ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена обоснованию использования технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе, использования методов наблюдения, опроса, экспертной оценки, тестовых испытаний. Выделены показатели сформированности умений самоорганизации у младших школьников. Разработана методика диагностики уровня сформированности данных умений. Раскрыто содержание формирующего эксперимента и его результаты. Экспериментальным путем доказана эффективность формирования у младших школьников умений самоорганизации с помощью технологии тайм-менеджмента.
Ключевые слова: младшие школьники, умения самоорганизации, тайм-менеджмент.
В современном образовании уделяется значительная роль формированию у учащихся основ умений учиться, навыков самоорганизации.
Самоорганизация - личностное качество, которое выражается в способности самостоятельно, без опоры на постороннюю помощь, достаточно четко организовать свою жизнедеятельность с максимальной для себя пользой. Овладение умениями самоорганизации является актуальным в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором указаны как личностные результаты освоения образовательной программы «готовность и способность обучающихся к саморазвитию», способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Для освоения компонентов основной образовательной программы начального общего образования учащиеся должны уметь:
- осознавать цели и задачи учебной деятельности;
- четко представлять себе тот результат, который необходимо получить;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К компонентам самоорганизации младших школьников относятся следующие:
- умение поставить цель деятельности и продумать пути и способы ее достижения:
- готовность настроить себя на выполнение задания, мобилизовать свои возможности;
- способность оценить, насколько качественно выполнено задание;
- умения самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
- способность оптимально и наиболее целесообразно организовать свою учебу, отдых, дополнительные занятия;
- навыки управления временем.
Тем самым актуальность исследования заключается в необходимости практического решения проблемы формирования у младших школьников умений самоорганизации с помощью технологий, позволяющих эффективно ее решать.
Одной из современных технологий в образовании, которая поможет достичь поставленных задач по формированию умений самоорганизации, является тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент - технология, с помощью которой можно научиться распланировать свое время, правильно расставить приоритеты и формулировать цели, организовывать деятельность по их достижению.
Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Он сталкивается с колоссальным потоком новой информации (в том числе и виртуальной). Поэтому в современном мире невозможно быть успешным, не научившись управлять этими потоками. Важно не только достичь результата, но и достичь его малыми затратами сил и времени. Лозунг «цель оправдывает средства» ушел в прошлое. Сегодня «средства» не менее важны, чем цель. Со словом «средства» связано здоровье и благополучие наших детей. Тайм-менеджмент - одно из таких средств. «Одна из главных идей заключается в том, что тайм-менеджмент - это управление не только своим временем, но и своей жизнью. Это не просто способ лучше организовать свое время, чтобы больше сделать и больше заработать, это настоящее управление собственной жизнью» [1, с. 34].
В младшем школьном возрасте происходит формирование основ отношения ребенка к использованию и организации своего времени. Такие факторы, как неумение считать время, ошибки при планировании дел и задач различной сложности, неспособность ставить цели и организовывать себя на их достижение, неумение договориться с другими людьми об эффективной совместной работе, могут остаться на всю дальнейшую жизнь, затрудняя не только учебную, но и любую иную деятельность.
Анализ научных публикаций по теме исследования, с одной стороны, и глубокое изучение проблем, связанных с образовательным процессом в начальной школе, обучением ребенка показал, что существует противоречие между необходимостью использования знания по тайм - менеджменту в целях формирования умений самоорганизации у младших школьников и отсутствием научно-методического и организационно-практического обоснования этого процесса.
В 2007 году в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» открылась первая в России кафедра тайм-менеджмента. Так развивалась отечественная научно-педагогическая школа тайм-менеджмента в России. Ведущим экспертом в области тайм-менеджмента сегодня считается ГА. Архангельский. Современные исследователи также проявляют большой интерес к тайм-менеджменту и возможности его использования.
Т. И. Кузнецова в своей статье определяет сущность технологии «тайм-менеджмент», обозначает ряд задач, которые необходимо решить до начала ее реализации; выявляет педагогические условия, способствующие эффективному овладению технологией «тайм-менеджмент» [2].
