УДК 378
О.В.Алексеева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СДО МООБЬЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В содержании статьи определяется актуальность поиска новых подходов к формированию учебно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей, даются определения понятий «учебно-исследовательская» и «научно-исследовательская деятельность», рассматриваются причины трудностей формирования учебно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей, среди которых выделяются проблемы анализа научной литературы, определения методологии исследования, выстраивании логики, плана исследования, нарушение стиля научного сочинения и др. Предлагается использование системы дистанционного обучения МООйЬБ, благодаря чему научный руководитель может разработать систему заданий, позволяющих студенту овладеть спецификой научного исследования.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, учебно-исследовательская деятельность студентов, высшее образование, обучение в вузе, МООйЬБ
О важности поощрения тяги молодежи к собственным исследованиям писал в своих трудах еще
М.В.Ломоносов. В современном обществе с особой остротой актуализируется проблема овладения учащимися учебно-исследовательской деятельностью, способствующей саморазвитию творческих сил, самосовершенствованию и самореализации, что, в свою очередь, и обеспечит прогресс в науке и культуре, достижению общественного благосостояния (В.И.Андреев, Э.А.Биштова, Т.П.Егорова, А.П.Тряпицына, Г.А.Федотова и др.).
Благодаря включению в учебно-исследовательскую деятельность, учащиеся педагогических специальностей могут выявлять различные закономерности, выводить (объективно и субъективно) новые, а также применять на практике знания, полученные в процессе обучения. Завершая обучение в вузе, любой педагог должен быть готов не только к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, но и к обучению данным видам деятельности учащихся начальной и средней школы.
Рефлексивный анализ готовности современных педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности школьников, проведенный учеными С.П.Арсеновой, Е.В.Бондаревской, Е.Н.Глубоковой, Л.О.Романовой, Н.М.Яковлевой и др. выявил следующую картину: значительная часть педагогов не готовы ни к организации данного вида деятельности школьников, ни к собственной профессиональной исследовательской деятельности; мотивация и интерес к данным видам деятельности у педагогов снижены. Данный факт актуализирует проблему формирования учебно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей.
Под готовностью студента к различным видам исследовательской деятельности, по мнению Г.А.Федотовой, характеризуется комплексом личностных качеств, наличием необходимых методологических знаний, умений и навыков, а также быстротой адаптации к новым условиям и нестандартным ситуациям и способностью переносить их в практическую деятельность [1].
Исследовательская деятельность как особый вид познавательной деятельности базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении личности, является осознанной, целенаправленной, организуемой с помощью специальных средств. [2].
Исследовательская деятельность учащихся Н.А.Семеновой трактуется как деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [3].
Под научно-исследовательской деятельностью педагога традиционно понимается один из видов его деятельности, который направлен на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов. Результатом этой деятельности является получение нового педагогического знания, опыта и развитие методологической культуры педагога-исследователя [4].
Выполнение учебно-исследовательской деятельности студентами — будущими педагогами начальной школы предусмотрено учебным планом. Элементы учебно-исследовательской деятельности включаются и в содержание многих дисциплин и модулей подготовки будущего педагога начального образования. Традиционно учебно-исследовательская деятельность студентов организуется в процессе работы над рефератами, курсовыми и выпускными квалификационными работами под руководством преподавателя, научно-исследовательская деятельность студентов организуется в научно-исследовательских обществах, творческих лабораториях и др.
Курсовые и выпускные квалификационные работы считаются разновидностями научных исследований, т.к. содержат признаки научного исследования. Однако ориентированность этих видов работ на определенную образовательную цель, а не на выявление нового научного знания и получение объективной истины позволяет отнести их к разряду учебно-исследовательской (А.М.Скотникова). Тем не менее, написание будущим
педагогом начального образования курсовых, а затем и выпускной квалификационной работы является первой ступенью к его научно-исследовательской деятельности.
Среди причин отсутствия у студентов педагогических специальностей навыков учебно- и научно-исследовательской деятельности и мотивации к ней называют:
— неустойчивость интереса к изучаемым дисциплинам,
— непонимание социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности,
— неумение работать с научной литературой,
— неумение видеть проблему,
— неумение выделять противоречие,
— неспособность самостоятельно выстроить логику исследования,
— нарушение стиля научного сочинения,
— неудовлетворенность собственной деятельностью,
— неадекватная самооценка, фрагментарный самоанализ собственной учебно-исследовательской деятельности [3, 5].
