УДК 378.14
С.А.Варламов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ
ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются возможности применения средств социально-культурной деятельности в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих полицейских. Показаны возможные примеры использования средств художественной выразительности, психолого-педагогические средства, а также художественную самодеятельность в данном процессе.
Ключевые слова: средства социально-культурной деятельности, профессиональная компетентность
Sergey A.Varlamov USE OF FUNDS SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE COURSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
The article discusses the possibility of use of means of socio-cultural activities in the aspect of forming of professional competence of future police officers. It shows possible examples of the use of means of artistic expression, and psychological and pedagogical tools, as well as amateur performances in the process.
Keywords: socio-cultural activity tools, professional competence
Современный полицейский - это не просто специалист, выполняющий утилитарные правоохранительные функции. Это также и культурно развитый человек, хорошо ориентирующийся не только в нормах закона, но и в вопросах духовной жизни общества, способный адекватно и эффективно взаимо-действовать с людьми и т.д., что соответствует общим тенденциям реформирования и гуманизации правоохранительной системы России. Сформировать личность будущего полицейского с такими показателями профессиональной компетентности без опоры на возможности социально-культурной деятельности практически невозможно.
В тоже время на сегодняшний день проблема формирования профессиональной компетентности будущих полицейских средствами социально-культурной деятельности является одним из краеугольных камней современной педагогической науки. Предварительное изучение вопроса показало практически полное отсутствие специфических исследований в данной области, раскрывающих как ход, так и особенности социально культурной деятельности в вузах МВД России. Не достаточно изучен вопрос и о возможностях различных средств социально-культурной деятельности используемых в ходе формирования профессиональной компетентности будущих полицейских, что требует дополнительного изучения.
Как известно, средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности [2]. Такими средствами являются речь, музыка, танец, изображения и многие другие явления и объекты, используемые в ходе культурно-досуговой деятельности. Многие из этих средств используются в ходе учебно-воспитательного процесса, однако в этом случае они несут в себе несколько иное содержание. Спецификой средств социально-культурной деятельности можно считать их тесную взаимосвязь с различными видами искусств, где они находят свое выражение. Так, например, такое средство как речь в педагогическом процессе носит сугубо познавательный характер и чаще всего выступает в виде убеждения, либо диалога, когда педагог раскрывает учебный материал, либо общается с учащимися. Тоже средство в социально-культурной деятельности больше носит эмоциональный характер и выражается в песне, стихах, художественной прозе, призывающих слушателя к более абстрактным размышлениям, иногда даже не соответствующим содержанию самой речи. По словам АДЖаркова, высокохудожественные культурно-досуговые программы, их эмоционально-выразительная форма вызывают у воспринимающего субъекта - объекта состояние «сотворчества». Здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство. В сознании происходит воссоздание целостного образа, что и является механизмом глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры человека [3]. На этих же основаниях оказывается возможным использование в свободное время средств социально-культурной деятельности при формировании профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России, позволяя в ходе досуга развивать и профессионально-необходимые качества будущих полицейских. На сегодняшний день существует несколько классификаций средств социально-культурной деятельности, которые в том числе можно разделять и на группы: художественной выразительности, идейно-эмоционального воздействия, психолого-педагогические и художественную самодеятельность.
Рассматривая первую из этих групп, необходимо отметить, что именно художественная выразительность больше всего способствует осуществлению социально-культурной деятельности, посто-
янно воздействуя на эмоции человека и поддерживая интерес аудитории. Различными направления социально-культурной деятельности обладают своими специфическими средствами художественной выразительности. Для речи они могут быть фонетическими, лексическими, синтаксическими. Для изобразительного искусства это композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм, усиливающие воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации. Средствами выразительности в хореографии выступают пластическая и музыкальная выразительность, художественный образ. Специфические средства художественной выразительности встречаются в других жанрах искусств, составляющих основу социально-культурной деятельности, использование которых возможно при формировании профессиональной компетентности будущих полицейских. Так, например средства художественной выразительности речи необходимо использовать при проведении в вузах МВД России массовых мероприятий различной направленности, когда выступающий оратор украсит свою речь эпитетами, метафорами, гиперболами, иронией и т.д. Такое выступление будет не только интересно слушателям, но и надолго запомнится курсантам, будет мотивировать их к развитию собственных коммуникативных навыков, что немаловажно для профессиональной деятельности полицейского, одной из важных составляющих которой является общение. Использование средств выразительности в художественном искусстве необходимо при проведении в вузе МВД России сотвествующих конкурсов, либо оформительской работы, когда например стенгазета или плакат заставляют обращать на себя внимание курсантов, призывая их к размышлениям на те или иные проблемы. Хореографические средства выразительности уместно использовать в ходе проведения праздничных вечеров, когда в танцевальной его части курсанты или преподаватели вузов МВД России демонстрируют артистичность, пластичность, технику и т.д., а не исполняют в лучшем случае ряд однообразных движений. Высокий уровень владения танцевальным искусством в нашей стране является одним из показателей культурно развитого человека. Поэтому, например, в нашем институте под руководством специалиста в области хореографии для курсантов организованы специальные курсы бального танца.
Таким образом, в целом использование средств художественной выразительности в ходе социально-культурной деятельности позволяет впоследствии улучшить общее восприятие облика сотрудника полиции, который в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей может более интересно выражать свои мысли.
