клише, характерных для конкретной сферы деятельности.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляется в соответствии с их интересами и профессиональной направленностью: имеются совместные публикации студентов и преподавателей; студенты принимают участие в разработке электронных учебных курсов, беря на себя техническую часть исполнения продукта. Реализация иноязычной компетенции хорошо прослеживается в различных формах внеаудиторной работы преподавателей кафедры (организация клуба любителей английского языка, выпуск стенгазет на иностранном языке, создание рекламной продукции).
Таким образом, на кафедре сформировалась устойчивая гуманитарная среда, обеспечивающая становление и реализацию иноязычной компетенции как одной из составляющих профессиональной подготовки выпускника вуза.
Литература
1. Бенин В.Л. Педагогическая культуроло-
гия. Курс лекций: Учебное пособие. Уфа: Издательство БГПУ, 2004. 515 с.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
3. Игумнова О.В. Развитие самостоятельно-
сти студентов средствами современных технологий обучения иностранным языкам: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Новокузнецк: Издательство КГПА, 2005. 89 с.
4. Сахарова Н.С. Иноязычная компетенция
студентов университета: теория и диагностика. Челябинск, 2002. 189 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология
высшего образования. От деятельности к личности. М.: Академия, 2001.
6. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком. М.: МГЛУ, 2003.
EFIMENKO I. LANGUAGE TRAINING AS A HUMANITARIAN COMPONENT OF PROFESSIONAL EDUCATION
Language training as a humanitarian component of professional education is considered in the article. Developing language competence in the process of interaction (teacher / student) is analyzed as a technique of individual potential development, the latter being the integral part of training morals-oriented specialists ready to carry out professional tasks. Examples of successful experience of the chair in this connection are given.
Keywords: humanitarian environment, education, foreign language competence, professional orientation, personal potential, comprehensive approach, communicative approach, person and activity oriented approach.
О.С. ОХТЕНЬ, канд. истор. наук, Не ТОЛЬКО обучать,
начальник управления по работе
с молодежью НО И ВОСПИТЫВаТЬ
В статье описаны особенности воспитательного процесса в СибАДИ. Представлена организационная структура и проанализированы основные направления воспитательной работы в вузе.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, студенческое самоуправление, организационная структура воспитательного процесса, основные направления воспитательной работы, молодой специалист.
Воспитательная работа в вузе явля- формирование гармонично развитой,
ется неотъемлемой частью образова- творческой и нравственной личности,
тельного процесса. Главная ее цель - способной работать в коллективе и
быть лидером, умеющим действовать и побеждать в условиях конкурентной среды. Практическое воплощение названной цели строится на основе Концепции и комплексной программы по воспитательной работе СибАДИ, утверждаемой на пятилетний срок, а также целого ряда нормативно-правовых документов федерального, областного, городского и вузовского уровней.
Необходимым условием организации воспитательной деятельности вуза является наличие эффективной организационной структуры. Сегодня в СибАДИ она выглядит следующим образом. Руководящая роль принадлежит администрации академии в лице ректората. Координацию воспитательной работы всех структурных подразделений и общественных организаций осуществляет Совет по воспитательной работе, являющийся консультативным и совещательным органом при ректоре. Непосредственной реализацией разноплановых мероприятий воспитательного характера в академии занимается Управление по работе с молодежью. В его состав входят: отдел по организации социальной и воспитательной работы, отдел по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также Центр искусств.
Организацией внеучебной деятельности студентов на факультетах и в Инженерно-строительном институте академии занимаются заместители деканов по воспитательной работе. В этом им помогают кураторы академических групп 1-2-х курсов. В студенческих общежитиях за эти вопросы отвечает педагог-организатор по воспитательной работе.
Важным элементом в организационной структуре воспитательной работы являются органы студенческого самоуправления. Главная цель студенческого самоуправления заключается в развитии и углублении демократических традиций студенчества, воспита-
нии у молодежи гражданской ответственности, активного отношения к жизни, формировании у будущих специалистов лидерских качеств. Именно поэтому всемерное содействие развитию студенческого самоуправления является одним из важнейших направлений воспитательной работы в Сиб-АДИ. Для этого в 2007 г. была разработана специальная программа. В рамках ее реализации первоначально были созданы студенческие активы в группах, студенческие советы на факультетах, а также в общежитиях.
С 2008 г. органами студенческого самоуправления в масштабах вуза являются Студенческий совет академии и Профсоюзный комитет студентов СибАДИ. Студенческий совет академии - это постоянно действующий выборный коллегиальный орган, деятельность которого направлена на самореализацию потенциала студентов и решение актуальных вопросов студенческой жизни.
