УУД, а не результат Главное - вовлечь учащихся в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В информационно-ориентированном проекте «Моя родословная» акцент переносился на коллективное сотрудничество родителей и детей. Активная позиция родителей в коллективном проектировании оказывает весомое влияние на результативность деятельности, сближает семьи школьников, развивает коммуникативные навыки, развивает партнерские отношения с семьей. В ходе выполнения творческого проекта повышается интерес детей и родителей к истории семьи, семейным традициям, родословной, развивается сплоченность учащихся, формируется коллектив учащихся и родителей, дружеские взаимоотношения родителей на долгие времена.
Конечным продуктом данного творческого проекта учащихся 1 - 2 классов было создание генеалогического древа семьи. Дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли генеалогическое древо в виде творческих работ Четыре семьи подготовили презентации своих семейных альбомов; оформили семейную фотовыставку.
Ученики 3 - 4 классов написали сочинение на тему «Имена, которыми я горжусь», где был собран материал о близких, которыми они гордятся, семейных традициях, реликвиях. Сочинения были прочитаны перед коллективом. Проект закончился праздником «Я, ты, он, она - вместе целая семья».
На контрольно-оценочном этапе данного проекта определился когнитивный компонент представлений учащихся о семье, нравственном отношении к семейным традициям, дети научились разбираться в родственных связях, сформировалось правильное представление о понятиях «род», «родители», «генеалогическое древо», «родословная», «семья». Данный проект способствует формированию речемыслительных навыков учащихся и пополнению словарного запаса в обсуждении истоков своего рода и родословной, национальных и семейных традиций и обычаев.
В анкетировании учащихся и родителей выявилось, что данный проект имел воспитательное значение не только для детей, но и для родителей: «Поняла, что нужно гордиться своими предками...», «У меня возникло чувство ответственности перед ними и своими детьми.».
По инициативе старшеклассников был организован долгосрочный проект «История сказочных героев». Для выполнения данного проекта потребовалась помощь родителей, библиотеки, музея, сельских аксакалов. Старшеклассники изучали народный эпос и легенды, сложенные чеченским народом о настоящих героях разных времен с развитым началом «Нохчалла». Затем в беседах у «Очага» младшие школьники перенимали у них эти предания и легенды, делали у себя пометки главных достоинств настоящего мужчины и на презентации проекта приклеивали на макет национального богатыря, подготовленного для них взрослыми, отражающие умственные, волевые, физические, благородные душевные качества образа «Героя своего народа»: мозг - мудреца, язык - храбреца, руки -богатыря, сердце - льва; голова - ум, язык - друг руки - труд, сердце - отзывчивость; голова - думает, язык - согревает, руки - отдают, сердце - сострадает и т.д.
Группа экспертов провела интервью у каждой группы, в которых были выяснены причины выбора тех или иных качеств. В воображении детей были яркие
Библиографический список
образы национальных героев, которые в детском сознании являлись настоящими спасателями и защитниками своей семьи, родственников, соседей, сельчан, народа, Родины, и они хотели быть похожими на них, когда вырастут.
Содержание проектной деятельности отражает принципы вайнахского общения и способствует формированию этических и моральных основ в общении младших школьников: уважение к человеку, честность, справедливость, благородство, терпение, ответственность за свои слова, эмпатию. В проекте «Я - сын своего народа» младшие школьники совместно со старшеклассниками организовали две группы, каждая из которых развивала тему проекта по своей траектории. Первая группа познавала принципы морально-этического кодекса чеченского народа из рассказов родителей, сельских старожилов, кинофильмов, национального фольклора, в которых воспевали «вайнахов» и на презентации представила свод основных черт характера, которые должны быть воспитаны в человеке, чтобы стать настоящим «вайнахом». Вторая группа организовала и продемонстрировала театр «Мои корни уходят в века», где дети играли в благородных рыцарей своего народа, которые через тернии и препятствия становились национальными героями.
Понятие «къонах» имеет воспитательное значение для развития нравственных начал в социальной позиции и коммуникативном поведении нового поколения для формирования менталитета своей республики. Оно должно быть в сердце у каждого ребенка и молодого человека. Каждый чеченец, пока он жив, должен стремиться к славной высоте по имени «къонах». Заносчивость, эгоцентризм, агрессивность и конфликтность в речевых коммуникациях снижали рейтинг учащихся, поэтому родители и учителя старались, чтобы дети в их командах были благородными и сдержанными в общении, иначе они теряли право называть себя «къонах», что сильно ущемляло их самолюбие и самооценку [4].