Отметим, что к этим причинам также можно отнести и непонимание методологии научного исследования.
Авторы считают, что причины возникновения этих трудностей кроются в сложившейся практике профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах, не обеспечивающей им достаточного уровня сформированное™ исследовательских компетенций [6].
Практика руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов показывает, что создание методических пособий по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, в которых излагаются основные характеристики квалификационной работы, критерии ее оценки, раскрываются положения о методологии научного исследования, позволяет студенту в лучшем случае, усвоить данные положения на репродуктивном уровне. В худшем случае эта информация без дополнительной интерпретации руководителя остается неосвоенной.
Непонимание методологии научного исследования снижает мотивацию студента к осуществлению учебно-исследовательской деятельности. Общедоступность так называемых «готовых работ» различной тематики вводит студента в искушение заменить собственную учебно-исследовательскую деятельность по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ механическим скачиванием текста по близкой тематике с просторов интернета.
Применение системы проверки «Антиплагиат» в учебном процессе вуза помогает отследить недобросовестно выполненные работы, однако слабо помогает решить задачу формирования учебно-исследовательской деятельности студента.
Каким образом можно сделать более эффективным процесс формирования учебно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей в условиях сокращения количества часов, выделяемых на руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов?
Одним из средств формирования учебно-исследовательской деятельности студентов является создание модулей, реализация которых обеспечит освоение учащимися методов проведения педагогических исследований, создания научных текстов и т.п. Другим — использование компьютерных технологий для организации и руководства учебно-исследовательской деятельностью студентов.
Анализ исследований в области использования новых форм формирования учебно-исследовательской деятельности студентов вуза позволил нам выделить такие ведущие направления, как:
— организация учебно-исследовательской деятельности с помощью специального интернет-портала (Т.П.Егорова);
— использование элементов программирования (И.В.Карасева)
— применение компьютерных технологий в процессе изучения информатики (Е.Ю. Самохина).
В рамках нашего исследования особый интерес представляют работы В.В.Васюкевича, З.М.Клецкой, О.А.Обратневой, Т.А.Пакуль и др., в которых раскрываются возможности использования в учебном процессе системы дистанционного обучения Moodle.
Модернизация современной отечественной образовательной системы, ориентация на использование в процессе обучения студента в вузе системно-деятельностного подхода, широкое использование новых информационных технологий, внедрение в учебный процесс СДО Moodle делают актуальным направлением разработку программированных учебных заданий, направленных на организацию учебно-исследовательской деятельности студентов.
Moodle — это система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle образована из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). В русскоязычном произношении употребляются также названия «Мудл» и «Моодус», чтобы сохранить аббревиатуру перевода с англоязычного: модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда [7].
Для успешного руководства учебно-исследовательской деятельностью студентов можно создать электронный «задачник», в котором будет содержаться система усложняющихся заданий (например,
направленных на самостоятельный поиск знании, на анализ данных и формулировку выводов, на обобщение, классификацию, определение научных терминов и понятий; на формулировку целей и задач исследования, на выявление идей других авторов, на проверку понимания смысла изучаемого материала, на доказательства собственной точки зрения на вопрос, на составление плана исследования, на написание рецензий, аннотаций на свои и чужие научные тексты (например, других студентов).
Так, все методологические термины могут быть определены преподавателем с помощью элемента «Глоссарий». Проверить степень усвоения материалов методических руководств можно автоматически с помощью элемента «тест». В рамках курса, разработанного на базе MOODLE можно поместить файлы с примерами определения объекта, предмета, целей, задач научного исследования. MOODLE позволяет организовывать форумы, видеоконференции, посвященные различным научным проблемам. Элемент «семинар» может быть использован для оценки курсовых работ, статей, докладов одних студентов другими по заданным критериям. Благодаря элементам «опрос» и «анкета» можно выявить, насколько удобна и понятна студентам такой вид обучения.
