Научная статья на тему 'Использование учетно-аналитической информации в управлении рисками хозяйствующего субъекта'

Использование учетно-аналитической информации в управлении рисками хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КОНТРОЛЛИНГ / РИСК / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ACCOUNTING / CONTROLLING / RISK / RECORD AND ANALYTICAL INFORMATION / PLANNING / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львова Марина Вячеславовна, Воскресенская Наталия Валерьевна

В современном бизнесе один из недостатков в управлении рисками состоит в том, что в большинстве случаев оно осуществляется в отрыве от системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает процесс принятия управленческих решений необходимой информацией и не в полной мере отвечает задачам управления рисками. В связи с этим особую актуальность приобретает концепция учетно-аналитической системы на предприятии, рассмотренная в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Львова Марина Вячеславовна, Воскресенская Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USING OF RECORD AND ANALYTICAL INFORMATION IN THE MANAGEMENT OF RISKS OF ECONOMICAL SUBJECT

In a modern business one of drawbacks in management of risks is in fact that it is done without the system of accounting that doesn't provide the process of making management decision with necessary information and doesn't correspond to the tasks of management risks. In this connection the concept of record and analytical system at the enterprise is actual.

Текст научной работы на тему «Использование учетно-аналитической информации в управлении рисками хозяйствующего субъекта»

УДК 330.131.7:238.24

М.В. ЛЬВОВА, Н.В. ВОСКРЕСЕНСКАЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА*

Ключевые слова: бухгалтерский учет, контроллинг, риск, учетно-аналитическая информация, планирование, эффективность.

В современном бизнесе один из недостатков в управлении рисками состоит в том, что в большинстве случаев оно осуществляется в отрыве от системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает процесс принятия управленческих решений необходимой информацией и не в полной мере отвечает задачам управления рисками. В связи с этим особую актуальность приобретает концепция учетно-аналитической системы на предприятии, рассмотренная в статье.

M.V. LVOVA, N.V. VOSKRESENSKAYA THE USING OF RECORD AND ANALYTICAL INFORMATION IN THE MANAGEMENT OF RISKS OF ECONOMICAL SUBJECT Keywords: accounting, controlling, risk, record and analytical information, planning, effectiveness. in a modem business one ofdrawbacks in management ofrisks is in fact that it is done without the system of accounting that doesn'tprovide the process ofmaking management décision with necessary information and doesn't correspond to the tasks of management risks. in this connection the concept of record and analytical system at the enterprise is actual.

Развитие рыночных отношений, обострение конкурентной борьбы, рост технологического оснащения, увеличение сложности управления предприятиями, большое количество различных видов рисков деятельности приводят к необходимости использования новых инструментов эффективного управления. К числу таких новаций относится практика внедрения системы контроллинга на предприятиях различных отраслей.

Так как основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед организацией, концепцию контроллинга можно представить в виде пирамиды, вершиной которой является система целей предприятия, гранями - различные факторы, определяющие требования к организации системы управления компанией, а основанием - информационная база процессов принятия управленческих решений, представленная как количественными показателями производственного финансового учета, так и качественными характеристиками внешней и внутренней среды [5].

Некоторые ученые критикуют теорию контроллинга. По мнению А. Беккера, она основана на противоречиях и не имеет собственной области исследования [3].

Основная задача контроллинга, с нашей точки зрения, - поддержка наиболее эффективной системы управления хозяйствующим субъектом в условиях внешней и внутренней среды. Изменения внутренней и внешней среды предписывают формировать в системе контроллинга учетную информацию в реальном времени. Поэтому контроллинг следует разделить на две подсистемы: стратегический и оперативный [1].

Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы и должен управлять процессом достижения стратегических целей, следить за сигналами неблагополучия, «узкими местами», свидетельствующими о необходимости изменения текущей системы управления.

Оперативный контроллинг нацелен на контроль текущих параметров развития организации, чтобы они не вышли на установленные стратегическими планами пределы. Такая система управления помогает эффективно достигать как текущих, так и стратегических целей предприятия.

В условиях рынка любое предприятие неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или неопределенными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

’ Исследование выполнено в рамках государственного контракта №16.740.11.0279 от 04.10.2010 г. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Успех в конкурентной борьбе связан с принятием организацией новых рисков, что повышает требования к качеству управления.

До определенного времени и в силу специфических экономических условий понятие «риск» в России не использовалось или применялось в ограниченном объеме. В настоящее время понятие «риск» принято в науке и предпринимательской деятельности.

Существует большое количество трактовок понятия «риск» с разных точек зрения (например, с юридической, коммерческой, финансовой). В экономической литературе также нет единого определения данной категории. Нами предложено следующее определение этого понятия: риск - это следствие событий или группы взаимосвязанных событий, наступление которых не обеспечит достижение стратегических целей в течение точно определенного отрезка времени наблюдения.

В западной науке управления разработана классическая и неоклассическая теории предпринимательского риска и его экономического выражения.

