и информационные
технологии
Етсё
ш
В.М.ЛЕВАНОВ,
к.м.н., председатель Секции телемедицинских технологий при Координационном совете по здравоохранению в Приволжском федеральном округе, заместитель главного врача ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им.Н.А.Семашко», г.Нижний Новгород
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В настоящее время телемедицинские (ТМ) технологии получили развитие в большинстве регионов Российской Федерации. Во многом это стало возможным благодаря реализации федеральных проектов Фонда «Телемедицина», Научного центра сердечно-сосудистой хирургии РАМН им.А.Н.Бакулева, Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии МЗ РФ и других организаций, выступивших в 90-х годах в качестве организационных и методических центров по внедрению нового класса технологий в практику здравоохранения регионов [1-3].
В результате образовались ТМ-структуры «второго уровня» - региональные телемедицинские центры.
Для большинства из них характера следующая динамика развития:
♦ создание инициативной группы специалистов, внедряющих ТМ-технологии на базе крупного учреждения здравоохранения региона в рамках участия в федеральном ТМ-проекте;
♦ трансформация этой группы в региональный ТМ-центр различной организационно-правовой формы;
♦ подключение к центру нескольких медицинских учреждений региона, формирование экспериментального участка ТМ-сети;
© В.М.Леванов, 2004 г.
♦ постепенное освоение районными и городскими больницами ТМ-технологий и рост объемов внутрирегионального обмена специализированной медицинской информацией клинического и образовательного характера.
В то же время степень развития внутрирегиональных ТМ-сетей остается различной, объединяя от 1-2 до 10-20 медицинских учреждений. При этом количественные показатели работы показывают, что большинство районных ТМ-кабинетов еще только начинают практическую работу и число оказываемых ими ТМ-услуг исчисляется единицами в год. Нами был проведен анализ работы региональных ТМ-центров Приволжского федерального округа (ПФО) [4].
Нужно отметить, что внедрение ТМ-технологий в ПФО имеет прочные традиции и достаточно длительный период развития. Хрестоматийными стали примеры многолетнего использования комплексов «ЭКГ по телефону», разработанных в Саратове, применения телеконсультаций в условиях чрезвычайной ситуации под Уфой в 1989 году. С 1997 года началось последовательное внедрение телемедицинских технологий и услуг в их современном понимании. Шесть лет назад в Мордовском госуниверситете им.Н.П.Огарева были начаты работы в рамках проекта «Москва - регионы России», организованного Научным центром сер-
гчш
www.idmz.ru кЛ
№7, 2004
дечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, а в Нижегородской областной больнице им. Н.А.Семашко - по программе Фонда «Телемедицина». В 1998 г. появился первый телемедицинский сайт Самарского медицинского информационно-аналитического центра. Тогда же в Республике Башкортостан была создана структура межрайонных консультативно-диагностических центров, осуществляющих обмен информацией по электронной почте. В 1999 г. были официально организованы два телемедицинских центра в Нижегородской области, а в 2000 году совместно с Фондом «Телемедицина» в Нижнем Новгороде был проведен первый курс обучения основам телемедицины с использованием телеобразовательных технологий.
Сегодня в Приволжском федеральном округе функционируют уже 10 ТМ-центров. Они открыты на базе областных и республиканских больниц и диагностических центров Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Чувашской Республики, Нижегородской, Пензенской, Саратовской областей, Оренбургского центра медицины катастроф, Самарского медицинского информационно-аналитического центра, Ульяновского медицинского университета.
Регионы Округа участвуют практически во всех федеральных проектах. За последние годы в целом ряде территорий активно создаются внутрирегиональные информационные медицинские сети. При этом в Удмуртской Республике, Кировской и Самарской областях информационные сети охватывают несколько сот медицинских учреждений. В Пензенской, Нижегородской областях, Башкортостане и Чувашской Республике приступили к созданию специализированных сетей ТМ-центров и кабинетов.
Показательна динамика объемов ТМ-деятель-ности. Так, если в 1999 г. во всех регионах Округа было проведено всего 46 телеконсультаций и 9 видеолекций, то в 2002 г. - 525 и 90 соответственно, а в 2003 г. по неполным данным - около 1000 телеконсультаций и 130 телеобразовательных мероприятий.
