3. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.
4. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - M.,1946.
5. Galjperin, P.Ya. Razvitie issledovaniyj po formirovaniyu umstvennihkh deyjstviyj // Psikhologicheskaya nauka v SSSR. - M., 1959. - T. 1.
6. Talihzina, N.F. Teoriya poehtapnogo formirovaniya umstvennihkh deyjstviyj i problemih razvitiya. - M., 1967.
7. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.
8. Blauberg, I.V. Stanovlenie i suthnostj sistemnogo pokhoda / I.V. Blauberg, Eh.G. Yudin. - M., 1973.
9. Kagan, M.S.Chelovecheskaya deyateljnostj (opiht sistemnogo analiza). - M., 1974.
10. Andrienko, E.V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj zrelosti uchitelya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Novosibirsk, 2002.
11. Belkin, A.S. Osnovih vozrastnoyj pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh pedagogicheskiyj uchebnihkh zavedeniyj. -M., 2000.
12. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik / L.D. Stolyarenko, S.I. Samihgin, V.E. Stolyarenko. - Rostov-na-Donu, 2010.
13. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.
14. Ob organizacii moraljno-psikhologicheskoyj podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: Prikaz MVD Rossii ot 10 avgusta 2012 g. № 777 g. Moskva.
Статья поступила в редакцию 15.05.14
УДК 371
Tulinova O. У THE REGIONAL MATERIALS AS A CHIEF DIRECTON IN TRAINING OF STUDENTS IN MUSICAL EDUCATION. The author of the article considers a problem of training students with a speciality of Musical Education on basis of development scientific investigation in the regional musical culture.
Key words: Yelets, musical of local studies, training students.
О.В. Тулинова, канд. пед. наук, доц. музыкально-педагогического факультета Елецкого гос. университета им. И.А. Бунина, г. Елец, Е-mail: olga.tulinova@rambler.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье рассматриваются проблемы обновления отечественного содержания образования за счет включения в него художественно-краеведческого материала, определены принципы музыкального краеведения и структурно-содержательные компоненты исследований в данном направлении, обобщен опыт музыкально-краеведческой деятельности музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина.
Ключевые слова: Елец, музыкальное краеведение, подготовка специалистов по специальности «Музыкальное образование».
В условиях современного отечественного образования особую актуальность приобретает задача системного обновления содержания образования за счет включения на разных этапах обучения и воспитания (детский сад - общеобразовательная школа - система дополнительного образования - средние специальные учебные заведения - вуз) разнообразного краеведческого художественного материала - произведений народного творчества и связанных с краем авторов, широкого спектра данных об их жизни и творчестве, сведений об истории и современном состоянии художественной жизни региона. Краеведческий материал способствует выявлению ценности искусства данного региона как важной сферы отечественного культурного наследия, раскрытию его влияния на духовное развитие нации в прошлом и определению значения в развитии современной культуры. Не случайно важность учета региональных особенностей подчеркивается введением особой статьи (№ 29) в Закон Российской Федерации «Об образовании».
Этой тенденции как нельзя лучше отвечает усилившийся в последние годы интерес к использованию в музыкально-педагогическом процессе регионального материала. Он реализуется в проведении конкретных исследований различной направленности - исторических, социологических, педагогических -локальных музыкальных культур различных краев и областей России (работы М. Этингера, И. Татарской, Н. Емельяновой, Е. Казьминой и др.), а также в использовании в учебном процессе школ, училищ, вузов и т.д. (работы Л. Тарасовой, И. Кобозевой, Т. Одиноковой, М. Лихачевой) материала по региональной музыкальной культуре.
На основе анализа работ предшествующих исследователей и нормативных документов по высшей и средней школе Л.А. Тарасовой были выявлены характерные особенности регионализации музыкального образования. Его сущность заключается «... в установлении разумного соотношения между диффе-ренцированностью региональных музыкально-образовательных структур, отражающих местные особенности, и их интеграцией в целостную и единую систему музыкального образования на уровне федерации» [1].
Педагогические аспекты изучения региональной музыкальной традиции связаны с разработкой теории и практики применения в учебном процессе школ, средних специальных учебных заведений, вузов, в системе дополнительного образования материала по музыкальной культуре родного края. Сюда же относится разработка содержания, форм и методов музыкально-краеведческого воспитания, целью которого является специально организованная, целенаправленная и систематическая деятельность по развитию музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения средствами регионального материала.
