Научная статья на тему 'Священник из окружения Колчака'

Священник из окружения Колчака Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Священник из окружения Колчака»

Казаков Д. И. Священник из окружения Колчака // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 49-52. -Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1авр?^=33940

Д. Н. Казаков г. Киров

СВЯЩЕННИК ИЗ ОКРУЖЕНИЯ КОЛЧАКА

Как до 1917 г., так и после революции судьбы многих священников Урала были тесно связаны с Вятской губернией. Некоторые родились здесь и позднее служили в других местах, как братья священники Дектяревы, или наоборот, прибыли сюда из других мест и здесь закончили свой путь, часто трагически, как священники Воецкие. В советское время Урал был одним из излюбленных мест для расположения мест заключения, где закончили свой путь многие исповедники Веры Христовой. Мы остановимся на судьбе двух братьев священников Дектяревых, которые родились на Урале, но вся их жизнь в последующем прошла в других местах страны. Оба они были убиты безбожной властью с разницей в один год.

***

Братья Степан и Иосиф Ивановичи Дектяревы не были потомственными священниками, родились в обычной крестьянской семье в д. Тойки-но современного Черновского района Свердловской области: Степан — в 1873 г., Иосиф — в 1884 г. Оба закончили начальное земское училище и поначалу крестьянствовали, не помышляя о другом выборе жизненного существования. В советское время хозяйство Дектяревых был признано зажиточным, «кулацким». Иосиф служил псаломщиком в селе своего прихода, затем ушел на фронт мировой войны. На фронте работал водителем, по его словам (как записано в судебно-следственном деле) возил полковника, получил чин ефрейтора. Брат его Степан не служил в армии, крестьянствовал, но косвенно поучаствовал в событиях гражданской войны — во время захвата местности белыми «помогал им в подвозке различного снаряжения».

В эти годы Степан Иванович начинает свой духовный путь: с 1921 по 1931 г. он диакон, а, после, и священник в с. Тойкино Уральской области. В 1928 г. крестьянское хозяйство Дектяревых было раскулачено и, возможно, поэтому вскоре он уезжает в другую область — в Удмуртию. Кроме того, там служил священником его брат Иосиф. С 1931 по 1936 г. отец Степан служит в селах Бураново и Наймушино Удмуртской АССР. В 1933 г. был арестован Ижевским ОГПУ, находился под арестом 4 меся-

Казаков Д. И. Священник из окружения Колчака // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 49-52. -Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1авр?^=33940

ца. После выхода из тюрьмы служит в с. Знаменское Унинского района Кировской области, недалеко от границы с Удмуртией. В 1937 г. вновь был арестован и приговорен к расстрелу. В «обвинительном заключении» он был обозначен как «Кулак — священник Дектярев Степан Иванович, 1873 г. р., участник белой банды Ижевских Восточных фронтовиков, Кол-чаковской армии, происходит из с. Тойкино Черниговского района Свердловской области, проживающий в селе Знаменском Унинского района».

Выписка из протокола заседания Особой тройки НКВД Кировской области от 7 декабря 1937 г. содержит следующую информацию: «Обвиняется в том, что, будучи руководителем контрреволюционной церковной группировки, вел злостную антисоветскую агитацию, открыто выступал в контрреволюционной деятельности. Постановили: расстрелять, имущество конфисковать».

Что это была за «группа», можно узнать из того же «Обвинительного заключения»: «Контрреволюционная церковная группа викторовцев организовала нелегальный монашеский скит в с. Знаменском Унинского района, проводила контрреволюционную антисоветскую деятельность среди населения Унинского района. Последние распространяли слухи о неизбежности войны и падении советской власти, проводили контрреволюционную агитацию за срыв мероприятий [проводимых] партией и соввла-стью в деревне. Использовали продовольственные затруднения в контрреволюционных целях, против коллективизации и за развал колхозов, восхваляли единоличную форму хозяйства, открыто выступали в церкви с амвона для борьбы с советской властью. Свое участие в контрреволюционной антисоветской церковной группе и проведении контрреволюционной деятельности обвиняемые признали».

Рядовые участники группы были сосланы в лагеря, а отец Дектярев, как «руководитель», расстрелян. В семье священника после его гибели осталось семеро детей.

