КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иб.^И
is
Сдкдолова Марина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга
Марчук Вероника Ивановна,
старший преподаватель кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института ФГБОУ ВПО ««Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга
Подкорова Елена Анатольевна,
старший преподаватель кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института ФГБОУ ВПО ««Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга [email protected]
Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы кадрового обеспечения российских предприятий, взаимодействия со стратегическими партнерами, адаптации обучающихся, использования новых педагогических технологий в подготовке бакалавров, мониторинга востребованности.
Ключевые слова: техническое образование, кадры, адаптация, педагогические технологии, мониторинг.
Ракдел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
При рассмотрении проблем кадрового обеспечения российских предприятий нельзя не учитывать особую ситуацию, сложившуюся в отечественной промышленности. Российские предприятия вынуждены существовать в условиях снижения государственного заказа, отсутствия инвестиций для модернизации технологического оборудования, дефицита необходимых материалов, жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей. При такой принципиально изменившейся ситуации задачей Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета стала максимально быстрая адаптация к этому учебного процесса, направленная на выпуск инженеров нового поколения, владеющих современной техникой, обладающих особыми компетенциями, позволяющими эффективно применять теоретические знания на практике. Возникла необходимость подготовки специалистов с универсальной базовой компонентой, способных работать в любой из областей науки и техники при определенной дополнительной специальной подготовке (либо в рамках специализации).
Проблемы восстановления промышленного потенциала и проблемы обновления и востребованности технического образования необходимо решать совместно, при объединении возможностей, потенциалов и ресурсов промышленности и образовательных учреждений. Поэтому в вузе развитию стратегического партнерства с предприятиями и организациями уделяется особое внимание. Основным стимулом сотрудничества вуза с промышленными предприятиями и организациями является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.
rw <1 IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
is
Стратегическое партнерство вуза с промышленными компаниями и бизнесом предполагает наличие у партнеров помимо заинтересованности в выпускниках-профессионалах еще и стремления к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству, готовности вкладывать финансовые и материальные ресурсы в подготовку специалистов и предоставлять свою материально-техническую базу для осуществления учебной деятельности, желания практиковать участие ведущих специалистов предприятий в учебном процессе вуза.
На сегодняшний день основное взаимодействие вуза со стратегическими партнерами осуществляется по следующим направлениям:
- участие ведущих специалистов предприятий в формировании рабочих программ по спецкурсам;
- проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с участием студентов;
- привлечение производственников к ведению занятий со студентами по отдельным разделам дисциплин, актуальным проблемам промышленности;
- проведение лабораторных работ, изучение оборудования и приобретение навыков его эксплуатации в учебных центрах при предприятиях;
- предоставление возможности прохождения производственной и преддипломной практики на рабочих местах;
- выполнение дипломных проектов по реальной тематике непосредственно на предприятии с последующим трудоустройством;
- участие ведущих специалистов и руководителей предприятий в государственных аттестационных комиссиях, рецензирование выпускных квалификационных работ;
- трудоустройство выпускников вуза;
- модернизация программного обеспечения, учебно-научной базы за счет спонсорских средств предприятий и организаций.
Развитие стратегического партнерства института осуществляется на основании договоров, заключаемых вузом с предприятиями и организациями.
В целях использования возможностей успешной адаптации учащейся молодежи к рынку труда был предпринят анализ инноваций, связанных с целью использования в высшей профессиональной школе новых педагогических технологий, изменения нормативной базы учреждений профессионального образования в сфере профессионального обучения, практики социального партнерства и сетевого взаимодействия на различных этапах, использования обучающих технологий, вариативных программ и моделей самоопределения [1].
По мнению Л. Г. Семушкиной, Н. Г. Ярошенко, «педагогические технологии -это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей».
В настоящее время главная задача учреждений профессионального образования - подготовить специалистов для созидательной и творческой деятельности и научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно развивающимся миром профессионального труда.