В современном бизнесе один из недостатков в управлении рисками состоит в том, что в большинстве случаев управление рисками осуществляется в отрыве от системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает процесс принятия управленческих решений необходимой информацией и не в полной мере отвечает задачам управления рисками.

В связи с этим на сегодняшний день остро стоит проблема разработки концепции управления рисками для хозяйствующих субъектов. При решении задачи управления рисками необходимо в первую очередь интегрировать элементы теории риска в хозяйственные процессы предприятия.

Поскольку координацию внутренних управленческих процессов, внешней и внутренней среды предприятия осуществляет контроллинг, процесс управления рисками в системе контроллинга состоит в обеспечении определенного для данного предприятия соотношения между возможностями достижения целей и негативными отклонениями в результате реализации рисковых событий. Он связан с созданием общей картины всех существующих на предприятии рисков и выработкой мер по предотвращению и/или преодолению негативных последствий от их осуществления.

Многие проблемы в финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов возникают из-за нечеткого нормативного регулирования важных направлений. Нормативная база любой организации формируется на основе общей стратегии развития. В России уже существует база для становления и развития системы контроллинга, в основном, в виде отдельных положений нормативных актов Минфина [2].

Управление рисками в системе контроллинга относится к финансовой функции предприятия. В зависимости от стратегических целей и стадии развития организации уровень ее финансовой прозрачности может быть различным и задается руководством предприятия. Политика обеспечения прозрачности бизнес-процессов основывается на общих нормативных актах (первого уровня) и локальных (второго уровня).

Нормативные акты в области управления рисками могут включать в себя:

- документы первого уровня, раскрывающие понятие риска, определение отдельных видов рисков, механизмы управления ими (положение об управлении рисками);

- документы второго уровня, главным образом направленные на управление отдельными рисками (положения и инструкции по управлению отдельными видами рисков). В рамках таких положений об отдельных рисковых событиях можно выделить наиболее значимые и распространенные виды рисков, вызывающие перебои в работе оборудования, ввести механизмы управления ими.

Кроме того, целесообразно разработать процедуры проверки контрагентов службой экономической безопасности; планы проверок службой внутрен-

него аудита; политику информационной безопасности, матрицы доступа сотрудников организации к информационным ресурсам; систему доверенностей сотрудников организации.

Исходя из характеристик предприятия, необходимо разработать концепцию управления рисками, основанную на реализации стратегии развития организации и взаимодействия системы контроллига и системы учетно-аналити-ческой информации [4].

Разработанная нами концепция управления рисками в системе контроллинга на базе учетно-аналитической информации состоит из следующих этапов:

1. Анализ факторов неопределенности и определение целевого уровня рисков.

На данном этапе определяется политика управления рисками.

Учетно-аналитическая информация должна отвечать следующим требованиям:

- своевременность, т.е. информация о рисках должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать;

-достоверность;

- полнота, т.е. не должно быть упущений;

- понятность, т.е. информация не должна требовать «расшифровок».

2. Идентификация, классификация и анализ рисков предприятия, т.е. исследуется склонность предприятия к риску.

Система контроллинга рисков должна пронизывать всю организацию. В нее должны быть вовлечены сотрудники разного ранга и из разных направлений деятельности хозяйствующего субъекта. Отдельные подразделения по управлению рисками целесообразно создавать в больших организациях. На предприятиях малого и среднего бизнеса достаточно ввести должность риск-менеджера с небольшим штатом аналитической поддержки. Системное руководство и координацию, как правило, осуществляет финансовый директор. По нашему мнению, вопросы управления рисками в системе контроллинга должен координировать финансовый отдел, поскольку именно он направляет деятельность всех остальных служб хозяйствующего субъекта.

Полноценное функционирование службы по управлению рисками тесно связано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности и использованием современных информационных технологий.

Сбор учетно-аналитической информации должен быть максимально автоматизирован, чтобы избежать искажений, ошибок и злоупотреблений. Задача автоматизации управления рисками в масштабе предприятия должна координироваться с задачами автоматизации других служб.

3. Оценка уровня риска и принятие решения об управлении риском.

Оценка последствий рисков и принятие решений о способах управления ими

должны приниматься во внимание при выборе и обосновании учетной политики организации, т.е. учетно-аналитическая информация должна помогать принимать решения. Способы управления рисками связаны с реализацией мероприятий в целях снижения данных рисков, которые могут потребовать финансовых вложений.

4. Выбор методов управления и реализация мероприятий в отношении рисков.

Все используемые методики оценки рисков можно разбить на следующие

категории:

1) статистические - базируются на анализе массивов статистических данных и моделировании с использованием методов математической статистики и теории вероятности;

2) аналитические - основываются на сборе и объективном анализе информации и принятии решений исходя из комплексного анализа как количественных, так и качественных показателей;

3) экспертные - базируются на субъективном анализе количественных и качественных показателей с использованием методологии ранжирования и сравнительных оценок.

Цель анализа информационных потоков - выявление точек дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек. Наиболее распространенный и применимый с практической точки зрения метод анализа информационных потоков - составление графиков информационных потоков.

