П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-т&1: [email protected]
Д.М. Мурзаева, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-таН: [email protected]
З.М. Рамазанова, канд. филол. наук, доц. каф. филологического образования, Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, Е-т&1: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Обучение учащихся младших классов иностранному языку - это чрезвычайно важная сторона образовательного процесса, сопряженная с рядом трудностей. Вместе с тем, это и крайне важный жизненный этап школьников. Потому образовательные организации включают в программу курсов иностранных языков такие формы взаимодействия учителя с обучающимися, которые были бы нацелены на максимально эффективное усвоение материала, а также предполагали умение пользоватьсяусвоенными №роках анвыкомрьуаачыаых оитуациях.С этойцелью в статьерассматриваютсяследующие методы и технологии: ролевые игры, постановка спектакля, «моя копилка», урок-мюзикл, внеклассная работа, информационные и проектные технологии. В качестве примеотаехальто оьтсывоетвя рхСова пеуаьогардбрчающнхьяна уроват алзлинтото тьта.
Ключевые слова: иностранный язык, начальная школа, проектные технологии, коммуникативные навыки, инновационные формы обучения, сотрудыичеатво.
В начольвдй шкхле очаоНутвевименнмыофррм дехтельноттсявляытса инновационная работа, поскольку она способствует развитию у обучающихся необходимых коммуниеалиьоыхоавтков, твуроосева и аетивности. Важным ух-ловием инновационной работы является обеспечение релевантных, комфортных условий, в коцонытвеявесвность oеyчрющиххяTтдeхьирPалeeэффeктиннрЙ. Именно ради начальной школы, в которой воспитание ребенка соответствует промежутком егочтввмитехьнтго лимностнокоразвитив, аклеayьрх исаользхра-ние метода проекта, ролевых игр, драматизации.
Для yвыpжыcириуыepхcхыИyкоющисляпхомхн яютсяттоТыхлесвосхгои, которые предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную работы в рамках класса, позвеллющиршвхльн ьк эффокеивах разотавт от нехехвды-мые коммуникативные навыки. Применение фрагментов технологии «Языковой Портфель» хбех нeквврeхyвылирeчиcыxтивa ции в изучении иностранного языка среди школьников, а это, в свою очередь, ведёт к повышению общей результативности и является онномоз эаументов фyнаимeнтхалдрэxтмированвл твдр-ческих навыков и самореализации.
Технхвхгии нpкоиухxyxl"xыыоиeнйяврeя^yxхaвляютштхаьникамвиз-можность грамотно организовывать свою деятельность, максимально полно оценивать ч ххжвюлнват ь изучаемый матер и ад а также бтaрxпpьятнx вв яет на развитие навыков сотрудничества. Так, на уроке по теме «Путешествие в Лондон» XкlлaаборнФЧУнa xыыдyющатлитхaцая:учнщьтxтyтптaваяюнхяв Лондон, чтобы узнать больше о достопримечательностях столицы Великобритании. Часcвучноихоя,тxнлиxьx оpюpypым,0рфeт сытв в англойxырУxемва. Тип проекта смешанный, поскольку в нем имеются элементы исследовательских, творчлекнxиpалeнФ-згpовыхыeньxлxгиН.FГaСртонидтиалкрxм птедчи-лагает несколько стадий. На первом уроке учащимся была предложена ситуация и охганинаворx вухелхе (^"^ир-вд^ь^ирххннввегхххыоржавиуасдыще1"х проекта. В итоге обсуждения были обозначены проблемы, выделены векторы деятельнолтк,xyxоднлак плоюШомнмxэтогаакexeкве /^ы^о^с^^^хгдб^гв погружения используются такие материалы, как макет карты Лондона, фотографии и «выезднрхцеи» длxтдп0имдзaтeфрныстньгxслдa, а такжeгpыйpйеeа-визит. На начальном этапе урока организовано повторение клише этикетного характера («в мхрркрчы».«В кхФоюйЮррошьвлх нррстт»ге. д.) Ю-
Прзафеиленнрраченргхаатеррара каждаягруппа представила свое сообщение.
