Научная статья на тему 'Ситуационно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений'

Ситуационно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗАНЯТИЯ / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING / APPLIED MOTOR TRAINING / LEARNING PROCESS / SITUATIONAL TASKS / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODELING OF THE CLASSES CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

В статье изложены методические особенности использования решения ситуационных задач в процессе профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций системы МВД России будущих сотрудников специальных подразделений, моделирования условий занятия с целью повышения уровня их прикладной двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational oriented physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia - future staff of special divisions

This article considers methodical features of the use of the solution of situational tasks in the process of professional-applied physical training of cadets and students of 4-5 courses of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia future staff of special divisions, as well as simulation training with the aim of raising the level of their applied motor fitness.

Текст научной работы на тему «Ситуационно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений»

Витютнев Евгений Евгеньевич

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584216)

Ситуационно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России -будущих сотрудников специальных подразделений

В статье изложены методические особенности использования решения ситуационных задач в процессе профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций системы МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений, моделирования условий занятия с целью повышения уровня их прикладной двигательной подготовленности.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, прикладная двигательная подготовка, учебный процесс, ситуационные задачи, профессиональная компетентность, моделирование условий занятия.

Е.Е. Vityutnev, Master of Pedagogics, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.

Situational oriented physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia - future staff of special divisions

This article considers methodical features of the use of the solution of situational tasks in the process of professional-applied physical training of cadets and students of 4-5 courses of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia - future staff of special divisions, as well as simulation training with the aim of raising the level of their applied motor fitness.

Key words: professionally applied physical training, applied motor training, learning process, situational tasks, professional competence, modeling of the classes conditions.

Одной из составляющих качества процесса профессионального обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России является компетентность подготавливаемых специалистов в решении реальных боевых задач в возникающих экстремальных ситуациях служебной деятельности. Формирование этой компетентности осуществляется только в процессе практического решения проблем повседневной профессионально-служебной деятельности, и в этом плане огромный потенциал имеют ситуационные задачи [1].

Так как профессионально важные умения и навыки формируются не до, а в процессе их практического применения в различных ситуациях, представляется целесообразным оптимизировать процесс прикладной двигательной подготовки курсантов и слушателей образова-

тельных организаций системы МВД России путем насыщения его структуры ситуационными задачами.

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов Краснодарского университета МВД России, обучающихся по специализации «Деятельность специальных подразделений органов внутренних дел», призвана адаптировать готовность обучающихся не вообще к службе в органах внутренних дел, а к выполнению своих конкретных служебных обязанностей согласно должностным инструкциям. Особое место в системе профессионально-прикладной физической подготовки курсантов данной специализации занимает прикладная двигательная подготовка. Целью прикладной подготовки на этапе специализированной подготовки (4-5 курсы) является достижение высокого профессионального ма-

168

стерства выполнения приемов специального раздела рукопашного боя и специализированных комплексных действий в различных ситуациях.

В соответствии с рабочей программной документацией, в частности с тематическим планом учебной дисциплины «Физическая подготовка», на этапе специализированной подготовки (4-5 курсы) основная часть академических занятий посвящена совершенствованию техники и тактики применения приемов специального раздела рукопашного боя и специальных комплексных действий в различных ситуациях, а также помощи сотруднику при задержании преступника. Таким образом, насыщение содержания практических занятий учебно-тренировочным материалом, содержащим разработанные нами ситуационные задачи, не только не изменило тематику занятий, но и существенно дополнило и расширило ее, значительно повысив эффективность процесса обучения на данном этапе профессиональной подготовки.

Разработанный пакет ситуационных задач и алгоритмы их решения, отражающие действия курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций системы МВД России -будущих сотрудников специальных подразделений полиции, в типовых вариантах выполнения служебных обязанностей с учетом количества правонарушителей, их вооруженности и степени сопротивления включает в себя 4 их группы: 1-я - задержание стоящего или идущего преступника двумя сотрудниками, 2-я -задержание стоящего или идущего преступника втроем, 3-я - задержание и сопровождение правонарушителей группой сотрудников из 5-10 человек, 4-я - защита сотрудника от нападения двух противников.

В общем виде содержание ситуационной задачи имеет следующую структуру: цель и задачи действий группы; установочные данные о количестве участников задержания или сопровождения;

характеристика обстановки места (местности) задержания или сопровождения охраняемого лица;

данные о количестве задерживаемых (или вероятных нападающих при сопровождении), их предполагаемая активность и вооруженность.

Алгоритмы решения разработанных задач представлены в виде организационно-методических указаний, отражающих:

общую тактику совместных действий группы;

тактику действий каждого члена группы в отдельности;

рекомендуемые к использованию специальные комплексные действия и приемы специального раздела рукопашного боя.

