УДК 378.034+379:81 ББК Ч481.2+Ч486.1/4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Л.Н. Овинова Южно-Уральский государственный университет
THE TECHNOLOGY IMPLEMENTATION OF ETHICS EDUCATION
FOR STUDENTS IN EDUCATIONAL - LEISURE PROCESS
AS A FACTOR OF LANGUAGE TRAINING QUALITY IMPROVEMENT
L.N. Ovinova South Ural State University
Рассмотрена технология воспитания нравственности студентов в образо-вательно-досуговом процессе и ее влияние на повышение качества языковой
ПОДГОТОВКИ.
Ключевые слова: технология воспитания, нравственность, образовательнодосуговый процесс, языковая подготовка.
The consideration is given to the technology of ethics education for students in educational - leisure process, the influence of this technology on the language training quality improvement.
Keywords: technology of education, educational - leisure process, ethics, language training.
В условиях расширения сотрудничества России с другими странами актуальность владения выпускниками вузов иностранным языком становится очевидной. Однако обеспечение качества подготовки студентов по иностранному языку представляет собой пока весьма сложную задачу. Одной из причин недостаточного качества языковой подготовки в неязыковом вузе является отношение к иностранному языку как второстепенному предмету, вследствие чего на его изучение отводится недостаточное количество учебных часов. Кроме того, обучение иностранному языку в неязыковом вузе имеет ряд специфических особенностей, главной из которых является различный начальный уровень языковой подготовки студентов. Обобщая наиболее значимые работы по психологии, педагогике и методике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, можно сделать вывод: приоритетными становятся те направления деятельности, которые связаны с созданием специальных образовательных технологий,
ориентированных на личность учащихся, на их интересы, потребности и возможности [1].
В статье рассмотрена технология воспитания нравственности студентов в образова-тельно-досуговом процессе и ее влияние на качество языковой подготовки в вузе.
Рассматривая понятие «нравственность», мы взяли за основу определение Г.Н. Серикова: «нравственность - характеристика специалистов, в которой отражаются личные духовные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной деятельности и обусловливающие сущность самой этой деятельности, а также оказывающие влияние на ее результаты» [3, с. 123].
Воспитание нравственности студентов -это целенаправленное и систематическое взаимодействие преподавателей и студентов в ходе преднамеренного создания и корректировки условий с целью повышения уровня развития нравственности студентов.
Опираясь на общее понятие «технология
воспитания» [5, с. 212], в статье рассматривается технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии. В соответствии с данной методологией образо-вательно-досуговый процесс - это целостность, состоящая из образования и досуга, объединение которых предпринято с целью личностного развития его участников. Досуг используется в качестве «полигона» апробации студентами каких-то аспектов усвоенных в образовательном процессе знаний и умений [4, с. 212].
Соответствующая технология воспитания нравственности студентов предполагает:
- акцентирование содержания образования на аспектах применения усвоенного социального опыта в досуговой деятельности;
- вовлечение студентов в поиск вариантов досуговых мероприятий, направленных на использование усвоенных в образовательном процессе знаний и умений;
- диагностирование содержания, усвоенного в образовательном процессе; вариантов организации досуговых мероприятий; результатов опыта в досуговом процессе.
По результатам диагностики вносятся коррективы в содержание образовательнодосугового процесса, в его организацию, в частности рассматриваются новые варианты применения содержания образования в досуговой деятельности. Таким образом, воспитание нравственности студентов в образова-тельно-досуговом процессе получает дальнейшее развитие, но с учетом коррекции.
Технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе в рамках нашего исследования связана с предметом «Иностранный язык», поэтому она представляет собой систему мер, реализуемую в подборке дополнительного учебного материала для предмета «Иностранный язык», который благодаря своему «беспредметному» (И.А. Зимняя) характеру может служить присвоению и расширению объема нравственных знаний и умений студентов, в спецкурсе «Уроки жизненного опыта», а также в программе досуговых мероприятий.
