УДК 159.9.072
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
М.В. Петрайтене
В статье рассматривается проблема диагностики личностного развития дошкольников. Изложены возможности применения проективных методик в диагностике личностного развития дошкольников
Ключевые слова: личность дошкольника, проекция, проективные методики
Проективная диагностика дает
содержательную развернутую информацию о развитии личности дошкольника в социуме. Диагностика личностного развития дошкольника как компонент психологического сопровождения позволяет в дальнейшем своевременно оказывать помощь ребенку в решении актуальных задач личностного развития и социализации. Рассмотрим теоретические подходы по проблеме применения проективных методик в психологической диагностике личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Л.К. Франк пишет, что при исследовании личности выявляется особенный,
индивидуальный способ организации опыта и чувств.
Для реализации задач исследования личности Л.К. Франк указывает на
необходимость обязательного подбора различных методов, позволяющих раскрыть личностное своеобразие. [17]. Проективные методы, констатирует он, имеют цель: выявить у субъекта то, что «он не может или не станет говорить» часто из-за незнания себя и неосознанного раскрытия себя через проекции. Он справедливо отмечает, что применение проекции в игровой деятельности позволяет раскрыть личностные особенности ребенка. Для диагностики личности ребенка он рекомендует использовать игру с предметами, а также с неструктурированными материалами (глина, мука, вода, грязь и др.). Применение игры в диагностических целях в работе с детьми дошкольного возраста имело место еще ранее в работах М.Кляйн, А.Фрейд.
Проективная диагностика дает возможность прогнозирования личностных нарушений у ребенка. Л.К. Франк оперирует следующими понятиями: проекция, проективная гипотеза. «Проективная гипотеза» - действия, эмоции, чувства, вербальные акты есть проекция личности индивида. Термин «проекция» он раскрывает как способ взаимоотношения личности с окружающей действительностью.
Петрайтене Марина Валерьевна - БГПИ, канд. психол. наук, доцент, e-mail: marysij@list.ru
Проективные методы рекомендует использовать для выявления межличностных взаимоотношений личности. Заслуга Л.Франка еще и в том, что он предложил классификацию проективных методик.
Первоначальную формулировку в психоаналитическом направлении категории «проекция» дает З. Фрейд. В теории З.Фрейда проекция является одним из механизмов защиты, но позднее она трактуется им и как норма -первичный процесс уподобления окружающей действительности собственному «я» [16]. Существуют следующие виды проекции: атрибутивная, рационализированная,
симилятивная, проекция Панглосса или Кассандры, комплементарная.
^ Маховер также указывает на возможность формулирования проблем личностного развития детей по результатам проведения проективной диагностики. Для выявления индивидуальных личностных характеристик она применяла подробный симптомологический анализ рисунков фигуры человека [7]. Большая часть исследователей, работающих в области проективной диагностики, ссылаются на ее работы как классические.
Сходные трактовки целей применения проективных методик мы находим не только у ^ Маховер, а у С. Леви [9] и позднее в работе Е.Т. Соколовой. Наличие стабильности проективных образов у детей выявляется с помощью повторения диагностической процедуры и лонгитюдного исследования. Проективные методики могут использоваться для клинического изучения личности и формулирования психологического диагноза.
А. Ф. Корнер [9] изначально отталкивается от психоаналитической концепции. Значимым в данной теории является существенное внимание к компетентности исследователя: знание того, какие личностные особенности может выявлять конкретная проективная методика. Чтобы объективно охарактеризовать возможности проективных методик, А.Ф. Корнер сравнивает их с опросниками, при этом отмечает, что, проективные методики с помощью специальных
стимульных материалов создают больше пространства для самовыражения личности ребенка. Указывает, что проективные методики могут применяться для выявления личностных особенностей (тревожность) и нарушений (воровство), а также взаимоотношений с родителями. Однако, считает, что проективные игровые методики не дают прогностической информации о реальном поведении ребенка (например, об агрессивности).
Итак, сторонники психоанализа и неофрейдизма методологической основой проективного метода считают феномен проекции З. Фрейда.
В исследованиях New Look по восприятию (нач.50-х годов) проективные методики применялись для диагностики потребностей.
Позиция Р. С. Лазаруса также близка к психоаналитической: возможности проективных методик (например, ТАТ) лежат в области выявления скрытых личностных качеств (агрессия, враждебность, фрустрация). В отношении перспектив применения проективных методик для изучения личности он отмечает, что большое значение имеет тщательность подготовки стимульных материалов [9].
