отречься от Бога
1. ТепляковА.Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 гг. М.: Новый Хронограф; АИРО-XXI, 2008. 632 с. (Серия «АИРО-Монография») [эл. вариант: Сайт «Провидение». URL: http://providenie.narod.ru/0000362.html#6 (дата обращения: 01.10.2014)]; Сталин И.В. Итоги первой пятилетки: Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б). 7 января 1933 г. // Сталин И.В. Сочинения. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. С. 207 [эл. вариант: Электронная библиотека Михаила Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_35.htm#r7 (дата обращения: 14.06.2014)].
2. АУФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-12791: В 7 тт.
3. Преподобный схиархимандрит Севастиан Карагандинский (Фомин) Исповедник Оптинский патерик. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006. С. 218 [эл. вариант — URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/optpaterik.pdf (дата обращения: 07.10.2014)].
и сана поступали не только в такой жесткой форме, но и путем уговоров через родных, посредством постоянного напоминания сотрудниками милиции и др.
Демонстративно сделанное в угоду властям отречение не приносило желаемого восстановления в правах. Участь отрекшихся от сана была незавидной: во-первых, они теряли устойчивый источник средств к существованию, во-вторых, биржи труда, через которые они были вынуждены наниматься, направляли их, согласно инструкции, только на тяжелые физические работы. Таким образом, бывшие священнослужители, по верному замечанию С.А. Красильникова, являлись вдвойне жертвами дискриминационной политики государства4. Кроме того, напрямую было обозначено ожидание властей, что духовенство должно в ближайшее время перестать вести «паразитический образ жизни» и начать трудовую деятельность5.
В апреле 1933 г. на территории Сосновского района вспыхнуло массовое антиколхозное движение в селах, расположенных на так называемом Стежинском Тракте. Эти выступления повторились в более широких размерах в предуборочный и уборочный период и лишь в конце июля 1933 г. были подавлены. В стихийных крестьянских волнениях принимали участие по отдельным селам до 600-800 человек, всего же по тракту — до 10000 человек. Так, «<...> в с. М. Пупки 12 июля 1933 г. в массовом выступлении участвовало до 500 человек, помято 17 га ржи, 7 га проса, разобрано и похищено инвентаря на сумму 5 655 рублей. <...> В с. Стежки, колхоза «Ленинская искра», в результате массового выступления в период с 12 по 15 июля 1933 г., расхищено обобществленного имущества на 3 481 рублей. <...> В с. Левые Ламки с 2 по 17 июля 1933 г. во время массовых беспорядков в колхозе "Коминтерн" уничтожено обобществленного имущества на сумму 107 899 рублей, уведено 11 колхозных лошадей и проч.»6.
4. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.). Новосибирск, НГУ, 1998 [эл. вариант — URL: http://zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1.shtml (дата обращения 15.10.2014)].
5. Ершов А.Л. Роль Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании взаимоотношений духовенства Владимирщины и местных властей в 1930-1932 гг.// Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия. Русская Православная Церковь Московский Патриархат. URL: http://www.vladkan.ru/articles/10000012k.html (дата обращения 07.10.2014).
6. Абрамова Г.А. Жертва Богу... Дела архива УФСБ Тамбовской области — об организации «Мефодьевцы» // Тамбовские епархиальные ведомости. 2008. № 5. С. 24-25;
Периодически бунты возникали повсюду. Тысячи людей из деревни перебирались ближе к городам, чтобы устроиться на работу или выжить за счет подаяний. Чтобы предотвратить голодную эпидемию, жителям городов раздавали хлебные карточки. Нормы были скромные, оттого очень много людей летом и осенью 1933 г. умерли на улицах, прислонившись к стенам домов или заборов, и их тела оставались подолгу лежать неубранными7.
Организованное и беспорядочное выступления крестьян на почве голода и антиколхозных акций в июне-июле 1933 г. свалили на Церковь. Но, несмотря на это, Церковь помогала: священники отпевали, служили заупокойные литии и панихиды, монахини ходили по селам и читали Псалтирь по усопшим. Однако эта деятельность была названа «контрреволюционной» и «агитаторской», ведь они якобы «распространяли провокационные слухи о войне, о гибели Советской власти», чем вызывали массовое недовольство (зачинщики из духовных лиц обвинялись в преступлении, предусмотренном ст. 58-10, ч. 2, и 58-11 УК).