В книге Марии Хайнц объединено лучшее из того, что есть в позитивной психологии и тайм-менеджменте. Автор утверждает, что позитивный тайм-менеджмент ставит в центр внимания счастье, то есть способность сохранять отличный настрой и радоваться каждому дню; учит планировать дела с учетом энергетических подъемов и спадов организма [3].
Алена Мороз - автор крупнейшего в Рунете проекта для родителей «Успевай с детьми!» делится в своей книге советами, как эффективно организовать себя и ребенка, как составить эффективный режим дня для всех членов семьи [4].
Т. И. Аболенина характеризует педагогический потенциал технологии тайм-менежмента в воспитании у ребенка таких важнейших личностных качеств, таких, как целеустремленность, организованность, пунктуальность, точность [5]. Автор обосновывает необходимость его использования на основе анализа основных проблем современного школьника и дает методические советы о том, как использовать приемы тайм-менеджмента по отношению к детям разного возраста, начиная 1,5 лет.
В литературе рассмотрены отдельные аспекты использования тайм-ме-нежджмента в воспитательной работе со школьниками [6].
Практическая работа по формированию умений самоорганизации у младших школьников с помощью технологии тайм - менеджмента, на наш взгляд, должна вестись в трех направлениях:
1. «Цель». В школьной практике очень мало ситуаций, в которых ребенок сам определяет цели своей деятельности и пути ее достижения. Чаще всего взрослые задают детям нужные им цели. Дети должны научиться формулировать цели, осознавать, каким образом можно их достичь в установленный срок.
2. «Время». Младшему школьнику достаточно трудно отслеживать время, тем более, что для взрослого и ребенка время «течет» неодинаково. Необходимо научить ребенка «чувствовать» время, чтобы планировать задачи и успешно их решать в конкретном временном диапазоне.
3. «Управление». Это подразумевает то, что практическое освоение детьми основ тайм - менеджмента должно происходить под руководством педагогов и родителей с помощью особой системы развивающих занятий.
Экспериментальная работа по формированию умений самоорганизации деятельности с помощью технологии тайм-менеджмента у младших школьников проводилась на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовало 96 школьников: контрольная группа (3А и 3В), экспериментальная группа (3Б и 3Г).
В целях экспериментального исследования нами были разработаны показатели сформированности исследуемых умений, которые определяются на основе включенного наблюдения в интерактивном режиме обучения (Табл. 1).
На основе разработанных показателей мы разработали диагностический опросник, позволяющий определить актуальный уровень умений самоорганизации у испытуемых. Опросник состоит из 20 вопросов, направленных на выявление того, насколько актуальны для респондентов следующие действия: 1) ежедневное планирование своих дел; в том числе учебных и внеурочных занятий; 2) выполнение домашних заданий в рамках определенного временного интервала; 3) умение беречь время, не тратить его впустую; 4) способность соблюдать режим дня, совмещать учебу, дополнительные занятия, досуг; 5) проявление самостоятельности и навыков самообслуживания; 6) умение выделять важные и второстепенные дела и задачи; 7) соблюдение меры в играх на компьютере, общении в социальных сетях, просмотре телевизионных передач; 8) способность быть организованным и собранным; 9) умение доводить дело до конца, не «разбрасываться»; 10) способность оценивать эффективность своих действий, умение видеть свои ошибки.
Таблица 1
Показатели сформированности умений самоорганизацииу младших школьников
Обучающийся Да Нет
1. Умеет планировать свои учебные дела на день.
2. Умеет планировать внеурочные занятия.
3. Демонстрирует способность выполнять домашние задания в определенное время.
4. Умеет ставить конкретные задачи, пути их решения.
5. Проявляет самостоятельность.
6. Демонстрирует рассудительность в оценке своих действий.
7. Не тратит время на незапланированные, отвлекающие дела.
8. Соблюдает режим дня.
9. Показывает способность ценить время и рационально его использовать.
