Научная статья на тему 'Использование результатов аудита пожарной безопасности при страховании объектов недвижимости'

Использование результатов аудита пожарной безопасности при страховании объектов недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование результатов аудита пожарной безопасности при страховании объектов недвижимости»

УДК 614.841.33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРАХОВАНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

© Н. В. АФАНАСЬЕВ, начальник Управления по развитию саморегулирования МРОО "Коллегия независимых экспертов" (Россия, 109428, г. Москва, Рязанский просп., 10/2; e-mail: [email protected]) © Д. В. ВАГАНОВА, руководитель направления корпоративных коммуникаций Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (Россия, 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 4; e-mail: [email protected])

Коротко о страховании от последствий пожаров

Весной 2015 г. в Общественной палате Российской Федерации прошло совещание, посвященное разработке мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Бизнес-сообществом в лице представителей профильных объединений было предложено разработать и принять федеральный закон об обязательном страховании объектов защиты с массовым пребыванием людей.

Наряду с разработкой законопроекта о добровольном страховании от ущерба в случае пожара в правительстве РФ вновь поднят вопрос о принятии федерального закона, предусматривающего обязательное страхование ответственности каждого юридического лица перед третьими лицами в результате возможного возникновения пожара. Деятельность организаций, не имеющих страхового полиса, должна быть прекращена. Таким образом, государство снимает с себя ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим в результате пожара, перекладывая ее на плечи страховых компаний. Последние, оценивая свои риски при страховании юридического лица, будут требовать проведения на объекте страхования независимой оценки пожарного риска (НОР) с выдачей заключения о противопожарном состоянии объекта защиты. От данного заключения будет зависеть страховой коэффициент.

В развитие этих предложений 30 сентября 2015 г. на базе Многофункционального центра комплексной безопасности МФЦ-112 было проведено межотраслевое совещание руководящего состава ряда страховых компаний с представителями организаций, осуществляющих независимую оценку пожарного риска.

Организаторами совещания выступили журнал "Современные страховые технологии", СРО НП "НОЭС" и Ассоциация "ПожАльянс" при поддержке Федеральной палаты пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности.

В рамках совещания обсуждались вопросы использования результатов независимой оценки пожарного риска страховыми компаниями и привлечение специалистов по независимой оценке пожарного риска к предстраховой и предзалоговой экспертизам.

Об опыте сотрудничества

В 2010 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Пожарное экспертное сообщество приняло этот федеральный закон с воодушевлением и посчитало, что у нас появились новые партнеры по бизнесу, что мы нужны друг другу и что это партнерство может быть крайне полезно и экспертным организациям, и страховому сообществу. Однако делового тандема так и не получилось.

Не разобравшись в сути процессов, все свели к вопросу: кто кому должен поставлять клиентуру? Желающих застраховаться на тот момент оказалось не так много. У крупных корпораций уже были свои страховые компании, и перед ними не стояла задача досконально разбираться с уровнем потенциальных рисков на опасных производственных объектах и, как следствие, объективно просчитывать средства, которые необходимо тратить на страховые премии. Иначе говоря, бизнес опять вывернулся, а страховым компаниям, не входящим в деловой круг владельцев объектов повышенной опасности, достались лишь крохи. Из конкурентной боязни потерять даже это малое, страховые компании тоже не склонны объективно оценивать ситуацию.

Объективно нужно отметить, что регулирование государством сумм страховых премий и конкуренция на страховом рынке не позволяют страховым компаниям использовать услуги экспертного сообщества, что приводит, в свою очередь, к снижению уровня защищенности объекта.

По экспертным оценкам только 10 % объектов подвергаются предстраховой экспертизе (с выездом на объект) при обязательном страховании. Очевидно, рынок ждет, когда "гром грянет...".

Все сказанное выше относится к обязательному страхованию, ноив области добровольного страхования все пилотные проекты по совместной работе страховых компаний и пожарного экспертного сообщества, проводившиеся в 2013-2014 гг. в городах Волгоград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др., провалились. Здесь, кроме вопроса, кто кому должен поставлять клиентуру, мы встретились с неумением, а иногда и с нежеланием работать на рынке добровольного страхования.

Напомним, что независимая оценка пожарного риска — это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности. Кроме того, она позволяет минимизировать финансовые риски с учетом штрафов, налагаемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также рационализировать и определять основные направления инвестирования. Проще говоря, куда, когда и сколько денег вкладывать в пожарную безопасность.

Таким образом, страховым компаниям использовать результаты деятельности пожарного экспертного сообщества выгодно, так как они дают представление о реальной картине на объекте (не в 10 % случаев), а также освобождают собственника от проверок ГПН и, соответственно, от возможных штрафов. Однако сотрудничество пока не налажено.

