КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14784 УДК 378.147:316.6
Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Шаталова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул shatel84@inbox.ru
Формирование профессиональных качеств личности студентов -будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних
Аннотация. В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социально-педагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность. Ключевые слова: профессиональные качества личности, социально-педагогическая профилактика, наркозависимость, психоактивные вещества, группа риска. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, является актуальным, так как в настоящее время наркозависимость подрастающего поколения приобретает характер национальной катастрофы, становится социальной болезнью, требующей профессиональной интеграции и координации усилий и резервов общества в ее преодолении.
Социально-педагогическую деятельность с детьми и подростками образовательных учреждений осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсов и резервных возможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся и их общении. Поэтому профессиональная подготовка выпускников педагогического вуза, помимо общепрофессиональных знаний и умений, должна быть направлена на работу с самым разным контингентом детей и подростков, в том числе склонных к наркозависимости [1].
Анализ состояния проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, позволил выявить недостаточную профессиональную сформированность качеств личности студентов, способных осуществлять данного рода деятельность.
Наше исследование позволило выявить необходимость поиска нужной социально-педагогической программы, которая будет способствовать формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Целью нашего исследования явилось формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
г\л Л г\л
КОНТ TF.TTT
Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -научно-методический электронный, журнал С^цвь'пует № 23. - ART 14784 - °,3 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Гос. рег.
ART 14784 УДК 378.147:316.6
Исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии в институте психологии и педагогики, где и осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, происходит при изучении психолого-педагогических дисциплин. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» включены дисциплины: «Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков», «Технология работы с детьми с зависимым поведением», «Педагогическая профилактика наркомании», «Технология работы с детьми с девиантным поведением». Их реализация в учебном процессе даёт возможность проводить мероприятия, направленные на формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Во внеурочное время со студентами организуются конкурсы плакатов «На крючке», «Мы выбираем жизнь», «Рука в руке», посещение морфологического музея, проводятся профилактические мероприятия с использованием мультимедийных образовательных технологий.
С целью формирования профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, нами разработана и реализована социально-педагогическая программа «Созвездие». Большое значение отводилось социально-педагогической работе студентов, которую они организовывали в процессе социальнопедагогической практики - одного из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.
Реализация разработанной социально-педагогической программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе использованы диагностические методики, с помощью которых был выявлен начальный уровень сформированности профессионально важных качеств личности 25 студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».
Мы изучили профессионально важные качества личности, которые способствуют профилактике наркозависимости несовершеннолетних. К данным качествам мы отнесли: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и тактичность.
Нами была использована диагностика социальной эмпатии (А. Мехрабиан), тест на оценку наблюдательности (А. А. Карелин); поведенческая гибкость и тактичность (экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности).
Результаты диагностики отражены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего среза профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов
Качество Уровень
Высокий Средний Низкий
КЭ КЭ КЭ
Наблюдательность 38,6% 17% 18,7%
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14784
УД
Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.
К 378.147:316.6 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Поведенческая гибкость и тактичность Качество Степень выраженности
Высокая Средняя Низкая
КЭ КЭ КЭ
Принципиальность 5% 45,7% 49,3%
Тактичность 41,5% 52,7% 5,8%
Отзывчивость 48,5% 44,2% 7,3%
Уверенность в себе 25,6% 49,2% 25,2%
Склонность к эмпатии КЭ КЭ КЭ
8,9% 51,7% 39,4%
Условные обозначения: КЭ - констатирующий эксперимент.
Для оценки поведенческой гибкости и тактичности будущих социальных педагогов мы использовали экспресс-диагностику системно-характерологических отношений личности. Данная экспресс-диагностика предполагала самооценку с помощью
7-балльной шкалы степени выраженности черт характера, определяющих исследуемые качества: принципиальность, тактичность, уверенность в себе, отзывчивость.
Нами выявлена степень выраженности выявляемых диагностикой качеств испытуемых, характеризующих поведенческую гибкость и корректность по отношению к людям на начало исследования, наличие которой является непременным условием установления успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости, была следующей: средняя степень выраженности (10 баллов) - отношение к людям; средняя степень выраженности (9 баллов) - отношение к себе; низкая степень выраженности (7 баллов) - отношение к делу.
Для оценки склонности к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы прибегли к диагностике социальной эмпатии, предложенную А. Мехрабианом. По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе только у 8,9% выявлен высокий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии характерен почти для половины опрошенных - 51,7%, низкий уровень эмпатии свойственен для 39,4% опрошенных. Высокий уровень развития эмпатии является важным в работе с подростками, склонными к наркозависимости, так как именно эмпатия является пусковой силой для оказания помощи людям.
Второй этап - основной - заключался в реализации социально-педагогической программы. С этой целью проводились занятия со студентами по следующей тематике: «Социальная болезнь века»; «Мифы о наркомании»; «Факторы риска и факторы защиты»; «Молодость. Красота. Здоровье».