Современное музыкальное краеведение определяет в качестве основного принцип учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании. Это комплексный интегративный принцип, позволяющий учитывать всю совокупность особенностей региона при организации музыкальной образовательной системы (особенностей - социально-исторических, географических, экономических, географических, культурны, языковых и др.) Краеведческий принцип в музыкальном образовании определен как использование в учебном процессе, в связи с программой, материала по музыкальной культуре родного края , который рассматривается как часть музыкальной культуры страны и мировой культуры в целом. Цель современного практического музыкального краеведения на местах заключается в реализации основных методических положений в повседневной педагогической практике.
Елецкий край (г. Елец и его округа, входивший ранее в Орловскую губернию, с 1954 г. в Липецкую область), как и многие другие регионы России, имеет своеобразные и глубокие пласты национальной музыкальной культуры, включающие оригинальное творчество местных авторов, фольклор, историко-архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов - уроженцев края. Использовать эти материалы в учебном процессе представляется насущно необходимым и педагогически значимым. К сожалению, богатейшее музыкальное наследие г.Ельца на сегодняшний день изучено недостаточно, но и тот материал, который уже есть, имеет не только местное значение и представляет немалый научный интерес.
Достаточно сказать, что в последние годы в ЕГУ им. И.А. Бунина были защищены диссертации: «Музыкальная составляющая культурно-образовательной среды г. Ельца» (В.В. Макаров), «Воспитательный потенциал искусства игры на елецкой рояльной гармонике» (А.М. Куницына), «Музыкально-педагогическая деятельность Т.Н. Хренникова (О.В. Тулинова), «Просветительская деятельность рода Стаховичей» (М.Н. Позднякова). Н.А. Аиповой созданы учебно-методические пособия для студентов средних и высших учебных заведений: «Деятели музыкальной культуры г.Ельца и его округи второй половины XIX-XX вв.» и «Музыкальная культура г. Ельца начала XX в. (19061923 гг.)». Фольклорное направление г. Ельца представляют исследования Т.Д. Кириченко, В.В. Климова, Н.А. Чистяковой. Помимо названных, автором данной статьи в разные годы были проведены исследования и изданы монографии, посвященные истории музыкальных фестивалей на Липецкой земле, истории становления Липецкой государственной филармонии, государственного ансамбля танца «Казаки России», истории становления музыкального и дополнительного образования в Ельце, истории православной музыкальной культуры г. Ельца, жизни Т.Н. Хренникова и его связям с Ельцом, истории театральной культуры Ельца, реализации поэтического наследия И.А. Бунина в музыкальном искусстве и др.
На основе перечисленных музыкально-краеведческих материалов актуальной стала проблема их применения в учебном процессе образовательных учреждений разных уровней города, возникла задача подготовки специалистов, ориентированных в проблемах музыкального краеведения, способных вести после окончания вуза педагогическую деятельность в этом направлении. Выход был найден: в некоторых общеобразовательных школах Ельца (№ 3, 8, 10, 15, 17, 24), Елецком колледже искусств им. Т.Н.Хренникова, музыкально-педагогическом факультете ЕГУ в образовательный процесс были введены лекционные курсы по выбору по музыкальному краеведению Ельца. Однако данные курсы, реализуемые в ходе профессиональной подготовки студентов в колледже и вузе, больше были нацелены на решение общегуманитарных задач (воспитание чувства патриотизма, уважение к культуре «малой родины»). В связи с этим весьма актуальными остаются вопросы применения музыкально-педагогического краеведения как научной области, разрабатывающей содержание, формы, методы музыкально-краеведческого воспитания, образования и обучения, в практике подготовки елецких учителей.
Одним из перспективных направлений развития музыкально-педагогического краеведения может стать научно-исследовательская деятельность студентов - будущих учителей музыки, реализуемая в написании дипломных работ, организации научного студенческого общества по изучению музыкальной культуры Елецкого края. Представим тематику некоторых дипломных работ, выполненных в последние годы: «Патриотическое воспитание школьников на материале жизни и творчества Т.Н. Хренникова (Г.А. Дятлова); «Эстетическое воспитание старшеклассников на основе синтеза искусств (на материале г. Ельца)» (А.В. Лихих), «Взаимодействие краеведческого музея и общеобразовательных школ г. Ельца в духовно-нравственном воспитании школьников» ( В.А. Овчинников), «Студенческая филармония как средство приобщения будущих учителей музыки к просветительской деятельности» - на опыте работы музыкально-педагогического факультета ЕГУ (Л.А. Полева), «Музыкальное наследие г. Ельца и возможности его использования в художественно-эстетическом воспитании школьников» (Д.В. Брацлавский), «Организация внеурочной работы по изучению музыкальной культуры региона в средней школе» (Г.А. Макарова) и другие [2].
