Научная статья на тему 'Модель формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки'

Модель формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЦЕСС СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / PROFESSIONAL INTEREST / PROCESS OF PREPARATION FOR SERVICE AND COMBAT / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL TERMS / MODEL OF PROFESSIONAL INTEREST FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугатова А. С.

В статье представлены особенности конструирования модели формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках организации морально-психологической подготовки. Репрезентованы критерии и уровни сформированности профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сугатова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF A PERSONAL PROFESSIONAL INTEREST AMONG YOUNGER SECURITY WORKERS IN PRIVATE SECURITY AGENCY IN THE PROCESS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRANING

The article is connected with particular features of constructing the model of formation the professional interest of private security agencies employees within the framework of preparation for service and combat. The criteria and maturity levels are presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки»

В.П. Беспалько, анализируя эту систему, отмечает, что чаще всего педагоги для оценки результатов обучения выбирают средний уровень требований, выделяя задания пятого уровня как задания повышенной сложности, оценивающееся отдельно. Если следовать этой тенденции, то коэффициент эффективности обучения можно определить по формуле:

0,64^ -I- 0,36п2 -I- 0Д6тгэ

" - количество студентов, освоивших четыре уровня знании.

г?.-.- количество студентов, освоивших три уровня знаний количество студентов, освоивших два уровня знаний. Коэффициент сформированности профессиональной компетенции можно рассчитать по формуле: Кк=0,04Ку1+0,12Ку2+0,20Куз+0,28Ку4, где Ку1 - коэффициент успешности выполнения задания по распознаванию понятия, явления и т.д. (первый уровень знаний и умений), Ку2 - коэффициент успешности выполнения задания по запоминанию и воспроизведению элементов знания (второй уровень знаний и умений), Куз - коэффициент успешности выполнения задания на понимание явления (третий уровень знаний и умений), Ку4 - коэффициент успешности выполнения задания на применение алгоритмических предписаний.

Коэффициент успешности выполнения задания может быть рассчитан по формуле А.В. Усовой:

Библиографический список

К = 1 -—-, где - число признаков вида деятельности, N т

которые усвоил ьтый студент, т - общее число признаков, N - число студентов.

Согласно описанной методике, коэффициент сформирован-ности профессиональной компетенции имеет обобщенный характер и на среднем уровне требований к результатам обучения не должен превышать 0,7.

Приведем пример одного из заданий, которое может быть использовано для оценки сформированности профессиональных компетенции будущего инженера на среднем уровне сложности после изучения раздела «Термодинамика» курса «Общая физика».

1. Назовите явление постепенного нагревания металлической ложки, опущенной в горячий чай (первый уровень усвоения знаний).

2. Запишите определение этого явления (второй уровень усвоения знаний).

3. Укажите связь этого явления с другими (третий уровень усвоения знаний).

4. Объясните это явление на основе научной теории (четвертый уровень усвоения знаний).

Описанная выше методика может быть использована для оценки сформированности профессиональных компетенций при обучении любой дисциплине студентов вузов.

1. Взятышева, В.Ф. Профессиональное образование в системе компетентностного подхода. - М., 2004.

2. Аскеров, Э.М. Автоматизация многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2010.

3. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. - М., 1977.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

5. Симонов, В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика. - 1994. - № 4. Bibliography

1. Vzyatihsheva, V.F. Professionaljnoe obrazovanie v sisteme kompetentnostnogo podkhoda. - M., 2004.

2. Askerov, Eh.M. Avtomatizaciya mnogokriterialjnogo ocenivaniya urovnya sformirovannosti professionaljnihkh kompetenciyj buduthikh specialistov: avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk. - M., 2010.

3. Grabarj, M.I. Primenenie matematicheskoyj statistiki v pedagogicheskikh issledovaniyakh / M.I. Grabarj, K.A. Krasnyanskaya. - M., 1977.

4. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.

5. Simonov, V.P. Obrazovateljnihyj minimum: izmerenie, dostovernostj, nadezhnostj // Pedagogika. - 1994. - № 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.14

УДК 37.032

SugatovaA.S. THE MODEL OF FORMATION OF A PERSOANAL PROFESSIONAL INTEREST AMONG YOUNGER SECURITY WORKERS IN PRIVATE SECURITY AGENCY IN THE PROCESS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRANING. The article is connected with particular features of constructing the model of formation the professional interest of private security agencies employees within the framework of preparation for service and combat. The criteria and maturity levels are presented.