Актуализация данного феномена в проектной деятельности имеет эффективное значение для формирования коммуникативных УУД младших школьников как необходимость развивать интеллектуальную смекалку детей, чтобы понять, что основы чеченской морали они могут приобрести только в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, требующем приложения морально-волевых усилий, проявления активной жизненной позиции и взаимопонимания.
Такая работа в первую очередь развивает рефлексивные навыки коммуникативного процесса, раскрывает творческий потенциал учеников, формирует индивидуальность, воспитывает интерес к творчеству.
Диагностика формирования коммуникативных УУД учащихся проводилась эпизодично с помощью анкетирования, регулярно включенного наблюдения, интервьюирования, бесед. Вопросы формулировались таким образом, чтобы дети в своих ответах обнаруживали свою творческую познавательную активность. Организованная на таких основаниях проектная деятельность оправдала себя, так как оказалась весьма эффективной с педагогической точки зрения. У всех участников проекта возникли чувства сопричастности к общему делу, коллективизма и взаимовыручки. У большинства учащихся сформировалась адекватная самооценка. Они научились корректно оценивать себя и других, слушать и слышать собеседника, правильно воспринимать свои и чужие ошибки и вместе радоваться успеху каждого.
1. Африна Е. Учебная работа в группах сотрудничества. Народное образование. 2016; № 5: 81 - 90.
2. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста. Москва: Просвещение, 1993.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г Асмолова. Москва: Просвещение, 2016.
4. Хазбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (Х1Х- начало ХХ вв.). Москва: МГУ 2007.
5. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 136 - 138.
6. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
References
1. Afrina E. Uchebnaya rabota v gruppah sotrudnichestva. Narodnoe obrazovanie. 2016; № 5: 81 - 90.
2. Ippolitova M.V. Igrovye tehnologiidlya detejmladshego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1993.
3. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva: Prosveschenie, 2016.
4. Hazbulatova Z.I. Vospitanie detej u chechencev: obychaii tradicii (H1H- nachalo HH vv.). Moskva: mGu, 2007.
5. 'El'sieva M.S., Magomeddibirova Z.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 136 - 138.
6. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 371.72
Egorova D.S., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: lopes-72@mail.ru Streltsova E.Yu, Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru
RESULTS OF THE PILOT STUDY ON THE STUDY OF THE INFLUENCE OF FOLK TOYS ON THE SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF YOUNGER STUDENTS. The article deals with the problem of formation of spiritual and moral qualities of younger students by introducing them to the values of folk art culture through folk toys. The author emphasizes that the folk toy has a powerful pedagogical and axiological potential, poorly realized by modern education. It is noted that one of the
effective ways of spiritual and moral education of younger students is the implementation of this process in the conditions of institutions of additional education. The most effective forms of organization of the pedagogical process here are circles and studios of arts and crafts. The results of ascertaining and forming experiment on formation of spiritual and moral qualities of younger schoolboys by means of a national toy are resulted.
Key words: spiritual and moral culture, spiritual and moral qualities, folk art culture, folk toy, primary school children, additional education, studio of decorative and applied creativity.
Д.С. Егорова, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: lopes-72@mail.ru
Е.Ю. Стрельцова, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: strelcovaelena9191@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств младших школьников путем приобщения последних к ценностям народной художественной культуры посредством народной игрушки. Автор подчеркивает, что она обладает мощным педагогическим и аксиологическим потенциалом, слабо реализуемым современным образованием. Отмечается, что одним из эффективных способов духовно-нравственного воспитания младших школьников является осуществление этого процесса в условиях учреждений дополнительного образования. Наиболее эффективными формами организации педагогического процесса здесь являются кружки и студии декоративно-прикладного творчества. Приводятся результаты констатирующего и формирующего эксперимента по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников посредством народной игрушки.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственные качества, народная художественная культура, народная игрушка, младшие школьники, дополнительное образование, студия декоративно-прикладного творчества.
