23. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
24. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1998. - 135 с.
25. Соловьев В.С. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1963. -274 с.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
27. Фромм Э. Человек для себя. - М.: Изд-во В.П. Ильин, 1997. - 416 с.
28. Библер В.С. Из «заметок впрок» // Вопр. филос. - 1991.
- № 6. - С. 15-31.
29. Батищев ГС. Неисчерпываемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность:
теория, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. -С. 21-35.
30. Никифоров Л.А. Общее и индивидуальное в деятельности // Деятельность: Теория, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 53-89.
31. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1995. - 240 с.
32. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1054 с.
33. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Под ред. Ю.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
34. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопр. философии. - 1990. -№ 6. - С. 69-131.
S.P Ivanova
Issues of self-education of the personality in the light of philosophic understanding
The author offers methodological approaches to self-education of the personality on the basis of historical and philosophical aspect. In the article the proposition that the motive force of development of personality is transformative activity of individual aimed to update essential strength is substantiated.
Key words: personality, self-development, society, culture, unique identity, creativity, communication, social environment, activity, freedom, ability, education, self-appraisal, integrity, cognition, attitude, reality, upbringing.
УДК 376.352 П.Р. Егоров
использование информационных технологии в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе л. брайля
Исследованы истоки возникновения системы письменности и чтения с точечно-рельефным шрифтом, созданной французом Луи Брайлем, для людей с проблемами зрения (ЛПЗ) в республиканском, российском и мировом образовательном пространстве. Описан важный этап в якутской филологии - создание якутского алфавита по системе Брайля. Отражён опыт издания учебнометодической и научно-популярной литературы для людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия) на якутском и других языках с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: система Брайля, точечно-рельефный шрифт, якутский алфавит для людей с проблемами зрения, адаптивные компьютерные технологии, брайлевский принтер.
Во все времена и во всех социальных формациях уровень информационного обеспечения людей с проблемами зрения (ЛПЗ) играл ключевую роль в формировании их благосостояния и мог служить критерием оценки культурного развития общества. До возникновения и широкого распространения письменности ЛПЗ находились на одном уровне с остальными членами общества по информационному обеспечению, т.к. доминирующим носителем информации было устное общение. Однако по
ЕГОРОВ Пантелеймон Романович - директор УПВЦ «Тол-бон», соискатель кафедры методики преподавания математики ИМИ ЯГУ
E-mail: [email protected]
мере того, как письменность становилась неотъемлемой частью жизни большей части членов общества, ЛПЗ оказывались отброшенными на обочину дороги культурного и научного прогресса [1]. Это положение сохранялось до изобретения шрифта Брайля и звуковых носителей в XIX в., которые частично позволяют сократить информационный дефицит среди ЛПЗ.
Основатель системы письменности для незрячих и слабовидящих людей Луи Брайль потерял зрение в три года. В январе 1819 г. был зачислен в Парижский институт для слепых, где обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, отсутствовала тогда и система запи-
си нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана только на восприятии информации на слух.
Луи Брайль был одним из способных воспитанников института, поэтому в 1828 г., когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте в качестве младшего учителя-репетитора.
Еще в годы учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия через осязание и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Первый вариант рельефно-точечной системы письменности он предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Однако его тогда не поддержали по причине, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.
В 1832 г. в Париже состоялся международный конкурс на лучшую систему письма для ЛПЗ с участием 22 европейских проектов. На этом конкурсе шрифт Брайля был признан лучшим среди всех существовавших к тому времени точечно-рельефных шрифтов. Его система, состоящая из 6 точек и позволяющая обозначить буквы алфавитов всех языков народов мира, стала для ЛПЗ универсальной письменностью. Следует отметить, что с этого времени каждый человек с проблемами зрения, овладевший системой Брайля, читает литературу на своем родном языке.
В 1837 г. по настоянию ЛПЗ совет института принял решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля книгу “Краткая история Франции”. С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела полное право на жизнь. В первые годы после выхода “Краткой истории Франции” изобретение Брайля пытались игнорировать и перерабатывать, однако эта система была уже широко признана. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Луи Брайль разработал систему записи нотных знаков. На базе созданной системы он преподавал музыку. Кроме того, он создал специальный прибор для письма, которым пользуются и в настоящее время.
