скрытому миру личности, обнаружить ситуационно обусловленные неврозы, вызванные дефицитарной ситуацией отклонения от реального характерологического склада ребенка.
Следует признать сложность и тонкость интерпретации теста. Для получения дополнительной информации, вербальным путем, к тесту прилагается серия стандартных проективных вопросов, органично вписывающихся в основное задание. Возрастной диапазон применения теста не ограничен [5].
Отношение к проективной, графической методике «Дерево» как к психодиагностическому инструменту в психологической практике неоднозначно. С одной стороны, психологи - практики, проявляют к ней весьма большой интерес, связанный с простотой организации психодиагностической процедуры; с доступностью и понятностью заданий для испытуемых всех возрастов; минимальной задействованностью вербальной деятельности; относительной независимостью от культурно - образовательного ценза. А с другой стороны, трудность интерпретации, сложность выделения единиц анализа, а также ее нестандартизированность становится причиной снижения интереса к данной группе методик [1; 2; 3; 4; 7].
При интерпретации результатов теста «Дерево» высвечивается целостная картина личности испытуемого. Наличие бесконечного числа диагностических признаков затрудняет анализ изображенного дерева, поэтому в данной работе мы попытались привести наиболее часто встречающиеся и наиболее значимые признаки. Несомненно, для приобретения высокого уровня интерпретации методики «Дерево» необходимы соответствующая подготовка и опыт работы. Согласны, что это потребует больших усилий, но иметь возможность глубокого изучения личности, найти первопричины неразрешимых трудностей консультируемого не может оставить равнодушным ни одного практического психолога.
Методика привлекает простотой инструкции, способствующая снижению влияния контрольных и защитных механизмов личности (подавляющее большинство диагностируемых никаких затруднений в выполнении задания не испытывают и отказ от заданий крайне невелик). Интерпретация полученных результатов осуществляется на основе анализа символического значения, приписываемых тем или иным деталям изображения всего рисунка, с учетом результатов проективных вопросов.
В имеющихся источниках по психодиагностике обработка и оценка данных методики затруднена наличием большого количества признаков -информаторов, порою взаимоисключающих друг — друга, а также выраженной диффузностью, для выбора которых необходимы подтверждающие дополнительные психодиагностические данные из других методик. Особо заслуживают внимания, имеющиеся к данной методике проективные вопросы, как к источнику дополнительной информации о самовосприятии и самоотношении испытуемого.
При интерпретации рисунка необходимо помнить о психологических механизмах проекции в рисовании.
Известно, что респондент проецирует на рисунке свои неосознаваемые, скрытые для него самого комплексы переживаний, потребностей и вытеснения. Природа проблем личности, особенно в детском возрасте, достаточна скрыта, завуалирована. Она может быть в сенсорной, познавательной, эмоциональной или физической сфере человека.
Дети различны по характеру протекания нейродинамического процесса: с преобладанием процессов возбуждения, гипердинамичные, с дефицитом внимания (чьи проблемы явны и быстрее находят помощь психолога), либо наоборот - тихие, тормозимые дети (чьи зачастую весьма глубокие личностные переживания оказываются вне внимания взрослых).
Методика «Дерево» позволяет через символическое отражение в рисунке получить диагностическую информацию об этих проблемах и переживаниях.
Касаясь апробации методики в Дагестане необходимо провести небольшой исторический экскурс внедрения этого диагностического инструмента. Так в 1994 г. коллегией Министерства образования Российской Федерации был утвержден новый статус Комплексу «Детский сад - школа - ПТУ» VIII вида (Комплекс) — статус экспериментальной площадки. В течение предоставленных 5 лет были созданы достаточно благоприятные условия для проведения исследований детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семей.
Помимо этого на базе Комплекса одновременно проводилась подготовка и переподготовка преподавательских кадров, велись психолого - педагогические симпозиумы, семинары, являющиеся уникальной возможностью для адаптации методики и сопоставления полученных результатов по различным клиническим группам. В 1994 году состоялась международная научнопрактическая конференция «Проблемы социально - трудовой реабилитации детей с нарушением интеллекта», участники которой прошли обследование по данной методике.
Созданный одним из первых в Республике Дагестан кабинет психологической разгрузки на базе Комплекса позволил расширить географию апробации методики, так как работал на реализацию запросов семей как имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормальным психофизическим статусом. При нем функционировала консультативная служба объединения специальных коррекционно - образовательных учреждений республики. Одновременно методика проходила апробацию при Институте прикладной психологии Республики Дагестан, где реализовались запросы населения, а также проводились судебно - психологические экспертизы. Это позволило апробировать методику на контингенте, кардинально отличающемся от прежних диагностических групп.