Для современного времени характерно снижение уровня духовно-нравственной культуры подрастающего поколения и его нравственных качеств, представляющие собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. В основе духовно-нравственных качеств находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.
Периодом, наиболее сенситивным к формированию духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст, в котором происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Не случайно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления [1, с. 77]. Поэтому именно младший школьный возраст предоставляет максимальные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности.
Ведущей деятельностью ребёнка в этом возрасте является игра, а неотъемлемой частью игры - игрушка. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение: «Игрушка - это вещь, служащая для игры» [2, с. 242]. На страницах Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля находим более развернутое толкование этого понятия: «Игрушка - вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 4].
Игрушки сопутствовали ребенку на всех этапах его развития. Они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство, способствовали познанию окружающего мира. По мере взросления воображение детей вело их от познания к творчеству - в этом проявлялась особая значимость детской игрушки. Народная игрушка, впитав в себя многовековый опыт народной педагогики, является наиболее действенным средством и фактором современного духовно-нравственного воспитания. Е.А. Флерина писала: «Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то есть всестороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу» [4, с. 7].
Одним из эффективных способов духовно-нравственного воспитания младших школьников является осуществление этого процесса в условиях дополнительного образования, которое обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами образовательной деятельности. Деятельность, осуществляемая воспитательными институтами дополнительного образования, является более целенаправленной, сочетает познавательный и творческий процессы, предоставляет ребенку возможность личностного выбора. Она характеризуется разнообразием форм, методов и способов обучения, мобильностью, многофункциональностью, практической направленностью.
В учреждениях дополнительного образования детей среди многочисленных объединений по интересам довольно распространенными формами организации являются кружок, клуб и студия. Для нашего изыскания представляет интерес такая форма образовательного объединения, как студия декоративно-прикладного творчества, сочетающая в себе черты академического обучения и самодеятельного творчества. Важными педагогическими условиями в деле совершенствования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования являются следующие: ориентация на вовлечение студийцев в творческую деятельность, привлечение подготовленных педагогов, владеющих анализом теоретического и практического опыта воспитания детей в историческом контексте, соблюдение принципов соучастия, в том числе целенаправленного взаимодействия с родителями студийцев, мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами, позволяющая им ощущать себя равноправными партнерами и «соратниками» педагога дополнительного
образования в деле воспитания ребёнка. Таким образом, духовно-нравственное воспитание является наиболее продуктивным в условиях учреждений дополнительного образования детей и строится с учетом возрастной психологии.
В ходе проведения экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме, мы приступили к разработке экспериментальной методики духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Для оценки ее эффективности нам понадобилось разработать критерии сформированности духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования: мотивационный, когнитивный, личностно-деятельностный. Были определены уровни сформированное духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста: низкий, средний и высокий.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базах ГОУ ДОД «Центральная школа искусств» г Химки и ГОУ СОШ № 233 им. Героя Советского Союза ГИ. Щедрина г Москвы.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 251 человек: в диагностическом опросе - 162; на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента - 89 человек, из них 46 - учащихся младшего школьного возраста, 25 родителей, 18 педагогов дополнительного образования и учителей младших классов.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика по выявлению у детей знаний о духовных и нравственных качествах человека. С этой целью им была предложена анкета смешанного типа для выявления знаний в области духовных качеств личности и народного творчества (анкета «Любимые игрушки», а также анкета для родителей «В какие игрушки играет ваш ребёнок?»).