В России первым человеком, изучившим систему Брайля и составившим в 1861 г. первый вариант русского брайлевского алфавита, был князь Д.М. Оболенский. В начале 1880-х годов группа учителей под руководством видного государственного и общественного деятеля К.К. Грота разработала современный русский алфавит с рельефно-точечным шрифтом, которым ЛПЗ пользуются и в настоящее время. В России первая книга по системе Брайля для ЛПЗ была издана А.А. Адлер в 1885 г. [2].
До середины 1980-х гг. во всем мире мало кто отрицал необходимость системы Брайля для ЛПЗ. Но с развитием прогресса и появлением новых информационнокоммуникационных технологий и тифлосредств все чаще стало появляться мнение об отказе от его системы. Основными аргументами в этой ситуации противники
системы называют научный прогресс и появление на рынке современной техники, позволяющей облегчить жизнь ЛПЗ. Тем не менее система письменности, разработанная Л. Брайлем, остается признанной в разных странах мира.
Однако, к сожалению, мало ЛПЗ хорошо знают систему Брайля. Например, в Германии из общего числа людей с проблемами зрения только около 30% пользуются этой системой, в США - 15-20%, в РФ - менее 10%. Такое положение объясняется тем, что многие люди теряют зрение в результате несчастных случаев или заболеваний. Такие люди часто уже не могут использовать пальцы для чтения. Поэтому количество дюдей, использующих систему Брайля, оказывается меньше, чем на самом деле [3].
Одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться ученикам и студентам с проблемами зрения в процессе получения профессионального образования и практической деятельности, - это проблема получения и передачи информации. Большая часть необходимой информации традиционно представляется в плоскопечатном варианте. Здесь имеются две разновидности: обеспечение доступа к информации и представление выходной информации в общепринятой форме. В настоящее время эта проблема еще больше обострилась: значительно возросли темпы обновления информации, повысились требования к оперативности ее получения.
Поэтому с целью создания для ЛПЗ благоприятных условий и обеспечения их конкурентоспособности в области образовательной или другой интеллектуальной деятельности необходимо дать им инструмент, обеспечивающий надежный и оперативный обмен информацией. Таким инструментом для них могут и должны служить адаптивные компьютерные технологии. Они базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих ЛПЗ возможность самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения, например, Word, Excel, PowerPoint, Outlook Express, Internet Explorer и т.д. Поэтому студенту высшего учебного заведения необходимо иметь компьютер со специальными адаптивными программами для поиска необходимой информации в Интернете, использования специальной литературы в электронном формате и в других целях [4].
Более того, компьютер вместе с комплексом специальных, адаптивных устройств может служить эффективным инструментом для различных преобразований способов представления информации. При этом электронная форма становится универсальной для хранения и обработки информации различного семантического наполнения и может либо непосредственно отображаться внешними устройствами вывода (например, брайлевским дисплеем), либо распечатываться брайлевским принтером на специальной плотной бумаге. Существуют специальные устройства - брайлевские принтеры, обеспечивающие вывод текста на специальную плотную бумагу рельефно-
точечным шрифтом. Использование этого принтера обеспечивает ЛПЗ оперативное получение печатных документов и дальнейшую возможность работы с ними без использования компьютера.
Среди всего многообразия специфических проблем, с которыми ЛПЗ приходится сталкиваться еще в студенческие годы и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, является проблема доступа к специальной литературе. Поэтому следует обратить внимание на подготовку и издание специальной литературы учебного и справочного характера, основное назначение которой -служить подручным источником необходимой информации. Такие книги не просто должны быть доступны для чтения, а необходимо, чтобы по ним еще удобно было ориентироваться.
Современная компьютерная технология - это легкость поиска большого объема информации, миниатюризация хранения, простой и удобный доступ практически к любой информации. Электронный метод позволяет легко и быстро писать, легко вносить исправления, автоматически контролировать орфографию. Все это привлекает людей к новым информационно-коммуникационным технологиям.