Архивация графической продукции началась с 1993 года и продолжается в настоящее время. Нами были обследованы дети из приютов, дети-сироты,
дети благополучных, неполных и ассоциальных семей, и особая группа детей - с ограниченными возможностями здоровья. Также были подвергнуты анализу консультативные обращения.
Вспомогательными методами выступили метод беседы и интервью. Помимо признаков, подтверждающих нашу гипотезу, были обнаружены достаточно выраженные признаки дифференциальной диагностики, позволяющие отграничить норму и патологию психики.
Тест, как выяснилось при апробации, свободен от многих социокультурных установок.
Так, например, мусульманам не разрешено изображение человека и не рекомендуется рисовать животных, что затрудняет использование в ряде случаев таких методик, как «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Отказ респондента от выполнения этих методик часто ошибочно интерпретируется как задействованность реакций защитного характера. В тоже время, использование растительных элементов в рисунке является одобряемым действием, что повышает возможности использования теста «Дерево» в среде мусульман.
Следует подчеркнуть особую чувствительность теста «Дерева» к наличию нарушений в психике, снижению интеллекта и дезадаптации, как отрицательной реакции субъекта на типовые неблагоприятные жизненные условия - дефицитарной социальной ситуации развития личности. То есть, результаты теста позволяют определить не только индивидуально - личностные характеристики испытуемого, но и судить об уровне интеллекта в недавнем прошлом.
Под дефицитарной ситуацией мы понимаем такую ситуацию, которая вызывает психоэмоциональное неблагополучие ребенка, под влиянием различных неблагоприятных факторов.
В ряде исследований (Б. В. Зейгарник, 1980; Б. С. Братусь, 1988 и др.) показано, что дефицитарные условия развития личности возникают только в результате болезни или соматического неблагополучия ребенка. Однако, на наш взгляд, это сужает возможности психологического анализа и последующего выстраивания вектора коррекционно-психологической помощи.
По нашим наблюдениям, дефицитарная социальная ситуация развития оказывается возможной в силу следующих основных факторов:
- искаженное восприятие ребенком семейной микросреды - стиль воспитания - стиль семейных отношений - стиль внутрисемейного общения;
- хронического доминирования негативного эмоционального фона в семье;
- пролонгированный развод - как психическая травма — постоянный раздражитель не позволяющий выработать механизм защиты - вытеснение;
- асоциальная семья в целом или один из членов семьи;
- дефицитарная социальная ситуации развития в силу ограниченных возможностей здоровья и др.
- разрушение эмоциональных отношений в ближайшем окружении -потеря веры, защиты - эмоциональная депривация. При этом следует отметить, что согласно исследованиям В. С. Мухиной, любая депривация влияет на психику ребенка.
Принято считать, что не всегда внутреннее состояние совпадает с внешней жизнедеятельностью человека. Это явление достаточно четко демонстрирует методика «Дерево».
Выяснилась недопустимость интерпретации только первого или только второго рисунка. По своей сути они достаточно отличны друг от друга.
По первому рисунку определяется поведение испытуемого в необычной для него ситуации под влиянием контрольных механизмов.
Второе дерево соответствует новой психологической ситуации, поскольку после паузы испытуемый полагал завершение задания, а оно напротив внезапно увеличилось. При втором рисунке ослабляются механизмы контроля, и испытуемый ведет себя естественнее (соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке), выражая этим способ адаптации в новой для него ситуации. В основе интерпретации рисунка дерева, К. Кох опирается на графическую схему Макса Пульвера, выделяя 4 зоны. Каждая зона несет в себе определенное символическое значение. Верхняя часть рисунка представляет контакт с окружающей средой, духовную и интеллектуальную зону. Центр репрезентирует собственное «Я», чувства и сознательную жизнь. Нижняя часть рисунка олицетворяет зону материального, бессознательного, эротико-сексуальную символику и инстинкты.
Левая сторона рисунка - связь с самим собой, с матерью, с прошлым, инфантильная фиксация и интраверсия. Правая сторона - связь с другими людьми, с будущим и экстраверсия.
Если рисунок дерева символизирует образ человека и репрезентирует личность рисующего, то пространство листа символизирует его жизненное пространство. Желательно чтобы задание выполнялось индивидуально, поскольку при групповой работе диагностическая ценность существенно снижается. К издержкам группового выполнения можно отнести такой факт как наличие скудности воображения у испытуемого и его попытки заглянуть к «соседу», влекущее за собой ошибки в интерпретации.
Подробному анализу мы подвергали второе изображение. После анализа рисунков детей из приютов мы предположили, что существует некоторая группа признаков, демонстрирующих неблагоприятную жизненную ситуацию.
Нами было обнаружено, что дефицитарность социальной ситуации развития находится в прямой зависимости от состояния ребенка, от его индивидуально - личностного субъективного восприятия социальной ситуации развития, в котором пребывает наш респондент.
