УДК 34 ББК 67
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
НАДЕЖДА ПАВЛОВНА МАЙЛИС,
профессор, доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного
комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: jlmaylis@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы использования специальных знаний в правоохранительной деятельности и в процессе организации расследования преступлений, в частности. Актуальность поднятых проблем обусловлена тем, что появление новых видов преступности, способов совершения преступлений, новых объектов исследования, требуют повышения эффективности экспертной деятельности.
В статье уделено внимание подготовке судебных экспертов, проблемам взаимодействия следователя и эксперта.
Ключевые слова: специальные знания, судебная экспертиза, методы, методики исследования, организация расследования преступлений, профессиональная этика.
Annotation. The article deals with the problematic issues drawing on expertise in law enforcement and in the organization of the investigation of crimes, in particular. The urgency of the issues raised due to the fact that the emergence of new types of crime, modus operandi, new objects of study, demanding higher efficiency expert activity.
The paper paid attention to the training of forensic experts, the problems of the interaction of the investigator and expert.
Keywords: expertise, forensics, methods, techniques, research, organization of crime investigation, professional ethics.
Организация расследования преступлений представляет собой достаточно сложный процесс и состоит из ряда составляющих. Одной из них является использование специальных знаний, которое всегда востребовано в раскрытии и расследовании преступлений, так как оказывает существенную помощь в доказывании. Как известно, специальными знаниями обладают лица, прошедшие специальную профессиональную подготовку и наделенные правом производить судебные экспертизы. Судебная экспертиза расширяет познавательные возможности следователя и суда и является наиболее квалифицированной формой использования специальных знаний при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Результаты экспертного исследования оформляются специальным процессуальным документом — заключением эксперта, которое является доказательством по делу.
В целях повышения эффективности организации расследования и раскрытия преступлений в целом, для хорошо отлаженной системы использования специальных знаний, необходимо совершенствовать экс-
пертную деятельность путем внедрения, как новых методов и методик исследования, так и подготовку судебных экспертов.
Относительно совершенствования экспертной деятельности, прежде всего, следует постоянно изучать следственную практику, в том числе знать новые виды преступлений, способов их совершения, которые влекут за собой появление новых объектов исследования. Осведомленность экспертов в этом направлении зависит от четкого взаимодействия их со следователем. Оно должно осуществляться в виде консультирования по поводу назначения экспертиз, отбора образцов, формулирования вопросов эксперту, а также в виде систематического ознакомления работников следственных подразделений о современных возможностях экспертных исследований, правилах обнаружения и изъятия объектов, содержащих доказательственную информацию. Так, например, при расследовании экономических преступлений, важное значение имеет своевременное изъятие компьютерной информации, которая может быть уничтожена подозреваемым.
Такое взаимодействие судебного эксперта и следователя влечет в свою очередь соблюдение ряда этических норм, т.е. профессиональной этики. Профессиональная этика у каждого из них, наряду с общими правилами морали, имеет свою специфику. Рассмотрение этих вопросов, на наш взгляд, представляется весьма актуальным по ряду причин.
Во-первых, вопросам этики взаимодействия этих субъектов недостаточно уделялось внимания в криминалистической литературе. Во-вторых, новации на законодательном уровне: принятие уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (УПК РФ) и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗоГСЭД 2001г.), внесли коррективы в отношения между судебным экспертом и следователем. Изложенное вызывает необходимость по-новому переосмыслить нравственные правила в их взаимодействии. Не рассматривая подробно все составляющие профессиональной этики этих субъектов, отметим, что главным во взаимодействии следователя и эксперта, должна быть корректность поведения обоих, добросовестность при выполнении своих обязанностей, честность, принципиальность и объективность. Только такой подход позволит целенаправленно придти к установлению истины в раскрытии и расследовании любого дела.