Key words: professional interest, process of preparation for service and combat, pedagogical system, pedagogical interaction, pedagogical terms, model of professional interest formation.

А.С. Сугатова, психолог ГПП и МПО ОК ОВО по г. Барнаулу - филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России

по Алтайскому краю, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПРОЦЕССЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены особенности конструирования модели формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках организации морально-психологической подготовки. Репрезентованы критерии и уровни сформированности профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны.

Ключевые слова: профессиональный интерес, процесс служебно-боевой подготовки, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, педагогические условия, модель формирования профессионального интереса.

В современном постиндустриальном обществе остро встает проблема подготовки молодых квалифицированных кадров в различных сферах деятельности. Особую актуальность в свете реформирования системы органов внутренних дел приобретает профессиональная подготовка сотрудников полиции, в том числе в подразделениях вневедомственной охраны.

Моделируя формирование профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки мы определяем ее как педагогическую систему, которая соответствует дидактическим закономерностям и принципам, включающим комплекс методов, форм и средств в организации и осуществлении процесса подготовки.

Ю.К. Бабанский в качестве основных компонентов системы выделяет цель, задачи, содержание, методы, средства, условия, формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты [1]. В.И. Андреев наделяет систему такими свойствами, как целостность, стройность, взаимосвязанность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описаний [2].

При разработке педагогической системы морально-психологической подготовки сотрудников вневедомственной охраны учтены: теория деятельности, разработанная отечественными психологами А.Н. Леонтьевым [3] и С.Л. Рубинштейном [4], теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина [5], Н.Ф. Талызиной [6.], теория системного подхода и педагогических систем К.П. Беспалько [7], И.В. Блауберга [8], М.С. Кагана [9] и др., технологические подходы к психолого-педагогической подготовке Е.В. Андриенко [10], а также мы попытались обобщить и использовать опыт подготовки сотрудников органов внутренних дел, используемый в практических органах МВД России.

Исходя из предмета нашего исследования, можно определить педагогическую систему формирования профессионального интереса в процессе морально-психологической подготовки сотрудников вневедомственной охраны как упорядоченную совокупность взаимосвязанных блоков (целевой, организационный, содержательный и результативный), обеспечивающих формирование профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны с учетом условий службы и широкого спектра разновидностей профессиональной деятельности.

Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников вневедомственной охраны может быть представлена педагогической системой в организационном плане как взаимосвязанная иерархия, основной целью которой является организация мероприятий, направленных на формирование профессионального интереса у молодых сотрудников на разных уровнях служебной деятельности, а в содержательном - как целенаправленный процесс формирования основных компонентов профессионального интереса, оказывающий значительное влияние на результаты профессиональной деятельности различных рангов сотрудников вневедомственной охраны.

Для разработки нашей модели мы определили ее структуру. В рамках нашего исследования наиболее приемлемой являлась структура, основанная на выделении базовых компонентов процесса формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки: цель - организационные формы - содержание - результат. Правильность наших рассуждений подтверждается исследованиями А.С. Белкина, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина и др. [11, 12].

Исходя из логики нашего исследования, мы выделяем в качестве первого целевой блок, включающий в себя определение цели и задач формирования профессионального интереса молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки в соответствии с социальным заказом, требованиями нормативных документов МВД России и особенностями служебной деятельности подразделений вневедомственной охраны.

В качестве цели процесса морально-психологической подготовки мы определили высокий уровень сформированности профессионального интереса молодых сотрудников вневедомственной охраны к профессиональной деятельности.

Целевой блок является системообразующим компонентом. Целью морально-психологической подготовки является формирование профессионального интереса сотрудников к факторам оперативно-боевой и служебной обстановки, обеспечение оптимального проявления их свойств и качеств для более эф-

фективного решения оперативно-служебных задач. В русле достижения цели возникают задачи как ее составные части, причем всякий раз тогда, когда нужно перейти от одного состояния к другому.

Общими задачами морально-психологической подготовки личного состава вневедомственной охраны органов внутренних дел являются: акцентирование внимания сотрудников на возможности использования основ профессиональных знаний в успешном решении задач правоохранительной деятельности в современных условиях; формирование профессионального интереса к выполнению служебного долга; развитие основных компонентов профессионального интереса, как-то: мотивационного эмоционального, волевого, познавательного и потребностно-деятель-ностного , проявляющихся в конкретных поступках сотрудника.

Основной задачей организационного блока является конструирование модели формирования профессионального интереса.

