Научная статья на тему 'Формирование дизайнерских умений на основе композиционно-художественного формообразования у студентов университета'

Формирование дизайнерских умений на основе композиционно-художественного формообразования у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДИЗАЙНА / КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКИЕ УМЕНИЯ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / КОМПОЗИЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SHAPING / TEACHER OF DESIGN / COMPOSITIONAL AND ARTISTIC FORM SHAPING / DESIGN SKILLS / DESIGN EDUCATION / COMPONENTS / CREATIVE PROJECT / COMPOSITION / METHOD OF DESIGNING / DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Алена Юрьевна

В статье рассматривается теоретический аспект формирования дизайнерских умений у студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» в университете. В ней раскрываются понятие, структура дизайнерских умений, задачи, содержание, методы, условия эффективного формирования дизайнерских умений на основе изучения композиционно-художественного формообразования у студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дизайнерских умений на основе композиционно-художественного формообразования у студентов университета»

ется тем, что для реализации педагогических условий развития выразительности речи будущего учителя был организован основной этап опытно-экспериментальной работы, включающий в себя три уровня: теоретический, методический и практический.

Теоретический уровень ставил своей целью развитие у будущих педагогов установки на углубление знаний, необходимых для выразительности речи в процессе педагогического общения. Для этого использовались такие активные методы обучения, как лекция, дискуссионное обсуждение проблемы, которые способствовали более глубокому осмыслению основной проблематики выразительности речи педагога.

Целью методического уровня развития речевой культуры являлась организация деятельности студентов, в процессе которой создавалась установка на применение знаний, усвоенных на теоретическом уровне, развитие и совершенствование речевых умений выразительности речи.

На практическом уровне решались задачи стабилизации сформированных установок, системы знаний и умений, а также раскрытия возможностей для творческого поиска и самовыражения будущего специалиста.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп показал, что применение технологии развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства для продуктивного педагогического общения позволило получить положительную динамику уровня развития выразительности речи студентов педагогических специальностей.

Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, выдвинутую в исследовании. Анализ его результатов свидетельствует о том, что разработанная в ходе исследования технология развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства для продуктивного педагогического общения эффективна и может быть использована в учебном процессе.

Примечания

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки: Педагогическое образование / Министерство образования РФ. М., 2009.

2. Песталоцци И. Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений. М., 1939; Ушинский К. Д. Вопросы воспитания: в 2 т. М., 1953.

3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971; Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л., 1947.

4. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006; Ашмарин И. И. Музыкальность как культуро-генный феномен («вторая природа» создает «вторые связи») // Мир психологии. 2000. № 3. С. 133-142.

5. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. М., 1995.

6. Филлипова О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация. М., 2001.

7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.

8. Ушинский К. Д. Указ. соч.; Зельманова А. М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя. М., 1984; Аадыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.

9. Кашина Е. Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Самара, 2003; Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

10. Ушинский К. Д. Указ. соч.

11. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

12. Гнилова Т. Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2001.

13. Зельманова А. М. Указ. соч; Аадыженская Т. А. Указ. соч.; Ходякова А. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие. М., 2000.

14. Кашина Е. Г. Указ. соч.

УДК 377.5 : 75

А. Ю. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается теоретический аспект формирования дизайнерских умений у студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» в университете. В ней раскрываются понятие, структура дизайнерских умений, задачи, содержание, методы, условия эффективного формирования дизайнерских умений на основе изучения композиционно-художественного формообразования у студентов университета.

The article is focused on the theoretical aspects of forming university students' design skills. It reveals the contents and structure of design skills, the aims, contents, methods and conditions of effective formation of students' design skills on the basis of studying compositional and artistic form shaping.

Ключевые слова: формирование, педагог дизайна, композиционно-художественное формообразование, дизайнерские умения, дизайн-образование, компоненты, творческий проект, композиция, метод проектирования, проектная деятельность.

Keywords: shaping, teacher of design, compositional and artistic form shaping, design skills, design education, components, creative project, composition, method of designing, design activity.

© Васильева А. Ю., 2011

Современные условия развития общества предъявляют новые требования к характеру направленности образовательной практики и субъекту образовательного процесса. Так, одним из требований к специалисту высшего профессионального образования, в частности педагогу профессионального обучения (дизайн), является овладение дизайнерскими умениями, которые являются залогом успеха в любой художественно-проектной деятельности. Специалист профессионального обучения в области дизайна осуществляет проектную деятельность в процессе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Образовательная программа специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» ориентирована на подготовку специалистов по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической и проектной. При этом проектная деятельность направлена на формирование дизайнерских умений, что способствует развитию гармоничной и творческой личности педагога дизайна. В связи с этим композиционно-художественное формообразование нами рассматривается в качестве одного из средств формирования дизайнерских умений будущего специалиста. Успешное решение данной проблемы в сфере дизайн-образования мы реализуем в разработке методической системы формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна, а базой реализации этой идеи является курс «Формообразование».