Для пресечения этой «контрреволюционной возни» было заведено несколько крупных дел. Так, в селах Сосновского, Моршанского, Пичаев-ского и Земетчинского районов жило много монашествующих, пастырей, подвижников, прозорливых, юродивых, благодатных молитвенников и старцев из разоренных в округе монастырей, НКВД «сколотило» из них основу организации «Мефодиевцы». Некоторые из членов этой выдуманной чекистами группы до самого ареста в октябре-декабре 1933 г. не подозревали о существовании друг друга. Процесс над «мефодиевцами» затронул 68 человек из числа клириков, монашествующих и мирян. Руководителем центра был признан игумен Мефодий (Коковихин), служивший в кладбищенской церкви Моршанска8. Арестованные виновными себя не признали, но были «изобличены» показаниями других обвиняемых и свидетелей, поэтому практически все были отправлены по этапу9.
Кроме этой контрреволюционной церковно-монархической организации в 1934 г. была «обнаружена» еще одна — «Иосифовцы» в Кирсановском и Инжавинском районах. Этим хранителям неповерженного Православия, имевшим связи с ленинградскими иосифлянами (через дьякона Ивана Ела-
7. Стукалин Б. Годы, лица... Воспоминания. М.: Фонд имени И.Д. Сытина, 2002. С. 32.
8. Коковихин Михаил (Мефодий) Кузьмич // Тамбовский мартиролог (19171953 гг.). / Под общ. ред. С.А. Чеботарева. Тамбов, 2007. С. 94.
9. Абрамова Г.А. Жертва Богу... С. 24-29; Терехова Анна Федоровна // Тамбовский мартиролог. С. 184.
томцева), в составе 18 человек, следственные органы определили сроки заключения от 3 до 10 лет. Среди обвиненных в антисоветской агитации были протоиереи Алексей Ветринский, Михаил Сошественский10, иерей Иван Архангельский, протоиерей Василий Алеев, монахи бывших Кирсановских Оржевского и Александро-Невского монастырей: Олимпий (Во-лонидов), иеромонах Нифонт (Чусов) и др.11 В следственном деле в вину указанным лицам вменялась не только антисоветская агитация, выявленная из проводимых ими с жителями окрестных сел бесед, тайные постриги, которые они совершали в храме с. Голынщина, но и то, что они «бросили монахов, юродивых и "блаженных" в села для проведения там разнузданной агитации об антихристе и скором конце света» (в деле упоминаются блаженные старица «Акулина» и «Алексей», которые часто приходили к монахам на источник святой великомученицы Варвары ночевать в землянках, а потом уходили по селам проповедовать Слово Божие)12.
Дело против группы было построено на выуженных свидетельских показаниях о том, что протоиерей Василий Алеев является последователем митрополита Иосифа (Петровых). При этом сам отец Василий говорил, что, зная о позиции названного архиерея, симпатий к его воззрениям не питает. Еще одна связь с ленинградскими иосифлянами была проложена через бывшего дьякона Ивана Елатомцева, который жил в г. Кирсанове и работал уполномоченным Ленинградского кооператива «Красная звезда» по заготовке продуктов13. Бывший дьякон несколько раз ездил в г. Ленинград (не только по работе): первый раз — в 1930 г. в храм, где служил священник Михаил Рождественский14. Там же он виделся с викарным епископом
10. Плякин М., Бортновская-Медокс, Ю. Жизнь и мученичество протоиерея Михаила Сошественского // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 5. С. 52-59. [эл. вариант — URL: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/06/05-06/07.htm (дата обращения 07.10.2014)].
11. Левин, О.Ю. Просветов Р.Ю. Святые источники Тамбовской Епархии в 1924-1927 гг. Святые источники Тамбовской Епархии в 1930-1960 гг. // Град Кирсанов. URL: http://grad-kirsanov.ru/author.php?id=istochnik (дата обращения 24.04.2011).
12. АУФСБ по Тамбовской области, Д.Р.10510. Л. 133, 311.
13. Закрытый кооператив сотрудников и войск ОГПУ и милиции «Красная Звезда» не был оперативным подразделением НКВД. Он выполнял функции хозяйственного подразделения для обеспечения сотрудников НКВД и милиции материальными благами. К сожалению, по материалам архивных дел не удалось отследить дальнейшую судьбу этого диакона.