В социально-педагогической работе со студентами - будущими социальными педагогами использовались наглядные и интерактивные методы, такие, как: беседа-демонстрация «Мифы о наркомании», просмотр фильма «Наркомания - это болезнь», «Мифы о наркомании», работа в малых ролевых группах: «специалист», «родитель», «сверстники»; методика «мифы и реальность». На обсуждение выносились такие темы, как: «Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на ее рост», «Наркоманы - люди без будущего», «Наркотики пробуют дети и подростки из социально неблагополучных семей», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Разговор с подростками о наркотиках может не предотвратить, а простимулировать их интерес», «Большинство пользующихся наркотиками идут на преступление, чтобы получить деньги для их приобретения», «Есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания», «Наркомания -это преступление».
IV 3 ^
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 14784 УДК 378.147:316.6
Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 23. - ART 14784. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Все проведённые занятия направлены на формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Использование таких подходов в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних позволяет, на наш взгляд, не только решать задачи формирования знаний о сущности, последствиях наркомании, методах профилактической работы, но и приобщать и стимулировать потребность в здоровом образе жизни у современной молодежи [2].
Третий этап заключался в проведении повторной диагностики с помощью той
же группы методик, цель которой - сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности социально-педагогической программы «Созвездие».
При повторной диагностике оценке были подвергнуты профессиональные качества личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и корректность (табл. 2).
Таблица 2
Результаты формирующего среза профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов
Качество Уровень
Высокий Средний Низкий
ФЭ ФЭ ФЭ
Наблюдательность 48,7% 25,4% 9,6%
Поведенческая ^' гибкость и тактичность Качество Степень выраженности
Высокая Средняя Низкая
ФЭ ФЭ ФЭ
Принципиальность 10,4% 34,5% 49,3%
Тактичность 49,1% 47,5% 5,8%
Отзывчивость 65,5% 28,6% 7,3%
Уверенность в себе 45,4% 39,2% 25,2%
Склонность к эмпатии ФЭ ФЭ ФЭ
19,1% 44,6% 36,3%
Условные обозначения: ФЭ - формирующий эксперимент.
Наблюдательность мы оценивали с помощью теста, предложенного А. А. Карелиным. Тестирование показало, что высокий уровень наблюдательности выявился у 48,7% опрошенных студентов, что на 10,1% больше, выявилась способность анализировать свои поступки. У 24% студентов наблюдательность достаточно развита, что на 7% больше, чем при исследовании на констатирующем этапе. Значительно уменьшилось количество студентов с низким (с 18,7% до 9,6%) и недостаточным (с 25,7% до 17,7%) уровнем развития наблюдательности, эти студенты стали более внимательны к поведению людей.
Степень выраженности качеств студентов, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность будущих социальных педагогов, по результатам экспрессдиагностики системно-характерологических отношений личности. Сравнение показателей ответов студентов показало увеличение числа студентов, у которых к завер-
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
Шаталова Е. А. Формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Концепт. - 2014. -научно-методический электронный журнал С^цвь'пует № 23. - ART 14784 - °,3 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14784.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Гос. рег.
ART 14784 УДК 378.147:316.6
шению исследования сформировалась высокая степень качеств, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность по отношению к окружающим людям. Поведенческая гибкость и корректность является неотъемлемым условием успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости. Так, к концу опытноэкспериментального исследования была выявлена высокая степень тактичности у 49,1% опрошенных студентов, с низкой степенью данного качества 3,4%; высокая степень отзывчивости увеличилась с 48,5% до 65,5%, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы.
Склонность к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы выявляли при помощи диагностики социальной эмпатии (А. Мехрабиан). Наглядно виден рост числа студентов экспериментальной группы с высоким уровнем склонности к эмпатии к концу исследования (с 8,9% до 19,1%). Число студентов со средним уровнем эмпатии оказался характерным для 44,6% респондентов, а число студентов с низким уровнем эмпатии уменьшилось с 39,4% до 36,3%. Эмпатия для студентов является залогом успешной работы с подростками, склонными к наркозависимости.
Как мы видим, разница в оценочных баллах профессиональных качеств личности экспериментальной группы до и после эксперимента является заметной, что дает возможность говорить об эффективном влиянии разработанной и реализованной социально-педагогической программы по формированию профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Таким образом, полученные данные подтвердили достоверность ранее проанализированных результатов диагностики, избранные нами критерии и показатели оценки доказали успешность реализации разработанной нами социальнопедагогической программы, которая обеспечивает формирование профессиональных качеств личности студентов - будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Ссылки на источники
1. Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 248 с. - URL: http:esb.general.uni-altai.ru/EBooks/74/sviridov/directory.djvu (дата обращения 12.09.2014).
2. Шаталова Е. А., Шептенко П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2(33). - С. 227-228.
Elena Shatalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor, Department of Pedagogy,
Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul shatel84@inbox.ru
Building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people
Abstract. The article is about the problems of building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. It was offered the social-pedagogical program for building the professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drug-addicted young people. This program was used by social teacher during the academic year. It was determined it’s effectiveness.
Key words: professional strengths of person, social-pedagogical prophylactic, drug addiction, psychoactive substances, risk group.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
~ 5 ~