Научная статья на тему 'Особенности воздействия культурно-образовательной среды на реализацию воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа'

Особенности воздействия культурно-образовательной среды на реализацию воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЕЛЕЦКАЯ РОЯЛЬНАЯ ГАРМОНЬ / СТУДЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL POTENTIAL / REALIZATION / FOLK ART / ELETS PIANO ACCORDION / STUDENTS OF A MUSIC COLLEGE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куницына Алевтина Михайловна

В статье раскрываются особенности реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа; показывается воздействие культурно-образовательной среды на личность студента; определяются пути приобщения студентов к региональным культурным ценностям народа, формирования у них потребности в общении с народной традиционной музыкой, исполняемой на елецкой рояльной гармони, способствующей духовно-нравственному, эстетическому, гражданскому и патриотическому воспитанию студентов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куницына Алевтина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воздействия культурно-образовательной среды на реализацию воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа»

«Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков аудирования как составляющей коммуникативной культуры учащихся 6 -8-х классов» (Е.И. Шахназарова - учитель английского языка МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг).

Все проведенные кафедрой прикладной информатики ЧГУ конференции проходили при участии Института информатизации образования РАО, и их материалы выставлены на сайте этого учреждения1. На этом же сайте можно найти электронный вариант сборника материалов конференций, проведенных в 2009 году в г. Великий Устюг и пос. Шексна [1]. Теоретические основы прочитанных на конференциях авторами статьи докладов базировались на документах Министерства образования и науки по переходу на новые школьные образовательные стандарты и на материале монографии В.А. Касторновой «Современное состояние научных и практико-ориенти-рованных подходов к организации и функционированию образовательного пространства» [2].

В заключение отметим, что кафедра информатики ЧГУ планирует продолжить проведение подобных конференций как в Великом Устюге и Череповце, так и в других районных центрах Вологодской области.

Литература

1. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении: материалы I науч.-практ. конф. (6 марта 2009 г., г. Великий Устюг). - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.

2. Касторнова, В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: моногр. / В.А. Касторнова. - Череповец: ЧГУ, 2011.

3. Касторнова, В.А. Организация информационного рабочего места - основы информационной среды учебного заведения / В.А. Касторнова // Информатизация образования и науки. - 2010. - № 2(6). - Апрель. - С. 3 - 13.

УДК 377.5

А.М. Куницына

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются особенности реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа; показывается воздействие культурно-образовательной среды на личность студента; определяются пути приобщения студентов к региональным культурным ценностям народа, формирования у них потребности в общении с народной традиционной музыкой, исполняемой на елецкой рояльной гармони, способствующей духовнонравственному, эстетическому, гражданскому и патриотическому воспитанию студентов-музыкантов.

Воспитательный потенциал, реализация, народное творчество, елецкая рояльная гармонь, студенты музыкального колледжа, культурно-образовательная среда.

The article considers the peculiarities of the realization of the educational potential of the Elets piano accordion in the activity of the students of the musical college, presents the influence of the cultural and educational environment on the personality of the student, defines the ways of students’ acquainting with regional cultural values of the people and developing the demand for dialogue with national traditional music performed on the Elets piano accordion promoting spiritual and moral, esthetic, civil and patriotic education of students.

Educational potential, realization, folk art, Elets piano accordion, students of a music college, cultural and educational environment.

Одним из направлений1 новой парадигмы образования является приобщение студенческой молодежи к ценностям культуры своего народа, воспитание студентов в духе взаимоуважения, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Поэтому важно изучить ценностно-смысловое содержание народного творчества и его воспитательный потенциал, который базируется на социально-философских и педагогических идеях преемственности поколений в знаниях о народной куль-

1 URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/konf_ob/archive

nauch conferences/

туре, субъектности этноса, народности воспитания (Г.Н. Волков, Л.А. Волович, С.И. Гессен, П.Ф. Кап-терев, В.А. Сухомлинский). В процессе изучения философской, психолого-педагогической, музыкальной, культурологической, этнопедагогической литературы в нашем исследовании были охарактеризованы основные аспекты воспитательного потенциала музыкального народного творчества, компонентом которого в городе Ельце является елецкая рояльная гармонь, уточнены взаимосвязанные понятия: «воспитание», «потенциал», «реализация», «деятельность студентов музыкального колледжа», «народное

творчество», «елецкая рояльная гармонь».

