Научная статья на тему 'Использование средств наглядности различных видов искусства для развития выразительности речи будущего учителя'

Использование средств наглядности различных видов искусства для развития выразительности речи будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE PECULIARITIES AND CONDITIONS OF DEVELOPING A FUTURE TEACHER'S SPEECH / PICTORIAL AND THEATRICAL VISUAL AIDS. / ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА / АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТЕАТРАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОЙ / THE ALGORITHM OF THE CONSTRUCTION OF MUSICAL / PICTORIAL AND THEATRICAL VISUAL AIDS / THE REQUIREMENTS TO MUSICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байменова Айгуль Куанышевна

В статье рассматриваются особенности средств наглядности различных видов искусства и условия развития выразительности речи будущего учителя для продуктивного педагогического общения; представлен алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности и требования к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байменова Айгуль Куанышевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств наглядности различных видов искусства для развития выразительности речи будущего учителя»

ти образовательных карьер для детей из семей с разными доходами. Наш исследовательский проект позволяет на основе анализа экономического и социального фактора выработать специфические и эффективные модели образовательных карьер разного типа.

Существующая структура взаимодействия доказала свою эффективность на практике. Проблемы взаимодействия с работодателями перешли на рыночные рельсы, диалог с работодателем определяется общими интересами. Вопрос формирования заявок для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов решается в результате совместного изучения потребностей рынка труда. Студенты - будущие выпускники техникума в период обучения выполняют различные заявки работодателей: проведение маркетинговых исследований по заявкам работодателей; составление бизнес-плана для открывающихся предприятий; проведение и обслуживание банкетов, вечеров; разработка рецептур банкетных блюд; участие в ярмарках продаж и т. п. Таким образом, учебно-материальная база для получения рабочих профессий расширяется, студенты имеют возможность работы на современном оборудовании в условиях производства, обогащают свои знания новыми формами обслуживания и адаптируются к непростым условиям работы в торговле и общественном питании. В свою очередь, работодатель получает возможность изучать потенциальных работников со студенческой скамьи и безошибочно формировать заявки на их трудоустройство.

Тесному и эффективному взаимодействию способствует служба содействия трудоустройству выпускника. По плану этой службы ежегодно проводятся совместные с бизнес-сообществом практические конференции, семинары, круглые столы, где выявляются образовательные услуги, востребованные на рынке труда, и требования к качеству подготовки специалистов. По результатам этих встреч происходит пересмотр учебно-программной документации, организации образовательного процесса и материально-технической базы. Практическая реализация подготовки специалистов с присвоением двух и более рабочих профессий и есть результат такого взаимодействия. В выигрыше остаются все субъекты образовательного кластера: за последние пять лет трудоустройство выпускников не снижалось ниже 92% [3].

Сближение профессионального образования и производства, интеграция учебной, научной и производственной деятельности обучающихся приводят к появлению новых образовательных программ, форм и методов обучения, а также к формированию разнообразных моделей взаимодействия субъектов профессионального образо-

вания, одна из которых опробована в рамках нашего исследовательского проекта в условиях малого города.

Примечания

1. Волович Л. А. Готовить лидеров нового поколения // Профессиональное образование. 1998. № 1. С. 18-23.

2. Волович Л. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1999.

3. Салахов И. Р. Социокультурная адаптация студентов к рыночным отношениям. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

УДК 378

А. К. Байменова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности средств наглядности различных видов искусства и условия развития выразительности речи будущего учителя для продуктивного педагогического общения; представлен алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности и требования к ней.

The article dwells upon the peculiarities of visual aids of various art forms, the conditions of developing a future teacher's speech expressiveness necessary for productive pedagogical communication; the algorithm of the construction of musical, pictorial and theatrical visual aids is described as well as the requirements to them.

Ключевые слова: особенности и условия развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства; алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности; требования к музыкальной, изобразительной и театральной наглядности.

Keywords: the peculiarities and conditions of developing a future teacher's speech expressiveness with the means of visual aids of various art forms; the algorithm of the construction of musical, pictorial and theatrical visual aids; the requirements to musical, pictorial and theatrical visual aids.

Выразительность является одним из главных качеств речевой профессиональной культуры педагога, обеспечивающих профессионально-педагогическое общение и входящих в состав общепрофессиональных компетенций педагога, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения [1].

Для развития выразительности речи будущего учителя автором предлагается использование

© Байменова А. К., 2011

таких видов искусства, как музыка, живопись и театр. На основе принципа наглядности в обучении, обоснованного в педагогике [2], каждый из данных видов искусства может быть рассмотрен как средство наглядности (музыкальная наглядность, изобразительная наглядность, театральная наглядность) и допускает использование его для развития выразительности речи будущего учителя в целях продуктивного педагогического общения.