Защитой социально-экономических прав и законных интересов студентов занимается Профком студентов Сиб-АДИ, входящий в состав территориального комитета профсоюза работников народного образования и науки. Сфера интересов его деятельности достаточно широка: решение проблем, касающихся учебы, быта и материального обеспечения; экстренная финансовая помощь нуждающимся студентам (студентам-сиротам, инвалидам, студентам из неполных и малообеспеченных семей); содействие семейным студентам в решении бытовых, материальных проблем; организационная и финансовая поддержка при проведении культурно-досуговых и спортивных мероприятий.
Одной из форм студенческого самоуправления в вузе стало вернувшееся из «советского прошлого» движение студенческих строительных отрядов (ССО). Участие в ССО открывает воз-
можность получения трудовых и профессиональных навыков, опыта работы в команде, обретения друзей, проверенных совместным преодолением трудностей, а также является прекрасной школой лидерства и управления.
В 2010 г. в рамках региональной молодежной общественной организации «Омский областной студенческий отряд» был сформирован студенческий строительный отряд СибАДИ «Олимпийский резерв». В его состав вошли 60 старшекурсников Инженерно-строительного института академии. С 4 июля по 19 сентября они трудились на возведении олимпийских объектов в городе Сочи.
Творческие конкурсы и спортивные состязания - неотъемлемая часть жизни стройотрядовцев. И здесь студенты академии оказались на высоте: победа в футбольном турнире, 2-е место среди волейбольных команд. В итоге на строительстве объектов государственной корпорации «Олимпстрой» стройотряд СибАДИ был признан лучшим среди всех ССО. На закрытии летнего сезона он получил специальный приз
- хрустальные кирку и гвозди, а от НПО «Мостовик» - сертификат на 50 тысяч рублей и приглашение на трудовой семестр 2011 г.
Важным участником формирования воспитательного пространства в академии является социально-психологическая служба. Социолог и психолог оказывают программную, методическую и дидактическую помощь в разработке и организации воспитательной деятельности в академии, ведут активную работу по популяризации психологических знаний и результатов социологических исследований, сотрудничают с вузовской газетой «Автодорожник», проводят обучающие и профилактические лекции и семинары.
Работа психологической службы осуществляется по нескольким направлениям, ведущим из которых является
консультирование студентов, сотрудников и преподавателей по различным психологическим проблемам. Значительное развитие получило тренинговое направление деятельности - тренинги личностного роста, развития профессионального интеллекта, эффективного общения. Большое внимание уделяется профилактической работе, в рамках которой осуществляется сотрудничество с различными государственными структурами и общественными организациями.
Проводимые в академии социологические исследования дают возможность определять ключевые направления воспитательной деятельности. Система мониторинга позволяет выявить ценностно-целевые ориентации студенчества, предпочтения в сфере досуга и отдыха, политические и социальные настроения. На основе обобщения данных и анализа полученных результатов вносятся коррективы в концепцию воспитательной работы в вузе.
Обязательным элементом организационной структуры воспитательной работы в вузе являются средства мас-
совой информации. С 1968 г. в СибАДИ выходит газета «Автодорожник», где студенты могут не только узнать вузовские новости и анонсы мероприятий, но и проявить свои журналистские способности, поделившись на ее страницах своими проблемами, предложениями и просто интересной информацией.
Не менее важным источником информации в академии теперь является созданное в 2010 г. телевидение. С ролью корреспондентов и телеведущих успешно справляются студенты. В планах у молодого и энергичного творческого коллектива «ТВ СибАДИ» - организация в вузе полноценного телевизионного вещания.
Воспитательная работа в академии ведется по ряду основных направлений. Приоритетнымиз них является гражданско-патриотическое воспитание студентов, ориентированное на формирование в студенческой среде уважительного отношения к своему государству и активной жизненной позиции. Существенное внимание при этом уделяется развитию корпоративной культуры.
Большая роль в реализации этого направления воспитательной работы принадлежит музею академии. Этапы становления и развития вуза, его богатое историческое прошлое, научные достижения учёных, яркая студенческая жизнь и учёба - все это отражено в музейной экспозиции.
Значительный вклад в дело гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи вносят кафедры социогуманитарного цикла. В частности, преподаватели кафедры «Отечественная история и политология» активно привлекают студентов к изучению их семейной истории. В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Семья в истории Отечества» студенты занимаются составлением родословных таблиц. Конкурсы стенных газет и презентаций, приуро-
ченные к знаменательным датам в истории страны и региона, встречи с ветеранами, экскурсии по городу и посещения музеев, организуемые преподавателями этой кафедры, - все это дает студентам возможность лучше узнать и полюбить свой край, способствует формированию у них чувства патриотизма.
