начали возникать существенно новые приемы работы с учебниками. Среди них следует отметить конспектирование, составление тезисов и цитирование. Целью подобной работы в исследуемый период был анализ и систематизация учебного материала, выделение его главных аспектов.
Отметим, что студентам в начале ХХ века давалось больше свободы в проведении самостоятельных научных исследованиях и разрешении проблемных вопросов тогдашней гуманитарной науки [6]. Как следствие, среди студенческой молодежи стали популярными научные дискуссии и диспуты, которые имели место не только на аудиторных занятиях, но и в свободное время. Подобный интерес к науке привлек внимание прогрессивных преподавателей, под руководством которых на гуманитарных факультетах французских университетов были организованы своеобразные конкурсы студенческих научных работ.
Преподаватели, не жалея своего времени, занимались индивидуальной работой с талантливыми студентами, приобщали их к самостоятельной исследовательской деятельности, прививали им вкус научного и творческого поиска.
Как вывод можно отметить, что система высшего гуманитарного образования Франции формировалась на протяжении нескольких веков, а вместе с ней формиро-
вались формы и методы эффективной самостоятельной работы студентов. Среди основных видов самостоятельной работы можно назвать работу с книгой, переводы иностранных издания на французский язык, участие в дискуссиях и диспутах, написание научных и творческих работ.
К перспективной тематике дальнейших исследований можно отнести вопросы содержания, форм и методов организации самостоятельной работы студентов гуманитарных университетов Франции в ХХ веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максименко А.П. Ушверситетська освгта Франци: становлення i розвиток у Х1Х-ХХ столитях: Монографiя. - К.: Вид. центр КНЛУ, 2007. - 200 с.
2. Бут Я.В. Становлення та розвиток вищо1 освгга Франци // Вгсник луганського нац. ун-ту гм. Т. Шевченка. Пед. науки. - 2012. - № 22 - Ч. 4. - С. 252 - 258.
3. Dottrens R. Le progrès a l'école: sélection des élèves оù changement des méthodes? - Paris, 1936. - 282 p.
4. Могу F. L'enseignement individuel et travail par équipes. - Paris, 1950. - 312 p.
5. Радул О.С. 1сторгя вищо1 школи £вропи (V - Х ст.): монографгя. - Кгровоград: 1мекс-ЛТД, 2011. - 535 с.
6. Prost A. L'enseignement en France, 1800-1967. -Paris: Armand Colin, 1970. - 226 p.
©2013
TO ORIGINS OF UNSUPERVISED WORK ORGANIZATION OF HUMANITARIAN SPECIALITY STUDENTS IN FRANCE
I.S. Rudneva, applicant for scientific degree at the Department of History of Pedagogics
and Comparative Pedagogics
G.S. SkovorodaKharkiv National Pedagogic University, Kharkiv (Ukraine)
Annotation: The article has disclosed the history of studentsunsupervised work organization at French humanitarian profile universities. Socio-economic, political and cultural grounds of its appearance in academic process of higher school were characterized. Its principal forms were analyzed, and also the role of tutor in organization and control system for students unsupervised work at Frenchuniversities.
Keywords: higher humanitarian education, unsupervised work, student, in-class work, out-class work, forms and methods, organization.
УДК 373.31: 37.033
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013
И.А. Сичко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования
Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского, Николаев (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников. Максимальное воздействие на формирование экологической культуры может осуществить активная практическая деятельность школьников и молодежи, а именно: участие в исследовательских проектах, участвуя в которых дети будут приобретать компетенции, охватывающие различные аспекты экологического образования. Метод проектов выделен как педагогическая технология, в которой поисковая творческая деятельность учащихся является наиболее эффективной в решении новых для них проблем.
Ключевые слова: экологическая культура, метод проектов, исследовательская деятельность, младшие школьники.
Современный этап развития системы образования в Украине характеризуется образовательными инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и одновременно - на модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейших достижений науки, культуры и социальной практики. Характерной особенностью этого периода развития педагогического образования является поиск нового содержания, новых форм, методов и средств обучения, воспитания и управления; развертывания широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования, которая существенно отличается от предыдущей.
Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века») акцентирует вни-
мание на решении задач школьного воспитания, направленных на формирование основ экологической культуры, обеспечение познавательной активности школьников. Изменение социально-экономической ситуации в стране усиливает необходимость поиска надежных, оригинальных и эффективных способов учебной деятельности, внедрения новейших образовательных технологий, обеспечивающих развитие у детей эстетического чувства мира природы, вещей; реализацию сотрудничества учащихся и взрослых, стимулирование детской самостоятельности. Это требует от педагогов - практиков переосмысления и воплощения целого ряда педагогических иннноваций. К инновационным методикам, применяемым в настоящее время в школах, следует отнести проектную деятельность. Она обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может спо-
собствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры.
