Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015
Патриотическое воспитание на уроках
и во внеурочной деятельности
Е.Н. Пелеванюк
Воспитание патриотизма на уроках английского языка
Аннотация
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся. Автор раскрывает приемы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка во 2-11-х классах школы.
чувство патриотизма, формирование, история и культура, Родина, обычаи и традиции, культура
Ключевые слова:
В настоящее время от правильно сформированной
гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется граждан-ско-патриотическому воспитанию обучающихся [2]. В последние годы мы все чаще стали замечать снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считали примером для подражания человека без определенной культуры, достаточно циничного, но преуспевающего финансово, умеющего достичь своей цели любым путем. Мало внимания и уважения уделялось народной культуре, забывались обычаи и традиции, на которых и должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом любви к Родине.
В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества [6].
О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними призывами и словами, как показывает педагогический опыт, проблему не решить. Задача педагога — найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой родины. В познании Родины участвует, помимо сознания, еще и сердце. Оно-то и окрашивает «патриотизм» живыми красками непосредственного, личного опыта.
Среди множества учебных дисциплин предмет «Английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения обучаю-
щиеся приобретают не знания основ науки, а навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Это дает нам, преподавателям, огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение языка другого народа, но и глубокое понимание и сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка [3; 7].
Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально-культурной базы родного языка. И все знания, приобретенные на уроках иностранного языка, обучающиеся пропускают сквозь призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой. Быть патриотом своей Родины прежде всего означает быть патриотом своей семьи, знать свои корни [1].
Английский язык является средством, при помощи которого можно рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своем личном мире. На уроках каждому ребенку предоставлена возможность самовыражения и творчества. Начиная обучаться в младших классах, дети учатся рассказывать о членах семьи, об их увлечениях. Они заполняют страницу «семейного альбома» по ключевым словам. Уже во 2-м классе учащиеся с удовольствием мастерят открытки для поздравления членов своей семьи и друзей. При завершении изучения темы «Простое прошедшее время» (4-й класс) дети c помощью учителя составляют предложения по теме «The history of my country».
Эффективными формами воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка являются: знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему на-
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
роду; с материалами о героическом прошлом страны, о мужестве ее народа; приобретение и расширение знаний о родном селе, городе; формирование у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений [7]. Поэтому на уроках английского языка важно стремиться подбирать такой материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, об истории и о людях своей страны и страны изучаемого языка; использовать такие упражнения, которые способствуют развитию у учащихся умений сопоставлять факты и делать выводы. Так, к примеру, при изучении страноведческого материала, повествующего о политическом устройстве и государственных символах Великобритании, учащимся предлагается найти информацию о государственной символике России, сравнить их историю происхождения. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств; стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Это могут быть уроки-конференции на языке, доклады и презентации. В канун 70-летия Великой Победы учащиеся с большим интересом воспримут фильмы на иностранном языке о событиях тех лет. В старших классах (10-11-е классы) школьники пишут эссе-сочинение-рассуждение объемом 200-250 слов.
Традиционно в апреле в школе проходит неделя английского языка. Ученики начальной школы принимают участие в празднике «We like Russian and English fairy-tales», ученики 5-9-х классов участвуют в проекте «Welcome to Russia». Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы. Для учеников 10-11 классов проходят круглые столы, в прошлом году тема круглого стола называлась «British and Russian relationships».
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При выборе краеведческого материала стоит учитывать:
► реальность материалов для учащихся, т. е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
► заинтересованность учащихся в данном материале;
► привязанность данного материала к программной теме;
► социализирующую ценность данного материала.
Обязательно в старших классах нужно включать в уроки тему «Мой город / моя страна» в проблемной формулировке: «Есть ли чем гордиться в моем городе
/ моей стране?». В ее рамках можно изучать историю города и страны в целом.
Краеведческая тематика, несомненно, представляет интерес для учащихся и становится темой их исследовательских работ на старшей ступени обучения. Конечно, процесс должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации.