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема формирования дизайнерских умений у студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» недостаточно изучена в отечественной и современной педагогике, разработана в теории профессионального образования. Решение данной проблемы является не только требованием времени, но и поиском такой формы организации обучения, которая приведет к повышению качества знаний выпускников профессиональной школы, их социальной зрелости и профессиональной компетентности.

Базой для разработки исследуемой проблемы являются труды в области дизайна, связанные с подготовкой будущего педагога дизайна профессионального обучения (С. М. Кожуховская, Ю. В. Назаров, Е. В. Ткаченко и др.), с проблемой формирования умений: в процессе обучения специалиста-дизайнера (А. А. Вилкова), профессионально-художественных (Ю. Ю. Артемьева), художественно-конструкторских (А. П. Гаврилен-ко), профессиональных конструктивно-графических (Н. Д. Калина), проектных (С. А. Гаврицков), креативных (Л. С. Байтимерова), дизайнерских (Р. И. Набиев).

Несмотря на существенный интерес ученых и их полученные результаты исследования, пробле-

ма формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна в системе профессионального образования остается недостаточно разработанной.

Актуальность исследования проблемы формирования дизайнерских умений у студентов профессионального образования определяется:

- тенденциями в образовании, связанными с необходимостью формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна;

- повышением требований уровня профессиональной компетенции будущих педагогов дизайна в связи с изменениями социально-экономических условий в стране;

- нереализованным потенциалом высших образовательных учреждений при подготовке выпускников, обладающих необходимым уровнем дизайнерских умений;

- недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса целенаправленного формирования дизайнерских умений у студентов средствами композиционно-художественного формообразования в системе профессионального образования.

В своем исследовании Е. А. Климов определяет умения как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий [1]. Методические и методологические основы формирования учебных умений и навыков глубоко разработаны в трудах психологов и педагогов (О. А. Абдуллина, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый, К. К. Платонов, С. А. Рубинштейн, В. А. Сластенин).

В исследовании А. П. Гавриленко определяются особенности понятия художественно-конструкторских умений. По её мнению, это синтез, а точнее, сплав двух слагаемых одновременно: в художественных умениях работников искусства это художники-прикладники и конструкторские умения инженеров-конструкторов, имеются в виду некоторые особенности данных специалистов, работающих в соответствующих областях искусства, науки и техники и т. д. Она выявила простые и сложные художественно-конструкторские умения, а также умения средней сложности [2].

С. А. Гаврицков дает понятие «проектные умения» - это способ постановки задач, выдвижения гипотез, выбора методов решения, построения обобщений и выводов, анализа результатов деятельности [3].

Нами уточнено понятие «дизайнерские умения», которое понимается как совокупность художественных, проектных и конструкторских действий по целенаправленному изменению объекта в соответствии с законами красоты и функциональности на

основе ранее полученных теоретических знаний в новых и разнообразных ситуациях.

Исходя из данного понятия была определена структура дизайнерских умений, которая состоит из компонентов художественных, проектных и конструкторских умений.

Содержание художественных умений состоит из следующих компонентов: использование графических средств выразительности (точка, линия, штрих, пятно); применение законов, приемов и правил цветоведения; составление композиции средствами гармонизации художественной формы (контраст, нюанс, ритм, статика, динамика и т. д.); художественно-эстетическое оценивание.

Содержание проектных умений состоит из следующих компонентов: осуществление предпроек-тного анализа проблемной ситуации; определение цели и задач проекта; выбор методов и способов решения задачи; выполнение эскизного проекта; последовательного выполнения творческого проекта; оформление проектной документации; защита и самооценка проекта; использование компьютерного сопровождения.

Содержание конструкторских умений состоит из следующих компонентов: узнавание и выделение объекта; сборка объекта из готовых частей (синтез) или построение с помощью чертёжных инструментов; расчленение, выделение составных частей (анализ); видоизменение или преобразование объекта по заданным параметрам; сборка нового объекта из преобразованного предмета, или из видоизменённого.

Термин «формирование» выбран нами, так как он наиболее точно передает сущность констатируемого процесса. Под формированием личности в психологии понимают совокупность способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных ценностей, воспитать социально-психологические качества и определить своеобразный склад мышления [4].

Для формирования дизайнерских умений необходимо вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, в активную творческую деятельность при решении разнообразных жизненных и профессиональных проблем. Мы рассматриваем процесс формирования дизайнерских умений на занятиях учебного курса «Формообразование», где изучаются законы, правила, средства композиционно-художественного формообразования.

Основные задачи курса:

- расширение кругозора, освоение общей, профессиональной и методологической культуры;

- достижение высокого уровня психолого-педагогической и методической грамотности;

- повышение уровня специальной компетентности;

- развитие интуиции, креативности, способности к постоянному самосовершенствованию;

- осуществление индивидуального подхода, коллективного обсуждения результатов, с выявлением межпредметных связей, анализом возможного практического применения.

Композиционное формообразование - это процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой соотносятся с задачей привнесения человеческой меры в объекты техники, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, включенной в процесс жизнедеятельности [5].