В процессе подготовки специалистов используются следующие педагогические технологии:
- личностно ориентированные технологии обучения, которые способствуют открытию личностью собственных смыслов и выявлению ценностей. Активизация
rw IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иб.^И
is
обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися посредством проблемной лекции, семинара-дискуссии, дискуссии (интервью, круглый стол, пресс-конференция, «мозговая атака»);
- технологии коллективного обучения, используются на семинарских, лабораторных и практических занятиях;
- технология знаково-контекстного обучения, обеспечивающая уровень личностного включения обучающегося в процессы познания и овладения профессиональной деятельностью. Базовые формы: лекции, телелекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, деловые игры, игровые формы занятий, научно-исследовательская работа, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование, лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы и спецсеминары;
- игровые технологии, обеспечивающие использование обучающимися общественного опыта для решения комплексных задач (психодрамы, коллективные творческие дела);
- компьютерные технологии обучения, обеспечивающие владение новыми информационными технологиями (интерактивная лекция, компьютерные обучающие программы, система дистанционного обучения, электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы, электронные библиотеки) и их эффективное применение в своей профессиональной деятельности;
- предметно ориентированные технологии обучения, обеспечивающие содержание изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне;
- деятельностные технологии обучения - моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе вуза, обеспечивают безболезненный переход обучающихся к выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональные пробы);
- технологии модульного обучения, обеспечивающие активность обучающегося в процессе учебной деятельности, самоконтроль за своей деятельностью (самостоятельное изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач);
- метод проектов - приобщение обучающегося к экспериментальной работе;
- поисково-исследовательская технология, обеспечивающая включенность обучающегося в научно-исследовательскую работу и др.
Для обеспечения высокого уровня сформированности компетенции обучающихся и достижения результата технологии обучения и формы организации обучения включают групповые и индивидуальные формы работы обучающихся.
На основе комплексной программы развития вуза, которая является инструментом стратегического менеджмента и направлена на совершенствование деятельности образовательного процесса в применении современных образовательных технологий, нацелена на повышение его конкурентоспособности, используются технологии по следующим направлениям:
- повышение качества образования: создание лекций и практических занятий нового качества на основе современных мультимедийных технологий, нового качества лабораторных практикумов с использованием современного оборудования;
- создание информационно-обучающей среды вуза и наполнение (содержимого) электронной библиотеки электронными учебными ресурсами, разработанными для всех дисциплин учебных планов бакалавриата и магистратуры; внедрение в практику преподавателей технологий инновационного инженерного образования проектно-организованных технологий, проблемно ориентированных технологий, «контекстного обучения», методов "Case Studies”, Moodle;
rw 2 ^
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Ис-
ART 15064
15064 УДК 378.147
- повышение уровня преподавания: участие профессорско-преподавательского состава в конкурсах, овладение информационно-коммуникационными технологиями, постоянное повышение квалификации сотрудников по иностранным языкам, прохождение зарубежных стажировок, участие в международных проектах, увеличение числа профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями; защита кандидатских и докторских диссертаций, создание сертифицированных учебных центров и повышение квалификации студентов и сотрудников института в области информационных технологий;
- повышение уровня научно-исследовательской работы: участие преподавателей в научно-исследовательских международных проектах; договоры о стратегическом партнерстве с ведущими российскими и зарубежными научно-исследовательскими и производственными организациями, развитие базы лицензированного программного обеспечения, обновление научной технологической базы, получение охранных документов интеллектуальной собственности, заключение лицензионных соглашений, создание организационно-методической базы инновационной деятельности института;
- реализация интегрированной системы обучения - инженерно-производственная подготовка, представляющая собой особую форму и неотъемлемую часть учебного процесса, основанную на личном участии студентов института в производственном процессе базового и иных предприятий и организаций (любых форм собственности) и в научно-исследовательской работе на кафедрах института.
