УДК. 351.858
О.Н. Романюк
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ НЕОБХОДИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье рассматривается роль культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях системы МВД России, как одного из условий формирования профессиональных компетенций будущего сотрудника полиции, выраженных в способности применять
знания, умения и личностные качества для успешного решения правоохранительных задач связанных с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением административных правонарушений и преступлений. Необходимости создания социокультурного пространства позволяющего осуществлять жизненную потребность личности будущего специалиста в самовыражении, через определенные культурно-досуговые формы.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, профессиональные компетенции, социокультурное пространство, культурнодосуговые формы деятельности.
Romanyuk Oksana Nikolaevna IMPORTANCE CULTURAL-DOSUGOVOY ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SYSTEM MVD RUSSIA IN SHAPING MAIN PROFESSIONAL COMPETENCY FUTURE EMPLOYEE TO POLICE BODIES
In article is considered role cultural-досуговой to activity in educational institutions of the system MVD Russia, as one of the conditions of the shaping professional competency future employee to police bodies, expressed in abilities to use the knowledges, skills and larval quality for successful decision of the law-enforcement problems in accordance with guard of the public order, provision to public safety, warning and punishment of the administrative offenses and crimes. Need of the creation cultural space allowing realize life need to personalities of the future specialist in самовыражении, through determined cultural-досуговые of the form.
The Keywords: leisure, cultural-досуговая activity, professional competencies, cultural space, cultural-dosugovoy of the form to activity.
Период профессиональной
подготовки будущего сотрудника полиции является наиболее
благоприятным для формирования важных ин-теллектуально-
эмоциональных психических функций личности составляющих основу профессиональных компетенций
представителя правоохранительных органов.
Процесс обучения неразрывно связан с интенсивным развитием у курсантов образовательных
учреждений системы МВД России духовно-нравственных общечеловеческих цен-ностей,
формировании убеждений и мировоззренческих позиций. В период проведения массштабной реформы системы МВД России особое место уделяется созданию нового образа сотрудника правопорядка. В соответствии с широко обсуждаемым, гражданским обществом, законом «О полиции», сотруднику полиции даны огромные полномочия - право действовать от имени государства, доверена защита прав, свобод и законных интересов граждан, а
зачастую и сама жизнь человека.
К важнейшим задачам воспитания будущих полицейских относят
формирование духовности и высокой нравственности, наряду с
формированием гражданской
ответственности, правового
самосознания, российской
идентичности, культуры,
самостоятельности, толерантности и др.
Одной из основных установок на эту деятельность является
формирование духовно-нравственной культуры личности молодого
специалиста, которое начинается еще в период обучения. В этой связи особое значение приобретает
организация и создание
социокультурного пространства в образовательном учреждении
обеспечивающего потребность в самовыражении личности через культурно-до-суговую деятельность.
Сущность, специфика и социальная
природа культурно-досуговой деятельности, по мнению ученых, заключается в том, что она представляет собой систему
профессиональной и общественной
деятельности, стимулирующую духовное и
нравственное развитие, творческую активность личности и социума в условиях досуга.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам третьего
поколения при разработке основных
образовательных программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников, например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-дея-тельностного характера и т.д. (Компетенция - способность применять знания, умения и личностные
качества для успешной деятельности в определенной области).
Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-вос-питательного компонента
учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Важно отметить и само содержание культурно-досуговой деятельности в формировании у курсантов образовательных учреждений системы МВД необходимых профессиональных компетенций.
Познавательная деятельность
характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятий, тематических вечерах, проблемных лекциях и т.д. Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свои отношения к окружающему миру, оценки общественных явлений, собственных и чужих поступков. Практически-преобразующая деяте-льность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.
Вопросы организации досуга являются важнейшим составляющим элементом в процессе воспитательной работы с личным
составом образовательного учреждения системы МВД. Основной целью культурнодосуговой работы, да и воспитательной в целом является позитивная социализация личности курсантов и слушателей,
формирование у них профессионально значимых качеств посредством
организованного педагогического и творческого воздействия, в ходе которого
решаются следующие задачи:
1 .Формирование государственно-патриотического сознания, чувства верности
конституционному долгу и закону, профессиональной гордости.
2. Развитие высокого уровня дисциплинированности и исполнительности, чести и достоинства как основы профессионально значимых качеств.
3. Воспитание трудолюбия,
добросовестного отношения к учебе и стремления овладеть избранной
специальностью.
4. Формирование общей и
профессиональной культуры.
5. Воспитания средствами культуры и искусства у сотрудников МВД России высоких духовных и нравственных качеств, патриотизма, гордости за свое Отечество и службу в правоохранительных органах;
6. Содействия формами и методами
культурно-досуговой работы формированию у сотрудников МВД России и членов их семей морально-психологической и
профессиональной готовности к успешному решению задач, поставленных государством перед правоохранительными органами;
7. Приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельному художественному творчеству;
8. Организации культурного досуга в интересах поддержания на должном уровне их духовно-эмоционального и морально-психологического состояния.
9. Подготовка творческих коллективов
вузов МВД для участия в конкурсах художественной самодеятельности с целью повышения престижа службы в
правоохранительных органах, поддержание положительного образа сотрудника полиции.
Задача организаторов культурно-досуговой работы с личным составом курсантов в том и заключается, чтобы в каждом учебном
подразделении найти адекватный интересам и запросам определенной категории курсантов замысел мероприятия, создать условия для занятий кружков, клубов по интересам, любительских объединений.
