ГУЛЯЕВА Полина Сергеевна,
младший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ НЕКОТОРЫХ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация. В статье исследуются вопросы развития информационной сферы и формирования цифровой экономики в контексте процессов региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического союза и в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Рассмотрены позитивный пример Сингапура и особенности развития информационных технологий в условиях политической нестабильности, низкого уровня жизни и коррупционных проблем других азиатских стран. Проведен анализ цифровой повестки стран Евразийского экономического союза, отмечены достижения и полезный опыт стран-участников. Показаны общие закономерности и этапы развития цифровизации в условиях расширения экономического сотрудничества и многостороннего взаимодействия.
Ключевые слова: информационная сфера, цифровая экономика, цифровизация, информационное пространство, региональная интеграция, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, Евразийский экономический союз, ЕАЭС.
GULYAEVA Polina Sergeevna,
junior researcher,
sector of Information Law and International information security
of the Institute of State and Law RAS
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INFORMATION SPHERE OF CERTAIN COUNTRIES IN THE SOUTHEAST ASIA AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Annotation. The article examines the development of the information sphere and the formation of a digital economy in the context of regional economic integration processes in the post-Soviet space within the framework of the Eurasian Economic Union and in some countries of South-East Asia. A positive example of Singapore and features of the development of information technologies in the context of political instability, low living standards and corruption problems of other Asian countries are considered. The analysis of the digital agenda of the countries of the Eurasian Economic Union, the achievements and useful experience of the participating countries. The general laws and stages of digitalization development in the context of expanding economic cooperation and multilateral interaction are considered.
Key words: information sphere, digital economy, digitalization, information space, regional integration, South-East Asia, ASEAN, Eurasian Economic Union, EAEU.
Развивающиеся страны, несмотря на проблемы и противоречия, коррупцию, конфликты и кризисы, часто являются первопроходцами в области масштабного внедрения инноваций, развития институтов информационного общества и информационной сферы, создания цифровой экономики.
Процесс экономической интеграции развивающихся стран можно назвать актуальным трендом современности. Синергия экономиче-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
ского, политического, социально-культурного потенциала различных государств обеспечивает конкурентные преимущества и становится важной составляющей дальнейшего развития. Союзы, сообщества, ассоциации делают возможным взаимодействие в различном формате, но имеют ряд общих черт:
- страны, объединившиеся в экономический союз, стремятся стать субъектом международного права и получить возможность сотруд-
ничать с другими субъектами не только от своего имени, но и как объединение;
- в XXI в. только интеграция, осуществленная на справедливых и равноправных условиях, может быть успешной (в качестве примера можно привести Евросоюз, где непродуманная политика и ущемление прав условно слабых государств привели перспективный проект к ситуации возможного распада);
- объединение эффективно работает на основе договоренностей, экономических интересов и взаимных уступок; конкуренция в экономике, политике и других сферах при этом существует, но ради достижения значимых результатов участники готовы идти на компромиссы.
Евразийский экономический союз [1], по состоянию на начало 2019 г., включает несколько стран так называемого постсоветского пространства: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Государством-наблюдателем является Республика Молдова. Соглашение о свободной экономической зоне заключено с Вьетнамом, Ираном, Китаем и Кубой. Переговоры ведутся с такими странами, как Индия, Сингапур и некоторыми другими.
Страны Юго-Восточной Азии также обратились к инструментам региональной интеграции в рамках такого объединения, как, например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Еще 50 лет назад страны Юго-Восточной Азии были беднейшими в азиатском регионе, а в настоящее время даже в условиях снижения темпов роста экономики в результате мирового финансового кризиса эти страны вместе с другими государствами Восточной Азии и Океании обеспечивают 2/5 глобального роста ВВП [2].
К странам Юго-Восточной Азии относятся 11 государств. В данном исследовании рассматриваются Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Выборка основана на качестве и динамике развития информационной сферы и цифровой экономики от наихудших до самых высоких показателей с целью выявления полезного положительного и отрицательного опыта.
Развитие информационной сферы в Юго-Восточной Азии неоднородно, но за счет государственной поддержки технологий в таких странах, как Сингапур, средние показатели растут.