Данные практически здоровых испытуемых, пребывающих в благоприятной психологической ситуации, резко отличны от тех, кто испытывает психологический дискомфорт.
Видна яркая взаимосвязь врожденных свойств личности с их реакцией на средовые воздействия, степень подвластности лил сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов психологической защиты.
Так, например, дети из приютов рисуют однотипные, сильно зачерненные со скудной листвой деревья, часто располагают рисунок у нижнего края листа. Выраженность этих признаков зависит от длительности пребывания в дефицитарной ситуации и степени ее травматизирующего воздействия на ребенка.
Рисунки детей с умственной отсталостью отличны от рисунков детей с нормальным психофизическим развитием. В них ярко выражены причудливость и дисгармония; малая структурированность и вычурность деталей; дисгармония в изображаемом и схематичность; уродства и деформации.
Следует отметить малоинформативность признаков в силу их малого количества в рисунках умственно отсталых детей. При обследовании этого контингента нас интересовало наличие признаков, несущих информацию о контакте испытуемого с окружающей средой, наличие агрессии и тревоги, а также выраженность амбивалентных чувств, комплекса неполноценности, ущербности, компенсаторных механизмов.
В рисунке умственно отсталого ребенка первое и второе дерево почти не отличается (максимум добавляется 1-2 детали, не имеющих диагностической ценности). На наш взгляд, это является результатом конкретности мышления, низких адаптационных возможностей ребенка, обусловленных структурой основного дефекта.
В отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, у умственно отсталых детей реальный мир является почти полным отражением мира скрытого, неосознаваемого. Диагностический результат в этой ситуации приобретает более верифицированный характер, позволяя очертить прогностическое пространство последующей коррекционно-психологической работы.
В результате исследования выявлено, что 72,5% детей от общего числа обследованных с нарушениями интеллекта находятся под воздействием неблагоприятных социально — психологических факторов.
При этом контакт «проблемных детей» с окружающей средой ограничен, навыки общения не выражены (рисунки с отсутствующей листвой составили 62,4%). В этой выборке детей, которым свойственны амбивалентные чувства, оказалось 35,1%, с наличием тревоги по той или иной причине — 79,7%, с агрессивными проявлениями разной степени выраженности - 81,6% детей.
Установлена четкая связь между полученной диагностической информацией проективного теста «Дерево» с данными других методик.
Почти во всех случаях тестирования, обследуемые не столько согласны с результатами теста, сколько находятся некоторое время в состоянии «озарения» от предъявленной им информации о себе. Это свидетельствует о
присутствии элемента осознанности своего внутреннего мира субъектом обследования. Многолетняя психологическая практика подтверждает значение и прикладной характер методики «Дерево», возможности его применения в клинической практике.
При анализе рисунков ряда детей были получены некоторые неожиданные результаты. Сравнение первого и второго дерева показывает абсолютное несоответствие обоих рисунков.
Если мир реальный (первое дерево) выглядит изломанным, искаженным, безлистным, ярко отражающим деструктивное поведение ребенка, то мир скрытый (второе дерево) абсолютно не вписывается в эту картину. Второе дерево выполняется с большим количеством деталей, с широкой богатой кроной, занимает центральную часть листа, нет признаков агрессии и фрустрации.
Использование дополнительных диагностических процедур, позволило сформулировать весьма важные выводы:
1. существует особый контингент детей, изначально имеющих нормальное психофизическое развитие, которые длительно находясь в дефицитарной ситуации, на поведенческом уровне демонстрируют девиантность и делинквентность, не вызванные глубинными психическими нарушениями личности. Эти дети нуждаются в своевременной психокоррекционной работе.
2. через графическую продукцию методики «Дерево» мы можем «вычислить» этих детей, пока неадекватные поведенческие стереотипы не начали разрушать глубинное ядро личности и позитивного образа «Я».
Таким образом, проективная методика «Дерево» является весьма информативным диагностическим инструментом, который мы можем рекомендовать к использованию в клинической и психологической практике.
Библиографический список
1. Бурлачук, Л. Ф., Словарь-справочник но психодиагностике. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - С.-Пб., 1999.
2. Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к
исследованию личности ребенка. [Текст] /Н. С, Бурлакова, В. И, Олешкевич. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2001. 352 с.
3. Лебедева, Л, Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [Текст] / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Ииконорова, Н. А. Тараканова - С.-Пб. : Речь, 2006. - 336 с.
4. Общая психодиагностика [Текст] //Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. -М.: Издательсво Московского университета, 1987. - 304 с.
5. Романова, Е. С. Графические методы в психологической практической психологии. [Текст] / Е. С. Романова. - С.-Пб. : Речь, 2001. — 416 с.
