Дошкольник
Н. А. Ермолова С. Н. Матис Поля Гордиенко, 6 лет
J~
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРТФОЛИО В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Как можно использовать технологию «Портфолио» в процессе становления учебной деятельности у детей дошкольного возраста?
Аннотация. Авторы делятся опытом применения технологии портфолио для дошкольника.
Ключевые слова: технология «Портфолио», игровая деятельность дошкольника, учебная деятельность дошкольника, развитие, взаимодействие взрослого и ребёнка, приобретение опыта, результаты развития.
Жизнь и время диктуют свои правила... С введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования появилась необходимость изменить взгляд на подготовку детей к школе, которая должна обеспечить у дошкольников наличие определённого объёма знаний и представлений об окружающем мире, освоение соответствующих умений и форм общения, развитие произвольных форм поведения и произвольности психических процессов, а также становление начальных форм учебной деятельности.
Достичь этих результатов будет сложно, если не использовать инновационные технологии развития. Наша статья рассказывает об использовании технологии «Портфолио» для создания условий, в которых ребёнок будет включен в новый вид деятельности (в данном случае - учебной).
Новый вид деятельности не возникает спонтанно из уже сложившейся (игровой), а появляется в результате стихийного или целенаправленного его формирования. Новая деятельность складывается постепенно, при этом одни ее компоненты появляются раньше, другие - позже. Например, умение осмысленно усваивать некоторые действия во время показа или объяснения взрослого - дети проявляют уже в трехлетнем возрасте. Более старшие дети могут иногда принять задачу научиться чему-либо, но это не говорит о наличии у них сколько-нибудь целостной учебной деятельности.
В дошкольном детстве учебную деятельность, очевидно, следует формировать, опираясь на веду-
щую деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее элементы учения.
Становление у ребенка новой деятельности происходит в рамках его общения со взрослым, который ставит перед детьми новые задачи, знакомит со способами их решения и контролирует получение нужного продукта. Взрослый раскрывает детям более далёкие перспективы их действий и связь новых задач с жизнью и деятельностью окружающих, формируя тем самым социальный смысловой контекст деятельности и обеспечивая появление так называемой смыслообразующей мотивации. Организовать учебное взаимодействие ребенка и взрослого можно используя портфолио.
Связь между компонентами деятельности, задаваемыми взрослым, и соответствующими компонентами индивидуальной деятельности ребенка не однозначна, но может быть зафиксирована в портфолио. Так ребенку проще принять поставленную задачу и освоить показанный ему способ. Для того чтобы деятельность ребенка приняла форму учения, форму учебной деятельности, необходимо так организовать взаимодействие взрослого и ребёнка, чтобы приобретение знаний стало осознаваемой целью детской активности, чтобы ребёнок начал понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. И работа с портфолио позволяет запустить этот процесс.
В момент запуска портфолио, в процессе которого определяются цели деятельности и вырабатываются критерии оценки результата, необходимо соблюдать одно условие - определение целей
28
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Дошкольник
Схема накопления опыта
Для накопления опыта, во-первых, нужно чтобы выполнялось действие. Чтобы научиться плавать, нужно плавать, чтобы научиться играть в шахматы, нужно в них играть. Во-вторых, нужно иметь норму на результат, с которой будут сравниваться фактические результаты. Если такой нормы нет, то всякий результат можно считать хороши м и, следовательно, способ де йствий, дающий этот результат, м ожно считать правильным . В-третьих, в случае, если не совпадают норм а на результат и фактический результат, необходимы рефлексия способа выполнения того действия, с помощью которого этот результат был достигнут и корректировка этого способа. Другими словами, необходима обратная связь.
(В. С. Лазар>ев)
и критервев должно бытн организована на осно ве договора. Важность выполнения этого условия переоценить трудно, так как в этот момент зарождается взаимепонимание, взаимодоверие и саатсттатель-ность в приннтии решений. Здесь предполагается использовать методический прием, в основе которого лежит схема накопления опыта (рис. 1), предложенная В. С. Лазаревым.