14. Рукоположен в священники митрополитом Иосифом (Петровых). В конце 1927 г. священник Михаил Рождественский прервал общение с митрополитом Сергием (Стра-городским) и присоединился к иосифлянской оппозиции, а в феврале 1928 г. продолжал служение и исполнял обязанности настоятеля Стрельнинской церкви. 27 декабря 1930 г.
Николаем (Ярушевичем), второй раз — в 1933 г. Цель обеих поездок — принять рукоположение в священнический сан от иосифлянского епископа.
В 1935 г. поводом для очередной кампании арестов и расправ по всей стране послужило убийство Первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) С.М. Кирова, совершенное коммунистом Л. Николаевым 1 декабря 1934 г. Убийство стало не только прологом к очередному сведению внутрипартийных счетов (репрессии коснулись партийцев), но и обоснованием массового уничтожения других слоев населения: до четверти всех коренных петербуржцев, почти всех бывших дворян, чиновников, интеллигенции и, конечно, православного духовенства15. Все они так или иначе причислялись к числу «врагов рабочего класса», которых необходимо «окончательно искоренить». В связи с этим 1 декабря 1934 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». В нем устанавливались следующие поправки по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:
• следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней;
• обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;
• дела слушать без участия сторон;
• кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать;
• приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора16.
Если в первой половине 1935 г. репрессии так называемого «кировского потока» прокатились по Ленинграду и Москве, то во втором полугодии они уже перекинулись на провинцию. Осенью 1936 г. масштаб «упро-
отец Михаил был арестован и вместе с другими иосифлянами проходил по одному делу с епископом Сергием (Дружининым). См.: Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский // Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / сост. Л.Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2009. С. 272.
15. Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917-1997. М.: Издательство Спасо-Преоб-раженского Валаамского монастыря, 1997. С. 166.
16. Сайт «Сталинские расстрельные списки». URL: Stalin.memo.ru (дадта обращения 20.10.2014).
щенного порядка» наказания за контрреволюцию и иные антиидеологические преступления расширился.
«В призывах к террористическим акциям против представителей власти»
был обвинен действующий архиерей Тамбовской и Мичуринской епархии архиепископ Вассиан (Пятницкий) (Рис. 1)17. Его арестовали 26 октября 1935 г. На период следствия он был заключен в Мичуринскую городскую тюрьму. Следственное производство начиналось с того, что владыке предъявили обвинение в том, что он умышленно содействовал сокрытию церковных ценностей в Ильинской церкви Мичуринска, что могло сойти за нарушение Постановления ЦИК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В мае 1934 г. в кладке стены церкви были найдены серебряные и золотые церковные сосуды весом 23 кг. Однако невиновность архиепископа была очевидна, ведь после закрытия многих храмов верующим разрешалось уносить с собой иконы, богослужебную утварь и литературу. Священники и монашествующие в сане, руководствуясь положением «О святых Антиминсах» 1929 г., брали платы с собой. Что-то верующие пытались схоронить в самих храмах под половицами, в храмовых кладках,
Рис. 1. Вассиан (Пятницкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Фото 1935 г.
17. Незадолго до ареста, в пасхальные дни 1935 г., архиепископ был награжден правом ношения креста на клобуке (в то время это была отдельная награда, которая могла быть получена через несколько лет служения в сане архиепископа).