10. Демонстрирует способность доводить начатое дело до конца.
Опросник представляет собой 20 утверждений, с которыми испытуемый должен согласиться или нет За каждый положительный ответ он получает 1 балл.
По методике, предложенной А.А. Кыверлгом, к высокому уровню развития исследуемого качества относятся те испытуемые, кто набрал от 75 до 100% максимально возможных балла, к среднему - от 50 до 75%, к низкому - от 0 до 50%.
Поскольку учащиеся теоретически могли набрать максимально 20 баллов, у нас получилось следующее распределение: высокий уровень самоорганизации имеют учащиеся, набравшие 15-20 баллов, средний уровень - 11-14 баллов, низкий уровень - 0-10 баллов.
В ходе констатирующего эксперимента был определен уровень сформиро-ванности умений самоорганизации учащихся. В качестве диагностического инструментария использовались - диагностический опросник, наблюдение, метод экспертной оценки.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности умений самоорганизации был выявлен у 39,3% респондентов, средний уровень - у 42,9%, высокий уровень - у 17,8% обучающихся.
В контрольной группе низкий уровень был диагностирован у 39,6% респондентов; средний уровень - у 44,4%, высокий уровень - у 16% обучающихся.
Программа формирующего этапа эксперимента была реализована во внеурочное время. В экспериментальной группе проводились дополнительные занятия 2 раза в неделю в течение полугода.
Основная цель данной программы - развитие у младших школьников умений и навыков эффективной самоорганизации жизни и деятельности; знакомство с основами технологии тайм-менеджмента.
Задачи программы:
1. Познакомить с понятиями «тайм-менеджмент», «планирование», «время», «поглотители времени».
2. Формировать умения и навыки планирования своей деятельности, постановки целей и задач, организации и использования личного времени; обучать приемам рационального выполнения домашнего задания.
3. Развивать способность к самоанализу и самооценке своих действий, осознанию ответственности за свои поступки.
4. Воспитывать интерес к самовоспитанию и самоорганизации как условию и средству разностороннего развития и активности личности.
5. Стимулировать у детей желание быть успешным и уверенность возможности самостоятельно организовывать свою жизнь в будущем.
Программа содержит 2 блока: занятия с детьми (8 занятий) и работу с родителями школьников.
Программа занятий с учащимися включает следующие темы:
1. Тайм-менеджмент, или умение управлять временем.
2. Потеря времени и как с этим бороться.
3. Достижение цели: алгоритм действия.
4. Планирование дел, выбор приоритетов.
5. Как стать организованным и успешным
Каждое занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть занятия строилось по типу «открытие нового знания». Все основные понятия раскрывались с помощью рассказов и стихотворений, извест-
Библиографический список
ных школьникам. Благодаря этому занятия были интересными и доступными для понимания. Использовались такие методы, как игры, моделирование ситуаций, беседа, групповая творческая деятельность, проектирование, мини-дискуссия.
В практическую часть были включены приемы, которые являются специфическими для тайм-менеджмента: анализ количества потерянного времени с помощью листа хронометража; планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием «золотых правил» управления временем; ведение ежедневника; оценка выполнения запланированного и фиксация итогов; использование таких инструментов, как «Мемуарник», «Список достижений», «Карта желаний», «Матрица Эйзенхауэра»; использование памятки - инструкции по самовоспитанию умений самоорганизации; выполнение упражнений: Мои зоны развития», «Зато...» «Чего я хочу добиться в жизни» «Элли спасает Страшилу и Железного дровосека» и др.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. Сравнительные данные эксперимента, полученные с помощью диагностического опросника, представлены в таблице 2.