Г.М. Прошанский критикует классификацию проективных методов, предложенную Л. Франком: множество пересечений между видами; не указан критерий, лежащий в основе классификации. Основное различие между проективными техниками Г. М. Прошанский видит в цели их применения терапевтической или диагностической. [9]. Г.М. Прошанский предлагает трехступенчатую классификацию проективных методов: стимул - ответ - цель.
Достаточно противоречивый подход демонстрирует М.Р. Харроуер [9] в работе «Проведение масштабного тестирования по методике Роршаха», указывая, что стереотипизированные инструкции не приносят особой пользы, результаты будут лучше, если не использовать точные инструкции, а применять спонтанное общение с группой. Безусловно, хороший контакт между психологом и испытуемым очень важен в проективной диагностике, и в этом мы согласны с М.Р. Харроуэр, но автор опровергает сам себя, тут же указывая, что такое налаживание контакта ведет к отклонению от инструкции и изменению самой процедуры проведения исследования. Однако, такое спонтанное изменение процедуры диагностики приведет к снижению надежности результатов проективного исследования.
H.A. Murray тяготеет к психоанализу, опираясь на трактовку бессознательного, указывает на возможность выявления с помощью проективных методов мотивации личности.
Л. Беллак рассматривает проекцию как приписывание другим собственных тенденций, которые не могут быть реализованы самим индивидом. Концепция «апперцептивного искажения» Л. Беллака объединяет теоретические позиции психоанализа, New Look и холистической психологии [9].
Характеризуя подход Л. Беллака к клиническому применению ТАТ, следует указать, что он рассматривает механизмы проекции в качестве защиты «я» и отчасти относит его к сфере бессознательного. Проективное поведение («апперцептивное искажение») представлено им как отражение индивидуальных различий в восприятии, обусловленных мотивами и чувствами. Мы не согласны с рассмотрением проекции как искажения, тем более, что сам Л. Беллак, подчеркивая многозначность действий, указывает на их смысловое отношение к личности в целом. Он отмечает высокую диагностическую эффективность ТАТ при работе с дошкольниками, которая частично объясняется детской непосредственностью и использованием элементарного символизма детьми. [9].
Л.Э. Абт [9] формулирует следующие концептуальные положения относительно рассмотрения личности в проективной
психологии:
1. Личность рассматривается как процесс, а не совокупность относительно статичных черт.
2. На личность постоянно влияют взаимодействие индивида с собственной физической и социальной средами и состояние, сила его потребностей.
3. Культура и личность неразрывны и взаимосвязаны. Проективные тесты не всегда изучают культурную часть комплекса «культура-личность».
4. Личность - развивающаяся реальность, поэтому необходим не только поперечный подход к ее оценке, но и продольный, чтобы обосновать динамические и генетические гипотезы об индивиде.
5. Личность рассматривается как целое через использование проективных данных. Проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, а выделяют значимые описательные утверждения о личности.
6.Необходимо построение концептуальной схемы, которая позволяет дать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.
Как справедливо отмечает сам Л. Э. Абт, эти постулаты - начало развития теории личности.
Системно-структурный подход или холистическая психология в США трактует проективный метод как средство изучения путей и способов организации индивидом своего
физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своем социальном окружении (К. Левин, Г. Олпорт, К. Гольдштейн и др.).
Г. Олпорт видит положительную сторону проективных методов в том, что они позволяют получить диагностическую информацию об отношениях ребенка с родителями и другими значимыми людьми, используя идентификации с персонажами проективных картинок.
В работах Г. Олпорта рассматривается психотерапевтический эффект проективных методов: наиболее сильный, захватывающий мотив совершенно не обнаружил себя в проективных методиках, но после их проведения проявлялся в самоотчетах. Так же, как сторонники психоаналитического направления, Г. Олпорт [9] указывает, что реальные мотивы глубоко спрятаны и раскрываются только посредством проективных методик. Проективные методики он относит к психодинамическим, так как «они затрагивают глубинные структурные и функциональные слои психики».
В теории мотивации К. Гольдштейн обращается к понятию «ведущие паттерны»: это то, что человек делает с повторяющейся настойчивостью, является отрегулированным и структурированным образованием, это ведущие мотивы, желания, интересы, ценности, чувства, особенности. Именно эту сферу можно диагностировать с помощью проективных методов [9].