Каждый информационный поток имеет следующие признаки:

-документ (на чем физически содержится информация);

- проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация);

- исполнителя (человека, который передает эту информацию);

-частота передачи (ежемесячно, ежеквартально, ежедневно).

На уровне предприятия можно строить графики информационных потоков по управлению рисками. При этом целесообразно разрабатывать графики, изображающие не статистические связи между отделами, а поток документов.

5. Организация исполнения решений и контроль выполнения запланированных мероприятий.

Данный этап состоит из следующих процессов:

1) анализ возможных действий относительно риска: уклонение от риска, сокращение риска, частичная или полная передача риска третьим лицам, принятие риска;

2) оценка эффективности действий относительно риска в целях соотнесения результата от снижения риска со стоимостью этих мероприятий;

3) подготовка и реализация плана мероприятий по сокращению рисков (могут быть единовременными или требующими постоянного выполнения);

4) построение системы контроля эффективности управления и корректировка политики и процедур по его результатам (система отчетных форм, предоставляемых руководителям предприятия).

Для обеспечения процесса управления рисками необходимо разработать формат внутренней отчетности, отражающей последствия влияния риска на результаты деятельности организации. Функциональное назначение отчетов состоит в обмене информацией между системой бухгалтерского учета и контроллингом, развитии учетно-аналитического обеспечения управленческих решений.

К внутренней отчетности предъявляются следующие требования: соответствие организационной структуре предприятия, ее различным уровням и оперативным единицам; взаимосвязь структуры плановых и фактических данных; неизменность форм для стандартных отчетов; возможность составления специальных отчетов при нестандартных изменениях; простая и понятная структура; выполнение функций раннего предупреждения о возникающих рисках.

Основное требование к учетно-аналитической информации на данном этапе - регулярность ее поступления.

6. Учет и мониторинг.

В связи с тем, что многие факторы риска подвержены изменениям, необходимо регулярно проводить процедуру их оценки в рамках расчетной модели риска и в случае необходимости корректировать или проводить новые мероприятия по управлению уровнем риска. На данном этапе можно предложить выделять в аналитическом учете информацию о фактах хозяйственной жизни (событиях), характеризующих последствия влияния риска.

По результатам мониторинга проводятся оценка эффективности системы контроллинга рисков с точки зрения достижения поставленных целей, накопление и анализ опыта управления риском.

Предложенная концепция управления рисками в системе контроллинга позволит эффективно управлять производственным процессом предприятия на основе своевременного обеспечения менеджеров полноценной учетноаналитической информацией по ведущим бизнес-процессам производства.

Управление рисками на предприятии может стать не только защитником фирмы, но и производителем прибавочной стоимости или даже новым центром прибыли. Моделирование учетных событий в системе контроллинга позволит сформировать реальную картину текущего и перспективного состояния предприятия и ситуации на рынке, а также выявить основные тенденции и их динамику, что предоставит возможность своевременно и адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации и быстро принимать эффективные управленческие решения, ориентированные на перспективу.

Литература

1. Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6.

2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананьина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина И.Г. и др.; ред. И.Г. Данилочкиной. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1998.

Ъ.Скляр Е.Н., Зверкович И.О., Хрычикова Т.Д. Теоретические основы формирования системы интегрированного контроллинга на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2.

4. Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д. В. Внедрение интегрированного управления рисками на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3.

5. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997.

ЛЬВОВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

LVOVA MARINA VYACHESLAVOVNA - candidate of économies sciences, assistant professor of Accounting Record, Analysis and Audit Department, Chuvash State Universality, Russia, Cheboksary.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

VOSKRESENSKAYA NATALIA VALERYEVNA - candidate of économies sciences, assistant professor of Accounting Record, Analysis and Audit Department, Chuvash State Universality, Russia, Cheboksary.

УДК 658.8:339.13

Н.Н. МЕЛЬКИНА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ АКТИВАМИ КОМПАНИИ

Ключевые слова: нематериальный капитал, маркетинговые активы, структура активов, управление активами, оценка эффективности.

Показана роль маркетинговых активов как важного резерва повышения эффективности управления компанией. Рассмотрены проблемы формирования оптимальной структуры маркетинговых активов и предложены подходы к определению эффективности управления ими.

N.N. MELKINA

ASSESSING MANAGEMENT EFFECTIVENESS OF MARKETING ASSETS COMPANY

Key words: intangible assets, marketing assets, asset structure, asset management, performance evaluation.

The article Is considers the role of marketing assets, as an Important reserve of more effective management of the company. Problems of formation of the optimal structure of marketing assets and proposed approaches to determining the effectiveness of management.

В современных условиях эффективное управление развитием организации во многом определяется способностью менеджмента адекватно и своевременно реагировать на происходящие изменения. Маркетинг является той функцией управления компанией, которая обеспечивает принятие решений исходя из требований внешней среды. Он призван обеспечивать нацеленность всех аспектов бизнеса на создание дополнительных потребительских ценностей и их реализацию на конкурентном рынке. В этой связи важным резервом повышения эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.