В этом случае портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьниктв. Это - нт-вый подход к обучеаию, новый сносор работы, аы-ражающий современное, новое понимание процесса преподтвания и учения, новую культуру учения.
Портфолио позволяет рвидеть «картину» значимых образовательный рязультатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса дошкольника в шароком образовательном контексте, показатч его сптсо бность трактически праманять приобретанные знания и умения.
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набтр матадиалов, структурированный онреде-ленным образом, йрупные блоки материалтв называются дазделы, анутри которых выделяются нубрики.
Общепринятой и чаще всего использующейся яв-ляетср структура, включающая следующие разделы:
• Портрет-.
• Копилка.
е Рабочие мадениалы.
• Мои достижения.
В разделе «Портрет» ребенок любым доступным способом можыт р ассказать о чебе. Этот ааздел неснт большую смысловую нагрузку. В нем отражены ожидания автора по ртфолио в отношении своих дальнейших действий, намерений и перспектив.
В разделе «Копилка» собираются (копятся) материалы, иллюстративный материал и информация, которыа будут испольаоваться в работе по изучаемой теме, но не являются птодуктам дентеаьности самого ребенка.
Раздел «Ра(5очие мзтериалвж - кключает материалы, иепользовкнаые ребечком при нодготовке и выполнении тех или иных заданий.
Раздел «Мои достижения» является заключительным и содеркыт работы, тотодр|е, но мнению автора пнртфолво, демонстрирутт его рост, дспехи.
В качестве примера приводим материалы из партфолиы шестклетней дошкольницы Полины, занимающейся в группе подготовки н школе т Центре инно вационных об разоватальных теааологий .
Всё начиналось с сюжетно-ролевой игры «Школа»», в которой основным документом школьника является портфолио. В нашем случае перед началом работы над портретом взрослый и ребёнок
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
29
Дошкольник
договорились, что портрет (рис. 2) должен отвечать следующим требованиям:
1) будет понятно, что на портрете нарисован автор портфолио;
2) будет понятно, чему будет посвящен портфолио, что и как будет делать ребёнок с помощью портфолио.
Из этого портрета понятно, что Поля с помощью портфолио будет вместе с мамой учиться читать.
Все материалы, которые собираются в портфолио, должны быть взаимосвязаны. Если тема порт-
Рис. 2. Портрет
фолио «Учусь читать», то в копилке может быть помещен красочный алфавит. И ребёнок знает, что если он забудет, как выглядит та или иная буква, то он может заглянуть в свою копилку. В рабочих материалах разместятся первые самостоятельно прочитанные слова, в разделе же «Мои достижения» будут зафиксированы результаты освоения этого умения с помощью таблички. Табличка готовится взрослым, ребёнку достаточно только поставить «+» или «-» в соответствующем окошечке.
Я умею читать слова
МАМА +
ОСА +
НОС -
В процессе освоения различных читательских умений, у Полины возникла проблема с пониманием того, как нужно читать слова с «жи-ши» и тогда в копилке появляется материал (рис. 3), а в рабочих материалах запись (рис. 4), где запретные буквы, которые не любят «Ж» и «Ш», не просто зачёркнуты, а «приколочены крепкими гвоздями, чтобы не вы-
Рис. 3. ЖИ ШИ
Рис. 4. Запретные буквы
30
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Дошкольник
SfAtTt» J'twrc.*f З^ЧИГ
1 ПОНЯТЬ что / не)/ЛЕР г.цш 1Ъ*АТЬ W
'к.ро^?о6бЬА Tfr
СД£Г ЛАЦТЪУГР цН£Ме/х
*Л(МЦ П<?КА g
НЕняЛЛИй
Рис. 5. Что значит уметь учиться
лезли, потому что они вредные... «. Взрослый, пользуясь моментом, добавляет информацию о чтении «ча-ща», «чу-щу» и т. д.