Трудно не согласиться с С. Леви [9], утверждающим, что необходимо использовать все данные, полученные в процессе проективного исследования (тест «Рисунок человека», которые могут помочь в описании и понимании личности человека. С. Леви справедливо замечает: «Рисуночный тест - это не игра в слова или фокус, а серьезная процедура, цель которой -достичь понимания индивида через его изучение». Он предупреждает, что клинисту не следует использовать при интерпретации одну из областей как диагностически надежную, необходимо опираться на весь паттерн анализа рисунка.
С помощью проективных методик «Дерево», «Дом - дерево- человек» (Дж. Бак, Э. Жюккерт, Ж. Шлибе, П. Бура, Р. Стора) посредством проекции исследуются структурные связи элементов личности [9]. С помощью объектов, имеющих культурное традиционное значение (дом, дерево, человек), диагностируются межличностные, внутрисемейные отношения, в целом интеллектуальная сфера личности. Результаты выполнения теста «Дом - дерево-человек» родителями детей с нарушениями личности анализируются совместно с историей социально-психологического развития и
используются в ходе семейной терапии. Не вызывает сомнений, что включение цвета в тест «Дом - дерево- человек» снимает у ребенка большое число защит, обнаруживает скрытые реакции, способствует пониманию
эмоциональной сферы (Дж. Пэйн).
Цветовой замысел используется ребенком для выражения различных элементов структуры личности (Дж. Пэйн, Й. Шванцара, Л. Шванцара) [9]. «Цветовой шок» является общим симптомом невроза (Э. Бом, Г. Роршах, D. Klopfer и др.). Большое значение для интерпретации приобретают следующие показатели: распространение всех цветов в целом или одного цвета по сравнению с другими; интенсивность цвета (повторное подкрепление); конфликтная интенсивность (интенсификация традиционно не гармонирующих сочетаний); интенсивность нажима.
Остановимся подробнее на понятии «проекция» в различных психологических исследованиях. Помимо понятия «проекция» Л. К. Франка, З. Фрейда конкретизация понятия «проекция» имеет место в исследованиях F.S. Freeman (1956;1971) и выглядит следующим образом:
1. бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями, чертами характера других лиц;
2. приписывание собственных потребностей другим людям;
3. неправильное умозаключение, обусловленное опытом.
В работах Ю.С. Савенко (1969; 1979) поднимаются вопросы, касающиеся природы проекции, основываясь на результатах изучения тревоги с помощью ТАТ. Здесь мы обнаруживаем следующие понятия проекции.
1. Проекция в широком смысле - это имманентное свойство самого нашего восприятия, это его субъективность, индивидуальность, личностность.
2. Проекция в узком смысле - это идентификация с собой, самоотождествление, отнесение к себе, одно из частных проявлений активной личностной переработки.
Итак, проекция рассматривается как личностный компонент психической
деятельности, такая детальная трактовка проективного образа обнаруживается только в некоторых исследованиях [12].
В. С. Мерлин говорит о проекции индивидуального самосознания осознании человеком его собственных психических свойств, оказывающих важное влияние на восприятие окружающего. Очень важной посылкой, по нашему мнению, здесь является то, что
проецируются и неосознаваемые, и осознаваемые свойства личности [11]..
Предлагается различать два уровня проекции (Л. Ф. Бурлачук): молярный -установки, отношения, в нем проявляющиеся, находятся вне сферы осознаваемого; молекулярный (тематическая проекция) -приписывание объекту осознаваемых черт, особенностей (не осознается только сам процесс проекции).
В Толковом словаре психиатрических терминов В.М. Блейхер, И.В. Крук (1995) дают такое определение: проекция — один из механизмов психологической защиты,
бессознательная попытка освободиться от неприемлемой, навязчивой тенденции (мысли, чувства, мотивы), приписывая их другим. Так окружающим приписываются собственные отрицательные черты. Там же мы находим характеристику понятия «проективные методики» - методики, ориентированные на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, являются, чуть ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.
Предлагается классификация проективных методов: методы структурирования; методы конструирования; методы дополнения; методы катарсиса;методы изучения экспрессии; методы изучения продуктов творчества.
Словарь иностранных слов трактует понятие проекция совершенно иначе - от (лат. Рго]есИо- бросание вперед), изображение какого-либо предмета на плоскости; проецировать (проектировать)- воспроизводить на экране с помощью проекционного аппарата изображение рисунка или предмета обычно в увеличенном виде.