В рамках организационного блока мы следующим образом представляем структуру формирования профессионального интереса:

1) изучение и проведение анализа состояния проблемы формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки - подготовительный этап;

2) поиск и организация оптимальных педагогических условий, оказывающих влияние на качество формирование профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки, разработка программы и конструирование модели формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки - аналитико-моделирующий этап;

3) формирование высокого уровня профессионального интереса у сотрудников вневедомственной охраны, проявляющегося в поэтапном формировании пяти компонентов профессионального интереса: мотивационного, эмоционального, волевого, познавательного и потребностно-деятельностного - формирующий этап;

4) качественно-количественный анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, их сопоставление с прогнозируемыми и желаемыми результатами, корректировка гипотезы в связи с итогами эксперимента, описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы - итоговый этап.

Содержание определяет предметную специфику того социального и профессионального опыта, который должен быть приобретен сотрудниками в ходе морально-психологической подготовки. Имеется в виду опыт профессиональной деятельности, опыт умений работать, используя приобретенные знания, опыт принятия решений в нестандартных ситуациях.

Содержательный блок является одной из основных составных частей педагогической системы формирования профессионального интереса. Он отражает объем того, чем и каким образом овладевают сотрудники в процессе подготовки, а также то, что должно быть у них сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены.

Соотнеся личностный потенциал сотрудника с формами организации морально-психологической подготовки, мы пришли к заключению, что наша модель будет эффективна при реализации комплекса педагогических условий:

- личностно-ориентированный подход;

- конструирование и внедрение индивидуальных программ профессионального самосовершенствования личности сотрудника;

- непрерывность формирования профессионального интереса;

- максимальный учет особенностей деятельности подразделений вневедомственной охраны;

- стимулирование познавательной деятельности сотрудников.

Делая акцент на личностно-ориентированном подходе мы, в след за К.Роджерсом, указываем на необходимость такого педагогического взаимодействия, которое способствует развитию и саморазвитию личности сотрудника, учитывая его индивидуальные особенности как субъекта профессиональной деятельности, реализует его внутренний потенциал [13].

Второе условие является, в данном случае, логическим продолжением первого педагогического условия. С одной стороны, мы культивируем те способности, которыми он уже обладает на данном этапе своего профессионального становления, с другой, создаем условия для развития таких профессионально-важных качеств, которые находятся на минимальном (критическом) уровне развития.

В данном исследовании смысл понятия «непрерывность формирования профессионального интереса» сводится к следующему: «непрерывное» указывает на познание и освоение профессиональной деятельности как единого процесса, не имеющего перерыва на всех уровнях организации морально-психологической подготовки. Непрерывность обеспечивается обязательным процессом морально-психологической подготовки, закрепленным в нормативных документах МВД России [14].

Осуществляя максимальный учет особенностей деятельности подразделений вневедомственной охраны, мы обеспечиваем четвертое педагогическое условие, заявленное нами. Содержание модулей морально-психологической подготовки конкретизируется ее организаторами (руководителями подразделений, их заместителями, инспекторами воспитательных отделов, психологами и т.д.) и реализуется в процессе решения определенных задач.

Эффективное планирование и организация самостоятельной работы сотрудников, учет их личностно-временных ресурсов, наличие методических материалов для стимулирования познавательной деятельности, использование сотрудниками современных технических средств обучения и средств новых информационных технологий являются теми факторами, которые стимулируют самостоятельную познавательную деятельность сотрудников.

Наряду с репрезентацией целевого, содержательного и организационного блоков в процессе обучения и воспитания, обеспечивающем служебную подготовку сотрудников, функционирует результативный блок. Он характеризует процесс формирования профессионального интереса с точки зрения степени достижения поставленной основной цели и решения задач, предусмотренных заявленной моделью.

Реализация результативного блока позволяет осуществлять контроль степени сформированности компонентов профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны: усвоения профессиональных знаний и убеждений; профессиональных ценностных ориентаций и установок; профессиональных навыков, умений и привычек; профессиональных качеств.

Мы полагаем, что в качестве критериев профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны к правоохранительной деятельности можем использовать следующие:

- потребностно-мотивационный (оценка уровня волевой регуляции при осуществлении правоохранительной деятельности, мотивы, стремление выполнить поставленные задачи на высоком уровне, успешность преодоления психологических барьеров в период несения службы и др.);

- теоретический (усвоение специальных знаний по охране объектов, собственности граждан, понимание значимости и перспектив правоохранительной деятельности, службы во вневедомственной охране в рамках обеспечения безопасности граждан);

Библиографический список

- операциональный (умение выполнять функции сотрудника вневедомственной охраны по защите собственности, умение работать с гражданами, владение навыками работы со специальной техникой, умение оформлять материалы и др.).