Сфера научно-исследовательской деятельности студентов в наибольшей степени, нежели все другие области профессиональной подготовки будущего специалиста, позволяет реализовать собственно региональный подход в музыкальном образовании. Принцип учета национально-региональных особенностей состоит в использовании разностороннего материала по исто-
Библиографический список
рии культуры данного региона (края, области, города, села), включенного в контекст решения задач музыкально-эстетического воспитания. Как комплексный интегративный принцип музыкального краеведения, он учитывает всю совокупность особенностей региона при организации музыкальной образовательной системы. Используя метод раскрытия особенностей края, в условиях которого происходит обучение [1], целесообразно ознакомить студентов с комплексом национально-региональных особенностей своей «малой родины» в разных сферах жизни общества (социально-исторических, национальных, культурных, географических и др.).
Реализация регионального подхода в музыкальном образовании предполагает интеграцию многих учебных дисциплин -не только специальной (кроме собственно Музыкального краеведения, это: История русской музыки, Музыкальная этнография, Анализ музыкальных произведений), а также Социология, Культурология, Мировая художественная культура, предметы психолого-педагогической подготовки - Введение в педагогическую профессию, Методика музыкального образования и др.
В нашей практике задачи комплексного охвата регионального историко культурного наследия ставились в разработке вышеупомянутых дипломных проектов будущих учителей музыки. В ходе работы определились структурно-содержательные компоненты подобного типа регионального музыкально- педагогического исследования:
1) методологический (комплексные проблемы регионализации образования в целом; методы, формы и принципы музыкального краеведения и т.п.);
2) информационный (собрание художественной, культурноисторической и прочей информации, используемой в музыкальном воспитании школьников);
3) практико-методический (разработка содержания и частной методики проведения уроков и внеурочных мероприятий по заявленной теме, соответствующей проблеме исследования).
Наиболее важной стороной проведенных исследований являются представленные в каждом случае методические разработки и сценарии занятий, построенные на системном включении регионального историко-культурного материала в совокупности его различных компонентов - памятников церковного зодчества, усадебной культуры, литературных и музыкальных традиций. Такой широкий охват культурно-исторических явлений способствует более многостороннему и успешному осуществлению процесса музыкально-эстетического воспитания школьников, что особенно актуально в условиях такого «малого города», каковым является Елец. Если для крупных культурных центров проблема «включения» школьников в родную культурную среду решается в условиях богатого и разнообразного культурного фонда (музеи, филармонии, театры и др.), то для «малых городов» решение этой проблемы затрудняется не просто отсутствием соответствующих организационных структур, или их недостаточным количеством, но прежде всего ясным представлением об историческом прошлом своей «малой родины», ее художественных традициях. Таким образом возникает насущная задача систематизации сведений по истории культуры (в том числе и музыкальной) данного социума, написания своеобразной культурно-исторической энциклопедии своего края, с целью дальнейшего применения в педагогической практике собранного материала. Используя разнообразный краеведческий материал, педагог в ходе музыкальных занятий способствует решению уже не только собственных музыкально-педагогических задач, но и воспитанию личности, ее нравственно- патриотических качеств, исторической памяти.
В одной из своих последних работ Д.С. Лихачев писал: «В настоящее время мы владеем огромным и при этом живым, развивающимся наследием - наследием нашей культуры. Часть этих культурных явлений продолжает живую жизнь в современности... А другая живет в сбережении музеев, книг, памятников архитектуры» [3]. Насущная проблема современной педагогики - использовать это богатое культурное наследие в целях воспитания подрастающего поколения.
1. Тарасова, Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1997.
2. Архив ЕГУ им. И.А.Бунина: дипломные проекты студентов музыкально-педагогического факультета за период 2007-2013 гг.
3. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Д.С. Лихачев. Русская культура: сб. ст. - М., 2000.
Bibliography
1. Tarasova, L.A. Teoriya i praktika muzihkaljnogo kraevedeniya v sisteme sovremennogo muzihkaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1997.
2. Arkhiv EGU im. I.A.Bunina: diplomnihe proektih studentov muzihkaljno-pedagogicheskogo fakuljteta za period 2007-2013 gg.
3. Likhachev, D.S. Kraevedenie kak nauka i kak deyateljnostj II D.S. Likhachev. Russkaya kuljtura: sb. st. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 08.05.14
УДК 378: 37.013
Uskenbayeva S.T ORAL FOLKLORE AS MEANS OF THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL INTERESTS OF KAZAKHSTAN STUDENTS. The article discusses the importance of folklore in understanding of moral values by students promoting the formation of socially significant behavior in a multicultural society. The author recommends the use of minor genres of folklore in the educational process.
Key words: ethno-cultural interests, proverbs, folklore, spiritual and moral values.