Анализ литературы показал, что понятие «воспи-

тательный потенциал» в педагогической литературе не имеет однозначного толкования. Он представляет собой совокупность ценностных содержательных и методических средств, которые позволяют оказывать воспитательное воздействие на личность. Его содержание зависит от понимания термина «воспитание», значение которого в современной педагогической науке рассматривается по-разному. С педагогической точки зрения понятие «воспитание» представляет собой специально организованный процесс, содействующий развитию личности и способствующий созданию условий для освоения человеком культурных ценностей. Главной целью воспитания является гармоническое развитие личности, подготовка ее к самостоятельной жизни (Г.М. Андреева, С.А. Смирнов). В.П. Каширин, В.А. Сластенин считают воспитание процессом формирования и развития духовной сферы человека. И.Б. Котова, С.А. Смирнов, Е.Н. Шиянов рассматривают воспитание как усвоение человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта. В гуманистическом понимании воспитание связано с субъект-субъектным взаимодействием педагога и студента на основе взаимоуважения и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Задачей современной системы воспитания является подготовка профессионально- и культурно-ориентированной личности, способной к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Таким образом, понятие «воспитательный потенциал» следует рассматривать как источники, возможности и средства, которые могут быть использованы в воспитании. Наше исследование связано с реализацией воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони, представляющей региональный фольклор в деятельности студентов музыкального колледжа. Воспитывающей роли фольклора посвящен ряд научных трудов, среди которых работы Б. В. Асафьева, Г.Н. Волкова, В.С. Кукушкина, Н.Г. Куприной, И.В. Мациевского, Т.В. Поповой, В.М. Щу-рова, а также елецких ученых Т.Д. Кириченко, О.Н. Костышиной, Ю.А. Мельгунова, Л.И. Севериновой.

Психолого-педагогическая литература рассматривает фольклор (народное творчество) «как древнейшую форму общественного сознания, где в виде устойчивых формул отражаются образы и отношение социально-культурного опыта» [1, с. 76]. Исходя из этого, социально-культурный опыт музыкального фольклора во многом определяет жизненную позицию студента-музыканта и ее эстетическую направленность. Музыкальное народное творчество представляет собой бытовую народную музыку, которая характеризует общественную действительность и звучит в изображаемой среде (М. Н. Зыкова, А.Н. Со-хор). Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что последнее время растет интерес к изучению регионального народного творчества. Это подтверждает обращение ученых к народному традиционному воспитанию и изучению его влияния на формирование личностных качеств студентов колледжей и вузов (Г. Н. Волков, А. Г. Гмырин, В. С. Кукушкин, И. О. Попова, Л.И. Северинова).

Представляя региональный компонент народного музыкального творчества, елецкая рояльная гармонь в городе Ельце считается уникальным явлением, так как она признана родоначальницей и прародительницей современного аккордеона, о чем заявлено в ЮНЕСКО. Для музыки, исполняемой на елецкой рояльной гармони, характерны следующие особенности: жанры (русские народные песни, а также авторские песни, перешедшие в разряд народных, пляски, частушки, попевки, припевки, хороводы, «Матаня» представляющая синтез исполнения частушки и танца по кругу); традиции и особенности игры на елецкой рояльной гармони: импровизацион-ность (сиюминутное рождение наигрыша), вариативность (присутствие множества вариантов наигрыша), умение играть «под песню», «под пляску» (умение «выговаривать» песню и пляску, приемы исполнения-акценты, тремоло, репетиции и т. д.), контактная форма передачи (отсутствие нотной записи, исполнение на слух по памяти).

Воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони направлен на формирование гармонически развитой личности студента музыкального колледжа, приобщение молодых музыкантов к культурным художественным ценностям народа, формирование у них нравственных качеств, потребности в общении с музыкальным народным искусством. Нравственное начало в народной музыке, исполняемой на елецкой рояльной гармони, передается через конкретный образ музыкального жанра. Основная идея патриотизма, гражданственности выражается через метафору, сравнения, сопоставления, через отношение к определенным историческим событиям. Эстетический потенциал содержится в восприятии и понимании своеобразия средств музыкальной выразительности, в эстетическом вкусе, проявляемом в импровизации, в исполнительстве и творчестве гармонистов-исполнителей и, конечно, мастеров, потому что каждая гармонь - это произведение искусства. Каждый мастер не только стремился изготовить свою гармонь эстетически привлекательной с точки зрения ее звуковых качеств, но и старался искусно оформить внешний вид инструмента. Изучение студентами искусства елецкой рояльной гармони обогащает представление о народной музыке, формирует понятие о ней как ценности, развивает эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

Опираясь на состоятельность представленных положений, мы составили собственное определение, раскрывающее сущность воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони. Воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони - это те возможности, средства, факторы, которые могут быть использованы в реализации высших духовных, нравственных, эстетических и патриотических ценностей в деятельности студентов музыкального колледжа при изучении регионального музыкального фольклора, связанного с исполнительством на елецкой рояльной гармони и с созданием самого инструмента как произведения искусства.