Психолого-педагогические средства социально-культурной деятельности, основными среди которых являются общение, игра, зрелища, развлечение также могут активно использоваться при формировании профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России. Так, например, общение является основой клубной работы будущих полицейских, в ходе которого курсанты в свободное время обсуждают различные проблемы, повышая свой профессиональный и общекультурный уровень. Традиционными для большинства вузов МВД России являются научные общества курсантов, предусматривающие коммуникативную деятельность по различным аспектам правоприменительной практики. Не меньшее распространение в системе образовательных организаций МВД России получила и спортивная клубная деятельность будущих полицейских. При этом она, как правило, не предполагает какого-либо официального подтверждения и представляет собой исключительно инициативную деятельность самих курсантов, самостоятельно организующих дополнительные занятия по различным видам спорта. Однако, как показывает практика, именно эта форма работы будущих полицейских является важным подспорьем при их подготовке к Спартакиаде МВД России по служебно-прикладным видам спорта среди образовательных организаций системы МВД России.
Немаловажное значение в формировании профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России носят и игры, проводимые с курсантами в свободное время. Необходимо отметить, что в учебно-воспитательном процессе игры уже давно нашли свое применение и используются чаще всего в ее деловой разновидности. Однако и в свободное время многие игры способны совершенствовать профессиональные качества будущих полицейских. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных играх, ставших сегодня одним из важнейших символов студенчества. Такие игры как «Что, где, когда», «Брейн-ринг» и др., способствуют расширению профессионального кругозора, развитию неординарное мышление, умению нестандартного решения сложных задач будущих сотрудников полиции.
Столь же традиционным сегодня является проведение в вузах МВД России игры КВН, сочетающей в себе как игровые, так и зрелищные и развлекательные элементы. Как показывают исследования [1 и др.], игра КВН формирует особое коммуникативное пространство, обеспечивающее постоянную устойчивую связь между меняющимися адресантами и еще более меняющейся аудиторией получателей информации. В тоже время участники игры, наряду с переживаниями положительные эмоцией от самого игрового действа приобретают профессионально-важные качества как инициативность, любознательность, овладевают навыками командной работы и т.д.
Наконец, еще одним средством социально культурной деятельности способствующим формированию профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России можно считать и художественную самодеятельность, участие в которой всегда положительно характеризует будущего полицейского. Безусловно, само исполнение песен, музыки либо участие в театральных постановках в соответствующих ансамблях или труппах, не способствует усилению профессиональной подготовленности. Однако содержание большинства этих номеров, как правило, носит профессиональный характер, заставляя участников художественной самодеятельности и аудиторию вести соответствующую мыслительную работу по решению этических, нравственных вопросов сопровождающих многие произведения.
Таким образом, изучение средств социально-культурной деятельности, выявило их значительный потенциал в развитии профессиональной компетентности курсантов, позволяющий совершенствовать как интеллектуальные, так и морально-волевые, а также нравственные качества будущих полицейских.
Литература
1. Букланс Д.Г. Коммуникативное пространство игры КВН // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 4. № 3. - С. 189-192.
2. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - С.240.
References
1. Bouclans D. G. Communicative space of CFI games // Bulletin of Vyatka state University. 2009. Vol. 4. No. 3. - P. 189-192.
2. Grigoriev E. I. Modern technologies of socio-cultural activities: a training manual. - Tambov: Pershina, 2004. - 512 p.
3. Zharkov A. D. Theory and technology of cultural and leisure activities: the Textbook for students of universities of culture and arts. - M.: Publishing House of Moscow state University, 2007. - P. 240.
УДК: 378
И.Ю.Кочнев
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы развития культуры досуга курсантов вузов МВД России. Отмечается приоритетная роль спортивного праздника в этом процессе, описываются его преимущества. Раскрыты ключевые принципы организации и проведения спортивного праздника свойственные культурно-досуговой деятельности в целом.
Ключевые слова: культура досуга, курсанты
Ivan Yu.Kochnev SPORTS FESTIVAL AS A TOOL OF LEISURE CULTURE DEVELOPMENT AMONG THE RUSSIAN FEDERATION MIA UNIVERSITY CADETS
The article deals with the problem of leisure culture development among the Russian Federation MIA university cadets. The priority role of a sports festival in this process is noted, and its advantages are described. The article defines the key principles of the organization and holding a sports festival are typical to cultural and leisure activity in general.
Keywords: culture of leisure, cadets
Проблема организации интересного и эффективного досуга курсантов вузов МВД России является одной из значимых в системе морально-психологической подготовки будущих полицейских. Как показывает педагогическая практика, а также личные наблюдения автора, именно культурно-досу-говая деятельность выступает важнейшим средством восстановления, как физических сил, так и душевного состояния сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых, в условиях отсутствия полноценного досуга, может привести к личностным деформациям и синдрому эмоционального выгорания. В тоже время недостаточность, дискретность и неорганизованность свободного времени полицейского, обусловленные особенностями их профессиональной деятельности, детерминируют потребность в проведении емкого, эмоционально и интеллектуально насыщенного досуга, что не всегда оказывается возможным. Это, в свою очередь, приводит к ограничению досуговых интересов сотрудников полиции, предпочтению потребительских форм свободного времяпровождения, а вместе с тем и к снижению общей культуры досуга.
Необходимо отметить, что эти проблемы возникают у будущих полицейских уже в период профессиональной подготовки, когда учебная деятельность, предполагающая значительные умственные нагрузки, несение службы в суточных нарядах, распорядок дня накладывают свой след на психическое состояние курсантов, существенно повышая значение рекреационной функции досуга.
Укреплению слабой мотивации курсантов к культурно-досуговой деятельности также способ-