Научная статья на тему 'Использование телекоммуникационных проектов в элективном курсе по культуроведению США (профильный уровень, 10 класс)'

Использование телекоммуникационных проектов в элективном курсе по культуроведению США (профильный уровень, 10 класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Л. В.

The experiment of wide-section training is in practice at Lipetsk gymnasium № 12, where senior students have an opportunity to study the basic grounds of foreign language and information science at the same time. The project work connected with the use of Internet recourses provides necessary conditions forming students' higher-level information skills and students' general training skills. The author determines main tasks of language interdisciplinary telecommunication projects, describes their use and presents step-by-step realization of a telecommunication project model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of telecommunication projects in the elective course on the culture of the USA

The experiment of wide-section training is in practice at Lipetsk gymnasium № 12, where senior students have an opportunity to study the basic grounds of foreign language and information science at the same time. The project work connected with the use of Internet recourses provides necessary conditions forming students' higher-level information skills and students' general training skills. The author determines main tasks of language interdisciplinary telecommunication projects, describes their use and presents step-by-step realization of a telecommunication project model.

Текст научной работы на тему «Использование телекоммуникационных проектов в элективном курсе по культуроведению США (профильный уровень, 10 класс)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО КУЛЬТУРОВЕДЕНИЮ США (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, 10 КЛАСС) Л.В. Кудрявцева

Kudryavtseva L.V. The use of telecommunication projects in the elective course on the culture of the USA. The experiment of wide-section training is in practice at Lipetsk gymnasium № 12, where senior students have an opportunity to study the basic grounds of foreign language and information science at the same time. The project work connected with the use of Internet recourses provides necessary conditions forming students’ higher-level information skills and students’ general training skills. The author determines main tasks of language interdisciplinary telecommunication projects, describes their use and presents step-by-step realization of a telecommunication project model.

Телекоммуникационные проекты в преподавании иностранного языка

В соответствии с современным государственным образовательным стандартом (2005) на старшей ступени общего образования (10-11 классы) иностранный язык может преподаваться на двух уровнях: базовом и профильном. Профильным предметом «Иностранный язык» будет в социально-гуманитарном и гуманитарно-филологическом профилях обучения. Однако возможны варианты, когда по решению администрации школы «Иностранный язык» может быть профилирующим и в других профилях, где традиционно он причислялся к базовым предметам [1, 2]. Кроме того, опыт показывает, что в зависимости от конкретных интересов и потребностей учащихся за счет элективных курсов и факультативов, старшеклассники могут получать двойную специализацию, т. е. изучать на профильном уровне несколько «разнопрофильных» предметов. Именно такой опыт предоставления широкопрофильного образования практикуется в Липецкой гимназии № 12, где в 10-11 классах учащиеся могут одновременно изучать на профильном уровне иностранный язык и информатику.

В научной литературе немало говорится о потенциале проектной методики в ходе изучения различных предметов на профильном уровне. Проекты создают уникальную возможность для детей с высоким уровнем интеллекта полностью реализовывать свой потенциал и формировать умения работы с информацией (Е.С. Полат, В.В. Сафонова. П.В. Сысоев) [3, 4, 5]. Проектная деятельность способна повысить уровень культур-

ной грамотности старшеклассников, развить навыки критического мышления, создать учебные условия для естественной интеграции коммуникативных умений (чтения, письма, говорения, аудирования), повысить мотивацию учения, обеспечить обратную связь между учителем и учениками, а самое главное - «...научить учащихся собирать, анализировать, использовать информационные ресурсы для решения проблем и принятия решений как самостоятельно, так и в команде» (Kasper L.F.) [6]. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создает необходимые условия для обеспечения более высокого уровня сформи-рованности информационных умений и общеучебных навыков старшеклассников, так необходимых для преуспевания в новом информационном обществе цифровых технологий.

Под телекоммуникационным проектом вслед за Е.С. Полат [3] мы понимаем такую совместную деятельность учащихся, где учащиеся - не просто пассивные поглотители информации сети Интернет, а создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество (межличностное и посредством сети Интернет); учащиеся играют активную роль в обучении, а суть самой технологии — развитие способностей к самообучению и самообразованию.