Таким образом, как заимствованное иностранное слово в первоначальном варианте оно имело только технический смысл и лишь, благодаря появлению его в теории З. Фрейда, приобрело еще и другой контекст (механизм психологической защиты).
Представим трактовки понятий
«проективные методы» и «проективные методики» в исследованиях различных авторов.
Проективные методы - специально подобранная батарея методик, диагностирующая стиль взаимоотношений личности с другими людьми (конформность, лидерство,
авторитарность и др.); ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценку и т.д. (Л.Ф. Бурлачук, 1989).
А. Анастази рассматривает проективные методики как наиболее эффективные процедуры
для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности [1]..
Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов (1989, 2000) предлагают другое определение: проективные методики - (от лат. projectю - выбрасывание вперёд) совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода; совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.
Представим еще одно определение, в котором подчеркивается значимость специальной проективной ситуации, а также называются свойства, которые позволяют выявить проективные методики. Проективные методики - приёмы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей [10].
Проецирование рассматривается как перцептивное действие, как проявление личностного в восприятии, отражение имеющегося ранее в опыте практической деятельности и эмоциональной сфере (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Бурлачук).
При оценке валидности и надежности проективных методов мы разделяем точку зрения, что многим из этих методик присущ целостный подход к характеристике личности, но не можем согласиться с тем, что это приводит к снижению достоверности информации. Считаем, что рассмотрение свойств личности дошкольника в целостности является наиболее психологически информативным.
В. Михал предлагает использовать понятия «прожективность» и «прожектибельность».
Прожективность - свойства стимульного поля приводить в действие механизм проекции. «Уровень прожективности стимулирующего материала обратно пропорционален степени структурированности этого материала и прямо пропорционален числу всех практически возможных ответов» [9].
Прожектибельность - тенденция к проекции. Определение прожектибельности доступно только опытному клинисту посредством сравнения ответов по проективным методикам с результатами последующего исследования.
Обобщив сведения, мы обнаружили, что классификация проективных методов, данная Л. Франком в 1948 году и содержащая пять видов методов (конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические,
рефрактивные), дополнена новыми видами:
экспрессивные, импрессивные, аддитивные (Л.Ф. Бурлачук, 1979, 1997).
В то же время, в классификации проективных методов (Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов, 1997) есть разночтения по сравнению с новейшими исследованиями (2000). На данном этапе она содержит всего семь видов (отсутствуют рефрактивные методы). На основании этого мы делаем заключение, что классификация проективных методов постепенно модифицируется.
Таким образом, однозначной трактовки классификации проективных методик на данный момент нет. В большинстве пособий по психодиагностике отмечаются те методы, которые представители каждого
психологического направления использовали, но при этом приоритетным для анализа чаще всего являются методы наблюдения, эксперимента, беседы, опроса. Использование проективных методов в большинстве своем приписывается только представителям психоаналитической концепции (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). Между тем, эти методы (метод свободных ассоциаций, тест Роршаха) применялись и гуманистической психологией (А. Маслоу, К. Роджерс). Представители социально-
бихевиорального направления (Д. Роттер) применяли проективные методики ТАТ и «Неоконченные предложения», а
диспозициональное направление (Г. Мюррей, Г. Олпорт) также использовало ТАТ.
Остановимся подробнее на трактовке проективных методов в отечественной психологии. Только в 60-70-х годах началось активное применение тестов в медицинской и возрастной психологии (А.Р. Лурия, Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, И.Н. Гильяшева, Л.Ф. Бурлачук и др.), проводилась теоретическая и практическая разработка проективного подхода (И.Н. Гильяшева, С.В. Цуладзе, Н.В. Тарабрина, Ю.С. Савенко, Л.Ф. Бурлачук, В.М. Блейхер, В.Г. Норакидзе и др.). Но в то же время теоретический анализ проективных психодиагностических методик остается еще недостаточным.
Наиболее важными требованиями являются теоретическая обоснованность методик (общая теоретическая основа, принципы подхода к диагностике, обоснованность подбора отдельных проб), целенаправленность методик,
направленность на изучение устойчивых, относительно независимых психических процессов, особенностей, свойств (В.И. Лубовский).
Большая работа по применению проективных методов в клинических условиях проведена в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (И.Г. Беспалько, И.Н. Гильяшева).