Приведем результаты анкетирования, проведенного с целью выявления знаний в области народного творчества и духовных качеств младших школьников. Детям были заданы вопросы «Что такое доброта (зло)?», «Что такое милосердие (мужество, доброжелательность)?» и т.п. Анализируя результаты анкетирования, можно заключить, что проще всего младшим школьникам было дать объяснение понятиям «дружба», «доброта», «доброжелательность», «добро», «зло», труднее: «милосердие», «мудрость», «мужество». В ходе анкетирования выяснилось, что все дети любят игрушки и много с ними играют, особенно дома. На вопрос «Играют ли с тобой родители?» дети давали в основном положительные ответы, лишь в редких случаях отрицательные (с кем-то из детей родители вообще не играют, с кем-то играет только бабушка). «Как вы относитесь к игрушкам, сделанным своими руками?» - на этот вопрос дети давали положительные ответы: многим нравятся игрушки из древа, ткани, глины. Вопрос: «О какой игрушке ты мечтаешь?» вызвал у некоторых детей затруднения с ответом или они отвечали, что ни о какой. Ответы девочек и мальчиков значительно отличались: мальчики чаще мечтают о конструкторе, компьютере, игровой приставке, смартфоне, а девочки - о кукле Бон, Брац, Барби. Далее респондентам было предложено нарисовать русскую игрушку и игрушку других народов. Для выполнения задания детям были предложены изобразительные материалы на выбор (фломастеры, цветные карандаши, мелки и др.), листы бумаги формата А-4. Время на выполнение рисунков не ограничивалось. Изображая русскую народную игрушку, дети в основном рисовали матрешек, неваляшек, что свидетельствует о весьма ограниченных знаниях разновидностей русских народных игрушек. Дети изображали народные игрушки такими, какими они их представляли. В частности, часто рисовали животных (мишку, зайку, собаку и т.д.). Изображение матрешек дети украшали разноцветными цветами. Один ребенок нарисовал Богородскую игрушку. Из всех детей нами были выделены мальчик и девочка, которые имели знания в области
народного творчества. Как выяснилось позднее, они занимались в кружке народного творчества. Таким образом, согласно рисуночному тесту 24 ребенка (52%) отдали предпочтение образам животных, 16 человек (21,7%) - образу куклы и только 6 человек (13%) - матрёшке. Беседа с детьми по их рисункам проводилась во время рисуночного теста.
Родителям в свою очередь была предложена анкета «Как мы играем с ребёнком». В ней родителям задавались вопросы: «Как вы выбираете игрушки для своего ребёнка?», «В какие игрушки больше всего любит играть ваш ребёнок?», «Как часто вы покупаете игрушки своему ребёнку?», «В какие подвижные (настольные) игры играет ваш ребёнок»? «Покупаете ли вы игрушки народных промыслов?» и т.п.
Результаты обработки анкет показали следующее. Игрушки детям родители чаще всего покупают по мере возможности, к праздникам и за хорошие оценки. Несмотря на финансовые трудности, родители считают, что покупать игрушки необходимо, т.к. они являются важной частью жизни ребенка и его детства. Большинство родителей не выбирают игрушки с определённой целью, а покупают их «просто так» или по желанию ребенка. При этом лишь 8% опрашиваемых покупают, а 68% никогда не покупают игрушки народных промыслов. Было выявлено, что по наблюдениям родителей их дети предпочитают играть в такие игрушки, как Лего, куклы Барби, Братс, всевозможные конструкторы, игру «Монополия», и лишь немногие - в шахматы и шашки. Большинство детей, по мнению родителей, не играют в подвижные народные игры. Также было выявлено, что родители уделяют мало внимания игровой деятельности своих детей.
Проделанная работа показала, у детей имелись весьма поверхностные представления о русских народных игрушках и игрушках народов мира, а также о ценностях традиционной художественной культуры. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность выдвигаемой нами проблемы.
На основе результатов констатирующего этапа эксперимента мы определили проблему дальнейшего исследования, наметили основные направления, по которым, на наш взгляд, должно идти формирование ценностного отношения детей к народной игрушке. Формирующий этап эксперимента дал возможность проверить практическую значимость разработанной нами программы и методики.
Исследовательская работа на этом этапе сводилась к следующему:
• проведение занятий с учащимися младших классов в экспериментальной группе;
• анализ творческих работ учащихся, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента;
• сравнительный анализ констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Для анализа сформированности ценностного отношения к народной игрушке мы использовали систему критериев оценки согласно ранее определенным уровням подготовленности учащихся: «низкий», «средний», «высокий», которые позволили выявить влияние народной игрушки на процесс формирования ценностного отношения к ней. Это дало возможность сравнить результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
В экспериментальной группе осуществлялась систематическая работа с учащимися младшего школьного возраста, направленная на формирование ценностного отношения к народной игрушке. Одновременно было организовано педагогическое наблюдение за родителями с целью вовлечения их в процесс формирования ценностей и ценностного отношения детей к народной игрушке. Формирующий этап эксперимента заключался в апробации программы разработанного нами спецкурса «Азбука народной игрушки». Предложенная программа строится на основе освоения традиций региональной и национальной школы; знакомства учащихся с историей происхождения народной игрушки; развития интереса детей к художественной культуре своего и других народов посредством освоения определенных приемов и технологий декоративно-прикладного творч-ства.