Цель статьи - выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников и условия его эффективной реализации.
Метод проектов возник как метод обучения и разрабатывался В. Килпатриком в работе «Метод проектов» в 20-х гг. ХХ века в США.
Различные подходы к проектному методу обучения в своих работах рассматривали: Ш. Амонашвили, Л. Божович, В. Давыдов, В. Дьяченко, Л. Занков, Н. Истомина, Н. Казанский, Л. Климанова, С. Курганов, С. Лысенкова, А. Люблинская, Н. Менчинская, Т. Назарова, В. Сухомлинский, Н. Уткина, Д. Эльконин, П. Якобсон, В. Полат, А. Газман, А. Савенков и др. В работах А. Хуторского рассмотрено содержание основных понятий, классификация и типология проектов.
Рассмотрение теории экологической культуры необходимо начать с определения ее сущности. Этимология термина «культура» происходит от латинского «culture», что означает «возделывание, уход, земледелие, воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание». Следовательно, этот термин является семантически неоднозначным и многозначительным. В древние времена термин «культура» чаще употреблялся для обозначения сельскохозяйственной деятельности человека или воспитания и обучения детей, в том числе и по совершенствованию ими своего физического состояния. С течением времени, однако, данный термин приобрел универсальное значение, стал категорией, которая синтезирует и обозначает важный атрибутивный признак человека.
Сейчас культура толкуется также неоднозначно, но это расхождение касается скорее смысловых границ этого понятия, а не направленности его целом, кроме того, сама культура немало измерений и форм воплощения, нередко обусловливает различие и путаницу в этой дефиниции. Можно согласиться с теми исследователями (В. Иванов, М. Межуев, В. Табачковський), которые относят к поприщу культуры определенные способы организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и установок, в духовных ценностях, в совокупности отношение человека к природе, к другим людям, к самому себе [1, с. 5].
Среди различных форм культуры одно из весомых мест в наше время занимает такая форма, как экологическая культура. Перефразируя Освальда Шпенглера, можно сказать, что экологическая культура - это способность человека чувствовать живое бытие мира, примерить и приспосабливать его к себе, соотносить собственные нужды и устройство природной среды. Иначе говоря, экологическая культура является целевозлага-ющей деятельностью человека (включая и последствия такой деятельности), направленной на организацию и трансформацию естественного мира (объектов и процессов) в соответствии с собственными потребностями и намерений.
Нетрудно заметить, что экологическая культура возвращает нас к исходному, первоначальному понятию культуры в целом, которое означает искусство упорядочивать окружающую среду, а также реализовать человеческую жизнь на определенной ценностной основе. Экологическая культура обращена к двум мирам - природной среды и внутреннего мира человека. Своими целями она направлена на создание желаемого устройства в природе и на воспитание высоких гуманистических смысложизненных ценностей и ориентиров в человеческой жизни. Поэтому, несмотря на относительную молодость самого термина «экологическая культура» (впервые он появился в 20-х годах XX в. В трудах американской школы «культурной экологии»), за ним стоит одна из основных сфер человеческой деятельности, корни которой уходят еще доисторических времен [1].
Младший школьный возраст - это этап формиро-
вания основ морально-этической позиции личности. Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника является уровень, полученный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с полученным им экологически ориентированного личного опыта за счет:
- наблюдений различных состояний окружающей среды, которые сопровождаются разъяснениями педагога;
- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне «хорошо - плохо»);
- выполнения правил поведения, предложенных педагогом;
- общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
- эстетического удовольствия красотой природы и творческого выражения своих впечатлений в рассказах, рисунках;
- чувства потребности в знаниях экологического содержания;
- бережного к предметам использования, продуктов питания и т.д.;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и своего участия в ней.
Таким образом, можно выделить показатели сформи-рованности экологической культуры младшего школьника:
1. Ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции «хорошо - плохо».
2. С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности.
3. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои ощущения в творчестве (рассказ, рисунок и пр.).
4. Пытается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок и т.д.
5. Проявляет готовность оказать помощь людям, растениям, животным.
6. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не нанести вред окружающей среде [2, с. 60].