Несмотря на достижения современной техники, система письменности, разработанная Л. Брайлем для ЛПЗ, остается основной в представлении информации. Например, основной формой фиксации учебного материала для тотально незрячих школьников все еще остается система Брайля, т.к. именно по этой системе незрячий ученик, изучая любой предмет, особенно язык и литературу, может повышать свою грамотность.
«Читая руками», ЛПЗ «видят» те слова и предложения, которые и дают им возможность не делать орфографических ошибок. Эти ошибки не фиксируются в памяти человека при использовании говорящих книг или использовании компьютеров со звуковыми синтезаторами речи. При записи по системе Брайля человек использует не только слуховую память, но и «зрительную», как бы это парадоксально ни звучало, т.к., только записывая на брайлевскую бумагу, незрячий человек пропускает всю информацию через свою память и тем самым абстрактно «видит» этот текст, т.е. запоминает, на какой странице и в каком месте записана та или иная информация. Кроме того, только по этой системе возможно чтение математических формул, т.к. синтезаторы речи большей частью озвучивают их неправильно.
Самое простое и очевидное для обработки информации - это обыкновенный текстовый файл. Несомненными достоинствами такой формы представления информации являются их общность и компактность. Практически каждая платформа располагает средствами для работы с текстовыми файлами, и перенос их с одной платформы на другую требует минимальных усилий. Информация, представленная в такой форме, довольно эффективно сжимается всевозможными компрессорами и архива-
торами, что позволяет сохранить примерно до тысячи страниц текста на одной дискете. Текстовый файл легко может быть распечатан по системе Л. Брайля. Однако текстовому формату присущ ряд недостатков, ограничивающих область его использования. Этот формат удобен лишь для представления чисто текстовой информации. Что же касается математических формул или рисунков, то возможности его крайне слабы. Да и текст дается в рафинированном виде, лишенном особенностей шрифта и раскраски. Это ограничение преодолевается в формате MSWord. Несмотря на то, что данный формат и получил весьма широкое распространение, он достаточно жестко привязан к конкретной платформе и вызывает проблемы при переносе материала на другую.
С нашей точки зрения, серьезным недостатком текстового формата является отсутствие в нем каких бы то ни было средств навигации по тексту. Конечно, ситуация во многом облегчается тем, что всякий редактор имеет в своем арсенале механизм контекстного поиска, например, словарь в текстовом виде может быть вполне пригоден к практическому использованию. Однако наиболее уместным текстовый формат оказывается там, где предполагается последовательное чтение материала.
Еще один достаточно распространенный формат представления текстовой информации - это формат PDE Он достаточно богат возможностями, лишен ограничений текстового формата и позволяет вполне адекватно передавать все особенности печатного текста. Он располагает некоторыми средствами навигации. Это связано с тем, что для работы с информацией необходимы специальные адаптированные программные средства, которые существуют для нескольких широко распространенных платформ. Кроме того, разработчики не оставляют без внимания специфику работы ЛПЗ и обеспечивают сервис, позволяющий преобразовать информацию в другие, более доступные форматы. Ознакомиться с этими сервисами можно по адресу http://access.adobe.com.
Существуют и такие программные средства, позволяющие проделывать эту операцию локально на своем компьютере. Однако данное преобразование не всегда приводит к желаемому результату. Здесь следует отметить, что формат PDF располагает определенными средствами защиты авторских прав.
Рассмотрим еще один из популярных форматов создания и хранения информации - формат НТМЬ. Гипертекстовый по своей природе, он располагает замечательными возможностями навигации по тексту, что делает его весьма пригодным для представления материалов учебного и справочного характера. Этот формат совершенно открытый и ни к какой конкретной платформе или специальному программному обеспечению не привязан. Необходимый для комфортного просмотра браузер есть практически везде. Удобство доступа к информации ЛПЗ здесь главным образом зависит от оформления материала [5, 6].
В компьютерном рельефно-точечном шрифте кроме шести основных используются две дополнительные точки, что увеличивает количество возможных комбинаций и позволяет обойтись без использования многоклеточных знаков, обеспечивая тем самым взаимно однозначное соответствие между текстовыми символами на экране и брайлевском дисплее. При этом обозначения основных символов совпадают с обозначениями, принятыми в стандартном брайлевском шрифте [7].
