Дошкольник
Литература
1. Большая книга о маленькой школе / Под. ред. Т В. Све-тенко, И. В. Галковской. - Псков.: ПГПИ, 2003. - 336 с.
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
3. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте: метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2006. - 128 с. - (Академический школьный учебник).
4. Климанова Л.Ф. АБВГДейка. Аздука первоклассника. Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
5. Лазарев В.С. К рефлексии психологической теории мышления В. В. Давыдова // Теория и практика развивающего образования в школе В. В. Давыдова / Сборник статей. По материалам Юбилейной конференции, посвящённой 75-летию В. В. Давыдова. - М.: Научный мир, 2007. -336 с.
6. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева ИЮ. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / Е. М. Меттус. - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 272 с.
7. Савенков А.И. Одаренный ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федераци. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. -(Стандарты второго поколения).
9. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
10. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формированияначальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. -С. 30-36.
Е.Ю.Беленькова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ЗОНЫ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ДОУ
Как синхронизация работы полушарий мозга с учетом гендерных особенностей способствует развитию у ребенка пространственных представлений и речи?
Аннотация. Разработка основана на использовании синхронизации работы полушарий головного мозга. В данной работе предлагаются конкретные разработки занятий с использованием сенсорной зоны по развитию когнитивной сферы ребенка (пространственной ориентации и речи) с учетом его гендерных особенностей.
Ключевые слова: гендерный подход, синхронизация работы полушарий мозга, пространственные представления, речь.
ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛОШАДКАМИ»
(группа мальчиков)
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия
ЗАДАЧИ:
- способствовать развитию пространственной ориентации;
- развивать умение выражать в речи свои ощущения;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: силуэты лошадок; подбор звуков, которые издают лошадки; разрезные картинки лошадок; оборудование сенсорной комнаты: кубики, ребристая дорожка, предметы с гладкой, шероховатой поверхностью, картинки с лошадьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Психолог: «Давайте поприветствуем друг друга. Каждый придумает свой жест и с помощью него представится. (Выполняется ритуал приветствия) Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие с... А вот с кем,
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
33
Дошкольник
вы должны угадать». Мальчикам раздаются разрезные картинки лошадок. Дети собирают разрезные картинки и угадывают. Тот, у кого лошадка не похожа на других, назначается командиром.
2. Психолог: «Представьте, что вы превратились в лошадок. Придумайте имя для себя и покажите какое-нибудь движение, которое умеют делать лошадки.»
Упражнение «Придумай и покажи»
3. На веселке подвешены силуэты лошадок. «Посмотрите на их форму, на каждую часть тела. Теперь пусть каждый дотронется до той, которая ему нравится и приведет в движение свою лошадку» (развитие внимания, воображения)
4. Игра «Услышал? Повтори»
Цель: развитие слухового внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Звучит подбор звуков, которые издают лошади (галоп, шаг, ржание и т.д.) Дети слушают и повторяют.
«Молодцы. Вы очень точно изображали движения».
5. Беседа:
1. Подберите как можно больше слов о движении лошадей: скачет, несется, бежит, мчится, бьет копытом и т.д.
2. Детям показывают картинки с лошадьми в движении. Необходимо рассказать, что происходит на картинке. «Хорошо. Каждый правильно описал картинку».
6. А теперь мы с вами отправимся в путешествие. Проверим, все ли готовы? командир,
34
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Дошкольник
ты тоже повторяй упражнения и следи за тем, чтобы все правильно выполняли.
Дети выполняют реципрокные упражнения: (развитие межполушарного взаимодействия)
1. «Колечко»
2. «Кулак-ребро-ладонь»
3. «Лезгинка»
4. «Зеркальное рисование»
5. «Ухо-нос»
6. «Змейка»
«Молодцы, вы всех готовы, вы очень хорошо повторяли за мной упражнения. Что скажет наш командир? Тебе понравилось, как дети выполняли. Итак, мы идем. Первым пойдет командир».
Дети идут по кругу, преодолевая препятствия: перешагивают через стул - это пова-
Обсуждение: на что похожи поверхности, что они вам напоминают, какие ощущения вызвали поверхности.
7. «Лошадки скакали, ходили, а теперь устали» Упражнение на релаксацию.
Дети ложатся на ковер, звучит музыка, мягкий свет.
Визуализация: «Закройте глаза и представьте себя в просторной степи, где огромное пространство до горизонта. Светит солнце, растут низкие травы, цветы, дует ветер, развивая волосы. Можно лежать, раскинув руки и слушать щебетание птиц, дуновение ветра, шелест трави чувствовать запахи».
После завершения «Раз, два, три... открываем глаза, медленно поднимаемся и мы снова оказываемся в нашем детском саду»
ленное дерево, идут по кубикам - это кочки, идут по ребристой поверхности - это мостик. Пришли на поляну. На поляне расположены поверхности: гладкие и шероховатые. Потрогать поверхности сначала руками, потом ногой.
8. Рефлексия. «Вот мы и вернулись из путешествия» Детям раздаются камешки темного и светлого оттенков.
Вспомните, что происходило на нашем занятии. Когда положите камешек темного
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
35
Дошкольник
цвета, скажите, что вам понравилось, а когда светлого - что не понравилось»
Психолог: «Мне сегодня с вами было легко, интересно»
В конце занятия похвалить каждого мальчика за что-то.
ЗАНЯТИЕ (группа мальчиков) «ПУТЕШЕСТВИЕ С СОБАЧКАМИ»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи:
- развивать умение ориентироваться по схеме лабиринта;
- развивать способность выражать свои ощущения;
- развивать доброжелательные отношения друг с другом.