Одним из существенных факторов реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гар-

мони в деятельности студентов музыкального колледжа является изучение особенностей воздействия культурно-образовательной среды, что представляет сложный и многоэтапный процесс постепенного формирования знаний, суждений о региональной народной культуре, личностных качеств, выступающих условием профессионального становления личности будущего музыканта-исполнителя. Изучение особенностей воздействия культурно-образовательной среды позволяет студентам музыкального колледжа в процессе исполнения и слушания глубже осознать те духовные и культурные традиции, которые способствовали появлению елецкой рояльной гармони. В его обосновании мы опирались на взгляды И.Г. Шацкого о том, что главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение [2]. Основная идея воздействия культурнообразовательной среды состоит в том, что положительный воспитательный эффект у студентов музыкального колледжа при изучении елецкой рояльной гармони достигается только тогда, когда студент оказывается погруженным в культурно-образовательную среду, которая ориентирует на формирование высших духовных ценностей. В процессе проведенного исследования выявлены основные функции воздействия культурно-образова-тельной среды, к которым относятся развитие культурно-опосредованного, нравственно-эстетического, гражданского отношения к елецкой рояльной гармонии, развитие потребностей установок, переживаний в общении с музыкальным народным искусством, сохранение традиций русского народного искусства. К особенностям воздействия культурно-образо-вательной среды относятся гуманистическая ориентированность на личность, формирование образов, создаваемых елецкой рояльной гармонью. Механизм овладения ценностями народной музыкальной культуры, которую представляет в данном исследовании исполнительская деятельность студентов на елецкой рояльной гармони, носит избирательный характер, так как зависит от способностей, наклонностей и дарования каждого студента. Изучение особенностей исполнительской деятельности студентов музыкального колледжа на елецкой рояльной гармони помогает глубже понять историческое прошлое и самобытность культурных традиций. В нашем исследовании воспитательный потенциал елецкой рояльной гармони реализуется на материале традиционной музыки, исполняемой народными музыкантами-гармонис-тами в городе Ельце и его округе.

Для раскрытия особенностей воздействия культурно-образовательной среды в реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа была разработана технология, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Задачей целевого компонента является раскрытие факторов культурно-образовательной среды, воздействующей на появление елецкой рояльной гармони, определение места, которое занимает исполнитель-

ское искусство игры на ней в культурно-образовательной среде города Ельца и его округи в различные исторические периоды. Изучение данного материала происходило на занятиях по «Истории исполнительства на русских народных инструментах». Познавательная деятельность студентов была связана с анализом культурно-образовательной среды города Ельца конца XIX и начала XX века. Именно в это время была создана елецкая рояльная гармонь. В своих сообщениях и докладах студенты музыкального колледжа отметили, что в центральной части России, где расположен город Елец, в этот период времени на смену таким музыкальным инструментам, как балалайка и гитара, приходит новый инструмент - гармонь. Это более совершенный, гармонический, удобный в освоении, яркий и портативный музыкальный инструмент, не требующий частой настройки.

Большая роль в активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения культурнообразовательной среды города Ельца принадлежит проведению внеклассных мероприятий, лекций-концертов, экскурсий в краеведческий музей, дом-музей Т.Н. Хренникова, дом-музей Н.А. Жукова, дом-музей И. А. Бунина. Это способствовало изучению народных традиций, установлению связей между классическим и народным искусством, выявлению специфики регионального музыкального искусства, что обогащало представление студентов музыкального колледжа о духовной культуре города.

На основании вышеперечисленного, студенты колледжа искусств убедились в том, что город Елец обладал и обладает уникальной культурно-образовательной средой малого города с его историческими, материальными и социальными условиями. Изучению культурно-образовательной среды города Ельца (в конце XIX - начале XX вв.) посвящены работы елецких исследователей: Н.В. Борисовой, С.В. Красновой, Т.Д. Кириченко, Т.В. Красновой, В.В. Макарова, В. А. Мальцевой, С. А. Сионовой, Н. А. Чистяковой и др.

