3. Agaragimova V.K., Valieva P.V., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 7.
4. Gasanova S.S.G., Kabardieva F.A., Agaragimova V.K. Samoobrazovanie kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41: 164 - 167.
5. Povarenkov Yu.P. Psihologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti: osnovy psihologicheskoj koncepcii socializacii. Kursk, 1991.
6. Shapovalenko I.V. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2013.
7. Chernikova T.V. Tri strategii podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 2: 9 - 12.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 378.2
Alieva L.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), Е-mail: [email protected]
Ismailova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
Е-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS AT AN ECONOMICS DEPARTMENT. In the article the role of the tabular Microsoft Excel processor with the purpose to form information competence of students of Economics Department is described. In the process of teaching the Economics students acquire this competence at many disciplines, such as "Economic Informatics", "Professional Computer Programs", "Information Systems in Economy", etc. In the article the authors show a possibility of using tabular processor Microsoft Excel in solving problems in econometrics. Teaching experience shows that the use of information technologies enhances the activity of students, development of abilities and skills of information and communication technologies, the formation of their respective competencies.
Key words: informative competence, education, econometrics, Microsoft Excel.
Л.М. Алиева, канд. физ.-мат. наук, доц., «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, е-mail: [email protected]
З.Н. Исмаилова, канд. пед. наук, ст. преп., «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье описана роль табличного процессора Microsoft Excel в формировании информационной компетентности студентов экономического факультета. В процессе обучения студентов-экономистов данные компетентности формируются при изучении многих дисциплин, таких как «Экономическая информатика», «Профессиональные компьютерные программы», «Информационные системы в экономике» и др. В статье авторы показывают возможности использования табличного процессора Microsoft Excel при решении задач по эконометрике. Опыт преподавания показывает, что применение информационных технологий способствует повышению активности студентов, совершенствованию умений и навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, формированию у них соответствующих компетенций.
Ключевые слова: информационная компетентность, обучение, эконометрика, Microsoft Excel.
Формирование информационной компетентности студентов в настоящее время является важной задачей системы высшего профессионального образования, что нашло своё отражение в новых образовательных стандартах третьего поколения. В настоящее время информационной компетентности, её составляющим, условиям формирования и оценивания посвящены многочисленные исследования.
Объектом нашего исследования в данной статье является формирование информационной компетентности будущего экономиста в процессе решения эконометрических задач.
В современных условиях информационная компетенция экономиста является важной частью его профессиональной компетентности в целом. В педагогической литературе можно встретить достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них, в зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали тот или иной аспект данного вида компетенции. Вопросам рассмотрения проблеме формирования информационной компетентности посвящены работы А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбица, ряд диссертационных исследований (О.А. Кизик, О.В. Юдина, Н.А. и др). Анализ определений, данных исследователями, позволяет сделать вывод о том, что информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий. Мы будем опираться на понятие «Информационная компетентность», данное М.Б. Лебедевой и О.Н. Шиловой: ключевая компетентность современного человека, проявляющуюся в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т. д. [1; 2].
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) из всего
перечня приведенных компетенций к информационной компетентности обучающихся относятся следующие компетентности:
• способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
• способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
• способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
• способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
В процессе обучения у студентов экономистов данные компетентности формируется при изучении многих дисциплин, таких, например, как «Экономическая информатика», «Профессиональные компьютерные программы», «Информационные системы в экономике» и др. Будущие экономисты должны обладать практическими навыками использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Но подготовка студентов к применению информационных и коммуникационных технологий, результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, может осуществляться не только в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Возможность формирования у обучаемых таких умений и навыков возможна и при изучении таких дисциплин, как эконометрика, статистика [3 - 6].
Главной задачей эконометрикиявляется построение экономико-математических моделей, кото°оеосняваня на няпжястве математических расчётов с использованием эконометрических методов. Это приводит к необходимости использования для таких расчётов компьютерных программных средств. В насноящея время разработано большое количество таких программ, например, StatGrafics, SPSS, SyStat, Ctatistine, Grotl и др.). Кдомя того, возможно, и использование математическим провраммняях средств, таких как Mathcad, Matlab.