Заключение
Все виды и формы многообразной внеучебной работы по иностранным языкам становятся значительным фактором глубокого усвоения предмета, развития положительных качеств личности у учащихся, их способностей, наконец, профессиональной ориентации к послешкольной деятельности [2].
Учителям иностранных языков не только важно глубоко знать и осознавать рассмотренные качества — патриотизм, интернационализм, приятие человеческих ценностей — и прямо или косвенно вытекающие из них, но и уметь находить пути их воспитания на занятиях и в повседневной жизни.
При этом нужны и искусное владение педагогическими приемами, и личная убежденность учителя в необходимости развития у учащихся указанных качеств, которые помогут им строить цивилизованную жизнь. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения английскому языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур [4].
Предлагаю конспект урока патриотизма на основе учебника И. Н. Верещагиной «English» в 6-м классе.
План урока
Тема: My country
Цели:
1) обучающая: реализуется через обучение диалогическому и монологическому высказыванию;
2) развивающая: развитие внимания, памяти, языковой догадки, мышления, воображения;
3) воспитывающая: развитие чувства патриотизма у учащихся и формирование нравственных качеств — гордость за Россию, уважение к людям, которые ее прославили, желание узнать как можно больше о своей стране.
Задачи: активизация лексики по теме в форме диалогических и монологических высказываний, введение новой лексики, подготовка монологических высказываний.
Тип урока: обобщающее повторение.
Воспитание патриотизма на уроках английского языка
1. Организационный момент
► Hello! How are you today?
► Do you feel comfortable?
► Are you ready to speak English?
► Will you work hard today?
► What's the weather like today, by the way?
► Is it difficult for you to study in sunny (rainy) weather?
2. Речевая зарядка
Well, at the lesson we'll speak about Russia — our country. You know some facts from the history of Russia and you can tell about it using a lot of new words. Let's revise the most difficult of them:
► found, to found, founded, to be founded, was (is, will be) founded;
► top, tops, at the top of smth. Top is the highest part of smth;
► bank, a bank, banks, on the bank of the river;
► devoted, to be devoted, to be devoted to Motherland. I'm devoted to my friend;
► birch, a birch, birches, the Russian birch;
► brave, a brave girl, bravery. He is famous for his bravery.
3. Работа с лексикой по теме
And now answer my questions, please:
► Who founded Saint-Petersburg?
► Was Peter the Great famous for his bravery?
► Are you devoted to your Motherland?
► What symbols of Russia do you know?
► Are there many birches near our school? (the text p. 382-383 «I love Russia»)
4. Совершенствование навыков монологической речи
► Let's remember our flag. I've got some stripes. Let's make Russian flag. Good. Do you know the meaning of the colours? What do these 3 stripes symbolize?
► Now tell me all symbols of Russia. And what are the symbols of peace? I think that the birch is a symbol of peace as well.
5. Физкультминутка
So let's sing the song «Here is my hand, friend». (ex. 10, p. 381)
6. Совершенствование навыков диалогической речи
You know, I have a great problem with reading maps. Who wants to be the teacher of Geography and ask pupils some questions? (ex. 13, p. 384). Учащиеся по очереди задают вопросы и отвечают на них.
7. Презентация творческих проектов учащихся по теме «My country»
Let's revise some facts from the history of Moscow. I want you to go into as many details about Moscow as you can:
► What is the capital of Russia?
► How old is Moscow?
► Where is it situated?
► Who founded Moscow?
► What other cities were the capital of Russia? Вывод: Peace must live in our country and our peaceful
future depends on you. If you are friendly, we'll live in peace.
Итог. Домашнее задание и рефлексия
► That is all for today. What did we speak about today?
► What words did we use to speak about our country?
► Write down your homework: ex. 9, p. 383. I'm pleased and proud of your work. Thank you very much, children.
Литература
1. Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987.
2. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.
3. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50-53.
4. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2005. № 2.
5. Бондаревский В.Б. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1989.
6. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.
7. Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку / / Языковое образование — векторы развития. Материалы III Международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2012.
8. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей. М.: Начальная школа, 1990.