Распространение и развитие информационных технологий также напрямую зависят от экономической ситуации. Развивающиеся государства с устойчивой и растущей экономикой реализуют меры господдержки науки и информационной сферы, вкладывают финансовые и
организационные ресурсы в инфраструктурные проекты, тем самым укрепляя свое лидерство. Высокий уровень жизни населения привлекает внутренние и внешние инвестиции, в том числе направленные на развитие цифровой экономики.
Исследование разницы в развитии информационных технологий в регионе наглядно демонстрирует обозначенную ситуацию: посещаемость e-commerce сайтов с мобильных телефонов в Малайзии и Таиланде составляет примерно 50%, в Сингапуре - 80% и только 30% - в других странах [3].
Регион Юго-Восточная Азия является политически нестабильным, что неизбежно оказывает влияние на рост инвестиций в технологичные отрасли и инфраструктурные проекты, ограничивает возможности для развития институтов цифровой экономики и сказывается на качестве нормативного правового регулирования в указанных областях.
Например, в Мьянме до 2012 г. фактически шла гражданская война, противостояние не окончено до сих пор, но очаги напряжения локализуются при помощи жесткого контроля информационного пространства. Используя цензуру и другие спорные методы, власти таких стран, как Мьянма и Таиланд, обеспечивают относительное спокойствие.
Индонезия - страна с низким уровнем распространения Интернета и государственной поддержки науки и технологий [4]. Государство занимает обширную территорию и представляет собой множество островов разного размера и транспортной доступности, которые отличаются качеством инфраструктуры и уровнем жизни. Возможно, по этой причине доля соцсетей в Индонезии велика - до 87.9% интернет-пользователей используют этот вид коммуникации [5].
В Дайджесте Евразийской экономической комиссии отмечено, что сектор стартапов в информационной сфере в Индонезии процветает. Например, компания Kioson при помощи инструментов IPO получила более 3 млрд долл. инвестиций. Kioson применяет бизнес-модель «из онлайн в оффлайн», которая позволяет клиентам совершать покупки в Интернете и собирать свои заказы в киосках, распространенных в Индонезии [6].
Малайзия, являющаяся одним из мировых лидеров по темпам роста ВВП, не отличается большими успехами в области развития информационной сферы и остается лидером антирейтинга самого медленного Интернета в мире и самого низкого (наряду с Молдовой) прироста скорости [7].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
В Малайзии реализуются меры, направленные на внедрение принципов информационного общества, создание электронного правительства и цифровой экономики.
Таиланд - еще один пример конфликтов в Юго-Восточной Азии. За последние 80 лет в стране произошло около 20 военных переворотов. В 1996 г. Королевство одним из первых среди стран региона получило доступ к сети Интернет. При этом на сегодняшний день только 38.8% населения Таиланда пользуются Всемирной паутиной. Покрытие высокоскоростным Интернетом страны неравномерно: крупные города и Пхукет имеют широкополосный доступ, в то время как сельская местность и удалённые от туристических маршрутов острова иногда полностью обделены возможностями выхода в Сеть [8].
Политическая нестабильность, последовавшая за смертью Короля Рамы IX в октябре 2017 г., привела к усилению цензуры и контроля информационного пространства.
В рейтинге свободы Интернета Таиланд занимает 67-е место из 100. Свобода доступа в интернет снизилась до самого низкого уровня в 2017 г., продолжая нисходящий тренд. После смерти монарха усилилась цензура, а репрессивным мерам, введенным в условиях чрезвычайного положения, был придан статус законов [9].
При этом в Таиланде весьма популярны социальные сети, к которым подключены около 93% интернет-пользователей [10]. Этот показатель высок даже для Юго-Восточной Азии, где интерес к социальным медиа традиционно выше среднего.
Филиппины - страна, расположенная на более чем 7 тыс. островах с разным уровнем жизни и экономики, инфраструктурной недоступностью некоторых регионов.
Доступ к Интернету на Филиппинах появился в 1994 г. и был затруднен коррупционными и инфраструктурными проблемами, однако за последнее десятилетие распространение Интернета в стране увеличилось более чем в пять раз [11].
Вьетнам - государство с развивающейся экономикой, низким уровнем жизни и высокой степенью распространения сети Интернет [12]. Конфликт США и СССР на его территории и последовавшая гражданская война существенно снизили экономический потенциал страны, но в данный момент благодаря дешевой рабочей силе темпы ежегодного экономического роста доросли до уровня мировых лидеров.