Из арсенала средств музыкальной наглядности нами был выбран вокальный жанр, а именно, музыкальные лингводидактические вариации (МЛДВ); из изобразительной наглядности - репродукции произведений живописи; в качестве театральной наглядности использовались кино-и видеофрагменты.

Обратимся далее к более подробной характеристике перечисленных средств наглядности и их роли для развития выразительности речи студентов.

Рассмотрим особенности использования музыкальной наглядности для развития выразительности речи будущего учителя.

В науке взаимосвязь речи и музыки, черты общности и различия между ними были выявлены в трудах по музыковедению [3], вопросы восприятия музыки, ее влияния на эмоциональное состояние и когнитивную деятельность человека изучались в исследованиях по психологии [4], способность музыки влиять на личность обучаемого рассматривалась в педагогике [5]. Однако особенности использования музыкальной наглядности для развития выразительности речи студентов не были исследованы.

В научной литературе в качестве основного паралингвистического средства выделяется интонация [6]. В связи с этим первый вариант использования музыкальной наглядности заключается в том, что МЛДВ, содержащие в себе речевые и интонационные образцы выразительности речи, используются в качестве опоры для речевых высказываний студентов.

По мнению Д. К. Кирнарской, песня является продуктом прочного, «двойного» залегания в человеческом мозгу, при котором мелодия выступает непосредственным стимулятором речи [7]. Поэтому второй вариант использования музыкальной наглядности состоит в том, что мелодия МЛДВ используется в учебном процессе для «припоминания» студентами текста МЛДВ на этапе развития педагогических умений использовать выразительную речь в различных ситуациях общения.

Переходим к характеристике изобразительной наглядности для развития выразительности речи студентов.

В отечественной науке об использовании картин для развития мышления и речи учащихся и

об их функциональных возможностях для развития связной речи писали в своих работах К. Д. Ушинский, Л. М. Зельманова, Т. А. Ладыженская [8].

Как показал эксперимент, изобразительная наглядность используется для автоматизации и совершенствования умений студентов говорить выразительно. В процессе работы над репродукциями картин большое значение имеют и изобразительно-выразительные средства живописи (цвет, рисунок, ритм, выразительность мазков и т. д.).

Театральная наглядность также играет важную роль для развития выразительности речи будущего учителя.

В науке взаимосвязь театрального и педагогического искусства, возможности использования театральных технологий в учебном процессе изучались в трудах по педагогике [9]. Однако вопросы, связанные с использованием театральной наглядности для развития выразительности речи студентов педагогических специальностей, остаются вне поля зрения исследователей.

Педагогический эксперимент показал, что и театральная наглядность может успешно использоваться для совершенствования выразительности речи студентов. Конструирование театральной наглядности осуществляется таким образом, чтобы она являлась образцом использования вербальных и невербальных средств выразительности речи.

Анализ особенностей различных видов искусства позволил сформулировать педагогические условия использования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности в целях развития выразительности речи будущего учителя.

Первое условие - комплексное использовании музыкальной, изобразительной и театральной наглядности в процессе обучения, предполагающее максимальное воздействие на эмоциональную сферу личности студентов.

Хотя вопрос о необходимости разнообразного воздействия на органы чувств учащихся для успешности обучения уже рассматривался в исследованиях по педагогике [10], однако проблема развития выразительности речи с этой точки зрения не изучена.

Второе условие эффективного развития выразительной речи средствами наглядности искусства состоит в дифференцированном использовании этих средств. Суть предлагаемой дифференциации заключается в том, что музыкальная и изобразительная наглядность используются для обучения студентов основным характеристикам выразительности речи, а театральная - для развития у них педагогических умений использовать рассматриваемое качество речи для продуктивного педагогического общения. Данная дифференциация основывается на последовательности трех этапов в процессе иноязычного говорения

(мотивационно-побудительного, ориентировочно-исследовательского и исполнительного), выделяемых в научной литературе [11].

В целях определения содержания работы преподавателя на занятиях по развитию выразительности речи студентов нами был разработан поэтапный алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности.

В разработанном нами алгоритме использованы методические рекомендации, предлагаемые в диссертации Т. Н. Гниловой [12], посвященной использованию музыкальной наглядности для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников; в научных работах Л. М. Зель-мановой, Т. А. Ладыженской, Л. А. Ходяковой [13], затрагивающих вопросы применения репродукций произведений живописи в процессе пре-

подавания учащимся русского языка; в монографии по подготовке учителя иностранного языка средствами театральных технологий Е. Г. Каши-ной [14].

Алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности представлен в табл. 1.

Приведем примеры каждого средства наглядности для развития выразительности речи учителя. Образцом музыкальной наглядности может служить МЛДВ по теме «Семья. Взаимоотношения в семье», мелодической составляющей которой является «Песня Чебурашки» из одноименного мультипликационного фильма (композитор В. Шаинский). В рамках работы над музыкальной наглядностью студенты знакомятся с новым и повторяют необходимый для дальнейших рече-

Таблица 1

Алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности

Вид наглядности Поэтапные действия преподавателя Требования к конструируемой наглядности

Музыкальная наглядность Выбор мелодии для млдв 1. Популярность, узнаваемость. 2. Яркость, выразительность. 3. Несложный ритмический рисунок. 4. Немногоголосность мелодии. 5. Диапазон голосовых партий мелодии не должен превышать одной октавы

Создание рифмованного текста к выбранной мелодии 1. Соответствие тематики текста МЛДВ интересам и коммуникативным потребностям студентов, текст должен содержать проблему и являться стимулом для речевого высказывания. 2. Необходимость наличия в тексте языковых и речевых моделей, иллюстрирующих использование средств выразительности речи. 3. Соответствие уровню языковой подготовки студентов. 4. Согласованность мелодии и текста по ритму. 5. Соответствие текста МЛДВ объему текста обычной песни (2-3 куплета + рефрен). 6. Соответствие тематики и содержания текста тональности мелодии, ее ритму, гармонии, характеру

Изобразительная наглядность Подбор репродукции картины 1. Коммуникативная содержательность картины, побуждающая студентов к речевым высказываниям. 2. Функциональная выразительность художественных приемов и средств картины, обеспечивающая возникновение у студентов потребности к использованию в речи средств выразительности, соответствующих коммуникативной цели. 3. Соответствие содержанию и характеру МЛДВ. 4. Обеспечение студентов положительным эмоциональным настроем

Театральная наглядность Подбор кино и видеофрагментов 1. Достоверность применяемых кино- и видеофрагментов, иллюстрирующих использование средств выразительности, адекватных и неадекватных ситуации педагогического общения. 2. Соответствие кино- и видеофрагментов характеру и содержанию музыкальной и изобразительной наглядности. 3. Воспроизводимость кино- и видеофрагментов, то есть их ограничение по времени, количеству участников

вых высказываний лексико-грамматический материал предложенных речевых образцов, отрабатывают интонационные рисунки основных коммуникативных типов предложений, имеющихся в тексте МЛДВ, тренируются в использовании новых фразеологических единиц, стандартизированных речевых клише и т. д.

В качестве примера изобразительной наглядности в рамках названной темы выступит репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка», работа над которой имеет два направления: обсуждение сюжета и главных героев для стимулирования речевых высказываний студентов и обсуждение изобразительно-выразительных средств произведения, расширяющих диапазон средств выразительности речи студентов за счет использования в процессе дискуссии тропов и фигур речи.

Примером театральной наглядности послужит видеофрагмент урока, в котором учитель оценивает ответ учащегося, применяя комплекс вербальных и невербальных средств выразительности, адекватность использования которых в представленной ситуации педагогического общения необходимо оценить студентам.

С учетом вышеперечисленных особенностей применения средств наглядности различных видов искусства в процессе работы над выразительностью речи студентов автором была теоретически обоснована и разработана технология развития данного качества речи для продуктивного педагогического общения.

Суть данной технологии состоит в том, что взаимосвязанное использование интересующих нас средств наглядности искусства (каждое из которых в ходе работы над речью студентов сопровождается комплексом специально подобранных заданий) обеспечивает максимальное воздействие на эмоциональную сферу личности студентов и, как следствие, мотивацию к порождению речевых высказываний. При этом обогащается арсенал средств выразительности речи студентов.

Предпринятое нами исследование показало значимость для совершенствования навыков выразительной речи комплекса специально подобранных заданий. Автором проведена классифи-

кация данных заданий по разным основаниям: характеру деятельности студентов, целевой направленности их деятельности, характеру предлагаемых данных, способу их предъявления.

Проиллюстрируем содержание заданий, выделенных по характеру предлагаемых данных, для разных видов наглядности.

1. Задание с исходными данными для музыкальной наглядности: прослушайте фрагменты МЛДВ и подберите к ним интонационные рисунки из ряда предложенных.

