3. O pravovoj ohrane programm dlya 'elektronnyh vychislitel'nyh mashin i baz dannyh. Zakon RF (v red. Federal'nyh zakonov ot 24.12.2002; № 177-FZ; ot 02.11.2004 № 127-FZ; ot 02.02.2006; № 19-FZ).
4. Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah. Zakon RF. 09.07.1993; № 5351-1.
5. Konopko E.A., Hudoverdova S.A. Organizaciya sistemy obucheniya s ispol'zovaniem otkrytyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2014: 609-615.
6. Preimuschestva Moodle. Available at: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd.
Статья поступила в редакцию 12.05.15
УДК 378
Kostova S.A., teaching assistant, Sterlitamak branch of Bashkir state University, (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES. The article reveals the basics of ecological culture of personality, the characteristic of its basic components. In the context of the research, the author pays attention to the process of formation of ecological culture of younger schoolchildren in the course of project activities. Generalization and systematization of work experience in the primary school allowed the author to present and provide a theoretical justification for the algorithm of formation of ecological culture of pupils and to identify factors that influence the effectiveness of this process. The analysis fund of scientific and technical literature on the issue of research shows that environmental education develops in the world practice as a most important measure to overcome environmental hazards. The author lists and describes the stages in the formation of responsible attitude of students to nature. The work discusses the issues of project activities for primary school environmental content, which was carried out in the framework of the module "Environmental Health".
Key words: ecological culture, ecological education, project method, concept of project activities, stages of formation of ecological culture of personality, environmental activities.
С.А. Косцова, ассистент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыта сущность экологической культуры личности, дана характеристика её базовых компонентов. В контексте своего исследования автор уделяет большое внимание процессу формирования экологической культуры младших школьников в ходе проектной деятельности. Обобщение и систематизация опыта работы в начальной школе позволила автору представить и теоретически обосновать алгоритм формирования экологической культуры учащихся и выявить факторы, которые оказывают влияние на эффективность этого процесса. Анализ фонда научной и специальной литературы по проблеме исследования показывает, что экологическое образование развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Приведены и описаны этапы формирования ответственного отношения школьников к природе. Рассмотрены вопросы организации проектной деятельности младших школьников экологического содержания, которая осуществлялась в рамках модуля «Здоровье окружающей среды».
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, метод проектов, концепция проектной деятельности, этапы формирования экологической культуры личности, экологическая деятельность.
Сегодня большинство учёных рассматривают экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориента-ций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде[1]. Реальное выражение ответственного отношения к природе - это овладение экологической культурой.
Необходимо отметить, что формирование экологической культуры личности - главная цель экологического образования, поскольку культура личности выступает регулятором отношений человека (общества) и природы. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических); экологическое мышление; культуру чувства (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и др.); культуру экологически оправданного поведения, характеризующего степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная деятельность.
Важно подчеркнуть, что формирование экологической культуры личности как цели экологического образования предполагает комплексное воздействие на сферы сознания личности: когнитивную, аффективную и деятельностную. В связи с этим, экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность - понятие социального происхождения.
В контексте своего исследования под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры - совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмо-
ционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определёнными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребёнка.
Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. Оно включает в себя бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Целевая установка определяет сущность понятия «экологическое воспитание» (употребляемое в данном случае и далее в более узком смысле - как целенаправленный педагогический процесс).
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. Именно поэтому, наиболее эффективным методом в формировании экологической культуры личности может выступать проектный метод.
Здесь мы считаем возможным рассмотреть методические особенности формирования экологической культуры учащихся начальной школы с использованием названного метода.
Метод проектов рассматривается как способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой
деятельности учителя, учащихся и их родителей, их взаимодействия с окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению сознательно поставленной цели и получению продукта деятельности.
Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения воспитанником окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт [2].
В основу метода положена его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Это комплексный метод, поскольку его реализация, с одной стороны, предполагает использование совокупности других проблемных методов: обучения в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевые игры проблемной направленности, рефлексии, а с другой, предусматривает необходимость применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества и пр. [3].
Н.Ю. Пахомова трактует метод учебного проекта как одну из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Характерными видами деятельности при решении поставленной задачи являются: мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная. Метод учебного проекта обучает детей взаимодействию в группе, развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах. Это метод, воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу [4].
М.Б. Романовская отмечает, что в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Основные условия его применения:
• наличие проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
• значимость предполагаемых результатов: практическая, теоретическая, познавательная;
• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
• структурирование этапов выполнения проекта;
• самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора [5].
Организация проектной деятельности младших школьников экологического содержания осуществлялась в рамках модуля «Здоровье окружающей среды». Он включает проекты, предусматривающие оценку состояния природной и предметно-пространственной среды, вовлечение учеников в исследовательскую, природоохранную деятельность и эстетическое облагораживание среды обитания.