В отношении информационной сферы реализуются меры господдержки, но сказывается отсутствие системного подхода в этом вопросе [13].
В Сингапуре с 2010 г. 100% домохозяйств подключены к сети Интернет, однако пользовались им только три четверти населения. В 2006 г. правительством страны была запущена программа «Интеллектуальная нация 2015». Именно ее реализация позволила Сингапуру стать мировым лидером по распространению скоростного Интернета [14].
Правительство Сингапура реализует программы, направленные на развитие информационной сферы и цифровой экономики.
Сервисы Государственного Технологического Агентства Сингапура. Цифровая экономика и информационная сфера [15]
Для физических лиц
'Ask Jamie' Virtual assistant Виртуальный помощник для правительственных сайтов, с которым можно общаться по принципу «живого чата».
Beeline Мобильная платформа, которая не только предоставляет возможность доступа к расписанию и маршрутам автобусов, но и адаптирует актуальный график работы общественного транспорта в соответствии с поступившими запросами.
Data.gov.sg Сайт предоставляет актуальные правительственные данные и статистику в форме визуализации.
Ideas! crowdsourcing portal Правительство организует краудсорсинговые мероприятия для совместной генерации идей, разработки приложений, хакатонов для обнаружения и решения проблем.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
Government QR payment Способ оплаты государственных услуг и счетов при помощи QR-кода (физического и электронного).
The Moments of Life (Families) Предоставляет будущим родителям информацию правительства о льготах, актуальных событиях и других интересующих темах.
Mylnfo Универсальная платформа, которая автоматически заполняет правительственные электронные формы.
SingPass Система аутентификации, позволяющая гражданам осуществлять онлайн-операции с правительством.
Tech Kaki Community Сообщество, созданное правительством (Государственное Технологическое Агентство) для граждан, чтобы они могли участвовать в разработке сервисов и приложений.
Для бизнеса
The Business Grants Portal Организации могут подавать заявки на получение грантов, используя простые формы и собственные данные, содержащиеся в информационной системе.
CorpPass Сервис для корпоративной цифровой идентификации предприятий для онлайн-взаимодействия с правительственными учреждениями.
TradeXchange Интеграция цепочек поставок и логистических процессов. Включает информацию государственных органов, а также юридических лиц (страхование морских грузов, таможенная информация и др.).
Unique Entity Number Единый идентификационный номер организации выдан примерно 85% компаний.
Для правительства
FormSG Инструмент, разработанный Центром данных и искусственного интеллекта GovTech, который позволяет госслужащим заменить бумажные бланки электронными, интегрировать документооборот различных ведомств, использовать сервисы электронной аутентификации и автозаполнения.
Government IT Security Incident Response (GITSIR) Tea Выявляет первопричины кибер-инцидента и предоставляет рекомендации агентствам, классифицирует проблемы по степени опасности, координирует действия и консультирует заинтересованные учреждения, а также проводит анализ вредоносных программ.
OpenDoc Программа для госорганов, которая предоставляет шаблоны для веб-сайтов, хостинга и обмена общедоступными документами с адаптацией под разные устройства.
Background of SGTS Платформа для создания и обновления приложений
Smart Nation Sensor Platform (SNSP) Программа «Умная нация» открывает гражданам, организациям и любым другим субъектам новые возможности для доступа к данным и участия в разработке новых сервисов и приложений, принятии решений.
Правительство Сингапура объявило, что стремится к переводу не только всего взаимодействия населения и бизнеса с государством в
информационную сферу, но и к трансформации системы такого взаимодействия. Согласно заявлениям и программным документам правитель-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
ство должно стать более открытым и гибким, быстрее реагировать на запросы граждан и корпоративного сектора, развивая не только скорость взаимодействия, но и его качество.
Как указано, замысел состоит в том, чтобы создать правительство, которое является «цифровым по своей сути и работает от всего сердца». Цифровое правительство сможет создавать ориентированные на заинтересованных лиц услуги, которые удовлетворяют потребности граждан и бизнеса. Транзакции с цифровым правительством будут простыми, удобными и безопасными. Государственные служащие смогут постоянно повышать свою квалификацию, адаптироваться к новым вызовам и более эффективно работать во всех ведомствах, а также с гражданами и бизнесом [16].