Кроме текстовой информации некоторые брайлевские принтеры могут выводить и графическое рельефноточечное изображение. Возможность читать графические изображения, расширяя сферу восприятия ЛПЗ, способствует конкретизации представлений, развитию воображения, образно-логического и пространственного мышления.
Графический вывод на брайлевский принтер используется чаще всего для печати планов, схем, графиков и т.п. Разумеется, изобразительные возможности и разрешающая способность рельефно-точечной графики существенно уступают обычным, обеспечиваемым визуальным восприятием. Поэтому вывод сложных графических объектов в рельефно-точечной форме затруднителен и часто не целесообразен. Однако даже при печати несложной графики возникает задача специальной подготовки изображения в соответствии с разрешающей способностью принтера и уровнем детализации, доступным для осязательного восприятия. Для решения этой задачи в России и за рубежом разработаны специальные программные средства [8].
Печать с помощью брайлевского принтера является не единственным, но самым доступным способом создания рельефных графических изображений. Когда требуется оперативно напечатать рисунки небольшим тиражом, например, при подготовке рабочих материалов по физике, математике и т.д., такой способ весьма целесообразен. Ориентировочно ту же область применения имеет печать на специальной бумаге с термоподъемом (изображение сначала наносится с помощью обычного лазерного принтера, а затем путем прогрева в специальном устройстве обеспечивается его рельефность), однако высокая цена термобумаги (около $1 за лист формата А4) делает этот способ менее распространенным.
К сожалению, до настоящего времени в нашей стране адаптивные, компьютерные технологии подготовки и печати рельефной графики освоены слабо. Причинами этого, по-видимому, являются недооценка значимости использования графических изображений для развития познавательной сферы ЛПЗ и отсутствие специалистов с большим опытом по созданию рельефной графики с помощью адаптивных, компьютерных технологий. В этой связи в РФ книгоиздание по системе Брайля по-прежнему остается большой проблемой в информационном обеспечении ЛПЗ. Официальными издателями документов специальных форматов в настоящее время явля-
ются ИПТК «Логос» ВОС, МИПО «Репро» (г. Москва) и Санкт-Петербургское издательство ВОС «Чтение», возможности которых весьма ограничены [9].
В Республике Саха (Якутия) издание учебнометодической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля для ЛПЗ стало возможным в конце ХХ века [10]. Первая книга по системе Брайля была издана 19 мая 1995 г. Это сборник стихов и поэм «Я вижу сердцем» поэта Ивана Горного. Особенность этого издания заключается в том, что она была напечатана на якутском языке. Группа разработчиков якутского алфавита для ЛПЗ по системе Брайля многие годы в дебатах и спорах пыталась прийти к общему мнению. Для обсуждения вопроса были представлены несколько вариантов. В итоге был выбран вариант, предложенный И.Н. Егоровым, который является автором якутского алфавита с точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля. Он составил данный вариант алфавита, используя принцип схожести по начертанию якутских букв. Он оказался созвучным принципу Луи Брайля.
Эта книга была подготовлена к печати Ю.А. Москви-тиным, Л.И. Васильевой и П.Р. Егоровым и издана на базе учебно-производственного вычислительного центра (УПВЦ) «Толбон», созданного в 1991 году при Якутском государственном университете. Цели и задачи УПВЦ «Толбон» - это содействие государству и обществу в социальной и профессиональной реабилитации инвалидов - учащихся, студентов, аспирантов и специалистов, создание для ЛПЗ автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров и последующее их трудоустройство.
В настоящее время в УПВЦ «Толбон» имеются три брайлевских принтера Everest, на которых распечатывается учебно-методическая, научно-популярная и художественная литература на якутском и других языках. Для издания литературы на якутском языке по системе Брайля в этом центре была разработана специальная методика. Для написания якутских букв и дифтонгов, отличных от русских букв, разработаны новые коды в брайлевском шеститочии. На основании этого в брайлевский принтер Everest была введена уникальная кодировка якутских букв. При обработке набранного текста для печати на брайлевском принтере Ю.А. Москвитиным была разработана специальная программа TextEve, с помощью которой можно разбивать текст на страницы, устанавливать номера страниц, удалять лишние пробелы, заменять символы, расставлять открывающие и закрывающие кавычки. Были созданы специальные приспособления для беговки бумаги, для шитья и ручной пресс для склеивания и переплёта книг [11].