Другим блоком, обеспечивающим качественное использование специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений и в доказывании в целом, является подготовка судебных экспертов. Особое место в судебно-экспертной деятельности занимает подготовка и переподготовка судебных экспертов по новым видам судебных экспертиз. Сложности вызывают новые виды преступлений в сфере компьютерных технологий, экономики, налогообложения и других. В этой связи появление новых объектов исследования требует разработки более совершенных или новых методов исследования. Этому способствуют современные достижения научно-технического прогресса, использование инновационных технологий, благодаря которым удается решать экспертные задачи на более качественном уровне. Подготовка экспертов осуществляется на разных уровнях. В высших учебных заведениях, специализирующихся по подготовке экспертных кадров и непосредственно в государственных экспертных учреждениях.
Подготовка экспертных кадров в высших учебных заведениях представляет собой особый дидактический процесс. Методы и организационные формы обучения основ судебной экспертизы в целом, и ее отдельных
направлений отличаются от преподавания других дисциплин.
Подготовка экспертов в экспертных учреждениях осуществляется под руководством опытного эксперта — наставника. Эксперту — стажеру сразу прививают ответственность при обращении с вещественными доказательствами, то есть соблюдения необходимых правил работы с ними.
Более того, наставник осуществляет не только общий контроль за выполнением каждой экспертизы в целом, но и за всем ходом решения экспертных задач. Безусловно, такое индивидуальное обучение более эффективно, чем в учебных заведениях. Слушатели не могут оценить всю ответственность при производстве учебной экспертизы и составлении заключения. Поэтому, при подготовке экспертов в учебном заведении особое внимание должно быть уделено практическим занятиям и контрольным экспертизам. При их проверке следует проявлять большую требовательность. Целесообразно разбирать эти экспертизы, а не просто делать замечания, исправлять неточности и возвращать на доработку.
Более длительное время требуется на подготовку экспертов, не имеющих высшего юридического образования. Наряду со специальными знаниями, например, в области экономики, химии, строительства, товароведения и т.п., судебный эксперт должен овладеть правовыми знаниями. Их важно знать не только для соблюдения процессуального законодательства при производстве и оформлении заключения эксперта, являющегося доказательством по делу, но, главное, для правильной криминалистической оценки полученных результатов. Знать и четко соблюдать требования, предъявляемые к заключению, как процессуальному документу. В качестве основополагающих требований выделяют — относимость, допустимость и достоверность, что обязательно учитывается при оценке заключения процессуальными субъектами.
Для того чтобы обучение экспертным специальностям было эффективным и качественным необходимо, чтобы и преподаватель совершенствовал свои знания и постоянно взаимодействовал с практическими работниками.
С тем чтобы обеспечить всесторонность учебного процесса, преподаватель должен ориентироваться в новых экспертных методиках, современных технических средствах, должен знать новую не только учебную, но и научную литературу.
Важной составляющей в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, является не только усвоение теории и практики судебной экспертизы, но
122
Вестник Московского университета МВД России
№ 11 / 2015
и сложных вопросов этического характера, отражающих профессиональную мораль.
Эксперт, являясь одним из участников процесса, обязан выполнять определенные нравственные нормы, обусловленные его профессией. Эти нормы отличаются своей специфичностью от аналогичных норм других юридических специальностей и, в частности, от следственной и судебной этики.
К общим моральным нормам, выражающим такие нравственные начала у эксперта, относятся, в первую очередь, принципиальность, объективность, добросовестность, беспристрастность, самостоятельность и самокритичность. Именно эти начала, прежде всего, должны реализовываться в деятельности эксперта.
В целях повышения качества подготовки экспертов необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с другими образовательными, научно-исследовательскими и экспертными учреждениями по обмену опытом при проведении учебных занятий и по
подготовке экспертных кадров. В этом аспекте весьма эффективной формой является участие преподавателя в рецензировании работ методического характера, новых разработок и методик, представляемых для апробации и последующего внедрения в экспертную практику. Новации, получившие одобрение на научно-методическом совете (НМС) в экспертных учреждениях, необходимо использовать в учебном процессе.
Таким образом, в процессе организации расследования преступлений использование специальных знаний имеет важное значение, так как способствует установлению истины по делу, и является неотъемлемой частью судопроизводства в целом. Качество проведения судебных экспертиз зависит от должного уровня подготовки экспертов. Такая подготовка при получении профессиональных знаний специалистами и экспертами должна осуществляться с учетом достижений научно-технического прогресса, использования инновационных технологий и запросов практических органов.
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.