Содержательный компонент технологического блока определяет темы занятий, понятия «жанры», «традиции» и особенности игры на елецкой рояльной гармони, а также предполагает использование авторских программ «Ознакомление с елецкой рояльной гармонью» и «История исполнительства на русских народных инструментах», где студенты изучали генезис елецкой рояльной гармони, осваивали инструмент, собирали, изучали и расшифровывали традиционные наигрыши. Эти виды деятельности позволили каждому студенту чувствовать себя сопричастным к процессу создания и озвучивания инструментального наигрыша, способствовали развитию любознательности, эстетических чувств, интереса к родному краю, творческого мышления, воспитанию этнического самосознания, пониманию нравственных ценностей.

Далее на занятиях по предмету «Народное творчество» студенты знакомились с содержанием русских народных песен, исполняемых на рояльной гармони, которые, как отмечали студенты, вбирают в себя огромное разнообразие тематики. Это и красо-

та природы родного края, эпические и героические песни, прославляющие патриотизм народных героев, хороводные и игровые песни, исполняемые на народных праздниках и гуляньях, связанных с различными событиями в жизни человека. В этих условиях формировалась жизнь городского и сельского населения, устное (бесписьменное) народное музыкальное творчество, характерное для населения Верхнего Дона. Бесписьменное музыкальное творчество получило свой расцвет с появлением елецкой рояльной гармони и позволило глубже осознать особенности развития регионального народного искусства и сформировать интерес к русскому народному музыкальному искусству. Все это способствовало формированию любви к родному краю, уважение к его традициям.

Рояльная гармонь получила распространение не только в сельской местности в традиционной музыке, но и среди городского населения, охватывая огромный пласт народного искусства - городской фольклор. Изучая краеведческий материал, встречаясь со знаменитыми елецкими гармонистами, студенты установили, что чаще всего гармонисты-любители исполняли на гармони популярные песни и танцы, которые были написаны композиторами и получили статус народных, в частности, «Тонкая рябина», «И кто его знает», «Ой, цветет калина», «Славное море - священный Байкал», «На закате ходит парень», песни военных лет, а также плясовые наигрыши: «Цыганочка», «Семеновна», «Яблочко», «Барыня», «Сербиянка».

Для освоения традиционной музыки процессуальный компонент предполагает использование общедидактических и специфических методов, приемов, видов деятельности студентов: беседы, рассказы, логические методы, наглядные, практические и творческие методы, исследовательские виды деятельности (репродуктивная, творческая, слушательская, исполнительская). Исследовательская деятельность студентов, основанная на наблюдении, анкетировании и тестировании, позволила им выявить закономерность появления этого инструмента в городе Ельце. В процессе исследовательской деятельности студенты отмечали, что успехи в совершенствовании елецкой рояльной гармони связаны «с высоким образовательным потенциалом города Ельца и наличием особой интеллектуальной ауры»1. Познавательная деятельность студентов музыкального колледжа также была связана с изучением предшественников елецкой «роялки» в процессе прохождения следующих тем: «Принцип колеблющегося язычка, являющийся основой звукоизвлечения на гармонике, первые инструменты, основанные на этом принципе», «Понятие „Русский народный инструмент“», «Предшественники гармоники», «История возникновения серии русских национальных гармоник», «История возникновения елецкой рояльной гармони и ее роль в ряду национальных гармоник». Темы этих лекций расширили знания студентов по изучаемой теме, по-

1 Эта цитата взята из ответов студентов на вопросы анкеты.

зволили осознать заслугу ельчан-мастеров и ельчан-гармонистов, прославивших город Елец. Полученные знания способствовали процессу интериориза-ции.

Студенты определили, что именно гармонь являлась, по существу, единственным инструментом, способствующим распространению музыки, музыкального образования и воспитания в селе и мелких городах, т. е. с ее помощью велось обучение лучшим музыкальным образцам и воспитание простого народа на музыкальном материале. Воздействие культурно-образовательной среды в реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони связано с деятельностью студентов по изучению конкурсов, проводимых в Липецкой области. Основной целью этих конкурсов было не только выявление лучших исполнителей, но и формирование интереса к региональной народной музыкальной культуре. Знакомясь со стилистическими особенностями талантливых елецких исполнителей, студенты музыкального колледжа усваивали те традиции, которые переходили от одного поколения к другому.