Е.С. Полат справедливо считает, что сегодня телекоммуникационные региональные и международные проекты занимают особое место в образовательной деятельности школы. Большой интерес к международным про-

ектам проявляют учителя иностранного языка, «ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурно-го общения» [3, 4]. Довольно эффективной зарекомендовала себя организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран.

Телекоммуникационные проекты являются одним из многих видов проектов, применяемых сегодня в школе. Анализ положений современного государственного образовательного стандарта (2004), работ, посвященных вопросам использования информационных технологий в преподавании ИЯ (Е.С. Полат, А.В. Могилев) [3, 7], социокультурного подхода (В.В. Сафонова), концепции языкового поликультурного образования (П.В. Сысоев) позволили нам выделить основные задачи языковых междисциплинарных телекоммуникационных проектов:

• поддержка учебной работы учащихся;

• обеспечение взаимодействия между учащимися и представителями разных городов, стран, культур;

• формирование навыков критического мышления через обсуждение и осознание плюрализма мнений по обсуждаемым социально-культурным вопросам, что способствует принятию культурного разнообразия как нормы сосуществования культур в современном поликультурном мире [2, 8];

• формирование умений эффективно пользоваться ресурсами сети Интернет;

• обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, храня-

щимся в централизованных информационных системах;

• формирование навыков самообучения и самообразования;

• использование иностранного языка как инструмента образования и самообразования.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В 2005-2006 учебном году в гимназии № 12 г. Липецка учащимся 10-го класса в качестве эксперимента было предложено выбрать одновременно два профиля обучения: гуманитарный и информационный. Телекоммуникационный проект, в котором также предлагалось принять участие учащимся, имел поистине не только междисциплинарную основу, но и природу. Это был совместный проект по элективному курсу по культуроведе-нию США и курсу информатики (рис. 1).

В ходе курса по культуроведению США учащиеся:

• изучали некоторые аспекты культуры США, согласно программе курса (Сафонова В.В., Сысоев П.В., 2004) [5];

• выполняли задания для курсовой работы контрастно-сопоставительного характера (США и Россия) на ИЯ;

• в устной форме защищали свою курсовую работу на ИЯ.

В ходе курса по информатике учащиеся:

• использовали сеть Интернет для поиска и отбора необходимого материала по выбранной проблеме курсовой работы;

Элективный курс по культуроведению США Элективный курс по информатике

- содержание

- язык

- языковой и культурный материал

- ресурсы сети Интернет (материалы + средства)

- технология создания вебстраниц

Рис. 1. Телекоммуникационный проект

• участвовали в организованных форумах и чатах со сверстниками из США и стран СНГ, обсуждая тематику и проблематику курсовых работ;

• размещали материал курсовой работы на Интернет сайте.

Необходимо заметить, что обсуждение материалов курсовых работ со сверстниками из США и стран СНГ, что является отличительной чертой телекоммуникационного проекта, было возможно благодаря участию школы в международном проекте «Мир и Я». У учащихся был регулярный контакт с носителями языка и культуры посредством сети Интернет.

Содержание элективного курса по культуроведению США включало следующее:

10-й класс

- Историко-культурные корни АЯ и языковое разнообразие в США.

- Культурно-исторический фон национальной символики в США.

- Религиозно-культурный портрет США: прошлое и настоящее.

- Социокультурные характеристики модели социальной стратификации американского общества.

- Социокультурный портрет американской семьи.

11-й класс

- Социокультурные особенности модели образования в США.

- Художественная культура США.

- Модель американской демократии и социокультурные вехи в ее развитии.

- Американский взгляд на право на труд, как социальную ценность, работу как карьеру человека в обществе.

- Американский взгляд на взаимодействие культуры и технологии в современном обществе.

- Культуроведческие и лингвокульту-роведческие аспекты вежливого поведения иностранца в англоязычной стране.

В соответствии с этой тематикой планировались темы для телекоммуникационного проекта с учетом междисциплинарного обучения учащихся в нашей школе.

В первом семестре работы по проекту старшеклассники работали над такими регионами, как: Middle East, Russia, Europe, Australia, во втором семестре - South Asia,

East Asia, and USA. В своей работе по изучаемым на уроках темам, например, социокультурные характеристики модели социальной стратификации американского общества, учащиеся использовали также и материалы о России, сопоставляя проблемы и реалии двух разных культур. Обсуждение происходило в рамках переписки со сверстниками по Интернету, на веб-страничке с форумом, где задавались интересные и подчас неожиданные вопросы, имеющие иногда окраску сложившихся стереотипов мышления. Положительным моментом стало то, что в процессе этого общения подростки лучше узнали друг друга и стали относиться друг к другу с большим доверием и пониманием. В результате полученного опыта общения, информации «из первых рук» и индивидуальной научно-исследовательской работы учащихся старшеклассники успешно справились с выполнением курсовых работ контрастносопоставительного характера (о России и США).