С.Т. Ускенбаева, ст. преп. КГМУ, г. Караганда, E-mail: symbat_uskenbaev@ mail.ru
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА
В статье рассматривается значение устного народного творчества в осознании студентами смысла моральных оценок, способствующих формированию общественно значимого поведения в поликультурном обществе. Автор рекомендует использовать малые жанры устного народного творчества в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: этнокультурные интересы, пословицы, устное народное творчество, духовно-нравственные ценности.
В последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и педагогов-практиков Казахстана к идейным истокам этнического образования. Причиной интереса является смена ведущих идей воспитания современной молодежи и многообразие подходов к образовательным системам. Необходимость создания новых образовательных программ требует знания идейных истоков формирования общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим актуально высказывание Г.Н. Волкова о значимости идей этнопедагогики: «Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения - одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» [1, с. 167].
По определению С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, этносы - это «пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации» [2]. Суть информационной концепции заключается в том, что человеку нужен «информационный фильтр», им является этнос. Средством информационного фильтра является этнический язык. В повседневном общении с матерью ребенок с самого рождения усваивает язык, через него определенные нормы поведения, присущие его этносу. Посредством языка можно воздействовать на чувства, сознание человека. Каждое новое поколение, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения.
Я.А. Коменский, обобщив опыт домашнего воспитания, предлагал изучать обычаи народа, его исторический путь развития, использовать рассказы на моральные темы из устного народного творчества и тд. [3].
Казахскому этносу свойственна традиция передачи культурно значимой информации. Сохранению и передаче этнокультурной информации способствует устное народное творчество, имеющее огромный потенциал в формировании этнокультурных интересов. Содержательность, глубина мысли народных творений оказывают на молодежь воспитательное значение. Они прививают чувство патриотизма, призывают хранить традиции предков. Знание истории своего племени, предков до седьмого поколения являлось для каждого казаха обязательным условием осознания своей родовой идентичности, что позволяло сохранить и передавать потомкам традиции своего народа.
Важным аспектом в воспитании казахского этноса является уважение к старшим, почитание к предкам. В связи с этим часто казахи используют пословицу: «Жет атасын бтмеген жетеаз» (Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства). Почитание предков объясняется верой в их силы помочь в переломные периоды жизни. Неслучайно в освободительных войнах казахи призывали имена своих предков возгласом «Аруах». Из уст в уста передавались легенды о славных подвигах предков. Подобные ориентиры в воспитании подрастающего поколения способствовали сохранению и распространению национальных традиций. Главой казахской семьи считается аксакал, являющийся носителем и хранителем духовно-нравственных качеств, служащий примером для подражания как этнический идеал «совершенного человека». В устном народном творчестве казахов имеется много пословиц и поговорок о родителях. «Ата - аскар тау, ана - бауырындагы булак, бала -жагасындагы курак» (Отец - неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки). Отец, вообще, мужчина в понимании казахов - образец мужества, голова семьи. «Жаксы эке - жаман балага кырык жылдык ризык» (Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну). У казахов уважительно отношение к женщине-матери: «Агайынныц алтын сарайынан анацныц жыртык лашьиы артык» (Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей). «Экеаз же™ - жартылай же™, шешеаз же™ - бYтін же™» (Сирота без отца - полусирота, сирота без матери - круглый сирота), - говорят казахи, отмечая важную роль матери в жизни ребенка. У казахов немало пословиц и поговорок, выражающих особое отношение к детям и особую ответственность родителей в их воспитании. Рождение сына являлось знаменательным событием: «¥л туганда ^н туган» (Сын родился - взошло солнце). В казахских семьях особое внимание уделялось воспитанию девочек. О девушках казахи говорят: «Астыц дэмЫ туз келлрер, ауылдыц сэнш кыз келлрер» (Вкус пищи - соль, краса аула - девушки), «Ырыс алды кыз» (Предвестник счастья - дочь), «^ыз - экесше жулдыз, шешесше - ^н» (Дочь для отца - звездочка, для матери - солнце). В казахском фольклоре много выражений, прививающих морально-этические нормы девичьего поведения: «^ызга кырык жерден тыйым, кырык Yйден карауыл» (Девушке сорок преград да пригляд сорока домов).
Тема предков, семьи в устном народном творчестве тесно переплетается с темой родины. Огромное количество пословиц и поговорок служат для воспитания мужества, любви к Родине: «Эрммнщ туган жері - жумак» (Родимый край - для каждого рай), «Отан отбасынан басталады» (Любовь к родине у семейного очага рождается) «Туган жер алтын беак» (Земля родная - колыбель золотая).