Материалы: веселка с силуэтами собачек, разрезные картинки собачек, лабиринт, ориентированный картинками, изображения домиков, оборудование сенсорной комнаты: кубики, ребристая дорожка, предметы с гладкой, шероховатой поверхностью, картинки с собачками, тарелочки с кусочками продуктов на каждого ребенка, картинки с изображением этих продуктов.
1. Приветствие.
- Дети приветствуют друг друга прикосновением ладошек.
- Детям раздают разрезную картинку «Собака» (каждому отдельную часть).
Психолог: «Соберите из отдельных частей того, с кем мы отправимся в путешествие. А командиром мы выберем того, знает загадку про собаку (если нет таких детей, то можно посчитаться; если знают многие, то можно предложить выбрать того, кто знает больше всех).
игра «Приветствие» (с «Веселками»)
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психологического комфорта.
Психолог: «Ребята, подойдите к «Веселке», посмотрите на этих собачек. Пусть каждый дотронется для них рукой, и собачки будут двигаться. Посмотрите на их движение.
2. Упражнение «Придумай и изобрази»
Психолог: представьте себя собакой. Какая она? Придумайте имя собачке. И изобразите движение, которое умеет делать собака.
3. Упражнение: «Лабиринт» (модификация методики «Лабиринт»)
Детям раздают схему лабиринта, путь по которому ориентирован картинками. В кабинете развешены картинки, указывающие правильность пути. Каждый ребенок приходит к своему домику по схеме пути.
4. Игра «Будь внимателен»
Цель: стимулировать внимание, учить быстро и
точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под музыку. Затем педагог называет действия собак, и дети изображают эти действия (бежит, лает, сидит, чешется за ушком, грызет кость, рычит, лакает воду и т.д.). По окончании упражнения вопрос: «Назовите, какие действия выполняла собака?»
5. Зарядка.
Дети выполняют реципрокные упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Змейка».
6. «А теперь командир отведет нас на необычную полянку. Там много вещей, которые вами еще не изведаны, а может уже встречавшиеся вами. Дети перемещаются в сенсорный уголок, где на тарелочках накрытые салфеткой лежат кусочки продуктов: лук, лимон, огурец, конфета, хлеб и т.д., а рядом лежат карточки с изображением соответствующих продуктов.
«Найдите карточки с теми продуктами, которые лежат на ваших тарелочках и, которые вам надо попробовать».
Обсуждение: «Все ли смогли определить продукт и найти нужную картинку?»
7. Релаксация. Звучит спокойная музыка.
Визуализация: «Представьте себя на огромной площадке, незнакомой вам. Вам все интересно, вы исследуете каждый уголок, принюхиваетесь и чувствуете приятный запах. Это запах чего? Вспомните этот предмет и посмотрите мысленно на него, почувствуйте его запах еще раз.
8. Рефлексия. «Вот мы и вернулись из путешествия. (Детям раздаются камешки и перышки.) Вспомните, что происходило на нашем занятии. Когда положите камешек в корзинку, скажите, что вам трудно, а когда перышко - что было легко» (Ответы детей).
Психолог: «Мне сегодня с вами было легко, интересно»
В конце занятия похвалить каждого мальчика за что-то.
Литература
1. Велиева И.В. Гендерная диагностика в условиях детского сада // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2.
2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. 3-е исправленное и дополненное: АРКТИ, 2008. - 80с.
3. Фалькова Т.А. Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2.
4. Чистякова М.И. «Психогимнастика»/ Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
36
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Дошкольник
От редакции. Одной из главных составляющих жизни ребёнка является общение. Термин «социализация», который часто употребляют детские психологи, подразумевает очень простые, но важные для ребенка вещи: умение играть и строить отношения с другими людьми (не только со своими домашними), умение договариваться и решать важные вопросы (можно ли взять этот совочек, и какую башню будем строить).
Все эти умения призваны формировать дошкольные образовательные учреждения и другие развивающие учреждения, кружки, спортивные секции. Психологи советуют: ребёнок, не посещающий детский сад, всё равно должен регулярно (хотя бы 2 раза в неделю) пару часов проводить в коллективе. Это подготовит его к осознанию окружающего мира и смелому принятию всего того, что этот мир может ему подарить.
В наши дни существует огромное количество развивающих методик для дошкольников. Порой и родители, и воспитатели, и администрация дошкольных учебных учреждений теряются в выборе. У каждой методики есть свои особенности, свои плюсы, свои ограничения.
В этом номере мы хотим познакомить читателя с методикой раннего развития Марии Монтессори. Статья поможет педагогам и родителям понять, в чем суть методики и сформировать свое отношение к ней. Конечно, описать в одной статье всю методику невозможно. Поэтому мы выбрали несколько занятий, которые, с одной стороны, иллюстрируют методику, а с другой, их можно проводить с детьми независимо от того, используют ли методику Монтессори в вашем дошкольном учреждении.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ В ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как можно использовать методику Монтессори в ДОУ?
Аннотация. В статье раскрываются особенности методики раннего психического развития детей Марии Монтессори: впитывающее мышление, сензитивные периоды; рассматриваются упражнения, которые можно использовать с детьми в практической жизни.
Ключевые слова: педагогика Монтессори; особенности психического развития; ребенок; физическое состояние; моторные и сенсорные умения; окружающая среда; учитель; общение; практическая жизнь.
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - «помоги мне это сделать самому».
Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциа-
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
37