Учащиехя гриппв^г 1инсценирхвапи пахавка на свинлет. «Стюардесса» производила посадку, приветствуя пассажиров, просила их предъявить билет, прхмыи в ралхнхммххета, хХмлуживжаирмх рр^юя^с^а^т^ж. Обучаемые, получившие роль пассажиров, просили попить воды, сока, чая, послушать музыку, парахывллн абед.
Учащиеся группы № 2 по прибытии в гостиницу были направлены в англий-ркрмзнмвмыляерл ьнейшего проживания. Эта группа провела сюжетно-ролевую игру «В гостях у семьи Смит», используя речевые клише этикетного характера, диалаиижеахиемванрлегилевкиемхюкапвыа нмя.
Участники группы № 3 после отдыха в отеле отправились в магазин, а группа № 4 - поужинать в кафе.
Вечером большинство участников отправляется ознакомиться с досто-рриаечательнеитхвиВрееоиа.Пользуяжв ыемхвжмиилише, объединенными в группу «Asking the Way», спросили у местного жителя, как пройти к заданной ешхлхпеииечивенвихати. Слашаяхбъяхдения меытиыгнжииеля, нарисовали свой путь на карте, прошли по макету карты центра Лондона до нужного объекта. аыаыхлвноятпиыраеаенрмрадхнвжпаафепляламв мнявлынием слайда с изображением искомой достопримечательности. Все этапы урока сопровождались празнжтхжиейпаыурег РытМхармертмрпхдгатжнехуеИлчыщимися и учителем. Центральными задачами таких занятий являются практические, заданные учите-лым задычи, вазяивающие ждвыки аидирхваврярговлвежря.Л конце урока резюмируются результаты (рис. 1.)
ПррртмннрреШя пaныкpвмядывaаиcледашхжeжптоды и технологии:
- ^(^л^^гл в аяглрйхкхмязы1ке - это одновремен-
но и обучение, и развитие речевых навыков, и тренировка памяти, и коррекция прырзиоше н ря.Ывпювмяхлвнхлепы е нгрвмемиапах ааглрпхкх го языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя над-еепаыРмоИра^ог/i хмгепхао вpмнрлармтpйигаы. КовемахНсепью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.
Изменения б языковом отношении —> умение купить товар б магазине, сделать заказ, спросить дорогу
Вклдд в оощее развитие Н
умение играть социальною роль, выразительно и эмоционально говорить
Изменения б деятельности оощення —> умение коллективно благодарить, спрашивать, предлагать и т.д.
ИТОГИ УТОКА
V_
Овладение универсальными действиями—» способность самостоятельно искать нужную информацию
РисЛРезультатыурока потеме«ПутешествиевЛондон»
- Постановка спектакля. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
- «Моя копилка». Это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда - результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.
- Урок-мюзикл. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика, на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся.
- Внеклассная работа. Она оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету. Внеклассная работа выражается в проведении недели иностранного языка, фестивалей и традиционных праздников культур: «Halloween», «Three Piglets», «Literary Diligence».
- Информационные технологии. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как «Euro Tallk», «Learn to Speak English». Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: «Числительные», «Цвета радуги», «Магазины и покупки» и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. Учащиеся начальной школы изучают информатику со второго класса, поэтому многие делают презентации на различные темы, составляют мини - проекты «Мой лю-
Библиографический список
бимчик», «Мы идем в зоопарк», «Моя школа», «Дом, милый дом». В старших классах практически по каждой теме выполняются проекты с презентацией в Power Point. [2]
- Проектная технология. В начальной школе возможно использование мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, а также продолжительных проектов, требующих для их выполнения нескольких уроков. Проекты могут быть как индивидуальными (например, коллаж или альбом «Разрешите представиться - это я», «Мое фамильное дерево»), так и групповыми («Мы о себе», «Наш родной город»). Со второго по четвертый класс применяются проектные задания следующего типа:
1. «Мы анкетируем друг друга». Детям предлагаются различные варианты анкетного опроса:
а) «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином).
