Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних'

Формирование профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DRUG ADDICTION / PROFESSIONAL STRENGTHS OF PERSON / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / RISK GROUP / SOCIAL-PEDAGOGICAL PROPHYLACTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Елена Александровна

В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социально-педагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people

The article is about the problems of building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. It was offered the social-pedagogical program for building the professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. This program was used by social teacher dur-ing the academic year. It was determined it’s effectiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14784 УДК 378.147:316.6

Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Шаталова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул shatel84@inbox.ru

Формирование профессиональных качеств личности студентов -будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних

Аннотация. В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социально-педагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность. Ключевые слова: профессиональные качества личности, социально-педагогическая профилактика, наркозависимость, психоактивные вещества, группа риска. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, является актуальным, так как в настоящее время наркозависимость подрастающего поколения приобретает характер национальной катастрофы, становится социальной болезнью, требующей профессиональной интеграции и координации усилий и резервов общества в ее преодолении.

Социально-педагогическую деятельность с детьми и подростками образовательных учреждений осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсов и резервных возможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся и их общении. Поэтому профессиональная подготовка выпускников педагогического вуза, помимо общепрофессиональных знаний и умений, должна быть направлена на работу с самым разным контингентом детей и подростков, в том числе склонных к наркозависимости [1].

Анализ состояния проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, позволил выявить недостаточную профессиональную сформированность качеств личности студентов, способных осуществлять данного рода деятельность.

Наше исследование позволило выявить необходимость поиска нужной социально-педагогической программы, которая будет способствовать формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

Целью нашего исследования явилось формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

г\л Л г\л

КОНТ TF.TTT

Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -научно-методический электронный, журнал С^цвь'пует № 23. - ART 14784 - °,3 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14784 УДК 378.147:316.6

Исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии в институте психологии и педагогики, где и осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, происходит при изучении психолого-педагогических дисциплин. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» включены дисциплины: «Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков», «Технология работы с детьми с зависимым поведением», «Педагогическая профилактика наркомании», «Технология работы с детьми с девиантным поведением». Их реализация в учебном процессе даёт возможность проводить мероприятия, направленные на формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

Во внеурочное время со студентами организуются конкурсы плакатов «На крючке», «Мы выбираем жизнь», «Рука в руке», посещение морфологического музея, проводятся профилактические мероприятия с использованием мультимедийных образовательных технологий.

С целью формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, нами разработана и реализована социально-педагогическая программа «Созвездие». Большое значение отводилось социально-педагогической работе студентов, которую они организовывали в процессе социальнопедагогической практики - одного из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Реализация разработанной социально-педагогической программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом этапе использованы диагностические методики, с помощью которых был выявлен начальный уровень сформированности профессионально важных качеств личности 25 студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».

Мы изучили профессионально важные качества личности, которые способствуют профилактике наркозависимости несовершеннолетних. К данным качествам мы отнесли: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и тактичность.

Нами была использована диагностика социальной эмпатии (А. Мехрабиан), тест на оценку наблюдательности (А. А. Карелин); поведенческая гибкость и тактичность (экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности).

Результаты диагностики отражены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего среза профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов

Качество Уровень

Высокий Средний Низкий

КЭ КЭ КЭ

Наблюдательность 38,6% 17% 18,7%

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14784

УД

Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.

К 378.147:316.6 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Поведенческая гибкость и тактичность Качество Степень выраженности

Высокая Средняя Низкая

КЭ КЭ КЭ

Принципиальность 5% 45,7% 49,3%

Тактичность 41,5% 52,7% 5,8%

Отзывчивость 48,5% 44,2% 7,3%

Уверенность в себе 25,6% 49,2% 25,2%

Склонность к эмпатии КЭ КЭ КЭ

8,9% 51,7% 39,4%

Условные обозначения: КЭ - констатирующий эксперимент.

Для оценки поведенческой гибкости и тактичности будущих социальных педагогов мы использовали экспресс-диагностику системно-характерологических отношений личности. Данная экспресс-диагностика предполагала самооценку с помощью

7-балльной шкалы степени выраженности черт характера, определяющих исследуемые качества: принципиальность, тактичность, уверенность в себе, отзывчивость.

Нами выявлена степень выраженности выявляемых диагностикой качеств испытуемых, характеризующих поведенческую гибкость и корректность по отношению к людям на начало исследования, наличие которой является непременным условием установления успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости, была следующей: средняя степень выраженности (10 баллов) - отношение к людям; средняя степень выраженности (9 баллов) - отношение к себе; низкая степень выраженности (7 баллов) - отношение к делу.

Для оценки склонности к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы прибегли к диагностике социальной эмпатии, предложенную А. Мехрабианом. По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе только у 8,9% выявлен высокий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии характерен почти для половины опрошенных - 51,7%, низкий уровень эмпатии свойственен для 39,4% опрошенных. Высокий уровень развития эмпатии является важным в работе с подростками, склонными к наркозависимости, так как именно эмпатия является пусковой силой для оказания помощи людям.

