Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015
Патриотическое воспитание в дошкольном
образовании
О.В. Лаврухина, О.Н. Услугина, Ю.И. Чванова
Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы на тему «Наша армия родная»
Аннотация
Интегрированное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя подготовительной группы дошкольного структурного подразделения направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие специалистов и воспитателя в рамках одного занятия позволяет комплексно и эффективно решать поставленные задачи. На занятии использовались разные формы организации детей: фронтальные и по подгруппам.
Ключевые слова:
интегрированное занятие, патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст, защитники Отечества, род войск, обелиск, память, атака, победа, героический поступок, военная профессия, мужество, отвага
Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне дошкольной образовательной организации, особенно в старших группах, когда дети становятся способны к восприятию таких сложных нравственных категорий, как уважение к Родине, любовь к своей культуре, терпимость к другим культурам [5].
Гражданское патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.
Старший дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности [3].
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли бы его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов и являются интегрированные занятия с участием воспитателя и специалистов (в данном случае учителя-логопеда и педагога-психолога) [2, 6].
Цель нашего занятия: обогащение словаря.
Занятие также способствует (задачи):
► пониманию, кто такие защитники Отечества;
► формированию представлений о разных родах войск;
► развитию мышления;
► развитию зрительного восприятия;
► развитию эмоционально-чувственного мира детей;
► развитию связной речи детей;
► активизации инициативы детей;
► формированию уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любви к Родине;
► активизации словообразовательных процессов;
► закреплению умения согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже;
► закреплению умения подбирать слова-антонимы.
► закреплению умения образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
Формируемые целевые ориентиры: обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развитие произвольного поведения.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Время проведения: 40 минут.
Форма проведения: военная игра.
Материалы и оборудование: мяч, разрезные картинки, ноутбук, презентация, аудиозаписи, флажки, игрушки: танки, самолеты, корабли.
Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
Ход занятия
1. Организационный момент. «Поход в сказку»
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечаем 23 февраля? А кто такие защитники Отечества? (Ответы детей.) Кто в первую очередь встает на защиту своей Родины? (Ответы детей.) Правильно! Первыми на защиту Отечества встают военные и медики. «Есть такая профессия — защищать свою Родину» [1]. А как вы думаете, мы можем быть защитниками? Конечно, можем! Каждый гражданин своей Родины не должен оставаться в стороне, если пришла беда! Давайте посмотрим небольшой отрывок из сказки.
Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
— И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться...
— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?..
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? Что вы чувствовали, когда смотрели этот отрывок? (Ответы детей.) Я вас понимаю, очень хочется помочь этим «мальчишам-малышам»! Я предлагаю вам отправиться в сказку и помочь вашим сверстникам отбить врага! Согласны? Ну, тогда смелей вперед, нас ожидают серьезные испытания.
Дети переходят на ковер.
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Не в простое время мы сюда попали! Вокруг враг, нам необходимо отразить все его атаки и навсегда прогнать.
Звучит аудиозапись «Взрыв».
2. Первая атака врага. Игра «Военная профессия» (рис. 1)
Игра проводится с мячом.
Логопед: Друзья, чтобы отразить атаку врага необходимо решить боевую задачу. Посмотрите, что у меня в руках? (Мяч.) Сегодня это не мяч, сегодня это у нас снаряд, который будет попадать к вам в руки, а
Рис. 1. Первая атака врага. Игра «Военная профессия». Проводит учитель-логопед О.Н. Услугина
вы, услышав мое слово, должны назвать профессию, которая связана с этим словом! [10]. Отразите удар противника — мы победим!
► Танк — танкист;
► подводная лодка — подводник;
► артиллерия — артиллерист;
► пулемет — пулеметчик;
► парашют — парашютист, десантник;
► разведка — разведчик;
► рация — радист;
► корабль — матрос, капитан, боцман, штурман
► ракета — ракетчик;
► самолет — летчик, пилот;
► пехота — пехотинец;
► мина — минер, сапер;
► граница — пограничник.
Звучит аудиозапись «Ура!».
3. Беседа «Рода войск»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отбили первую атаку врага! Вы назвали много военных профессий! Все они разные! Наша страна очень большая, и границы ее необъятны. Защищать эти границы необходимо не только на земле, но и в воздухе, и на море. Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? (Военно-воздушные силы, или авиация.) На море? (Военно-морские силы, или морской флот.) На суше? (Сухопутные войска.) [8, 9]. Давайте разобьемся на команды по этим родам войск — мы же не знаем, с какой стороны на нас нападет враг!
Дети делятся на три команды. Звучит аудиозапись «Взрыв».
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро разделились на команды. Теперь вы должны определить, какой род войск будет представлять ваша команда (танкисты, летчики, моряки).
4. Вторая атака. Игра «Военная техника» (разрезные картинки) (рис. 2)
Психолог: Ребята, в армии в каждом роду войск служат люди разных военных профессий. Сейчас вы получите боевое задание, а будете выполнять его командами. Задание каждой команды в конвертах. В них находятся
Рис. 2. Вторая атака. Игра «Военная техника» (разрезные картинки)
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
разрезанные картинки, на которых изображена военная техника, ваша боевая задача — собрать эти картинки [4].
