(VK
ЗЙ5ЙШ?
УАК 378.14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ИА Камаев, д. м. н., профессор, В.М. Леванов, к. м. н., доцент, С.И. Паламарчук, к. м. н., доцент, М.С. Гурьянов, к. м. н., Н.И. Гурвич, к. м. н., ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»
Использование телемедицинских технологий в форме телеконсультаций, видеолеший, мобильной медицины, трансляции научных конференций повышает качество преподавания медицинских дисциплин и позволяет развивать проведение дистанционных курсов обучения, включая в перспективе видеозачёты и видеоэкзамены. Разработка электронных учебных пособий и экспертно-тестируюших систем, организация обмена видеолекциями и видеосеминарами с другими вузами России, а также создание системы дистанционной консультативной поддержки выпускников, работающих в отдаленных районных центрах, являются перспективами развития информационно-образовательных технологий.
Using of telemedical technologies as teleconsulting, videolections, mobile medicine and scientific conferences' broadcasting up-grades the quality of teaching of medical subjects and gives the opportunity of developing of distance-training courses including video-credits and video-exams in the perspective. Elaboration of e-school-books and experts-testing systems, organizing of videolections' and videoseminars' exchange with other institutes of higher education as well as creating of the system of distant consulting of graduates working in remote areas are the prospects of development of informational-educational technologies.
Информационные и телекоммуникационные технологии стали символом наступившего XXI века, их прогресс во многом определяет уровень и стиль преподавания различных медицинских дисциплин. Не является исключением и кафедра общественного здоровья и здравоохранения. Напротив, имеется целый ряд особенностей, благодаря которым применение информационных технологий особенно актуально для повышения качества преподавания нашей дисциплины. В свою очередь, использование новых информационных инструментов в медицине настоятельно требует разработки организационных механизмов, и это удел организаторов здравоохранения.
Наиболее ранним и теперь уже традиционным является использование компьютерной техники при подготовке методических рекомендаций, конспектов лекций, иллюстративного материала, ведении отчётной и рабочей документации, научных статей и диссертационных работ.
Весьма эффективным стало объединение возможностей компьютерной и оргтехники при проведении лекций и семинаров для студентов, что позволило значительно повысить их информативность и наглядность.
Значительным подспорьем в получении новой информации для подготовки учебных материалов стало изучение информационных ресурсов Интернета по общественному здоровью и здравоохранению.
Преподаватели получили доступ к электронным версиям журналов, материалам научных конференций, статьям, опубликованным в электронной сети.
Особенно важным для преподавания дисциплины является получение из сети новейших приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, что позволяет давать студентам новейшую информацию по проводимым реформам служб здравоохранения, директивным документам,
изменениям в приказах практически сразу после её появления.
Но наиболее концентрированным направлением, основанным на применении информационно-телекоммуникационных технологий, является телемедицина.
Варианты использования телемедицинских технологий -это телеконсультации, видеолекции, мобильная медицина, трансляция научных конференций и т. д.
В декабре 1999 г. приказом Департамента здравоохранения Нижегородской области на базе ГУЗ НОКБ им. Н.А. Семашко был создан региональный телемедицинский центр. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «НижГМА Росздрава» практически с самого начала его деятельности осуществляет научно-методическое руководство развитием телемедицинских технологий в регионе. А в 2002 г. была создана Секция телемедицинских технологий при Координационном совете по здравоохранению Приволжского федерального округа, и весь накопленный к тому времени опыт был перенесён и на другие регионы ПФО. Об эффективности работы Секции свидетельствует уже тот факт, что за 5 лет число телемедицинских центров в регионах ПФО возросло с 6 до 12, причём многие из новых центров использовали опыт Нижегородской области. К нам приезжают за опытом не только из ПФО, но и из других регионов России.
В 2002 г. кафедрой был разработан элективный курс телемедицины, включающий лекции и практические занятия на базе телемедицинского центра. В феврале 2002 г. программа курса была утверждена решением Учёного совета НижГМА. Тем самым НижГМА Росздрава стала первым вузом в регионах России, где было введено элективное преподавание телемедицины (в 1997 г. подобный курс был введён в МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва).
І\4\
ЗЙЗЗЯЯ?
Нужно отметить, что НижГМА и МГУ с 2000 г. сотрудничают
при подготовке кадров по телемедицине. В частности, проводятся взаимные видеолекции, а один из курсов был синхронизирован и одновременно проводился со студентами двух вузов в г.г. Нижнем Новгороде и Москве, а в 2005 году на базе факультета фундаментальной медицины был проведён экспериментальный очный курс по 36-часовой программе для нижегородских врачей, где было подготовлено 9 специалистов по телемедицине.
В 2003 г. элективный курс был адаптирован и введён в преподавание областного Центра повышения квалификации среднего медперсонала (для медсестёр), а в 2005 г. в Нижегородском техническом университете (для будущих инженеров по медтехнике).
Программа курса используется также при проведении выездных районных семинаров по телемедицине, областных школах-семинарах по телемедицине, обзорных лекциях, которые несколько раз читались в программах различных сертификационных курсов ЦПК ППС НижГМА Росздрава (по функциональной диагностике, терапии, неврологии, организации здравоохранения), а также при проведении видеозанятий для регионов ПФО (например, Башкортостана в 2006 г.).