Второй этап - основной - заключался в реализации социально-педагогической программы. С этой целью проводились занятия со студентами по следующей тематике: «Социальная болезнь века»; «Мифы о наркомании»; «Факторы риска и факторы защиты»; «Молодость. Красота. Здоровье».

В социально-педагогической работе со студентами - будущими социальными педагогами использовались наглядные и интерактивные методы, такие, как: беседа-демонстрация «Мифы о наркомании», просмотр фильма «Наркомания - это болезнь», «Мифы о наркомании», работа в малых ролевых группах: «специалист», «родитель», «сверстники»; методика «мифы и реальность». На обсуждение выносились такие темы, как: «Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на ее рост», «Наркоманы - люди без будущего», «Наркотики пробуют дети и подростки из социально неблагополучных семей», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Разговор с подростками о наркотиках может не предотвратить, а простимулировать их интерес», «Большинство пользующихся наркотиками идут на преступление, чтобы получить деньги для их приобретения», «Есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания», «Наркомания -это преступление».

IV 3 ^

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14784 УДК 378.147:316.6

Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Все проведённые занятия направлены на формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

Использование таких подходов в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних позволяет, на наш взгляд, не только решать задачи формирования знаний о сущности, последствиях наркомании, методах профилактической работы, но и приобщать и стимулировать потребность в здоровом образе жизни у современной молодежи [2].

Третий этап заключался в проведении повторной диагностики с помощью той

же группы методик, цель которой - сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности социально-педагогической программы «Созвездие».

При повторной диагностике оценке были подвергнуты профессиональные качества личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и корректность (табл. 2).

Таблица 2

Результаты формирующего среза профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов

Качество Уровень

Высокий Средний Низкий

ФЭ ФЭ ФЭ

Наблюдательность 48,7% 25,4% 9,6%

Поведенческая ^' гибкость и тактичность Качество Степень выраженности

Высокая Средняя Низкая

ФЭ ФЭ ФЭ

Принципиальность 10,4% 34,5% 49,3%

Тактичность 49,1% 47,5% 5,8%

Отзывчивость 65,5% 28,6% 7,3%

Уверенность в себе 45,4% 39,2% 25,2%

Склонность к эмпатии ФЭ ФЭ ФЭ

19,1% 44,6% 36,3%

Условные обозначения: ФЭ - формирующий эксперимент.

Наблюдательность мы оценивали с помощью теста, предложенного А. А. Карелиным. Тестирование показало, что высокий уровень наблюдательности выявился у 48,7% опрошенных студентов, что на 10,1% больше, выявилась способность анализировать свои поступки. У 24% студентов наблюдательность достаточно развита, что на 7% больше, чем при исследовании на констатирующем этапе. Значительно уменьшилось количество студентов с низким (с 18,7% до 9,6%) и недостаточным (с 25,7% до 17,7%) уровнем развития наблюдательности, эти студенты стали более внимательны к поведению людей.

Степень выраженности качеств студентов, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность будущих социальных педагогов, по результатам экспрессдиагностики системно-характерологических отношений личности. Сравнение показателей ответов студентов показало увеличение числа студентов, у которых к завер-

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -научно-методический электронный журнал С^цвь'пует № 23. - ART 14784 - °,3 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14784 УДК 378.147:316.6

шению исследования сформировалась высокая степень качеств, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность по отношению к окружающим людям. Поведенческая гибкость и корректность является неотъемлемым условием успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости. Так, к концу опытноэкспериментального исследования была выявлена высокая степень тактичности у 49,1% опрошенных студентов, с низкой степенью данного качества 3,4%; высокая степень отзывчивости увеличилась с 48,5% до 65,5%, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы.

Склонность к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы выявляли при помощи диагностики социальной эмпатии (А. Мехрабиан). Наглядно виден рост числа студентов экспериментальной группы с высоким уровнем склонности к эмпатии к концу исследования (с 8,9% до 19,1%). Число студентов со средним уровнем эмпатии оказался характерным для 44,6% респондентов, а число студентов с низким уровнем эмпатии уменьшилось с 39,4% до 36,3%. Эмпатия для студентов является залогом успешной работы с подростками, склонными к наркозависимости.

Как мы видим, разница в оценочных баллах профессиональных качеств личности экспериментальной группы до и после эксперимента является заметной, что дает возможность говорить об эффективном влиянии разработанной и реализованной социально-педагогической программы по формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

Таким образом, полученные данные подтвердили достоверность ранее проанализированных результатов диагностики, избранные нами критерии и показатели оценки доказали успешность реализации разработанной нами социальнопедагогической программы, которая обеспечивает формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.

Ссылки на источники

1. Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 248 с. - URL: http:esb.general.uni-altai.ru/EBooks/74/sviridov/directory.djvu (дата обращения 12.09.2014).

2. Шаталова Е. А., Шептенко П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2(33). - С. 227-228.

Elena Shatalova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor, Department of Pedagogy,

Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul shatel84@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people

Abstract. The article is about the problems of building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. It was offered the social-pedagogical program for building the professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. This program was used by social teacher during the academic year. It was determined it’s effectiveness.

Key words: professional strengths of person, social-pedagogical prophylactic, drug addiction, psychoactive substances, risk group.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

~ 5 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.