Применение информационных технологий осуществляется на всех уровнях министерств и ведомств. Например, в Министерстве юстиции Сингапура предоставляют следующие электронные сервисы, позволяющие получить доступ к
В соответствии с годовым отчетом ЕАЭС [27], посвященном формированию цифрового пространства, к 2030 г. в Армении планируется достичь 100% цифровизации всего взаимодействия между государством и бизнесом и 80% при оказании услуг гражданам — создание единой цифровой платформы отмечено как приоритетное направление в ближайшей перспективе. В 2018-2020 гг. осуществляются широкомасштабное внедрение новой инфраструктуры и обновление имеющихся ресурсов («Цифровой скачок»);
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
соответствующим услугам в течение 5 - 15 мин.: медиация, обращения по вопросам банкротства, государственное управление имуществом физических лиц, бюро юридической помощи и др. [17].
Сравнивая страны Юго-Восточной Азии и Евразийского союза, можно найти общие черты (коррупция, сравнительно невысокий уровень жизни, недостаток современной инфраструктуры). При этом ЕАЭС обладает такими преимуществами, как наличие собственных квалифицированных кадров, ресурсов и созданный в советский период промышленный и научный потенциал. Страны Юго-восточной Азии отличают стабильный прирост населения, наличие дешевой рабочей силы и позитивная динамика ВВП.
Каждая из стран ЕАЭС развивает институты цифровой экономики и информационную сферу в целом соответственно своим возможностям и стратегии развития.
в 2010-2025 гг. планируется привлекать инвестиции для обеспечения максимально высокой производительности труда («Цифровое ускорение»); 2026-2030 гг. обозначены как период достижения максимального экономического роста за счет цифровизации.
Согласно индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) Беларусь является лидером среди стран ЕЭС.
Правовое регулирование цифровой экономики стран ЕАЭС
Армения Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 г. [18]
Беларусь Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. [19] Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» [20]
Казахстан Государственная программа «Цифровой Казахстан» [21]
Кыргызстан Программа цифровой трансформации «Таза Коом» [22] Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. [23]
Россия Государственные программы «Цифровая экономика» [24], «Информационное общество» [25], «Стратегия развития информационного общества» [26].
В декабре 2017 г. Президент Беларуси подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Работа над декретом была организована в рамках инновационного кластера «Парк высоких технологий». В стране также существует госпрограмма развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. Она включает такие подпрограммы, как «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации» и «Цифровая трансформация».
Помимо работы Парка высоких технологий Декрет № 8 затрагивает принципиально новые направления развития цифровой сферы, такие как блокчейн и криптовалюты.
Организации имеют возможность выпускать токены, выходить с ними на ICO через резидентов Парка высоких технологий, продавать и покупать их через криптобиржи и крипто-обменники [28]. При этом до 2023 г. доходы от таких сделок освобождаются от налогов. Физическим лицам разрешается майнинг криптова-лют и операции с ними также без уплаты налогов и сборов. По оценкам разработчиков документа, к 2030 г. годовая экспортная выручка IT-сектора Беларуси должна увеличиться почти в пять раз (от 1 млрд долл. в 2017 г. до 4.7 млрд долл. к 2030 г.). Численность занятых в секторе лиц увеличится более чем в три раза (от 30 тыс. до 100 тыс. человек) [29].
Реализация программы «Цифровой Казахстан» включает несколько направлений: «Циф-ровизация отраслей экономики», «Переход на цифровое государство», «Реализация цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого капитала», «Создание инновационной экосистемы» [30].
В краткосрочной перспективе будут реали-зовываться проекты по цифровизации и технологическому оснащению существующих отраслей экономики, государственных структур, созданию цифровой инфраструктуры. В долгосрочной перспективе программа нацелена на «создание цифровой индустрии будущего». Это обеспечит долгосрочную устойчивость и запуск цифровой трансформации страны за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и в целом прогрессивной эволюции цифровой экосистемы [31].
Киргизский аналог программы о развитии цифровой экономии «Таза Коом» переводится как «чистое, честное общество» и направлен на увеличение количества инвестиций в технологии и образование, подключение 100% домохо-зяйств к сети Интернет, включая сельскую местность, улучшение доступа к онлайн-услугам. Основными направлениями программы названы
вопросы развития информационных технологий, технологий больших данных и цифровой инфраструктуры.
С 2017 г. в Российской Федерации действует Программа «Цифровая экономика», которая к 2024 г. должна реализовать пять основных направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность.