В процессе обучения применяются как традиционные методы организации учебного процесса: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовые проекты и работы, самостоятельная работа студентов, практика, выпускные квалификационные работы, промежуточная и итоговая аттестация, так и инженерно-производственная подготовка студентов - особая форма и неотъемлемая часть учебного процесса, основанная на личном участии студентов в производственном процессе базового и иных предприятий и в научно-исследовательской работе на кафедрах института [2].
Инженерно-производственная подготовка призвана решать следующие основные задачи:
- закреплять и углублять теоретические знания, необходимые студентам для эффективной работы в условиях современного производства как в качестве специалистов, так и в качестве руководителей первичных трудовых коллективов;
- прививать навыки практической реализации теоретических знаний в вопросах организации управления производственными процессами и трудовыми коллективами;
- воспитывать у студентов добросовестное отношение к труду, привлекая их к активному участию в общественной жизни трудовых коллективов;
- обеспечивать использование выпускников на производстве в соответствии с их деловыми и личностными качествами и потребностями базового предприятия.
Практическое изучение основ инженерно-производственной подготовки предусматривает проведение экскурсий, лабораторных работ и практических занятий при подготовке к сдаче на разряд по специально разработанным программам.
Организационная работа по трудоустройству и перемещению студентов по рабочим местам и инженерно-техническим должностям осуществляется руководителем инженерно-производственной подготовки от института в тесном контакте с отделом кадров предприятий.
В соответствии со стандартом практика - это часть основной образовательной программы высшего профессионального образования, обеспечивающая передачу и усвоение конкретных умений и навыков в данной предметной области.
rw Д IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иб.^И
is
Экспериментальная работа в вузе направлена на повышение качества учебного процесса и совершенствование системы подготовки по всем образовательным программам. В процессе обучения разрабатываются, апробируются и внедряются разнообразные формы и методы обучения, направленные на повышение результативности. При совершенствовании форм и методов обучения учитываются основные принципы: усиление практической направленности содержания курсов, увеличение доли форм учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие, а не на простое воспроизведение знаний.
В процессе обучения студентов используются семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач (кейсов), мультимедийная поддержка в технологии слайд-шоу. Совершенствование учебного процесса, внедрение новых форм и методов обучения, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов осуществляются за счет использования различных видов проблемного обучения (проблемное изложение материала, решение проблемных ситуаций, ретроспективный анализ собственного опыта и его проблематизация), использования проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, «контекстного обучения», применения предпринимательских идей в содержании курсов, индивидуализации обучения в условиях группового взаимодействия с использованием индивидуальных учебных заданий.
Одной из эффективных и перспективных форм организации учебного процесса является научно-исследовательская работа студентов.
Практика показала, что использование активных методов обучения в вузе повышает мотивацию студентов к обучению, способствует переводу пассивных знаний в умения, предоставляет широкие возможности для творчества, формирует необходимые в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества.
В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых вузом, ростом числа студентов, обучающихся по заочной и очно-заочной формам обучения, ростом числа иногородних студентов, а также в целях повышения качества образовательного процесса проводится работа по созданию коммуникационно-образовательной среды и внедрению компьютерно-сетевых технологий обучения.
Первым шагом на пути формирования электронных образовательных ресурсов вуза было создание базы электронных учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) для студентов заочной формы обучения. В состав этих комплексов введены: рабочие программы дисциплины, задания и методические указания для выполнения контрольных, практических, лабораторных и курсовых работ, учебные пособия, глоссарии, списки рекомендуемой литературы, банк контролирующих материалов и др.
Следующим этапом внедрения компьютерно-сетевых технологий в вузе было создание полноценной коммуникационной образовательной среды, обеспечивающей дистанционный доступ студентов к образовательным ресурсам и общение с преподавателями по сети Интернет.
