РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Выразительность речи, модель компетентности учителя в применении выразительности речи
для продуктивного педагогического общения, средства искусства.
Целью данного исследования являются научное обоснование, конструирование и экспериментальная проверка эффективности технологии обучения средствами искусства выразительности речи будущего учителя.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается потребность новой школы в чутких, внимательных к интересам школьников, открытых ко всему новому учителях, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе людьми.
Решение перечисленных задач происходит в процессе педагогического общения, при котором значительное место принадлежит речевому мастерству учителя. Это обусловлено тем, что успешность обучения школьников зависит во многом не только от решения специалистом узких предметно-профессиональных задач, но и задач межличностного общения между педагогом и учащимися, установления между ними положительного эмоционального контакта, что обеспечивается владением педагогом таким качеством речи, как выразительность.
В научных исследованиях вопросы, связанные с обучением выразительности речи учителя любого предмета, рассмотрены недостаточно. В последние годы появились диссертационные работы, посвященные выразительности речи учителя-филолога (З.А. Гаджиханов, Е.М. Казанцева, Г.Н. Можайцева, Е.Н. Рощина, С.В. Чернышов) и будущих журналистов (А.В. Горбунова).
В исследовании автором была разработана модель компетентности учителя в применении выразительной речи для продуктивного педагогического общения, основанная на данных научных исследований, посвященных проблемам подготовки учительских кадров и компетентности педагогов (Ф.Н. Гоноболин, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин), и включающая в себя три компонента - психологический, когнитивный и операциональный (табл.).
Когнитивный компонент включает в себя знание основных характеристик выразительности речи (эмоциональность, экспрессивность, образность, оценочность) и соотношения между ними, а также знание всех средств выразительности речи, применяемых в педагогическом общении, знание специфики употребления средств выразительности речи в различных ситуациях педагогического общения. Операциональный компонент включает в себя совокупность методических умений учителя, владеющего выразительностью речи для продуктивного педагогического общения. Психологический компонент составляет ряд способностей учителя с позиции применения выразительной речи в педагогическом общении, разработанный автором на основе педагогических способностей, выделенных Ф.Н. Гоно-болиным. Важность учета данного компонента объясняется тем, что в речи человека проявляется его психологический облик. «Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развити-
ем такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа» [Рубинштейн, 2005, с. 415].
Каждый из названных компонентов является показателем компетентности учителя в применении выразительной речи: психологическим, когнитивным, операциональным. В исследовании автором были разработаны три уровня развития соответствующей компетентности учителя и критерии оценки этих уровней.
Таблица
Модель компетентности учителя в применении выразительной речи для продуктивного педагогического общения
3
я
и
8
Ё
я
1-
£
<ц
я
о
я
я
§
Знания:
- знание основных характеристик выразительности речи (эмоциональность, экспрессивность, образность, оценочность) и соотношения между ними;
- знание всех средств выразительности речи, применяемых в педагогическом общении;
- знание особенностей использования средств выразительности речи в различных ситуациях педагогического общения
й
ы
н
ь
тн 8 і
оо
ип
цм
ао
рк
е
п
о
Умения:
- умение выбирать средства выразительности речи, адекватные ситуации педагогического общения и содержанию учебного материала, а также предвидеть результаты ее реализации;
- умение передавать информацию учащимся либо стимулировать с помощью средств выразительности речи их самостоятельность при поиске учебной информации;
- умение принимать и интерпретировать информацию учащихся, используя весь арсенал средств выразительности для обмена знаниями, идеями, мыслями в процессе педагогического общения;
- умение организовывать учебную деятельность учащихся, поддерживать общение, используя средства выразительности в зависимости от создавшейся педагогической ситуации
й и к с е ч и
голохи
и
с
С
тн
е
н
о
п
Способности:
- самостоятельность и креативность в выборе средств выразительности речи при решении задач педагогического общения;
- наблюдательность при восприятии средств выразительности речи учащихся;
- такт и чувство меры при использовании средств выразительности речи;
- воображение в процессе проектирования собственной речи, подбора средств выразительности, адекватных ситуаций педагогического общения
В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика исходного уровня развития выразительности речи 41 студента первого курса факультета иностранных языков Орского гуманитарно-технологического института, которая показала следующие результаты: 44,4 % студентов имеют низкий уровень, 32,5 % - средний уровень, 23,1 % - высокий уровень. Это свидетельствует о том, значительное количество студентов имеют низкий уровень развития выразительности речи.