Важный момент в воспитательной работе - сохранение факультетских и вузовских традиций. Воспитание уважительного отношения учащихся к alma mater начинается в СибАДИ с первого курса. В рамках акции «Первокурсник» студенты знакомятся с правилами внутреннего распорядка, уставом академии, с особенностями организации учебного, научного и воспитательного процесса. Важной составляющей данной акции является презентация фильмов о становлении и развитии СибАДИ, об истории различных факультетов. Тем самым первокурсники вовлекаются в члены большого профессионального коллектива сибадийцев - сообщества с многолетней и достойной историей.
Стали традиционными ежегодные праздничные мероприятия в честь Дня рождения академии. Немалый вклад в процесс формирования корпоративной культуры вносят фотоконкурс «Мир -глазами сибадийцев», конкурс видеоклипов «СибАДИ - глазами студентов », конкурс стенных газет «Поздравительная открытка академии», творческий конкурс кулинарного мастерства «Праздничный пирог».
В гражданско-патриотическом воспитании студентов особую роль играют торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам и событиям. В их организации, как правило, задействованы музей СибАДИ, литературно-музыкальная гостиная при библиотеке, творческие коллективы академии и артисты Омской областной филармонии. Традиционными стали
праздничные концертные программы в честь Дня защитника Отечества и праздника Великой Победы.
Значительное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию студентов академии. В рамках этого направления воспитательной деятельности регулярными стали организация и проведение специальных бесед, выставок, встреч с интересными людьми. В целях возрождения традиционной русской культуры, духовности и нравственности в 2006 г. академией был заключен договор с Омским Епархиальным управлением Русской Православной церкви о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности.
В рамках эстетического воспитания студентов академия ведет совместную деятельность с Омской областной филармонией и ведущими театрами города, с которыми заключены договоры о долгосрочном сотрудничестве. Уже в течение 14 лет в актовом зале СибАДИ ежегодно проходит 6-8 лекций-концертов Омского камерного оркестра, 1-2 концерта Духового оркестра и 2-3 выступления лучших солистов Омской филармонии. Стали традиционными выездные спектакли омских театров на сцене актового зала вуза. Ежегодно более 800 учащихся посещают театральные постановки и различные концертные программы, из них не менее 200 -бесплатно, за счет средств академии.
В систему эстетического воспитания студентов включена практика организации различных выставок. С 2005 г. в СибАДИ открыта постоянная выставка картин омского живописца, члена Союза художников России Г.Г. Олифи-рова, а также выставка фоторабот студентов и преподавателей академии. В феврале - марте 2009 г. впервые состоялась крупная выставка произведений десяти омских художников «Люблю тебя, мой край сибирский». За 12 дней работы художественную экспозицию
посетили более 2 тысяч человек, оставив о ней самые благодарные отзывы.
Можно с уверенностью утверждать, что знакомство студенчества с отечественной и мировой музыкальной, литературной и театральной классикой состоялось. Приобщение к прекрасному помогает формировать у молодых людей позитивное отношение к жизни и, что немаловажно, заполняет досуговую нишу.
Значительную работу по комплексному - гражданско-патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому - воспитанию студентов СибАДИ проводит библиотека академии, и прежде всего ее литературномузыкальная гостиная. Здесь проходят творческие встречи с поэтами и писателями, литературные вечера, посвященные как знаменательным датам мировой и отечественной истории, так и творчеству выдающихся писателей и поэтов. Стало доброй традицией проводить презентации новых книг, в том числе «сибадийских» ученых и поэтов. Сотрудниками библиотеки в читальных залах организуются книжные выставки, составляются тематические указатели литературы по самой широкой тематике в рамках учебной и, прежде всего, воспитательной деятельности. Формируя библиографические указатели научных трудов видных ученых СибАДИ, работники библиотеки вносят большой вклад в исследование истории вуза.
Вопросы культивирования здорового образа жизни, профилактики различных асоциальных пристрастий всегда остаются достаточно значимым направлением воспитательной работы. В вузе ведется широкая профилактическая работа по борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, популярны мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа. Встречи-лекции с представителями правоохранительных органов, со специалистами
Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями стали в академии постоянными. Студенты принимают участие в различных акциях, направленных на формирование здорового образа жизни, которые организуют Министерство здравоохранения Омской области и Департамент по молодежной политике администрации города Омска.