Концепция проектной деятельности в рамках данного модуля:
• исследовательский аспект предполагает проведение младшими школьниками экспертной оценки условий ближайшего предметно-пространственного и природного окружения, формирование и развитие исследовательских умений;
• экологический аспект - организация посильной природоохранной деятельности учащихся;
• нравственный аспект направлен на воспитание уважительного и бережного отношения к природному окружению через изучение и общение с объектами природы, оказания им помощи;
• креативный аспект - организация позитивного сотрудничества детей по созиданию экологически здоровой среды обитания, развитие творческих способностей при оформлении продуктов проектной деятельности.
Рассмотрим основные этапы формирования экологической культуры школьников, обучающихся в 4 классе.
Проектная деятельность логически связана с выполнением проекта по составлению паспорта пришкольной территории и
определением роли зелёных насаждений в создании экологически здоровой среды обитания.
«Моё дерево». Индивидуальный долгосрочный исследовательский проект. Цель - провести наблюдения и составить «паспорт дерева», в котором охарактеризовать основные показатели его состояния.
На мотивационном этапе прошло обсуждение с учащимися уже выполненной ими в предыдущих классах исследовательской работы по изучению эколого-валеологического состояния окружающей среды, и была выдвинута проблема - необходимость провести детальное обследование зелёных насаждений пришкольной территории.
На этапе планирования деятельности на пришкольной территории был выбран отдельный участок и составлен его план. Каждый ученик выбрал на участке «своё» дерево (всем растениям присваиваются порядковые номера), за которым будет вести наблюдения в течение всего года. Учитель разъяснил порядок выполнения работы, познакомил с заданиями инструкционных карт по составлению «паспорта дерева».
На практическом этапе каждый ученик проводил исследовательскую работу по характеристике основных показателей состояния дерева:
• основные характеристики: порода, состояние коры, окружность и диаметр ствола; форма и размер листьев (хвои), цветов, плодов и семян, цветовая гамма; форма, ширина и густота кроны; примерный возраст и высота;
• порядок размещения веток на стволе, динамика изменения прироста;
• наличие лишайников на дереве: виды, степень покрытия, признаки повреждений;
• присутствие насекомых-вредителей на дереве: типы повреждений, частота встречаемости насекомых-вредителей (возможно составление коллекции насекомых-вредителей);
• наличие механических повреждений на дереве;
• категория состояния дерева по морфологическим показателям: здоровое, ослабленное, сильно ослабленное, усыхающее, сухое;
• влияние, оказываемое деревом на окружающую среду (материалы проекта по составлению паспорта пришкольной территории): выделяет фитонциды, освежает и охлаждает воздух, снижает шум, предсказывает изменение погоды, указывает время, привлекает птиц.
По мере выполнения наблюдений и измерений, каждый ребёнок оформляет страницы «паспорта дерева», заполняет сводные таблицы. Проанализировав весь собранный и графически интерпретированный материал, он составляет прогноз о дальнейшем развитии дерева, при необходимости оказывает ему посильный уход. Некоторые ученики дополнили «паспорт дерева» рисунками, фотографиями дерева в разное время года, интересным теоретическим материалом, загадками, стихотворениями, сказками и др. Собрали гербарии листьев деревьев. Работа по данному проекту сочеталась с содержанием уроков изобразительного искусства, русского языка и чтения.
Учащиеся одного из классов составили «паспорт зеленых насаждений» пришкольной территории, указав:
• географическое положение пришкольной территории (в каком районе города (села) располагается, с какими объектами граничит);
• общий характер рельефа;
• тип зелёных насаждений: естественные или специальные посадки;
• площадь, занимаемая зелёными насаждениями;
• план пришкольной территории;
• сводная таблица по характеристике состояния зелёных насаждений;
• рекомендации и предложения по оздоровлению зелёных насаждений.
На отчетном этапе прошла научная конференция, где обсуждались результаты выполненной работы. Была организована выставка рисунков, фотографий. Дети выполнили упражнения экологического тренинга:
• выполнить «человечка из коры» своего дерева, придумать ему имя, описать характер и т.п.;
• написать «письмо зелёному другу», рассказав, что знаешь о своём дереве, его особенностях и свойствах;
• сочинить сказку о листочке своего дерева и его приключениях в течение всех сезонов года;
• составить с товарищами коллективный коллаж «осенний хоровод» из гербарных листьев своего дерева;
• составить синквейн о своём дереве.
В некоторых классах по инициативе учителей и учащихся был реализован краткосрочный информационный коллективный проект «Красная книга». В одном классе дети составили альбомы «Красная книга животных Алтайского края» и «Красная книга растений Алтайского края», где были представлены рисунки и описание редких и исчезающих видов. В другом классе ребята оформили альбом «Красная книга грибов и лишайников Алтайского края». Также младшие школьники написали сочинения «Я хочу защитить хищника...», приняли участие в конкурсе на лучший экологический плакат по защите животных.