Изучение каждого региона основывалось на ключевом вопросе урока. Вопросы были составлены таким образом, чтобы выявить основные положения изучаемого материала с целью формирования у учащихся исследовательских навыков и навыков в написании эссе. Каждый из перечисленных выше регионов рассматривался в следующей последовательности: география ^ климат история ^ культура ^ экономика. А аспектами подробного изучения, например культуры, являлись национальности, религия, языки, межкультурные конфликты. При рассмотрении экономики региона учащиеся знакомились с его столицей, инфраструктурой, квалифицированной рабочей силой, правительством, тем, как осуществлялся контроль за рождаемостью и т. д.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Реализация телекоммуникационного проекта проходила в 3 этапа (9 шагов) (рис. 2).

I-й этап - подготовительный

Шаг 1. Рекомендации учителя по проведению проекта.

Шаг 2. Знакомство со шкалами оценки.

II-й этап - процессуальный

Шаг 3. Выбор темы проекта.

Рис. 2. Модель реализации телекоммуникационного проекта

Шаг 4. Составление плана работы.

Шаг 5. Сбор информации и материалов.

Шаг 6. Анализ, классификация, обобщение собранной информации.

Шаг 7. Оформление результатов проекта (курсовая работа и веб-страница).

111-й этап - финальный

Шаг 8. Презентация проекта.

Шаг 9. Оценка проекта.

Представляется необходимым подробнее остановиться на деятельности учащихся в рамках шага 6, т. е. анализа, классификации и обобщения собранной информации. В начале проводится подготовительная работа учителя по обучению учащихся анализировать, систематизировать и сопоставлять собранную из разных источников информацию,

используя графики, схемы, таблицы и т. д. В ходе дальнейшей работы в группах учащиеся организуют информацию, затем обсуждают ценность собранных сведений, сохраняя один и отсеивая другой собранный материал. Наконец, последним и самым важным является определение информации критического (актуального) характера для включения в проекты учеников.

С целью формирования умений письменной речи учащимся было предложено представлять и описывать интересующую их проблему в виде короткого эссе. Эти эссе размещались в сети Интернет на специально организованном форуме для обсуждения с зарубежными сверстниками. Непосредственно перед телекоммуникационным проектом

учащиеся уже были ознакомлены со структурой написания эссе, что позволило им в рамках проекта отрабатывать сформированные умения.

В качестве примера приведем наш план написания эссе.

Browse through each of the topics and subtopics and using your textbooks, notes, Internet and homework, write down as many facts, details and examples from your literature and current events that you can find that will help support your thesis.

1. Organize the facts and examples under each topic.

2. Create a topic sentence that connects your facts to your main thesis.

3. Write your facts out in sentence form so that they help prove or support your topic sentence.

4. Focus on one paragraph at a time, type it and save on your disk or computer.

5. Print out a copy of each paragraph as you complete it. Ask your teacher or fellow students to edit for grammar and spelling as well as provide feedback on the content and organization.

6. When your paragraphs are ready, discuss with your teacher transition sentences, thesis, conclusion and title of your essay.

Довольно-таки подробный, шестиступенчатый алгоритм действий учащихся оказался хорошим подспорьем и руководством к действию для подростков, имеющих небольшой опыт написания серьезных творческих работ. Письменные работы учеников стали отличаться более четкой структурированностью и организацией мыслей. Но самое главное - их последние работы демонстрировали также возросшую способность критически перерабатывать полученные междисциплинарные знания и использовать их в своем анализе и выводах по теме.

Кроме того, учащиеся научились использовать телекоммуникационные технологии для выполнения культуроведческих проектов контрастно-сопоставительного

характера. Трое учащихся выбрали для себя в качестве курсовой работы по культурове-дению США написание научно-исследовательских проектов по следующим темам:

1. «Старая и новая демократии. В поиске национальной идеи в России».