Детям предлагаются разрезанные картинки: «Военный самолет», «Военный корабль», «Танк».
Психолог: Задание понятно? Команды готовы? Тогда подойдите к столам и приступайте к выполнению боевого задания! Успехов вам!
Каждая команда получает конверт с заданием, собирают картинки.
Психолог: Команды готовы? Изображение, какой военной техники вам удалось собрать? (Танк, военный корабль, военный самолет.)
Психолог: Следующая боевая задача — составить предложения о том, какие военные используют эту технику, например: «Подводник служит на подводной лодке». После выполнения задания командиры каждой из команд озвучат эти предложения для всех. Команды готовы? Начали!
Команды составляют по картинкам предложения, капитаны команд озвучивают их. Звучит аудиозапись «Ура!».
Воспитатель: Молодцы! Отбили врага и с моря, и с воздуха, и на земле! Но враг не сдается!
5. Физминутка «Защитники» (рис. 3)
Воспитатель: Чтобы стать настоящими защитниками, необходимо всегда быть в хорошей физической форме. Начинаем тренировку!
Сейчас дружно и без лени Повторяем упражненья: Все подняли руки — раз! Силы много во всех нас!
И другое упражненье Будем делать мы в движенье! Выполняем повороты Мы всегда с большой охотой!
Руки мы кладем на плечи — Не боимся с врагом встречи! Вперед-вперед, назад-назад. Будет сильным наш отряд!
А теперь восстанавливаем дыхание, Делаем глубокие приседания!
Раз, и два, и три, четыре. (Приседаем.) Победить хотим в турнире. Важно ноги упражнять, Это тоже нужно знать!
Постоим сперва на правой... Подбодрим себя мы: «Браво!» А теперь стоим на левой — Хорошо для разогрева!
Звучит аудиозапись «Взрыв».
6. Третья атака. Словесная игра «Один — много» (игра с флажками)
Логопед: Отряд, встать в одну шеренгу! Не хочет враг отступать! Продолжает нападать на нас! Я даже догадываюсь, почему это происходит! Враг думает, что
Рис. 3. Физминутка «Защитники». Проводит воспитатель О.В. Лаврухина
у нас с вами всего очень мало: защитников, боеприпасов, сил, техники! Но это же не так!! Давайте докажем, что у нас всего много! Я назову слово, а вы, поднимая флажок, назовете много таких предметов! [10].
► Артиллерист — артиллеристы;
► врач (военный) — врачи;
► мина — мины;
► бомба — бомбы;
► защитник — защитники;
► капитан — капитаны;
► танкист — танкисты;
► летчик — летчики;
► разведчик — разведчики;
► сапер — саперы;
► парашютист — парашютисты;
► солдат — солдаты.
Звучит аудиозапись «Ура!».
Воспитатель: Чтобы побеждать, мало одного желания, необходимы и специальные знания. Вам необходимо пройти «Курс молодого бойца».
7. Курс молодого бойца». Игра «В разведку»
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в разведку, и наша задача научиться правильно выполнять команды и не ошибаться. Итак, вы будете получать зашифрованную команду и выполнять необходимые для нее действия. Какие это команды: если вы услышите один хлопок (психолог хлопает один раз в ладоши) — идете в разведку по кругу, друг за другом; если команда два хлопка — осматриваем местность в бинокль, складываем пальцы рук в трубочки и прикладываем к глазам; если команда три хлопка — опасность, прячемся в окоп, приседаем на корточки. Ребята, вам понятно задание? Давайте еще раз повторим команды. Команда один хлопок — идем в разведку по кругу, два хлопка — осматриваем местность в бинокль, три хлопка — опасность, прячемся в окоп (название команд сопровождается показом психолога) [7].
Проводится игра.
Молодцы, вы справились с учебной задачей!
Звучит аудиозапись «Взрыв».
Воспитатель: Мы вынуждены прервать занятия, так как враг опять наступает.
Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
8. Четвертая атака. Игра-презентация «Двойной удар»
Учитель-логопед демонстрирует на компьютере презентацию.
Логопед: Следующая ваша боевая задача: нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные [10]:
► длинный день — короткая ночь;
► смелый друг — трусливый враг;
► маленький карлик — большой великан;
► правдивый мудрец — лживый глупец;
► холодная зима — теплое лето;
► скучное начало — интересный конец;
► грустный мальчик — веселая девочка. Звучит аудиозапись «Ура!».
9. Победа! Музыкальная игра «Будем в армии служить!»
Воспитатель: Ура! Враг бежал, мы победили! Покажите, какими сильными и смелыми вы были в боях!
Дети под музыку исполняют танец-игру, повторяя движения за командирами «танкистов», «ракетчиков», «моряков» и «летчиков».
(Дети в четыре колонны шагают на месте)
Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить.