С целью эффективного использования ситуационных задач в учебном процессе курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции необходимо ориентироваться на следующие методические подходы:

1. Разработанные ситуационные задачи должны отрабатываться на основе принципа постепенности, предполагающего последовательное усложнение предлагаемых технико-тактических заданий и прогрессивное нарастание объемов и интенсивности учебных нагрузок. В случае возникновения существенных затруднений в процессе решения сложных технико-тактических задач необходимо вернуться к отработке и повышению надежности выполнения ранее освоенных типовых действий.

2. Используя повторный метод тренировки при отработке каждой конкретной ситуационной задачи по задержанию условного противника (или группы противников), необходимо добиваться согласованности в действиях членов группы, выполняющих задержание, а также совершенствования умения быстро и адекватно перестраивать тактику действий группы в изменяющихся условиях противодействия противникам.

3. С целью приобретения обучающимися опыта по решению различных персональных тактических задач, их побуждения к обдумыванию возможных вариантов активных действий преступников в конкретных ситуациях, а также самостоятельного поиска эффективных путей их пресечения решение предложенных задач целесообразно осуществлять со сменой амплуа всех участников в каждом отрабатываемом учебно-тренировочном задержании, предоставив возможность исполнять в нем роли как в качестве задерживающего лица, так и правонарушителя.

4. В ходе решения предложенных ситуационных задач необходимо предоставлять обучающимся право на индивидуальный выбор применения того или иного приема (из изученного перечня) в зависимости от антропометрических данных, степени сопротивления и вооруженности всех участников задержания,

169

что несомненно положительно скажется на эффективности внутригруппового взаимодействия. При этом следует обращать внимание занимающихся на то, что приемы и специализированные комплексные действия, используемые задерживающими лицами, должны быть совместимы по биомеханическим характеристикам (выполнение приема одного задерживающего не должно исключать совместное проведение эффективных действий другого) и вписываться в общую схему отражения нападения или задержания.

5. Преподаватель, проводящий вводный инструктаж участников учебного противодействия, должен конкретизировать амплуа и задачи всех обучающихся, а по его завершении проводить детальный анализ успешности совместных действий группы в целом и каждого ее члена в отдельности с последующими рекомендациями по повышению качества решения изучаемых ситуационных задач.

6. В качестве заданий для самоподготовки курсантам и слушателям целесообразно предлагать самостоятельное моделирование ситуационных задач и способов их решения с последующей практической отработкой на учебном занятии. Использование данного методического подхода существенно повышает мотивацию обучающихся к активному участию в учебном процессе и способствует развитию умения принимать правильные решения в различных служебно-боевых ситуациях.

Специфическими чертами ситуационных задач, применяемых в процессе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений, являются направленность на выявление и осознание способа противодействия правонарушителю, множественность этих способов при решении отрабатываемых задач (наличие выбора в применении того или иного приема), возможность применения задач на различных этапах профессиональной подготовки обучающихся.

Ситуационные задачи, внедренные в учебный процесс курсантов и слушателей, дают возможность объединить знания, полученные в ходе изучение таких дисциплин, как физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка и т.д. Таким образом, они расширяют образовательное пространство данной категории обучающихся. Решение ситуационных задач, основывающихся на вовлечении курсантов и слушателей в активное

разрешение учебных вопросов, идентичных реальным, позволяет обучающимся овладеть умениями быстро ориентироваться в изменяющихся внешних условиях, самостоятельно и быстро находить наиболее целесообразные пути решения учебной задачи и научиться активно и находчиво использовать свои знания.

Применение решения ситуационных задач на специализированном этапе профессиональной подготовки имеет разносторонний, ярко выраженный профессионально-ориентированный характер и предполагает довольно высокий уровень владения обучающимися приемами специального раздела рукопашного боя и специальными комплексными действиями по задержанию, обезоруживанию и сопровождению правонарушителей.

Действующая в настоящий момент система оценки прикладной двигательной подготовленности обучающихся образовательных организаций системы МВД России по знанию приемов специального раздела рукопашного боя позволяет оценивать их умения, в лучшем случае навыки (доведенные до автоматизма) на партнере, не оказывающем активное сопротивление. Такая система оценки упрощенно и не в полной мере характеризует степень готовности будущего сотрудника полиции к активному противодействию и задержанию правонарушителей [2].

Статистика боевых потерь среди личного состава подразделений специального назначения и случаев вынужденной нейтрализации преступников в ходе проведения боевых операций указывает на низкую сформированность умений и навыков комплексного применения приемов специального раздела рукопашного боя, огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками данных подразделений. Объяснением тому является провал между степенью сформированности техники применяемых приемов специального раздела рукопашного боя, способов стрельбы и способностью их комплексного выполнения в нестандартных условиях профессиональной деятельности, сопряженных с острым дефицитом времени, активностью преступника и возможным применением им различного оружия [3].