Максимальное влияние на формирование экологической культуры может осуществить активная практическая деятельность школьников и молодежи, а именно: участие в исследовательских проектах, где дети будут приобретать те компетенции, которые охватывают больше аспектов экологического образования.
Метод проектов - это педагогическая технология, в которой поисковая творческая деятельность учащихся является наиболее эффективной. Апробация этого метода в современных условиях доказывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания, в данном случае экологической культуры, значительно увеличивается. Он позволяет реализовать ряд важных теоретических положений экологического воспитания, открывает новые возможности в прогнозировании воспитательного процесса.
Проектирования дает возможность делать что-то интересное и полезное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, которая помогает проявить себя, принести пользу и публично показать достигнутый результат [3, с. 29].
В современной типологии учебных проектов по виду доминантной деятельности детей выделяют « исследовательский проект». Основные признаки и требования по комплексному применению метода проекта и исследовательского метода лежат в зоне пересечения признаков проектной деятельности и исследовательской. Проектно-исследовательская деятельность - выбор и постановка значимой проблемы, деятельность с проектированием собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение Карельский научный журнал. 2013. № 4
ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов, наличие самостоятельной исследовательской деятельности применения интеграции знаний из различных областей знаний.
Проектная деятельность, выступает важным звеном технологии формирования культуры учебной деятельности детей. Она позволяет не только наблюдать процесс становления личности, но и наращивать эту культуру, создавать условия для ее повышения от проекта к проекту. Л. Стецив определяет проектное обучение как целостную дидактическую систему, основанную на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности [4, с. 19]. Итак, метод проектов является эффективным в свете формирования культуры учебной деятельности учащихся, ведь он позволяет реализовать как исследовательские, так и ориентированные на практическую деятельность задачи, дает возможность учиться работать в коллективе; развивает умение самостоятельно находить необходимую информацию, дает возможность проявлять самодеятельность в работе и приобретать практический опыт; учит творчески подходить к решению поставленных задач [5].
В. Килпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, а педагогический процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде.
Характеристики проектного метода:
1. На первом месте должны быть детские интересы.
2. Школьные проекты - это копии различных сторон хозяйственной и социальной жизни страны.
3. Большое педагогическое значение имеет место, которое отводит метод проектов принципу самодеятельности. Все время удерживается внимание детей, от них требуется постоянная активная работа. Они должны сами определить себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы успешно выполнив одну задачу, браться за иное.
4. Проект - это слияние теории и практики, включает в себя не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
Метод проектов - это метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и т.д. [6].
Процесс работы над проектом состоит из нескольких этапов:
1. Составление плана.
2. Выполнение проекта:
а) сбор фактов, учащиеся самостоятельно наблюдают и изучают;
б) группировки материала и нахождения общих положений;
в) применение полученных знаний на практике.
3. Подведение итогов проделанной работы, коллективное обсуждение, оценка и составление отчета по проведенной работе.
Если обратить внимание на классификацию метода проектов, то сейчас какой-то общепринятой классификации не существует. Например, В. Килпатрик различает четыре вида проектов - образующий (продуктивный), потребительский, проект решения проблемы и проект-упражнение.
Образующий проект связан с трудовой деятельностью - уходом за растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской деятельностью и т.п.
Потребительский - это подготовка экскурсий, разработка и предоставление различных услуг (ремонт одежды, обуви, информационные услуги).
Решение проблемы жизнеобеспечения - научно-исследовательский проект, который исследует влияние условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных проблем.
Проект-упражнение - это проект обучения и тренировки для овладения определенными навыками [6].
Другие ученые выделяют коллективные и индивидуальные, игровые, общественно-полезные, продуктивные, большие и малые.
Специфичность метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой; освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работать по методу проектов, воспитатель или учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности с освоением окружающей среды во взаимодействии с окружающей средой.
Специфичностью метода обусловлен и его воспитательный потенциал. Особенно педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он:
- является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования личностного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающей средой;
- представляет собой педагогическую технологию, актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, начинается от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующих детскую самодеятельность;
- один из немногих методов, выводящий педагогический процесс за стены учебного заведения в окружающую среду, естественное и социальное, и делающий процесс освоения природной среды педагогическим.
При организации учебного исследования важным является определение объекта и предмета исследования. Именно на проектировочном этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Дети осознают, что объектом исследования выступает явление (предмет или процесс), которое порождает проблемную ситуацию и вследствие этого избирается для изучения. Объект исследования не является частью реальности, а лишь ее отражением в виде определенной мысленной модели. Предметом исследования является та сторона объекта исследования, которая рассматривается в работе, т.е. на которую направлена исследовательская деятельность. Объект и предмет соотносятся между собой, как общее и частное.