Очень важно, работая с ребёнком, разбирать значение тех слов, которые активно используются в работе и являются ключевыми. Значение слова ребёнку предлагается передать с помощью рисунка или с помощью условных обозначений. Позже, когда у ребёнка возникает потребность уже не только зарисовывать свои мысли, но и записывать, взрослый становится секретарём ребёнка и помогает записать ребёнку всё, что ему нужно.
При обсуждении с Полиной вопроса, что значит уметь учиться, возникла совместная запись (взрослый фиксировал основные выводы печатными буквами), но для Полины это были такие важные слова, что для раздела «Рабочие материалы» своего портфолио она их переписала, добавив: «Ура! Умею!».
Для того чтобы дети получили опыт чтения по ролям, договорились в соответствии со схемой накопления опыта (рис. 1) о требованиях к результату этого действия и о том, как будем действовать, чтобы хорошо прочитать по ролям. В копилке помещается текст, который нужно про-
П1
СТ№'Т В Г»Г'С l-tpUHdK., HIE HH1QK, |*Г ПЫСВК. EjflWMT ннчэ ЧышйА-чйруилсй. УВИНГпВ зервчйк. ОСТЗЧООИПЛСЬ N СПрцЗЩ.НЧГГ!
- У'й 4н 1ЕрспРчке- pciieet7 Kid а игписснсрн
Ччр(тщ ч* йТЭыЫВтыг. Baizina №лнз о 'Ерснрнс ji стргаи т^н ми,ть Ц TepfiMP-y Л'*ГуШНД-'Н11дКуШНй н спрашивает:
- Хтр ■ TflMHCNi* ЖнВ*Т7
- й, нышнспнорушм' Д ™ <таТ лэд Л я лягушка-^аркушка-
- Иди 40 “НЕ жить*
ЛйГушка ПрЫГиV.hdl ■ ТЕРЕНЗК И стали ОНИ ОДШОЕН ЖИТЬ
кино *эАчнс-паЕ*гл*чин. Оявчэвнлсрн к епрлшымег:
- к™ в теремочке khbst?
- Я, ('vaiufl 'иерушяв1
Я, льгуицч^икуили’
■ Л ты КТр!
- А и здйчрк-псАегойчн.
- Иди ч 1*ДЙ ЖиТь1
Зари скоп в тереивр! Ст-алк птрмн жить.
Идет ннЧР Л ИСВ-чн-«КЛ^чка. Питучрлл р □кдшкн? и СпрашивАС!;
-A mat терсмичнс жимт?
- Р, ныШ1-йО0ущнр.
- Я, нягушо РМ*уш*а-
- Я, ]аи)Ч>*|С-С10б4ГЛЙ>ШК
■ А ТЫ <Т0?
хАп лисичке-нэсст|Мч<6.
- Иди к чан Жить!
Зрйргикк* лиСийяВ D трррм&нс. Степи с-ии рч«1«Ер№* ЖИТЬ
Рис. 6. Чтение по ролям
Oil К
MlV ^п>НР
гле.Шдь
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
31
Дошкольник
ЧТЕНИЕ- по РОЛ)1Л\
, ШтвРяи
1е>тшЕльне> Ч?т£о
1-ЩгОн*.ци* ПОХОЖЕ НА
ОЕРС О Ж
способ Af i С renjf-
1. flPO'/w^ ть
l.fibiSPflTb Рояь
ъ f И ГА Пз Chow ?вл\>
Рис. 9. Требования к результату
алах - требования к результату и способ действия, выработанные самими ребятами (рис. 9), в разделе «Мои достижения» - уже осознанные самим ребёнком результаты деятельности. (рис. 10).
Рис. 7. Критерии чтения по ролям
читать (рис. 6), а в рабочих материалах - следующая запись (рис. 7).
Чтобы ребёнку было проще сориентироваться в том, что и когда он делает, что знает и что не знает, что умеет и что не умеет, взрослым предлагается определённая форма работы и записей. Так, в группе, где занимается Полина, обсуждая вопрос о важности умения читать не только слова, но и жесты, было решено выбрать сюжет для пантомимы и поработать с этим умением. Тут же начинаем работать с незнакомыми словами и в копилке помещается информация из словарей (рис. 8). В рабочих матери-
Тогдювый словарь русского яэы*а Уущьрвд
Выбирать- ьыдсл.лть отбивать многого (отдавая прщдпсмтнтиа donee нукнаму)
Танковый еломдъ Ефремовой |
НиБнрлп. - nrfiKtSTb |»тЛ|«№р"Л>Ла11рниику. СГГДВМЧ.