Система мероприятий досугового процесса также связана с изучением иностранного языка и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов деятельности, объединенных общими целями.
Особенностями воспитания в досуговом процессе являются:
• добровольное включение в досуговую деятельность;
• воспитание представляет собой организованное взаимовоспитание;
• воспитание носит «скрытый» характер.
Для реализации досуговой деятельности, сориентированной на воспитание нравственности студентов, нами была апробирована клубная форма.
«Клуб любителей немецкого языка» был создан на кафедре иностранных языков Юж-но-Уральского государственного университета в 2005 году.
Основными направлениями деятельности «Клуба любителей немецкого языка» являются познавательная й ценностно-ориентационная.
Так как основу ценностно-ориентацион-ной деятельности составляет общение, которое, по определению Х.Й. Лийметса, является «обменом ценностей», то традиционными мероприятиями «Клуба любителей немецкого языка» стали: этический театр, праздничные театрализованные вечера, вечера-портреты, ве-чера-встречи, литературно-музыкальные гостиные, выставки художественного перевода.
Применительно к досуговой деятельности в рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» воспитание нравственности студентов предусматривает культуру поведения студентов во время репетиций, в процессе подготовки и проведения мероприятия; проявление ими чувства дружбы, правдивости, скромности и других нравственных качеств личности в ходе взаимодействия участников клуба.
При организации образовательно-досуто-вого процесса, направленного на воспитание нравственности студентов, мы опирались на поэтапное движение процесса нравственного развития личности, обоснованного Лобановым A.A., Шемшуриной А.И. [2, 6]. Нами выделено три этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе.
На первом этапе проводится корректировка учебных программ с учетом выявленного уровня ценностных ориентаций студентов. Цель данной корректировки в смещении акцентов при реализации образовательнодосугового процесса для осуществления ориентирования студентов в области морали и нравственности через широкий спектр насыщения студентов этическими знаниями; озна-
комление студентов с социальным опытом, в котором отражена реализация норм морали в различных текстовых единицах (пословицах, афоризмах, текстах, кино- и видеоматериалах).
Достижение поставленных целей и задач на первом этапе происходило за счет специальным образом отобранного материала, использования разнообразных форм и методов образовательного процесса. На каждом занятии студентам предлагался материал, затрагивающий вопросы нравственного характера. Как правило, это базовый текст, кино- или видеосюжет, содержащие нравственную коллизию для дальнейшего обсуждения на основе разработанных к ним заданий и вопросов.
Досуговые мероприятия на первом этапе направлены на эмоционально-образное сосредоточение студентов на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций в ходе просмотра кинофильмов, встреч с интересными людьми, просмотра и участия в театральных постановках.
По окончании первого этапа студентам предлагается ответить на вопросы теста, выявляющего степень развития осведомленности студентов в области этики. Кроме этого, выявляется: а) характер отношений студентов друг с другом, б) специфика нравственной самооценки студентов; в) степень удовлетворения от участия в досуговом мероприятии; г) своеобразие поведения в конфликтных ситуациях; д) изменения в уровне владения иностранным языком, отношение к изучению иностранного языка.
На втором этапе студентам предоставляется возможность проанализировать, самостоятельно дать оценку, выразить собственное мнение о различных ситуациях нравственного выбора, актуальных нравственных проблемах, содержащихся в текстах, литературных произведениях, кино- и видеосюжетах, театральных постановках. Студентам предлагаются для обсуждения моральные дилеммы из различных сфер жизнедеятельности человека на основе разработанного спецкурса «Уроки жизненного опыта».
Спецкурс «Уроки жизненного опыта» предназначен для студентов гуманитарных специальностей университета, рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю в течение одного семестра).
Цель данного курса - способствовать возникновению нравственных чувств и на их основе развитию нравственных убеждений студентов в ходе чтения и анализа литератур-
ных и публицистических произведений, материалов прессы.
