References
1. Trejsi B. Rezul'tativnyj tajm-menedzhment: 'effektivnaya metodika upravleniya sobstvennym vremenem. Moskva, 2007.
2. Kuznecova T.I. Pedagogicheskij potencial tehnologii «tajm-menedzhment» v professional'nom i lichnostnom razvitii studentov. Molodoj uchenyj. 2015; 8: 966 - 969. Available at: https://moluch.ru/archive/88/17323/
3. Hajnc M. Pozitivnyj tajm-menedzhment. Kak uspevat' byt' schastlivym. Moskva, 2018.
4. Moroz A. Sem' navykov. Semejnyj tajm-menedzhment, ili Kak uspevat' vse. Kniga-trening. Moskva, 2018.
5. Abolenina T.I. Tajm-menedzhment v samovospitanii mladshego shkol'nika. Molodoj uchenyj. 2016; 7.6: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27745/
6. Chemerilova I.A. Teoriya i metodika vospitatel'nojraboty. Cheboksary, 2010.
7. Chemerilova I.A. Professional'noe samorazvitie pedagoga. Pedagogika professionalizma: problemy formirovaniya lichnosti molodogo cheloveka v obrazovatel'nom processe. Kirillova O.V., Abulgazimov E.A., Gavrilova I.V., Kokel' S.V., Nikolaeva E.F., Selivanova L.V., Chemerilova I.A., Shubnikova E.G. Nauchnyj redaktor: O.V. Kirillova. Cheboksary, 2013: 161 - 192.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 371
Ediev I.V., postgraduate, Department of DPI and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: isa.0@mail.ru
THE VALUE OF FOLK CRAFTS IN THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC CULTURE OF STUDENTS. The article deals with the development of the artistic culture of schoolchildren and the importance of folk arts and crafts in art education and upbringing of students in the modern school. The role of arts and crafts on the basis of the optimal involvement of the creative pedagogical potential of folk art in the development of the artistic culture of schoolchildren is emphasized in detail. The article presents the approaches to the formation of artistic culture of schoolchildren on the example of Chechen folk pedagogy. The specificity of the Chechen folk pedagogy is in humane methods of pedagogical influence on the child, namely: to promote the manifestation of love and conscience in the person with kindness and affection, the development of humanity, virtue with conviction and personal example.
Key words: artistic culture, folk art, art crafts, students of schools, traditions of people.
И.В. Эдиев, аспирант каф. ДПИ и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: isa.0@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы развития художественной культуры школьников и значение народных художественных промыслов в художественном образовании и воспитании учащихся в современной школе. Подробно раскрывается роль художественных промыслов на базе оптимального привлечения творческого педагогического потенциала народного творчества в развитии художественной культуры школьников. В статье приводятся подходы формирования художественной культуры школьников на примере чеченской народной педагогики. Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия на ребёнка, а именно: способствовать проявлению в личности любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
Ключевые слова: художественная культура, народное творчество, художественные промыслы, учащиеся школ, традиции народа.
Существенные изменения, во всех сферах, которые происходят в современной жизни, в период демократизации требуют переосмысления духовно-нравственных идеалов, осознания индивидуумом системы общественных отношений, основанных на освоении мировой художественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования на основе изучения и познания традиционной художественной культуры и культурного наследия народа.
Одним из наиболее действенных средств приобщения учащихся к национальной художественной культуре являются произведения мастеров народных художественных промыслов, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции, обладающие этно-педагогическими, духовно-нравственными и историко-культурными особенностями.
Обращённость современного общества к культуре, её ценностям, человеку становится доминантной цивилизованного развития. Н.К. Рерих называл культуру: «Древом, питающим творчество, духовной ценностью». Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижины и дворца и писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [1].
В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют уникальную возможность для освоения культурного пространства родного края; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, а также позволяют раскрыть яркую самобытность культур соседних народов, их внутренне сущностное сходство [2].
Художественная культура - совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура представляет с собой локальный слой культуры, со своим предметным содержанием - произведениями искусства, с собственными институционными образованиями - театрами, музеями, филар-
мониями и т. п., с особыми механизмами и закономерностями внутренней регуляции, самоуправления и развития» [3].
Художественная культура все более входит в труд, обогащая его красотой, творческими поисками, гармонией форм окружающей человека предметной среды.