По мнению специалистов, суть исследуемой педагогической проблемы состоит в том, что применяющаяся до настоящего времени методика обучения приемам боевого раздела характеризуется как «знаньевая», т.е. целенаправленная только на формирование общего

170

представления о способе выполнения боевого приема, тогда как итогом процесса обучения необходимо рассматривать готовность его эффективного выполнения в специфических условиях служебно-боевой деятельности [4]. В своих исследованиях В.А. Золотенко [5] указывает на целесообразность пересмотра содержания профилирующих дисциплин с учетом изменяющихся условий реальной правоохранительной деятельности. По мнению многих авторов, в учебном процессе курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России не в полной мере используются возможности моделирования условий, приближенных к служебно-боевым [6; 7]. Низкую научную проработку имеют вопросы физической подготовки в сложных метеоусловиях, условиях ограниченной видимости, комбинирования околопредельных нагрузок в условиях, требующих интеллектуальной активности или связанных с опасностью для жизни.

Одним из способов решения обсуждаемой педагогической проблемы может являться внедрение новых обучающих технологий, направленных на эффективную реализацию специальных физических качеств, профессионально важных умений и навыков в условиях, приближенных к реальным боевым действиям [8; 9]. Воспитание специальных физических качеств, предопределяющих успешность действий в критических ситуациях, у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России необходимо осуществлять в процессе решения ситуационных задач, имитирующих реальные условия профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений полиции и основывающихся на многоцелевых способах действий [10; 3].

Совершенствование техники выполнения специализированных комплексных действий и особенно тактики их применения в различных ситуациях в рамках учебно-воспитательного процесса по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции необходимо осуществлять с активным использованием метода логического моделирования и конструирования. Целью применения данного педагогического приема является создание на учебном

практическом занятии условий, по возможности максимально приближенных к реальным условиям служебно-боевой деятельности.

Приближение обстановки учебного занятия к боевой реализовывалось с учетом следующих методических подходов:

совершенствование техники индивидуального выполнения специальных комплексных действий на фоне различных видов мышечного утомления, после выполнения упражнений, вызывающих временную дезориентацию в пространстве, и других сбивающих факторов;

активное использование в процессе совершенствования техники выполнения специальных комплексных действий и особенно тактики их применения в различных ситуациях следующих специализированных полигонов университета: учебно-полигонного комплекса по подготовке сотрудников специальных подразделений, криминалистического полигона, учебно-полигонного комплекса по подготовке сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения;

использование в учебном процессе реального огнестрельного (учебного) и холодного (затупленного) оружия, а также средств индивидуальной защиты (или имитирующую их защитную спортивную экипировку);

насыщение содержания практических занятий ситуационными задачами, отражающими специфику будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, активное и широкое внедрение инновационных форм обучения в процесс профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России позволяет существенно повысить практическую направленность обучения и в полной мере обеспечить его соответствие предъявляемым к нему современным требованиям. Использование имитационных и ролевых обучающих действий в учебном процессе данной категории обучающихся, которые по своему содержанию максимально приближены к выполнению будущих служебно-боевых задач, позволит повысить уровень профессионально важных знаний, умений и навыков и заложить будущему офицеру полиции фундамент профессионального опыта.

171

1. Ситка И. В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011.

2. Сафонов Д.Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России // Общество и право. 2010. № 4. С. 299-301.

3. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012.

4. Левенец Е.А. Алгоритм действий и творчество как факторы развития профессиональных умений сотрудников ОВД // Юридическая психология. 2010. № 4. С. 22-25.

5. Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.

6. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПБ., 2010.

7. Садков А.Н. Стрелковая тренировка курсантов высших образовательных учреждений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций оперативно-служебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.

8. Зашихин В. С. Профессиональная подготовка преподавателей специализированных образовательных учреждений к преодолению затруднений в педагогической деятельности: дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2011.

9. Слепов В.Я. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.

10. Шукан С. В. Повышение уровня физической подготовленности курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 2012.

1. Sitka I.V. Formation of future teachers readiness to act in emergency situations based on situational modeling: diss. ... Master of Pedagogics. Cheboksary, 2011.

2. Safonov D.E. On some ways of improving the effectiveness of teaching combat fighting techniques in educational institutions of the MIA of Russia // Society and law. 2010. № 4. P. 299-301.

3. Ovchinnikov V.A. The system of formation of professionally-applied physical culture of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Volgograd, 2012.

4. Levenets E.A. Algorithm of actions and creativity as factors of development of professional skills of law enforcement officers // Legal psychology. 2010. № 4. P. 22-25.

5. Zolotenko V.A. Improvement of professionalapplied physical preparation of cadets of educationalinstitutions of the MIAofRussia: diss.... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2011.

6. Evsikov A.I. Professionally-oriented technologies and methods of physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia for action in emergencies: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2010.

7. Sadkov A.N. Shooting training of students of higher educational institutions of the MIA of Russia on the basis of simulation conditions and situations, operational activity: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Volgograd, 2010.

8. Zashihin V.S. Professional training of teachers of specialized educational institutions to overcome the difficulties in the pedagogical activity: diss. ... Master of Pedagogics. Izhevsk, 2011.

9. Slepov V.Ya. Formation of professionally-profiled physical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2012.

10. Shukan S.V Increase of level of physical preparedness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus in the process of professional-applied physical training: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Minsk, 2012.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.