На настоящем этапе телемедицина, несмотря на быстрый прогресс и определенные успехи региональных и федеральных проектов, объективно находится в уязвимой фазе развития. Причиной этого прежде всего является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы и устойчивых механизмов финансирования. Как любая социальная система, для своего функционирования телемедицина жизненно нуждается в нормативно-правовом, экономическом, организационном и методическом обеспечении.
Наиболее активно работа велась в республиках Башкортостан, Мордовия, Кировской, Нижегородской, Пензенской и Самарской областях, в которых выполнено 80% общего числа ТМ-услуг.
Еще одна интересная тенденция прослеживается в их структуре: из года в год увеличивается доля внутрирегиональных телеконсультаций -если 5 лет назад их было всего 16%, то, начиная с 2002 г., они составляют более половины всех мероприятий. Это однозначно свидетельствует о росте самостоятельности региональной телемедицины.
Этому способствует принятие целевых региональных программ информатизации здравоохранения. Только в 2003 г. программы были приняты в Кировской, Нижегородской, Пензенской областях, Башкортостане и Чувашии, а в Удмуртской Республике такие программы регулярно принимаются с 1995 г.
В регионах апробированы различные модели ТМ-оборудования и программного обеспечения российских и зарубежных фирм. Используется
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
■
>
широкий спектр телекоммуникационных решений: от обычных низкоскоростных модемов до оптоволоконных кабелей, систем радиорелейной и спутниковой связи. То же относится к программному обеспечению и медицинскому оборудованию, профилям телеконсультаций. Итак, за 5 лет телемедицина в приволжских регионах накопила богатый опыт пилотных ТМ-проектов, некоторые из которых развернуты в полномасштабные программы, что позволяет рассчитывать на дальнейшее их развитие. Однако, если в 10 регионах к началу 2004 года были созданы ТМ-цент-ры, то в 5 регионах ТМ-активность отсутствует или остается минимальной.
Нельзя не упомянуть, что количественные показатели ТМ-деятельности, несмотря на их рост, существенно отстают от реальной потребности здравоохранения. Так, только отделениями санитарной авиации областных и республиканских больниц ежегодно выполняется от 500 до
Нижегородским телемедицинским центром совместно с Нижегород ской медицинской академией и Фондом «Телемедицина» за 2 год а были выпущ ены 3 учебно-методических пособия: «Телемедицина как учебная дисциплина», «Дистанционный анализ ЭКГ в работе службы функциональной диагностики» и «Телемедицина в неврологии». Этот комплекс мероприятий стал первым шагом для построения взаимодействия между регионами на основе ТМ-технологий, а в дальнейшем - создания окружной ТМ-системы, обеспечивающ ей телеконсультирование пациентов, телеобразование врачей, обмен научной и управленческой информацией.
1500 так называемых «советов по телефону», которые являются прямым показанием к проведению телеконсультаций. Исходя из этого критерия, потребность пока удовлетворяется менее чем на 5%.
На настоящем этапе телемедицина, несмотря на быстрый прогресс и определенные успехи региональных и федеральных проектов, объективно находится в уязвимой фазе развития. Причиной этого прежде всего является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы и устойчивых механизмов финансирования. Как любая социальная система, для своего функционирования телемедицина жизненно нуждается в нормативно-правовом, экономическом, организационном и методическом обеспечении [5,6].
Кроме того, в регионах сложилась парадоксальная ситуация: обилие федеральных, международных, ведомственных проектов привело, с одной стороны, к поиску и дублированию одних и тех же решений, нерациональному использованию ресурсов, технологической несовместимости оборудования и средств связи, а с другой, множество проблем оставались нерешенными прежде всего из-за организационной разобщенности центров, часто отсутствия элементарной информации о существовании друг друга.
Поэтому в 2002 г. родилась идея создания постоянно действующего коллегиального органа по телемедицине, что было реализовано на заседании Координационного совета по здравоохранению, проходившем в Саранске.
Нужно отметить, что создание Секции телемедицинских технологий (СТМТ) стало возможным при активной поддержке Представительства Минздрава России в Приволжском федеральном округе. Уже на первом заседании в апреле 2001 года в повестку был включен вопрос о телемедицине.