Сквозным проектом, реализуемым в течение всех лет обучения детей в начальной школе, было написание сказок и создание коллективной книги «Экологические сказки». Мы использовали различные методические приёмы сочинения экологических сказок, исходя из уровня творчества детей, их возрастных и индивидуальных особенностей:
• сказка на новый лад: известной детям сказке (например, «Репка») придать экологический характер;
• сказка на заданный сюжет: учитель предлагает детям сюжет сказки, её героев, а их задача - придумать её содержание (работа может быть в четвёрках или парах);
• приём эмпатии: «превратиться» в какой-либо предмет или объект природы (например: снежинка, капелька, берёзка и пр.) и придумать историю от его имени: «О чём просит берёзка», «О чём рассказала капелька» и т.п.;
• сочинение «по цепочке»: учитель говорит первое предложение сказки, где указываются главные герои и дальше идёт сочинение сказки всем классом «по цепочке»;
• своя сказка: более сложная работа, когда сочинение сказки идёт самостоятельно, дети работают индивидуально или в микро-группах (могут быть присвоены номинации за сказки);
Библиографический список
• нарисуй сказку - проиллюстрировать сочинённую сказку;
• сказка-небылица - придумать и отразить в содержании сказки то, чего не может быть в реальности (например, по аналогии со сказкой «Путаница» К. Чуковского или рассказа «Фантазёры» Н. Носова);
• сказочный театр: сказка инсценируется в классе на уроке, или её театрализация является продуктом проектной деятельности детей и проводится на внеклассном мероприятии;
• лучшая семья сказочников: ребёнок сочиняет сказку вместе со своими родителями, оформляет её рисунками и выступает на внеклассном мероприятии и пр. - вариантов работы очень много.
Учителю важно корректировать работу детей, показывать грамотные примеры наполнения сказки именно экологическим содержанием, отмечать глубину представленного в сказке материала, не забывать за занимательностью работы учеников про необходимость отражения сложного теоретического и воспитательного материала, его осознания и понимания учениками.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что процесс формирования экологической культуры личности предполагает, прежде всего, организацию многоэтапной, постоянной, целенаправленной работы, ориентированной на закрепление навыков принятия решений в выборе приемлемого варианта экологической деятельности - формирование мобильной, динамичной поведенческой системы. Названная система может быть представлена следующей логико-структурной схемой: выработка экологических убеждений учащегося на основе обретаемых знаний и опыта ^ устойчивая мотивация на самосозидание и созидание экологически здоровой среды ^ готовность к правильному взаимодействию с природой и самоконтролируемая активность в оздоровлении природной среды. В данном ключе проектная технология обладает значительным потенциалом, эффективно сочетаясь с другими педагогическими технологиями.
1. Либеров А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения: практико-ориентированная монография. Москва: Институт экономических стратегий, 2007.
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: «Академия», 2007.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: АРКТИ, 2009.
5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2006. References
1. Liberov A.Yu. 'Ekodidaktika: 'ekosistemnaya metodologiya proektirovaniya obucheniya: praktiko-orientirovannaya monografiya. Moskva: Institut 'ekonomicheskih strategij, 2007.
2. Cvetkova I.V. 'Ekologiya dlya nachal'noJshkoly. Igry iproekty: populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': «Akademiya raz-vitiya», 1997.
3. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2007.
4. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: ARKTI, 2009.
5. Romanovskaya M.B. Metod proektov v uchebnom processe: metodicheskoe posobie. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2006.
Статья поступила в редакцию 9.04.15
УДК 37.011
Kozhemyakina L.A., postgraduate, Aesthetic Education and Cultural Studies Department, Moscow Institute of Open Education; culture expert, research worker, International Centre-Museum n. a. Nicholas Roerich (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
BASIC EURASIAN COMMON CULTURAL VALUES AS A FOUNDATION FOR THE EURASIAN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article concerns the actualization of common moral and spiritual values, which have strong harmonizing, consolidative and unifying significance for Eurasian educational environment. The author substantiates the idea that common cultural values form the core of every national culture. The research emphasizes the necessity to unite dialectically two principles in the educational policy of CIS countries: the priority of common cultural values and the principle of preservation and development of national cultural foundations of education. The article discloses the importance of the artistic heritage of the famous Russian artist, scientist and public figure Nicholas Roerich for the modern educational system. His art helps to realize the spiritual unity of the symbols of both East and West, cultivates among younger generations the ideas of culture of peace, cooperation, mutual understanding and respect among peoples and helps the youth to understand the unique cultural diversity of Eurasia. The Roerich's art helps to accumulate the powerful spiritual and cultural potency of Eurasian educational environment by nourishing the understanding of such ideas as universal humanity, "universal sympathy" and beauty of each national culture among CIS citizens. The author comes to conclusion that both nation and society need to have a culture-centric orientation which will stimulate the cultural potential of each nation and provide harmonious development of multiple CIS ethnoses, sharing the common history and united by common cultural values such