Научная статья на тему 'Использование произведений живописи для развития речемыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка'

Использование произведений живописи для развития речемыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Наталья Васильевна, Прокопенко Галина Ивановна

В статье рассматриваются особенности использования произведений живописи как средств развития речемыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка. Анализируются виды наглядности, в частности произведения живописи. Автор подчеркивает, что живопись помогает формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и развивать речемыслительную деятельность. В работе дается обзор некоторых упражнений из учебника 10 класса по углубленному изучению английского языка и приводятся варианты авторских упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование произведений живописи для развития речемыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка»

2. Безус С.Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004. 21 с.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985. 208 с.

4. Елухина Н.В. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1987. 197 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1 2 Филиппова Н.В. , Прокопенко Г.И.

1Филиппова Наталья Васильевна - студент, направление: начальные классы, иностранный язык; 2Прокопенко Галина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии, филиал

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования произведений живописи как средств развития речемыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках иностранного языка. Анализируются виды наглядности, в частности произведения живописи. Автор подчеркивает, что живопись помогает формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и развивать речемыслительную деятельность. В работе дается обзор некоторых упражнений из учебника 10 класса по углубленному изучению английского языка и приводятся варианты авторских упражнений.

Главная цель обучения иностранному языку, как предметной области, заключается в формировании коммуникативной компетенции. Другими словами, это обозначает умение общаться на иностранном языке. Кроме того, изучение иностранного языка является «одной из возможностей формирования 'лингвистически интересной личности', способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне» [3, с. 9].

В процессе обучения иностранному языку применяются различные типы наглядности. Существенную роль играет изобразительная наглядность, которая ставит целью отражение реального мира с помощью картин. В настоящей статье рассматривается применение на уроках иностранного языка такого вида наглядности как произведения живописи.

Данный вид искусства стоит применять на уроках английского языка у учащихся в старших классах, где элементы анализа уже составляют базу познавательной деятельности.

На уроках иностранного языка живопись может рассматриваться не только как сфера, помогающая решить моральные и общечеловеческие проблемы, но и как средство формирования у учащихся коммуникативной компетенции и развития речемыслительной деятельности.

С введением устной части в ЕГЭ по английскому языку, где главной задачей стоит описание одной карты и сравнение двух, работа с картинами на уроках английского языка становится все более актуальной.

Так же, считается, что картины обладают наибольшим потенциалом по формированию и развитию у учащихся творческого мышления одновременно с формированием и развитием активной творческой иностранной речи.

Применяя картины на уроках, учителю стоит добиваться того, чтобы задания были интересны для учеников, пытаться заставить их думать, подключив при этом фантазию, а не просто неохотно и автоматически пытаться объяснить, что изображено.

Применение картин на уроке иностранного языка имеет ряд преимуществ перед иными методами:

• Гарантируется многократное повторение определенных структур, если подразумевается их повторение.

• Решаются речевые задачи: один говорит, остальные слушают.

• Появляются естественные ситуации для общения [1, c. 29].

Несмотря на огромный лингводидактический потенциал произведений живописи, современные учебники английского языка для старших классов не «балуют» учеников мировыми шедеврами живописи. Мы проанализировали учебник Английский язык: учебник для 10 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий авторов Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. [2. Изд. 2. с. 348]. Блок, посвящённый изобразительному искусству, начинается с небольшого вступительного текста, в котором в общем виде затрагиваются вопросы становления живописи.

В другом задании ученикам нужно дать описание, упомянутых в упражнении, картин из собрания Лондонской национальной галереи: P.Gauguin «Flowers and a Bowl of Fruit on a Table», W.Hogarth «The Graham Children», J.Ruisdael «A Landscape with a Ruined Castle and a Church» P. Renoin «Umbrellas», G. Moreau «St. George and the Dragon». Десятиклассники, описывая картину, должны включить в своё высказывание несколько слов о сюжете, композиции, цветовой гамме и т. д.

В последующих упражнениях идут задания с картинами одних и тех же художников, иногда повторяются и сами репродукции.

Изучив упражнения учебника, мы пришли к выводу о том, что в нем довольно много однообразных заданий. В этой связи, предлагаем свои варианты упражнений с использованием картин на уроках английского языка в старших классах.

Первым блоком, который ученики изучают в 10 классе, является Unit 1. Man the Creator.

При изучении данной темы уместно привлечь картину Винсента Ван Гога «Звездная Ночь» (Рис. 2).

Рис. 1. Картина Винсента Ван Гога «Звездная Ночь»

Приведем примеры упражнений, которые могут сопровождать работу с данной картиной. С нашей точки зрения, предлагаемые упражнения направлены на развитие речемыслительной деятельности старших школьников. Например: Упражнение 1.

Imagine yourself as an artist. Tell your classmates why you painted this picture. Describe your feelings and thoughts when you were creating it.

В этом упражнении ученику можно дать полную свободу фантазии. Десятиклассник должен описать эмоции и условия, при которых он создал картину и почему использовал именно те или иные цвета для ее создания. Перед выполнением задания, стоит повторить цвета, приготовить раздаточный материал с устойчивыми фразами и выражениями. И учителю обязательно нужно привести свой пример:

Example: Actually I really like stars and night sky. It looks so unusual and different to daytime that sometimes it makes you think about huge universe and space. I tried to show here the moving of the night sky and how tiny can be town in front of it. I was thinking of silent and a little bit cold night when I was painting it. It makes me shiver even now because sometimes it seems the picture is moving.

I've chosen dark and cold colours to show the most realistic colours of night sky. But I added bright yellow to show that night isn't scary.

I think I did a great job and people may think of space, stars, universe with me while looking at my picture.

Упражнение 2.

Tell your classmates who would you present with this picture? Explain your choice.

Для выполнения этого задания, учащимся старших классов нужно ответить на три вопроса: кому подарить, на какой праздник и объяснить свой выбор. Учитель может приготовить раздаточный материал, состоящий из каких-либо новых слов и словосочетаний и привести свой пример.

Example: I've chosen this picture to present my mother with on her birthday. First of all this is a very unusual present. Also my mother really likes art. She thinks it is very elegant. Van Gogh is one of her favorite artists and this picture would look so good in our living room where everything is in blue colours. I think it would be an amazing present.

В целом можно сказать, что наглядность помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность, в виде произведений живописи, мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка.

Список литературы

1. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2001. № 6. С. 29-31.

2. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Учебник по английскому языку (Spotlight: Английский в фокусе). 2-е изд., доп. и перераб. Просвещение, 2009. 244 с.

3. Безус С.Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.