Страны ЕАЭС развивают не только собственную цифровую экономику, но и формируют систему взаимодействия в рамках Союза в целом. Например, новый Таможенный кодекс ЕАЭС [32] предусматривает цифровизацию процесса регулирования всей системы внешнеэкономической деятельности. При наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа без участия инспектора, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров.
Сравнивая цифровую повестку стран ЕАЭС и АСЕАН, можно сделать следующие выводы:
развивающиеся страны независимо от проблем в экономике имеют возможности для развития в цифровой сфере;
региональная интеграция является значимым, а возможно, и одним из самых эффективных форматов сотрудничества в экономической сфере;
цифровизация позволяет ускорить и поддержать международную торговлю и стать драйвером экономического роста целых регионов, а также инструментом борьбы с коррупцией и улучшения качества жизни населения.
Трансформация региональной экономики и правовых систем национальных государств, развитие механизмов многостороннего взаимодействия и ускорение процессов информационного обмена создают глобальные тренды, обусловленные экономическими, социальными и культурными потребностями развивающихся стран: перевод бумажного документооборота и делопроизводства в электронную форму, интеграция правительственных и корпоративных приложений с системами электронной идентификации, автоматизация доступа к информации и адаптивность сервисов к запросам заявителей. В условиях политических процессов объединения на государственном уровне реализация перечисленных инноваций становится не только фактором роста, но и технологической основой сотрудничества публичных и иных субъектов в интересах развития торговли, науки, образования, обеспечения безопасности и других сфер.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
Список литературы:
[1] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://docs.eaeunion.org/ docs/ru-ru/0003610/itia_05062014 (дата обращения: 24.02.2019).
[2] Мазырин В.М. Экономика Юго-Восточной Азии после глобального кризиса, Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXIX (№ 29, 2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/ekonomika-yugo-vostochnoy-azii-posle-globalnogo-krizisa (дата обращения: 05.02.2019).
[3] Отчет по Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// iwlab.ru/downloads/asia-report-iwlab.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[4] Выход на рынок Индонезии томских инвестиционных предприятий в области информационно-телекоммуникационных технологий [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://ric.tomsktpp.ru/inform/materials/!RIC-Indonezija_issledovanie.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[5] Аналитика: Индонезия — эпицентр социальных сетей и рынок с ежегодным 20% приростом интернет-аудитории [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://roem. ru/24-09-2015/207833/indonesia-sea/ (дата обращения: 25.02.2019).
[6] Обзор цифровой повестки в мире. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/ Documents/
digest/% D0% 94% D0%B0% D0% B9%D0% B4% D0%B6% D0% B5%D1%81% D1% 82% 2006.10.2017.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[7] State of the Internet [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www. akamai .com/us/en/multimedia/documents/ report/q3-2015-soti-connectivity-final.pdf (дата обращения: 25.02.2019) (здесь и далее пер. с англ. П.С. Гуляевой).
[8] Таиланд - замкнутое королевство мобильного рынка и F-торговли [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://roem. ru/29-09-2015/208516/thailand-sea/ (дата обращения: 25.02.2019).
[9] Internet Freedom Scores [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// freedomhouse.org/report/freedom-net/2017/ thailand (дата обращения: 25.02.2019).
[10] Таиланд - замкнутое королевство мобильного рынка и F-торговли. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://roem.
ru/29-09-2015/208516/thailand-sea/ (дата обращения: 25.02.2019).
[11] Филиппины - растущий рынок потребительский бум и минимальные коммуникационные барьеры для бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://roem. ru/30-09-2015/208704/philippines-sea/ (дата обращения: 25.02.2019).
[12] Торговая палата ЕС: предпринимательская среда во Вьетнаме улучшилась [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// regnum.ru/news/2495462.html (дата обращения: 25.02.2019).
[13] Зайцева А.С. Вьетнам в XXI веке: развитие институтов научно-технической и национальной политики. Исследование в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/ data/2013/06/05/1285045336/5-Zayceva-44-57. pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[14] Цифровая экономика Сингапура. Российско-Сингапурский Деловой совет [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. rsbctrade.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Annual-report_RUSENG_2017.compressed.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[15] GovTech Singapore: Products and Services [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.tech.gov.sg/products-and-ser-vices/?utm_source=top_nav (дата обращения: 06.02.2019).