Основным тезисом современного понимания метода проектов Е. Полат называет высказывание: «Все, что я узнаю, я знаю, для чего мне это нужно и где, и как я могу эти знания применить», хотя способ определения проблемы может быть различным [7, с. 142].
Таким образом, сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу -сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро возникает вопрос экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на довольно низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологической культуры подрастающего поколения.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность ученика. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом не-
отделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся в процессе выполнения проекта на правах соучастника [8].
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражне-
ний на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Данная методика является актуальной и целесообразной для применения на всех уровнях обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крисаченко В. С. Еколопчна культура: теорiя i практика: Навч. поабник. - К.: Заповгг, 1996. - 352 с.
2. Пехота О. М., Юктенко А. З., Любарська О. М. Освггш технологи. Навчально-методичний поабник. -К.:А.С.К., 2001. - 256 с.
3. Симонова Л. П. Экологическое образование. Учебное пособие для студентов средних педзаведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
4. Стещв Л. Реалiзуемо метод проекпв // Директор школи. - 2005. - № 40 (376). - С. 19-22.
5. Абрамова В. Г. Використання проектно! технологи як засобу формування особистюного розвитку учня в класному колективi / В. Г. Абрамова // Виховна робота в школтнаук.-метод. - 2012. - №1. - С. 27-35.
6. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Педагогика, 2009. - 247 с.
8. Бiм I. Л. Особистiсно-орiентований шдхщ - основна стратепя вщновлення школи // 1ноземна мова в школь - 2002. - № 2. - С. 11-15.
© 2013
THE USE OF PROJECT ACTIVITY IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER PUPILS
I.A. Sichko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of methods of primary education
Nikolaev National University named after V.A. Sukhomlinsky, Nikolaev (Ukraina)
Annotation: The article discusses the need for the project activity during the formation of ecological culture of younger students. Maximum impact on the formation of ecological culture can realize active practical activities students and young people, namely, participation in research projects, participating in which children will acquire competence, covering various aspects of environmental projects obrazovaniya. Method isolated as educational technology, in which the creative activity of students search is the most effective in addressing new challenges for them. Testing of this method in the present conditions proves that with its use efficiency of the process of education, in the above privacy, formation of ecological culture, much higher. Using this method allows you to implement a number of important theoretical propositions environmental education opens up new possibilities in the programming of the educational process. Project - is educational technology, which search the creative activity of students is most effective in resolving their new challenges.
Keywords: environmental culture, project method, the research activities younger schoolchildren.
УДК 331.1
ТЕХНОЛОГИЯ НОРМИРОВАНИЯ РАБОТ ПО СБЫТУ
© 2013
Е.Г. Великая, доктор экономических наук, генеральный директор OOO «Леди Доктор» Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия) В.В. Чурко, ведущий специалист, аспирант Московского финансово-юридического университета
ФГУП «Охрана» МВД России, Москва (Россия)
Аннотация: в работе рассмотрены прикладные аспекты оптимизации трудовых процессов при организации сбыта с использованием линейного программирования.
Ключевые слова: распределение работ, фонд рабочего времени, оптимизация трудовых процессов, распределение трудоёмкости задач, совершенствование трудового процесса, трудоемкость задачи, линейное программирование, оптимальное время выполнения работы, элементы сбытовой политики, компетентность сотрудника.
Необходимо остановить внимание на том, что полномочия по внедрению вышеперечисленных мероприятий и разработке новых целесообразно возложить на одного - двух сотрудников отдела сбыта, имеющих соответствующее образование. Они должны прогнозировать будущие объемы сбыта, рассматривать использование возможных каналов товародвижения и предпринимать необходимые меры для усиления маркетинговых позиций.
Оптимизация распределения работ между сотрудниками отдела сбыта с помощью методов линейного программирования. Совершенствование существующего трудового процесса в организации может привести к
значительной экономии времени рабочего, повышению производительности труда и уменьшению общих затрат производства. Одной из задач, которую приходится непрерывно решать в процессе оптимизации трудовых процессов, является разработка различных методов снижения затрат связанных с распределением работ между исполнителями.
Одним из таких методов является линейное программирование. Методы линейного программирования применяются для решения многих задач, с которыми довольно часто приходится иметь дело в экономике.
Задача распределения работ между исполнителями состоит в распределении заданной работы между испол-