6. Соловьева, С. Л. Применение рисунка дерева в психодиагностике (Руководство). [Текст] / С. Л. Соловьева - М., - С.-Пб., 1993. - С. 13-16.
7. Шванцара, И. Диагностика психического развития. [Текст] / И. Шванцара -Прага: Авиценум, 1978. - 388 с.
УДК 378. 01
Егоров Пантелеймон Романович
Соискатель кафедры методики преподавания математики института математики и информатики Якутского государственного университета [email protected], Якутск
СОЗДАНИЕ ЯКУТСКОГО АЛФАВИТА ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ
Yegorov Panteleymon Romanovich
Competitor of the chair «Methods of teaching mathematics» at the institute of mathematics and computer science of the Yakut state university [email protected], Yakutsk
CREATION OF THE YAKUT ALPHABET ON SYSTEM BRAILL FOR PEOPLE WITH SIGHT PROBLEMS
В 2009 г. вся мировая общественность и особенно люди с проблемами зрения отмечают двухсотлетний юбилей со дня рождения Луи Брайля, основоположника и создателя системы письменности точечно-рельефным шрифтом для людей с проблемами зрения.
Основатель системы письменности для незрячих и слабовидящих людей великий француз - Луи Брайль родился в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля 4 января 1809 г.
Еще в годы учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. В последующем он работал над этой системой долгие годы и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института в 1829 г.
В 1837 г., по настоянию людей с проблемами зрения, совет института принял решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля книгу «Краткая история Франции». С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела полное право на жизнь.
В России первым человеком, изучившим систему Брайля и составившим в 1861 г. первый вариант русского брайлевского алфавита, был князь Денис Михайлович Оболенский. Потеряв зрение в шесть лет, а слух в тридцать пять лет, князь Оболенский всю свою жизнь посвятил распространению грамотности среди людей с проблемами зрения.
В начале 80-х годов XIX века группа учителей под руководством видного русского государственного и общественного деятеля Константина Карловича Грота разработала современный русский алфавит рельефно-точечным шрифтом, которым люди с проблемами зрения пользуются и в настоящее
время. В России первую книгу по системе Брайля для людей с проблемами зрения издал А. А. Адлер в 1885 г. [1].
До середины 80-х годов прошлого века во всем мире мало кто отрицал о необходимости системы Брайля для людей с проблемами зрения. И только с развитием прогресса и появлением новых информационно-коммуникационных технологий и тифлосредств все чаще стало появляться мнение об отказе от системы Брайлевского шеститочия. Как основной аргумент в этой ситуации, противники системы указывают на научный прогресс и появление на рынке современной техники, позволяющей гораздо облегчить жизнь людей с проблемами зрения.
Но в последние годы система письменности великого Луи Брайля всё больше преподаётся и остается признанной в разных странах мира. Например, в США, вопреки упрямству единиц, многие борются за то, чтобы в качестве дополнительного права человека законы многих штатов Америки конкретизировали принцип: кто хочет, тот пусть познаёт Брайль!
Книги по системе Брайля точечно-рельефным шрифтом сегодня производятся по стоимости невообразимо дешевле, а по количеству намного больше того, что было совсем недавно. Это потому, что многие люди, как с проблемами зрения так и зрячие, поверили в эффективность приложения интеллекта к поиску рецептов, которые бы позволили для производства брайля применить новейшие открытия информатики и электроники и эти технологии отнюдь не делают лишним код Брайля, до крайности простой [2].
Надо отметить, что очень немного людей с проблемами зрения хорошо знают систему Брайля. Например, в Германии из общего числа людей с проблемами зрения только около 30% пользуются системой Брайля, но это не значит, что они являются отличными брайлистами. А в Соединенных Штатах Америки это число еще меньше, составляет всего лишь 15-20% из общего числа людей с проблемами зрения. В Российской Федерации системой Брайля владеют менее 10% людей с проблемами зрения. Такое положение объясняется тем, что многие люди теряют зрение, будучи уже взрослыми, или в пожилом возрасте в результате несчастных случаев или болезней, таких, как например, катаракта, глаукома, или диабет. После чего для них оказывается невозможным часто использовать пальцы для чтения, особенно, когда их руки привыкли к длительной тяжелой работе. Обычно эти люди не играют никакой роли для интеграции в рабочие процессы, но они влияют на статистику. Поэтому считается, что количество людей с проблемами зрения, которые используют систему Брайля в своей учёбе, или работе среди молодых людей оказывается выше [3].
В последнее время заметно расширилась сфера применения азбуки Брайля. Некоторые компании стали маркировать ею свою продукцию.
Компания Кокта разрабатывает сенсорный дисплей с обратной связью -тактильной «отдачей». Впрочем, над созданием такого типа дисплеев работают уже многие компании. Принцип разработки 1Чок1а состоит в создании