Программа предусматривает использование наглядного материала: подлинные народные игрушки разных стран, игрушки различных промыслов России и других стран; материалы по экспозициям музеев игрушек разных стран; иллюстрации и репродукции, дидактический материал, энциклопедии истории игрушки; игровые атрибуты, аудиоматериал, видеоматериалы; «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
№ п/п Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Древнеславянское прошлое русской игрушки Древние игрушки мира занятие рассчитано на 2 часа
Дети ничего не знают о древних народных игрушках. Путаются в понятиях и дифференциации игрушек по видам, способу изготовления и материалу. Дети имеют представление о древних народных игрушках. Могут дать краткую характеристику предложенной игрушке, с трудом могут проводить дифференциацию игрушек по видам и способу изготовления. Дети знают о бытовавших народных игрушках на территории России и других стран. Легко дают определения и дифференцируют предложенные игрушки по видам, способу изготовления и материалу.
2 Поющие игрушки. История со свистом. Глиняные и деревянные игрушки: Каргополь, Дымка, Филимоново. Русская матрёшка. Тряпичная кукла. Куклы-обереги. Кувадки, пеленашки, столбушки, зернушки, крестушки. Лечебные куклы. Кукла Костромушка. Кукла Кумоха занятия рассчитаны на 6 часов
Дети путаются при определении материала (ткань, дерево, глина), необходимого для той или иной игрушки, с трудом определяют его наощупь, не могут дать характеристику конкретного материала. Дети четко дифференцируют материал, необходимый для той или иной игрушки, наощупь определяют его, затрудняются в характеристиках каждого конкретного материала: глина, дерево, ткань. Дети четко дифференцируют материал, необходимый для той или иной игрушки, наощупь определяют его, могут дать характеристику каждого конкретного материала: глина, дерево, ткань.
Дети не могут самостоятельно нарисовать элементы росписи, использовавшиеся в народном декоративно-прикладном искусстве. Не соблюдают пропорции и цветовое решение. Не упоминают о категориях эстетических ценностей. Дети выполняют элементы росписи с помощью педагога дополнительного образования. Могут соблюдать пропорции, но путаются в цветовом решении. Упоминают о категориях эстетических ценностей (красота, наслаждение, совершенство), но не могут провести сравнительный анализ. Дети самостоятельно выполняют элементы росписи, четко соблюдая пропорции и цветовое решение символов росписи. Говорят о категориях эстетических ценностей (красота, наслаждение, совершенство).
4 Куклы народов мира занятия рассчитаны на 8 часов
Дети не знают особенности игрушки изучаемой страны. Не умеют ее изготавливать. Не упоминают о категориях эстетических ценностей. Дети знают особенности изготовления игрушек изучаемой страны. Пытаются изготавливать их, но нуждаются в помощи педагога. Упоминают о таких категориях эстетических ценностей, как красота, наслаждение, совершенство, но не могут провести сравнительный анализ. Дети самостоятельно изготавливают игрушки изучаемой страны согласно традиционным канонам. Говорят о категориях эстетических ценностей (красота, наслаждение, совершенство).
12 Итоговое занятие. Драматизация сказок с куклами: «В теремке народа много!» занятие рассчитано на 4 часа
В ходе изучения и изготовления народной игрушки у детей нет готовой продукции. В ходе изучения и изготовления у детей имеются готовые образцы, но они выполнены неаккуратно, не несут в себе эстетических ценностей. У детей есть готовые образцы народных игрушек, выполненные с учетом всех эстетических ценностей.
Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Это может быть класс, отдельный кабинет, комната, где можно с детьми удобно расположиться на ковровом покрытии.
Для апробации данной программы были использованы следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, метод иллюстрации, демонстрации, презентации, имитационно-ролевые методы обучения, имитационные упражнения, ролевая игра, анализ конкретной ситуации, метод игры, театрализации, элементы сказ-котерапии.