В лекционном процессе новые темы раскрываются концептуально, крупными блоками, с указанием необходимости, важности и значимости материала, очерчиваются проблемы и тенденции их решения. Излагается теоретический материал с использованием дидактических пособий, наглядного материала (таблицы, образцы проектов), презентаций, интерактивной доски.

При формировании дизайнерских умений на занятиях формообразования перед студентами необходимо поставить четкую цель, которую они будут осознавать, понимать то, чему они должны научиться в процессе практического занятия, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, быстро и правильно решать творческие задачи дизайн-проекта).

Большое значение в формировании всех компонентов дизайнерских умений (художественных, проектных и конструкторских) придается упражнениям, которые должны быть разнообразны. Благодаря им происходит совершенствование умений, деятельности в целом. Студенты учатся чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в изображении, анализировать предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения.

В ходе практических занятий решаются типовые ситуации и задачи, например серия формирующих упражнений «геометрия и структура», в которых достигается приемлемый для данной ситуации профессионализм действий руками и головой. Основная задача звучит так: расчленить геометрическую фигуру (квадрат, круг и др.), используя ее виртуальные оси, решая при этом задачи на выявление симметричных и асимметричных структур геометрических фигур. Постепенно упражнения усложняются, в них появляются новые условия, например построить композицию из геометрических фигур в статичном и динамичном характере. Последующее упражнение - выполнить композицию из геометрических фигур с использованием нюансных и контраст-

ных хроматических цветов при учете их зрительной удаленности.

Выполненные упражнения позволяют каждому студенту решить свою индивидуальную творческую задачу, например составить композицию на основе статичного и динамичного сочетания фактурных и рельефных форм на тему «Рекламная вывеска».

Практические занятия позволяют преподавателю глубже разобраться в индивидуальных способностях каждого студента, с тем чтобы спланировать задание для самостоятельной творческой работы. Например, построить и выполнить в макете глубинно-пространственную композицию с выражением ее замкнутого, открытого или острого пластического характера на тему «Интерьер выставочной экспозиции».

Таким образом, в процессе практических занятий усваиваются определенные алгоритмы решений творческих задач проектирования дизайн-форм, запланированных в разработанной программе дисциплины формообразования.

Дизайнерские умения у студентов формируются поэтапно. На первом этапе планируется формировать теоретические знания графических средств композиционно-художественного формообразования на лекционных и практических занятиях. В процессе профессиональной подготовки студентам предлагается ряд творческих заданий (упражнений): организация графической плоскости точками; построение линейно-графических композиций; выполнение тоновой и цветовой композиции. На втором этапе формирования дизайнерских умений студенты исполняют композиции, используя средства гармонизации художественной формы (контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, ритм и метр, масштаб, пропорции и др.). На третьем этапе выполняют задания: выявление пластического характера рельефных форм; построение фронтально-пространственной композиции. На последнем этапе создают глубинно-пространственную композицию с использованием принципов композиционно-художественного формообразования (рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность и др.).

Существенную роль в формировании дизайнерских умений играет самостоятельная работа студентов, в которой решается более сложная композиционная задача с использованием изученных приемов, но по-своему переработанных и дополненных. В этих заданиях дается возможность проявить свои способности и вкус в создании целостной композиции, в понимании ее закономерностей и грамотном использовании художественных средств выразительности. Чтобы

задание для самостоятельной работы являлось продолжением творческой мыслительной деятельности, оно подбирается преподавателем индивидуально для каждого студента с учетом интеллектуальных способностей, темперамента, интересов. Для этой цели широко используется, кроме прочих, метод проектирования, позволяющий ориентировать студентов изначально на самостоятельность. Контроль качества результатов творческой самостоятельной работы проводится в форме защиты автором созданного проекта перед преподавателем и остальными студентами. Защищающийся должен продемонстрировать знание основных теоретических положений, обеспечивающих проект, охарактеризовать существенные признаки, объяснить принципы, заложенные в работу творческого проекта, доказать его жизнеспособность. Лучшие проекты становятся основанием для выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ; докладываются на студенческих научно-практических конференциях.

Приведенный опыт организации творческих заданий в процессе самостоятельной работы студентов с использованием индивидуального подхода способствует внутренней мотивации к творческой деятельности, стимулирует творческое отношение к изучаемой дисциплине и, в конечном счете, решает главную задачу - формирует дизайнерские умения.

Таким образом, процесс композиционно-художественного формообразования позволяет расширять кругозор о дизайн-проектировании у студентов университета, повышать уровень специальной компетентности, достигать методической грамотности, развивать интуицию, креативность, способность к постоянному самосовершенствованию, формировать дизайнерские умения.

Примечания

1. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 462 с.

2. Гавриленко А. П. Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Курский гос. ун-т. Курск, 2006. 257 с.

3. Гаврицков С. А. Формирование проектных умений будущих учителей технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: дис. . канд. пед. наук / Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. 201 с.

4. Психология творчества: Общая, дифференцированная, прикладная / под ред. Ф. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. 224 с.

5. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования. М.: Академия профессионального образования. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.