видимо, с надеждой на возвращение18. В этой связи совсем не вызывает удивления наличие вещевого склада в стене Ильинского храма из Бого-любского собора, Пушкарской (Никольской) церкви и иных храмов Мичуринска, закрытых в начале 1930-х гг. Пытаясь найти улики, компрометирующие архиепископа, следователи привлекали все бумаги, связанные с поступающими на него жалобами (обращения председателя религиозного объединения и исполнительного органа — Церковного совета и его заместителя инспектору Госфонда с просьбами посодействовать Горсовету с передачей сторожки, в которой проживал владыка, для церковных нужд и т.п.) и пространные свидетельские показания, в том числе обновленческого духовенства слободы Заворонежское, а также играя в своих интересах этими показаниями и неповиновением отдельных лиц из духовен-ства19. Однако поиск компромата и показания по обвинению в сокрытии ценностей себя не оправдали, т.к. владыка не заведовал церковным имуществом и ценностями церквей епархии, не принимал описей, не наблюдал за ним, на это были поставлены специальные люди от членов церковных двадцаток и Советов. Уже 30 октября 1935 г. на допросе владыке был задан вопрос об отношении его к Гитлеру, о том, что свидетели слышали разговор владыки с неким священником о том, что он будто бы поддерживает начало войны за чистоту германской нации. Но владыка Вассиан это категорически отрицал. 6 ноября 1935 г. владыке предъявили новое обвинение — организацию вокруг себя контрреволюционного духовенства, антисоветскую агитацию, распускание провокационных слухов о возможном вооруженном нападении империалистов на СССР, что соответствовало ст. 58. п. 10 ч. 2 и п. 11 УК. При этом же допросе впервые прозвучало и упоминание об убийстве Кирова. Однако дальнейшие допросы и свидетельские показания говорили о том, что информацию об убийстве С.М. Кирова, а также об иных арестах владыка, как и многие из подследственных по его «делу», узнал из газет, каких-либо суждений по этому поводу он не высказывал20.
Практика церковной власти, установленная еще в 1920-е гг. с подачи НКВД, предусматривала в случае ареста формальное запрещение в свя-щеннослужении, прекращение поминовения правящего архиерея за богослужением и увольнение на покой, что также было применено к архиепископу Вассиану. Обвинение закончилось приговором — 8 лет лишения
18. См.: Озарнов И. Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельницах. К столетию основания. Моршанск: Пролетар. светоч, 2002. С. 57.
19. АУФСБ РФ по Тамбовской области. Д.Р.-13044. Т. 1. Л. 79 и др.
20. Там же.
свободы. Какие-либо попытки обжаловать решение выездной сессии спецколлегии Воронежского областного суда от 25 апреля 1936 г. не удались. Архиерей был направлен в Ухто-Печерский лагерь НКВД СССР (Коми АССР). При проведении медицинского обследования врачи зафиксировали, что к тяжелому труду владыка непригоден, тем не менее, его определили на лесоразработки, где он, приобретя инвалидность и дистрофию, и скончался от тяжелого труда и истощения21.
Антисоветская контрреволюционная агитация в связи с убийством С.М. Кирова стала поводом к аресту священников, которые работали в канцелярии архиепископа Вассиана (священники Александр Субботин, Василий Румянцев, Александр Климентовский22), часто посещали его канцелярию (священник Павел Попов, служивший в селе Панское Мичуринского района Воронежской области, был арестован 14 сентября 1935 г.23) или служили в приходах Мичуринска и окрестных сел (так, устранению от церковной жизни подвергся почти весь причт храмов сел Старое и Новое Хмелевое в Мичуринском районе, были арестованы священники Александр
21. Документы Московской патриархии: 1934 г. // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4. С. 231. [Эл. вариант — URL: http://www.sedmitza.ru/data/2011/04/03/1233680879/08_ dokumenty_mp.pdf (дата обращения: 07.10.2014)].
22. АУФСБ РФ по Тамбовской области. Д.Р.-13044. Т. 1; Климентовский Александр Васильевич // Тамбовский мартиролог. С. 92.
23. Почитается как священномученик, канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Лжесвидетелями против священника выступили жители села, мало его знавшие, а также дежурные свидетели, вовсе его не знавшие. Одни обвинения отец Павел категорически отверг, а о других сказал, что с людьми, давшими эти показания, совсем не знаком. Как одно из доказательств преступлений священника сотрудники НКВД привели случай, когда он совершил в храме Таинство соборования множества прихожан, и заявили, что, совершая соборование, священник тем самым дал понять, что все храмы вскоре закроют и негде будет собороваться, а поскольку храмы, как о том заявляли власти публично, они закрывать не собираются, то, следовательно, священник клеветал на советскую власть. Были проведены очные ставки, но отец Павел отверг показания всех лжесвидетелей.
18 декабря 1935 г. в Мичуринске состоялось закрытое заседание Выездной сессии спецколлегии Воронежского областного суда, куда был доставлен священник и вызваны свидетели. Они подтвердили все данные ими ранее показания, которые отец Павел еще раз категорически отверг. В тот же день суд был закончен. Священник Павел Попов был приговорен к пяти годам тюремного заключения и отправлен в Хабаровский край. // См.: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедник и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн. 4. С. 202-221, 474; АУФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-12882. Т. 1.