Во внеклассной деятельности студентов важным моментом было знакомство с ролью гармони во время Великой Отечественной войны. С этого времени гармонь от просветительской роли переходит к досуговой. Главной задачей гармони становится напоминание русскому солдату в любимых песнях о мирной жизни, о родном доме, близких людях. В своих ответах студенты отмечали, что ни один инструмент не мог сравниться с гармонью по эффекту воздействия в восстановлении сил воина после боя. Об этом рассказывали участники Великой Отечественной войны, гармонисты А. И. Матюхин и Д. К. Степанищев во время встреч со студентами, слушали в их исполнении песни военных лет. После войны гармонь сопровождала большие стройки, величайшие события и праздники в нашей стране, творчески развивала и воспитывала людей. В настоящее время елецкая гармонь является раритетом, она своеобразна и неповторима по своему звучанию, репертуару, любима слушателями и несет в себе познавательную информацию об историческом прошлом города Ельца и Елецкой округи. Изучение культурно-образовательной среды города Ельца и его округи позволило сделать студентам колледжа выводы о том, что появление такого совершенного музыкального инструмента в Ельце, который известен в ЮНЭСКО, - это не только необходимость, но и закономерность. Благодаря елецкой рояльной гармони небольшой город Елец по значимости, сравнивался с такими городами, как Тула, Саратов, Вятка, Вологда и т. д.».

Для сравнительного анализа результатов реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони нами были выработаны уровни (высокий, выше среднего, средний и низкий), критерии: информированность (показатели: информированность о народном музыкальном творчестве, о елецкой рояльной гармони); мотивационность (показатели: эстетические потребности, эстетический интерес, вкусовые предпочтения и ценностные ориентации);

глубина осмысления эстетических и нравственных ценностей; эмоциональность (проявление эмоций и эстетических чувств). Анализ результатов исследования показал положительную динамику изменения таких показателей, как: информированность (уровень возрос в 2,7 раза); мотивационность (уровень возрос в 1,4 раза); глубина осмысления (уровень возрос в 1,4 раза). Положительные результаты исследований проверены также с помощью углового коэффициента Фишера. Выявленные особенности воздействия культурно-образовательной среды в реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов были направлены на формирование информационного, познавательного, ценностно-смыслового компонентов в процессе когнитивной и творческой деятельности студентов музыкального колледжа. На основе систематизации представлений о культурно-образовательной среде города Ельца установлены взаимосвязи между репертуаром, исполняемым на елецкой гармони, и

культурной социальной средой. В результате изучения особенностей культурно-образовательной среды повысился интерес студентов к музыкальному прошлому своего края, к истории своего народа. Студенты с интересом стали относиться к песням прошлых лет, начали использовать темы этих песен для выполнения творческих заданий не только по предметам, которые связаны с елецкой рояльной гармонью, но и по предметам с музыкально-педагогической направленностью (например, с методикой преподавания игры на баяне и аккордеоне).

Литература

1. Зыкова, М.Н. Фольклор как средство психологопедагогического воздействия на развитие самосознания и формирования самоиндентификации школьника / М.Н. Зыкова // Мир психологии. - 2004. - № 3 (39). - С. 76.

2. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сы-соева и др. - М., 2004.

УДК 373.21

Т.С. Овчинникова

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К НОРМЕ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Работа посвящена теоретическим аспектам организации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии в общеразвивающих дошкольных учреждениях. Особый интерес представляют дети с минимальными нарушениями. Определение качества образования относительно этих детей имеет особое значение для коррекционной педагогики. В работе представлена концепция организации системы обучения этих детей с позиции здоровьесбережения.

Дошкольники с проблемами в развитии, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, качество образования.

This paper is devoted to theoretical aspects of educating children with developmental problems in preschool institutions. Children with minimal developmental problems are of particular interest. Determining the quality of education concerning these children is especially important for correctional pedagogy. The paper presents the concept of educating these children from the position of health protection.

Preschool children with developmental problems, preschool children with disabilities, integration, quality of education.

В условиях реформирования образования перед системой образования встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, в основе которого лежит, прежде всего, забота о развитии и здоровье воспитанников, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации [3].

Однако решение данной проблемы в рамках существующей системы образования осложнено тем, что не сформулированы требования к процессу дошкольного образования вообще и, в частности, не определены:

— образовательный стандарт для дошкольников и допустимые соотношения в нем инвариантной и вариативной частей;

— параметры состояния, в которое переходит воспитанник дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в результате получения дошкольного образования;

— критерии и параметры оценки ресурсного обеспечения образовательного процесса: психологопедагогические условия воспитания и обучения детей в детском саду, адекватные и эксклюзивные содержание и методы дошкольного образования для всех категорий детей, характер взаимодействия педагогов с детьми и способы построения развивающей среды.

Особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.