Были разработаны пробные курсы по дисциплинам, внедрена среда дистанционного обучения по сети Интернет на платформе Moodle. Среда дистанционного обучения Moodle - это один из флагманов в данной отрасли, разрабатываемый по принципам Open Source под лицензией GNU GPL. Moodle реализует богатый функционал, сравнимый с ведущими коммерческими системами, и мог быть гибко надстроен и адаптирован к нуждам конкретного образовательного учреждения. Это стало возможным благодаря широкому сообществу пользователей и разработчиков со всего мира, поддерживающих данный продукт.
(V Г IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
is
Разработанные курсы включают в себя полный набор учебно-методических материалов, обеспечивающих возможность изучения дисциплины, получения консультаций преподавателя, использования тестов, практических и контрольных работ. В информационном ресурсе дисциплины выложены лекционный материал и практические задания по неделям в соответствии с учебно-методической картой дисциплины. В методических материалах представлены пособия по дисциплине, материал для самостоятельного изучения, презентации Power Point как дополнительный и наглядный источник знаний. Также в ресурсе представлены глоссарии, содержащие перечень основных понятий курса.
При разработке курсов реализуется возможность отправки на проверку преподавателю практических заданий через Интернет. Задания сдаются в виде нескольких файлов в зависимости от вида практических работ.
Для проверки знаний студента используется специальная система промежуточного контроля знаний - контрольные точки. Каждую из них можно сдать в определённое время в режиме онлайн; если по каким-либо причинам студент пропустил занятие, он имеет возможность, пользуясь услугами Интернета, ответить на вопросы, поставленные преподавателем. Результаты тестирования предоставляются преподавателю в развернутом виде. Также в коммуникационно-образовательной среде организованы форумы и чаты для общения преподавателей и студентов [3].
Основными задачами вуза в сфере развития компьютерно-сетевых технологий обучения, которые были реализованы, являлись:
- развитие коммуникационной образовательной среды института;
- внедрение в образовательный процесс компьютерно-сетевых технологий обучения по всем основным и дополнительным образовательным программам вуза;
- разработка и внедрение программ повышения квалификации преподавателей вуза в области современных информационных технологий;
- осуществление консультационной деятельности по внедрению компьютерно-сетевых технологий в учебную деятельность студентов и преподавателей вуза.
Осуществляется работа по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса по двум основным направлениям:
- создание развивающейся системы постоянно обновляющихся организационно-методических, научно-методических и учебно-методических материалов;
- разработка и выполнение мероприятий по организации, управлению и координации методической работы на различных структурных уровнях института.
Важным аспектом учебно-методической работы является создание комплексов учебно-методических материалов, по содержанию, структуре и оформлению соответствующих современным требованиям. При этом особое внимание уделяется разработке и комплектованию необходимого количества и качества учебно-методических материалов для обеспечения и внедрения новых дисциплин. В современных экономических и материально-технических условиях большое значение приобретает создание компактных малотиражных учебно-методических пособий и раздаточных материалов по дисциплинам.
При проведении учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов наряду с централизованно изданной литературой широко используются изданные преподавателями института учебники и учебные пособия, лабораторные практикумы и методические указания.
В связи с внедрением информационных технологий был сделан акцент на разработку электронных учебных пособий.
6 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иб.^И
is
Работа научно-методического совета является одним из видов участия научно-педагогического коллектива в разработке новых форм организации учебного процесса и реализации современных педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности института.
Основные задачи деятельности научно-методического совета:
- подготовить рекомендации по совершенствованию нормативной базы и научно-методического обеспечения учебного процесса;
- обсудить методы проектирования образовательных программ (с учетом мнения работодателей, родителей, студентов), способов взаимовыгодного сотрудничества с работодателями для разработки технологий введения изменений в образовательные программы на основе результатов соответствующих опросов;
- разработать систему мониторинга качества учебного процесса (в т. ч. деятельности преподавателей);
- организовать конкурсный отбор проектов по приоритетным направлениям совершенствования образовательного процесса;
- проанализировать обеспеченность образовательного процесса комплектами учебно-методических материалов, разработать рекомендации по совершенствованию работы библиотеки и других отделов сопровождения учебного процесса, наполнению образовательного портала;
- проанализировать применение информационных технологий в образовательном процессе, разработать рекомендации по методике их использования;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации преподавателей института в области современных информационных и образовательных технологий;
- организовать экспертизу электронных учебно-методических материалов сотрудников вуза;
- организовать экспертизу монографий, учебников, учебных пособий сотрудников вуза.