Тзмбопх, Вараарипсквя церковь. I,
Рис. 2. Церковь во имя святой великомученицы Варвары. Построена в 1806 г. Закрыта и снесена в 1935 г. Фото конца XIX — начала XX в.
Звонарев, Иван Ковынев и Виктор Элланский, от Ильинского храма Мичуринска был арестован протодиакон Петр Сергиевский24 и др.).
Однако находились и другие причины для арестов:
- Соболев Николай Павлович, 1876 г.р., уроженец д. Варваринка Староюрьевского района Тамбовской области, на момент ареста в 1935 г. был «руководителем немногочисленной группы верующих» в деревне по месту рождения. Приговором выездной сессии Воронежского областного суда в г. Липецке от 5 марта 1936 г. приговорен по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 8 годам;
- священник Сергий Баранов служил в Варваринской церкви г. Тамбова с 1929 г., по совместительству с января 1934 г. по май 1934 г. был смотрителем свечного производства. 15 декабря 1934 г. отец Сергий был осужден нарсудом Тамбова на пять лет «за сокрытие ладана и свечного производ-
24. Звонарёв Александр Николаевич, Ковынев Иван Моисеевич, Элланский Виктор Васильевич, Сергиевский Петр Григорьевич // Тамбовский мартиролог... С. 77, 93, 168, 206.
ства». Наказание отбывал в Прорвинском исправительно-трудовом лагере. Освобожден в мае 1939 г.25
Архипастырская деятельность многих духовных лиц, их верность Православию и Церкви, известность среди верующих все более беспокоили власти, любой повод мог дать причину избавиться от них.
«Активная антиобщественная деятельность» привлекла внимание к личности епископа Уара (Шмарина). Помогли лжесвидетели, настроенные следователями ОГПУ на клевету. Владыку арестовали в 1935 г. по подозрениям в «контрреволюционной деятельности». Реально же его контрреволюционная деятельность заключалась в том, что он косвенным образом был причастен к противлению во время операции по снятию колоколов с Хри-сторождественской церкви в с. Студенки. Вот как описывает эти события игумен Дамаскин (Орловский): «Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 г. стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христорождественской церкви в селе Студенки. На рассвете этого дня староста храма Акулина Ивановна Титова пришла к церковному сторожу и предупредила, что в этот день приедет бригада по сбору металлолома, и попросила не давать снимать колокола. После этого она обошла с таким же предупреждением верующих женщин, а затем, взяв ключи от храма, уехала в Липецк к епископу Уару. Пришедшая в этот день бригада рабочих, найдя двери храма запертыми, отбыла восвояси, а староста, встретившись с епископом, сообщила ему, что имеет намерение ехать в Воронеж с жалобой на незаконные действия местных властей. Владыка ответил, что ее поездка окажется безрезультатной, что если власти решили снять колокола, то они их снимут. А власть что в Липецке, что в Воронеже — одна и та же.
Акулина Ивановна послушалась совета владыки и вернулась домой. 19 апреля к вечеру снова прибыла бригада рабочих. На этот раз ключи от храма были у сторожа, он отдал их, и рабочие приступили к снятию колоколов. Но поскольку время было позднее и уже стемнело, они успели лишь оторвать язык у большого колокола и сбросить его на землю. Ночью староста уговорила деревенских мужиков поднять язык на колокольню, что те и сделали.
Рано утром бригада из четырех рабочих, приступившая к сбрасыванию колоколов, обнаружила, что язык большого колокола возвращен на свое место. Рабочие стали сбрасывать колокола, начав с меньших. Тем временем около колокольни собралось около пятидесяти женщин, которые стали
25. ГАТО. Ф. Р-5220. Оп. 4. Д. 24.
Рис. 3. Церковь во имя святой великомученицы Варвары. Построена в 1806 г.
Закрыта и снесена в 1935 г. Фото начала XX в.
шумно протестовать и кричать, но поскольку это не помогало, то они разобрали инструменты, и работы из-за этого и на этот раз пришлось прекратить. Спустившись с колокольни, рабочие столкнулись с толпой женщин, которые кричали, называя их кровопийцами. Те проследовали в сельсовет и вызвали оттуда по телефону милицию. Вскоре приехали два конных милиционера с винтовками и стали угрожать женщинам расправой и применением оружия.