Исследования кафедры в области информационных технологий не исчерпываются только образовательным аспектом телемедицины. Возможности новых телемедицинских технологий были испытаны в нескольких организационно-технических экспериментах совместно с фондом «Телемедицина» (г. Москва) в 2005 г., корпорацией «Интел» в 2006 г., Институтом медико-биологических проблем РАН в 2007 г. В частности, испытывались различные режимы связи и наборы оборудования для телеконсультаций и телеобразования.
Основным инструментом стали мобильные телемедицинские комплексы, снабжённые спутниковой антенной либо антенной системы WiMAX («вай-макс»), медицинским оборудованием и оргтехникой, что позволяло проводить как видеолекции, так и телеконсультации.
В ходе выполненных проектов профессорско-преподавательским составом НижГМА была проведена демонстрационная операция (профессор А.В. Базаев), прочитано несколько лекций по организации здравоохранения (профессор И.А. Камаев, доцент В.М. Леванов) и клиническим дисциплинам (ассистенты О.В. Занозина, М.А. Мелёхина).
За последние 7 лет под потранажем кафедры было опубликовано 5 монографий и методических пособий по телемедицине. Защищена кандидатская диссертация. Готовятся к выходу из печати ещё два методических пособия.
В 2000-2007 г. результаты работы по изучению, внедрению и применению телемедицинских технологий были доложены на 7 международных и 12 федеральных научных форумах, на 3 международных выставках («Инфоком-2003», «Медицина -2004», «Инфоком-2005»). Например, в текущем году нами были представлены доклады на 2 международных конферен-
циях в г. Москве и на 4-м Конгрессе по космической медицине в Берлине. Опубликовано свыше 40 научных работ.
Начаты совместные проекты в области телеобразования с другими вузами. Так, в настоящее время завершается первый дистанционный курс тематического усовершенствования стоматологов, который проводят с использованием видеоконференцсвязи преподаватели Московского государственного стоматологического университета. В программе курса - 15 видеолекций и видеоэкзамен.
Уже в течение нескольких лет развивается сотрудничество с рядом других московских организаций: факультетом фундаментальной медицины Московского госуни-верситета им. М.В. Ломоносова, Институтом медикобиологических проблем РАН, Учебно-исследовательским центром космической биомедицины, Фондом «Телемедицина». В рамках этого сотрудничества регулярно проводятся видеолекции как для нижегородских, так и для московских врачей и студентов по вопросам информационных технологий, телемедицины (ТМ).
Развитие телеобразовательного направления мы, прежде всего, связываем с выполнением программы создания областной телемедицинской сети, которая была утверждена в рамках Программы информатизации здравоохранения области Законодательным собранием области.
Создаются центры и кабинеты ТМ в 17 ЛПУ, в настоящее время работают 10 центров и кабинетов ТМ, оснащённые комплексами ВКС. В настоящее время телеконсультации и видеолекции проводятся из ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» с Арзамасской городской больницей № 1, Богородской, Шахунской, Дивеевской ЦРБ, ЦМСЧ г. Сарова. Начаты видеосеансы с Семёновской и Большеболдинской ЦРБ.
Перспективы информационных и телекоммуникационных технологий в образовании видятся следующие:
1. Обмен видеолекциями по общественному здоровью и здравоохранению (ОЗЗ) для студентов НижГМА Росздрава с вузами регионов ПФО (в т. ч. на паритетной основе).
2. Проведение видеолекций и учебных циклов по ОЗЗ из московских вузов.
3. Разработка электронного учебного пособия по ОЗЗ, в т. ч. с использованием WEB-CD-технологий.
4. Создание системы дистанционной консультативной поддержки для выпускников НижГМА Росздрава, работающих в районах области (лекции, видеоконсультации по ОЗЗ и т. д.).
5. Разработка электронных тестирующих систем по ОЗЗ для студентов.
6. Развитие международного сотрудничества с проведением видеолекций и семинаров для студентов ФОИС из вузов зарубежных стран.
7. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, на наш взгляд, должно получить более
широкое представительство в образовательных вузовских программах.
Вд(\
ЙЙ5ЙШ?
Полученный нами опыт свидетельствует, что наряду с чисто технологическими аспектами, в их освоении имеется немало организационных, методологических и методических аспектов, изучение и преподавание которых наиболее близко кафедрам общественного здоровья и здравоохранения.
Поэтому мы считаем своевременным внесение элективного курса основ телемедицины в основную сетку часов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения и готовы к его адаптации на основе созданной уникальной научнометодической базы.
Выводы
1. Информационные технологии являются перспективным и высокоэффективным инструментом повышения качества преподавания общественного здоровья и здравоохранения.
2. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения имеет многолетний опыт использования компьютерной и оргтехники в учебном процессе.
3. Внедрение и использование телемедицинских технологий в целях телеконсультирования и телеобразования
является научным и практическим направлением работы кафедры, включая отработку ТМ-технологий, выпуск методических пособий, участие в перспективных научных проектах.
4. Полученный опыт проведения отдельных видеолекций по общественному здоровью и здравоохранению позволяет обоснованно говорить о возможности перехода к проведению дистанционных курсов образования по данной дисциплине, включая проведение видеозачётов и видеоэкзаменов.
5. Перспективами развития информационных технологий является разработка электронных учебных пособий и экспертно-тестирующих систем, организация обмена видеолекциями и видеосеминарами с другими вузами России, а также создание системы дистанционной консультативной поддержки выпускников.
6. Созданные научно-методологические предпосылки позволяют сохранять имеющийся приоритет в преподавании этой перспективной дисциплины.