На заключительном, контрольном этапе эксперимента, результаты формирующего этапа эксперимента оценивались с помощью таких диагностических методов, как опрос учащихся, тестовые испытания, метод экспертной оценки. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение количества респондентов, имеющих высокий уровень (с 17,8% до 37,4%, то есть прирост составил 19,6%). Соответственно уменьшилось количества респондентов, имеющих низкий уровень (с 39,3% до 20%, то есть уменьшение составило 19,3%). В контрольной группе динамика этих показателей составила 2% и 1,6% соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Динамика уровней сформированности умений самоорганизации у групп испытуемых
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
ЭГ (в %) КГ (в %) ЭГ (в %) КГ (в %)
Низкий 39,3 39,6 20 38
Средний 42,9 44,4 42,6 44
Высокий 17,8 16 37,4 18
Таким образом, проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что использование технологии «тайм-менеджмента» эффективно в формировании умений самоорганизации у младших школьников. При постоянном использовании приемов тайм-менеджмента уровень самоорганизации у респондентов повышается: появляется объективная картина времени, новая информация о себе и о личных резервах роста, возможность количественно (объективно) отслеживать улучшения, вырабатывается «чувство времени». Тем самым крайне важно педагогам начального обучения [7] владеть этими навыками и реализовывать их в учебном процессе.
1. Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управления собственным временем. Москва, 2007.
2. Кузнецова Т. И. Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов. Молодой учёный. 2015; 8: 966 - 969. Available at: https://moluch.ru/archive/88/17323/
3. Хайнц М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. Москва, 2018.
4. Мороз А. Семь навыков. Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг. Москва, 2018.
5. Аболенина Т.И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника. Молодой ученый. 2016; 7.6: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27745/
6. Чемерилова И.А. Теория и методика воспитательной работы. Чебоксары, 2010.
7. Чемерилова И.А. Профессиональное саморазвитие педагога. Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе. Кириллова О.В., Абулгазимов Е.А., Гаврилова И.В., Кокель С.В., Николаева Е.Ф., Селиванова Л.В., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Научный редактор: О.В. Кириллова. Чебоксары, 2013: 161 - 192.
References
1. Trejsi B. Rezul'tativnyj tajm-menedzhment: 'effektivnaya metodika upravleniya sobstvennym vremenem. Moskva, 2007.
2. Kuznecova T.I. Pedagogicheskij potencial tehnologii «tajm-menedzhment» v professional'nom i lichnostnom razvitii studentov. Molodoj uchenyj. 2015; 8: 966 - 969. Available at: https://moluch.ru/archive/88/17323/
3. Hajnc M. Pozitivnyj tajm-menedzhment. Kak uspevat' byt' schastlivym. Moskva, 2018.
4. Moroz A. Sem' navykov. Semejnyj tajm-menedzhment, ili Kak uspevat' vse. Kniga-trening. Moskva, 2018.
5. Abolenina T.I. Tajm-menedzhment v samovospitanii mladshego shkol'nika. Molodoj uchenyj. 2016; 7.6: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27745/
6. Chemerilova I.A. Teoriya i metodika vospitatel'nojraboty. Cheboksary, 2010.
7. Chemerilova I.A. Professional'noe samorazvitie pedagoga. Pedagogika professionalizma: problemy formirovaniya lichnosti molodogo cheloveka v obrazovatel'nom processe. Kirillova O.V., Abulgazimov E.A., Gavrilova I.V., Kokel' S.V., Nikolaeva E.F., Selivanova L.V., Chemerilova I.A., Shubnikova E.G. Nauchnyj redaktor: O.V. Kirillova. Cheboksary, 2013: 161 - 192.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 371
Ediev I.V., postgraduate, Department of DPI and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: isa.0@mail.ru
THE VALUE OF FOLK CRAFTS IN THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC CULTURE OF STUDENTS. The article deals with the development of the artistic culture of schoolchildren and the importance of folk arts and crafts in art education and upbringing of students in the modern school. The role of arts and crafts on the basis of the optimal involvement of the creative pedagogical potential of folk art in the development of the artistic culture of schoolchildren is emphasized in detail. The article presents the approaches to the formation of artistic culture of schoolchildren on the example of Chechen folk pedagogy. The specificity of the Chechen folk pedagogy is in humane methods of pedagogical influence on the child, namely: to promote the manifestation of love and conscience in the person with kindness and affection, the development of humanity, virtue with conviction and personal example.