Преемственность - закономерная связь между художественными явлениями прошлого и настоящего, объективное и постоянное свойство художественной культуры. Каждое новое поколение людей застает в обществе своеобразную совокупность духовных, художественных ценностей, что позволяет человечеству, как бы отталкиваясь от уже достигнутого уровня художественной культуры, подниматься все выше в своем развитии, используя для своего движения вперед, успехи, достижения всех предшествующих этапов общественного развития [4].
Функционирующие сегодня народные художественные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, форма, образ, стиль в искусстве промысла в рамках вуза, области и региона. Каждый мастер, соответственно своему художественному чувству, по-своему переосмысливает изделие, и её неповторимость несет свое обаяние. Поэтому авторский замысел осуществляется в границах уже заданного, отобранного жизнью материала [5].
Народная художественная педагогика была направлена на развитие этих природных данных и на основе многовекового опыта отработала методы их закрепления и окончательной шлифовки. Это определяло и выбор для каждого студента наиболее перспективной для него технологии работы - дерево, глина и т. п.
В приобщении к традиционной художественной культуре может помочь знакомство традиционными бытовыми предметами народных мастеров. Через это знакомство учащиеся узнают, как и в каких случаях применялся тот или иной предмет в быту, для чего служит определенная вещь, а также сами пробуют ее использовать на практике в быту. Также учащимся предлагается рассмотреть способы декорирования предметов народных промыслов. Объясняет значение отдельных элементов орнамента, где какой орнамент применяется и т. д. Также важно отметить, какие есть у разных народов традиционные способы украшения предметов в разных регионах России.
Занятия по народным художественным промыслам помогают научить учащихся основным принципам построения орнамента, правильному выполнению повторяющихся элементов, способам приготовления глины, композиционно правильной постановке, работе с гончарным кругом и т. д. Для образцов можно ис-
пользовать любые предметы быта, или же изделия народных мастеров. Особою роль играют в приобщении школьников к традиционной художественной культуре познавательные и творческие занятия, что предполагает посещение выставок именитых мастеров народных промыслов, как художников, скульпторов и т. д. Традиционная художественная культура должна изучаться еще с ранних лет и должна входить в обязательную программу обучения, так как формирование привычек и навыков происходит именно в ранние года. Чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве, культуре необходимо еще с раннего возраста формировать в их сознании представления об окружающем мире, рассказывать о мастерах народных художественных промыслов, о произведениях искусства мастеров своего народа, знакомить с традиционными бытовыми предметами.
Одним из наиболее эффективных средств, приобщения учащихся Чеченской Республики к традиционной художественной культуре, являются местные народные художественные промыслы, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции народа, его духовные и материальные ценности. Важным является приобщение школьников к традициям, сложившимся в своем регионе, у своего народа. Это заключается в том, что национальная культура объединяет в себе традиционные художественные традиции народа, обладающие исто-рико-этнографическими, культурными особенностями. Преподаватель должен владеть системой педагогических ценностей своего народа и потенциальными дидактическими возможностями народных художественных промыслов, используя народные художественные промыслы как средство приобщения учащихся к традиционной художественной культуре. Принципиально важным является изучение влияния исторически сложившихся традиций народных художественных промыслов на художественное образование учащихся, ознакомить их с основными положениями народной педагогики, сделать глубокий анализ традиционных методов обучения школьников народным художественным промыслам, приобщению к традиционной художественной культуре.
Если хорошо знать и умело использовать традиции народных художественных промыслов, в сочетании с современными методами и приемами, как средства приобщения школьников к традиционной художественной культуре, возможно сформирование у них национального мировоззрения, что научит смотреть на мир глазами своего народа, а также воспитает интерес к общечеловеческим ценностям и культуре.
Традиции имеются в истории и культуре каждого народа, нации и государства. В истоках традиций лежат как географические условия, историческая преемственность, так и влияние социально-экономического уклада общества.
Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в усвоении и поддержании существующих традиций, которые являются основным фондом культуры, результатом новаторской деятельности предшествующих поколений. Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения общественной жизни влияют на их развитие и обогащение.
Библиографический список
Культурные и художественные традиции народа есть основной, неисчерпаемый фонд, освоив и используя который художник - созидатель может сотворить нечто новое, достичь еще одной вершины в искусстве.
Накопленный народом художественный опыт есть результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном творчестве. Опыт художественной культуры базируется на историческом общественном развитии, переходе к более совершенным общественно-историческим формациям.