2. «90-е и нерешенные политические проблемы современности».

3. «Сравнительный анализ систем образования в Америке и России».

В процессе написания курсовых работ ученики обращались не только к различным печатным источникам, источникам в сети Интернет, своему учителю, но и к американскому учителю (учителю класса по переписке) за помощью и разъяснениями по изучаемым проблемам.

Некоторые учащиеся, успешно защитившие курсовые работы в рамках телекоммуникационного проекта, представили их на научно-практической конференции старшеклассников г. Липецка «Шаг в будущее» в мае 2006 г. и стали ее призерами.

Анализ опыта по проведению телекоммуникационного проекта в гимназии № 12 г. Липецка позволил выделить следующую практическую ценность проекта:

• учащиеся улучшили навыки письменной речи (написание эссе и выражение своих мыслей на ИЯ);

• учащиеся продолжили развивать все аспекты иноязычной коммуникативной компетенции, используя иностранный язык как средство общения между собой и со сверстниками из США;

• учащиеся формировали умения партнерских взаимоотношений со сверстниками из за рубежа;

• учащиеся улучшили навыки использования ресурсов сети Интернет для образования и самообразования;

Оценка междисциплинарного телекоммуникационного проекта

Оценка данного проекта осуществлялась одновременно двумя учителями (культуро-ведения США и информатики). При оценке проекта с позиции культуроведения США нами использовались шкала по оценке куль-туроведческой курсовой работы у школьников и шкала по оценке устного выступления школьников при защите курсовой работы, разработанные В.В. Сафоновой [5].

Учитель же информатики оценивал владение учащимися поисковыми системами Google и AltаVista, их умения пользоваться электронной почтой и форумами для обсуждения материалов проекта, умения пользоваться программой для создания веб-страниц (умения вводить текст, производить соответст-

вующие выделения, создавать гиперссылки, вставлять фотографии/рисунки, размещать созданную страницу в сети Интернет).

Необходимо заметить, что многие требования, поставленные к проекту со стороны информатики, также обозначены и в современном стандарте по ИЯ, что лишь лишний раз подчеркивает необходимость и эффективность использования телекоммуникационных проектов на профильном уровне.

1. Бим И.Л. // Иностр. яз. в школе. 2004. № 6.

2. Сысоев П.В. // Иностр. яз. в школе. 2006. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Полат Е.С. // Наука и школа. 1997. № 4.

4. Полат Е. С. // Иностр. яз. в школе. 2000. № 2, 3.

5. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Программа элективного курса по куль-туроведению США (профильный уровень). М., 2004.

6. Kasper L.F. New Technologies, New Literacies: Focus Discipline Research and ESL Learning Communities // Language Learning and Technology. 2005. № 14 (2).

7. Могилев А.В. Золотая рыбка в «Сети». Интернет-технологии в средней школе. Практическое руководство. М., 2001.

8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликуль-турного образования. М., 2003.

Поступила в редакцию 12.10.2006 г.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАДАННОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА О.В. Усачева

Usacheva O.V. Conditions of forming the preset level of future English teacher’s competence. The problem is to provide for perfection of students’ method skills in the process of training for specialty of English teaching. Therefore the main thing in contemporary education is not just to transmit the knowledge and bare facts but to form a “cooperation model”, united comprehension and empathy, the process where the teacher is a co-maker for students and educational process becomes the necessity for creative activity.

В нашей стране в сфере образования и воспитания долго укреплялась учебно-дисциплинарная модель взаимодействия преподавателя и студента, в которой прослеживался воздействующий характер обучающего на обучаемого; целью образования ставилось вооружить обучаемых обязательными, одинаковыми для всех знаниями, умениями, навыками. При этом качество усвоения знаний определялось тем, что учащийся запомнил, воспроизвел, выполнил по образцу. Подобная модель фактически не учитывает механизмы самореализации личности, а значит лишает ее выбора.

Итак, проблема состоит в том, как обеспечить совершенствование методических умений студентов - будущих учителей иностранного языка - в рамках подготовки по специальности. Иными словами, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в

смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В одной из последних работ А.К. Марковой уточняется определение профессиональной компетентности как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [1]. Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

Как видно из определения, основополагающим компонентом компетентности выступает операционно-деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности.

А.С. Роботова понимает под компетентностью «личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке опре-

З04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.