Отделам по работе с личным составом рекомендуется применять определенные культурно-досуговые формы.
1. Формы работы информационного
характера. К таким формам относятся следующие: беседа, интервью, пресс-
конференция, до-клад, отчет, вечер вопросов и ответов, встречи комментаторов, устный журнал, альманах, репортаж, встреча за «круглым столом», деловые встречи, обзор, фотообозрение, общественная приемная, консультация, рассказ, радиогазета, вестник, стол справок, устные выпуски газет, киножурнал, лекция, панорама, день информации, «горячий телефон», час информации. Эти формы полезно проводить в преддверии знаменательных дат в жизни страны, МВД России. Хорошим подспорьем в этой связи может стать календарь памятных дат.
2. Формы работы просветительного характера. К формам клубной работы просветительного характера относятся: чтения, конференции, лекции, устные альманахи, киноклубы, киновечера, тематическая выставка, композиция, форум, вечера рассказов, день открытого письма, вахта памяти, недели, декады, месячники, семинары, деловые игры, уроки мужества, тематические культпоходы, экскурсии, трибуна опыта, клубы, объединения просветительного характера, аукционы знаний, ярмарка молодежных идей и встреча с группой информаторов. Приведенный арсенал форм может быть приурочен к памятным датам, а также посвящаться текущим злободневным вопросам жизни и деятельности учебного подразделения.
3. Формы работы, активизирующие личность. К активизирующим личность формам работы относятся: диспут, дискуссия, лекция-диспут, пресс-конференция, интервью, вечер вопросов и ответов, вечер-интервью, смотры-конкурсы, аукционы, викторина, олимпиада, турнир, конкурс, слет, форум, шествие, экскурсия, трибуна, митинг, клятва-присяга, творческий отчет, деловая встреча, деловая игра, вечер-концерт, дискоклуб, сбор,
культпоход, прогулка, кружки
самодеятельного художественного творчества, любительские объединения, коллективные обсуждения, агитбригада, КВН, коллективные вечера отдыха, праздники, политбой, музыкальный ринг, телемост, пресс-бой, ток-шоу, мозговая атака.
Приведенные формы рассчитаны на эмоциональный подъем людей, развитие у них активной ориентации в выборе точки зрения.
4. Формы работы познавательно-развлекательного характера.
Театрализованный праздник, театрализованное ревю, шоу (концерт, конкурс), представление-концерт, слайд-спектакли, слайд-фильм, лекция-кон-церт, день отдыха, вечер (отдыха, романса, юмора, конкурс и т.д.), «Огонек», утренник, викторина, игра. Важно, чтобы приведенные формы познавательноразвлекательного характера обладали воспитательной нагрузкой, учили курсантов -сотрудников уметь оценивать прекрасное, слушать музыку, прививать правила высокой культуры общения, уважения к своим товарищам, окружающим людям.
5. Формы работы, пропагандирующие положительный образ современника. Вечер-портрет, встреча с интересной личностью, день памяти, день МВД, дни профессий, юбилея, обряды, торжественный прием Присяги, торжественный Выпуск молодых лейтенантов. Все эти формы несут большой воспитательноэмоциональный заряд, утверждают понятия о чести и достоинстве, гражданском долге, укрепляют традиции и связь поколений.
6. Формы работы, обозначенные протяженностью во времени. К таким, как правило, относятся: утренник, вечер, день, неделя, декада, месячник, кампания, праздники, клубы выходного дня, клубы по интересам.
День: традиций, профессии, культуры, отдыха, искусства, музыки, театра, музеев, пожилых людей, принятие Присяги, здоровья, творчества, молодого офицера, встречи с родителями, дисциплины, военной песни. Неделя: юридических и технических знаний, культуры, памяти, циклы, фестивали, эстафеты, смотры - конкурсы. Год: памяти, мира, защиты окружающей среды и т.д. Эти формы требуют углубленной подготовки, тщательного планирования и привлечения к их проведению большого числа организаторов.
7. Камерные формы общения. Клубы по
интересам, встречи по интересам, любительские объединения, гостиные, открытые уроки, «Огоньки», коллективные просмотры телепередач с их последующим обсуждением. Как правило, эти формы объединяют людей по их увлечениям. Для полноправного использования этих форм необходимо создать соответствующие условия: выбрать и
оборудовать помещение, подготовить планы-сценарии и ведущих.
8. Формы работы, направленные на борьбу с негативными сторонами службы. Агитколлективы, диспут, дискуссия, КВН, окна сатиры, день открытого письма, конференции, день дисциплины, световые газеты, живая газета, фотофакт.
Данные формы культурно-досуговой работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России могут быть вполне применимы в повседневной работе организаторов воспитательной работы с личным составом.
Литература
1. Акимова Л.А. Социология досуга. Учебное пособие. М.,2003.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М., 2007.
3. Кукушин В.М. Организаторская и воспитательная деятельность заместителя начальника органа внутренних дел по работе с личным составом. М.,1992.
4. Немушкин А.В. Формирование коммуникативной компетентности при подготовке специалистов социально-культурной деятельности в вооруженных силах Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2004. - 22 с.
5. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2010 г. ЦТЯЬ: Й1:// www.polit.ru/dossier/poslanie.htm.
6. Профессионал. Периодическое издание МВД России, 2010. № 1.- С. 12.
7. Честь имею, газета КЮИ МВД России, 2009. - № 11 (84)