орфографическая, морфологическая и семантическая. Если слова прошли ассимиляцию на всех четырех уровнях - они являются полностью ассимилированными. В случае если ассимиляция не прошла хотя бы на одном из данных уровней, заимствования являются частично ассимилированными. Если же ассимиляция не прошла ни на одном из них, то слова являются варваризмами.
Главной причиной заимствования слов из одного языка в другой является необходимость назвать новые вещи или явления.
Как результат в процессе заимствования в первую очередь обогащается словарный состав языка. Результаты этого процесса можно проследить на фонетическом уровне языка, в структуре самого слова и системе словообразования, а также в семантической структуре.
Литература
1. Брейтер М. А. Англицизмы в русском языке: история и перспективы: Пособие для иностранных студентов-русистов. Владивосток: Диалог. МГУ, 1997. 58 с.
2. Васильев А. В. Теория фонетического строя современного английского языка/в сопоставлении с русским языком / Докт. дисс. М., 1969. С. 17.
3. Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии / A Practical Course in English Lexicology: учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков / 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 106-107.
4. Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // РЯШ, 1994. № 6. С. 56-63.
5. Реформатский А. А. Введение в языковедение / Под ред. В. А. Виноградова. М. Аспект Пресс, 1996. 536 с.
The development of speech and mental activity in the process of learning English Kusidi N.
Развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения
английского языка Кусиди Н. М.
Кусиди Наталья Михайловна /Kusidi Natalia—учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа Большой Камень, г. Большой Камень, Приморский край
Аннотация: в статье автор делится опытом использования приемов и методов работы на уроках английского языка, способствующих развитию речемыслительной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Abstract: the author shares her experience of using techniques and methods of work at English lessons that facilitate the development of students' speech and mental activity in the process of learning foreign language.
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, развитие личности. Keywords: speech and mental activity, personality development.
Современная концепция языкового образования определяет задачу развития личности учащихся как одну из приоритетных целей школьного образования. Это реализуется не только в общей образовательной среде, но и в содержании, средствах и технологиях обучения иностранным языкам. В настоящее время широкое распространение получают новые технологии и различные вариативные средства обучения иностранным языкам, направленные на развитие речемыслительной деятельности учащихся. Активная речемыслительная деятельность учащихся приближает процесс обучения к реальному общению, поощряя ребят, овладевая определённой суммой навыков, применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации.
Я приведу методы и приёмы развития речемыслительной деятельности учащихся, способствующие личностному развитию, на примере двух видов деятельности: говорение и
письменная речь, которые являются ведущими видами деятельности при обучении учащихся английскому языку.
Обучение говорению: Одной из интересных форм проведения урока стоит назвать дискуссию как форму урока, позволяющую развивать навыки неподготовленной речи и речемыслительной деятельности учащихся. Тема «Fast Food». До начала урока учитель делит класс на 3 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы. В каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения:
1 ) Fast food - arguments for;
2) Fast food - arguments against;
3) Fast food outlets in future (10 минут на обсуждение).
Лидеры групп рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы (3-4 мин.). По окончании выступлений лидеров учащиеся составляют итоговое резюме, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения. Данная дискуссия проходит очень живо и интересно. Также заданием, развивающим навыки диалогической речи, являются «чаты», подобные уроки пользуются большой популярностью среди учащихся: предварительно оговаривается тема чата, каждый получает листочек, на котором пишет вопрос, согласно выбранной тематике (То Keep to a diet or not?), затем все меняются своими листочками и отвечают на вопрос, который был им предложен, после чего каждый дописывает ещё один новый вопрос и схема повторяется.
Большое внимание на уроке уделяю ситуативности. Я отбираю материал на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Работа с ситуативными упражнениями, как правило, составляет заключительный этап изучения разговорной темы, т.е. на уровне, когда учащиеся достаточно прочно владеют лексико-грамматическими навыками, условия ситуации сообщаю на слух. Учащимся предлагаю говорить по предложенным ситуациям поочерёдно, в парах, каждому самостоятельно. Например, "A habit to criticize yourself or Do you like your appearance?". Стараюсь подбирать задания, которые могут выполняться спонтанно, без подготовки и при определённой подготовленности к их разыгрыванию. Часто использую на своих уроках упражнения типа: "Act out''- разыграй. Например, при изучении темы " Going shopping" предлагаю задание "You are at the shopping center. Buy a souvenir for your friend". Использование "Role-Play" предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивает их воображение и мышление.
Но, как известно, самый высокий уровень развития речемыслительной деятельности - это создание игровых, ролевых, творческих, информационных проектов, которыми можно закончить изучение темы. Например, в конце изучения темы Rules and Regulations дети выполняют проект "Leaflet for your neighbourhood". При этом оценивать деятельность учащихся можно не только оценками, а призами и наградами «за самую оригинальную презентацию», «самые интересные факты», «самая подробная информация» и другие [1, с. 24]. Посредством таких видов деятельности развивается как язык, так и мышление, речь, формируется потребность в познании, самореализации, самовыражении, самоутверждении, одновременно актуализируются коммуникативные, интеллектуальные способности, творческая активность [2, с. 14-16].
Развитию речемыслительной деятельности учащихся помогает внеклассная работа по предмету. Неделя английского языка в школе (задание "Write a Letter to President"), дискуссия, беседа, экскурсия, викторина и т.д. Внеклассная работа также способствует практическому владению речевой деятельности, развивает творческие способности детей и поддерживает интерес к изучению языка [3, с. 206].
Развитие навыков письменной речи: Обучение письменной речи - интереснейшая страница в изучении английского языка. Общеизвестно, что письменная речь способствует развитию навыков устной речи. В старшем звене учащимся предлагаю написать сочинения разных видов, например, an Opinion Essay, Essays providing solutions to problems, a For-and-Against Essay, например, "What can you say for and against wearing a school uniform?". Ещё одно задание, стимулирующее речемыслительную деятельность учащихся и способствующую развитию навыков письменной речи, это - создание «топиков». Так как иностранный язык, порой, становится процессом зубрёжки готовых топиков, напечатанных в различных пособиях по иностранному языку, мы не должны забывать о том, что одна из основных целей обучения иностранному языку - это развитие навыков неподготовленной речи на основе полученных навыков по различным видам речевой деятельности [4, с. 93]. Поэтому считаю целесообразным
учить детей создавать собственные «топики» по различным темам, включающие сведения, полученные по теме и размышления ребят по поводу. Например, тема " School" первый этап -чтение и перевод текста по теме; второй этап: - на основе изученных лексических единиц и грамматических структур учащиеся составляют рассказ о своей школе (здание, любимые предметы, правила поведения и т.п.); третий этап - собственный мини-проект «Школа будущего». Затем я прошу ребят обобщить изученный материал и написать «топик» по плану: Introduction (1-2 предложения); main body: Our school now; Our school in future; conclusion "The role of school in my life" (3 - 4 предложения), этот аспект не рассматривался на уроках, ребята должны подумать над этим пунктом плана и сделать свои выводы.
Итак, создание новых форм уроков способствует развитию речемыслительной деятельности учащихся, личностному и индивидуальному развитию, самореализации творческих способностей школьников. Но главное, что должно объединять все используемые приёмы и методы - это системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие определённой системы по развитию речемыслительной деятельности на всех этапах обучения, не одноразовое применение какого-либо приёма, способствует достижению хороших результатов.
Литература
1. Ступницкая М. А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н. Ю. Пахомовой. М.: МИОО.
2. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. № 4, 1989. С. 14-16.
3. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: Изд-во «Высшее образование», 2006. 206 с.
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004. С. 93.