Досуговая деятельность второго этапа технологии воспитания нравственности студентов непосредственно связана с содержанием спецкурса «Уроки жизненного опыта». В ходе обсуждения нравственных проблем, поднимаемых в материалах спецкурса, на практических занятиях, во внеаудиторной работе, на заседаниях «Клуба любителей немецкого языка», идет выяснение досуговых предпочтений студентов. На основе обсуждения выявленных досуговых предпочтений студентов рождается замысел досуговых мероприятий и затем предлагается развернутый план досуговых мероприятий.
План каждого досугового мероприятия широко обсуждается студентами при поддержке преподавателя, при этом студентам предоставляется возможность проявить инициативу в организации запланированного досугового мероприятия (написание сценария, распределение ролей, определение места и времени проведения репетиций, подбор костюмов, музыкального сопровождения, поиск помещения, приглашение гостей, фото-, видеосъемка; покупка билетов, выбор времени посещения театра, музея, кино).
Досуг для студентов на данном этапе заключается в приобщении к разработке развернутого плана его реализации, а непосредственное участие в досуговых мероприятиях для студентов необязательно и зависит от досуговых предпочтений студента.
Диагностика результатов второго этапа воспитания нравственности студентов в обра-зовательно-досуговом процессе проводится с целью: а) выявления уровня знаний спецкурса «Уроки жизненного опыта»; б) выявления уровня инициативности студентов в досуговой деятельности; с) определения направлений деятельности со студентами, не проявившими инициативы к участию в организованном досуге; д) определения степени продвижения или изменений в ценностных ориентациях личности студента; е) выявления изменений в уровне владения иностранным языком, отношения к изучению иностранного языка.
На основе результатов диагностики второго этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета разрабатывается содержание следующего этапа воспитания.
Задачи третьего этапа воспитания нравст-
венности студентов в образовательнодосуговом процессе университета решаются в рамках досугового процесса, рассматриваемого нами в качестве компонента целостного образовательно-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов. Досуговый процесс служит фактором воспитания учащихся, ибо они на практике могут пользоваться ценностями, декларативно усвоенными в когнитивной деятельности [4, с. 212].
На третьем этапе акцент ставится непосредственно на досуге, осуществляется подготовка и проведение досугового мероприятия со студентами, которые проявили интерес к данному мероприятию и инициативу к участию в нем. В рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» проводятся только те досуговые мероприятия, которые интересны студентам. Самыми популярными мероприятиями среди студентов являются литературно-музыкальные гостиные, театральные постановки по произведениям немецких писателей, театрализованные праздничные представления, поездки в страну изучаемого языка.
Одновременно проводится работа по привлечению к участию в организованном досуге тех студентов, которые не проявили к нему интереса. С этой целью проводится корректировка в организации и содержании образовательного процесса, сориентированного на воспитание нравственности, и решаются конкретные задачи по организации досуга студентов.
Цель диагностики результатов третьего этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе заключается в определении уровня развития нравственности студентов; в выявлении изменений в уровне владения иностранным языком, в отношении к изучению иностранного языка.
Оценивая результаты применения технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе, мы выявляли не только динамику изменений в нравственном развитии студентов, но и качество
подготовки студентов по иностранному языку. В условиях обучения иностранному языку целью и обеспечением качества языковой подготовки является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений. Интерпретируя критерии качества образовательного процесса, предложенные Г.Н. Сериковым (свершающаяся образованность каждого учащегося; изменения в состояниях их здоровья и проявляющиеся потребности в продолжении образования) [4, с. 161] к процессу подготовки студентов по иностранному языку, мы можем констатировать следующее.
По результатам реализации технологии воспитания нравственности студентов в обра-зовательно-досуговом процессе нами было установлено, что у студентов повысился уровень мотивации к изучению иностранного языка. Среди мотивов, определяющих интерес к изучению иностранного (немецкого) языка, студенты отметили:
- желание вести переписку в Интернете с немецкими друзьями на немецком языке;
- намерение получить образование в Германии;
- желание посетить немецкоязычные страны.
Повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствует о проявлении потребности в продолжении изучения иностранного языка.
Качество подготовки студентов по иностранному языку мы соотносим с повышением уровня владения иностранным языком.
Анализ результатов деятельности студентов позволил заметить значительные положительные тенденции в динамике уровней владения иностранным языком студентов. Для выявления изменений в уровне владения иностранным языком студентами нами была взята за основу общеевропейская шкала уровней владения иностранным языком (табл. 1).
При выявлении принадлежности студентов к определенному уровню владения ино-
Таблица 1
Элементарное Самостоятельное Свободное
владение владение владение
А В С
А1 - уровень А2 - пред- В1 - поро- В2 - поро- С1 - уровень С2 - уровень
выживания пороговый говый говый про- профессионально- владения
уровень уровень двинутый го владения в совершенстве
Таблица 2
№ Критерий Показатели
1 Решение коммуникативной задачи - Достижение цели общения; - объем раскрытия темы; - использование социокультурных знаний в соответствии с ситуацией общения
2 Взаимодействие с собеседником - Способность логично и связанно вести беседу; - проявление инициативы в ходе беседы; - соблюдение очередности при обмене репликами; - умение восстановить беседу в случае сбоя
3 Лексическое оформление речи - Демонстрация словарного запаса, адекватного поставленной задаче; - точность в подборе слов и их употреблении
4 Грамматическое оформление речи - Разнообразие использования грамматических структур в соответствии с поставленной задачей; - правильность использования грамматических структур в соответствии с поставленной задачей
5 Произношение - Соблюдение правильного интонационного рисунка; - правильность произношения звуков в потоке речи
странным языком мы руководствовались следующими критериями и показателями (табл.2).
Согласно диагностике на начало проведения эксперимента по применению технологии воспитания нравственности студентов было установлено следующее распределение студентов по уровням владения иностранным языком:
- уровень А1 (уровень выживания) - 17 % студентов;
- уровень А2 (предпороговый) - 39 % студентов;
- уровень В1 (пороговый уровень) - 48 % студентов;
- уровень В2 (пороговый продвинутый) -3 % студентов.
По результатам диагностики третьего этапа технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе было установлено следующее распределение студентов по уровням владения иностранным языком:
- уровень А1 (уровень выживания) - 5 %;
- уровень А2 (предпороговый уровень) -28 %;
-уровень В1 (пороговыйуровень) - 59 %;
- уровень В2 (пороговый продвинутый) -
8%.
Проводя количественный анализ полученных результатов по оценке динамики изменения уровня владения студентами иностранным языком в результате использования
технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе, можно констатировать следующее: количество студентов, которым был присвоен уровень А1 перед применением данной технологии уменьшился на 12 %, также уменьшилось на 11 % количество студентов с уровнем владения иностранным языком А2.
На 11 % увеличилось количество студентов с уровнем владения иностранным языком В1 и на 5 % - количество студентов с уровнем В2.
Таким образом, анализ результатов использования технологии воспитания нравственности студентов в образовательнодосуговом процессе позволил заметить значительные положительные тенденции в динамике изменения уровня владения студентами иностранным языком. Это значит, что использование технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе может рассматриваться как фактор повышения качества языковой подготовки студентов.
Литература
1. Андарало, А.И. Новые педагогические технологии - фактор повышения качества образования в университете / А.И. Андарало, Е. С. Шшова // Адукация / выхавание. - 2002. — №10.
2. Лобанов, A.A. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.A. Лобанов. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
3. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
4. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
5. Сумина, В.Е. Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе / В.Е. Сумина // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. - Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008 . -Ч. 2. - 368 с.
6. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры: кн. для учителя / А.И Шемшурина.
- М.: ВЛАДОС, 1999. - 122 с.
Поступила в редакцию 7 октября 2009 г.