В своем исследовании мы старались отобразить диагнос-тичность определенных нами критериев, что позволило определить нам уровни сформированности профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны к правоохранительной деятельности.

Первый (низкий) уровень включает в себя малочисленные моменты проявления положительного отношения к обучению и службе; возможен некоторый (ситуативный и кратковременный) интерес к выбранной профессии и овладению знаниями и умениями; положительная мотивация не сформирована, и активность проявляется лишь по требованию; знания бессистемные, умения и навыки - фрагментарные;

Второй (средний) уровень находит свое выражение в проявлении устойчивого интереса к службе во вневедомственной охране и процессу получения знаний; стремление к поисковой деятельности, что, в частности проявляется и в постановке вопросов; сотрудник владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования понятиями; основные умения и навыки сформированы. Эмоционально-волевой сфере присущи такие качества, как исполнительность, старательность, ответственность, сформирована активная гражданская и жизненная позиция сотрудника.

Третий (высокий) уровень отличается тем, что деятельность сотрудника характеризуется устойчивой внутренней потребностью стать профессионалом и выработать свой стиль деятельности; предпочтение отдается процессу самостоятельного добывания знаний. Сотрудник владеет навыками культуры умственного труда, его самостоятельная профессиональная деятельность характеризуется увлеченностью, инициативностью, энергичностью, решительностью, творческим подходом.

Таким образом, мы определяем морально-психологическую подготовку сотрудников вневедомственной охраны как систему, состоящую из четырех блоков (целевой, организационный, содержательный и результативный), обеспечивающих формирование профессионального интереса с учетом условий службы и широкого спектра разновидностей служебных обязанностей сотрудников вневедомственной охраны.

Компоненты сложных систем, а морально-психологическая подготовка в системе непрерывной подготовки личного состава вневедомственной охраны является таковой, связаны с огромным множеством состояний этих систем, обусловлены разнообразием структурных элементов и взаимосвязями между ними.

Исследование основных блоков (целей, содержания, организации и других составляющих компонентов) педагогической системы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел имеет большое значение для развития педагогической теории подготовки специалистов. При этом важной теоретико-методологической предпосылкой познания структуры и содержания служебной подготовки, его внутренних закономерных связей и других характеристик является реализация научного требования всестороннего анализа процесса с использованием нескольких научных методов.

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методологические основы (Общедидактический аспект). - М., 1977.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Казань, 1996. - Кн. 1. 2.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.,1946.

5. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР - М., 1959. - Т. 1.

6. Талызина, Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблемы развития. - М., 1967.

7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

8. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного похода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М., 1973.

9. Каган, М.С.Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М., 1974.

10. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: дис. ... д-ра пед. наук. -Новосибирск, 2002.

11. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений. - М., 2000.

12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2010.

13. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

14. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 г. Москва.

Bibliography

1. Babanskiyj, Yu.K. Optimizaciya uchebno-vospitateljnogo processa. Metodologicheskie osnovih (Obthedidakticheskiyj aspekt). - M., 1977.

2. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovacionnihyj kurs. - Kazanj, 1996. - Kn. 1. 2.

3. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

4. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - M.,1946.

5. Galjperin, P.Ya. Razvitie issledovaniyj po formirovaniyu umstvennihkh deyjstviyj // Psikhologicheskaya nauka v SSSR. - M., 1959. - T. 1.

6. Talihzina, N.F. Teoriya poehtapnogo formirovaniya umstvennihkh deyjstviyj i problemih razvitiya. - M., 1967.

7. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Blauberg, I.V. Stanovlenie i suthnostj sistemnogo pokhoda / I.V. Blauberg, Eh.G. Yudin. - M., 1973.

9. Kagan, M.S.Chelovecheskaya deyateljnostj (opiht sistemnogo analiza). - M., 1974.

10. Andrienko, E.V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj zrelosti uchitelya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Novosibirsk, 2002.

11. Belkin, A.S. Osnovih vozrastnoyj pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh pedagogicheskiyj uchebnihkh zavedeniyj. -M., 2000.

12. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik / L.D. Stolyarenko, S.I. Samihgin, V.E. Stolyarenko. - Rostov-na-Donu, 2010.

13. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.

14. Ob organizacii moraljno-psikhologicheskoyj podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: Prikaz MVD Rossii ot 10 avgusta 2012 g. № 777 g. Moskva.

Статья поступила в редакцию 15.05.14

УДК 371

Tulinova O. У THE REGIONAL MATERIALS AS A CHIEF DIRECTON IN TRAINING OF STUDENTS IN MUSICAL EDUCATION. The author of the article considers a problem of training students with a speciality of Musical Education on basis of development scientific investigation in the regional musical culture. Key words: Yelets, musical of local studies, training students.

О.В. Тулинова, канд. пед. наук, доц. музыкально-педагогического факультета Елецкого гос. университета им. И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье рассматриваются проблемы обновления отечественного содержания образования за счет включения в него художественно-краеведческого материала, определены принципы музыкального краеведения и структурно-содержательные компоненты исследований в данном направлении, обобщен опыт музыкально-краеведческой деятельности музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина.

Ключевые слова: Елец, музыкальное краеведение, подготовка специалистов по специальности «Музыкальное образование».

В условиях современного отечественного образования особую актуальность приобретает задача системного обновления содержания образования за счет включения на разных этапах обучения и воспитания (детский сад - общеобразовательная школа - система дополнительного образования - средние специальные учебные заведения - вуз) разнообразного краеведческого художественного материала - произведений народного творчества и связанных с краем авторов, широкого спектра данных об их жизни и творчестве, сведений об истории и современном состоянии художественной жизни региона. Краеведческий материал способствует выявлению ценности искусства данного региона как важной сферы отечественного культурного наследия, раскрытию его влияния на духовное развитие нации в прошлом и определению значения в развитии современной культуры. Не случайно важность учета региональных особенностей подчеркивается введением особой статьи (№ 29) в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Этой тенденции как нельзя лучше отвечает усилившийся в последние годы интерес к использованию в музыкально-педагогическом процессе регионального материала. Он реализуется в проведении конкретных исследований различной направленности - исторических, социологических, педагогических -локальных музыкальных культур различных краев и областей России (работы М. Этингера, И. Татарской, Н. Емельяновой, Е. Казьминой и др.), а также в использовании в учебном процессе школ, училищ, вузов и т.д. (работы Л. Тарасовой, И. Кобозевой, Т. Одиноковой, М. Лихачевой) материала по региональной музыкальной культуре.

На основе анализа работ предшествующих исследователей и нормативных документов по высшей и средней школе Л.А. Тарасовой были выявлены характерные особенности регионализации музыкального образования. Его сущность заключается «... в установлении разумного соотношения между диффе-ренцированностью региональных музыкально-образовательных структур, отражающих местные особенности, и их интеграцией в целостную и единую систему музыкального образования на уровне федерации» [1].

Педагогические аспекты изучения региональной музыкальной традиции связаны с разработкой теории и практики применения в учебном процессе школ, средних специальных учебных заведений, вузов, в системе дополнительного образования материала по музыкальной культуре родного края. Сюда же относится разработка содержания, форм и методов музыкально-краеведческого воспитания, целью которого является специально организованная, целенаправленная и систематическая деятельность по развитию музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения средствами регионального материала.

Современное музыкальное краеведение определяет в качестве основного принцип учета национально-региональных особенностей в музыкальном образовании. Это комплексный интегративный принцип, позволяющий учитывать всю совокупность особенностей региона при организации музыкальной образовательной системы (особенностей - социально-исторических, географических, экономических, географических, культурны, языковых и др.) Краеведческий принцип в музыкальном образовании определен как использование в учебном процессе, в связи с программой, материала по музыкальной культуре родного края , который рассматривается как часть музыкальной культуры страны и мировой культуры в целом. Цель современного практического музыкального краеведения на местах заключается в реализации основных методических положений в повседневной педагогической практике.

Елецкий край (г. Елец и его округа, входивший ранее в Орловскую губернию, с 1954 г. в Липецкую область), как и многие другие регионы России, имеет своеобразные и глубокие пласты национальной музыкальной культуры, включающие оригинальное творчество местных авторов, фольклор, историко-архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов - уроженцев края. Использовать эти материалы в учебном процессе представляется насущно необходимым и педагогически значимым. К сожалению, богатейшее музыкальное наследие г.Ельца на сегодняшний день изучено недостаточно, но и тот материал, который уже есть, имеет не только местное значение и представляет немалый научный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.