Судьба младшего брата складывалась более интересно, но закончилась также трагично. Как уже говорилось, во время Первой мировой войны Иосиф Иванович получил чин ефрейтора. После демобилизации, как и брат, служит псаломщиком, но не на родине, а в с. Кураково Елабужского уезда Вятской губернии. В 1918 г. он находился в г. Воткинске той же гу-

Казаков Д. И. Священник из окружения Колчака // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 49-52. -Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1авр?^=33940

бернии, где его застала гражданская война1. Иосиф Дектярев примыкает к повстанцам, воевавшим против советской власти, затем переходит к колчаковцам и служит в окружении А. В. Колчака в качестве личного шофера Верховного правителя (по его словам, записанным в протоколе допроса в НКВД). Как ни странно, в 1919 г. он уже был в рядах Красной армии.

В 1920 г. он возвращается в места, где начинал свой духовный путь, теперь вошедшие в состав Удмуртской автономии, работает конторщиком на Ижевском заводе. С 1920 по 1930 г. служит диаконом в Дебесском районе Удмуртии. Там же принимает сан священника. Но бдительные работники ОГПУ не могли выпустить из виду такую интересную фигуру, как белогвардеец и личный водитель Колчака. В 1932 г. Иосиф Иванович был арестован и осужден по ст. 58 ч. 10 УК на три года лагерей. Общее обвинение звучало: «Состоял членом контрреволюционной организации в Де-бесском районе УАО, где проводил открытую пораженческую агитацию против советской власти, внедрение религиозного фанатизма среди населения ...».

Год он находился в заключении в Красно-Вишерском лагере. Освободившись в 1933 г., о. Иосиф находился несколько лет без определенных занятий и только в 1936 г. получил место в приходе села Красного Бель-ского района Удмуртии. Но послужить Богу батюшка смог недолго, и уже в 1937 г. вновь был арестован по стандартному обвинению — антисоветская агитация.

Из обвинительного заключения: «Следствием установлено: священ-ник-викторовец Дектярев Иосиф Иванович в 1931 г. состоял членом контрреволюционной организации в Дебесском районе УАО, где проводил открытую пораженческую агитацию против советской власти, внедрение религиозного фанатизма среди населения, за что был судим. Отбыв срок наказания, Дектярев своей контрреволюционной деятельности не прекращал, а переехал в Бельский район в 1937 г. — снова стал проводить контрреволюционную агитацию, распространял антисоветские слухи о войне и гибели советской власти и развале колхозов. В 1918 г. Дектярев переходил в колчаковскую армию, находился в личной охране Колчака. Дектярев виновным себя признал.

1 В документах Воткинской народной армии упоминается некто Дегтярев без инициалов, который служит адъютантом при Отделе формирования армии [ЦГА УР. Ф. Р-548. Оп. 1. Д. 1. С. 32]. (Прим. издателя).

Казаков Д. И. Священник из окружения Колчака // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 49-52. -Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1авр?^=33940

Поставили: следственное дело по обвинению священника Дектярева И. И. направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Кировской области».

Сам батюшка на допросе говорил: «Я признаю себя виновным в том, что я как служитель викторовской ориентации как ранее, а также сейчас высказывал недовольство к отношении проводимых мероприятий партии и советской власти в деревне, за что в г. Ижевске был арестован совместно с епископом Зарубиным Синезием и привлекался к ответственности за контрреволюционную деятельность к 3 годам концлагеря. По отбытии срока наказания, я работал священником церкви с. Красного Степинского района Вельского сельсовета. Я всеми силами старался как сам, а также через отдельных членов церковного совета больше увлечь верующих в нашу церковь, я хорошо поставил в церкви общее пение монастырское...». По словам священника, организация красивого богослужения привлекала в храм множество верующих из соседних Унинского и Вого-родского районов, где церкви были уже закрыты, и это мешало местным властям закрытию церкви в с. Красном.

Осенью 1938 г. судьба священника была решена. Выписка из протокола заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской от 19 ноября 1938 г.: «Слушали: Дело № 5947 Вельского РО НКВД по обвинению Дегтярева Иосифа Ивановича, у белых, был в личной охране Колчака, в 1930— 1931 гг. участник контрреволюционной церковно-монархической организации, судимый по ст. 58 п. 10 УК на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Обвиняется в том, что вел злостную антисоветскую агитацию, клеветал на советскую власть.

Постановили: Дегтярева Иосифа Ивановича расстрелять. Имущество конфисковать».

К этому времени батюшка был уже вдов, а его дочери, Лидия и Нина, уже имели свои семьи и жили отдельно. Своего брата он пережил только на год. Оба брата-священника были умучены безбожной властью только за то, что открыто исповедовали свою веру.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 6. Д. СУ-7699 (судебно-следственное дело священника Иосифа Дектерева).

2. ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. СУ-8692 (судебно-следственное дело священника Степана Дектерева).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.