Большинство преподавателей итпстьзуюттля решения задач эконометрики программную среду Excel, прежде всего, потому, что она всегда «под рукой, достаточна простая, с её помощью можно получить расчеты основных характеристик всех эконометрических моделей.
Рассмотрим одну из первых задач, которую можно решать в эконометрике.
Имеется 4 туристические фирмы. Известно количество проданных туристических путевок (у) каждой фирмой и денег, вложений в рекламу этих туров (х).
Таблица 1
База данных по условию задачи
№ фирм ы 1 2 3 б
x (в мл н. руб) 2 1 4 J
У ( шт.) 500 4B3 квтов тат
А Б L D Е F G н
1 х; X Х.-Х Y.-Y (X1-X)(X-Y) (X,-Xr a, "о
2 2 500
3 1 456
4 4 600
5 1 400
IÜ Среднее ? ?
7 Сумма
Рассчи та ем зна чен ия с ре дне е X, и У - пользуясь статистической функцией СРЗНАЧ. Затем в ячейки D2, Е2, F2 и G2 введём формулы, в соответствии с заголовками столбцов, учитывая средние значения Х и У, соответственно.
Таблица 3
Е и B D Е ) G H
1 X) и Х.-Х И,-7 Hlü-XXB-0) б.-хВ а1 a[l
2 2 500 0 =C2-SC$6
3 1 456 -1 -33
4 4 600 2 111
5 1 400 -1 -89
Б Среднее 2 489
7 Сумма
Рассчитаем значение всех остальных выражений в столбцах ? и С . Затем найдем сумму значений (Х,-Хху,-Т> и (Х-ХГ. Получим
Таблица 4
Иссл едуем зави симость между отчислен иями на ре кл аму и ксличеством проданных путевок. По виду графска можно пред-полож ить, что дан нся зависим ость линейная, то есть имеет вид
У=а1Х+а0.
По строим парную регрессионную модель данного экономического явлпним. О помиещью метода напменьшим квадратов майдем пераметвы фикции регуессип аиД.ооворыо нахмдятся до фурмвлам:
¿(ХРОМКУ, еУ)
о в с и Е и G и I
1 X Y х,-х Y,-7 1Х-Х)0Г-7) et,- ю' а. ао
2 2 К 00 G "1 0 и
3 1 456 -1 -33 33 1 1H
4 4 600 2 111 ИЕЕ
5 1 400 -1 -89 89 1
В Среднее 2 489
7 Сумма =CYMM(F2|:F6)
В СУММ(число1, [число!]; ...] |
Далее в ячейке Н2 и 12 вычислим значение а ,а . Имеем:
Таблица 5
№-x)2
где; -сркдние иначен иявали9инХ,У, соответственно.Рас-чёт ^гараметиоь а1Ьа0, удобно произкодтъьклектропной таблице Kxcel.
Заполним ")эíИJРИцЕí, Яанные в столбец IB и столбец С возьмём изКабмицы B. Имеем.
Таблица2
А в Û D Е F G H i
1 X, х ï,-ï (Х.-ВД-Т) (JE,- X)1 ai
2 2 500 0 11 0 0 57,3333 =C6-H2*B6
3 1 4 456 -1 -33 111 -89 33 1
4 600 2 222 4
5 1 400 -1 89 1
6 Среднее 2 489
7 Сумма 344 6
Такимобразом,параметрырегрессионноймоделиравны: а0=374,333, a^57,333, а соответствующее уравнение модели имеетвид:
Y=57,333X+374,333.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование табличного процессора Microsoft Excel позволяет быстро получить результаты, делает процесс обучения более интересным, а главное - формирует информационную компетентность студентов экономического факультета.
=i
a =
Библиографический список
1. Евладова Н.В. Формирование информационной компетенции студентов экономических специальностей ссузов. Диссертация ... кандидатапедагогических наук.Благовещенск,2006.
2. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? Информатика иобразование. 2004; 3:95-100.