[16] Digital government blueprint (summary) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.tech.gov.sg/files/digital-transformation/dgb_summary_june2018.pdf (дата обращения: 05.02.2019).
[17] Ministry of Law Singapore. E-services [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.mlaw.gov.sg/content/minlaw/en/ eservices.html (дата обращения: 25.02.2019).
[18] Цифровая повестка Республики Армения [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-res-publiki-armeniya.html (дата обращения: 25.02.2019).
[19] Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-i-informacionnogo-obshchestva (дата обращения: 18.02.2019).
[20] Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://president.gov.by/ru/official_documents_ ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/ (дата обращения: 18.02.2019).
[21] Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://digitalkz.kz/ru/o-programme/ (дата обращения: 18.02.2019).
[22] О программе цифровой трансформации Кыргызской Республики «Таза Коом» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://tazakoom.kg/site/concept/4 (дата обращения: 24.02.2019).
[23] Национальная стратегия развития Кыргызской Республики, ноябрь, 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: www. president.kg/sys/media/download/52135/ (дата обращения: 24.02.2019).
[24] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2017. № 32, ст. 5138.
[25] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II), ст. 2159.
[26] Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.
[27] Годовой отчет 2017 ЕАЭС «Формируя цифровое пространство», с. 45 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/ Documents/%D0%93% D0% BE% D0%
B4% D0%BE%D0%B2% D0% BE% D0% B9%20% D0% BE%D1%82% D1% 87% D0% B5% D1%82% 202017.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
[28] Декрет Президента РБ № 8, п. 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// president.gov.by/ru / official_documents_ru / view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 25.02.2019).
[29] Годовой отчет 2017 ЕАЭС «Формируя цифровое пространство», с. 46 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/ Documents/%D0%93% D0% BE% D0%
B4% D0%BE%D0%B2% D0% BE% D0% B9%20% D0% BE%D1%82% D1% 87% D0% B5% D1%82% 202017.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
[30] Госпрограмма «Цифровой Казахстан», п. 2.1 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
URL: https://digitalkz .kz/ru/o-programme/ (дата обращения: 25.02.2019).
[31] Обзор цифровой повестки в мире 2018. Евразийская экономическая комиссия, с. 7 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/workgroup /
Documents/%D0%94% D0% B0% D0% B9% D0% B4%D0%B6%D0%B5%D1% 81%D1%82%2026.02.18.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
[32] Таможенный кодекс ЕАЭС от 01.01.2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: Правовая база «Консультант+» (дата обращения: 24.02.20190.
Spisok literatury:
[1] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze ot 29.05.2014 g. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/0003610/itia_05062014 (data obrashcheniya: 24.02.2019).
[2] Mazyrin V.M. Ekonomika Yugo-Vostochnoj Azii posle global'nogo krizisa, Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya, vypusk XXIX (№ 29, 2015) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/ekonomika-yugo-vostochnoy-azii-posle-globalnogo-krizisa (data obrashcheniya: 05.02.2019).
[3] Otchet po Yugo-Vostochnoj Azii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://iwlab.ru / downloads / asia-report-iwlab.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[4] Vyhod na rynok Indonezii tomskih investicionnyh predpriyatij v oblasti informacionno-telekommunikacionnyh tekhnologij [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://ric.tomsktpp.ru/inform/ materials/!RIC-Indonezija_issledovanie.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[5] Analitika: Indoneziya — epicentr social'nyh setej i rynok s ezhegodnym 20% prirostom internet-auditorii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://roem.ru/24-09-2015/207833/indonesia-sea/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[6] Obzor cifrovoj povestki v mire. Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http ://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/workgroup/Documents/
digest/% D0% 94% D0%B0% D0% B9%D0%B4% D0% B6%D0%B5%D1 % 81%D1%82%2006.10.2017.pdf (data
obrashcheniya: 25.02.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
[7] State of the Internet [Elektronnyj resurs]
- Rezhim dostupa: URL: https://www.akamai. com/us/en/multimedia/documents / report/ q3-2015-soti-connectivity-final.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019) (zdes' i dalee per. s angl. P.S. Gulyaevoj).