Достойный уровень качества знаний студентов института обеспечивается постоянным совершенствованием методической работы, проведением ежемесячных аттестаций, внедрением новых технологий обучения, постоянным вниманием к усилению информатизации учебного процесса.
Контроль различных видов деятельности студентов осуществляется благодаря использованию современных педагогических испытательных материалов, обеспечивающих проверку хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала.
В вузе используется как система ежемесячных аттестаций студентов, так и семестровый контроль. Для этого применяются самые разнообразные формы контроля - как традиционные формы в виде устного опроса по билетам, вопросы которых дают возможность оценить уровни усвоения программного материала, так и педагогическое тестирование с использованием компьютерных технологий как один из методов контроля усвоения студентами умений и навыков, обладающий важными преимуществами перед традиционными методами контроля (эффективность, объективность, дифференцированность) [4].
Научно-исследовательская работа студентов является основным видом деятельности. Учебный процесс базируется на современных достижениях науки. Вовлечение студентов в процесс научного творчества позволяет подготовить широко эрудированного специалиста, способного не только применять конкретные знания на практике, но и активно участвовать в инновационной деятельности.
rw Т IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
is
Основной целью научно-исследовательской деятельности является развитие научно-технического потенциала института как базы подготовки специалистов высшей квалификации. Основные направления научно-исследовательской деятельности охватывают 12 научных специальностей.
Мы стремимся обеспечить высококачественную подготовку кадров для науки, производства и высшей школы. Наиболее важные задачи в этом направлении:
- создать условия, обеспечивающие непрерывность процесса формирования высококвалифицированных научных специалистов;
- обеспечить необходимые условия для наиболее полного использования и развития научно-технического потенциала вуза;
- привлечь студентов и аспирантов к научным исследованиям на всех этапах обучения;
- создать и поддержать научные школы, базирующиеся на кафедрах института.
Научно-исследовательская работа студентов в вузе - это комплекс мероприятий учебного, научного, методического и организационного характера, обеспечивающих обучение всех студентов навыкам научных исследований - применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса и вне его.
В процессе экспериментальной работы устанавливаются деловые контакты, выстраивается определенная система взаимоотношений между практикантом и работниками предприятий различных уровней, причем последние получают достаточно объективное представление об уровне подготовки студента, его знаниях, умениях и навыках.
Анализ отзывов предприятий, где работают выпускники института, показывает: выпускники имеют достаточный уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков; быстро адаптируются в производственных условиях, хорошо ориентируются в решении производственных задач.
Исследование показало, что использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения - это процесс модернизации системы образования, который позволяет по-новому осуществлять образовательную деятельность.
В соответствии с выделенными критериями и показателями нами был проведен мониторинг успешности адаптации обучающихся к рынку труда. Исследование установило позитивные изменения в когнитивной, мотивационной и деятельностной сферах деятельности обучающихся.
В ходе исследования осуществлялась оценка значимости факторов, влияющих на профессиональную адаптацию учащейся молодежи, получено подтверждение, что возросли: профессиональный интерес к профессии на 26%; желание реализовать себя как личность на 38%; желание изучать специальные дисциплины на 28%; возможность сделать карьеру на 43% (данные представлены в таблице).
Мотивы и факторы, влияющие на профессиональную адаптацию
Варианты ответов На начало эксперимента, % На конец эксперимента, %
Изучение специальных дисциплин 30 58
Интерес к профессии 24 50
Возможность сделать карьеру 22 65
Желание реализовать себя как личность 6 44
Было установлено, что обучающиеся в значительной мере адекватно оценивают ситуации и существующие условия на рынке труда и образовательных услуг и в соответствии с этим выстраивают свои профессиональные и жизненные планы.