Key words: artistic culture, folk art, art crafts, students of schools, traditions of people.
И.В. Эдиев, аспирант каф. ДПИ и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: isa.0@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы развития художественной культуры школьников и значение народных художественных промыслов в художественном образовании и воспитании учащихся в современной школе. Подробно раскрывается роль художественных промыслов на базе оптимального привлечения творческого педагогического потенциала народного творчества в развитии художественной культуры школьников. В статье приводятся подходы формирования художественной культуры школьников на примере чеченской народной педагогики. Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия на ребёнка, а именно: способствовать проявлению в личности любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
Ключевые слова: художественная культура, народное творчество, художественные промыслы, учащиеся школ, традиции народа.
Существенные изменения, во всех сферах, которые происходят в современной жизни, в период демократизации требуют переосмысления духовно-нравственных идеалов, осознания индивидуумом системы общественных отношений, основанных на освоении мировой художественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования на основе изучения и познания традиционной художественной культуры и культурного наследия народа.
Одним из наиболее действенных средств приобщения учащихся к национальной художественной культуре являются произведения мастеров народных художественных промыслов, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции, обладающие этно-педагогическими, духовно-нравственными и историко-культурными особенностями.
Обращённость современного общества к культуре, её ценностям, человеку становится доминантной цивилизованного развития. Н.К. Рерих называл культуру: «Древом, питающим творчество, духовной ценностью». Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижины и дворца и писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [1].
В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют уникальную возможность для освоения культурного пространства родного края; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, а также позволяют раскрыть яркую самобытность культур соседних народов, их внутренне сущностное сходство [2].
Художественная культура - совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура представляет с собой локальный слой культуры, со своим предметным содержанием - произведениями искусства, с собственными институционными образованиями - театрами, музеями, филар-
мониями и т. п., с особыми механизмами и закономерностями внутренней регуляции, самоуправления и развития» [3].
Художественная культура все более входит в труд, обогащая его красотой, творческими поисками, гармонией форм окружающей человека предметной среды.
Преемственность - закономерная связь между художественными явлениями прошлого и настоящего, объективное и постоянное свойство художественной культуры. Каждое новое поколение людей застает в обществе своеобразную совокупность духовных, художественных ценностей, что позволяет человечеству, как бы отталкиваясь от уже достигнутого уровня художественной культуры, подниматься все выше в своем развитии, используя для своего движения вперед, успехи, достижения всех предшествующих этапов общественного развития [4].
Функционирующие сегодня народные художественные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, форма, образ, стиль в искусстве промысла в рамках вуза, области и региона. Каждый мастер, соответственно своему художественному чувству, по-своему переосмысливает изделие, и её неповторимость несет свое обаяние. Поэтому авторский замысел осуществляется в границах уже заданного, отобранного жизнью материала [5].
Народная художественная педагогика была направлена на развитие этих природных данных и на основе многовекового опыта отработала методы их закрепления и окончательной шлифовки. Это определяло и выбор для каждого студента наиболее перспективной для него технологии работы - дерево, глина и т. п.
В приобщении к традиционной художественной культуре может помочь знакомство традиционными бытовыми предметами народных мастеров. Через это знакомство учащиеся узнают, как и в каких случаях применялся тот или иной предмет в быту, для чего служит определенная вещь, а также сами пробуют ее использовать на практике в быту. Также учащимся предлагается рассмотреть способы декорирования предметов народных промыслов. Объясняет значение отдельных элементов орнамента, где какой орнамент применяется и т. д. Также важно отметить, какие есть у разных народов традиционные способы украшения предметов в разных регионах России.
Занятия по народным художественным промыслам помогают научить учащихся основным принципам построения орнамента, правильному выполнению повторяющихся элементов, способам приготовления глины, композиционно правильной постановке, работе с гончарным кругом и т. д. Для образцов можно ис-