Затем в течение месяца власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан26.
Все они были заключены в тюрьму в городе Липецке. Оставшийся на свободе священник согласился лжесвидетельствовать против епископа
26. Вместе с епископом заключению в тюрьму, переделанную из бывшей церкви, подверглись священники и миряне Фарафонов, Заволюев, Федор и Дмитрий Чесноковы. Были арестованы в декабре 1935 г. члены «контрреволюционной монархической организации» священники Александр Орлов, служивший в церкви с. Никольское-Чамлык Добрынинского района, и Василий Емелин из с. Шмаровка Мордовского района.
Уара и арестованного собрата-священника. Под давлением следователей, сбитый с толку лжесвидетельствами, согласился давать показания против епископа и арестованный пастырь. На основании этих свидетельств 8 июня 1935 г. владыка был арестован и заключен в тюрьму в городе Липецке.
11 сентября 1935 г. в городе Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. На суде владыка Уар сказал: «Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю и поясняю: в доме Титовой 7 января 1935 г. я был, но никакой контрреволюционной агитации среди присутствующих не вел. В 1934 г. Сурнину о том, что плохо поступают верующие села Студенок, отдав церковь под хлеб, я не говорил. Почему это он говорит, я не знаю».
В тот же день епископу был прочитан приговор: 8 лет тюремного заключения.
На следующий день владыку этапом отправили в тюрьму в Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 г., а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 г.
Врачами после проведения медицинского обследования у владыки были обнаружены миокардит и «пляска святого Витта»27. Из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Все это время владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 г. его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где содержались одни уголовники. 23 сентября 1938 г. они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области»28.
Аресты продолжались и по линии отдельных групп истинно православного христианства из бывших федоровцев, буевцев, «Козловского
29
подполья»29.
Наряду с арестами продолжали ликвидировать храмы. Даже признание церковного здания памятником искусства и старины не обеспечивало
27. Серьезное нервное заболевание, характеризующееся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но отличающимися от них по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурными и гротескными, часто напоминающими танец.
28. Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий // Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь: Булат, 2002. С. 167-183.
29. Сапелкин Н.С. Буевский раскол в Воронежской епархии в 1927-1937 // Из истории Воронежского края. Вып. 17 / Отв. редактор А.Н. Акиньшин. Воронеж, 2010. С. 189.
ему иммунитета. Все, что напоминало о религии, ее вещественные и невещественные символы, подлежало уничтожению.
В 1935 г. в Тамбове была закрыта и снесена Варваринская церковь (Рис. 2, 3). Инициаторами ликвидации храма и переоборудования его в школу стали якобы ученики первого класса (!) школы № 9. Поддержали идею школьники старших классов и их родители, а также рабочие района30. Как вспоминала филолог и преподаватель Тамбовского педагогического института Юлия Алексеевна Лёвшина, это была очень красивая церковь, окруженная железной оградой с кирпичными белеными столбами-опорами. На территории храма были могилы служивших ранее в этом храме священников (священника Якова Тархова и др.) и благотворителей31. Как «зло для проведения культурной революции», церковь уничтожили, площадь, на которой она стояла, переименовали — вместо Варваринской она стала Первомайской. На ее месте был разбит сквер.
Таким образом, жизнь Церкви подрывалась многочисленными арестами духовенства. Властями по выдуманным причинам и уловкам проводились целые операции по выявлению контрреволюционных групп во главе с архиереями и тех, кто мог быть к ним причастен из числа священников, иноков, активных мирян. За период с 1929 по 1933 гг. подверглись арестам почти 40 000 церковно- и священнослужителей по всей России32. Не осталась в стороне и Тамбовская епархия.
Но после арестов 1934-1935 гг. Тамбовская епархия не осталась без правящего архиерея. «Церковный центр» епархии по-прежнему базировался в Мичуринске, куда был направлен архиереем Венедикт (Алентов). Ряды духовенства епархии значительно поредели. Но вера не угасла.
Источники и литература
Источники
Архивные документы
1. Архив УФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-10510. Т. 1.
2. Архив УФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-12791: В 7 т.
3. Архив УФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-12882. Т. 1.
30. Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. С. 43.
31. Лёвшина Ю.А. Тамбов моего детства: 30-е гг. Тамбов: Кн. лавка писателя, 1996. 15 с.
32. Сарычев А., протоиерей. Репрессии 1930-х // Тамбовские епархиальные ведомости. 2009. № 2 (14). С. 42-43.
4. Архив УФСБ по Тамбовской области. Д.Р.-13044. Том один.
5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-5220 — Уполномоченный Совета по делам религий. Ф. Р-5220. Оп. 4. Д. 24.
Сборники документов и материалов
1. Документы Московской патриархии: 1934 г. // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4. [эл. вариант — URL: http://www.sedmitza. ru/data/20n/04/03/1233680879/08_dokumenty_mp.pdf (дата обращения: 07.10.2014)].
2. Сталин И.В. Итоги первой пятилетки: Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б). 7 января 1933 г. // Сталин И.В. Сочинения. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 [эл. вариант — Электронная библиотека Михаила Грачева. URL: http:// grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_35.htm#r7 (дата обращения: 14.06.2014)].
3. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л.Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2009. 520 с. + [48] ил. (Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти»).
Мемуары и источники устной истории,
зафиксированные исследователями
1. Лёвшина, Ю.А. Тамбов моего детства: 30-е гг. / Ю.А. Лёвшина. Тамбов: Кн. лавка писателя, 1996. 15 с. (Рассказ-газета № 3).
2. Стукалин Б. Годы, лица... Воспоминания. М.: Фонд имени И.Д. Сытина, 2002. 472 с.
Справочно-статистические и агиографические издания
1. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь: Булат, 2000; Кн. 6. Тверь: Булат, 2002.
2. Оптинский патерик. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006. [эл. вариант — URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/ optpaterik.pdf (дата обращения: 07.10.2014)].
3. Тамбовский мартиролог (1917-1953 гг.). / Под общ. ред. С.А. Чеботарева. Тамбов, 2007. 213 с.
Учебники и учебные пособия
1. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.
Монографии, брошюры, сборники статей
1. Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. 184 с.
2. Озарнов И. Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельницах. К столетию основания. Моршанск: Пролетар. светоч, 2002.156 с.
Статьи
1. Абрамова Г.А. Жертва Богу... Дела архива УФСБ Тамбовской области — об организации «Мефодьевцы» // Тамбовские епархиальные ведомости. 2008. № 5. С. 24-29.
2. Ершов А.Л. Роль Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании взаимоотношений духовенства Владимирщины и местных властей в 1930-1932 гг. // Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия. Русская Православная Церковь Московский Патриархат. URL: http://www.vladkan.ru/articles/10000012k.html (дата обращения 07.10.2014).
3. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.). Новосибирск, НГУ, 1998 [эл. вариант — URL:http://zaimka.ru/soviet/krasiln1_ p1.shtml (дата обращения: 15.10.2014].
4. Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Святые источники Тамбовской Епархии в 1924-1927 гг. Святые источники Тамбовской Епархии в 19301960 гг. // Град Кирсанов. URL: http://grad-kirsanov.ru/author.php?id=istochnik (дата обращения 24.04.2011).
5. Плякин М., Бортновская-Медокс Ю. Жизнь и мученичество протоиерея Михаила Сошественского / М. Плякин, Ю. Бортнов-ская-Медокс // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 5. С. 52-59. [эл. вариант — URL: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/06/05-06/07.htm (дата обращения: 07.10.2014)].
6. Сапелкин Н.С. Буевский раскол в Воронежской епархии в 1927-1937 // Из истории Воронежского края. Вып. 17 / Отв. редактор А Н. Акиньшин. С. 170-192.
7. Сарычев А., прот. Репрессии 1930-х // Тамбовские епархиальные ведомости. 2009. № 2 (14). С. 42-44.
8. ТепляковА.Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 гг. М.: Новый Хронограф; АИРО-XXI, 2008. 632 с. (Серия «АИРО-Моногра-фия») [эл. вариант — Сайт «Провидение». URL: http://providenie.narod. ru/0000362.html#6 (дата обращения: 01.10.2014)].
Ресурсы сети интернет
1. Сайт «Сталинские расстрельные списки». URL: Stalin.memo.ru (дата обращения: 24.10.2014).