Художественно-ремесленные традиции это ничем не заменимая школа эстетического воспитания школьников. Они вырабатывают трудолюбие, усидчивость, аккуратность, тщательность, т. е. именно те черты, которые мы должны перенять у педагогической практики народа, так как именно они наиболее ярко выражены в образцах мастеров народного прикладного искусства [6] .
Основными средствами выразительности в народных художественных промыслах, или же в декоративно - прикладном искусстве, являются форма, пропорции, симметрия, цвет, ритм, масштаб, силуэт, фактура, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в предметах народных художественных промыслов. Народные художественные промыслы обладают большими возможностями в обучении и воспитании школьников и играют огромную роль в приобщении к народной художественной культуре своего народа. Исходя из этого, содержание образовательных и воспитательных программ школьников должно отражать народные художественные промыслы, как средства приобщения, так же как образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение молодёжи.
В специфических условиях Чеченской республики необходимо тщательно учитывать особенности народных художественных промыслов и декоративно -прикладных ремесел в развитии творческих способностей учащихся. Занятия средствами декоративно - прикладного искусства должны, по нашему глубокому убеждению, стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественных способностей каждого учащегося на базе оптимального использования регионального народного средствами декоративно-прикладного искусства.
В завершение темы о роли развития художественной культуры школьников средствами народного творчества подчеркнём, что народные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению молодёжи к народной художественной культуре и духовной жизни общества. Чеченская народная педагогик располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твёрдых правил поведения и не отступать от них. Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в личности любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
1. Рерих Н.К. Культура - почитание света. Твердыня Пламенная. Рига, 2010.
2. Неволина В.А. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: На примере Тюменской области. Диссертация ... кандидата педагогических наук. 2005. Available at: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-priobshcheniya-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-narodnym-traditsiy#ixzz4alcTxeVi
3. Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Том IV. Вопросы эстетики и искусствознания. Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. Available at: http://www.iprbookshop. ru/27050.html
4. Алимов С.Ю. Эстетическое воспитание и самовоспитание учащихся: учебно-методическое пособие. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2015; Кн. 2: 93 - 99.
5. Шарбузов Х.З. Художественная культура и искусство народных мастеров в системе художественного образования: пособие. Махачкала, ДГПУ. 2010.
6. Раджабов И.М. Художественные традиции изобразительное искусство в школе: учебное пособие. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.
References
1. Rerih N.K. Kul'tura - pochitanie sveta. Tverdynya Plamennaya. Riga, 2010.
2. Nevolina V.A. Pedagogicheskaya tehnologiya priobscheniya detej doshkol'nogo vozrasta k narodnym tradiciyam v processe osvoeniya kulturnogo prostranstva regiona: Na primere Tyumenskoj oblasti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2005. Available at: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-priobshcheniya-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-narodnym-traditsiy#ixzz4alcTxeVi
3. Kagan M.S. Izbrannye trudy v VII tomah. Tom IV. Voprosy 'estetiki i iskusstvoznaniya. Sankt-Peterburg: Petropolis, 2011. Available at: http://www.iprbookshop.ru/27050.html
4. Alimov S.Yu. 'Esteticheskoe vospitanie i samovospitanie uchaschihsya: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala: lYaLI DNC RAN, 2015; Kn. 2: 93 - 99.
5. Sharbuzov H.Z. Hudozhestvennaya kul'tura iiskusstvo narodnyh masterov v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya: posobie. Mahachkala, DGPU. 2010.
6. Radzhabov I.M. Hudozhestvennye tradicii izobrazitel'noe iskusstvo v shkole: uchebnoe posobie. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1990.
Статья поступила в редакцию 20.01.19
УДК 378.6
Ulanov D.V., Adjunct, Department of Pedagogy, Military University of Ministry of Defense (Moscow, Russia), E-mail: dima_ylan@mail.ru
THE ROLE OF HUMAN RESOURCES IN THE EDUCATION OF VIGILANCE IN THE MILITARY STRATEGIC MISSILE FORCES. In the article, in the context of the problem, the dynamics of acquisition of strategic missile forces by young officers is considered. The paper studies and analyzes the facts of the relationship of the terms quality performance of job tasks, the conditions ensuring the maintenance and development of young professionals. The article notes the need to rely on vigilance as a professionally important quality of the soldier's personality. The author concludes that it is necessary to continue the analysis put forward by the research topics of pedagogy and to consider the essence and structure of vigilance, its content and specificity of expression, as one of the most important competencies strategic missile troops while performing combat tasks service.
Key words: vigilance, capacity, military.