[8] Tailand - zamknutoe korolevstvo mobil'nogo rynka i F-torgovli [Elektronnyj resurs]
- Rezhim dostupa: URL: https://roem.ru/29-09-2015/208516/thailand-sea/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[9] Internet Freedom Scores [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// freedomhouse.org/report/freedom-net/2017/ thailand (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[10] Tailand - zamknutoe korolevstvo mobil'nogo rynka i F-torgovli. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://roem. ru/29-09-2015/208516/thailand-sea/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[11] Filippiny - rastushchij rynok potrebitel'skij bum i minimal'nye kommunikacionnye bar'ery dlya biznesa [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://roem.ru/30-09-2015/208704/ philippines-sea/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[12] Torgovaya palata ES: predprinimatel'skaya sreda vo V'etname uluchshilas' [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://regnum.ru/news/2495462. html (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[13] Zajceva A.S. V'etnam v HHI veke: razvitie institutov nauchno-tekhnicheskoj i nacional'noj politiki. Issledovanie v ramkah programmy fundamental'nyh issledovanij NIU VShE [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.hse.ru/ data/2013/06/05/1285045336/5-Zayceva-44-57. pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[14] Cifrovaya ekonomika Singapura. Rossijsko-Singapurskij Delovoj sovet [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. rsbctrade.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Annual-report_RUSENG_2017.compressed.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[15] GovTech Singapore: Products and Services [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https: //www.tech.gov.sg/products-and-services/?utm_source=top_nav (data obrashcheniya: 06.02.2019).
[16] Digital government blueprint (summary) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.tech.gov .sg/files/digital-transformation/dgb_summary_june2018.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2019).
[17] Ministry of Law Singapore. E-services [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
https:/ / www.mlaw.gov.sg/content/minlaw/en/ eservices.html (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[18] Cifrovaya povestka Respubliki Armeniya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-respubliki-armeniya.html (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[19] Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya cifrovoj ekonomiki i informacionnogo obshchestva na 2016-2020 gody [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-i-informacionnogo-obshchestva (data obrashcheniya: 18.02.2019).
[20] Dekret Prezidenta Respubliki Belarus' № 8 «O razvitii cifrovoj ekonomiki» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://president. gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/ (data obrashcheniya: 18.02.2019).
[21] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 12 dekabrya 2017 g. № 827 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://digitalkz.kz/ru/o-programme/ (data obrashcheniya: 18.02.2019).
[22] O programme cifrovoj transformacii Kyrgyzskoj Respubliki «Taza Koom» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://tazakoom. kg/site/concept/4 (data obrashcheniya: 24.02.2019).
[23] Nacional'naya strategiya razvitiya Kyrgyzskoj Respubliki, noyabr', 2018 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: www.president. kg/sys/media/download/52135/ (data obrashcheniya: 24.02.2019).
[24] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii"» // SZ RF. 2017. № 32, st. 5138.
[25] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 313 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Informacionnoe obshchestvo (2011 - 2020 gody)" // SZ RF. 2014. № 18 (ch. II), st. 2159.
[26] Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // SZ RF. 2017. № 20, st. 2901.
[27] Godovoj otchet 2017 EAES «Formiruya cifrovoe prostranstvo», s. 45 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/ Documents/%D0%93% D0% BE% D0%
B4% D0%BE%D0%B2% D0% BE% D0% B9%20% D0% BE%D1 %82% D1% 87%D0%B5%
D1% 82%202017.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).
[28] Dekret Prezidenta RB № 8, p. 2 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http ://president.gov.by/ru/official_documents_ ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[29] Godovoj otchet 2017 EAES «Formiruya cifrovoe prostranstvo», s. 46 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. eurasiancommission .org/ru/ Documents/%D0%93% D0% BE% D0
% B4%D0%BE%D0%B2% D0%BE%D0% B9%20
% D0% BE%D1 %82% D1% 87%D0%B5%D1 % 82%202017.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).
[30] Gosprogramma «Cifrovoj Kazahstan», p. 2.1 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://digitalkz.kz/ru/o-programme/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[31] Obzor cifrovoj povestki v mire 2018. Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya, s. 7 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http ://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/workgroup/Docu-ments/%D0%94%D0%B0% D0% B9%
D0% B4%D0%B6% D0% B5%D1%81%D1% 82%2026.02.18.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[32] Tamozhennyj kodeks EAES ot 01.01.2018 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: URL: Pravovaya baza «Konsul'tant+» (data obrashcheniya: 24.02.20190.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019