2. Задание с недостающими исходными данными для изобразительной наглядности: опишите героя предложенной репродукции картины по данному ниже плану, самостоятельно подбирая подходящие для этого тропы и фигуры речи.

3. Задание со свободным выбором для театральной наглядности: распределите роли в парах и разыграйте следующую ситуацию педагогического общения: «Учащийся не подготовил домашнее задание, учитель выясняет причину этого и в зависимости от причины выстраивает тактику своего речевого поведения, используя средства выразительности, адекватные сложившейся ситуации педагогического общения».

Для определения эффективности предлагаемой технологии развития выразительности речи студентов педагогических специальностей средствами наглядности различных видов искусства на факультете иностранных языков Орского гуманитарно-технологического института был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 110 студентов. Всех участников эксперимента мы условно разделили на две группы: контрольную и экспериментальную.

На заключительной стадии опытно-экспериментальной работы проведена итоговая диагностика уровней развития выразительности речи студентов. Динамика изменения уровня развития выразительности речи студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп отражена в табл. 2.

Сопоставление данных, представленных в таблице, свидетельствует о существенном росте результатов в экспериментальной группе на продуктивном и на творческом уровнях и резком снижении на репродуктивном уровне. Это объясня-

Название уровня Констатирующий этап Формирующий этап

ЭГ КГ ЭГ КГ

Репродуктивный 65,2 63 39,1 52,3

Продуктивный 27,3 30,5 37,1 34,5

Творческий 7,5 6,5 23,8 13,2

Таблица 2

Динамика уровней развития выразительности речи студентов педагогических специальностей (в %)

А. Ю. Васильева. Формирование дизайнерских умений.

ется тем, что для реализации педагогических условий развития выразительности речи будущего учителя был организован основной этап опытно-экспериментальной работы, включающий в себя три уровня: теоретический, методический и практический.

Теоретический уровень ставил своей целью развитие у будущих педагогов установки на углубление знаний, необходимых для выразительности речи в процессе педагогического общения. Для этого использовались такие активные методы обучения, как лекция, дискуссионное обсуждение проблемы, которые способствовали более глубокому осмыслению основной проблематики выразительности речи педагога.

Целью методического уровня развития речевой культуры являлась организация деятельности студентов, в процессе которой создавалась установка на применение знаний, усвоенных на теоретическом уровне, развитие и совершенствование речевых умений выразительности речи.

На практическом уровне решались задачи стабилизации сформированных установок, системы знаний и умений, а также раскрытия возможностей для творческого поиска и самовыражения будущего специалиста.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп показал, что применение технологии развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства для продуктивного педагогического общения позволило получить положительную динамику уровня развития выразительности речи студентов педагогических специальностей.

Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, выдвинутую в исследовании. Анализ его результатов свидетельствует о том, что разработанная в ходе исследования технология развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства для продуктивного педагогического общения эффективна и может быть использована в учебном процессе.

Примечания

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки: Педагогическое образование / Министерство образования РФ. М., 2009.

2. Песталоцци И. Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений. М., 1939; Ушинский К. Д. Вопросы воспитания: в 2 т. М., 1953.

3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971; Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л., 1947.

4. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006; Ашмарин И. И. Музыкальность как культуро-генный феномен («вторая природа» создает «вторые связи») // Мир психологии. 2000. № 3. С. 133-142.

5. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. М., 1995.

6. Филлипова О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация. М., 2001.

7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.

8. Ушинский К. Д. Указ. соч.; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя. М., 1984; Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.

9. Кашина Е. Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Самара, 2003; Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

10. Ушинский К. Д. Указ. соч.

11. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

12. Гнилова Т. Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2001.

13. Зельманова Л. М. Указ. соч; Ладыженская Т. А. Указ. соч.; Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие. М., 2000.

14. Кашина Е. Г. Указ. соч.

УДК 377.5 : 75

А. Ю. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается теоретический аспект формирования дизайнерских умений у студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» в университете. В ней раскрываются понятие, структура дизайнерских умений, задачи, содержание, методы, условия эффективного формирования дизайнерских умений на основе изучения композиционно-художественного формообразования у студентов университета.

The article is focused on the theoretical aspects of forming university students' design skills. It reveals the contents and structure of design skills, the aims, contents, methods and conditions of effective formation of students' design skills on the basis of studying compositional and artistic form shaping.

Ключевые слова: формирование, педагог дизайна, композиционно-художественное формообразование, дизайнерские умения, дизайн-образование, компоненты, творческий проект, композиция, метод проектирования, проектная деятельность.

Keywords: shaping, teacher of design, compositional and artistic form shaping, design skills, design education, components, creative project, composition, method of designing, design activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Васильева А. Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.