Важным направлением в этой сфере является оформление стендовой информации по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками. Эта проблема не выпадает из поля зрения и работников библиотеки, которые регулярно проводят тематические книжно-иллюстративные выставки, устраивают презентации материалов о вреде курения, алкогольной зависимости, используя установленные в читальных залах плазменные экраны.
Значительный вклад в дело популяризации здорового образа жизни среди студентов академии вносит кафедра физического воспитания. Большинство учащихся вуза занимаются по программе общей физической подготовки. А более 500 студентов, имеющих предварительную специальную подготовку, тренируются в спортивных секциях по 24 видам спорта. Среди препо-давателей-тренеров - двенадцать мастеров спорта и два заслуженных тренера России.
Самым массовым спортивным мероприятием, ежегодно проходящим в СибАДИ, является спартакиада академии. В ней принимают участие более 2 тысяч студентов, которые соревнуются по 19 видам спорта. В последние пять лет не менее популярной стала спартакиада первокурсников и спартакиада общежитий. Также преподавателями кафедры физического воспитания ежегодно проводятся различные соревнования среди сотрудников, студентов и выпускников академии.
Студенты СибАДИ достойно защи-
щают честь вуза на спортивных соревнованиях различного уровня. Особенно успешно команда академии выступает на спартакиаде вузов города Омска, занимая только призовые места. Ежегодно в этих соревнованиях принимают участие не менее 250 студентов. Последние три года подряд Сиб-АДИ лидирует в комплексном зачете среди городских вузов неспортивного профиля, уступая лишь Сибирскому государственному университету физической культуры. Спортсмены академии достойно выступают на соревнованиях всероссийского и международного уровня. За последние пять лет 37 студентов выполнили норматив кандидата в мастера спорта, 15 стали мастерами спорта России.
Автодорожный профиль вуза способствует активному развитию автоспорта. Это нашло свое отражение в деятельности спортивно-технического клуба (СТК), ведущего свою историю с 1965 г. Сегодня СТК СибАДИ занимает лидирующие позиции в российском автомобильном спорте. Команда автоклуба регулярно становится призером в чемпионатах и Кубках России по автокроссу и зимним трековым гонкам. С 2008 г. совместно с Российской автомобильной федерацией спортивнотехнический клуб организует и проводит один из этапов чемпионата России по автокроссу, получивший название «Кубок СибАДИ». В нем принимают участие сильнейшие спортсмены Сибири и других регионов.
Важным направлением воспитательной работы в академии является организация досуга студентов. Для этого Управлением по работе с молодежью при поддержке Студенческого совета академии и Профкома студентов СибАДИ проводятся различные культурно-досуговые мероприятия: «Туристический слет первокурсников», «Посвящение в студенты», праздничные мероприятия в честь Дня рож-
дения академии, первенство академии по боулингу и бильярду, новогодние праздники на коньках, творческий конкурс «Мисс и мистер академии», творческий фестиваль «Студенческая весна СибАДИ» и другие.
Широкие возможности для приобщения к различным жанрам искусства предоставляют студентам творческие коллективы академии. Только за последние пять лет в вузе работали и продолжают свою деятельность более 20 коллективов вокального, хореографического, театрального, инструментального направления, а также КВН-команды. Визитной карточкой Сиб-АДИ уже более десяти лет являются вокальный коллектив «Кантилена» и фольклорный ансамбль «Солнцеворот», получившие признание далеко за пределами вуза и города. В их копилке
- неоднократные победы на международных творческих конкурсах в Москве и Санкт-Петербурге.
Руководство академии стремится всемерно поощрять внеучебную дея-
тельность студентов, способствующую их самореализации. Система материального премирования дополнена практикой организации студенческого отдыха в каникулярный период. За хорошую успеваемость в учебе, активное участие в общественной, научноисследовательской, культурно-творческой и спортивной жизни академии студентам СибАДИ предоставляется возможность бесплатно отдохнуть на Черноморском побережье, на туристических базах Алтая, Горной Шории и на озере Байкал, а также познакомиться с достижениями отечественной и мировой культуры в Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, получение высшего образования в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии открывает перед студентом перспективу не только приобрести необходимые профессиональные знания и навыки, но и стать социально активной, творческой, нравственно и физически здоровой личностью.
OKHTEN O. NOT ONLY TO TEACH, BUT ALSO TO EDUCATE The article looks at the peculiarities of the educational process at the State Siberian Automobile and Highway Academy (SibADI). The main aspects of educational activity are analyzed and the organizational structure is presented in the article.
Keywords: educational activity, students’ self-government, organizational structure of the educational process, young specialist up-bringing.