При организации Секции в ее состав по рекомендации органов управления здравоохранением регионов были приглашены представители всех 15 областей и республик Округа (руководители
гчш
www.idmz.ru кЛ
органов управления здравоохранением, ведущих медицинских учреждений, руководители информационно-аналитических и телемедицинских центров). Уже через месяц был обсужден Проект Концепции развития телемедицинских технологий в ПФО, который был утвержден Представителем Минздрава РФ 26.11.2002 г. [7].
Тем самым было заложено основание единой нормативной базы телемедицины окружного уровня, которая базируется на региональных программах информатизации здравоохранения.
Основной целью создания Секции были разработка и реализация программы развития телемедицины в Округе.
Задачами Секции являются:
♦ изучение и обобщение опыта регионов по развитию телемедицины;
♦ организация взаимодействия между регионами в ТМ- деятельности;
♦ содействие развитию региональных ТМ-систем;
♦ разработка нормативных документов регионального уровня;
♦ создание межрегиональной системы телеконсультаций;
♦ создание межрегиональной системы телеобразования;
♦ внедрение ТМ-технологий в управление системами здравоохранения.
Начальный период работы СТМТ был в основном посвящен отработке технологий взаимодействия между регионами, созданию инструментов общения для последующих совместных работ. Были отработаны схемы обсуждения вопросов по электронной почте, с использованием видеокон-ференц-связи и с размещением материалов на специализированном Интернет-сайте при проведении научных конференций.
Была создана система мониторинга ТМ-дея-тельности, благодаря которой на основе формализованных опросников, направляемых в органы управления здравоохранением, появи-
№7, 2004
лась возможность анализа ежегодной динамики развития телемедицины в регионах Округа.
На сайте Нижегородского регионального телемедицинского центра был разработан и создан раздел «Телемедицина Приволжья» - самостоятельный сайт Секции. На сайте размещены новости телемедицины приволжских регионов, материалы региональных форумов по телемедицине ПФО, официальные документы Секции, электронные адреса телемедицинских центров регионов, ссылки на телемедицинские ресурсы Интернета.
В октябре-декабре 2003 г. была проведена Первая электронная конференция ПФО по телемедицине. Телемедицинские технологии демонстрировались на международных выставках, проходивших на Нижегородской ярмарке («Медицина-2003», «Электронная Россия», «Инфоком-2003»). Менее чем за год были проведены три специализированных конференции по телемедицине: в Уфе (ноябрь 2003 г.), Казани (декабрь 2003 г.), Нижнем Новгороде (апрель 2004 г.).
Нижегородским телемедицинским центром совместно с Нижегородской медицинской академией и Фондом «Телемедицина» за 2 года были выпущены 3 учебно-методических пособия: «Телемедицина как учебная дисциплина», «Дистанционный анализ ЭКГ в работе службы функциональной диагностики» и «Телемедицина в неврологии». Этот комплекс мероприятий стал первым шагом для построения взаимодействия между регионами на основе ТМ-технологий, а в дальнейшем - создания окружной ТМ-системы, обеспечивающей телеконсультирование пациентов, телеобразование врачей, обмен научной и управленческой информацией.
Наверное, нет нужды приводить известные аргументы в пользу того, что объединение клинического, научного и педагогического потенциала регионов позволяет не только улучшить качество медицинской помощи и подготовки медицинских кадров, но и более рационально ис-
>
W-ЩШШ kill
и информационные
технологии
iHfTI f.
>
пользовать ресурсы, быстрее внедрять передовые технологии управления службами и учреждениями здравоохранения на основе обмена опытом и его широкого внедрения [8]. При этом телемедицина является практически единственным приемлемым механизмом адекватного обмена медицинской информацией.
Поэтому курс на объединение региональных ТМ-проектов представляется бесспорным.
Не претендуя на законченность, можно попытаться проанализировать основные направления возможного сотрудничества: совершенствование ТМ-технологий, развитие ТМ-услуг и наращивание локальных и региональных информационных сетей. Эти направления могут быть развернуты в следующие проекты:
♦ разработка Программы развития телемедицины в ПФО;
♦ создание рабочих документов для телемедицинских центров;
♦ проведение дистанционных курсов по обучению телемедицине с участием ТМ-центров ПФО;
♦ создание системы межрегиональных телеконсультаций и телеобразовательных мероприятий;
♦ разработка окружных стандартов проведения телеконсультаций;
♦ проведение совместных научных исследований по телемедицине;
♦ разработка организационных и технологических решений для локальных и региональных информационных сетей;
♦ совершенствование оборудования и программных продуктов для телемедицины.