О переходе к риск-ориентированным моделям надзора

В 2015 г. в России обозначилась явно выраженная тенденция к кардинальному изменению принципов ведения надзорной деятельности. Их основное векторное направление — переход на риск-ориентированную модель осуществления надзора с передачей части функций экспертным организациям, в том числе в вопросах участия в процессах технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия. Другими словами, выполняя указы Президента РФ, надзорные органы пытаются перестроить принципы работы "системы" и дать возможность выбора — либо оставаться под надзором государства, либо довериться экспертам. МЧС России идет по этому пути уже с 2008 г., но пока безрезультатно.

Хотелось бы отойти от неудачного определения "независимая оценка пожарного риска" и перейти к более правильному — "пожарный аудит", тем более что в последних документах МЧС России используется именно этот термин. Фактически пожарный

аудит во всем мире является альтернативой государственному пожарному надзору. Как это организовано?

В общем случае любой собственник должен один раз в два года заполнять декларацию по безопасности на свой объект, воспользовавшись одним из трех вариантов:

1. Собственник заполняет ее сам; в этом случае к нему приходит на проверку муниципальный инспектор, который в случае обнаружения несоответствия декларации или объекта установленным требованиям может его оштрафовать.

2. Собственник приглашает для подготовки декларации аудитора, который составляет ее и подписывает только тогда, когда все недостатки и несоответствия устранены. Муниципальный инспектор в таком случае проверку объекта не проводит.

3. Собственник, решив застраховать объект, обращается в страховую компанию, которая присылает аудитора на проверку. В зависимости от количества выявленных несоответствий собственнику назначается определенная сумма страховой премии. После заключения договора страхования муниципальный инспектор также не проверяет объект.

Сегодня в нашей стране реализованы первые два варианта. Однако декларация заполняется собственником один раз (нет определенной периодичности) и не имеет реальных юридических последствий. Отсутствуют методики и формализованные типовые документы для второго и третьего вариантов. Кроме того, второй вариант не закреплен на законодательном уровне (закрепление на уровне приказов МЧС России ставит вопрос о законности его применения). Третий вариант не предусмотрен законодательством вообще.

О развитии сотрудничества

Считаем необходимым на законодательном уровне ввести в действие второй и третий варианты. Что для этого нами сделано? На базе Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) создан ТК 001 "Производственные услуги", в рамках которого в 2016 г. должны пройти согласования и быть переданы в Рос-стандарт три проекта ГОСТов серии Р (методики и формализованные типовые документы), посвященных пожарному аудиту:

а) "Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Общие требования по проведению независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности)";

74

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2016 ТОМ 25 №1

б) "Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности). Типовая форма заключения о независимой оценке пожарного риска. Общие требования";

в) "Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Требования к учету заключений по проведению независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), регистрации и ведению реестра".

При этом целесообразно привлечь специалистов страховых компаний к активному участию в их разработке, так как им предстоит применять их на практике.

Необходимо также отметить, что пожарному экспертному сообществу удалось убедить руководство МЧС России в необходимости принятия третьего варианта. В конце сентября первый заместитель

министра МЧС России Сергей Шляков на заседании комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, сказал: "Почему за границей многие показатели лучше? Потому что у них практически все застраховано. Если мы дадим нашим страховщикам такие возможности, у нас исчезнет большинство проблем с безопасностью. Но, к сожалению, институт страхования в России развит недостаточно".

Страхование рисков и повышение уровня культуры безопасности позволит убрать административные барьеры, снизить нагрузку на малый и средний бизнес и навести порядок в сфере обеспечения безопасности. Таким образом, консолидированному страховому сообществу необходимо поддержать всеми доступными способами инициативы МЧС России и пожарного экспертного сообщества. Давайте строить бизнес, помогая друг другу!

Материал поступил в редакцию 7 октября 2015 г.

Издательство «ПОЖНАУКА»

Д. Г. Пронин Д. А. Корольчанко

ДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЙ НА ПОЖАРНЫЕ ОТСЕКИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Представляет книгу

Д. Г. Пронин, Д. А. Корольченко

ДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЙ НА ПОЖАРНЫЕ ОТСЕКИ: учебное пособие.

- М.: Издательство "ПОЖНАУКА", 2014. - 40 с.: ил.

В учебном пособии изложены базовые основы, действующие требования и современные представления о целях, задачах и способах ограничения распространения пожара по зданиям и сооружениям путем их разделения на пожарные отсеки.

Пособие предназначено для студентов Московского государственного строительного университета. Оно может быть использовано также другими образовательными учреждениями и практическими работниками, занимающимися вопросами обеспечения пожарной безопасности.

121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.