С момента издания первой книги на якутском языке к началу 2009 г. в УПВЦ издано более 43 наименований учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля на разных языках. В их числе «Азбука» И.И. Каратаева для якутских
школ; «Якутские народные сказки»; «Учебник немецкого языка»; учебное пособие В.С. Крамора для выпускников средних школ «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа»; руководство по Microsoft Excel; пособие П.Р. Егорова «Компьютер - ваш помощник и друг» [12] и другие.
Объем проведённой работы и практика УПВЦ «Толбон» по внедрению новых информационнокоммуникационных технологий для издания учебнометодической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля показывают, что на современном этапе развития адаптивных компьютерных технологий возможность технологичного сканирования плоскопечатных текстов позволяет легко и быстро получать их брайлевский эквивалент. В этих условиях средства информационно-коммуникационных технологий становятся доступным инструментом для использования учебно-методической и научно-популярной литературы в учебном процессе и в повседневной жизни ЛПЗ.
Л и т е р а т у р а
1. Картавцев С.А. Современное состояние информационного обеспечения незрячих на Украине: материалы международной научно-практической конференции // Роль компьютерных технологий в интеллектуальном труде незрячих. Перспективы развития и применения. - Нижний Новгород, 1999. - С. 26-29.
2. Бирючков М.В. Автор великого шеститочия Луи Брайль.
- М.: Изд-во РГБС, ООО ИПТК Логос ВОС, 2002. - 363 с.
3. Зурита П. Открытое письмо Луи Брайлю // Школьный вестник. - 2003. - № 6. - С. 32-34.
4. Русская страница фирмы BAUM Retec AG. http://www. tibsev.org/ (дата обращения: 16.04.09).
5. Хаертдинов И. Актуальность системы Брайля на современном этапе: материалы конференции «РЕАКОМП». - М., 2003. - С. 56-59
6. Порецкий И.Б. Различные формы учебной и справочной литературы с точки зрения удобства невизуального доступа: материалы Всероссийской конференции «РЕАКОМП». - М.,
2003. - С. 81-84.
7. Российская компьютерная система восьми точечных кодов Брайля. Математическое обеспечение брайлевского принтера «EVEREST»: руководство пользователя. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1996. - 24 с.
8. Рощина М.А., Кекутия И.П. Система Брайля и компьютерные тифлотехнологии: материалы конференции «Рельефноточечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира». - М.: РЕАКОМП,
2004. - С.91-94.
9. Макеева А.Д. Роль библиотеки в образовании и трудоустройстве незрячих: материалы международной научнопрактической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы». -М., 2003. - С. 34-38.
10. Егоров П.Р. Высшее образование инвалидов в республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы». - М., 2003. - С. 57-60.
11. Егоров П.Р. Использование информационных технологий и тифлосредств в обучении студентов-инвалидов по зрению: материалы Всероссийской научной конференции ИТНОЭ. - Якутск, 2005. - С. 23.
12. Егоров П.Р. Компьютер - ваш помощник и друг: учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2005. - 127 с.
PR. Egorov
Using of information and communication technologies in publishing educational and popular science academic books by Braille’s method
The author investigates origin of the system of writing and reading using dot-relief script invented by Frenchman Louis Braille for the people with weak eyesight in the republic, Russian and world educational areas. Developing the Yakut language alphabet on the basis of Braille’s system is an important part of the Yakut philology described in the article. Besides, the article deals with the experience of publishing text books and fiction using new information and communication technologies for the people with weak eyesight in the Republic of Sakha of (Yakutia) in Yakut and other languages.
Key words: Braille’s system, dot-relief script, Yakut alphabet for people with weak eyesight, adaptive computer technologies, Braille’s printer