Эти вопросы были обсуждены и получили одобрение на Первой научно-практической конференции ПФО «Телемедицина и современные медицинские технологии», состоявшейся в апреле 2004 г. в Нижнем Новгороде.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
1. Успешное развитие ТМ-технологий и услуг происходит в тех регионах, где оно опира-
ется на поддержку региональных органов власти в рамках реализации программ информатизации здравоохранения.
2. В развитии ТМ-технологий, наряду с успехами, наметились негативные тенденции, которые объективно тормозят возможность их широкого внедрения. Это отсутствие полноценной нормативной базы, устойчивых механизмов финансирования, единых медико-технологических стандартов, системы подготовки кадров по телемедицине.
3. Объединение усилий органов управления здравоохранением регионов, изучение и совместное применение уже накопленного опыта позволяют организовать единое информационное пространство Округа, включая нормативно-правовое, экономическое, технологическое, методологическое, организационное и кадровое обеспечение функционирования ТМ-систем. Все эти аспекты нуждаются в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, которые могут выполняться совместно, что ускорит их внедрение в практику.
4. В настоящее время большинство региональных ТМ-центров работают разобщенно, так как исходно они были ориентированы на различные федеральные, ведомственные и международные проекты. При этом большинство практических мероприятий носит экспериментальный характер, не оказывая ощутимого влияния на состояние здоровья населения регионов, уровень квалификации врачей и медсестер, систему управления структурами здравоохранения.
5. В то же время в каждом регионе имеются уникальные методы диагностики, лечения и профилактики определенных групп заболеваний, сосредоточенные в клинических и научных центрах. В регионах работают выдающиеся ученые, педагоги, и телемедицина дает возможность передавать их опыт студентам и врачам всех регионов Округа. Отсюда следует необходимость разработки системы межрегиональных телекон-
сультаций, видеолекций и учебных курсов, создание совместных сайтов Интернет-медицины.
6. Наконец, для полноценного использования телемедицинских технологий на каждом рабочем месте необходимо развитие локальных сетей учреждений здравоохранения с созданием баз данных пациентов, электронных архивов исследований, электронных историй болезни, экспертных информационных систем. Их приме-
нение позволит перейти на принципиально новый уровень использования ТМ-технологий, что сделает телеконсультации по-настоящему массовыми.
7. Тем самым представляется, что организация сотрудничества на уровне региональных ТМ-центров в рамках федеральных округов является важным компонентом создания единой российской телемедицинской системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Орлов О.И. Стратегическое управление телемедицинским проектом/Серия «Практическая телемедицина» под общей ред. акад. А.И.Григорьева. Вып. 2. - М.: ООО Фирма «Слово», 2002. - 56 с.
2. Столяр В.Л., Сельков А.И., Лядов К.В., Моисеев Г.Ф., Бармотин Г.В. Телемедицинская сеть Российской Федерации//Экономика здравоохранения. - 1999. - № 7,8/39.
- С.22-27.
3. Кобринский Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения. М.:МЦФЭР, 2002. - 176 с.
4. Леванов В.М. Формирование телемедицинской системы Приволжского федерального округа: обоснование целесообразности//Нижегородский мед. ж-л, 2001.
- Спец. вып. №1 «Здравоохранение Приволжского федерального округа». -С.131-137.
5. Orlov O.I., Levanov V.M., Merrell R.C., Lavrentyev V.A., Doarn C.R. A pilot telemedicine project in the Privolzhsky District, Russia//Telemed. J. E Health. - 2003.
- 9(3). - Р. 291-295.
6. Григорьев А.И. и др. Концепция федеральной целевой программы «Телемедицина в России»//О телемедицине и информационной политике в области охраны здоровья граждан Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М., 2002. - С. 58-69.
7. Концепция развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе//Нижегородский мед. ж-л. - 2003. - Спец. вып. №1 «Здравоохранение Приволжского федерального округа». - С.14-20.
8. Волынский Ю.Д. Телемедицина как медицинская и общественная проблема//Мед. визуализация. - 1998. - № 4. - С.36-42.