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15064 УДК 378.147
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15064. - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Иб.^И
is
В процессе исследования, оценивая свою деятельность в образовательном учреждении, 75% обучающихся ответили, что довольны ею, 85% довольны процессом обучения, 81% удовлетворен выбранной профессией и не планирует ее менять, изменилась информированность о мире профессий на рынке труда у 37% обучающихся.
Было выявлено улучшение социального самочувствия обучающихся, которое, как правило, было связано с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.
300%
250%
200%
150%
100%
50%
0%
МЧМ ГШО СП ТМС АИ ИС Бухучет Мен.орг.
Востребованность выпускников вуза по подразделениям
Согласно мониторингу востребованности, проводимому Управлением непрерывного профессионального образования и трудоустройства специалистов, на основе данных о заявках на специалистов можно судить о высоком спросе на выпускников вуза. Как показывают исследования, в последние годы наблюдается стабильный рост потребности в специалистах технических направлений.
Ссылки на источники
1. Чурекова Т. М. Проблемы адаптации молодых специалистов // Вестник филиала КемГУ в г. Анжеро-Судженске. - 2011. - Вып. 9.
2. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жуткова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тишанина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - 184 с.
3. Руднева Е. Л., Панина Т. С., Клецов Ю. В., Фаломкин А. В. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. - 200 с.
4. Комплексная программа развития муниципального образования «Юргинский городской округ» через систему опережающей подготовки специалистов для инновационной экономики Кузбасса на 2011-2020 годы: монография / А. Б. Ефременков, М. П. Пальянов, В. Л. Бибик и др. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - 73 с.
ISSN 2304-120Х
Marina Suzdalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Economics and Automated Control Systems, Jurga Technology Institute, branch of National Research Tomsk Polytechnic University, Jurga Veronica Marchuk,
Senior Lecturer at chair of Economics and Automated Control Systems, Jurga Technology Institute, branch of National Research Tomsk Polytechnic University, Jurga Elena Podzorova,
Senior Lecturer at chair of Economics and Automated Control Systems, Jurga Technology Institute, branch
of National Research Tomsk Polytechnic University, Jurga
The use of educational technologies in preparation of bachelors for the domestic economy Abstract. The paper considers the problem of staffing of Russian enterprises, interaction with strategic partners, adaptation of students, use of new educational technologies in preparation of bachelors and demand monitoring. Key words: technical education, human resources, adaptation, educational technology, monitoring.
r>J
9 ~
Суздалова М. А., Марчук В. И., Подзорова Е. А. Ис-
ART 15064 References
15064 УДК 378.147
1. Churekova, T. M. (2011) “Problemy adaptacii molodyh specialistov”, Vestnik filiala KemGU v g. Anzhe-ro-Sudzhenske, vyp. 9 (in Russian).
2. Kasatkina, N. Je., Gradusova, T. K., Zhutkova, T. A. et al. (2011) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v uchebnomprocesse vuza: metod. posobie, GOU “KRIRPO”, Kemerovo, 184 p. (in Russian).
3. Rudneva, E. L., Panina, T. S., Klecov, Ju. V. & Falomkin, A. V. (2009) Formirovanie gosudarstvennogo zakaza regional'noj sisteme professional'nogo obrazovanija, lzd-vo GOU “KRIRPO”, Kemerovo, 200 p. (in Russian).
4. Efremenkov, A. B., Pal'janov, M. P., Bibik V. L. et al. (2012) Kompleksnaja programma razvitija munici-pal'nogo obrazovanija “Jurginskij go-rodskoj okrug” cherez sistemu operezhajushhej podgotovki specialistov dlja innovacionnoj jekonomiki Kuzbassa na 2011-2020 gody: monografija, Izd-vo TPU, Tomsk, 73 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
10 ~