Исследование показало, что повышение уровня развития выразительности речи студентов возможно при условии применения в процессе их обучения таких средств искусства, как музыка, живопись и театр. Комплексное использование данных видов искусства дает возможность воздействовать на личность студента всеми основными видами искусства -пространственными (живопись), временными (музыка), пространственно-временными (театр). Это обогащает не только эмоциональную сферу личности студента, обеспечивая тем
Педагогика
самым его мотивацию к порождению речевых высказываний, но и его арсенал средств выразительности речи вследствие взаимосвязи изобразительно-выразительных возможностей данных видов искусства, их подчинения общим закономерностям и связи с речевой выразительностью.
Охарактеризуем особенности применения средств искусства в образовательном процессе вуза. Рассмотрим возможности использования музыки и живописи для обучения основам выразительности речи в процессе изучения филологических дисциплин Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования.
Применение музыки в целях обучения студентов эмоциональности и экспрессивности речи объясняется, во-первых, тем, что музыка, специфическая особенность которой заключается в звуковом характере ее материала, является искусством, связанным с человеческим слухом, и музыкальная интонация имеет сходство с интонациями человеческой речи. В свою очередь, интонация, являясь одним из главных паралингвистических средств речевой выразительности, обладает выделяемой в научной литературе функцией обозначений и выражений эмоций [Филлипова, 2001, с. 12]. Во-вторых, экспрессивность может реализовываться в речи с помощью паралингвистических средств, выполняя «функцию усиления» эмоциональности речи [Галкина-Федорук, 1958, с. 117].
Использование изобразительного искусства для обучения следующим двум компонентам выразительности речи - образности и оценочности - обусловлено способностью живописи через цвет, рисунок, выразительность мазков и т. д. воздействовать на мысли и чувства зрителя. Заставляя зрителя переживать изображенную художником действительность, живопись дает возможность обучаемому при общении с ее произведениями раскрывать для себя представленные в них образы и взаимосвязи, вызывающие определенные эмоциональные переживания и активизацию мыслительных процессов, что требует вербального выражения.
Рассмотрим возможности использования театрального искусства при изучении студентами психолого-педагогических дисциплин Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Применение театрального искусства в процессе обучения выразительности речи дает студентам возможность актуализировать их выразительную речь всеми средствами выразительности и развивать у них педагогические умения в применении выразительности речи, необходимые для продуктивного педагогического общения.
С учетом перечисленных особенностей применения средств искусства автором в исследовании была теоретически обоснована и разработана методическая система развития выразительности речи студентов педагогических специальностей, включающая в себя целевой, содержательный, операционально-деятельностный и результативный компоненты обучения.
Рассмотрим подробнее операционально-деятельностный компонент. Он реализуется в аудиторной (лекции, семинары, практические занятия и др.) и во внеаудиторной (кружки, разговорные клубы иностранных языков и др.) формах обучения. Основными приемами обучения выразительности речи студентов выступают прием максимальной концентрации, аналитический диспут, музыкальный фрагмент, музыкальная драматизация, музыкальная опора. К основным средствам развития выразительности речи студентов педагогических специальностей относятся пакеты музыкальной наглядности (музыкальные лингводидактические вариации, включающие в себя необходимый речевой материал для решения задач педагогического общения), изобразительной наглядности (репродукции произведений живописи, стимулирующие использование в речевых высказываниях студентов различных средств выразительности речи) и театральной наглядности (видеофрагменты различных ситуаций педагогического общения, служащих основой создания студентами собственных театральных этюдов для решения различных задач педагогического общения), каждый из которых сопровождается комплексом заданий-упражнений для студентов. Данные задания-упражнения могут быть классифицированы по различным основаниям.
Проиллюстрируем содержание заданий-упражнений, выделенных на основе характера деятельности студентов. К ним относятся репродуктивные, продуктивные и креативные задания-упражнения.
Приведем примеры каждого из перечисленных типов.
1. Повторите (пропойте) вслух вслед за диктором фрагмент музыкальных лингводидактических вариаций, точно соблюдая интонационный рисунок предложения.
2. Опишите сюжет предложенной репродукции картины, выбирая необходимые для этого средства выразительности речи, содержащиеся в тексте музыкальных лингводидактических вариаций.
3. Распределите роли в парах, подберите средства выразительности речи, соответствующие ситуации педагогического общения, создайте и продемонстрируйте театральный этюд к следующей ситуации: «Учитель обсуждает с учеником оценку, которой ученик недоволен. Оба участника разговора должны обосновать свою точку зрения и убедить собеседника».
Исследование показало, что применение данной методической системы развития выразительности речи будущего учителя для продуктивного педагогического общения позволило получить положительную динамику уровня развития выразительности речи студентов педагогических специальностей.
Библиографический список
1. Галкина-Федорук Е.И. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Профессору Московского университета академику В.В. Виноградову в день его 60-летия: сб. ст. по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1958. С. 103-124.
2. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы: сб. / под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М, 1962. С. 232-274.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 191 с.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». иЯЪ: http://www.krem-1in.ni/news/6683
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
7. Филлипова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. 192 с.