предлснтаи№ кому-либо. ч&иу-лкбо.
Мутерияр ИЗ Вишшвдим — свободней ЗНЦй-КЯВДИДИй
n^HTQiUHMS (ОТ № -фай! гшз-пщфнк I'lMntonWfKraH ™ йнд
гцл1-п№С1№№ тчзгуктва. основным средством создания куддж«тинн?*ччв|М» валяете" гЦЧСЦ1Ка чЯЧМчЙМОГС тела, баз использования слов
CtOpp.-irT (ОТ фр Juytrf --- ПрсдмвТ^ —■- в пртврятура. лрдца .
тургии. вино к игра»— поряди* событий, происходя ЩИ*, в кудипвстмином пцииэьадйнки
Рис. 8. Информация из словарей
М1Ш [tt-Lt.lLltlhl [W&TlIU llri UHLMHH В ИЯ*Ч1ЫИ йАиНСТН-*Р|НТГЛ1ТКЧ ь
Л,,. 26 rfQPTPr _____
ia лмгд ~
I кнпробсьы 4 ftb^VTPATi Cif
-|.IW Я о <^0£_ c \\C <s_0_ ______fl ».ИТв«иЙА:_
Рис. 10. Мои результаты
В деятельности специалистов Центра инновационных технологий Портфолио является лишь инструментом, который при грамотном использовании позволяет создавать условия, когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных (развивающих) занятий, при этом у него есть возможности реализовать свои потребности в развитии.
Собирая специальную папку - портфолио, взрослые (педагоги и родители) могут не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.
32
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Дошкольник
Литература
1. Большая книга о маленькой школе / Под. ред. Т В. Све-тенко, И. В. Галковской. - Псков.: ПГПИ, 2003. - 336 с.
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
3. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте: метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2006. - 128 с. - (Академический школьный учебник).
4. Климанова Л.Ф. АБВГДейка. Аздука первоклассника. Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
5. Лазарев В.С. К рефлексии психологической теории мышления В. В. Давыдова // Теория и практика развивающего образования в школе В. В. Давыдова / Сборник статей. По материалам Юбилейной конференции, посвящённой 75-летию В. В. Давыдова. - М.: Научный мир, 2007. -336 с.
6. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева ИЮ. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / Е. М. Меттус. - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 272 с.
7. Савенков А.И. Одаренный ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федераци. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. -(Стандарты второго поколения).
9. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
10. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формированияначальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. -С. 30-36.
Е.Ю.Беленькова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ЗОНЫ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ДОУ
Как синхронизация работы полушарий мозга с учетом гендерных особенностей способствует развитию у ребенка пространственных представлений и речи?
Аннотация. Разработка основана на использовании синхронизации работы полушарий головного мозга. В данной работе предлагаются конкретные разработки занятий с использованием сенсорной зоны по развитию когнитивной сферы ребенка (пространственной ориентации и речи) с учетом его гендерных особенностей.
Ключевые слова: гендерный подход, синхронизация работы полушарий мозга, пространственные представления, речь.
ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛОШАДКАМИ»
(группа мальчиков)
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия
ЗАДАЧИ:
- способствовать развитию пространственной ориентации;
- развивать умение выражать в речи свои ощущения;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: силуэты лошадок; подбор звуков, которые издают лошадки; разрезные картинки лошадок; оборудование сенсорной комнаты: кубики, ребристая дорожка, предметы с гладкой, шероховатой поверхностью, картинки с лошадьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Психолог: «Давайте поприветствуем друг друга. Каждый придумает свой жест и с помощью него представится. (Выполняется ритуал приветствия) Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие с... А вот с кем,
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
33