3. Радзинский РН. Статистические вычисления в средеЕхсеl. Библиотека пользователя. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
4. Стариков С.А. Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования. Научные исследования в образовании. 2006; 6.
5. Кулибеков Н.А. О теоретических основах разработки профессионально направленных программ по математике для студентов-гуманитариев. European SocialScienceJournal. 2013; 1 (29): 127 - 139.
6. Кулибекова Р.Д., Кулибеков Н.А. Проектирование профессионально направленной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей на основе компетентностного подхода. Журнал гуманитарных наук. 2015; 10: 98 - 103.
References
1. Evladova N.V. Formirovanie informacionnoj kompetencii studentov 'ekonomicheskih special'nostej ssuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Blagoveschensk, 200б.
2. Lebedeva M.B., Shilova O.N. Chto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat'? Informatika i obrazovanie. 2004; 3: 95-100.
3. Radzinskij R.N. Statisticheskie vychisleniya vsrede Excel. Biblioteka pol'zovatelya. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
4. Starikov S.A. Informacionnaya kompetentnost' studentov vuza: ponyatie i puti formirovaniya. Nauchnye issledovaniya vobrazovanii. 2006; 6.
5. Kulibekov N.A. O teoreticheskih osnovah razrabotki professional'no napravlennyh programm po matematike dlya studentov-gumanitariev. European Social Science Journal. 2013; 1 (29): 127 - 139.
6. Kulibekova R.D., Kulibekov N.A. Proektirovanie professional'no napravlennoj matematicheskoj podgotovki studentov gumanitarnyh special'nostej na osnove kompetentnostnogo podhoda. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2015; 10: 98 - 103.
Статья поступила в редакцию 07.03.16
УДК 378
Albekhadzhiyeva Z.G., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Magomeddibirova Z.A., Dean of Faculty of Elementary Education, Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. The article reveals working methods on formation of information culture at elementary school with regard to the Federal State Educational Standard. The younger school age represents special importance for formation of information literacy to develop information culture in a person, for during this period there is an activization of development of informative abilities, formation of substantial generalizations and concepts, world outlook belief. Therefore, the authors of the article specify that children should learn about the basis of information culture and be given the information literacy, i.e. ability to work with information, already during their training at an elementary school. The researchers note that late formation of some structural components in information literacy may become an obstacle on the way to developing of other components of literacy.
Key words: Federal State Educational Standard, information culture, information literacy, younger school students.
З.Г. Альбекхаджиева, соискатель каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.А. Магомеддибирова, проф. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, декан факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т. е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка в начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Ключевые слова: ФГОС, информационная культура, информационная грамотность, младший школьник.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы её получения, то есть быть информационно-грамотной личностью.
Исследователи-педагоги, учителя подчёркивают резко возросшую информированность большинства детей. Раньше для ребёнка школа и учитель были основными источниками получения информации о мире, человеке, обществе, природе. Сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции - несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
В требованиях ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Главное - умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И всё это открывает новые возможности для работы учителя. [1]
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения не только по программам всех учебных предметов, в частности информатики, но и по междисциплинарной программе «Формирование УУД», а также её разделов: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности». Информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент ме-тапредметных и предметных результатов образования, предус-
матривается её формирование во всех учебных предметах и во внеурочной деятельности [1].
Итак, широкое распространение средств вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, перенос начала систематического обучения информатики в начальную школу и требования ФГОС делает актуальной проблему формирования у младших школьников информационной культуры.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам выделить два подхода к раскрытию содержания понятия «информационная культура» [2; 3; 4].
Сторонники информационного подхода трактуют понятие «информационная культура» как совокупность знаний, умений и навыков взаимодействия с информационной средой, умение использовать современные информационные технологии [3].
Сторонники ценностно-деятельностного подхода считают, что информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Мы в своем исследовании придерживаемся второго подхода.
Важным компонентом понятия «информационная культура» является информационная грамотность. Информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь её найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. [3]
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный процесс взаимодействий человека и информации. В составе