Работа студента над данными видами заданий в Moodle может быть распределена по времени. Так, работа над курсовым проектом может быть поделена на этапы, для каждого этапа прописано конкретное задание (элемент «задание» с ответом в виде одного или нескольких файлов) и установлены определенные сроки, при окончании которых система известит студента по электронной почте.
СДО Moodle позволяет преподавателю собрать в одном месте необходимые актуальные методические рекомендации по написанию различных видов учебно-исследовательских работ, ссылки на полезные для студента информационные ресурсы, документы, образцы работ.
Элементы Moodle позволяют проверять осведомленность студента (без участия преподавателя), отвечать на часто задаваемые вопросы сразу всем студентам в соответствующем разделе, создавать глоссарии, организовывать чаты (видеочаты) как с преподавателем, так и между студентами (конференции), получать отчеты о деятельности студента, оценивать, комментировать выполнение различных заданий.
Таким образом, грамотное использование элементов СДО Moodlе может разрешить большинство проблем учебно-исследовательской деятельности студентов.
1. Федотова Г.А. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития студентов вуза // Субъектная парадигма в моделировании процесса непрерывного профессионального образования: сб. научн. статей / Авт.-сост. и общ. ред. Т.А.Каплунович, Р.М.Шерайзина; НовГУ имени Ярослава Мудрого.Великий Новгород, 2010. С. 97-107.
2. Боброва Н.А., Солодова Г.Г. Выпускная квалификационная работа как форма научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 1. С 31-36.
3. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. № 2. С.45.
4. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы: монография. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512 с.
5. Шадчин И.В. Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 108-111.
6. Волченкова Г. Модель научно-исследовательской деятельности как условие управления развитием педагогов [Электр. ресурс] // Первое сентября. 2008. № 12. URL: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200801205 (дата обращения 10.05.2015).
7. Галузо И.В. Система дистанционного обучения MOODLE в рисунках и схемах. Витебск, 2013 [Электр. ресурс]. URL: http://sdo.vsu.by/mod/folder/view.php?id=31429 (дата обращения 15.05.2015).
References
1. Fedotova G.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya tvorcheskogo samorazvitiya studentov vuza // Sub"ektnaya paradigma v modelirovanii protsessa nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: sb. nauchn. statey / Avt.-sost. i obshch. red. T.A.Kaplunovich, R.M.Sherayzina; NovGU imeni Yaroslava Mudrogo.Velikiy Novgorod, 2010. S. 97-107.
2. Bobrova N.A., Solodova G.G. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota kak forma nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 1. S 31-36.
3. Semenova N.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya // Nachal'naya shkola. 2007. № 2. S.45.
4. 4. Bordovskaya N.V. Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya: Logiko-metodologicheskie problemy: monografiya. SPb.: Izd-vo RKhGI, 2001. 512 s.
5. Shadchin I.V. Kompetentnostnyy podkhod k formirovaniyu gotovnosti studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012. № 26. S. 108-111.
6. Volchenkova G. Model' nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti kak uslovie upravleniya razvitiem pedagogov [Elektr. resurs] // Pervoe sentyabrya. 2008. № 12. URL: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200801205 (data obrashcheniya 10.05.2015).
7. Galuzo I.V. Sistema distantsionnogo obucheniya MOODLE v risunkakh i skhemakh. Vitebsk, 2013 [Elektr. resurs]. URL: http://sdo.vsu.by/mod/folder/view.php?id=31429 (data obrashcheniya 15.05.2015).
Alekseeva O.V. The organization of educational and research activity of students of pedagogical specialities with Moodle. The students of pedagogical specialties should learn to realize educational and research activity. The students who will become teachers write coursework, abstracts, reports, essay and Final Qualification Research Papers during their higher education. However most of students feel considerable difficulties with this types of works. The author considers that using of the system of the distance learning can help students. One of these learning management distance systems for creating internet-based courses is the Moodle. The teacher can stimulate the student's educational and research activity by using the Moodle tools.
Keywords: scientific and research activity, educational and research activity of students, higher education, MOODLE.
Сведения об авторе. О.В.Алексеева — старший преподаватель, соискатель; кафедра педагогики и методики начального образования; ИНПО Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.07.2015.