В ходе занятий мы осуществляли руководство практической деятельностью детей и смогли выявить, какое воздействие народная игрушка оказывает на уча-
Библиографический список
щихся младшего школьного возраста в процессе формирования ценностного к ней отношения.
Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения данного этапа педагогического эксперимента при реализации спецкурса «Азбука народной игрушки», мы разработали систему оценок для каждого конкретного занятия, по-прежнему используя три уровня: низкий, средний и высокий.
Далее мы приступили к осуществлению контрольного этапа эксперимента, основными задачами которого стало выявление сформированности духовно-нравственных качеств детей средствами народной игрушки и анализ роли и значения ценностей в системе «семья - школа - учреждение дополнительного образования».
1. Зеньковский В.В. Педагогика. Москва: Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Русский язык, 1978.
4. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д.В. Менджерицкой. Москва: Просвещение, 1973. References
1. Zen'kovskij V.V. Pedagogika. Moskva: Fond «Hristianskaya zhizn'», Klin, 2002.
2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: OOO «Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie»: OOO «Izdatel'stvo Oniks», 2012.
3. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1978.
4. Igra i igrushka: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. Pod redakciej D.V. Mendzherickoj. Moskva: Prosveschenie, 1973.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 378.14.014.13
Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of physical education, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: tepluxin73@mail.ru
Kryzhanovskaya O.O., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: k.o.o@ngs.ru Mitrokhin E.A., postgraduate, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia); senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia); senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of management, branch of Russian Academy (Novosibirsk, Russia), E-mail: chekhnataly@yandex.ru
Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru
THE PURSUIT OF PHYSICAL PERFECTION AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION. The article discusses the basic concepts in the field of physical education, lists tasks of physical education, their impact on the development of physical and moral qualities of the individual. On the basis of the Siberian State University of Geosystems and Technologies, a survey was conducted among students in 1-4 years of study on the impact of physical education on physical development and improvement of their qualities, as well as the interest of students in improving their bodies through physical exercises. The results of the study are given, the purpose of which was to study attitude of students to the sports form, their knowledge about influence of physical culture and sports on personality. The authors use the results of the analysis to give advice on motivation to engage in physical culture and sports.
Key words: physical excellence, physical education, personal development, pedagogical process, physical culture and sports.
Е.И. Теплухин, зав. каф. физической культуры, канд. пед. наук, доц., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: tepluxin73@mail.ru
О.О. Крыжаноеская. ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: k.o.o@ngs.ru Е.А. Митрохин, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: chekhnataly@yandex.ru Е.А. Самсоноеа, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru
СТРЕМЛЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются основные понятия в области физического воспитания, перечислены задачи физического воспитания, их влияние на развитие физических и моральных качеств личности. На базе Сибирского государственного университета геосистем и технологий среди обучающихся 1 - 4 курсов был проведен опрос о влиянии занятий физической культурой на физическое развитие и совершенствование их качеств, а также рассмотрен вопрос о заинтересованности студентов в совершенствовании своего тела с помощью физических упражнений. Приводятся результаты исследования, целью и задачей которого было изучение отношения студентов к своей спортивной форме, их знаний о влиянии физической культуры и спорта на личность. По итогам анализа полученных данных авторами представлены советы по мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическое совершенство, физическое воспитание, развитие личности, педагогический процесс, физическая культура и спорт.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, который рассматривается в широком и частном вариантах. В первом случае он направлен на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. Во втором - на модернизацию функций и формы человеческого организма [1, с. 18].
В настоящее время часто подчеркивается актуальность задачи - научить студентов учиться, решение которой рассматривается как существенное условие повышения качества обучения и важный компонент воспитания. Переходя с одной ступени образования на другую, человек не имеет опыта учения в новых обстоятельствах [2].
Основные цели традиционного физического воспитания - обретение человеком физической силы, ловкости, умения преодолевать препятствия и ориентироваться в нестандартных и трудных ситуациях. Всё это невозможно без воспитания силы воли и крепкого морального духа. Физическое совершенство - это идеальная норма физической подготовки человека и готовность к совершению действий в условиях его существования [3].
Основной задачей физической подготовки является обеспечение готовности для выполнения любых действий, связанных с удовлетворением человеческих потребностей в связи с требованиями жизни [1, с. 21]. С древних времен физическое воспитание человечества считалось важной и неотъемлемой частью