2. «Мы оформляем коллаж». Каждый ребёнок работает дома самостоятельно, используя фотографии, рисунки и презентации; детям предлагаются темы и ориентировочный план:
а) «Я о самом себе» (мое имя, имена моих родителей, сестёр, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);
б) «Мой родной город» (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);
3. «У нас сегодня 'салатный урок'» (проводится в рамках темы «Еда») Заранее распределяется, кто и что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). На уроке организуется тренировка детей в использовании лексики, необходимых для общения и клише с опорой на принесенные предметы и совместно созданные презентации. Затем класс разбивается на группы, каждая получает свое задание (на английском языке) - нарезать морковь, натереть яблоко, накрыть на стол и т. д. - и идёт выполнять его к столу с соответствующей вывеской: «Морковный стол», «Яблочный стол».
Учитель-«консультант» задаёт вопросы на английском языке: «Что ты делаешь?», «Что это?», «Какого цвета?», дает советы: «Режь аккуратно», комментирует действия детей: «Молодец, ты делаешь всё правильно» и т. д.
Интерактивные методы обучения наиболее важны на начальном этапе обучения грамматике английского языка: например, при изучении и употреблении глагола «to be». Для того чтобы материал урок вызывал у обучающихся интерес, можно пользоваться приёмом сказки, то есть подавать информацию следующим образом: «В лесу есть озеро, называют то озеро «to be», что значит «быть, находиться». И водятся в том озере разные рыбки; зовут тех рыбок «am», «is», «are»...»
Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.
1. Савченко Л.И. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения. Первое сентября. 2011.
2. Левицкая И. Инновационные методы обучения английскому языку младших школьников. Available at:: https://infourok.ru
3. Саидова Я.М., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Структура и содержание межкультурной компетентности. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 524 - 526.
4. Рамазанова З.М., Абдурахманова П.Д. Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 358 - 360.
5. Рамазанова З.М., Абдурахманова П.Д. Методические подходы использования компьютерных обучающих программ и видеоматериалов при обучении школьников старших классов английскому языку. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 360 - 363.
References
1. Savchenko L.I. Innovacionnye formy obucheniya na urokah anglijskogo yazyka kak sredstvo razvitiya kreativnosti mladshih shkol'nikov i povysheniya rezul'tativnosti obucheniya. Pervoe sentyabrya. 2011.
2. Levickaya I. Innovacionnye metody obucheniya anglijskomu yazyku mladshih shkol'nikov. Available at:: https://infourok.ru
3. Saidova Ya.M., Abdurahmanova P.D., Idrisova P.G. Struktura i soderzhanie mezhkul'turnoj kompetentnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 524 - 526.
4. Ramazanova Z.M., Abdurahmanova P.D. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case study v processe obucheniya shkol'nikov anglijskomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 358 - 360.
5. Ramazanova Z.M., Abdurahmanova P.D. Metodicheskie podhody ispol'zovaniya komp'yuternyh obuchayuschih programm i videomaterialov pri obuchenii shkol'nikov starshih klassov anglijskomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 360 - 363.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROTECTION OF LARGE FAMILIES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article reveals the features of social and pedagogical protection of large families in the Republic of Dagestan. Folk traditions of family education have the basis to serve as an effective means of education of children in modern conditions. The study reveals that it is in a large family with deep and branched roots of family ties that the most favorable situation for the preservation of national customs and folk traditions develops. It is concluded that a large family leads a more sedentary lifestyle, less likely to change their place of residence, place of work. In conversations with experts, parents of large families often express fear of changing the usual way of life, they have no inclination to risk and adventurism. This fear is justified by concern for their children.
Key words: social and pedagogical protection, large family, family, family socialization, children.