Ряд исследователей (Д.Н. Узнадзе, С.В. Цуладзе, В.Г. Норакидзе) указывают, что базовой опорой действий фантазии являются установки личности, особенно нереализованные установки. Адекватное изучение установок личности, как бессознательного психического, возможно с помощью комплекса методов (метод клинической беседы, метод фиксированной установки, проективные методы), благодаря которому вызываются образы фантазии, и на основе их анализа устанавливаются скрытые мотивы поведения. Вопрос проекции конкретизируется в аспекте значения и места личной активности в процессе восприятия. Личность рассматривается как целостное и конкретное явление, а не совокупность отдельных психических функций
[15].
Признавая роль проективных методов в исследовании бессознательного, отечественная психология, в отличие от психоанализа, указывает на возможность трансформации психических феноменов (аффектов, стремлений), тогда как представители психоанализа утверждают, что они могут проявляться путем проекции и являются тождественными осознаваемым (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, А.Е. Шерозия) [15].
Близкими к данной трактовке проективных методов являются точки зрения Ю. С. Савенко (1978) и Л.Ф. Бурлачук (1978). Характерными чертами проективных методов являются отличие инструкции и тестового материала и особенности интерпретации полученных данных.
Одной из наиболее перспективных областей использования проективных методов является исследование с их помощью закономерностей организации и динамики разнообразных компенсаторных психологических механизмов, создание практических рекомендаций на этой основе и построение методик целенаправленного использования этих механизмов (Ю. С. Савенко) [11].
Мы опираемся на точку зрения В. М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, которая заключается в том, что проективные методики являются методиками опосредованного изучения личности и базируются на построении специфичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок,
эмоциональных состояний и других особенностей личности.
В 80-е годы активизируются исследования по данной проблеме (Е.Т. Соколова, Б.И. Белый, И.Г. Беспалько, Л.Ф. Бурлачук, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук). Главный принцип интерпретации феномена проекции - активность процесса восприятия, его личностный характер (Л.Ф. Бурлачук).
Сходную трактовку мы находим у Е. Т. Соколовой, В.Э. Реньге, которые указывают, что неоднозначную стимуляцию и элементы проективности содержит беседа, направленная особым образом, и методики, диагностирующие самооценку, уровень притязаний и память [13]. Существует возможность соотнесения проективного метода с деятельностной концепцией отечественной психологии.
Для характеристики самосознания вводится концепция «личностного смысла я» - насколько качества личности препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов человека (В.В. Столин). Эта линия нашла отражение и в работах Е.Т. Соколовой. Е. Т. Соколова указывает, что с помощью ТАТ выявляются потенциальные возможности, тенденции, установки личности. Поэтому неправомерен прямой перенос данных ТАТ на характеристику личности и самого поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого.
Разделяем точку зрения Л.Ф. Бурлачука в том, что в отечественной психологии длительное время господствует эмпирический подход: научный анализ проективных методик подменяется их простым описанием, а применение осуществляется без тщательного теоретического осмысления. Имеют место низкий уровень психометрической культуры
исследователей, недостаточность знаний о валидности и надежности используемых тестов, а также наличие тенденций применять неапробированные методики. Методическое обеспечение проективных психодиагностических исследований опережает их теоретический уровень.
Мы полностью поддерживаем позицию Л.Ф. Бурлачука: исследователь должен опираться на знание личности, осуществлять тщательный анализ ее поведения, так как только благодаря соотнесению результатов проективных методов с конкретной личностью возможна адекватная интерпретация полученных показателей [4]..
Часть исследований направлена на нахождение взаимосвязи особенностей перцептивной деятельности с клиническими проявлениями психического дефекта и анализ по отношению к норме (А. М. Вейн, П. И. Власова, О. А. Колосова, Л. Ф. Бурлачук, Н. Н. Станишевская и др.) [4].
Д.Б. Богоявленская (1983) утверждает, что тесты, проблемные задачи предполагают определённые условия, в которых испытуемый «выдаёт» строго необходимое количество способностей и знаний для конкретного задания. Критикуя тесты из-за недостаточности качественного анализа, в то же время Д. Б. Богоявленская отмечает, что проективные тесты
для детей («Дорисуй историю», «Закончи басню, сказку») позволяют изучить индивидуальные особенности личности [3].
Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина (1992) утверждают, что на данном этапе систематическое научное изучение графических методов, как особых методов психодиагностики, со своей собственной общенаучной основой, с технологической специфичностью,
особенностями конструирования и применения практически отсутствует. Мы согласны с позицией Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной в том, что графические проективные методы находят в основном практическое применение, а теоретических работ, обобщающих опыт их использования, недостаточно. Психологами-практиками в работе с детьми используются только некоторые графические проективные методики, но интерпретация результатов диагностики проводится недостаточно тщательно [11].
Актуализация проективности возможна в целом ряде проективных методик для детей, но является целесообразной только при наличии компетентности и профессионализма у практического психолога.
Безусловно, работа с проективными методами требует соблюдения социально-этических аспектов, и это неоспоримо, но нам трудно согласиться с тем утверждением (применительно к дошкольнику), что испытуемый должен знать, что исследуется, и дать согласие на подобное вмешательство. В этом случае ребенок получит возможность уйти от нежелательного ответа и постарается скрыть истинные мотивы, эмоции и чувства. Невозможно соблюдение данного условия при организации обследования дошкольников. Если же говорить о раскрытии личностных трудностей у дошкольников, детско-родительских
отношений в семье посредством проективных методов, то практический психолог обязан соблюдать требования конфиденциальности результатов обследования.
Констатируем, что в большинстве работ, выполненных отечественными учеными, проективные методы использованы для изучения отдельных особенностей личности в младшем школьном, подростковом возрасте или ориентированы на проведение
патопсихологического обследования взрослых в клинике (Н.В. Тарабрина, В.Д. Широков, Е. Я. Лунц и др.) [14].
Отдельные исследования, которые имеются по применению проективных методик в работе с дошкольниками, не исчерпывают всей глубины проблемы изучения возможностей применения проективных методов с целью выявления особенностей личности ребёнка. В отечественной
психологии принципом для аргументации понятия «проекция» является концептуальное положение об активности процесса восприятия, о его личностном характере, включающем изменение личностных установок, тенденций, мотиваций (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, Е. Т. Соколова).
Анализ психолого-педагогической
литературы показывает, что большинство исследований по психодиагностике посвящено рассмотрению различных групп
общепсихологических методов. В то же время обращает на себя внимание то, что исследований, вскрывающих сущность проективных методов и особенности их применения в ходе психодиагностического обследования
дошкольников, недостаточно. Те же работы, которые имеются, в основном ограничиваются изложением отдельных фактов, связанных с историей появления и развития этой группы методов или применения отдельных проективных методик.
Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688с.
2. Блейхер В.М, Крук И.В.Толковый словарь психиатрических терминов.Том 2. М.: Смысл 1999. 448с.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д:изд. Рост.ун-та, 1983.173с.
4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-центр, 1997. 120с.
5. Гольдштейн К. Абстрактное и конкретное поведение. Х.рестоматия по общей психологии. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. с.141-144.
6. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты. Хрестоматия по психологии эмоций. /Автор - сост. В.Вилюнас. М., 1981. 536с
7. Маховер К. Проективный рисунок человека. Пер. с англ. М.:Смысл, 2000. 154с.
8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальностию М. Педагогика, 1986.254с.
9. Проективная психология. /Пер. с англ. - М: Эксмо - Пресс, 2000. 528с.
10. Психология. Словарь./Под общ.ред. АюВ. Петровского,М.Г.Ярошевского.М.Политиздат, 1990.494с.
11. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт,1992.256с.
12. Савенко Ю. С. Проективные методы в исследовании Бессознательного.//Бессознательное: Природа. Функции. Методы. Тбилиси: Мецниереба, 1979.Том 3.с.632-637.
13. Соколова Е. Т.Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения.//Вопросы психологии.1985.№4.с.147-150.
14. Тарабрина Н.В., Шеряков Г.В., Широков В.Д. Экспериментальное исследование фрустрации при истерии./Клинико-психологические исследования личности. Л. НИИ психоневр, 1979.с 46-50.
15. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. Педагогика, 1966.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. М: Просвещение, 1990. 448с.
17. Frank L. Projective methods for the study of personality//! of psychol .1939.Vol. 8
Борисоглебский государственный педагогический институт
THEORETICAL EPPROACHES TO PROJECTIVE METHODS USING IN PRE-SCHOOL CHILDREN PERSONALITY DIAGNOSTICS
M.V. Petraytene
The paper deals with the area of pre-school children personality development diagnostics. The way of approaching this problem is to analyses effective means of projective methods using in pre-school children personality development diagnostics
Key words: pre-school child personality, projection, projective methods