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
(В центр перед колоннами выходит «танкист» и, маршируя, показывает движение — поочередно выбрасывать то правую, то левую руку вперед. «Танкист» уходит строевым шагом на место в колонне.) Я танкистом смелым буду. Проведу свой танк повсюду. Будем в армии служить, Будем Родину хранить. Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
(В центр перед колоннами выходит «ракетчик» и, маршируя, показывает движение — в прыжке сделать хлопок руками над головой, одновременно расставляя ноги шире плеч.)
Я своей ракетой грозной Цель достану в небе звездном. Будем в армии служить, Будем Родину хранить. Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
(В центр перед колоннами выходит «летчик» и, маршируя, показывает движение — перед грудью покрутить руками («мотор»), затем, имитируя крылья, вытянуть руки в разные стороны и повернуться сначала направо, затем налево.) Я, ребята, непременно Буду летчиком военным.
Будем в армии служить, Будем Родину хранить. Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
(В центр перед колоннами выходит «моряк» и, маршируя, показывает движение — выпад правой ногой направо, руки имитируют бинокль. То же движение сделать налево.)
Я бессмертным капитаном Поплыву по океанам. Будем в армии служить, Будем Родину хранить. Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
(В центр перед колоннами выходят «танкист», «ракетчик», «летчик» и «моряк» и, маршируя, показывают движение — правая рука «под козырек», повороты вокруг своей оси методом поворота мысков ног на 90 градусов.)
Я хочу быть офицером, Чтобы быть в атаке первым. Будем в армии служить, Будем Родину хранить. Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
10. Словесная игра «Посчитай»
Логопед: Ребята, посмотрите, когда наши враги отступали, они всю свою боевую технику бросили. Давайте ее посчитаем. Танки, самолеты, корабли, сколько их? Пусть каждая команда сосчитает ту технику, которая относится к их роду войск. (1 танк, 2 танка, 3 танка, ..., 6 танков и т. д.)
Дети командами собирают брошенную технику и считают ее, согласовывая числительное с существительным в роде, числе и падеже.
11. Возвращение из сказки. Итог (рис. 4)
Воспитатель: Враг разбит! Нам пора возвращаться из сказки домой. И так как возвращаться домой мы будем победителями, я предлагаю под марш победителей сделать большой почетный круг!
Дети под музыку делают круг по группе и садятся за столы.
Воспитатель, логопед, психолог: Молодцы! Вы достойно прошли все испытания! А что вам помогло? (Предположения детей.) Какие рода войск участвовали? Какие военные профессии вы узнали? (Ответы детей.)
12. Заключительная часть «Обелиск»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которую недавно увидела по телевизору. Она меня очень взволновала!
Эта история про девочку, Соню Журавлеву, ей 10 лет, всего на 3-4 года старше вас, она учится в третьем классе. Когда Соня возвращалась с бабушкой из Челябинска на автобусе, она увидела полуразрушенный
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
Рис. 4. Слева направо: педагог-психолог Ю.И. Чванова, воспитатель О.В. Лаврухина, учитель-логопед О.Н. Услугина
памятник. Школьница очень удивилась, что обелиск находится в таком плохом состоянии. Соню заинтересовал памятник, и она попыталась найти о нем информацию. Соня выяснила, что стоящий у заброшенного завода обелиск — памятник погибшим на фронтах жителям ее поселка. Девочка решила восстановить справедливость и обратилась к сотрудникам местной администрации. Девочке пообещали отреставрировать обелиск — отштукатурить и покрасить. В свою очередь, Соня пообещала приходить с одноклассниками к памятнику и ухаживать за ним.
Рассказ сопровождается показом слайдов на экране телевизора.
Воспитатель: Очень важно не забывать наших героев!
Стоит, сжимая автомат, Солдат среди села, Чтоб на земле века подряд Лишь мирной жизнь была: Росли хлеба, сады цвели,
Звенел ручей лесной... Чтоб все народы всей земли Дружили меж собой!
Звучит аудиозапись песни «От героев былых времен...» из кинофильма «Офицеры»
Воспитатель: Только тот, кто помнит, способен сам совершить героический поступок! Мы верим в то, что вы вырастете смелыми, сильными и горячо любящими свою Родину, настоящими защитниками Отечества!
Литература
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). М.: ЦГЛ, 2005.
2. Беспамятная В.Н. Интегрированный проект как способ активизации и самореализации учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 34-38.
3. Грибова Л.Ф., Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. М.: Сфера, 2007.
4. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб. пособие для педагогов, родителей и воспитателей дошкольных учреждений. М.: Изд-во МОДЭК, МПСИ, РАО, 2006.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России (подготовительная группа). М.: Скрипторий, 2007.
6. Лаврухина О.В., Карягина С.В., Услугина О.Н., Чванова Ю.И. Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему «Моя Россия» // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 37-40.
7. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. М.: Генезис, 2014.
8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2007.
9. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2007.
10. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ (патриотическое воспитание). М.: Айрис-Пресс, 2007.